Новости: 🌼 Объявляется набор в школу Магического Травничества 🌼

  • 21 Ноября 2024, 15:07:18


Автор Тема: Антихрист  (Прочитано 1179 раз)

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Антихрист
« : 24 Февраля 2020, 14:22:18 »
Антихрист (антей, антий, антип) (др.-греч. Αντίχριστος, где приставка Αντί может означать либо того, кто должен прийти вместо Христа (Мессии), либо того, кто противостоит Христу) — противник Иисуса Христа, выдающий себя за Мессию, но имеющий злую сущность.

«Антихристами» называли всех противников Христа, в том числе чертей, бесов, безбожников. Антихрист явится перед концом мира и вторым пришествием Спасителя, он сосредоточит все зло. существующее на земле, для борьбы против христианской церкви, но будет побежден вновь явившимся на землю Христом.

Представление об Антихристе возникло в первохристианстве, прообразы его можно обнаружить в Ветхом завете в лице царей Антиоха, Элифана, склонявших иудеев к язычеству; предсказание об Антихристе усматривали в пророчестве о Гоге и Магоге. Согласно учению апостола Павла, это будет человек зла, «сын погибельный», который отвратит людей от истинной веры, направив на путь греха. В Апокалипсисе Антихрист представлен зверем. выходящим из моря, он поведет войну со святыми и победит их, получив власть над всеми племенами и народами, но после трех с половиной лет своего царствования он будет низвержен Богом.

Антихрист — живое воплощение Сатаны, хотя родится среди евреев из колена Данова, от незаконной связи. Признаками грядущего второго пришествия будут упадок веры и нравственности, необыкновенная сила боговраждебности и пришествие обличителей Антихриста — Ильи и Еноха. Характер царствования Антихриста изображен в одном из посланий к Фессалоникийцам, в Апокалипсисе и в Книге пророка Даниила, в седьмой главе. Антихрист будет обладать большими дарованиями, но употребит их лишь во ало людям. Его приход отметят знамения и ложные чудеса. Он будет ранен, ко исцелится так, что удивится вся земля. Свои чудеса Антихрист совершит силой дьявола, который даст ему великую власть. В обольщении людей Антихристу поможет лжепророк, он низведет с неба огонь и сделает так, что всякий, кто не поклонится «образу зверя», будет узнан.

С сатанинской гордостью Антихрист сядет в храме как Бог и силой заставит почитать себя, ничего нельзя будет ни продать, ни купить без печати Антихриста на правой руке или челе. Иоанн Богослов видел, что с пришествием Христа схвачен был зверь и с ним лжепророк, и оба живыми брошены в огненное, горящее серой, озеро вместе с прельщавшим их дьяволом.

Учение Библии об Антихристе дало жизнь нескольким эсхатологическим апокрифам: «Прению Господа с дьяволом», «Вопросам Иоанна Богослова Господу не горе Фаворской». «Слову Мефодия Патарского о царствовании язык последних времен».

Согласно древнерусской эсхатологической литературе, лицо Антихриста мрачно, волосы на голове как стрелы, вид дьявольский; уста — в локоть, зубы — в пядь, персты как серпы, и на лице пишется «Антихрист». Родится он от жены-блудницы, монахини, которая откроет окно на голос сладкозвучного пения птицы, а та ударит ее крыльями по лицу, н в тот же час черница зачнет Антихриста. Боясь срама, она отдаст его на вое* питание; выросши, он поступит на службу греческому царю Михаилу и начнет свое восхождение. Сначала он покажется благодетельным, кротким, смиренным, богобоязненным, нищелюбивым, защитнтком обиженных и почитателем стариков, вдов; не приемлющим блуда. Он сотворит чудеса, очистив прокаженных, помирит ссорящихся — за это его изберут царем.

После избрания его нрав переменится, он станет жестоким и немилостивым и сотворит новые чудеса: созовет словом гадов, птиц и зверей, сдвинет горы, пройдет по морю как по суше, войдет в Иерусалим н сядет в церкви подобно Богу. Тогда лето не даст дождя и наступят голод. Во время великого голода Антихрист соберет всех на поклонение себе, пообещает всем «вино и живот» и отметит пришедших своим знамением. Но он не оправдает надежд голодных, н люди горько разочаруются. При таком умножении скорби Господь пошлет угодников: Илью. Еноха и Иоанна Богослова на обличение Антихриста, но он убьет их.

Царство Антихриста кончится с приходом Сына Человеческого. Бог явится судьей, и будут принесены книги, а когда будет сломана седьмая печать, ад откроется н первыми предстанут на суд нечистые духи во главе с Антихристом, и пошлет их Господь во тьму кромешную — «глубине же ее дна не имеет». Такова судьба злых духов.


Христос побеждает антихриста. Гравюра. XVIII в. (ГЛМ)

На картинах Страшного суда в геенне сидит обыкновенно длиннобородый Сатана и держит маленького Иуду с кошельком; в стороне от него, справа, выглядывает Антихрист, как бы его двойник, осужденный на вечную муку (Рязановский. 120 — 124)

В соответствии с разными толкованиями Апокалипсиса, одни считали, что апокалиптические пророчества уже сбылись или исполняются, другие — что они должны сбыться в более или менее далеком будущем. С Антихристом отождествляли еретиков и гонителей христиан. Так, гонимые римскими правителями, первохристиане видели Антихриста в Нероне, считая возможным его возвращение в качестве посланника Сатаны вплоть до V века.

С XIII века в религиозных направлениях и сектах, отложившихся от папы, на него указывали как на Антихриста. Прихода Антихриста ждали в 1000 году, уповая на апостола Петра, который говорил: «У Господа один день как тысяча лет и тысяча лет как один день». В средние века русские люди были уверены, что Антихрист появится непременно на Западе, в римской церкви. В 1648 году в Москве появилась «Книга о вере» игумена Киево-Михайловского монастыря Нафанаила; она была истолкована как рассказ о наступлении последннх времен и скором появлении предтечи Антихриста — папы, ибо его число — антихристово.

Антихристовым (звериным) числом было 666, под которым скрыто имя апокалиптического зверя (Откровение Иоанна, ХШ, 18). Годом пришествия Антихриста должен был стать 1666 год. Незадолго до ггого, в 1654 году, патриарх Никон собрал собор, которым было постановлено править богослужебные книги по древним греческим и славянским рукописям. Исправление книг многими было сочтено отпадением в латинскую веру, знаком скорого прихода Антихриста
Шестилетнее управление Никоном русской церковью (1652 — 1658) положило начало возникновению раскола как течения, оппозиционного церковной и государственной власти. Раскольники (Спиридон Потемкин, монах Феоктист, протопоп Аввакум, дьякон Федор, Ефрем Потемкин и другие) в своих сочинениях немало места отводили вопросу об Антихристе. Протопоп Аввакум около 1666 года писал, что видел Антихриста, «собаку бешеную», — «плоть у него вся смрад и зело дурна, огнем пышет изо рта. а из ноздрей и лэ ушей пламя смрадное исходит». Антихриста усматривали и в самом Никоне, а несколько позднее — в Петре Великом.

После 1666 года ждали конец мира с осени 1668 года, пришествия Антихриста — в 1669 году. Некоторые крестьянские семьи забросили поля, а с весны 1669 года стали покидать избы, причащаться, исповедоваться и ждать архангельской трубы. Когда и этот срок прошел, отсрочили гибель мира до 1702 года. К этому времени из-за границы вернулся Петр I, начал кровавую расправу со стрельцами; многие сочли его Антихристом, а его преобразования — антихристовым делом. Уже после смерти Петра, в первой половине XVIII века, в разрешенных к печати книжках сообщалось о рождении Антихриста от девицы и дьявола.

Время шло, архангельская труба все не звучала, и «звериное число» стали искать в именах других исторических деятелей. Доказывали, что апокалиптический зверь — Наполеон I; в середине XIX века Антихриста стали угадывать в личностях некоторых тогдашних революционеров.

В устной народной традиции, легендах. религиозных песнях и духовных стихах содержится разное понимание роли Антихриста в истории человечества. С одной стороны, в легендах и духовных стихах может быть изображена не противоречащая в целом учению православной церкви картина Страшного суда, перед которым на землю явится Антихрист и объявит войну всему святому; с другой — во многих произведениях, особенно раскольничьих, отразилось представление об Антихристе как духе злобы, уже воцарившемся на земле.

Согласно легенде кубанских казаков, праведные Илья и Енох сойдут на землю за три года до Страшного суда. Они будут укреплять в вере людей и готовить их ко второму пришествию, предостерегая от козней Антихриста. Антихрист родится от блудницы и до тридцати лет будет жить в нищете и неизвестности, пока не явятся пророки. Тогда он тоже начнет проповедовать, уверяя людей, что он — Христос, станет показывать чудеса, обращая камни в хлебы, словом исцеляя болезни, воскрешая мертвых. Одним он покажется юношей, другим — старцем, третьим — царем, окруженным пышной свитой, соблазняющим людей богатством и роскошью. Всем уверовавшим я него он наложит печати на лоб и правую руку: на лоб — чтобы все видели последователя Антихриста, и на руку — чтобы человек не мог больше творить крестное знамение. Своим приверженцам он проколет мизинец правой руки и кровью из ранки впишет в свой список имена уверовавших в него.

Из своих последователей Антихрист составит целое войско, захватит в свои руки все богатства и хлебные запасы, голодом и всевозможными муками начнет истязать тех людей, которые не уверуют в него. Когда это не поможет. Антихрист будет всячески терзать непокорных, рубить им руки и ноги, уши, замучивать детей на глазах родителей, морить голодом и жаждой.

К концу трехлетнего срока Антихрист обойдет со своими войсками все землю и настигнет Илью и Еноха В эти последние дни люди, получившие антихристову печать, начнут испытывать лишения: их богатства обратятся в прах, пища — в лошадиный кал, питье — в мочу. Тогда отступники Христовой веры осознают свой грех, но им не будет прощения, гак как печать, наложенная Антихристом, не может быть снята.

Антихрист убьет Илью и Еноха, и едва кровь пророков коснется грешной земли, как она мгновенно воспламенится и начнется Страшный суд. Реки, моря и океаны принесут на своих волнах человеческие кости, и асе мертвецы явятся к Христу на Страшный суд. Праведников примут в лоно Господне, отмеченные антихристовой печатью пойдут в ад на вечные муки.

В это время явится Антихрист во всем величии. окруженный многочисленным войском. Голова его будет украшена двенадцатью рогами, в руках — длинные цели. Этими цепями Антихрист станет вязать грешников и ввергать их в геенну огненную, и мукам грешников не будет конца.

Согласно раскольничьим толкам, царство Антихриста уже наступило со времени исправления церковных книг. Особой склонностью к апокалиптической трактовке действительности отличались беспоповцы (около пятидесяти толков в середине XIX века), считавшие всякую духовную и светскую власть орудием Антихриста. По мнению многих, седьмой фиал апокалиптический уже пролился на землю и благодать взята на небо. В раскольничьих стихах люди не ведают о том, что мир опьянен Антихристом, а потому не могут освободиться от дурмана:

Народился дух нечистый.
Дух нечистый, сам Антихрист.
Наварил он пива много,
Напоил весь мир допьяна.
Что не может мир проспаться
До Христова до причастья.

В распространенной среди членов секты бегунов сатире «Газета с того света» утверждается, что «в нынешний век» «правда сгорела, истина охромела, добрую совесть закопали, смирение ногами попрали, и Сатана вершит суд над живыми и мертвыми». Отвергая гражданские документы как антихристово клеймо, бегуны сочиняли себе пародийные паспорта: «Отпустил мя, раба Божьего, великий господин града Вышнего, Святого уезда, пустынного стана... чтоб не задержали бесы раба Божьего нигде».

Во многих нововведениях усматривали козни Антихриста: след от привитой оспы называли «антиевой печатью», запрещая делать прививки от этой болезни взрослым и детям; «печатями Антихриста» называли печати на паспортах, клейма на мерах и весах. От Антихриста — народная перепись (для взимания дани с живых и мертвых) гражданская грамота, даже картофель, который в побывальщинах оказывается вовсе не овощем, а собачьими яйцами, если их положить в теплое место щенки выведутся.

Приход Антихриста подробно описывается в духовных стихах о Страшном суде:

И сойдет на землю бездушный бог.
Бездушный бог Антихристос.
Он исколет святое пророчество.
От той-то от святой крови
Загорится матушка-сыра земля,
Со восхода загорится до запада.
С полудни загорится да до ночи.
И выгорят горы со раздольями,
И выгорят лесы темные,
И сошлет Господи потопе
И на три дни, на три месяца.
И вымоет матушку-сыру землю
Аки харатью белую,
Аки скорлупу яичную.
Аки девицу непорочную.
Аки вдовицу благочестивую,
И сойдет Михаил Архангел батюшка.
И утвердит престол среди земли.
Вострубит в трубоньку золоту:
«Вставайте вы, живые и мертвые,
Стары и малы будьте в тридцать лет».


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/raznoe/178/antikhrist/2117/

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Re: Антихрист
« Ответ #1 : 24 Февраля 2020, 14:22:59 »
Тогда по правую сторону к Царю Небесному пойдут праведные души, по левую — грешники. В духовных стихах указываются разные сроки царствования Антихриста, вместе с его слугами — «ангелами-бесами темными» на Земле: три года, «пол четверга года»:

И в последнее время будет
Антихристово пришествие,
И будет его царства пол четверга года.
И велит Сатана сотворити дела своя.
Повелит своим угодникам.
И тогда наполнится земля беззаконня.
И снидут пророцы Божии.
И учнут христианам глаголати,
Чтобы не веровали антихристову учению.
И обличат зло его ухищрение.
И познают, что Антихрист — сыи пагубный.
Тогда приступят бесы темные
И побиют пророков Божиих.
И после убиения пророческа
Загорится повелением Божиим
Вся земля за наше беззаконие.
Тогда же святии радуются радостью.
Угодивши праведнии
И все не примеши печати его.
Антихриста лукавого и нечестивого,
И ведом будет мучитель, связан от ангел
Со всеми демоны, пред судяши Христовы.
И ведомы будут вкупе с ним
Приемши печать его скверную.
И все грешници и нечестивии связани.
И даст Царь на них осуждение.
Вечным мукам во огни негасимом.
И все иже не приемши пачати антихристовы
И скрывшеся в вертепах и в пропастях
Радуются с Женихом. Сыном Божиии
И святыми его апостолы,
И с великими мученики.
И со всеми святыми Божиими.

По новгородским поверьям, вся вода перед концом мира очутится во власти Антихриста, а на месте прежних рек и озер будет лежать золото и серебро. Как на Русском Севере, так и в южных губерниях России в конце XIX — начале XX столетия было распространено убеждение, что Антихрист явится, когда «весь мир за ворует и Китай забунтует». Китай как убежище и место исхода Антихриста заменил Западную Европу, откуда ранее ждали Антихриста.

Толчком к распространению слухов о скором приходе Антихриста могли послужить видения некоторым избранным людям. В одной из слобод Курской губернии и полночь сторожа стали замечать огонь в церкви. Взглянули в окно и видят: свечи горят перед алтарем. Царские врата растворены, и из алтаря выходят один за другим три петуха: белый, красный и черный; вышли и стали кричать. Прокричали по три раза и ушли в алтарь; свечи потухли, и в церкви стало темно. Схимник одного из монастырей провел ночь а этой церкви; из алтаря к нему вышел старик (сам Бог) и объяснял видение: белый петух означает хороший урожай, красный — кровопролитную войну с Китаем, после которой города и селения будут сожжены, а те из русских, что останутся в живых, умрут от чумы — это возвещает черный петух (Иванов).

«Терские ведомости» (1891) сообщали следующие толки: появлению Антихриста будут предшествовать знамения: земля не даст урожая, города и селения уменьшатся, и перед концом мира останется всего семьдесят семь городов во всем мире. В последние дни останется только семьдесят семь мальчиков, и они будут так слабы, что лишь сообща смогут зарезать одного барана и будут есть его целый день. Перед концом света подымется Китай, и никому несдобровать от этой великой и могучей силы. Предводительствовать ею будет Антихрист, он и теперь уже тайно служит у важного китайского сановника.

О конце света в связи с Китаем или, например, ожиданием кометы в 1899 году часто говорили местные грамотеи, знакомые со Священным писанием и по-своему толковавшие информацию газет и журналов.

Т. А. Новичкова. Русский демонологический словарь

Анти́христ (Антихристос) [др.-греч. ὁ ἀντίχριστος - тот, кто против или вместо Христа] — человек, противник Иисуса Христа, выдающий себя за Мессию (Мф. 24:4), но имеющий злую сущность (2 Фес. 2:8).

Собственно антихрист — самый страшный и жестокий враг Христа на земле, который явится в последние времена как вполне определенная личность и всеми возможными способами будет стремиться к разрушению дела Христова и в то же время будет выдавать себя за Христа.

Первохристианская Церковь изначально знала о пришествии антихриста: "...вы слышали, что придет антихрист" (1 Ин 2.18). В своем 1-м послании ап. Иоанн Богослов, исходя из веры Церкви в пришествие в последнее время А., утверждает, что "последнее время" наступает, "дух антихриста" (4.3) уже присутствует в мире в лицах многих его предтеч.

В духовном понятии антихрист, как воплощенный сатана, — абсолютное зло. В вещественном же — это особый человек. Св. Иоанн Дамаскин (VII в.) указывает: "Не сам дьявол сделается антихристом, но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действия сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит дьяволу поселиться в нем. Родившись от блудницы, воспитается тайно, неожиданно для всех объявится и воцарится" (кн. 4, гл. 27).

Явление антихриста связано с иудаизмом. Как говорится в Евангелии, иудеи примут антихриста с великой радостью, уверуют в него как в Мессию, обещанного пророками. Поэтому и сказал Христос, отвергнутый евреями Мессия: "Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете" (Ин. 5, 43).

По происхождению своему антихрист будет необрезанный еврей, сперва явится к евреям, а затем привлечет и др. народы. По писанию св. Андрея Кесарийского, антихрист родится от еврейского колена Данова, которое поэтому не причислено к др. 12 коленам.

Ап. Павел указывает: когда будет взят от среды Удерживающий, "тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякой силой и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду" (2 Сол. 2, 8—12).

О пришествии антихриста люди будут предупреждены 2 свидетелями; посланные Богом, они будут пророчествовать 1260 дней и по окончании свидетельства убиты антихристом (Откр 11. 3-8). Один из свидетелей ясно указан в Писании - пророк Илия (Мал 4. 5-6; ср.: Mф 11. 14; 17. 10-11; Mк 9. 11-12; Лк 1. 17). По преданию, основанному на словах Послания св. ап. Иуды (14), а также на том, что Енох, как и Илия, живой взят на небо (Быт 5. 24), др. свидетелем признают именно Еноха (Ephraem Syri. Sermo IX 10; Andr. Caes. Apoc. X 30). В "Cлове о кончине мира, и об антихристе, и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Xpиста" (21), приписываемом св. Ипполиту, говорится, что они явятся за 3,5 года до пришествия антихриста.

По свидетельству св. Ипполита Римского, жившего в I—II вв., "антихрист сперва будет кроток, тих, любезен, нищелюбив, люди будут видеть в нем, в его делах много добродетели и поставят его царем над собой. Они будут рассуждать: "Где мы найдем среди нас более благого и праведного человека?" Евреи будут думать, что восстанавливается их царство. После этого антихрист откроет свое лицо истинное ("вознесется сердцем") и станет открыто жестоким, немилостивым и безбожным. Антихрист сделается царем, будет требовать от всех поклонения (всемирный царь) и будет знаменовать своей печатью покоряющихся, а непокорных замучит и убьет".

Антихрист будет упорным противником Христа. Св. Иоанн Златоуст отмечает: "Когда придет он, (то) ничего правильного не повелит, но все законно — преступное и беззаконное" (Слово 4-е).

Антихрист примет все иудейское. Сам необрезанный, он повелит всем творить обрезание и соблюдать субботы.

В Откровении антихристу и его лжепророку усвояется наименование зверя, указывающее на их звериные нрав и жестокость. Святые — оставшиеся верными христиане — подвергнутся жесточайшему гонению и мучениям, "чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя" (Откр 13. 15). Насилие дойдет до того, что, не нося внешнего знака покорности антихристу, "нельзя будет ни покупать, ни продавать", пользоваться гражданскими правами (Откр 13. 16—17).

He принявшие начертание зверя как отвергающие антихриста будут обезглавлены (Откр 20. 4). Церковь, гонимая и преследуемая, должна будет скрываться в пустыне, в тайных местах, как это изображает тайновидец под образом жены в болезнях рождения, которую преследует дракон и которая скрывается от него в пустыне (Откр 12).

Попирая и уничтожая все божественное и святое, антихрист будет уничтожать и все человеческое. Он желания жен не уважит (Дан 11. 37), т. е., будучи жесток и действуя по своему произволу, он будет нарушать и уничтожать социальные институты, будет попирать брак (1 Тим 4. 3) и основанные на браке семью и общество. Он будет издеваться над законами Божескими и человеческими. Антихрист будет вести жестокую брань против Иисуса Христа и Его Церкви. Ему удастся распространить свое новое учение среди не принявших любви и истины. Он будет господствовать не только над умами и сердцами нечестивых, но и составит из них вполне определенное сообщество, которое признает его своею главою и станет соблюдать его требования,— свое внешнее царство, противоположное святому граду, Церкви Христовой (Откр 20. 7-9).

Для уничтожения царства антихриста, царства сатанинского, явится Сам Господь Иисус Христос, Который убьет антихриста "духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2 Фес 2. 8). Апостол Иоанн в Откровении говорит, что Господь со Своим воинством сразится со зверем и его воинством; зверь и ложный пророк его будут схвачены и брошены в озеро огненное, "а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его", т. е. оружием Слова (Откр 19. 19-21).

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Re: Антихрист
« Ответ #2 : 24 Февраля 2020, 14:23:53 »
Средневековые толкователи (Августин Блаженный, Феодорит Кирский, Григорий Великий и др.), комбинируя новозаветные данные с теми или иными ветхозаветными пророчествами, выстраивали развёрнутый сюжет жизни Антихриста. Обычно предполагалось, что антихрист будет иудеем из колена Данова. Наряду с этим существовало очень древнее и сохранившееся вплоть до 18 в. представление об антихристе как об ожившем и чудесно возвращающемся Нероне. Местом рождения антихриста считали Вавилонию, ибо Даново колено, по преданию, ушло именно туда; кроме того, Вавилон был популярным библейским символом мятежа против бога. По некоторым версиям, антихрист должен родиться от блудницы, принимаемой за девственницу (пародия на девственное зачатие Христа), от монахини, нарушившей обет (как будущее воплощение отступничества), или от кровосмесительной связи. Распространив славу своих мнимых добродетелей и чудес, победив на войне трёх царей — египетского, ливийского и эфиопского (ср. Дан. 11, 42-43), он захватит мировое господство и сделает себя предметом поклонения то ли в оскверняемых христианских церквах, то ли в восстановленном для этой цели Иерусалимском храме. Почти все отступятся от веры; горсть оставшихся верными укроется на Масличной горе (место Гефсиманского сада — последнего приюта Христа). Когда наступит срок, гибель воинства антихриста будет совершаться от третьего часа (около девяти часов утра) до вечера, и долина между Масличной горой и Иерусалимом наполнится кровью. По некоторым версиям, Антихрист, спасаясь от приближения Христа, поднимется на высокую гору и затем бросится вниз.

В средневековой литературе образ антихриста появляется в связи с изображением эсхатологических картин конца мира и страшного суда. Напр., в немецком стихотворном произведении 9 в. "Муспилли" анонимный автор повествует о битве Илии с антихристом. У французского автора 10 в. Адсо из Туля в прозаическом произведении "Об антихристе" главой христианского мира и главным противником антихриста изображается французский король, в немецкой драме на латинском языке "Действо об антихристе" (12 в.) — германский император. К образу антихриста часто обращались в публицистической литературе в условиях острой религиозно-политической борьбы. Напр., во время борьбы 12-13 вв. германских императоров с римскими папами сторонники императора называли антихристом пап (Иннокентия III в особенности), сторонники пап — императора Фридриха II Штауфена (последний изображён в образе антихриста и в романе немецкого писателя 1-й половины 20 в. П. Виглера "Антихрист."). В эпоху Реформации 16 в. Лютер и протестанты нарекают именем антихриста папу как главу католической церкви. К подобной протестантской традиции примыкает латинская драма 16 в. Т. Наогеорга "Паммахий", герой которой (имя его обозначает "разрушитель всего") становится папой благодаря союзу с дьяволом. В русской публицистической литературе Антихристом называли патриарха Никона, Петра I, Наполеона.

Православная энциклопедия
О. Платонов
Антихрист, антий, антит, анчихрист, аншихрист — антихрист; черт.

«Кто ест в Великую пятницу скоромное, того считают антихристом» (Арх.); «Многие из здешних жителей еще по настоящее время не едят картофеля, почитая его антиевым, то есть антихристовым, хлебом» (Перм.); «Антихриста я видел, в опшшем черта» (Пск.);

Преподобного Отца нашего
Писано слово Божие,
О нынешнем веце, о будущем,
Об страшном втором Христовом пришествии,
И об Антихристовом рождении.
И ныне душа воспокайся,
И ныне душа восплачься
Прежде прихода страшных ангелов
[из духовного стиха].

Антихрист (греч.) — противник Христа и лже-Христос. «Это нарицательное название соответствует его нравственной сущности — богоборчеству». Антихрист — «сын погибели»; но собственное имя его не открыто — упомянуто лишь число его имени — 666. Он — «человек беззакония», т. е. должен быть рожден вступившей в незаконную связь женщиной, от евреев, «из колена Данова», «по действу Сатаны, которого он будет живым воплощением».

Царство Антихриста описано в 7-й главе книги пророка Даниила и в Апокалипсисе. Антихрист должен явиться перед вторым пришествием Христа, однако точно эта дата неизвестна. Указаны лишь основные причины наступления царства Антихриста — упадок веры и нравственности <Рязановский, 1915>.

Представления народа об Антихристе, сложившиеся под влиянием библейского учения, сочинений отцов церкви и апокрифов, пронизаны ожиданием неизбежного конца света. «Россия приняла христианство из Византии в то самое время, когда там вопрос о близости кончины мира был в полном разгаре; не замедлили и русские писатели приобщиться к общему настроению умов на Востоке и Западе» <Сахаров, 1879>.

Сочинения и сказания, получившие среди народа преимущественное распространение (Слово святого Ефрема Сирина «На пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие Антихристово»; апокриф «Вопросы Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской» и др.), изображают будущую судьбу мира «с особенной подробностью и картинностью». Рисуемый ими облик Антихриста фантастичен, страшен: «Видение лица его мрачно, власи глави его остри, яко стрелы, вид ему яко и дивьяку, око ему десное аки и звезда заутра восходящая а другая аки льву, уста ему локти, зубы ему пяди, персти ему аки и серпи, стопа ногу его пядию двою, и на лици его пишется Антихрест». В представлениях народа Антихрист, воплощение Сатаны, не только именуем «зверем», «змием», но принимает обличья огромного змея или чудовища.

Рожден Антихрист будет черницей. Сидя в келье, она услышит птицу, «поющую таковые песни, иже ни ум человеч возможет разумети. Она же открывши оконца и хотя обозрети птицу, птица же взлетевши и зашибет ее в лице», «и в том часу зачнется у нея сын пагубе, окаянный Антихрист».

Наделенный большими дарованиями, Антихрист употребит их лишь во зло людям. Вначале он «кроток и смирен, богобоязник, нищелюбив», почитает старших, помогает обездоленным, исцеляет страждущих. Выдвигается он на службе у греческого царя Михаила. Его полюбят, изберут царем. Однако вскоре после этого нрав Антихриста и образ его действий резко изменятся. Движимый одним лишь желанием утвердить свою власть, Антихрист попытается прельстить народ чудесами: он сдвинет горы, созовет со всей земли «единым словом все гады и птицы и звери и по морстей бездне учнет ногами своими ходити, аки по суху», после чего войдет в Иерусалим и «сядет в церкви Божии равно Богу». Помощниками Антихриста будут зверь из земли или Лжепророк.

Антихрист потребует прийти и поклониться ему, налагая на поклоняющихся «антихристову печать» и выдавая за это «мало снеди». Все сокровища и власть в этот момент сосредоточатся в руках Антихриста, а на земле наступят невиданные засуха, голод, «реки потекут кровью». Отказ поклониться Антихристу станет равносилен смерти от голода и жажды.

«Антихрист будет обольщать мир своими знамениями и чудесами по пущению Божию, потому что исполнилось нечестие этого мира; настало время искусить людей духом льсти, — говорится в Слове Ефрема Сирина, пользовавшемся особой любовью древнерусских читателей. — И велик нужен подвиг для верных, чтобы устоять против тех чудес и знамений, какие он совершит».

Для обличения Антихриста Господь пошлет Иоанна Богослова, Еноха, Илию, но Антихрист убьет их. Ему поклонятся все живущие на земле, «не записанные в книге у Агнца» и отмеченные печатью Антихриста на правой руке или челе. Однако Антихрист не оправдает надежд голодных, они «разочаруются и восплачутся».

Продлившись три с половиной года, царство Антихриста закончится вторым пришествием Христа и Страшным Судом — «тогда явится знамение Сына Человеча с небеси силою и славою многою».

На картинах Страшного Суда (излюбленная тема русских иконописцев) «Ангел показывает Даниилу четыре царства погибельных — Вавилонское, Мидское, Перское, Римское, еже есть Антихристово. Царство Антихриста изображается в целом ряде символических эпизодов, в отдельных кругах, — равно как и другие царства представлены под символами зверей и чудовищ. Название Римского царства Антихристовым свидетельствует уже о разделении церквей на восточную и западную: оно стоит вместе с Вавилонским, Индийским и Персидским — представителями древнего язычества. По гласу трубы архангела земля и море, гробы и звери, рыбы и птицы возвращают назад тела усопших. <…> Среди восставших виден человек с распростертыми руками; он не знает, куда ему идти, к избранным или погибшим, потому что половину своей жизни провел праведно, а потом грешил. По приговору Судии влекутся цепью в ад люди разных званий и состояний… <…>

Сатана одною рукою держит конец цепи, а другою Иуду с кошельком. Из пасти ада выглядывает Вельзевул; под ним написано: „Сатана и Дьявол, иже есть лживый пророк Антихрист, будет свержен в езеро огненное и вси с ним творящие волю его“». Здесь же могут изображаться мытарства, рай и ад (на противоположных сторонах картины).

Картина Страшного Суда «обнимает собою все состояние человека и человечества в загробном мире, как по смерти (мытарства), так и на общем суде и после суда, даже больше того: она, изображая царство Антихриста, захватывает и последние дни этого мира» <Сахаров, 1879>.

Роль Антихриста и воплощающегося в Антихристе Дьявола оказывается существенной «и в частной и в общей эсхатологии». Искушая человека, злой дух влияет на его посмертную судьбу (см. ПОКОЙНИК). Антихрист же «искушает человечество», ставя его перед последним в истории моральным выбором. После пришествия Антихриста и Страшного Суда окончательно определяются и участь каждого из людей, и участь сил зла. Но это конец земной жизни, конец мира.

Согласно замечанию М. Элиаде, «царство Антихриста в некоторой мере равнозначно возвращению к Хаосу. С одной стороны, Антихрист предстает в форме дракона или демона, это напоминает старый миф о сражении между Богом и Драконом. Сражение было в самом начале, до сотворения мира, и снова повторится в конце. Кроме того, Антихриста встретят как лже-Мессию и его царствование будет отмечено полным отрицанием общественных, моральных и религиозных ценностей, иными словами, это будет возвращение к Хаосу.

В течение многих веков Антихрист отождествлялся с различными персонажами, от Нерона до Папы (у Лютера). Следует подчеркнуть один факт: считалось, что в некоторые особенно трагические периоды истории господствовал Антихрист, но в то же время всегда сохранялась надежда, что его царство одновременно возвещало неизбежное пришествие Христа» <Элиаде, 1995>.

По русскому преданию, греческий проповедник «показал Владимиру картину Страшного Суда, причем объяснил ему, что если кто в их веру вступит, то, умерши, воскреснет, и не умрет после вовеки, если же в другой закон вступит, то на том свете в огне гореть будет, и этим произвел сильное впечатление на Владимира» <Сахаров, 1879>.

На Руси «непрерывающееся» ожидание пришествия Антихриста и конца света усиливалось в переломные моменты истории. «Ныне последнее время и летам скончание приходит и конец веку, — говорится в послании митрополита Киприана (XIV в.). — Бес же весьма рыкает, хотя всех поглотить, по небрежению и лености нашей. Ибо оскудела добродетель, перестала любовь, удалилась простота духовная, и зависть, лукавство и ненависть водворились». Сходная мысль — о близости кончины мира по истечении 7 тысяч лет от его сотворения — развивается и в житии Сергия Радонежского, «воссиявшего», по мнению автора жития, именно перед концом света.

В XV в. вопрос о близком конце света «по наступлении 7-го тысячелетия» все более и более занимал людские умы; знамениями приближающегося конца света считали голод, черную смерть, засуху, пожары, постоянно посещавшие русскую землю в это время <Сахаров, 1879>.

Конца света ожидали с 24 на 25 марта 1492 г., это событие, как и ряд других важнейших — сотворение Адама, переход евреями Чермного моря, смерть Спасителя и т. п., - относили к марту. Помимо привнесенных христианством, важную роль здесь сыграли давние воззрения на март как на первый и наиболее важный месяц года (начало марта — начало года в Древней Руси).

Следующий «всплеск» ожидания Антихриста и конца света приходится на XVII в., а предполагаемая дата воцарения Антихриста — на 1666 г. Это «время исправлений в русской церкви и государстве», не принятых значительной частью населения и породивших раскол: «предубеждение против всяких церковных исправлений еще более усиливалось тем, что после смут Унии и самозванства у нас особенно опасались отпадения от древнецерковного православия и вторжения в церковь русскую латинства, папства» <Щапов, 1906>.

Бедствия, смуты, перемены понимались как признаки упадка древнерусской православной веры и предвестье светопреставления; некоторые же (в особенности раскольники) утвердились в мысли о том, что «скорбь велия» (царство Антихриста) наступило и длится со времен Никона-патриарха. Воплощением Антихриста считался и Никон. «Во время самых исправлений патриарха Никона суеверы распространяли разные толки и лжемистические вычисления по Апокалипсису, делали, например, такие вычисления: "5733 Христос нашего ради спасения во ад сошед и связа Сатану на тысящу лет и как минуло 1733, тогда пущен бысть, и тому 837, с нынешним 167, а егда исполнится от развезания 666, (не гли) тогда явится власть сына погибели, иже Апокалипсис указует"» <Щапов, 1906>.

В XVII–XVIII вв. производились и другие подсчеты, ориентирующиеся на число имени Антихриста — 666 (особенно роковым по мистико-апокалиптическим понятиям был 1666 год). Раскольники также утверждали, что Антихрист первоначально воплотился «в образе Троицы»: царь Алексей Михайлович, Никон, и справщик книг Арсений Грек. После этого Антихрист постоянно обновлялся в верховных властях. В XVIII в. воплощением Антихриста стал Петр I, поскольку «на римском языке император пишется иператор и заключает в себе число зверино», и, кроме того, в Писании сказано, что Антихрист будет восьмой царь, и т. п.

Протестуя против петровских реформ (регламентов, ревизии, подушной подати, европейского устройства монархической империи в целом), раскольники заявляли, что «чувственные бесы, посланные антихристы учинили народную перепись, назвали православных раскольниками и обложили их двойным денежным окладом». «На основании убеждения, что православные городские и сельские общины, росписанные Петром на губернии, провинции и уезды, повинующиеся Антихристу и приставникам его, — губернаторам и прочим властям, — суть области царства Антихристова, раскол стал развивать, на новых местах, свои народные общины, не разделяя их на города и села. По общинному значению их раскол называл их согласиями, сообразно с сельскими мирскими согласиями, как назывались крестьянские мирские сходы… <…> По мере развития раскола, согласия разнообразились и умножались. <…> Все они уже при Петре I, несмотря на страшные препятствия и полную гражданскую бесправность (в частности, отрицание, т. е. отсутствие паспортов. — М. В.), стали стремиться к выходу из Антихристовых областей и к новому свободному территориальному, земскому, колонизационному устройству» <Щапов, 1906>.

Воплощениями Антихриста на Руси считали также Папу Римского и Григория Отрепьева.

Не касаясь сложных мировоззренческих и социально-исторических корней раскола, можно лишь предположить, что в разные периоды библейский образ Антихриста соотносился с обликами исторических лиц, деятельность которых влекла не столько бедствия народной жизни, сколько резкие и непонятные, угрожающие «вере отцов» и устоявшемуся, традиционному укладу жизни перемены.

Своеобразие связываемых с Антихристом представлений заключается и в том, что начиная с XVII в. государство устойчиво воспринимается рядом россиян как Антихристово. Часть русского населения (и более всего, даже по смягчении гонений на них, — раскольники) живут в условиях «длящейся кончины мира», расцвеченной разнообразными государственными неурядицами. Некоторые полагали, что Антихрист проник не только в гражданское общество, но и в стихии — землю, воду, огонь.

Драматизм этой ситуации преодолевался народной мыслью по-разному. Так, один из раскольников-самокрещенцев по имени Павел пришел к убеждению, что «нет рек, источников и кладезей, которые бы прикосновением Антихристовых слуг не были осквернены; моря и озера кораблями и судами Антихриста наполнены; словом, нет воды, в которой бы можно было окреститься». Поэтому Павел крестился в лесу, набрав дождевой воды.

Более традиционно разделение мира на два царства: Божье и Сатанино (Антихристово). В «Разглагольствовании тюменского странника», сочиненном раскольником Василием Москвиным (начало XIX в.), «мир Божий», где «Бог истинный, творец всея твари, вседержитель, пастырь; руководитель и всему миру хранитель и спаситель» противопоставляется «миру Сатанину» (или «титанову»), подвластному «противнику Божию, Антихристу, сыну погибельному, седмиглавому змею, древнему клеветнику, судии Сатанину, титану, преисподнему бесу».

Согласно сообщению второй половины XIX в. из Архангельской губернии, «православные христиане древнего благочестия» полагают, что в православной церкви «царствует теперь Антихрист чувственно; второе пришествие Христово будет через год, а много через два; православные храмы построены на седмиглавом змее и суть обиталище Антихристово, потому лучше ходить в кабак, или еще хуже куда, чем в них. Священники слуги Антихристовы, потому их слушать не следует, что бы они не говорили. Солдаты и все военные чины — воинство Антихристово».

«Раскольники очень исполнены мыслями о душеспасении и загробной жизни и лелеют мысль, что „второе пришествие Господне“ будет, когда „Сийски пески“ обратятся в кровь и потекут реками (пески — песчаное пространство на тракте от Селецкой станции в Холмогорском уезде), что подкрепляют тем, будто один из трех китов, на которых держится земля, уже умер» <Ефименко, 1877>.

В умножающемся царстве зла временное прибежище истинно верующих — раскольничья община, согласие; прообраз Божьего царства — воспеваемая в духовных стихах «прекрасная мати пустыня», укрытая непроходимыми лесами.

Понятия основной массы русского крестьянства XIX — начала XX в. о светопреставлении и об Антихристе сложились под влиянием и церковноучительных сочинений, и апокрифов, и традиционных мифологических представлений о неизбежном конце «начавшегося» когда-то мира. Они испытали сильное влияние порожденных народной же средой воззрений раскольников, но являют их смягченный вариант: мир не разделен на два полюса, он двойствен, пронизан злом и движется к своей гибели, причем и гибель эта, и воцаряющееся зло очень конкретны, «осязаемо-материальны».

Так, вологодские крестьяне утверждают «что конец ему [миру] будет в третьей тысяче. До Страшного Суда должен появиться на земле Антихрист. Двенадцать девок последовательно родят двенадцать незаконных младенцев; последний из них и будет Антихрист. Тогда вспыхнет война, иссякнут все воды и все клады выйдут на поверхность. Люди будут искать воды везде, но не найдут, а найдя клады пойдут от них прочь и скажут: „Тьфу! Проклятое злато!“ Потом загорится земля и тогда все люди умрут и души пойдут в рай или в ад, а земля станет пуста» <Иваницкий, 1890>.

По мнению колымчан, Антихрист должен родиться в Средне-Колымске от шестого поколения незаконнорожденных <Шкловский, 1892>. Орловские крестьяне полагают, что признаки кончины мира будут состоять в том, что «земля не станет родить хлеба, травы и плодов, скот весь подохнет, люди будут питаться падалью и разными нечистотами. После трехлетнего мучения две трети или более народу перемрет, остальные будут завидовать мертвым, просить на себя смерти; но смерть отступится от них; к большему мучению, птицы с железными клювами станут терзать людей. После всех этих мучений прозвучит труба архангела Михаила, солнце и луна падут на землю; и померкнут звезды. В то время встанут из гробов мертвые, выйдут из воды утопленники, явятся все съеденные зверями и соберутся со всех мест на Страшный Суд, на котором каждый услышит свой приговор и, смотря по делам своим, вселится в рай или в ад» <Трунов, 1869>.

13 ноября 1899 г. многие ожидали светопреставления от «столкновения планетой» (кометой). Когда роковой срок благополучно минул, крестьянин Череповецкого уезда Вологодской губернии, хорошо знакомый со Священным Писанием, объяснял это тем, что Антихрист еще не успел воцариться: «Он все заберет в свои руки: и землю, и воздух, и хлеб, и воду. <…>…в реках и озерах, вместо воды, потечет христианская кровь, амбарах, вместо хлеба, в закромах будет лежать золото. А ныне еще и Государя-то деньги-то не все золотыя и серебряныя, а еще много бумажек. Вот когда все бумажные деньги исчезнут, тогда следует и кончины поджидать. А может быть и то, что Бог увидел раскаяние людей и дал отсрочку на неопределенное время» <АМЭ>.

В этой же губернии крестьяне обсуждали и брошюрку «Кончина мира» (в 1899 г.). Предполагали, что при печати случайно или с целью «подурить православный народ» были перепутаны цифры. И теперь уже не установить, какой именно год «конца света» (1989-й, 1998-й, 9891-й) должен был составиться из этих цифр: написавший брошюру немец сразу после этого сошел с ума. И хотя перед смертью к нему вернулся ум, но зато отнялся язык. Говорили еще, что автор книжки — английский студент: «Сперва он обдурачил книжкой французов, затем удрал к немцам. Немцы не дались в обман, тогда он катнул в Россию, а от нас удрал к туркам» <АМЭ>.

В конце XIX — начале XX в. ожидание светопреставления стало особенно напряженным: признаки близящегося «царства Антихриста» народ видел и в омертвляющих землю завоеваниях технической революции, и в умножающихся стихийных бедствиях, и в появлении комет, и в очередных государственных строениях. «Суеверные крестьяне говорят, что будто о железной дороге, о телеграфе и самоварах в Библии написано так: „В последние дни китайская стрела (намек на китайский чай. — Здесь и далее комментарии составителя) прострелит весь народ, медные змеи (самовары) зашипят на столах, и антихристовы гады (железные дороги и телеграф) опутают всю землю“. „Нонеци все это есть, знат, пришли последние времена, не хватает только Антихриста“ (Волог.)» <АМЭ>.

На Вологодчине и пароходы кое-где почитались «водяными гадами Антихриста». В Архангельской губернии признаками грядущего светопреставления (не без влияния раскольников) были «огненные змеи» — «подаваемые пароходами свистки». «Про кончину мира говорят: появятся дороги каменные, а там железные, затем люди станут летать по воздуху, земля перестанет родить и в конце концов окаменеет, — вот тогда-то и конец миру» (Орл.) <Иванов, 1900>.

В XX в. ожидание светопреставления переносится на конец II тысячелетия, традиционно усиливаясь перед наступлением «круглых», тысячелетних дат. Революция и последующие исторические события, сопутствуемые упомянутыми в Писании аномалиями человеческого бытия (брат идет на брата, сын на отца, дети отказываются от родителей и наоборот, «глад и мор» и др.), — новое свидетельство прихода Антихриста на русскую землю <Селиванов, 1991>.

Опасность экологической катастрофы, предугаданная в духовных стихах и рассуждениях крестьян XIX в. (образ «окаменевшей земли»), — тоже знак близящегося светопреставления. (Сейчас для многих россиян старшего поколения такое предвестье — не «окаменевшая», а заброшенная земля, зарастающие поля.)

По мнению некоторых россиян, в конце XX в. наш мир уже безнадежно покинут и Богом, и Дьяволом: «Прежде божественны люди были, так дьявола шутили с народом. А теперь все дьявола» (Мурм.); «Теперь ведь все говорят, что все атперши от нас… и Бог, и черти» (Смол.); «Теперь черти в нас все» (Смол.).

Светопреставление и воцарение Антихриста и в XX в., таким образом, оказывается и неизбежным, и «длящимся». Ново, пожалуй, лишь вполне обосновываемое событиями русской истории XX в. убеждение части народа в том, что, успешно соперничая с силами разрушения, зла, люди не только стали им подобны, но, окончательно вытеснив, заменили их собой на Земле.

В Псковской губернии Антихрист — «половина беса».

© Энциклопедия русских суеверий

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Антихрист
« Ответ #3 : 26 Февраля 2020, 11:34:15 »
Антихрист (от греческого antichristos: "противник Христа") - сын Сатаны и земной женщины, лже-пророк, противник Христа, который появится перед концом света. Присвоив себе имя Ирисуса, он будет смущать верующиъх различными чудесами и привлекать их на свою сторону. Цель Антихриста – убедтьб человечество в ошибочности христианской морали. Порверившие Антихристу погубят свою душу. На своем челе Сын Сатаны будет нести особый знак (666), по которому его и узнают.
упоминается в Библии в Первом и Втором послании Иоанна, где термин применяется к любому, кто 'в последнее время' (см. 1 Ин 2:18) отрицает, что Иисус есть Спаситель, то есть Помазанник Божий. Антихриста стали рассматривать как единую духовную сущность, которая будет противостоять Иисусу во время апокалипсиса согласно следующим стихам (1 Ин 4:3). В Откровении Антихрист явно не упоминается, но нетрудно найти второго Зверя, упомянутого в Откровении 13:11-8, на которого ссылаются как на Антихриста. Маг Алистер Кроули верил, что он есть первый Зверь, предсказанный Св. Иоанном, и, по всей видимости, думал, что магическое дитя будет вторым Зверем и Антихристом, который осуществит видение Кроули в огне и крови - пророчество, разворачивающееся, по мнению некоторых, по зарождении Эры Водолея.
У второго Зверя было два рога, "подобные агнчим", и говорит как дракон. Он способен использовать силу первого Зверя низводить огонь с неба и творить чудеса, так что "земля и живущие на ней" поклоняются первому Зверю и воздвигают образ первого Зверя. Посредством второго Зверя образ первого Зверя обретает жизнь и убивает всякого, кто не будет поклоняться ему. Он наносит таинственное начертание на правую руку или чело всякого человека. Это начертание обычно понимается как число 666. Однако в Откровении первого Зверя опознают по трем признакам: по начертанию, по имени и числу имени Зверя (см. Откровение 13:17). Согласно средневековой легенде, Антихрист должен родиться от девственницы и демона. В это верил Св. Иеремия. Магу Мерлину приписывали рождение именно от такого союза, он должен был стать Антихристом, но Судьба его предположительно изменилась, когда его крестили в младенческом возрасте. Другие отцы церкви, например, Св. Амброзии и Св. Августин, считали, что Антихристом будет смертный, рожденный обычным путем, но более испорченный, чем другие, своего рода демон во плоти.
Из некоторых библейских намеков в прошлые века широко распространилось мнение, что Антихристом будет еврей племени Дан - предрассудок, который, несомненно, способствовал разжиганию антисемитских настроений в Европе. Эта вера была основана на словах Иакова, обращенных к своим сыновьям на предсмертном одре: "Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад" (Бытие 49:17). Как дополнительное свидетельство этому использовалось исключение в Откровении 7:5-8 племени Дан из списка племен, у которых на лбу была печать Бога.