Рождественскiя гаданья
Ночь на Рождество считается благопрiятной для гаданья. Ложась спать, дѣвушка гадаетъ въ карты, послѣ чего съ тремя оставшимися отъ гаданья картами выходитъ на крыльцо и говоритъ:
«Богосуженой, богоряженой, приди со мной въ карты погадать!» Возвращаясь въ комнату, дѣвушка не запираетъ наружныхъ дверей на запоръ, не молится передъ сномъ Богу и ложится не благославясь, а три карты кладетъ подъ подушку. Все это нужно продѣлать тайно отъ всѣхъ, и послѣ призыванiя богосуженаго дѣвушка не должна произнести ни одного слова. По повѣрью богосуженый покажется во снѣ.
Если дѣвушка долго не выходитъ замужъ, какъ говорятъ, − засидится, то нѣкоторые полагаютъ, что она «засажена», заколдована, «замкнута» колдуномъ или колдуньей. Въ Рождественскую ночь «отмыкаютъ» колдовскiй наговоръ. Засидѣвшаяся дѣвушка становится въ сѣни, а ея подруга замыкаетъ на замокъ, а потомъ отмыкаетъ двери на улицу. Засидѣвшаяся въ дѣвицахъ спрашиваетъ: «Что дѣлаешь?» Подруга отвѣчаетъ: «Отмыкаю − дѣло въ ходъ пускаю, отомкну − дѣло въ ходъ пущу». Послѣ того она обходитъ вокругъ дома и снова замыкаетъ и отмыкаетъ замокъ при аналогичномъ вопросѣ и отвѣтѣ: потомъ еще разъ обходитъ вокругъ дома и отмыкаетъ замокъ. Дѣвушка изъ сѣней спрашиваетъ подругу: «Что дѣлаешь?» − «Отмыкаю − дѣло въ ходъ пускаю, отомкну − дѣло въ ходъ пущу; − сама пойду и тебя съ собой возьму (предполагается: − пойду замужъ)», отвѣчаетъ подруга, входитъ въ сѣни, беретъ дѣвушку за руку и обходитъ съ ней вокругъ дома. По убѣжденiю нѣкоторыхъ, дѣвушка послѣ этого непремѣнно выйдетъ замужъ.
Дѣвушка передъ сномъ собираетъ тридевять (27) огарковъ лучины и, устроивъ изъ нихъ клѣтку − подобiе колодца, кладетъ подъ подушку. Затѣмъ она выходитъ на крыльцо и зоветъ: «богосуженый, богоряженый, приходи коня въ моемъ колодцѣ поить!», а потомъ сряду-же ложится спать. Полагаютъ, что богосуженый покажется дѣвушкѣ во снѣ.
Женщина замыкаетъ на ключъ косу дѣвушки, которая сряду-же ложится спать, выходитъ на крыльцо и кличетъ:
«Если есть богосуженой, богоряженой, приходи за ключомъ косу отмыкать!» Ключъ женщина оставляетъ у себя. Богосуженый дѣвушки, полагаютъ, покажется во снѣ женщинѣ, замыкавшей косу.
Приведенныя выше гаданья должны выполняться позднимъ вечеромъ, когда на деревнѣ всѣ улягутся спать, но не позднѣе первыхъ пѣтуховъ. Гадающiе должны хранить во время гаданья и послѣ до сна полное молчанiе; дверей не слѣдуетъ запирать на заложку, и спать надо ложиться не благословясь и не молясь Богу.
Кромѣ того, дѣвушки, а иногда и холостяки съ ними, ходятъ позднимъ вечеромъ на «розстани» − перекрестки дорогъ «слушать». Собирается всегда нечетное число слушающихъ. Одна изъ дѣвушекъ забираетъ съ собою горсть углей и сковородникъ. Остановившись на «ростани» посыпаютъ углемъ снѣгъ и садятся, наклонивъ головы, замолкаютъ и закрываютъ глаза. Дѣвушка, опытная въ гаданьяхъ, обводитъ сковородникомъ кругъ по снѣгу около сидящихъ «очерчиваетъ», приговаривая: «стань черта о черту, отъ земли до неба, отъ неба до земли! Чуръ, чуръ, чуръ!» Это продѣлывается трижды. Затѣмъ и она садится въ кругъ. Черезъ нѣсколько времени собравшiяся могутъ услыхать какiе-либо звуки со стороны деревни или извнѣ. Если дѣвушка услышитъ лай собаки, то съ той стороны прiѣдетъ женихъ; услышитъ парень, − поѣдетъ въ ту сторону жениться. Если услышатъ колокольчики, то стараются вслушаться, у чьего дома въ деревнѣ остановится ихъ звонъ, − въ томъ домѣ будетъ вскорѣ свадьба. Если услышатъ въ какомъ-либо домѣ стукъ, похожiй на тесанье дерева, или на стукъ при паденiи чего-либо (говорятъ – «пало дерево», на которомъ носятъ лохани съ питьемъ скоту въ хлѣвъ), − въ томъ домѣ будетъ покойникъ. Плачь въ домѣ – передъ несчастьемъ, причитанье – передъ свадьбой и т. д. При слушанiи всѣ обязаны хранить полное молчанiе. Считается непремѣнно обязательнымъ очертить кругъ. Въ старину былъ обычай выносить кожу коровы и садиться слушать на нее. Разсказываютъ, что когда то давно ошибочно въ очерченный кругъ не попалъ хвостъ коровьей шкуры, и нечистая сила за этотъ хвостъ поволокла всѣхъ сидѣвшихъ на шкурѣ.
Коренной П. Святки в Заонежье // Олонецкая неделя. 1915.