Символика предметов, используемых при гадании
Многие гадания основаны на толковании поведения домашних животных и насекомых. Чаще других животных для гадания использовались петух, курица, собака, кот, овца, свинья, лошадь. Напр., девушки бегали ночью к овцам, чтобы нащупать первую попавшуюся: если оказывалась белая, то жених будет блондин, если черная — чернявый (рус.). Болгары гадали по цвету овцы, вступившей в загон первой: белая означала свадьбу, черная — плохую жизнь. Гадающие предлагали внесенным в дом животным каждый свой кусок хлеба (зерно, кости) и следили, чей кусок будет съеден первым (тот первым женится или выйдет замуж); наблюдали также, в какую сторону животное пойдет — к двери (предвестие свадьбы) или в угол (предвестие девичества). О нраве будущего мужа, приплоде скота, погоде и женитьбе гадали также по поведению насекомых (паука, таракана, муравьев, божьей коровки).
Положительной символикой при гадании наделялось свойство растений сохранять свежесть. Напр., болгары накануне Юрьева дня закапывали на безымянной могиле горшок с вложенной в него веткой или цветком, наутро доставали и смотрели, сохранилась ли или увяла зелень. Во всех славянских традициях загадывали о жизни или смерти членов семьи по веткам, букетам, траве, венкам, заткнутым в стены дома: зелень, не сохранившая свежести, судила смерть. Расцветание фруктовой ветки, поставленной зимой в воду, было добрым знаком для гадающего.
Символика предметов играла первостепенную роль в коллективных гаданиях, основанных на выпадении жребия. В отдельных сосудах, общем горшке, над блюдом размещали хлеб, зерно (символизирующие удачу в хозяйстве), уголь, золу (символы болезни и печали), землю, щепку, песок (символы смерти), монету, пряжу (символы богатства), кольцо, венок, чепец, ветку, чашку с водой (символы замужества). Гадающий с завязанными глазами сам выбирал наугад один из предметов, или это делал ведущий (в южнославянской традиции - ребенок) для всех гадающих. Другим вариантом подобных гаданий было вынимание из общего сосуда личных вещей, принадлежащих гадающим (колец, бус, лент, платков, поясов), под пение специальных песен, предсказывающих в метафорической форме будущее владельцу вещи. В вост. Сербии такие гадания назывались певанье прстену, в Болгарии — припяване пьрстени или кишки (см. Под. блюдные песни).
Большая группа гаданий основана на приемах бросания предметов (в воду, в колодец, на дерево, на крышу, к потолку), перебрасывания через голову, через забор, разбрасывания по полу и т. п., причем значение придавалось расположению брошенных предметов (напр., башмак, упавший носком к порогу, предвещал замужество; серп, упавший острием к жнецу, — здоровье), их движению в воде, тому, удалось ли их с первого раза забросить наверх, и т. п.
У зап. и вост. славян были широко распространены коллективные гадания, при которых сложенные вместе вещи участников ритуала (пояса, ленты, платки, кольца) многократно подбрасывали вверх ("палали") в полотне, сите, подоле платья, деревянном корыте и следили за тем, чья вещь выпадет первой (что предвещало скорое замужество). На Русском Севере подобные действия, связанные с подбрасыванием снега, кольца (называемые полоть снег, полоть колечко), сочетались с гаданиями по вещим звукам: выйдя на перекресток, девушка набирала снег в передник и, закрыв глаза, потряхивала передник, приговаривая: "Полю, полю, белый снег на собачий след. Где собачка взлает, там мой суженый живет".
При других способах гадания существенными оказывались такие признаки, как четное или нечетное количество захваченных наугад предметов (дров, кольев забора, камней со дна реки и т. п.); количество воды, измеренной вечером и утром следующего дня (убывание воды при утреннем измерении предвещало убыток в семье и хозяйстве); сохранность специально оставленного на ночь на улице хлеба и другой еды, целых зерен при разрезании плода; длина соломинки, вытянутой из стога, крыши, из-под скатерти во время рождественского ужина, и др.
Предметы, используемые в ритуалах гаданий, составляют обширный круг бытовых вещей, пищи, одежды, орудий труда, растительных и природных объектов. Заметная роль в этом ряду отводится ритуальной пище, прежде всего обрядовому хлебу, блинам, специально испеченным для гадания булочкам, хлебным крошкам, а также крупяным блюдам — кутье, каше. Имеющая особое сакральное предназначение (символическое "кормление духов") ритуальная пища часто была самостоятельным объектом гаданий, или само ее наличие создавало условия для получения знаков судьбы. Многие виды гаданий требовали, чтобы гадающий имел при себе пищу с праздничного стола.
Из предметов домашнего и хозяйственного обихода чаще всего использовалась печная утварь (кочерга, ухват, хлебная лопата, помело, а также зола, угли из своей печи); кроме того, веник, квашня, горшок, решето, сито, ложка, блюдо, скатерть, полотно, зеркало, свеча, лучина, льняная кудель, коромысло, оглобля, хомут и т. п.; из предметов одежды — обувь, платок, фартук, пояс, головной убор, девичьи украшения.
Особую роль в гаданиях все славяне отводили домашнему мусору и воде.
Вербальные приговоры при гаданиях
Кроме русских формул, содержащих обращение к нечистой силе и призывы к "суженому-ряженому", в украинских, белорусских и западнославянских традициях известна большая группа приговоров, в которых гадающие обращаются за помощью к Богу, святым, к доле, кукушке, божьей коровке, к гребню, помелу, кутье, к растениям, животным. Напр., белорусы Гомельской обл. в Сочельник подкладывали щепотку кутьи перед сном под подушку и говорили: "Куцця моя, куцицька, родная сестрицька, раскажы усю прауду, як буду жаницця". Расчесывая волосы, девушка говорила: "Гребенець, гребенець, чешы косы под вінець, дай знаці, з ким у пари стаці" (Гомельская обл.). С подобными призывами словаки обращались к вербе, траве: "Трава, зеленая трава <...> скажи мне чистую правду, за кого пойду замуж?". В Сербии в Юрьев день парни ломали ветку ракитника и перед сном клали ее под подушку со словами: "Ракитник, ракитник, не цепляйся за меня, а лучше скажи, кого возьму в жены?"
У зап. славян широко известны гадания о замужестве, при которых молодежь ходила во двор трясти забор, ворота, дерево, сопровождая эти действия приговорной формулой: пол. "Трясу тебя, забор, откуда ты придешь, мой суженый?"; чеш. "Трясу, трясу бузину, отзовись, мой милый, где ты?"
Для того, чтобы узнать, посватается парень или вдовец, украинские девушки при счете кольев забора приговаривали: "Молодець — удовець". Словачки, отсчитывая девятый кол в ограде, произносили: "Это — кол, это — "колица", быть ли мне в этом году невестой?" В Морввской Валахии произнесение словесной формулы было основным ритуальным действием в процсссе гадания: девушка шла ночью на гумно, вставала на колени, произносила приговор и прислушивалась к звукам: "Я с гумна не сойду, пока знамения не получу. С какой стороны веет ветер, откуда отзовется мой милый?"
Л. Н. Виноградова
Гадания
Так называются в России пророчества или предсказания. У славян было много таких гаданий, которым они слепо верили. С великим вниманием примечали они полет птиц, крик зверей, движения пламени и дыма, течение воды. Всякая малость могла ввесть в сомнение легковерных наших предков. Самый обыкновенный способ предсказания состоял в бросании некоторых дощечек, с одной стороны белых, а с другой черных. Кидали их вверх. И когда они падали на землю черною стороною, то предсказатели ожидали счастия; а в противном случае, когда белая сторона покрывала землю, то наверное ожидали они какой-нибудь беды. Когда ж число белых и черных сторон было-равно, то почитали себя довольно счастливыми.
Остаток сих предсказаний можно еще поныне видеть в России: стоит только заглянуть в наши деревни. Прекрасные сельские девушки, начинающие знакомиться с чувствами любви, берут во время святок зеркало, идут с ним при лунном сиянии на двор, глядят в него и думают увидеть будущего своего мужа. О вы, бывшие некогда влюблены! Признайтесь, не каждый ли предмет был для вас зеркалом, в котором вы видели образ своего возлюбленного? Не обвиняйте ж красавиц наших, не обвиняйте добрых наших предков: не они одни были так легковерны. Римлянин Гракх в последний день своей жизни не хотел сделать ни шагу из дома своего, когда во все утро нельзя было довесть куриц до еды.
Андрей Сергеевич Кайсаров. Славянская и российская мифология. Москва, 1810
Гадания о предстоящем браке
В наше время, несомненно, чаще всего практикуются гадания о замужестве; они сохранились во многих областях России. Гадали, как правило, девушки, чтобы узнать, за кого они выйдут замуж, имя жениха, его имущественное положение, холост он или вдовец, внешность или сторону, откуда он появится. Участь незамужней крестьянки была незавидной, поскольку в экономическом и социальном плане ее рассматривали как обузу. Последнее гадание — о том, с какой стороны явится жених, — было особенно важным в условиях сельской общины. Оно могло указать на определенное лицо либо на другую деревню или город; в стране столь обширной, как Россия, они могли быть очень дальними, и это представляло предмет беспокойства. Наиболее подходящим временем для этого вида гадания были святки — двенадцать рождественских дней, описанные выше. Другим таким временем была троицкая неделя: русальная неделя, семицкая неделя, зеленые святки (см. ниже о предсказаниях по растениям). Популярны были также гадания накануне Иванова дня (дня летнего солнцеворота), на Покров (1 октября ст. ст.) и св. Андрея (30 ноября). Чтобы свести гадание на нет и подорвать шансы соперницы на замужество, участницы одной рождественской вечеринки выходили и забрасывали метлу или мутовку на крышу дома, где проходила другая вечеринка (вечернее собрание девушек, которое обычно посещали парни, как правило, под предлогом совместного шитья или прядения, но также с целью поддержать сердечные привязанности). Такое действие гарантировало, что никто из собравшихся в доме в этом году не выйдет замуж, и увеличивало шансы девушек из другого дома.
В.И. Даль приводит длинный, хотя и не очень обстоятельный, список девичьих гаданий, большая часть которых была в той или иной форме зафиксирована исследователями фольклора и местных обычаев. Я по большей части использовал материалы А. Балова для Ярославщины, Д.К. Зеленина — для Новгородчины, М.М. Зимина и В. Смирнова — для Костромского края, П.С. Ефи-менко — для Архангельского края, М.И. Иванова — для Тверского, Г.Г. Шаповаловой и Л.С. Лаврентьевой — для Поволжья, А. Макаренко и Р.П. Матвеевой — для Сибири, Н.Ф. Сумцова — Для Украины, Л.И. Минько — для Белоруссии. Из более общих работ назову А.Н. Афанасьева, А.Е. Бурцева, В.И. Даля, М. Забылина, И.П. Сахарова; на английском языке — У Р.С. Рэлстона. Сообщения этих писавших в разное время авторов неравноценны в том, что касается подробностей, достоверности и мастерства подачи сведений.
Гадание по форме вещества в жидкости
В канун Васильева дня растопленные олово, свинец, воск или яичный белок выливали в воду (иногда отмечается: в святую воду); предсказания делали в зависимости от того, какую форму принимали эти вещества. Видимо, так гадали представительницы всех социальных слоев, от крестьянки до царевны, хотя можно подозревать, что для многих это была всего лишь светская игра. Джон Паркинсон, преподаватель из Оксфорда, посетивший Россию в 1792—1794 годах, наблюдал такую картину: У графа Головкина, чтобы предсказать судьбу, лили свинец — суеверие, которому всегда предаются в канун Нового года. С этой же целью использовали и воск. В этот же вечер они предаются и некоторым другим суеверным действиям, которые у нас можно наблюдать в канун дня св. Марка Следует отметить, что эта ученая беспристрастность несколько необычна для иностранного путешественника, пишущего о России, — слишком часто они с презрением или насмешкой описывали практики, которые были широко распространены и у них на родине.
Некоторые русские авторы приводят перечни (по регионам России) таких, получавшихся в ходе гадания образов, наделявшихся определенным значением. Например, у И.П. Сахарова: церковь означает замужество для молодой женщины, но смерть — для пожилой; корабль под парусами означает возвращение мужа для замужней женщины, замужество в чужую деревню — для молодой девушки; если весь яичный белок опускается на дно, это предвещает смерть, пожар или иное несчастье; в гадании с металлами сторона, откуда поднимается пар, означает, в какой стороне расположен будущий дом. У М.М. Зимина: церковь означает замужество; конкретная церковь указывает на приход, к которому принадлежит будущий муж; крест означает тяжелую жизнь; печь предвещает печаль (игра слов: печь — печаль). У А. Балова: корона (венец) означает брак, гроб — смерть, телега — путешествие.
Слова, обозначающие эту практику и гадальщиков, зафиксированы у В.И. Даля: восколитие (см. воск), оловолей, оловолиятелъ, оловогадатель (см. олово). В.В. Набоков цитирует Требник 1639 года (Потребник, сборник молитв и священнодействий, совершаемых в особых случаях): в нем восколей и оловолей названы чародеями. Считалось, что все эти способы гаданий наиболее эффективны, если они совершаются в полночь в бане; в России для совершения серьезных гаданий чаще всего указывается именно это сочетание времени и места: отсюда и название настоящей книги. Практика литья воска или металла была очень широко распространена по всей Европе. В более изощренном варианте гадания с литьем олова получившийся слиток подносят к источнику света и интерпретируют очертания тени, которую он отбросит.
Гадание по теням, дыму или огню
Этот вид гаданий в различных вариантах известен по всему миру. Ниже перечисляются несколько способов, зафиксированных в России. Сложить веером листок тонкой бумаги, поставить вертикально и поднести огонь — по тени, отброшенной горелой бумагой, судят о будущем. Сторона, откуда появится будущий муж, может быть определена по направлению дыма от горящих сбритых волос. А.Н. Афанасьев описывает несколько способов гадания, связанных с огнем: поднести лучину к горящему угольку и подуть: если она загорится нескоро, то у мужа будет тяжелый характер; посмотреть, в какую сторону падает пепел с лучины, — оттуда будет будущий муж (Тамбовщина); налить воду в сковороду, пустить туда хлопки (клочки кудели) и поджечь: если хлопки загорятся с треском, муж будет ворчлив, если пропитаются водой — пьяницей; в ореховые скорлупки (по числу присутствующих девушек) вставить огарки свечи, поджечь их и пустить в чашку с водой: чья сгорит раньше, та быстрее выйдет замуж, а если чья-то скорлупка утонет, девушка умрет незамужней. Другой вариант: присвоить скорлупкам со свечами имена присутствующих девушек и парней: две плывущие рядом скорлупки парня и девушки предвещают брак.
Вызывание образа суженого
Широко распространенное гадание с зеркалом, особенно в бане в полночь, считалось наиболее надежным способом гадания о суженом. Удивительно, но оно пропущено у В.И. Даля в Пословицах русского народа; однако в своем Словаре он приводит выражение ей бы перед зеркальцем погадать в значении ей пора замуж.
Как отмечает Р.П. Матвеева, в Сибири считалось, что будущего мужа можно увидеть в зеркалах, во сне или через кольцо. Ф.Ф. Болонев приводит вариант, отмеченный у сибирских старообрядцев: в погребе навести зеркало на кольцо и смотреть в него, пока не привидится образ жениха. А. Балов приводит несколько вариантов, в том числе такой: зеркало наводят на луну; если появится один образ, будущий муж — единственный ребенок в семье, если несколько — столько человек в его семье (вопрос немаловажный с точки зрения видов на наследство), причем, глядя в зеркало, нельзя моргать.
Современное описание этого способа гадания содержится, как ни странно, в мемуарах А.А. Громыко; оно нетипично, потому что его практикует мужчина (хотя известно, что на Севере, в Поморье, в бане гадали совместно девушки и парни). А.А. Громыко вспоминает, как в его детстве в Белоруссии молодежь гадала о будущем. Чтобы узнать брачные перспективы, следовало темной ночью с факелом и зеркалом отправиться в заброшенную избу или баню за деревней. Зеркало следовало поставить напротив открытой двери, и в полночь в нем появится образ суженого (суженой). Мемуарист в юности пробовал это гадание, но признается, что его нервы этого не выдержали Сходное описание приводит И.П. Сахаров.
Другой способ гадания с одним зеркалом предполагает, что девушка, глядя в зеркало, произносит: Суженый, ряженый! Приди ко мне поужинать. Зеркало затуманится; когда девушка протрет его, то увидит лицо будущего мужа, глядящего из-за ее левого плеча; но это — нечистый в образе жениха, и девушка должна сразу же закричать: Чур, наше место свято! (обычная защитительная формула), — и он исчезнет. В некоторых регионах считалось, что увиденный образ — это безымень, который может оказаться призраком самоубийцы или умершего насильственной смертью. (Приглашение демона отужинать, возможно, следует сопоставить с другими обрядовыми рождественскими приглашениями, особенно в некоторых областях Белоруссии и Украины, адресованными демонам, привидениям, явлениям природы, диким животным и птицам, а также Господу и Богородице и призванными обеспечить удачу, хороший урожай и тому подобное в будущем году.)
В Костромском крае известно групповое гадание: деревенские девушки ночью отправлялись в летнюю баню за деревней, снимали пояса и кресты, распускали волосы и расстегивали все пуговицы; одна девушка становилась в центр очерченного круга, а остальные по очереди, глядя в зеркало, произносили: Придите, сорок чертей с чертенятами, из-под пеньев, из-под кореньев и из других мест. Если черт показывался до пояса, его следовало немедленно прогнать, а если целиком, то существовала опасность, что он последует за девушкой домой. Сходный способ гадания с двумя зеркалами: поставить зеркала — одно напротив другого (наводя их так, чтобы образовалась своеобразная анфилада), со свечами с двух сторон, сесть между ними и ждать, пока не покажется суженый. В более сложном варианте гадальщица должна закрыть ставни, снять крест, положить его под пяту и в одной рубахе сидеть до полуночи, пока не увидит будущего мужа или гроб. На Новгород-чине в качестве подставки для зеркала на печь клали хомут. Девушке следовало пригласить суженого посмотреться в зеркало. В зеркале она могла увидеть в избе членов семьи будущего мужа. Опознав жениха, требовалось зачураться от привидения.
Вместо зеркала могла использоваться вода. Девушки постарше садились около проруби. Если в этом году кому-то суждено выйти замуж, она увидит в воде отражение лица суженого; если же услышит шум подо льдом, останется незамужней. В Белоруссии в Страстной четверг девушки до зари отправлялись к реке; там они Должны были посмотреть в воду, попросить реку отнести их мысли по течению и трижды плюнуть. После этого явится образ суженого. Стаканы и кувшины с водой тоже подходят для гадания, особенно если бросить туда кольцо.
Сходный способ, но без зеркала состоял в том, что накрывали стол (но прибор не клали), запирали дверь и приглашали будущего мужа отужинать. Когда он являлся, девушка должна была сидеть тихо, пока он не сядет, а затем спросить его имя. Он его назовет и вытащит некий предмет из кармана. Потом девушка должна произнести заговор; видение исчезало, оставив ей этот предмет. Как можно предположить, нож не клали потому, что железо неблагоприятно для магии.
Такие способы считались связанными с нечистой силой, иногда они описывались как страшные. Возможно, это связано с представлением старообрядцев (отраженным в книге XVIII века ) о том, что зеркало — дьявольское изобретение.
Пословицы и поговорки русского народа
Владимир Иванович Даль
Девичьи гадания
Башмак бросают через ворота: куда носком ляжет, туда замуж идти.
Богатый, бедный, вдовец, холостец (приговаривает девка, считая колья в тыну).
В Васильев вечер лить олово, свинец, воск.
В какой стороне в святки звезда упадет, с той стороны жених.
Вдевают нитку, держа иглу вниз ушком, втыкают в рубашку и ложатся спать: сон скажет, быть ли замужем.
Выдергивают полено из поленницы: гладкое - бедный жених, неровное — богатый.
Девки слушают под окнами и по разговору заключают о замужестве и о судьбе своей.
Ей соломка назвала суженого (род гаданья: солома под сковородой, на которую наступают, издает шелест, скрип и называет суженого).
Завязывают лошади глаза, девка садится на нее: если пойдет за ворота, быть замужем.
Запекают иглу в хлеб, и если она девке попадется острием на язык — к замужеству.
Кладут ночью руку в овинное окно, и если никто не тронет, в девках сидеть; голой рукой погладит, за бедным быть; мохнатою - за богатым.
Кладут под подушку хлеб и ножницы (или четырех мастей королей) и по сну заключают о будущем.
Коли петух в зеркало поглядит, то жених щеголь будет (на гаданий).
Метут под Новый год под столом, и если есть зерно хлебное — к замужеству.
Мост мостят под подушкой (из прутьев, лучинок, и по сну заключают о судьбе).
На иордани девка, закрыв глаза, слушает кругом, гадая об участи своей.
На крещенье девки выносят сор под передний угол, садятся на него и, слушая, заключают о судьбе.
На печище котище, по полу гусыня, по лавочкам лебедки, по окошечкам голубки, за столом ясный сокол (сон девки).
Не ешь до обедни, а то невеста щедровита будет.
Откуда в кутью (или: в авсень) лай собаки, оттуда и свахи будут.
Первый кусок от ужина кладет девка под подушку, приглашая суженого, и он является во сне.
Подвешивают на ночь в сарае гребень: жених ночью чешется, и его узнают по масти оставшихся волос.
Подслушивают у церковных дверей ночью: колокольчик — замужество, глухой стук — могила.
Полно девкам чужое пиво варить, пора свое затевать (от праздника ссыпчин, 1 ноября, где девки выпрашивают припасы и ими же после угощают).
Полю, полю снежок, где мой женишок, там собака взлай.
Приди, мой суженый, пить попроси (говорит девка, запирая замок над водою, и суженый приходит во сне).
Слушают на гумне: дружный стукоток — идти в большую семью; один молотит — за одинокого.
Слушают на распутье, на перекрестке: колокольчик — к замужеству, колокол — к смерти.
Суженый богатый, ступи сапогом; суженый бедный, лаптем (рассевают золу и по следу заключают на другой день о женихе).
Суженый, ряженый, приди ко мне ужинать.
Ходят подслушивать на перекресток: где шум, лай.
Ходят с обожженной лучиной под окном подслушивать.
Через кольцо льют в воду олово, воск, яичный белок.
Чет (по частоколу или тлен в беремени) — девке замуж идти, нечет — маком сидеть.
Чьего корму петух с курицей наперед поклюют, той быть замужем.