Новости: Группа нашего форума ВКонтакте: Гадание • Магия • Руны | VK

  • 28 Января 2025, 05:06:39


Автор Тема: Порча "Икотка"  (Прочитано 1696 раз)

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3974
  • Репутация: 1585
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Порча "Икотка"
« : 01 Апреля 2021, 19:58:06 »
Порча "Икотка" 

В Сибири и на Урале есть такая старая колдовская техника. Выращивают сущность на остатках пищи или определенном виде еды, это особый вид вид плесени. Затем эту сущность направляют жертве. Такое нападение называется Икотка.

Икота традиционно описывается в научной литературе как вид порчи, насылаемой колдунами. В этнографических исследованиях С.В.Максимова, П.С.Ефименко, С.П.Мартынова, С.В.Дмитриевой икота характеризуется как нервная болезнь (наряду с кликушеством и падучей), проявляющаяся в приступах истеро-эпилептического характера. При этом некоторые исследователи (В.И.Белицер и др.) связывают появление икоты у женщин с влиянием тяжелых семейно-бытовых условий. С.В.Дмитриева, П.С.Ефименко и др., напротив, считают, что причина заболевания – в особенностях мировоззрения отдельных этнографических групп.

География заболевания икотой показывает неравномерное распространение его в пределах одной культурно-хозяйственной области. Наше исследование базируется на материалах, собранных в период с 1995-99 гг. в Суксунском, Ильинском, Карагайском районах и Коми-Пермяцком округе. По представлениям местных жителей, икота ( икотка ) – это порча, «бес», который вселяется в человека и «говорит из него», «предвещает».

Порча, как правило, происходит во время питья («Нам женщина квас вынесла и мне в горло попало что-то». // Казанцева М.А. дер. Антипино, Юсьвинский район). Считается, что до попадания в носителя «бес» находится в туеске с квасом, приготовленном колдуном. Оберегом от попадания икотки служат соль в кармане, кусок ладана с молитвой, надетое наизнанку нижнее белье, три медных нательных креста.

После попадания в носителя икотка может приобретать вид человекоподобного существа, лягушки, «козла с рогами», т.е. черта (Карагайский район) или маленького скользкого существа – шевы (Коми округ). Бес может иметь имя (зафиксированы Егорка, Павлик, Даша и др.). Внутри носителя икота растет в течение ряда лет (например, Егорке – 35 лет, девочке Даше – 5 лет). В теле человека икота, как правило, находится «где-то в животе», но есть и варианты (в кишечнике, «по всему телу»). В одном носителе может быть две икотки , но одна из них должна быть «изгнана».

Икота способна говорить или издавать различные звуки (гавкать, кричать «ы-ы»). Иногда икота начинает говорить спустя некоторое время после порчи. Самый длительный срок, зафиксированный нами – 32 года (Егорка жил в носительнице 35 лет, а «предвещать» начал только последние 3 года). Иногда икотка начинает говорить только в том случае, если попытаться ее изгнать или напоить кобыльим молоком (данный факт зафиксирован в нами впервые). Икота часто заставляет человека совершать несвойственные ему поступки: ругаться матом, пить вино (красное), есть пищу, которая вредит здоровью носителя.

Икота полностью контролирует жизнь «порченного» человека: «Егорка говорит мне: «Матка, пошли спать, я спать хочу». И вот мы с ним и спим» (Чернобровенко М.А., дер. Перино, Карагайский район). Зафиксированы следующие, присущие икотке , привычки и предпочтения: любит темноту, не воспринимает крещеную еду, белое вино (пьет, только красное) мед (так как он «святой») водку (так как она горькая) чеснок, лук, перец, хрен, редьку, полынь. Икотка не любит молитвы, боится, если показать кукиш со словами «тебе фигу, мне силу»; боится веника, если его кладут на тело; соль, пережаренную с молитвами, кочергу, если ей очертить круг; святую воду с молитвой и солью, особенно «четверговой» (освященной в Великий четверг перед Пасхой); не любит красную одежду и красное постельное белье. Зафиксировано также, что икотке не нравится, когда делают массаж или водят по телу человека ножом.

Икотка может прорицать будущее, находить потерянные вещи и пропавших людей. После смерти носителя икотка , по поверью, не умирает, а вселяется в родственника или знакомого. Если умершего перекрестить, то бес умрет вместе с ним или уйдет в землю. Оберегом в этом случае также могут служить молитва, нательный крест, красная ленточка, которую нужно надеть на шею. Излечение икотки, по данным исследователей, возможно, как правило, при помощи колдуна, наславшего порчу или более сильного колдуна. Однако в рассказах, зафиксированных нами, встречаются случаи излечения икотки в церкви.

Облегчению болезни, по представлению местных жителей, способствуют молитва, святая вода, крестное знамение, а также, что особенно интересно, гипноз и уринотерапия. Современные реалии, как мы видим, проникают в архаическую модель и органично в ней существуют. Наибольшее распространение мифа об икотке мы зафиксировали в Карагайском районе и Коми-Пермяцком округе. В Ильинском, Кунгурском, Суксунском и других районах зафиксированы единичные случаи. В настоящее время икотке в большей степени подвержены женщины, однако в Коми-Пермяцком округе нами зафиксированы явления «коллективной порчи» во время уборочной, где жертвами заболевания становились и мужчины (в том числе начальство). Таким образом, в исследованном нами ареале сохраняется представление о единстве мира реального и ирреального, между которыми нет четкой границы.

В земной женщине живет существо потустороннее, и этот факт воспринимается как нечто обыденное. С одной стороны, икотка как вид порчи – типичное языческое явление, с другой стороны, ее изгоняют как силой колдовства, так и «по христиански»: молитвой, крестным знамением, святой водой. Таким образом, явление христианско-языческого синкретизма находит отражение в бытовании феномена икоты.

Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/obsuzhdenie-negativnykh-vozdeystviy/98/porcha-ikotka/4654/
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3502
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Порча "Икотка"
« Ответ #1 : 16 Августа 2021, 06:49:26 »
Икота у русских и шева у коми: Сравнительный анализ

Икота (кликуша) у русских и шева у коми – мифологические персонажи, а также названия болезней (состояний), которые осмысляются в связи с представлениями о магическом воздействии злого колдуна.

Представления и практики, связанные с икотой и шевой, в прошлом бытовали на значительной территории России и в наши дни зафиксированы в Архангельской области, Республике Коми, в западных районах Пермского края и некоторых районах Сибири.

Икота, согласно наблюдениям В.А.Меркуловой, «является самостоятельным образованием на базе специфического местного значения глагола икать ‘кричать, звать’» . Слово шеву у коми: происходит от прапермского *šoua ‘нечто с голосом, звуком, сообщением’, *šо ‘голос, звук’ . И слово «икота», и «шева» семантически связаны со звуком. Икота и шева, попадая в тело человека, наделяются способностью издавать различные звуки или говорить.

Икота обычно имеет облик хтонического животного (лягушки, ящерицы, мыши и т.д.), иногда – икры лягушки, реже – мушки, паука, комара и т.п. Шева также маленькое животное, чаще – ящерица, червячок, бабочка, жук и др. Отличие шевы от икоты в том, что она может быть изготовлена колдуном из предметов, например, из сосновой иглы от метлы для печи или из сора, пепла.

Икота нередко обладает необычными признаками, например, ящерица – красного цвета, или у нее две головы: «По огороду бежит веретельница (ящерица. – Н.М.), у нее две головы, спереду и сзаду. Мамина сестра испугалась, и в горле кабыть колесо встало. Заболела и умерла» .(текст с сайта музея-заповедника "Кижи").

И икоты, и шевы, как правило, достаются колдуну во время посвящения. И те и другие, с одной стороны, являются его помощниками, с другой стороны, колдун зависим от них: мифологические существа постоянно требуют от него работы, например, вселить их в человека. Икота – мужского рода, а вселяются они исключительно в женщин. Шевы бывают и женского, и мужского рода, вселяются они не только в женщин, но и в мужчин и даже детей.

Икоту и шеву колдуны насылали на определенного человека: называя его имя, она вселялась в человека, если человек чертыхался или упоминал нечистую силу. Мифологические существа икота и шева в теле больного пожирает внутренности больного: «Вот притупит к сердцу что-то вроде окаянного гнуса, острозубой мыши, и так грызет, что хоть в воду кидайся» . «Она (шева. – Н.М.), питается (буквально „грызет“) наиболее вкусными тканями организма. Особенным лакомством для нее считается глазной белок». Таким образом, икота и шева, вероятно, похищают часть жизненных сил человека: больной «чахнет», «сохнет».

Икота является разновидностью порчи. По традиционным представлениям русских, порча похищает жизненную силу. Так, в сибирском заговоре «От живой порчи» встречается образ порчи – нечистой силы, которая «ломает кости», «сушит сердце», «пьет кровь», «ест тело», т.е. уничтожает целостность организма и забирает жизненные силы больного:

«…отойди, нечистая сила,от крестьянского сердца (имярек),не пей горячую кровь, не ешь белое тело» .

В том случае, если колдун не вселил шеву в тело человека, он был вынужден кормить ее собственным телом: «Как и всякое живое существо, шева имеет потребность в пище. Колдун принужден бывает их кормить, часто собственным телом»  . Про одну колдунью рассказывали, что она переправлялась через реку, в кустах шиповника снимала с себя одежду и кормила своим молоком шев, которые в виде червяков ползали по ее телу . В другом мифологическом рассказе молодуха-колдунья часто спускалась в хлев, свекровь слышала, как она тяжело вздыхала. Оказалось, что она, раздевшись донага, кормит грудью ползающих по ней червяков. (текст с сайта музея-заповедника "Кижи").

Однажды свекровь сожгла червяков-шев, которые лежали в корзинке в пуху, в печи. Когда они с треском сгорали, прибежала молодуха с поля с криком: «Горю» .

У русских подобных представлений об икоте не зафиксировано. Однако существуют косвенные свидетельства о связи тела русского колдуна с икотами: если им причинить вред, его «мает» (он испытывает ощущение жжения). Так, икоту в виде пороза (икры лягушки) следует сжечь в печке: «Как в печь на огонь бросить, они заревут на всякий голос, как человек. Если на улицу выбросить, они в человека войдут» . Верили, что в этот момент в дом под каким-нибудь предлогом заходил колдун, наславший икоту.

У больной, в которую вселилась икоты или шевы, наличествуют некоторые признаки беременности: у испорченной женщины внутри второе существо, оно растет, движется, как плод: «Шева, попавшая в тело в виде незаметного существа, начинает там расти»; «Через некоторое время она покрывается шерстью и может самостоятельно заговорить» .

Плод в утробе матери сравнивается с крысой: например, в русской загадке: «Хлеб на краю избы лежит, а в хлебе крыса сидит». Так же, как беременная, больная (икота) ощущает тяжесть: «О тяжести как признаке нечеловеческого мира свидетельствуют широко распространенные представления об „отягощенности“ животных, имеющих хтоническую природу (например, мышей)».

Икота (порча) сопоставима с беременностью, потому что она может быть представлена в виде идеи «два в одном» так же, как беременность. Как отмечает Д.А.Баранов, «беременная представляла определенную опасность для окружающих из-за наличия у нее двух душ». По народным представлениям славян, «двоедушие» – признак демонических персонажей. Следует отметить, что у славян вторая душа двоедушника имеет облик мыши, мухи и др. Она покидает тело человека и возвращается назад через рот, как шева и икота. У мифологического персонажа (икоты, шевы) и плода разные направления выхода из тела женщины: у икоты и шевы – вверх (через рот), у плода – вниз. По народным представлениям, через рот человека выходит душа. Таким образом, икоту и шеву можно сравнить со второй душой человека. Икота и шева связаны с представлениями о смерти. (текст с сайта музея-заповедника "Кижи")

Больная извергает из себя мифологическое существо, если лечение оказывается успешным. Шеву вскоре после заболевания можно изгнать, например, напоив больную беленой, костяным дегтем, мочой и т.д., икоту – дегтем. Сам процесс излечения напоминает роды: параллелизм ‘родить – тошнить’.

Интересно отметить, что кликуши и икоты часто называют колдуна «отцом», а колдунью – «матерью».

Так, например, чтобы успокоить кликушу, на нее во время приступа надевали хомут, снятый с потной лошади. Когда женщина лежала в хомуте, ее спрашивали: «Кто твой отец?», и на этот вопрос она называла имя колдуна, вселившего в нее беса. Шева, когда ее спрашивают о хозяине, указывает на какого-либо человека, называя его «маменькой» или «папенькой».

«Посадить икоту» означает «испортить». Значение слова «портить» – приводить в негодность, делать плохим, вредить; «портить», вероятно, восходит к индоевропейскому корню *por-, per – однокоренное с «по-роть» со значением «разъединять», «нарушать», «просверливать», «пронзать»; праслав. *port – значение «пронзать», «прокалывать», «проход», «ехать» .

К этой же семантической группе относятся слова «запорток» – ‘испорченное насиженное яйцо’ ; «выпороток» – ‘маленький ребенок’, ‘незаконнорожденный ребенок’, ‘недоношенный детеныш животного’; «выпороть» ‘родить детеныша (о самке животного)’ . Эти слова некоторые исследователи возводят к индоевропейскому значению «высиживать», «носить во чреве», «рождать»: лит. рereti – «высиживать» (яйца), лат. pario, -ere – «производить на свет» .

Значение слова «портить» ассоциируется с представлениями о вторжении, нарушении целостности и представлениями о рождении, причем порча мыслится как «неправильно рожденное», или иначе, порча – это «животное», рожденное в теле человека .

Вероятно, поэтому вселение икоты и шевы в человека способствует наделению его провидческими способностями. Вхождение икоты в женщину напоминает прохождение обряда инициации колдуна, во время которого он должен проглотить в себя животное, например, лягушку. Вкушение животного в обрядах инициации приводит к получению магического знания. Как уже говорилось, обычно икоты и шевы – хтонические животные, связанные с представлениями о многоплодности, а также мудрости/знании . Этимология слова: индоевропейское gen – «знать» тождественно gen- «рождать (ся)» и происходит из него. Важным для нас является предложенный В. Н. Топоровым тезис о рождение как одной форм знания. Таким образом, в представлениях о порче соединяются представления о рождении и вещем знании.

Вероятно, с этими представлениями связаны поверья о том, что икоты наделены способностью узнавать будущее, определять вора, способы, с помощью которых испорчен человек: «Икоты, все сказывали, по Двине. Потеряют деньги, на Двину ездили. Рот откроет (икота), глаза все выворотятся налево, заорет.

И сказывали, кто деньги украл»; «Татя уехал в Сибирь. Татя не верил в колдовство. Пошел к икоте испытать, что такое. Молодая говорит: „Уходи, она и так устала“. – „Не гони чужеземца, у него большое горе“.

Будто бы в ней икота есть, и будто в ней все эта икота скажет. Икота начнет рычать, рычать, и женщина скажет: „Дай ей конфет“. Икота – по-старому нечистая сила»; «Дядю испортили, он с ума сошел. Отец ходил его на Двине, там какие-то икоты были: „Она, – говорит, испортил его мужик. Вычерпай колодец, коровья лытка набита куделью конопляной“. Велела ее икота сжечь». Также и шевы, например, определяли местонахождение пропавших вещей; их способности к ясновидению использовали во время войны для того, чтобы узнать о судьбе воевавших солдат и т.д. Обычно икота-провидица – женщина, как и ясновидящая, в которую вселилась шева. Нам не удалось обнаружить этнографических описаний случаев, когда провидческими способностями наделялся испорченный мужчина.

Провидческими способностями наделен и колдун, только он делает это по собственной воле. Отличие колдуна от больного в том, что первый управляет мифологическими персонажами, а больной находится во власти мифологического персонажа в облике животного, которое, в свою очередь, подвластно колдуну.

Икота у севернорусских и шева у коми обнаруживают типологическое сходство. Прежде всего оно проявляется в том, что и шевы, и икоты имеют облик животного; в этом облике они служат колдуну и вселяются в тело человека, эти мифологические персонажи наделены способностью издавать звуки и говорить.

Икота у севернорусских – разновидность болезни, порча, представления о которой распространены на всей территории России. Иногда порча имеет облик животного, чаще – хтонического, хотя чаще она выступает в облике беса. Как правило, помощники колдуна – черти, однако можно предположить, что они заменили существовавших ранее иных мифологических персонажей. Это подтверждают зафиксированные в различных регионах России представления о помощниках колдуна, имеющих вид животного: кошки, собаки, жабы, змеи и т.п. Ряд специфических особенностей позволяет утверждать, что на образ икоты у севернорусских, несомненно, некоторое влияние оказали архаические поверья о шеве у коми, которые способствовали сохранению детально разработанного образа икоты (порчи) на северных русских территориях, по сравнению с другими регионами России, и придали ему некоторый иноэтнический колорит; вместе с тем, нет оснований говорить о финно-угорском происхождении икоты.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3502
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Порча "Икотка"
« Ответ #2 : 16 Августа 2021, 06:59:23 »
Наряду с общими чуть ли не для всех народов представлений о порче есть и сугубо локальные явления, от которых страдают представители одного региона, этнической или религиозной группы.

Их вообще немало — десятки. Например, китайское коро, когда больному кажется, что его гениталии втягиваются в тело. Или индонезийский амок, страдающий которым начинает беспричинно и безостановочно двигаться, как правило бегать, — зачастую нанося травмы себе и окружающим. Или зимбабвийская куфунгисиса: человек заболевает от того, что слишком много думает.

Именно в череде культурно-специфичных синдромов мы имеем наиболее полно разработанные образы колдовской порчи. Это, в первую очередь, названный выше гаитянский синдром малади мун (в эту категорию, кстати, отнесен и вообще сглаз) и наша родная российская икота, до сих пор иногда встречающаяся в деревнях в Пермском крае, республике Коми, на северо-востоке Удмуртии, в Архангельской области.

Такая икота (еще ее называют «пошибка», а в традиции коми «шева») — это не та икота, которая начинается, если запихиваться едой всухомятку. Скорее, она близка «кликоте», кликушеству. Икота — демоническое существо и одновременно название состояния, которое возникает, если она попадет в организм человека.

В советское время икоту пытались трактовать как психогенный «истеро-ипохондрический синдром», что-то наподобие синдрома Кандинского — Клерамбо. В общем, пока что дело довольно темное, и проблемы тут во многом как раз в ограниченности понятийного инструментария психиатрии.

«Иными словами, и традиция, и медицина понимают икоту как болезнь, но совершенно по-разному: для традиции болезнь — это иметь икоту, а для медицины — думать, что ее имеешь».
— О. Христофорова, «Одержимость в русской деревне»

Согласно народным верованиям, икота насылается колдуном, который выращивает ее в березовом туеске (есть варианты — делает из бумаги или из соломы). Будучи выпущенной, в дикой природе она имеет вид мухи (ее легко проглотить потенциальной жертве), реже — ящерицы или лягушки, еще реже — маленького человечка.

Пошибку могут напустить специально — так случилось в уже рассказанной выше истории Степаниды Филатовны. А могут просто отпустить бегать в мир, чтобы она сама нашла себе хозяина.
Как не подхватить пошибку — тоже целый свод крестьянской нормативной мудрости, перечень табу: нельзя проходить между близко стоящих столбов, нельзя проходить под перекладинами, на напиток перед употреблением надо подуть и т. д.

Попав в человека — а обычно это женщина — икота может долгое время не проявлять себя, «расти». Выросши же, она вызывает более или менее сходный у всех «икотных больных» комплекс симптомов.

Приступ икоты — пароксизм, время от времени возникающий после стресса или вообще без видимой причины. Появляются боли — икота «кидается». Лицо краснеет, вены вздуваются, к горлу подкатывает комок, дыхание учащается.

И икота начинает говорить.


Икота — самостоятельная личность со своим характером, своими привычками, своими симпатиями и антипатиями. Говорение икоты может ограничиваться просто выкрикиванием нечленораздельных междометий или бранных слов, а может вылиться в развернутые монологи. Порой с икотой можно вести полноценную беседу!

Обычно икота говорит «на вдохе», напряженным голосом, отличным от голоса ее хозяйки, и наблюдатели без труда отличают подлинную речь жертвы от «икотной», а иногда и распознают симулянтов.

«Я ведь не человек. Меня зовут хоть Валерий Андреич Рубинов, я ведь ящерица. У меня еще и подруга есть, Таня, она лягушка. Я не мешаю, хозяйку не обижаю. У меня хозяйка очень хорошая. Я не хулиганю, табак не курю. Когда уснет, удираю к подруге. У меня подруга-то лягушка. Уснет, я иду, хоть пурга, хоть что. Однажды чуть не убил меня ветер».
 — Монолог икоты, фильм «Цвет папоротника», 1995 год, реж. А. Анчугов.

Да, часто икота бывает настолько персонализирована, что у нее есть собственное имя. Иногда в этом аспекте — как оно и бывает в народной культуре — смешивается страшное и комичное. Так что наряду с Манькой, девочкой Верочкой, Чертиком, Мариночкой Николаевной, Мухой Муховичем, Опонькой, Аксиньей или Ипатком-Лепестком внутри человека может поселиться даже Василий Иванович Чапаев.

И рядом с этим деревенским театром существуют настоящие хорроры про рождение женщинами икоты: «уволокнена мясом», «похожа на скалку», «вся в глазах»; рожденную пошибку следует сжечь в печи, чтобы она не вернулась в тело жертвы.

Хозяину икота доставляет очевидные неудобства и даже мучения, но общество в целом может получить выгоду. К примеру, в некоторых деревнях жертвы икоты работали своеобразными следователями: их пошибки могли сообщить, где искать пропавший предмет или кто совершил то или иное преступление.

Это возвращает нас к тому, что истории про колдунов и жертв в традиционном обществе — важный инструмент регулирования жизни. Былички про икоту или сглаз существуют на стыке запретов, чувства вины, гендерных стереотипов (неспроста от икоты страдают почти одни женщины) и затаенных социальных конфликтов.

Жертвам нужны колдуны, чтобы найти причину несчастий. Обществу нужны жертвы — для назидания и подтверждения установленных порядков.

"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3502
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Порча "Икотка"
« Ответ #3 : 16 Августа 2021, 07:30:34 »
Cериал «Территория» (2020) всколыхнул интерес к коми-пермяцким легендам. Именно на них основаны все мистические моменты, с которыми сталкиваются герои — обычные городские жители, приехавшие в Кудымкарский район. Главная тема — об икотке, то есть одержимости бесом. Даже сериал поначалу хотели назвать именно «Икоткой».

Кто такие икотки, какими их представляют и отразилось ли это в сериале:
Понятие «икота» или «икотка» встречается в традиционной культуре не только коми-пермяков, но и других народов Северного Прикамья: у русских, коми-зырян, удмуртов.

Хозяевами икоток считаются колдуны. По народным представлениям, икоток держат в туесках в подполе. Они выглядят как личинки мух, головастики или высушенные ящерицы, которых колдун измельчает и добавляет в питье или еду, либо насылает «по ветру». Мотив кормления своим телом среди коми-пермяков неизвестен, зато встречается у родственного коми-зырянского населения и связан с представлениями о шеве (так называют подселенного духа у коми-зырян). Попадая в человека, икота начинает «расти».

Народные верования говорят, что икотка может проявлять себя по-разному: в виде удушья, припадков, изменения голоса.

Считается, что икотки бывают немыми и говорящими, последние иногда способны предвещать. Такие икотки вызывают особое уважение: к ним обращаются при пропаже скота или денег. В целом, как отмечают исследователи, «подселенный дух» коми-пермяками не воспринимается негативно, поэтому сцена в сериале, где икотку хотят убить, не соответствует народным представлениям. По рассказам коми-пермяков, икотой раньше могли страдать целые деревни, но в настоящее время данный феномен встречается намного реже.

Местные жители подробно объясняли исследователям, какими могут быть икотки — от внешнего вида до имени.

Икота может рассказать о себе: кто её наслал (сообщает имя колдуна), как она выглядит (маленькая муха, существо с лицом воробья, пучеглазая лягушка и другие варианты), как её зовут (Гут Гутович — то есть Муха Мухович, Иванок, Опонька и так далее), какого она пола, где она живёт внутри человека и как там перемещается. — Чаще всего икотой страдают женщины, при этом нередко «подселенный дух» может быть мужского пола. Голос икоты отличается от голоса её владельца: часто он более низкий, слова произносятся на вдохе. Коми-пермяки считают, что икоту невозможно вылечить, она остается с человеком на всю жизнь. Однако знахарь может облегчить участь человека, сделав икотку немой. После смерти человека икота выходит и может перейти к другому человеку. Поэтому считается, что следует прикрыть рот платком, не приближаться к умершему.

В деревне Кудымкарского района живёт Анна Бушуева,  которая утверждает, что в нее вселилась икотка.

Она местная знаменитость в двух ипостасях: женщина и вселившийся в нее мужской дух. Соседи поделились своими историями об икотнице: они уверяли, что икотка (тот самый дух) помогает находить потерянные вещи и даже может назвать преступника. Анну Бушуеву все характеризовали как очень положительную и трудолюбивую женщину, всегда готовую прийти на помощь. А икотку называли ее полной противоположностью. Говорили, что дух любит выпить, поругаться матом и побогохульствовать.

К пожилой женщине за советом от икотки приезжают не только из окрестных селений, но и из других регионов, так что к посетителям она привыкла. Анна Бушуева рассказала, что икотка с ней почти 50 лет и что поначалу ей с непривычки было сложно сосуществовать с духом. Но потом привыкла, хотя до сих пор иногда бывает неловко за некоторые поступки икотки.

Как выглядит Икотка?

Достоверного описания Икотки нет ни в одном архивном документе. Существо описывали и как белую бабочку, и как белую жидкость, и как плесень, и даже как небольшую мышь. Увидеть это создание человек сможет только при его изгнании.

Как Икотка вселяется в людей?

Создание попадает в человека всегда через рот и только к взрослым женщинам. По легендам, достаточно нецензурно выругаться на улице или выпить в чужом доме воды или кваса.

— Мама все ругалась, что ее рыжий Ванька заразил. Был у нас такой мужик в деревне. Говорила, что выпила у него брагу, а зачем, сама не знает. И когда Икотка в ней просыпалась, говорила маме, что выбраться из нее не может — хвост прилип. Икотка говорила, что мама «кокорая» (худая — прим. ред.), да и не ругалась мама, не пила, — вспоминает историю из детства А. Лобанова.

Преподаватель пермского педуниверситета утверждает, что в ее родной деревне в Коми округе у каждой второй женщины была Икотка. Жить она не мешала, все доживали до глубокой старости, справлялись в одиночку с хозяйством и растили детей. Ну а если кому-то эта сущность слишком докучала, на помощь приходили знахарки.

Как понять, что в тебя вселилась Икотка?

Человек начинает чувствовать некую одержимость. Вот только, в отличие от событий в сериале «Территория», никакой опасности Икотка не несет. Профессор утверждает, что существо только разговаривает со своим носителем, причем сама «зараженная» женщина начинает говорить на вдохе, а не на выдохе, как обычные люди.

 В деревнях вера в то, что на жизнь и здоровье человека можно повлиять магически, существует до сих пор. Лет 20 назад в моей деревне через дом жили колдуны и знахарки, которые лечили болезни и проклинали Сейчас деревня вымирает, — делится Алевтина Лобанова. — Так, совсем недавно умерла последняя женщина, в которой сидела Икотка. К ней ездили наши студенты, исследователи приезжали. Она всегда делилась историями.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3502
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Порча "Икотка"
« Ответ #4 : 21 Августа 2021, 05:42:38 »
Жуткое и неприятное зрелище, когда человек вдруг начинает говорить чужим голосом, произнося слова на выдохе, или выкрикивает что-то нечленораздельное, или истерически-злобно хохочет и совершенно не может отвечать за свои действия. А если это происходит одновременно с целой толпой? На Руси говорили: бес вселился. И это утверждение недалеко от истины. Уже два столетия людям известно загадочное явление, которое народы Севера называют икоткой.


ЗАРАЗА.

Известный советский писатель Ф. Абрамов писал: «Есть на Севере, а точнее сказать, на Пинеге и на Мезени, такая женская болезнь — икота, которая, правда, сейчас немного поутихла, а еще совсем недавно редкую работную бабу не трепала. Найдет, накатит на бедную — и мутит, и ломает, и душит, и крик и рев на все голоса: по-собачьи, по-кошачьи, и даже самая непотребная матерщина иной раз срывается с губ...»

Самое широкое распространение икотки наблюдалось до середины 50-х годов прошлого века в селе Пинега Архангельской области. В населенном пункте было настолько много заболевших женщин, что ученые заговорили о наследственности заболевания.

В народе таких женщин стали называть «пинежскими икотницами», и по сей день многие опасаются их присутствия поблизости. Не удивительно, ведь болезнь, появившись у одной из жительниц села, буквально за несколько дней охватывает целые населенные пункты. Симптомы икотки могут бесследно исчезнуть через пару недель и вернуться вновь спустя год или два. Можно было бы предположить, что все это выдумки темных людей, живших два века назад, но современные описания болезни похожи на те, которые появлялись и сто, и двести лет назад.


ОХОТА НА ВЕДЬМ.

Впервые упомянул об икотке епископ Архангельский и Холмогорский Вениамин в 1785 году в своем письме к Синоду, который считал, что это особый вид порчи и одержимость злым духом. Вениамин связывал возникновение странной болезни с языческими верованиями местного населения, перешедшими к ним от жившего в тех краях древнего народа, называемого «чудь белоглазая», который по преданиям обладал паранормальными способностями.

Вера в то, что икотку напускают колдуны и знахари, была настолько сильна в народе, что в XIX веке по этому поводу состоялось несколько судебных разбирательств: например, в 1815 году суд приговорил Михайло Чукрая, жителя Пинеги, к 45 ударам плетью за наведение порчи на свою сестру. А в 1862 году в этих краях произошел народный бунт, во время которого жгли дома колдунов, подозреваемых в порче. Усмирить народные волнения удалось только с помощью войск и духовенства.

Исследователи этого странного заболевания выделяют три разновидности икотки: «немая» — у больного происходит неудержимая зевота, текут слезы и дрожат конечности; «ревущая» — сопровождается спазмом гортани, голос меняется до неузнаваемости; «говорящая» — начинается продолжительным иканием, сопровождающимся выкрикиванием слов и фраз, чаще всего грубых и нецензурных.

При этом икотка выполняет своеобразные посреднические задачи. Например, «говорливая икотка» прорицает будущее, находит пропавшие вещи, то есть сообщает ту информацию или особое знание, которыми ее «носительница» не обладает.


ЖИВАЯ ПЛЕСЕНЬ.

Считается, что икотка — это сущность, внешне похожая на плесень, которую колдуны при помощи магических практик выращивают на остатках еды или определенных напитков. После того как икотка зародилась, ее «подсаживают» человеку, в котором она будет жить. Происходит это, как правило, так: заколдованную плесень помещают в квас, морс или пиво и дают выпить жертве. Любопытен и необъясним тот факт, что икотку невозможно вырастить в крепких спиртных напитках: ну не любит она водку и самогон, потому они не подходят для магических ритуалов.

После того как сущность попала в носителя, она может принимать разную форму: человека, насекомого, лягушки, черта и т.д. О своем внешнем виде икотка очень любит рассказывать устами своего носителя. С таким же удовольствием она сообщает свое имя — как правило, человеческое: Егорка, Павлик, Даша и др. Икотка растет внутри своей жертвы годами. И вещать она начинает не всегда сразу после порчи, иногда она долго молчит и лишь спустя некоторое время заявляет о себе.

Самый длительный срок, зафиксированный этнографами, — 32 года (Егорка жил в носительнице 35 лет, а «говорить» начал только последние три года).

Проникнув в человека, бес «поселяется» где-то в животе, но бывает, что и по всему телу — такие ощущения испытывает носитель. Первым признаком незваного гостя является постоянно появляющаяся икота, которую невозможно остановить. Одновременно в человеке могут существовать две икотки, которые редко уживаются друг с другом, поэтому одна из них должна быть «изгнана». Еще одна интересная особенность заболевания — это то, что ему наиболее подвержены беременные женщины или женщины, живущие в тяжелых семейно-бытовых условиях.

Икотка всегда знает заранее, когда ее носителю придет срок умирать, и решает сама, уйти ли ей вместе с человеком или «переехать» в новое жилище (в родственника или знакомого). Однако если умершего вовремя перекрестить, то бес прекратит свое существование вместе с ним или уйдет в землю.


КАПРИЗНАЯ СУЩНОСТЬ.

Иногда молчавшая годами икотка начинает подавать голос только после того, как носитель собирается ее изгнать или... напоить молоком кобылы. А до той поры сущность молча руководит «порченым» человеком, вынуждая его совершать совершенно несвойственные ему поступки: нецензурно выражаться, пить вино, есть вредную пищу и т.д. Кроме того, держит под контролем всю его жизнь. Для примера можно привести слова одной «икотницы»: «Егорка говорит: «Матка, пошли спать, я спать хочу». И вот мы с ним и спим».

За столько лет тесного сосуществования с икоткой люди Севера смогли определить присущие ей привычки и предпочтения: любит темноту, не принимает крещеную пищу, пьет только красное вино (белое отвергает), не ест мед, не любит водку, чеснок, лук, перец, хрен, редьку и полынь.

Сущность не переносит молитвы, боится кукиша, особенно если при этом слышит: «Тебе фигу, мне силу». Особенно ей не нравится одежда и постельное белье красного цвета или с «колючим» рисунком, поэтому женщины в той местности, где это заболевание имеет массовый характер, предпочитают такие расцветки ткани.


МЕДИЦИНА БЕССИЛЬНА.

Распространение заболевания не ограничивается только печально известной Пинегой. Об икотке знали карельские народы, мордва, вятичи, пермяки и другие северяне. Не обошла стороной эта участь поселения Урала и Сибири. Получается, что икотка предпочитает территории, где всегда жили финно-угорские народы. Староверы, живущие в глухих местах Сибири, строили монастыри, в которых лечили больных икоткой.

Правда, приемы лечения, которыми они пользовались, были довольно жестоки: «порченых» морили голодом, били, пугали цепными медведями или собаками, держали на морозе, обливали ледяной водой. Иногда это помогало и люди (если выживали, конечно, после таких испытаний) возвращались домой полностью излечившимися.

Ученые медики считают причинами, вызывающими массовое заболевание, кислородное голодание мозговых клеток, недостаточное или избыточное содержание в организме заболевших йода, кальция, цинка, витаминов группы В. Саму икотку они называют феноменом психического заражения и относят ее к навязчивым психозам или вялотекущей шизофрении.

А лечить болезнь предлагают с помощью глубокого гипноза. Однако еще никому не удалось избавиться от икотки таким способом. Мало того, сущность вступала с докторами в спор и выдавала такие подробности их жизни, что приводила в замешательство и смущение, чему откровенно радовалась.

Чтобы защититься от проникновения икотки, знахари рекомендуют вечернюю и утреннюю молитву, обереги в виде щепотки соли, мака или красного лоскутка. Если же беда уже произошла, то больному предписываются строгий пост и отпаивание заговоренной водой. После семи дней таких процедур у заболевшего начинается сильная рвота и исторгается нечто, похожее на чайный гриб, которое следует сжечь, а пепел закопать.

Считается, что излечившийся человек в течение трех лет защищен от козней даже самых сильных колдунов. Так что же такое икотка проклятие или дар? А может быть, на Русском Севере есть двери в другие миры, откуда к нам приходят гости, чтобы поделиться с человечеством своими знаниями?
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".