Новости: 🍀 Объявляется набор в школу Рунической Магии и Мантики 🍀

  • 21 Ноября 2024, 15:20:01


Автор Тема: О пчелах  (Прочитано 833 раз)

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 944
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
О пчелах
« : 26 Июня 2019, 01:18:56 »
Материалом для настоящего очерка послужила рукопись сороковых годов XIX в. козака с. Биевец Ефима Ступки. В этой рукописи оказались приемы, наставления и заговоры.
Пользуясь произведениями труда пчелы, малороссиянин не остается к ней неблагодарным. В народных представлениях она признается почтенным насекомым; ее грешно убивать, она достойна погребения. «Бжола робоча муха, трудящася, свята. Ии треба як половика: выкопать ямку и святою землею накрыть».
В старой Малороссии кража меда и воска из пасеки считалась важным преступлением, как бы святотатством.

Заводя пасеку, крестьянин выбирает удобное место для нее среди вишневого сада или рощи для того, чтобы рои могли садиться. Место ограждается низким хворостовым тыном с форткой для входа. Ульи, выдолбленные из дерева, также новые, расставляют на расстоянии 2—3 аршин один от другого, обращая их очками к солнцу. В пасеке должен быть крест, особенно из дерева, разбитого молнией, для предохранения от порчи (урокив) с молитвой на нем: «Господи Исусе Христе! Сыне Божий! Ты разрешил еси вся дела вражия и разогнал еси все потребы их неприязненный, такожды ты, Господи, и мне помощник и за щит и тель буди рабу Твоему и пасеки сей, в ней же хочу пчелы держать». Кроме креста в пасеке непременно должна быть икона св. Зосимы и Савватия, покровителей пчел.

К утверждению пасеки служили еще в старину следующие приемы с землей, камнем, челюстью, очеретиной, водой и оливой, основанные на уподоблении.
1. Приобретая пчел, нужно взять земли тремя пальцами и говорить: «Святая земля, не тебе я беру, но единственно сии пчелы с пасики сей с медом, с воском и роями. Ибо я купил (или: мне подарованы) за помощью Божию и молитвами Пр. владычицы Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых и небесных сил и безплотных и действием святого и преподобного отца нашего Зосима. Як тая земля (Произнося эти слова, следует стиснуть землю трижды. Как настоящее наставление, так и все последующие — из рукописи Ступки. Обращение ко Пр. Деве и св. Зосиме — в каждом заговоре в конце) святая родна и плодна есть и никто не может уректи ей, то никто же не мог бы помыслом своим злим зашкодыты, так бы и сии мои пчолы родны и плодни были и никто не мог бы их уректы».

2. Выставляя пчел или открывая пасеку, неси в зубах в нее камушек и обойди трижды пасеку, потом закопай посреди и говори так: «Як каминъ сей твердый и студений, так затвердили и зазяблилы уста тому человеку и жене, кто бы злую мысль имел гадаты на мою пасику и на мои пчелы, нехай той сам так стане». Потом закопать камень под пасечным порогом.

3. Возьми челюсть и говори: «Так як победил Гедеон войско мадианитское, як победил Самсон сильный щекою ослиею войско филистимлянское, як побидыв Давыд гордого Голиафа не сам собою, но Божиею помощью, так бы моя пчела раба Божого (имя хозяина) и матки их свидка и свидра победили тий пчели, которые бы имели прийти до моей пасики и имели побрати у моей пчелы мед». Челюсть закопать под порогом пасеки.

4. Обходя трижды вокруг пасеки с мерой из очеретины, которою измеряли мертвеца, делая ему гроб, следует помянуть того мертвеца и затем говорить: «Помяни, Господи, душу раба своего, преставившегося от нас, которому встать на суд Божий, на последний труд вострубиву архангелу Божию. И я беру сию меру для своей пасики и для моих пчел, чтоб <ж мене, раба Божого, не втикалы и чтобы приносили со всех сторон меда Господу Богу, мыру хрыстиянському на хвалу и мне, господареве вашому, на пожиток».

5. Набрав в рот воды на молодыку и придя в пасеку, порскай на очка, приговаривая: «Як я не мог никакого слова вымолвить, так бы злий люды не могли на пасшу и на мене, раба Божия, ничего злого мыслите, говорыты и моих пчил урекаты».

6. Обойдя с освященной оливой три раза вокруг пасеки, говорить:
Як мыр християнський не может обойтись без оливы, так бы рои за десять миль не моглы обойтысь без моей пасики».

Устроив и укрепив таким образом пасеку, хозяин ежегодно накануне Крещения, кропя двор, строения, загоны, должен также окропить пчелиный погреб и место пасеки. Затем выставляют пчел на «теплого Олексия» (17 марта), а если тогда холодно, то пасечник обязан все же предварить пчел о весне. На Благовещенье (25 марта) пасечник, открывая крышку или дверь погреба трижды, приветствует пчел: «Христос воскрес!» На следующий день вынимаются пчелы из погреба и каждый улей окуривается освященными васильками и троицким (клечальним) листом в предупреждение гнильца. Ими же хозяин натирает ульи, чтобы последние нравились пчелам, и себя, чтобы пчелы не кусали.

По Манжуре, пчел, выставляя из погреба, переносят чрез острую косу для того, чтобы они не давались чужой пчеле. Поставив ульи в пасеку на разостланную солому, пасечник, покурив ладаном, вновь кропит пасеку и ульи освященной водой и говорит: «Христос воскрес!» Выставленную пчелу подкармливают (годують) из корыта патокой, разведенной водою, которую следует черпать по течению, а не против него (за водою), приговаривая:
«Як ся прыбува з гир, з джерил, из усих ярив, так бы прыбуло сылы в моим пасици».

Для очистки и подкрепления пчел в патоку прибавляют благовещенскую просфору, дарник, водку, а для того, чтобы пчела была сердитая и не давалась чужой, еще и перец. На Троицу, в начале июня, пчел вывозят в степь на расцветающие травы, «на тую ныву, на тую сылу, по густый мед, по солодку патоку» — как выражается заговор.

В июне же, в ночь на Ивана Купала пасечник закармливает (загодовує) пчел, давая им мед с примесью горыцвита, костей из головы щуки и процеженного отвара муравьев (комашни), взятых с кучей (с усим гамузом) и умерщвленных кипятком. Муравьи прибавляются в мед для того, чтобы пчела была злее и не поддавалась бы чужой. Кормя в эту ночь пчел, пасечник приговаривает: «Годую тебе до Ивана, а писля Ивана зробы мене, як пана».

Далее пчелы не получают корма и довольствуются взятком, который, по народным наблюдениям, берут из следующих растений: акации белой и желтой, береста, блекоты, будяка, буркуна (донника), вербы, вяза, горыцвита (старо-дубки), гречки, дуба, жывокиста, калины, крушины, лозы, лыпы, осыкы, перекотыполя, просеренкив, рапсу, рожкив («з рога в жыгн»), рыжию, свирипы (сурепы) и со всех цветущих садов. Главный взяток бывает с поздней гречихи и так велик, что мед не вмещается в одном улье, а приходится или поставить еще один улей сверху, иливыкопать под ним ямку, которую пчелы и заносят. Этот последний способ называют: «На пидкопу бджолы поставить».

От невзгод и болезней пчелу оберегают следующие заговоры и молитвы.
1. «Господы святый, небесный! Спасы, сохраны и помылуй оцю святу, благословенну бжолу от скорби, болизни, напасты, побиждения и усякого напаждения».
2. «Як сёго вечора люде стари и молоди, багати и убоги радуются и веселятся, за столом сыдячи, так бы мои пчелы веселылысь и радувалысъ, в поле идучы и до мене, раба Божого, мед несучы. Як сёго Святого вечора мир християнськый збирается и радуется, идучы до святой трапезы, богатый и убогый, малый и велыкый, сытый и пьяный смырни бувають, так бы мои пчелы повни и сыти и мырни булы Божиею сылою и всимы небеснымы сылами и действием святого Зосимы».
3. «Як Господь мылосердый свит пропысав и святое сонечко на облака воздал и также святого мисяця, пчелиного пастыря. Зори зоряныци. Божий помищнъщи! Мисяць Авраме, Божий громе!.. Став коло моей пасикы велыкый частокил, щоб чужая пчола не перейшла и моей пасикы не знесла. Господы мылосердый! Поможы мени своею сылою, Матер Божая, Зосим святый — своим помышлением. Хто вгадає небесну высоту, морськую глуботу, хто в мори писок перещытае, той мою пчолу возвышав».
4. «Вы, святи зори, зорянъщи! Вы на неби жывете, як ридни сестрыци. Прыйдить и поможитъ моий пчоли и матци и моий пасици! Як я губы и зубы исципляю, так бы моя пчола губы и зубы на чужу пчолу исципляла и крипко мед свой держала».
5. «Святая Уляна весь узяток провидала, а тепер иды на тую ныву, на тую сылу, по густый мед, по солодку патоку. На вичка выбывайся, зубами отсикайся, ведмежымы сыламы отпирайся. А ты, камене, роспадыся, а ты, святое небо, растворыся. А ты, чужа пчола, отступыся! Я Господа благаю и чужую пчелу и сылу отвергаю. Як сей каминъ угрызне, тоди мою пасику укусне...»
6. «Як побидыв Господь Бог и сыльный Самсон льва, а царь Давыд побидыв Голиафа, не сам собою, а святыми небесными сылами, каменем,— гак бы моя пчола чужих пчол побывала, соби мед забирала сама собою и небесными сылами и дийством святого Зосыма».
7. «Я тебе, святая пчело, загодовляю и на слова прымовляю и даю вам, сим, всим крылом щучий зубы, вовче горло, ведмежу сылу побывать чужой капостнъщи и на всей области огнем и мечем. Та не йды на худии упадкы, та йды на хороши узяткы, по густи меды, по солодку патоку. Як рыба в мори буяла и в риках гуляла, так же и вы, мои пчолы, щоб полны, радосни и весели були, гулялы и гралы Божиею помощию и дийством святого Зосима. Аминь».
8. «Як Господь благословыв святому Юриеви звиром воюваты, так бы моя пчола чужих пасик воювала и мед соби забирала, а свий крипко держала сама собою и святыми небесными сылами и дийством святого Зосыма. Ты, Зосыме! Святый пасишныку! Старый ты, убогый! Ты пасишныкував и пчолы и матци помогав, так поможы моий пчоли, моий матци».
9. «Прылетилы до раба Божого Ефима и до его пасикы тры сорокы и забралы от его пасикы уси урокы; и полетилы воны и силы на лозы, а тинъ на воды. Як сорока из лозы, а тинь из воды, так бы из моей пасикы уси урокы: мужьщьки, жиноцьки, парубоцька, дивоцьки, хлопячи и дивчачи, прымовлени, прыговорени, сонцеви и витряни, наглядени и витром навияни,— то я вас одшиптую и одмовляю, одсылаю на болота и на очерета, на густи лозы, де людський глас не заходить и пивень не спиває».
10. «Йшла пречистая, пресвятая дива Богородиця, Матир Божа из Зосымом святым, архыстратыгом Михаилом, з Мыколаем чудотворцем, помощником Божиим до пасикы пчол доглядаты и урокив одганяты од маткыУлянки, од пчолкыземлянкы, од крилець, от трыдесять суставець подуманих, погаданих, мужеских, женских, парубочих, дивчачих, хлопьячих; од земляних од витряних. И зустрив сам Исус Хрыстос: «Куды ты, пречыста Матер Божа, йдеш?» «Я йду до пасикы пчол доглядаты и урокив одганяты». «Вернитесь, Матир Божа, вернитесь, а вы, урокы, урочыща, идить соби на сухи лисы та на болота, де хрыстиянський мыр не заходить».
11. «Господы! Подхны своим духом и очысты мою пчолу и матку в моий пасици, раба Божого. Вы червы, червыци! Вас Господь небесный клыче из десяты — девьять, из девьяты — висим, из восьми — сим, из симы — шисть, из шосты — пьять, из пьяты — чотыри, из четырёх — тры, из трёх — два, из двох одного, из одного ни одного. Я одшиптую од сирой шерсты, од жовтои косты и од червонои кровы, розганяю их, розгубляю их по зелений трави, по холодний води».





Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/raznoe/178/o-pchelakh/1231/

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Re: О пчелах
« Ответ #1 : 01 Июля 2019, 12:52:25 »
Заговоръ «на загодування своихъ пчилъ», т. е. для удержанія роя въ своей пасѣкѣ. Когда пчелы вывозятся въ степь впервые послѣ зимы, пасѣчникъ укладываетъ ульи на гарбу, т. е. большую безъ лубковъ по бокамъ повозку, беретъ съ собою икону преп. Зосимы и Савватія и отправляется
въ заранѣе облюбованное мѣсто гдѣ нибудь среди поля, въ густомъ кустарникѣ, или среди лѣса, въ глубокой балкѣ. Тамъ онъ прежде всего ставитъ среди пасѣки въ особомъ набитомъ на высокую палку кіотѣ икону преподобныхъ, затѣмъ вынимаетъ изъ гарбы деревянный шворень, кладетъ его на землю подъ кіотомъ и приговариваетъ:

«Уже якъ сему древу свориню на пни не стояты, гиллемъ (вѣтвями) не шумиты, листомъ не зелениты, такъ зъ моей пасикы моимъ роямъ до трехъ сутокъ изъ вихи (вѣжки) никуды не летиты, чужихъ пасикъ, бортей и вулливъ не шукаты, а мене господаря дожидаты; я васъ, рой мой, буду у пчельный горнъ собираты; прінесите, пчелы, воскъ Господеви на свичу, медъ на пищу".

Только послѣ этого пасѣчникъ ставитъ привезенные ульи по мѣстамъ и устраиваетъ для себя курень. Пчеламъ могутъ вредить чужія; послѣднихъ напускаетъ какой нибудь завистливый дедъ, и тогда первымъ
можетъ помочь только «знаючій дедъ», который долженъ прочесть заговоръ «для отвращенія отъ своихъ пчилъ чужихъ» .
«Знаючій» дедъ идетъ въ лѣсъ съ топоромъ и ищетъ въ немъ такого дерева, которое имѣло бы отъ самаго корня три ствола, вырубаетъ съ корнемъ, приноситъ въ пасѣку, кладетъ на землю у иконы и причитываетъ»:
«Усытитеся, насланіи чужія пчелы, на сихъ трехъ древахъ и не сходите зъ нихъ, бо сіе древо со святого Зосима и Савватія! Я васъ, чужи пчелы, Божіею помощью и дійствомъ святого Зосима н Савватія замовляю н заклинаю одъ своихъ пчилъ одвертаю» .
По этимъ словамъ дида чужія пчелы будто-бы садятся на трехствольное дерево и перестаютъ безпокоить "своихъ" пчелъ.

Этнограф. обозрение, 1890, №3