Новости: 🍀 Объявляется набор в школу Рунической Магии и Мантики 🍀

  • 04 Декабря 2024, 11:46:43


Автор Тема: Крещение (Богоявле́ние)  (Прочитано 566 раз)

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Крещение (Богоявле́ние)
« : 28 Февраля 2020, 15:23:54 »
Крещение (Богоявле́ние) (греч. Θεοφάνια), более древнее название — Явление (греч. Επιφάνια — Эпифания); ещё одно название — Просвеще́ние (греч. Φώτως) — один из древнейших христианских праздников (наряду с Пасхой и Пятидесятницей), посвящённый рождению Иисуса Христа и событиям, сопутствовавшим ему, а также крещению Иисуса Христа в Иордане.

Возникновение праздника Богоявления следует датировать не позднее III в. Первоначально он был посвящен Воплощению, Рождеству и Крещению Христовым; датой праздника было 6/19 января. В IV в. сначала на Западе, а к кон. века и на Востоке праздник Рождества Христова выделяется в самостоятельное торжество; содержанием праздника Богоявления остается Крещение Господне (ср. народные названия крещенского дня: рус. Крещение Господне, Богоявление, Водокрещи, Иордань; бел. Водохрище; укр. Хрэщення, Богоявлення, Ордань, Водохрищі; болг. Иордановден, Водили, Водокръщи, Богоявление и др.). В настоящее время повсеместно Рождество и Крещение (под названием Богоявление) празднуются раздельно (в православной Церкви службы на эти праздники имеют много общего). Дни между праздниками Рождества и Крещения считаются святыми и радостными и отмечаются отсутствием поста (см. ст. Святки).

В праздник Крешения у католиков, кроме того совершается память о поклонении трех царей (королей) новорожденному Христу.

Главные содержательные моменты обрядности и верования этого дня связаны с символикой очистительных свойств "святой" воды и креста, побеждающих и изгоняющих нечистую силу из жилого пространства человека (см. Крест, Закрещивать).

Канун Крещения
В в.слав. традиции наиболее значимым является канун Крещения (5/18 января), который терминологически смыкается с названиями Рождественского сочельника и во многом повторяет рождественско-новогодние обычаи (ср. названия крещенского кануна: рус. Крещенская коляда, Голодний святвечер: укр. Голодна куття, Друга куття; бел., укр. Остатня кутья, Постна кутья, Проводная кутья, Водяна коляда). Нередко названия самого дня Крещения связываются с представлениями о последнем дне святок. У юж. славян вост. части Балкан в комплекс крещенских праздников, помимо кануна Крещения (серб. Крстовдан. макед. Водокрст, болг. Кръст, Кръстовден и др.), могут входить и ближайшие к этой дате дни — день Иоанна Крестителя (7/20.1) и Бабин день (8/21.1); ср. связанные между собой по принципу "мужской-женский" названия праздников: макед. "Мужское Крещение" (6/19.1) и Жженское Крещение" (7/20.1); в.серб. водице (6/19.1), жабине (7/20.1), бабине (8/21.1). в Македонии, где крещенский комплекс обрядов особенно развит, к дням "мужского" и "женского" Крещения приурочены особые ритуалы, когда в первый день в реке купали мужчин и мальчиковпервенцев в семье, а во второй день — невесток и девочек-первенцев; в первый день совершались обходы села "мужской колядой" (машко коледе), во второй — "женской" (женско коледе).

Обрядовая трапеза
Обрядовая трапеза в Крещенский сочельник проходила по обычаям "колядных" (праздничных святочных) ужинов. Готовили нечетное количество постных блюд. У вост. славян непременно варили кутью, бобовые блюда, сухие фрукты (узвар), пекли блины, хлебные изделия и т. п. За ужином повторялись некоторые рождественские обычаи: приглашали "мороз" ("волка", "птиц", "зверей" и других персонажей) к ужину; подбрасывали к потолку первую ложку кутьи; зажигали свечу "для мертвых"; выделяли часть пищи от каждого блюда для душ предков. У белорусов Могилевщины принято было за ужином в Сочельник Крещения есть очень быстро, чтобы летом своевременно управляться с полевыми работами. Болгары в Крещенский сочельник устраивали третий, последний святочный ужин (кадена вечеря): к традиционным постным блюдам добавляли грецкие орехи, зерно; ставили свечу, не догоревшую после предыдущих двух трапез. Хорваты Самобора только в канун Крещения начинали есть обрядовый хлеб, который каждый раз выкладывали на праздничный стол в канун Рождества, Нового года, Крещения. Словенцы пекли на святки три хлеба, самый большой из которых ели в день Трех королей, чтобы быть сильными и здоровыми. В Родопах пекли аналогичный рождественскому хлеб с запеченной монетой, используемой для гадания о счастье. После ужина кормили домашнюю птицу в обруче от бочки, гадали, обвязывали фруктовые деревья соломой, совершали другие обряды, сходные с магической практикой рождественско-новогоднего цикла (в.слав., болг.).
В Сербии для ритуальной трапезы в день Крещения было принято готовить первый раз за святки холодец. В Лесковацкой Мораве женщины раздавали этот холодец за упокой душ умерших; кости от него использовались для магических целей и гаданий.

Народные поверья
Крещение воспринималось как пограничное, переломное время и как завершение святок. В поверьях повсеместно отмечались мотивы перехода от "нечистого" времени святочных (страшных, некрещеных, "поганых") недель к новому периоду, когда с земли изгоняются все вредоносные духи. Сербы р-на Сврлига считали Крещение "опасным праздником". В Полесье объясняли детям, что накануне Крещения "коляда на белых конях одъежджаець"; провожая ее, хозяева рисовали на стенах домов и на воротах фигурки всадников, коней, людей, повозки и т. п. Сразу после ужина во многих местах совершали обряд "изгнания кутьи": домочадцы били палками по заборам, стреляли из ружей, устраивали ритуальный шум. В рус. селах парни верхом на конях скакали по улицам села и били метлами и кнутами по углам чужих заборов. В Гроднен. губ. при выпроваживании коляды хозяин приносил в дом шапку гороха и бросал горстями по углам, по полу, говоря: "Идзи уже, калядка, з Богам найвыжшим, а за рок зноу да нас прыбывай!" По с.рус. поверьям, святьё (собирательное название для всей нечистой силы, бегавшей по земле на святки) после Крещения перестает появляться и пугать людей; при виде разваленных поленниц дров говорили: "Святьё проехало!" Считалось, что со дня Крещения волки перестают собираться в стаи и разбегаются поодиночке (укр., ю.рус.). У болгар и македонцев символическое изгнание нечистых духов, действующих в период святок, связывалось с ритуальными обходами церковных служителей в канун Крещения, когда те окропляли святой водой сельские постройки и угодья.

Крещенская обрядность
В знак завершения святочного периода из дома удалялись все символы рождественских праздников: выносили сено, пролежавшее на столе все святки (в,слав.., з.слав.); собирали с пола рождественскую солому, которую развешивали по постройкам, в садах, огородах (серб., болг. пловд.); развязывали и удаляли из дома рождественский сноп (розпусками кальидник), простоявший в углу дома с начала святок (укр. гуцул.); в день после Крещения разбирали украшение из зеленых веток (біле) (хорв. Самобор); выносили накопившийся за это время домашний мусор и пепел из очага, которые запрещалось выбрасывать в течение святок. Обрядовый хлеб, пролежавший на божнице (на покуте, в "красном" углу) с Рождества, скармливали скоту и домашней птице. Остатки пищи (кутьи, хлеба, блинов), сохраненные от трех святочных ужинов, смешивали с зернами, добавляли освященной воды и относили домашним животным (могилев.). В сербских селах считалось, что в канун Крещения необходимо съесть хлеб, который на Рождество получил в подарок полазник (шумад.); доесть обрядовое блюдо из фасоли, хранившееся от ужина в Сочельник (морав.). В Добрудже первый раз после окончания опасного святочного периода разрешалось свахам отправляться сватать девиц. С этого же дня снимались многочнсленные запреть: на хозяйственные работы и занятия, связанные с прядением и тканьем.

Полночь накануне Крещения
Полночь накануне Крещения считалась переломным моментом, когда в природе происходят некие перемены и чудеса. На мгновение "открываются небеса" (о.слав.), и у человека, увидевшего это чудо, исполняется любое желание (серб., болг., мак.); перестает дуть ветер; животные начинают разговаривать человеческими голосами (болг.); сны оказываются вешими (серб.). Особую силу приобретает в этот момент вода в водоемах: она превращается в вино; на миг останавливает свое течение и становится чудодейственной, целебной, "святой" и чистой; можно увидеть, как она волнуется, колывется, идет волной (рус.), хвилюеться (укр.). Болгары (р-н Добруджи) верили, что в ночь перед Крещением вода в источниках сама собой, т. е. без церковного освящения, становится "окрещенной" (се кръщаеа). Собранный ночью со стогов или крыш крещенский снег тоже наделялся магической силой: его топили и хранили в течение года от болезней и как средство для отбеливания холстов (рус.).

Ритуальное хождение к источнику
У юж. славян утром в день Крещения совершалось ритуальное хождение за водой к источнику. В Шумадии (Сербия) до восхода солнца женщины брали воду, бросая в источник зерно разных сортов со словами: "Как течет вода, так пусть урожай идет на наши поля!" Набирая воду из ручья или колодца, сербы оставляли там початок кукурузы, базилик; пускали по воде очищенные от зерен початки, чтобы был урожай, т. к. в этот день "Бог распределяет счастье". В ю.вост. Сербии принесенную рано утром на Крещение "непочатую" воду все домочадцы пили, повернувшись лицом к востоку; при этом мужчины это делали, стоя на лезвии топора, женщины — стоя на кочерге, а девушки — на прялке; участники ритуала крестились и говорили: "Прошел через саблю — не порезался, прошел через огонь — не обжегся, прошел через воду — не утонул", затем пили воду и прыгали вперед к восточной стороне. В Болгарии утром на Крещение хозяин или хозяйка мыли в источнике домашнюю икону и лемех, чтобы летом "жито было белым". В Страндже (болг.) девушки до восхода солнца носили к источнику все острые железные предметы домашнего обихода и икону, где мыли их веточкой базилика. Словенские девушки в селах Штирии ходили к ближайшему потоку босиком, что должно было обеспечить им замужество на масленицу. Практически повсеместно у юж. славян распространен обычай купаться, умываться рано утром на Крещение, чтобы быть здоровым в течение года.


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/raznoe/178/kreshchenie-bogoyavlenie/2219/

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Крещение (Богоявле́ние)
« Ответ #1 : 28 Февраля 2020, 15:24:29 »
Освящение воды
Центральным событием праздника Крещения было церковное освящение воды, которое могло происходить как в церкви, так и на реке или у колодца (у болгар и македонцев погружение креста в воду могло совершаться в канун праздника, ср. названия кануна Крещения: болг. родоп. Корст, Пловдив. Попова Коледа, макед. Водокрст). У вост. славян заранее делали прорубь, устанавливали вырезанный изо льда крест, вокруг проруби укрепляли елочки. К проруби ("на Ордань") сходилось все население в ожидании момента, когда священник опустит крест в воду. Рыбаки Гуцульщины в тот же миг опускали в воду сеть со словами: "Ловлю рыбу" — для удачи в рыболовстве. Мужчины стреляли из ружей, чтобы отогнать от села выскочившую из воды нечистую силу, это называлось розстрілювати коляду (укр.). В бел. селах тоже принято было во время водосвятия стрелять из ружей в том убеждении, "что злыи няверный диавол зиму проводит в воде, но когда ее осветят, он убегает из воды, а чтобы он не остался где-нибудь поблизости, его отгоняют выстрелами".

Широко было известно в.слав. поверье, что при крещенском водосвятии черт выскакивает из воды и переселяется на вербу. После освящения воды в течение недели стирать белье в реке запрещалось.

Крещенское купание
В ю.слав. традиции (макед., ю.серб., ю.болг.) был широко распространен обычай бросаться в реку вслед за крестом: несколько юношей (в составе трех — пяти — семи человек) прыгали в воду за крестом, а тот, кому удавалось его выловить, получал подарки, или выбранный ритуальный чин (бого)авленски кум) выкупал у него крест и ходил по селу, освящая дома. В юж. и ю.зап. Македонии парни торговались, кто даст больше вина или денег, чтобы получить право вытащить из воды крест. Полагали, что замерзший, покрывшийся льдом крест — знак того, что люди будут здоровы, а год — плодоносным (болг.).

Обычай купаться в водоемах сразу после освящения воды был широко распространен у вост. славян. Сохранились свидетельства XVII века о том, что в Москве-реке на Богоявление купался даже царь с вельможами. По народным представлениям, такое купание было особенно необходимо для участников святочного ряженья и колядников, "чтобы смыть с себя скверну бесовских масок", "смыть личину беса" (рус.). Тех, кто не хотел купаться, обливали водой из проруби насильно, веря, что таким способом бисят закрещивают (вологод.). Таким же образом старались очиститься от хвори и порчи больные, особенно бесноватые, т. к. считалось, что "святая" вода жжет нечистого духа, вселившегося в тело человека, и он спешит выскочить. В проруби многие умывались и для удачи в хозяйстве, в замужестве, для здоровья и красоты. Женщины специально сходились на Крещение к колодцу смывать грехи, т. е. обливали друг друга колодезной водой (рус. нижегород.).

У юж. славян после погружения креста в воду в реке купались, умывались больные. Известен болг. обычай принудительного купания в этот момент помолвленных молодых людей и молодоженов (родоп.). Несколько парней обходили дома, принуждая новобрачных искупаться в реке, от чего те старались откупиться вином и деньгами. В зап. Болгарии после водосвятия священник "топил" парня, вытащившего из воды крест, или "топили" самого священника, а также толкали в воду всех присутствующих мужчин, молодоженов, девушек, невесток и др.

Крещенская вода
Принесенной в дом богоявленской водой хозяева кропили жилье, людей, двор, хозяйственные постройки, скот, ульи, огороды, поля, лили ее в колодец, добавляли в корм скоту, в бочки с вином. При обливании углов дома хозяин говорил: "Вон, черце, из мойго дому, бо тут Бог живець!" В Закарпатье в день Крещения перед обедом каждый отпивал понемногу "святой" воды с приговором: "Яка ся вода здорова, таки би сме ми здорові, як сеся вода!" Хранили крещенскую воду весь год как универсальное лечебное средство. В Хомолье (серб.) беременные женщины пили ее при трудных родах, считая, что смогут "открыться" (как небеса на Богоявление) и успешно разродиться; с той же целью хозяева давали ее пить скоту. "Святой" водой кропили детей перед отходом ко сну или если приходилось оставлять их одних в доме; обливали больного, умирающего; брызгали ею на домашних животных против порчи и т. п. Весной ее в сосудах вешали на фруктовых деревьях, чтобы те не померзли; лили ее на озимое поле против градобития. "Старую", прошлогоднюю воду запрещалось выплескивать где попало, ее выливали в море или в места, "где никто не ходит" (ов Брач, хорв.).

Рисование крестов
Повсеместно у вост., зап. славян и словенцев соблюдался обычай рисовать кресты (у католиков — также и начальные буквы имен "трех королей") мелом (чесноком, тестом, углем) на дверях, окнах, воротах и заборах, чтобы оградить жилье "от посещения бесовского" (рус.), чтобы в жилье не смог укрыться дьявол (бел.), "каб сямья жыла лагодна", "каб дамавик скацины не чапау" (полес.), чтобы в дома "змеи не лазили" (укр.). В Полесье он назывался коляду записываць, Выходя из дома писать кресты, хозяин брал с собой каравай хлеба, горсть кутьи, свечу; трижды обходил строение, ставил на дверях знаки креста. Рисуя мелом кресты, хозяин приговаривал: "Не я крещу, а Иван Креститель!" Белорусы Могилевщины, кроме того, делали маленький крестик из лучинок и втыкали в корку сваренной кутьи. В ряде мест (например, в Закарпатье) кресты рисовали жидким тестом, замешанном на "святой" воде. Зап. славяне, кроме воды, освящали в костеле соль, мел, свечи, чеснок, и все это в дальнейшем использовалось для защиты от вредоносных сил и болезней. Кресты и буквы было принято чертить на дверях, окнах, потолке освященным мелом илн чесноком. Поляки Люблинского воев. выставляли в окнах крестики, сделанные из соломы. В Междумурье (Хорватия) вечером на К. в двери домов затыкали дубовые веточки, с помощью которых окропляли утром хозяйственные постройки. В селах Силезии обводили мелом вокруг двора по всему забору непрерывную линию, как бы замыкая жилое пространство.

Другие очистительные ритуалы
К числу менее распространенных очистительных ритуалов относится окуривание жилья и надворных построек и разжигание костров возле дома. У русских зажигали перед избами вязанку соломы в день Крещения при звуках церковного колокола; делалось это для того, "чтобы Христос мог обогреться у огня после крещения в воде". В Черниговском Полесье жгли костры накануне Крещения и перескакивали через огонь. Поляки Калишского воев. накануне Трех королей гасили в домах печи, а после службы в костеле зажигали пучки соломы или концы веревок от освященного общего костра и дома разводили "новый" огонь.

Обходы домов
Обходы домов в крещенские праздники группами ряженых известны главным образом юж. и зап. славянам. У юж. славян обходы ряженых совершались: в канун Крещения (болг. тырнов., родоп. сивуйница, совойница); в день самого праздника (макед. водичари), в день Иоанна Крестителя (макед. водичарки). Болг. обряд совойница исполнялся девушками с целью очищения дома после "поганих" дней: одна из участниц носила сосуд с водой и окропляла ею дома и постройки, остальные пели обрядовые песни, а маленькие девочки носили полученные от хозяев продукты. В болг. родоп. областях для обхода домов на К. наряжали юношу "попом" и обходили с ним село, окропляя водой дома и собирая подарки, после чего вся группа колядующих устраивала совместное застолье. На следующий день с ряженым "попом" ходили по селу девушки.

В католической традиции главной особенностью праздника Трех королей были ритуальные обходы домов группами ряженых (ходили колядники с вертепом, со "звездой", ряженые "короли", "Мария с Юзефом", "ангелы", "Ироды" и т. п.) или священнослужителем После утренней службы в костеле по селу начинали ходить служители церкви, чтобы очистить и благословить дома. Пришедшие исполняли церковные песнопения, кадили в доме ладаном, кропили домочадцев "святой" водой. Один из участников обхода рисовал на дверях и окнах кресты или надписывал первые буквы имен трех царей, первыми поклонившихся Христу: С — М — В, т. е. "Каспер", "Мелихер", "Бальтазар", Приход в дом "церковной коляды" часто использовался хозяевами в магических целях: зерно, рассыпанное на пороге перед входом гостей, домочадцы сметали после их ухода и скармливали домашней птице; хозяйка спешила сесть на место, где только что сидел ксендз, чтобы наседки хорошо высиживали яйца; дочери хозяев заворачивались в скатерть, которая была на столе во время угощения церковнослужителей, чтобы скорее выйти замуж.

Молодежные гуляния
В ряде мест центр. России и вост. р-нов Украины крещенский обрядовый комплекс включал элементы масленичных обычаев: кулачные бои на льду, происходившие сразу после водосвятия; катание молодежи с ледяных горок; поездки вокруг села в повозках; "смотрины невест", демонстрирующих праздничные наряды на общесельских гуляниях и т. п.

Приметы
Как и к другим календарным праздникам, к Крещению приурочены приметы о погоде и урожае на текущий год. У вост. славян считалось, что теплый день на Крещение или мокрый снег, падающий хлопьями, предвещали урожай злаков, а метель и ветер — урожай грибов, орехов, ягод. Ясный морозный день — к неурожаю. Если прорубь "в Иордане" окажется полной воды, то ожидалось сильное весеннее половодье. Иней на деревьях и стогах сена — к сырому лету и мокрому сенокосу. Сербы и болгары на Крещение и в его канун определяли по направлению ветра, каким будет следующий год (урожайным, дождливым, засушливым, "здоровым" и т. д.); считалось также, что в канун Крещения (серб. Крстовдан) ветры "скрещиваются", т. е. дуют навстречу друг другу, и победивший в этой схватке ветер в наступающем году будет преобладать над другими (Фрушка Гора).

Л. Н. Виноградова, Л. А. Плотникова

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Крещение (Богоявле́ние)
« Ответ #2 : 28 Февраля 2020, 15:25:57 »
Крещенские сказания

Шумят веселые Святки — от самого дня Рождества Христова до праздника Крещения Господня играми да плясками, да песнями на светлорусском просторе привольном потешаются, вещими гаданиями честному люду православному тайные веления судеб открывают. Гудят пиры-беседушки затейные, зеленым вином поливаются, плещут пивом, брагою, медами ставлеными. Что ни день на Святках — то свои поверья, что ни час — новый сказ, корнями живучими приросший к сердцу народному. Гуляет — "святошничает" любящая "веселие" матушка-Русь; положено дедами, прадедами заповедано гулять-веселиться широкой русской душе по святочному обычаю. И словно воскресает на эти дни, сбрасывает с тысячелетних плеч саван векового забвения старина стародавняя. День Крещения Господня (Богоявление) Святки кончает, над праздничными гулянками крест ставит, до широкой-разгульной Масленицы с многошумным весельем прощается.

Канун Крещенья, как и рождественский, слывет сочельником и тоже — день постный, по уставу Православной церкви; но одновременно это — главный день святочных гаданий. Проводит его русский народ не только в посте да молитве, но и в сыновнем общении с неумирающими пережитками язычески-суеверного былого-минувшего. Верный христианскому преданию, держит он строгий пост, не принимая никакой пищи вплоть до вечерни, несет домой из храма Божьего освещенную богоявленскую воду и считает ее целебною от всяких болестей; памятуя вековые обычаи предков, отдает он — обок с этим — щедрую дань и своему суеверию.

Вечер под Крещенье, подавая весть о близящемся конце Святок, заставляет красных девушек вспоминать обо всех знакомых деревенскому люду гаданьях. Звончей-голосистее поются на беседах и песни святочные — подблюдные. Затейливей сами-собой становятся и святочные игры обрядовые. А старикам со старухами, которым уже много лет назад надоскучило и петь-играть, и рядиться-святошничать, — своя забота об эту пору. Первее всего — ставят они мелом на всех дверях, на всех оконных рамах знаки креста, чтобы оградить свое жилье от посещения бесовского. Ходит-гуляет в этот вечер нечистая сила, всяким оборотнем прикидывается, в избу попасть норовит на пагубу святошничающему народу православному. И одна защита против нее, — гласит народное слово, — святой крест Господень, перед которым распадается во прах все могущество лукавого. Не начертай в крещенский сочельник креста у себя на дверях, позабудь об этом строго соблюдаемом на Руси, — не только в деревенской глуши, но и в больших городах, — обычае: быть худу, жди беды! — по уверению строгих блюстителей прадедовских преданий.

Лютует под Крещенье — больше всей другой нечисти пододонной — Огненный Змей. И наособицу против него-то и ограждается теперь русский мужик-простота. Полетит чудище над деревней, где ни глянет — повсюду кресты белеются, и останется ему только рассыпаться огненным дождем над снегами глубокими, одевающими Мать-Сыру-Землю. Тульское поверье в общих чертах выдвигает из мглы забытого в городах суеверия облик этого детища народного воображения. "Известно всем и каждому на Руси, что такое за диво Огненный Змей. Все знают, зачем он и куда летает", — начинает красноречивый сказатель свою речь о нем. "Огненный Змей — не свой брат; у него нет пощады: верная смерть от одного удара. Да и чего ждать от нечистой силы! Казалось бы, что ему незачем летать к красным девицам; но поселяне знают, за чем он летает, и говорят, что если Огненный Змей полюбит девицу, то ее зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется. Всякий видит, как Огненный Змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякой знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, — говорят старушки, когда завидит девица такого молодца. Умеет оморочить он, злодей, душу красной девицы приветами; усладит он, губитель, речью лебединою молоду молодицу; заиграет он, безжалостный, ретивым сердцем девичьим; затомит он, ненасытный, ненаглядную в горючих объятиях, растопит он, варвар, уста алые на меду, на сахаре. От его поцелуев горит красна девица румяной зарей; от его приветов цветет красна девица красным солнышком. Без Змея красна девица сидит во тоске, во кручине; без него она не глядит на Божий свет; без него она сушит себя". Целый ряд других сказов об этом чудище можно отыскать в памятниках народного слова (см. гл. "Змей-Горыныч"). Кроме начертаний креста, советуют знающие всю подноготную ведуны деревенские насыпать на печную загнетку собранного в крещенский вечер снегу. Последний и вообще занимает почетное место в народных крещенских поверьях и обычаях. Собирают его старики в крещенский сочельник за околицею, в поле, — приносят домой, сыплют в колодец. Это делается для того, чтобы вода была в колодце всегда в изобилии и никогда не загнивала бы. По деревенскому поверью, — у тех, кто не позабудет этого сделать, хоть все лето не будь капли дождя, а колодец будет полным-полнехонек. Берегут натаявшую из. крещенского снега воду и в кувшинах — на случай болезни: эта вода, — гласит народное слово, — исцеляет онемение в ногах, головокружение и судороги. Старухи думают, кроме того, что — если спрыснуть снеговою крещенскою водою холстину, то это так выбелит ее, как не сделают ни солнце, ни зола. Советуют подбавлять крещенского снегу и в корм лошадям, — чтобы не так зябки были; дают и курам, — чтобы занашивались пораньше. Умываются снеговой водою поутру в день Крещения красные девушки, — чтобы без белила белыми быть, без румяна — румяными. Примечают по крещенскому снегу и о погоде, и об урожае. "Снегу под Крещенье надует — хлеба прибудет!" — ведет речь народная мудрость. "Много снегу — немало и хлеба!" — приговаривает она. "Привалит снегу вплоть к заборам — плохое лето! Есть промежек — урожайное!", "На каком амбаре плотнее снег — целее в том и батюшка-хлеб!"

По старинной примете сельскохозяйственного опыта, если вечером под Крещенье ярким светом блестит на небе звездная россыпь | алмазная, — хорошо в этом году овцы будут ягниться: "Ярки крещенские звезды породят белые ярки ("ярка" — овечка)!" Если заметет на Крещенье метель, — будет снегом снежить чуть не до самой Святой. "Коли в Крещенье собаки много лают, — будет вдоволь всякого зверя и дичи!", — замечают охотники. Коли на воду (на иордань) пойдут в туман, хлеба будет невпроед много!" — говорят приметливые погодоведы: "Снег хлопьями — к урожаю, ясно — к недороду!", "Коли прорубь на иордани полна воды — разлив велик будет!", "В крещенский полдень синие облака — к урожайному году!", "На крещенье день теплый — хлеб будет темный!".

Крещенские морозы слывут самыми жестокими, и недаром: зима собирается об эту пору со всеми силами. Но, несмотря на стужу, с древних времен живет в народе обычай купаться в крещенской проруби-иордани. Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, — чтобы очиститься от греховной скверны в освященной воде; купаются и просто — "для здоровья". Последнее, однако, далеко-таки не всегда оправдывается на деле.

"Крещенье-Богоявленье", — говорит народ и повторяет предание, идущее от дней старины глубокой, связанное с этими словами. По народной молве, исстари веков совершается в этот день чудо-чудное, диво-дивное: отверзаются над иорданью небеса и сходит с них в воду Истинный Христос. Не всем дано видеть это, а только — самым благочестивым людям. Но, если помолится грешник святому небу в это время, то сбудутся и его желания. Есть поверье, что, если поставить под образами чашу с водою да "с верою" посмотреть на нее, — то вода, сама собою, всколыхнется в крещенский полдень: осенит и освятит ее крещающийся Сын Божий. Слывет Крещенье во многих местах и за праздник — "Водокрещи". "От Оспожинок — до Водокрещей!", — держат иногда ряду. "От Водокрещей — до Евдокей живет семь недель с половиной". Красное словцо народное, встречая крещенскую стужу, оговаривает ее словами: "Трещи не трещи, а минут и Водокрещи (т. е. тепло-то все-таки возьмет свою силу)!" Не забывает народ, что — если пошел январь-месяц, то и за перезимье переваливает уже время-то, а перезимье, по его крылатому слову, о весне весть подает.

Среди песенных сказаний, составляющих богоданное богачество убогих певцов — калик перехожих, есть несколько приуроченных к празднику Крещения Господня. Некоторые из них передают почти совершенно точно содержание евангельской повести о Богоявлении; другие являются восторженным славословием Христу; третьи отступают в окруженную таинственностью область подсказанных пытливым выражением сказочных вымыслов.

      "На Иордань всех Спаситель
      Днесь прииде Искупитель.
      Плещет пророк руками:
      Веселитесь, Господь с вами!
      Отец свыше возглашает,
      Рожденного возвещает: —
      Сей есть сын мой возлюбленный,
      Во человека облеченный!"

Такою цветистой запевкою начинается одно из них. "Дух же свыше, аки птица низлетает голубица, Отцу быти Сына равна изъявляет и преславна", — продолжается оно, переходя от созвучия к созвучию: — "Тварь бедная, веселися, яко к тебе Спас явися. О, Адаме, простри очи, миновались темны ночи. Печали нам вси престали, а радости быть начали. Слава Богу! — да воскликнем и к Всещедрому приникнем. Кто сей стоит над водами? Восплещите вси руками: Христос Спас наш и Владыка прииде спасти человека. — Иоанне, что стоиши и пришедшего не крестиши? Почто дело продолжаешь, Христа Спаса не крещаешь? — Боюсь аз и трепещу, — хоть весел и плещу, -огню, сено, прикоснутись! — С чего тебе ужаснутись? Не бойся, раб, и крести Мя, Владыку, прослави Мя! — Христос тако возвещает, Иоанна утешает. Мы же к Спасу крепким гласом все воскликнем днешним часом: Слава Тебе, Искупитель, щедрый буди нам Спаситель!" Другое сказание простодушно повествует о том, как "ходила Госпожа Пречистая землею и светом", а на руках носила "своего Сына Христа Иисуса". Встречает Богоматерь на пути-дороге "Крестителя-Ивана", — встретила и обращается к нему со словами: "Ну-ка, Иван, кум мой, пойдем мы на воду Ердана, окрестим Христа, моего Сына!" Согласился Иван-Креститель и "пришли на воду Ердана. Стал Иван своего крестника крестити: от страха у него выпала книга". Спрашивает — и "пытает" его Госпожа Пречистая о причине страха. "Обезумел Ердан, вода студена, не хочет вода принимать в себя; а весь лес на траву попадал: а взгляни-ка, кума, над собою: начетверо небо словно разломилось!" На эти слова Ивана-Крестителя держит ответное слово Богоматерь: "А не бойся, Иван, кум мой, вода ума не теряла, вода, кум мой, забрала себе силу, ибо от Христа она освятится; а лес — он Христу поклонился; а небо — оно не сломилось, ангелы небо растворили — поглядеть им, как Христа мы крестим"... Послушал Креститель, "крестил святой Иван своего Иисуса-крестника: Иван Христа, а Христос — Ивана". Вслед за этими трогательно-простодушными словами идет заключение, в котором невольно чувствуется позднейший разносказ: "Оттоле крещения настали: все по милости великаго Бога, — да будет Он нам всегда в помощь!"

Родственно с только что приведенным сказанием и следующее — несравненно более цветистое по своему песенному-картинному складу, чем оба предыдущие:

      "Развивался святой лес зеленый:
      А то не святой лес был зеленый,
      Но была то свята церковь Софья,
      Поют в ней ангелы шестокрылы;
      Пришла к ним Мария, Святая Дева,
      На руках держит Христа Бога истинна,
      Говорят ей ангелы шестокрылы:
      "Ради Бога, Мария Святая Дева!
      Ты поди в тот сад зеленый,
      Нарви Ты Божьяго Древа,
      Поди потом к Крестителю-Ивану,
      Перед ним Ты поклонися,
      Поцелуй Ты черную землю
      И тогда ему говори Ты:
      — Будь Мне кумом ты, Иван-Креститель,
      Окрести ты Христа Бога истинна!"
      Ясное небо растворилось,
      Черная земля затряслася,
      Как крестили Христа Бога истинна"...

С праздником Крещения Господня связано в народной Руси немало поверий, относящихся к судьбе человека. Так, например, если кто-нибудь крещен в этот отверзающий небеса над землею день, — то, по слову народной мудрости, быть ему счастливейшим человеком на всю жизнь. Добрым предзнаменованием считается также, если устроится в этот день рукобитье свадебное: в мире да в согласии пройдет жизнь новобрачной четы. В некоторых местностях выходят вечером в Крещенье девушки окликать суженых. Если попадется навстречу им молодой парень — быть добру, старик — надо ждать худа. Да и не перечесть всех поверий, обступающих изукрашенным частоколом обычаев великий праздник Божий. Живуче яркое слово-предание богатыря-пахаря, не вымирают и простодушные поверья его. Еще в конце первой половины XVII столетия писал царь Алексей Михайлович в своей грамоте государевой шуйскому воеводе вообще о святочных, а о крещенских наособицу, пирах-игрищах: "...ведомо нам учинилося, что на Москве, наперед сего в Кремле, и в Китае, и в Белом, и в Земляном городе, и за городом, и по переулкам, и в черных, и в ямских слободах по улицам и по переулкам, в навечери Рождества Христова кликали многие люди Каледу и Усень, а в навечери Богоявления Господня кликали Плугу; да в Москве ж чинится безчинство: многие люди поют бесовския сквернословныя песни... да на Рождество Христово и до Богоявленьева дня собираются на игрища сборища бесовския ... игрецы-скоморохи с домбрами и с дудами, и с медведи ходят, и дару Божию хлебу поругаются, всяко животно скотское, и зверино, и птичье пекут. И мы указали о том учинить на Москве и в городех, и в уездех заказ крепкой, чтобы ныне и впредь никакие люди по улицам и по переулкам, и на дворех в навечери Рождества Христова и Богоявленья Калед и Плуг и Усеней не кликали и песней бесовских не пели... А которые люди ныне и впредь учнут Каледу и Плуги, и Усени, и петь скверныя песни, и тем людям за такия супротивныя неистовства быти от нас в великой опале и в жестоком наказанье. И велено тот наш указ сказывать всяким людям всем вслух, и бирючем велено кликати по многие дни"... С той поры минули долгие годы, исчезло из памяти народной понятие о "супротивных закону христианскому" Каледе, Плуге и Усени; но ставшие мертвым звуком имена их по-прежнему слышатся в песнях любящего веселие, сердцем приверженного к стародавней старине народа. Эти имена, когда-то вызывавшие недовольство церковных властей, видевших в них пережиток язычества, в настоящее время только придают цветистость песенному слову.

День Богоявления ознаменовывался в старой Москве праздничным царским выходом, не имевшим себе подобного по торжественности. Со всей Руси был к этому дню съезд бояр и всякого чина именитых людей в Белокаменную: и был этот съезд ради царского лицезрения, из охоты полюбоваться редким великолепием торжества.

Чин крещенского освящения воды совершался патриархом на Москва-реке. Собиралось вокруг "Иордани" до четырехсот тысяч народа. Царь-государь шествовал в большом наряде царском сначала в Успенский собор, а оттуда — на освящение воды, среди стоявшего стеной ратного строя стрельцов, поддерживаемый стольниками из ближних людей, оберегаемый "от утеснения нижних чинов" стрелецкими полковниками в бархатных и объяринных ферезеях и турских кафтанах. Гости, приказные, иных чинов люди и многое множество народа окружали шествие венценосного богомольца. Самое действо освящения воды совершалось, за малыми исключениями, так же, как и в наши дни. Но главным отличием являлась обступавшая его картина — с патриархом и царем во главе. Возвращался крестный ход по прежнему чину. Царь-государь, отслушав в Успенском соборе отпускную молитву, шел в свои палаты царские. А на Москве — "по улицам, по переулкам и во дворех" — начиналось последнее празднование Святок. Люди почтенные принимались за пиры-беседы, молодежь — за песни-игры утешные, а гуляки, памятующие предпочтительно перед всем иным присловье "Чару пита — здраву быти!" — за любимое Русью "веселие".

А.А. Коринфский. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Издание книгопродавца М.В. Клюкина. Москва, Моховая, домъ Бенкендорфъ.1901.

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Крещение (Богоявле́ние)
« Ответ #3 : 28 Февраля 2020, 15:27:04 »
Крещенский вечер
Крещенский вечер — день народного календаря у славян, отмечаемый в ночь с 5 (18) января на 6 (19) января. Последний день Коляд, последние святочные гадания, набирают из водоёмов и колодцев "крещенскую" воду, которая, как считается, обладает особыми целебными свойствами. День строгого поста.
Другие названия
Навечерие Богоявления, Водяная коляда, Канун Богоявления, Голодная кутья, Второй Сочельник, Свечки (потому что после вечерни ставили к водосвятной чаше свечи, перевитые лентами или цветными нитками).

У восточных славян большинство названий дня терминологически смыкается с названиями Рождественского сочельника и во многом повторяет рождественско-новогодние обычаи: рус. Голодная кутья, Крещенская коляда, Голодный свят-вечер, Второй Сочельник, Водяная коляда, Голодный вечер, Третья, или водопостная кутья, Канун Богоявления, Свечки; белор. Пiскуха, Марья, Терпека; укр. Голодна кутя, Свят-вечір водохрэсний, Голодна куття, Друга куття; белор. и укр. Остатня кутья , Постна кутья, Проводная кутья, Водяна коляда; полес. Нисчемная кутья, Третья велея, Други коляды, Водянуха, Последняя кутья, Кутя-варoжка, Писана коляда, Терплячка; болг. Попова коледа; серб. Водопос, Водокрст, Неjетка

Церковный календарь
Крещенский сочельник — это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение. Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан.

Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом "крещение", более точно следует переводить словом "погружение". Иоанново Крещение было, по сути, очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста.

Слово "навечерие" означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить сочиво — пшеничный взвар с медом и изюмом. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

Славянские обряды и поверья
Заканчиваются Святки, начавшиеся с Рождественского сочельника 6 января. На исходе вторая, так называемая Cтрашная неделя, вершит которую Крещение 19 января.

Крешенская вода
Согласно поверьям, в ночь перед Крещением выходит нечистая сила. Именно поэтому на Руси в Сочельник было принято купаться в прорубях, чтобы обезопасить себя от нечисти. Воду, освящаемую в церкви накануне праздника Богоявления, приносили домой и окропляли ею жилые здания, людей, хлева, домашних животных, разные принадлежности хозяйственные, погреба и др. При этом существовал обычай начертывать мелом на дверях, окнах и других особенно видных местах зданий кресты.

Некоторые верили, что накануне Богоявления, в самую полночь, волнуется вода в ознаменование того, что в это время крестился Иисус Христос. Многие ходили наблюдать это чудное явление с кувшинами, старались захватить в них воды в самую минуту этого чудесного колыхания и благоговейно хранили, считая ее совершенно неспособною к порче и особенно целебною для разных недугов.

Сербы говорят, что ночью небо открывается и все воды в этот момент прекращают течь, останавливаются. Некоторые даже считают, что и ветер перестаёт дует и вся вода превращается в вино. Кто в этот момент зачерпнёт воду, то она останется вином и будет лекарством от всех болезней.

Крещенская коляда
В Крещенский вечер совершались также обряды, имевшие в своей основе пережитки древних языческих ритуалов Авсеня и носившие название крещенской коляды или щедрого вечера. "Мнози от неразумия, — замечается в Стоглаве, — простая чад православных христиан во градех и селех творят еллинское бесование, различные игры и плясание... в навечерии Богоявления Господня и тем Господа Бога прогневают". Нет никакого сомнения, что это были заключительные святочные игрища, которые начинались с праздника Рождества Христова и продолжались в течение 12 дней до самого Богоявления. Как видно из грамоты царя Алексея Михайловича (1649), в Москве в то же время "кликали плугу", т.е. славили плуг; в этих обычаях было некоторое сходство с указанными нами выше обрядами Авсеня, потому они и ставятся в упомянутой грамоте рядом с ним. Остаток обряда славленья плуга сохранился доселе, но в одних местностях этот обряд совершается накануне Рождества Христова, а в других — накануне Нового года. Малороссы накануне Рождества Христова кладут под стол чересло плуга, а накануне Нового года ходят по домам с плугом. В тот же день щедруют на Червонной Руси и при этом поют. "Ой чiй же то плужок так рано выходит... Господарей плужок, Божья худоба".

Последний раз ходят ряженые вокруг деревни, горящие головни носят, медвежьей лапой во всякое окошко стучат. В этот день Коляда "отъезжает на белых конях". В Полесье на оконных рамах и дверях рисуют деревья, коней, людей и телеги. Кое-где "выписывают Коляду": рисуют на окнах и дверях по три креста мелом, крестясь, имея при себе хлебец, свечу, тарелку, ложку кутьи, держа под рукой шапку. После этого садятся ужинать ("вечeрати").

Обрядовая трапеза
Крещенский сочельник — это строгий пост. В этот вечер, как и на Рождество, постились до первой звезды. Следующая затем трапеза называлась Сочельником, Голодною кутьею или Голодным святым вечером. В этот день ели сочиво, т.е. постную кашу, овощные блины, медовые оладьи, пекли сочни с ягодами. Из риса, меда и изюма готовилась кутья. А вообще в пищу пригодно все овощное, каши, чай, компот, хлеб. В некоторых регионах в этот вечер принято проводить интересный обряд — изгнание кути. Суть его состоит в том, что нужно взять горшок где варилась кутья и разбить его о ворота, при этом приговаривая: "Прочь, кутья, из покутя!".

Обрядовая трапеза в Крещенский сочельник проходила по обычаям "колядных" (праздничных святочных) ужинов. Готовили нечётное количество постных блюд. За ужином повторялись некоторые рождественские обычаи: приглашали "мороз" ("волка", "птиц", "зверей" и других персонажей) к ужину; подбрасывали к потолку первую ложку кутьи; зажигали свечу "для мёртвых"; выделяли часть пищи от каждого блюда для душ предков, "щоби ci душi накормили тай пам'ятали Свийт вечip водохрэсний" (гуцул.).

У белорусов Могилёвщины принято было за ужином в Крещенский вечер есть очень быстро, чтобы летом своевременно управляться с полевыми работами.

Болгары в Крещенский сочельник устраивали третий, последний святочный ужин (кадена вечеря): к традиционным постным блюдам добавляли грецкие орехи, зерно; ставили свечу, не догоревшую после предыдущих двух трапез.

Хорваты Самобора только в канун Крещения начинали есть обрядовый хлеб letnica, который каждый раз выкладывали на праздничный стол в канун Рождества, Нового года, Крещения.

Словенцы (горен., долен., штирий.) пекли на святки три хлеба, самый большой из которых (poprinjak, mocen kruh) ели в день Трёх королей, чтобы быть сильными и здоровыми.

В Родопах пекли аналогичный рождественскому хлеб с запечённой монетой, используемой для гадания о счастье. После ужина кормили домашнюю птицу в обруче от бочки, гадали, обвязывали фруктовые деревья соломой, совершали другие обряды, сходные с магической практикой рождественско-новогоднего цикла (в.-слав., болг.).

Из соломы, лежавшей в сочельник во время ужина под скатертью, делали перевясла и обвязывали фруктовые деревья, чтобы лучше плодоносили. В Полесье на Водяную коляду хозяин идёт вечером босыми ногами в сад и перевязывает деревья, чтобы "не боялись мороза" и приговаривает дереву: "Я босой пришёл не боясь мороза и ты не бойся".

Нечисть
Заканчивались страшные святочные вечера, вечера бесчинствующей нечистой силы. Больше всех в эти вечера лютует Змей Огненный, что по ночному небу в канун Богоявления пламенем неугасимым носится, рыскает: нет ли где избы, по беспечности не очерченной крестом. Отыщет такую - нырк в печную трубу и очутился в избе красным  молодцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать. А увидит девушка такого молодца – и не устоит никак перед его чарами колдовскими: "Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь". Так и вся жизнь загублена: ни о ком и ни о чем не сможет думать более несчастная, полюбившая Змея Огненного. Вот и оберегали жилище от неумолимого змея как могли: крестом и снегом. В Крещение хозяин или хозяйка дома обязательно рисовали мелом кресты на стенах, дверях, притолоках как избы, так и всех хозяйственных построек, а также насыпали на печную загнетку собранного в крещенский вечер снегу — тем и спасались от нечистого.

Чтобы избавиться от нечисти, в богоявленскую ночь накануне Крещения толпа молодых парней верхом на лошадях носится по всем дворам, бьёт мётлами и кнутами по всем тёмным углам и закоулкам с заклинаниями, криком и визгом. Вдобавок к этому на дверных косяках, на притолоке, на дверях хлевов, амбаров, мельниц рисуют мелом или углём кресты.

Свечной обряд
Корреспондент "Тамбовских губернских ведомостей" за 1864 год сообщает об обряде, по которому день называли "Свечой":

Во время вечерни женщины ставят к сосуду, в котором освящается вода, перевязанные нитками или лентами свечи, а по освящении воды берут их домой и хранят. Эти свечи зажигаются перед иконами во время родов.

Пчеловоды ставят одну свечу к кресту и три к сосуду с водой, причём, когда зажигают сии последние, стараются, как можно больше накапать воску в воду и поставить свечи так, чтоб они отекали, и капли воску упадали в воду. По освящении воды они стараются прежде всех зачерпнуть её в сосуд, чтобы поймать поболе воску, плавающего на поверхности. Пришедши, домой, тотчас отправляются в омшаник, кропят святой водой летки ульев и оставляют ее там, в сосуде до выставки пчёл на пасеку.

Крещенский снег
В деревнях под Крещение старушки и девушки собирали снег со стогов. Старушки — для того, чтобы отбеливать холстину, считалось, что только этот снег может сделать ее белоснежной. А девушки — для того, чтобы отбеливать кожу и становиться красивее. Крещенский снег по поверью мог даже в засушливых колодцах сохранить воду на весь год. Снег (талая вода), собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги.

Гадания
Гаданиям отводилось куда больше, чем один Крещенский вечер. В старину девушки гадали на протяжение всех Святок, святых вечеров.

Гадали на всем, что попадалось под руку. Это могли быть как одушевленные, так и неодушевленные предметы, звуки, тени. Искусством было толкование того, что девушка увидит в воде, зеркале, на стене или снегу.

В старину на стол ставили чашу с водой, чтобы увидеть Крещение Господне. При этом говорили: "ночью вода сама колыхнется", - это и было знаком. Если в полночь вода в чаше действительно колыхнулась, бежали смотреть "разверстые небеса" — о чем открытому небу помолишься, то сбудется.

Охотнее всего гадают девушки и незамужние дамы — на суженого. Временно отдают себя во власть темных сил. Ублажая их, развязывают на себе все узлы, снимают обереги, распускают волосы, многие даже раздеваются догола и разуваются. А для защиты очерчивают магический круг - обносят место гадания горящей свечкой. Ставят на стол зеркало, а перед ним — зажженную свечу. Смотрят некторое время в зеркало и в итоге видят лицо или фигуру своего жениха.

Гадание на зеркалах было завезено к нам из-за границы вместе с самими зеркалами в их современном виде примерно в конце XV века. Конечно, зеркала имелись на Руси и до этого. Но относились к ним крайне настороженно.

Зеркала долгое время считали окнами в потусторонний мир, заселенный не только душами умерших, но и всякой нечистью. И считали подарками слуг Тьмы. Мол, дьявол знал, что одиночество просветляет человеку сознание. А это не во благо дьявола. Поэтому надо дать человеку собеседника. Вот и подарил ему зеркало.

Выставляли на ночь в чашках разные вида зерна и утром осматривали — на которое зерно выпал иней: "тому и родиться в этом году".