Гвоздь
Гвоздь — предмет, ритуальные функции и символика которого связаны с признаками "острый", "твердый", "железный".
Гвоздь в похоронной обрядности
Гвоздь при погребении забивают в доме сразу после выноса тела на том месте, где лежал покойник (болг., серб., макед., укр.). Болгары в Добрудже забивают гвоздь в пол через сырое яйцо или разбивают яйцо рядом с забитым гвоздем, разбивают черепицу о гвоздь, замазывают гвоздь глиной. Во Фракии болгары заколачивают гвоздь на месте, где находилась голова покойника; в некоторых селах забивают два гвоздя — где лежали голова и ноги, чтобы покойник не стал вампиром или чтобы в доме не появился еще один покойник (в этом случае заколачивают новый гвоздь).
Болгары-капанцы в течение 40 дней поливают вином и водой место, где забит гвоздь. В Пловдивском кр. с теми же предохранительными целями нередко забивают три гвоздя. В Родопах, заколачивая гвоздь, заклинали: "Когда оживет железо, тогда и мертвый пусть встанет", а в окрестностях Самокова приговаривали: "Чтобы не было второй смерти" или "Чтобы после похорон живые занимались своим делом". В зап. Болгарии, в Каменице, после выноса лежавшего на полу мертвеца заколачивали гвоздь туда, где была голова покойника, а на шляпку гвоздя клали топор, "чтобы испугать душу, чтобы она не приняла облик вампира и не приходила домой". Сербы после выноса покойника заколачивали гвоздь в порог дома. На Косовом Поле сербы забивали гвоздь в пол, "чтобы забить смерть, а живым родственникам быть крепкими и стойкими, как железо". В вост. Сербии на месте, где лежал покойник, разбивали яйцо, а с ним и сосуд из тыквы, наполненный водой; затем заколачивали гвоздь. В центр. Сербии тоже разбивали яйцо и вбивали гвоздь в кровать, на которой лежал покойник, "чтобы он не стал вампиром". Гуцулы в Карпатах забивали гвоздь в скамью, на которой лежал покойник, со словами: "Забиваю тя ту, абись стояв за всі голови, доки ты ту аби никому за нас крещеных — не шкодило". На Украине также после выноса покойника забивали зуб от железной бороны под столом, "чтобы не умирали остальные".
Гвоздь защита от болезней и волков
Болгары в Панапориште сразу после рождения ребенка клали на порог гвоздь вместе с красной ниткой, чтобы предотвратить кожные заболевания у младенца. В юж. Фракии болгарки лечили детскую эпилепсию тем, что мать раздевалась донага, вокруг ребенка посыпала просом и очерчивала круг, затем забивала гвоздь в сухое дерево, приговаривая: "Плохая болезнь пусть останется на сухом дереве". В зап. Белоруссии матери лечили своих детей от недержания мочи тем, что забивали вытащенный из пола гвоздь на том месте, где помочился ребенок. В Пиринской Македонии "от волков" клали гвоздь в огонь, "чтобы волк напоролся на гвоздь языком".
Вредоносная магия
Гвоздь как орудие вредоносной магии известен у русских. В Белозерском у. Вологодского кр. рассказывали быличку о том, как в д. Иглине плотники принесли с кладбища гвоздь, спрятали его в избе и колдовали с ним так, что обитатели избы видели в переднем углу покойника, а входя в дом с посторонними людьми, не видели его. К тому же что-то сбрасывало с лавки спящих домочадцев. Так продолжалось, пока не разобрали бревна избы и не нашли в парадном углу вбитый гвоздь от гроба.
Защитная магия
Словенцы взятый с надмогильного креста гвоздь забивают в дверную притолоку хлева для излечения околдованной скотины. Вост. славяне старались, чтобы в гробу (могиле) не было никакого железа, в том числе и гвоздей: гроб сколачивали деревянными гвоздями или связывали доски лыком. Не должно было быть таких гвоздей даже в сапогах покойника. Если его хоронили не в лаптях или "калигах" (в легкой обуви из ткани), а в сапогах, то железные гвозди вытаскивали. Поляки также старались, чтобы не было железных гвоздей в гробу и в обуви покойника. Древние деревянные храмы тоже обычно строились без железных гвоздей. В то же время в Закарпатье существовал обычай класть в гроб колдуну (который, по народным представлениям, мог стать вампиром) стружку, бумагу, бруски осины и гвоздь. Сербы пользовались железными гвоздями как средством против покойника-вампира, забивая ему большой гвоздь в рот и по два меньших в каждую ступню.
В зап. Белоруссии в зоне Волковыска в период между Рождеством и Новым годом запрещалось вбивать куда-либо гвозди и просверливать дырки, т. к. "это могло повредить молодежи".
В с.зап. Польше, в окрестностях г. Чарикова, бытовало верование, что небо вращается вокруг большого Гвоздя Вселенной. Такое представление о "Гвозде Мира" характерно для народов севера Евразии (см. Астрономия народная).
Н. И. Толстой
В христианской традиции это — гвозди креста. Эмблемы святых Себастьяна, Урсулы, Кристины, Эдмунда обозначают мучение и страдание.
Дидро, французский энциклопедист, сравнивал глубокие мысли с железными гвоздями, которые вогнаны в ум так, что потом их ничем нельзя вырвать.
На архетипическом уровне гвоздь, как правило, не является символом вины. Если ты нечаянно наступил на гвоздь, то это знак твоей невнимательности, что и подтверждает русская поговорка "Невинен гвоздь, что в стену лезет — обухом колотят".
На психоаналитическом уровне гвоздь, несомненно, несет фаллическую нагрузку. В знаменитом романе Эриха Марии Ремарка "Черный обелиск" некая фрау Питкер вытаскивает гвоздь анальным сфинктером.
Говорят, что на даче Сталина существовал гвоздь огромных размеров, вбитый в балку. В мифическом плане он осуществлял магико-символическую функцию, помогая власти диктатора. Один из пролетарских поэтов использовал метафору о железных людях, из которых можно делать гвозди, что, несомненно, является элементом социальной магии.
Гвозди участвуют в знаке конечности. Забить гвоздь в крышку гроба значит покончить с кем-либо или с какой-то ситуацией. У спортсменов-футболистов существует выражение "повесить бутсы на гвоздь", которое означает конец спортивной карьеры.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/raznoe/217/gvozdb/2187/