Белоруссы, для предупреждена лихорадки, опоясываются ниткою съ 12-ью узлами, завязанными въ Великий Четвергъ при чтении 12 евангелий; 12 узловъ состоять въ связи съ верованиемъ въ существование 12 сестеръ-лихорадокъ, дочерей Ирода-даря. Затемъ Белоруссы носятъ на шее освященное пасхальное яйцо, пока оно не засохнетъ, или, вместо него, первое яйцо, снесенное наседкою после того, как она бросила цыплятъ.
Малороссы, кроме описанныхъ, весьма употребительныхъ подкуриваний противными средствами, носятъ, 12 дней, засушенную лягушку подъ мышкою и купаются въ реке въ Чистый Четвергъ, до восхода солнца.
Въ виленскомъ уезде, где народъ отъ всехъ болезней лечится экскрементами домашнихъ животныхъ, специфическимъ средствомъ отъ перемежающейся лихорадки считается куриный пометь. Въ саратовской губ. щепятъ въ лесу молодой дубокъ и туда вкладываютъ тряпку; это значить—«завязать лихорадку, кто коснется до тряпки, тотъ и заболеетъ.
Здесь же лечатся почками благословенной вербы, раздаваемой въ заутреню вербнаго воскресения; почки эти закатываютъ въ шарикъ хлеба и глотаютъ. Въ вологодской губ, отъ кумохи поятъ водою, которой былъ окаченъ колоколъ, или кладутъ больному въ изголовье последъ коровы, а также и отъ рождения ребенка, такъ какъ «кумоха этихъ нечистотъ не любить». Далее, кладутъ табакъ, въ полъ около двери вколачиваютъ подковку, кладутъ больного на медвежью шкуру, или въ печь (черную, безъ трубы); запахъ смолистыхъ дровъ неприятенъ кумохе.
Пишутъ на бумажке первую главу изъ евангелlя св. Iоанна, носятъ ее на кресте 6 недель, сжигаютъ, а золу проглатываютъ. Или пишутъ начальныя и конечныя буквы каждаго слова молитвы, начинающейся словами: «Иже на всякое время, на всякий часъ» и даютъ бумажку больному съесть.
Въ черниговской губ. отъ горячки катаютъ по телу больнаго горячш мякишъ хлеба и бросаютъ его черезъ плечо сабаке, на которую болезнь переходить, а изъ собаки выходить съ лаемъ. Лихорадка— жидовка, и потому ее можно выгнать, вымазавшись свинымъ саломъ.
Целителемъ лихорадки считается I. Креститель. Страдающие ею молятся и постятся въ день усекновения. Носятъ на шее «жидывського Бога»; это
—икона, нарисованная на телячей коже, которую можетъ достать лишь «москаль» (солдатъ). Если ношенье иконы не помогаетъ, надо прижечь ее и дымомъ подкуривать больного.
Вообще Малороссы, не смотря на учреждение земской медицины, по настоящее время лечатся отъ лихорадки нашептываниями и другими суеверными средствами, какъ зажженое гнездо птицы ремеза (?), ношение жабы въ мышечке и т. и.
ГЛАВА У.
Лечение лихорадки страхомъ и водою.
Теперь мы обратимся къ разсмотрении последняго рода приемовъ, где лечение страхомъ стоитъ на первомъ плане и здесь-же посмотримъ, какъ народъ пользуется отъ лихорадки водою и разными механическими приемами. Во многихъ местностяхъ сажаютъ больного во время озноба въ жаркую печь, держатъ его тамъ до разслабления, а затемъ, чтобы внезапно испугать, обливаютъ потеющаго пациэнта холодною водою и потрясаютъ все его суставы. Изучая подобныя средства, невольно удивляешься непривлекательной изобретательности народнаго творчества, которое, въ борьбе съ лихорадкою, какъ съ непримиримымъ врагомъ, пускаетъ въ ходъ всевозможную гадость и различные насилия, до ругани включительно. Относительно врачевашя страхомъ и внезапнымъ испугом следуетъ заметить, что оно составляетъ излюбленный народный способъ лечения лихорадокъ и даже не безъ успеха.
Некоторые изъ больныхъ нарочно бросаются въ воду, чтобы избавиться отъ лихорадки, а другихъ посторонние внезапно вталкиваютъ въ реку, чтобы порядкомъ напугать ихъ. Хирургъ Парс разсказываетъ, что одинъ больной,
давно мучимый лихорадкою, неуступавшей никакимъ средствамъ, прохаживался по берегу реки съ приятелемъ, кототорый вдругъ втолкнулъ его въ воду. Больной сильно испуганный, поправился.
Въ Великороссы лихорадящихъ обливають холодною водою, или переводятъ черезъ нихъ ручнаго медведя. Далее, ставятъ больного подъ колоколъ во время звона, потомъ омываютъ край колокола, а воду даютъ пить больному. Крестьяне, основываясь на наблюдении, что перемежающаяся лихорадка— «трясучка» проходить иногда отъ сильнаго потрясения, отъ испуга и неожиданности, употребляютъ не безъ успеха следующее средство: берутъ нечетное число (57) дождевыхъ червей, живыми зашиваютъ ихъ въ мешечекъ и носятъ ихъ «противъ сердца», где чувствуется его биение. Каждый день, утромъ и вечеромъ, червей переменяютъ и такъ 3 дня сряду. Малороссы отъ лихорадки обвиваютъ мизинецъ руки плевой сырою яйца, а при воспалительныхъ лихорадкахъ усердно пускаютъ кровь, отчего даже наблюдаются водянки. Употребление яичной плевы испытано и подробно описано В. Далем. Берутъ внутреннюю пленку отъ сырого яйца курицы; этой пленкой обертываютъ до половины левый мизинецъ, не туго, но закрывая все места и накладывая заплатки тамъ, где кожица лопнетъ; она вскоре присыхаетъ къ пальцу въ виде наперстка, который и устроняетъ лихорадку. Проносивъ его, въ продолжены 3 лихорадочныхъ припадковъ, можно снять. Даль много разъ пробовалъ это средство на себе и на другихъ. Большею частью оно оказывалось дествительнымъ отъ перемежающейся лихорадки, причемъ, во время каждаго приступа, мизинецъ начинаетъ неметь; отъ него тянется холодъ вверхъ по внутренней стороне локтевой кости, Затемъ следуетъ боль, ноющая и стреляющая вверхъ по руке, иногда до самого плеча. Появление боли и отсутствие пароксизма есть знакъ, что средство действуетъ и принесетъ пользу. Если же оно не помогаетъ, то припадокъ повторяется, а боли нетъ. Изъ 30-ти опытовъ, более 20-ти были удачны. Боль утихаетъ мало по малу въ следующий приступъ, и затемъ въ 3-й разъ делается вовсе незначительнее. У здоровыхъ людей яичная плева не вызываетъ боли, а действуетъ лишь на больныхъ.
Въ приволжскомъ селе Жегуляхъ, подверженныхъ лихорадке, лечатъ такъ: дожидаютъ, когда больной попросить пить, тогда одна изъ женщинъ подходить съ стаканомъ воды или квасу и спрашиваетъ: «хочешь пить?» "Больно хочу». «Дело доброе», замечаетъ старуха, «чай, душонка высохла».— «Высохла бабушка».—«Ну, возьми напейся!» но едва больной протягиваетъ руку къ питью, старуха отвертывается, бежитъ къ печке и за угломъ съ правой стороны выливаетъ воду. Больной испытываетъ еще больший жаръ, краснеетъ какъ ракъ, а старуха, давъ утихнуть возбужденному жару, даетъ теперь напиться сколько угодно. Лечение, имеющее целью—вызвать неожиданностью переломъ болезни, проделывается лишь 1 разъ, и больной, будто-бы, поправляется. И на Волге часто просятъ вожаковъ медведя—провести его 3 раза черезъ лихорадящаго. Медведь осторожно наступаетъ на больного, перепрыгиваетъ черезъ него, легонко топчетъ по телу, отчего лихорадка проходить.
Нередко посылають больного въ полночь къ колодцу , чтобы онъ тамъ умылъ лицо водою, оставшеюся въ колодце. Иногда обливаютъ заснувшаго, после сильнаго озноба и жара, холодною водою, отчего онъ мечется, какъ съумасшедший, во все стороны и кричитъ, пока истомленный не падаетъ на постель. Такъ лечатъ лишь летомъ, но не зимою. Случается, что больной поправляется. Въ противномъ случае, все способы пробуютъ на томъ-же больномъ.
У жителей при аргунского края въ большомъ ходу лечение весеннихъ лихорадокъ испугомъ. Стараются больного, во время пароксизма, чемъ нибудь испугать; бросаютъ въ лихородящихъ предметы, которыхъ они не любятъ, какъ напр., кошекъ, собакъ, лягушекъ, мышей; или кто нибудь наряжается въ тулупъ, выворотивъ его на изнанку, переряжается чертомъ и нападаетъ внезапно на больного, чтобы напугать его.
Туземцы уверены, что после такого врачевашя лихорадка немедленно проходить. Употребляютъ также часто холодную воду, обдавая ею больного во время пароксизма, или же бросаютъ лихорадящаго прямо въ воду.
Въ Нижегородской губ. обливаютъ больного, при лихорадке, водою подъ куриною насестью, которая благотворно влияетъ и на безсонницу детей, особенно, если ихъ поятъ при этомъ водою, настоянною на маковыхъ головкахъ. Въ Черниговской губ. обливаются въ полночь, на распутияхъ и оставляютъ здесь одежду; въ Ярославской губ. купаются непременно въ полночь и т.п.
Знахарки Новгородской губ. советуютъ лечить отъ лихорадки такъ; въ чистый четвергъ, поутру, сходить съ больнымъ къ ручейку, въ которомъ «вешняя, свободно-проточная вода». Надо расколоть ледъ, сделать прорубь и, какъ только выглянетъ солнце, повернуться къ нему лицомъ и окунуть больного 3 раза кряду въ проруби. Опуская ребенка въ воду, следуете 3-жды проговорить, «какъ съ гуся вода, такъ и съ сего раба божия (и. д.) сойди вся худоба». По мнению знахарокъ, «какъ скажется, такъ и сделается» . Малороссы кладутъ спящему больному лягушку за пазуху, или самъ лихорадящий закапываетъ яйцо въ могилу и ложится тутъ же спать. Проснувшись утромъ, онъ выпиваете закопанное яйцо. Далее, страдающий лихорадкою 3 ночи сряду ночуете въ свинарии. Ночью, будто-бы, является къ нему женщина и просите уступить
ей это место. Если больной не исполняете этой просьбы, то поправляется. И въ Сибири,крестьяне лечатся иногда отъ лихорадки розгами и приходятъ къ врачу за запискою, чтобы ихъ посекли въ волостномъ правлении.
Въ Белозерскомъ уезде больной, не взирая на погоду, тайкомъ идетъ къ ближайшему болоту, купается тамъ, бросаетъ белье и нагишемъ бежитъ домой. Употребляются здесь также нашептывания и разныя травы. Въ Архангельской губ. лечатся отъ лихорадки заговорами на 12 проклятыхъ сестеръ-трясовидъ и еще темъ, что исполняютъ безпрекословно все желания и прихоти больного. Въ Чебоксарскомъ уезде лихорадящее
умываются водою изъ Волги, принесенной въ кувшине, въ то время, когда весной тронетъ ледъ. Парня, больного горячкой, целуете, невзначай для него до 3-хъ разъ, перворожденная въ семье девица, отчего онъ, будто-бы, поправляется. Для этого девица подбегаете верхомъ на палке, въ белой рубашке, съ распущенными волосами. А про горячку существуете поверье; умрете отъ нея женщина—много уведете съ собою народу. Въ с. Турзовкй, Петровскаго уезда, Саратовской губ., проживаете оригинальный знахарь, который лечитъ отъ лихорадки руганью. Когда приходите къ нему больной, знахарь—отставной солдата—начинаете ругать его отборною площадною бранью, въ течении часа и более. Въ Еазанскомъ уезде, при лихорадке отъ «сглазу», пускаютъ, во время пароксизма, подъ рубаху больного лягушку, привязанную лапкою къ веревочке. Больной пугается и, будто-бы, поправляется. Можно съ достоверностью утверждать, что лечение лихорадки испугомъ, причиняемымъ лягушкою при ношении Ея на груди, съ давнихъ временъ по настоящую пору весьма употребительно во всехъ захолустьяхъ нашей страны. Да и одни ли только простолюдины такъ лечатся? Въ г. Вельске, Гродненской губ,, я зналъ даму, получившую некоторое образование, которая, после первыхъ родовъ много месяцевъ страдала лихорадкою и перенесла, между прочимъ, гнойный плевритъ. Была ли это лихорадка послеродовая, или болотная—я не знаю, ибо я виделъ больную по окончании Ея страдания. Она разсказывала мне, что, перепробовавъ большое количество средствъ, по назначению военныхъ врачей, и, не получая облегчешя, больная, по совету одной старухи, носила на груди живую лягушку въ мешечке целые 472 дня и съ нею спала, или, лучше сказать, не спала, ибо все время имела жуткое ощущение, когда лягушка копошилась. Просидевъ около 5 сутокъ въ мешечке, лягушка не погибла, а только была «очень слаба». Больная улучшешя не получила.
Тогда явилась къ ней еврейка, съ человеческими костями, добытыми где-то на кладбище, и советовала ими «подкуриться», но пациентка отказалась, ибо у нея не было веры въ такия средства, а за лягушку въ мешечке она ухватилась, какъ «утопающая хватается за соломенку». Известно, впрочемъ, что суеверно платятъ дань даже лица высокостояшия. Даже принцъ Уэльский, будущий король Великобритании, носить на шее мешечекъ съ ладаномъ и другими веществами. Это - родъ амулета—противъ тифовъ, болотной лихорадки и тому подобныхъ недуговъ. Амулетъ сей подаренъ принцу много летъ назадъ герцогинею Баденскою.
Русские крестьяне пользуются заговорами, у старухъ имеются рукописныя «грамотки» молитвъ отъ 12 дочерей Иродовыхъ. Одна изъ такихъ «грамотокъ». найденная княземъ Голицинымъ въ Хвалынскомъ уезде, гласить, между прочимъ: «Сей списокъ взятъ бысть въ Даре-Граде у престола Господня отъ всяшя болезни». Въ ней упоминаются уже известные намъ Св. Сисиний и 12 «девицъ-тресовицъ».
Резюмируя изложенныя до сихъ поръ сведешя о лечеши лихорадокъ у народа, мы видимъ, что простолюдины представляютъ себе лихорадящаго
больного какъ-бы одержимымъ злымъ духомъ. Это обстоятельство кладетъ главнейший отпечатокъ на всю народную терапию лихорадокъ, Самъ больной и истинныя потребности его организма оставляются безъ надлежащаго внимания, а противъ воображаемаго виновника болезни, «окаянной видомъ дьяволицы—сестры лихоманки, ведется, съ поразительною настойчивостью, съ удивительною изобретательностью, неусыпная, жестокая война молитвами, заклятиями, бранью, противными, мерзкими предметами, страхомъ, водою.
ГЛАВА П.
Эмпирически (растительный, минеральный и друия) народныя средства
отъ лихорадки.
Въ заключение намъ остается разсмотреть обширную группу эмпирическихъ средствъ, которыми простонародlе лечится отъ лихорадочныхъ забо-
леваний. И здесь на выборъ лекарства нередко влияетъ суеверие, вроде того, что для пользовашя отъ лихорадки берутъ непременно 12 травъ (по
числу лихоманокъ), или же самыя растения собираются съ известными суеверными прlемами.
При лечении лихорадочныхъ, какъ и другихъ болезней, простолюдины больше всего средствъ черпаютъ изъ царства растении. Почти повсеместно крестьяне убеждены, что отъ каждой болезни есть своя трава, излечивающая данный недугъ. Старообрядцы и раскольники въ своихъ болезняхъ исключительно пользуются средствами изъ растительного царства; по ихъ понятию, травы и коренья указаны намъ самимъ Богомъ, а лекарства химически-обработанныя немцами—аптекарями, принимать грешно, потому что лекарства эти выдуманы людьми. Въ Вологодской губ. существуете легенда: Когда Богъ пожелалъ сотворить человека, то начерталъ на песке его фигуру, а дьяволъ подошелъ и сделалъ на этомъ чертеже 77 ранъ-дырокъ. Тогда Богъ сказалъ: «Ты сделалъ 77 ранъ, а я сотворю 77 травъ для излечения этихъ ранъ». Поэтому народъ здесь лечится, главнымъ образомъ, травами.
Напр., население Персяславльскаго у.. Полтавской губ., «отъ пропасници треба лечитьця такъ: встать рано, до сходъ соньця и, найдеши то место, де росте полынь, треба нагнутьця и, не займаючи его руками, зи]вать кидько стебливъ зубами и зъгсти, то пропасниця заразъ покине.
Въ некоторыхъ местахъ больнымъ лихорадкою завязываютъ въ пазуху вонючия и колючия травы (адамово ребро, чертополохъ), съ которыми лихорадящий ходитъ нисколько дней, а затемъ его окуриваютъ ими до одурения или заставляютъ есть, въ убйждении, что того и другого лихорадка терпеть не можетъ и броситъ больного.
После растительныхъ противолихорадочныхъ средствъ, второе место занимаютъ минеральныя, среди которыхъ есть, разумеется, вещества, заимствованныя народомъ изъ научной медицины; лишь небольшое количество лекарствъ берется изъ царства животныхъ. Что касается растешй, то уже народныя названия многихъ изъ нихъ ясно указываюсь на ихъ врачебную роль въ домашнемъ быту. Въ прекрасномъ «Ботаническомъ Словаре» покойнаго Н. И. Анненкова(Спб. 1878) мы находимъ растения называвшаяся; «лихоманникъ», «лихорадочникъ», «лихорадочный корень», «лихорадочная трава», "лихорадочное зелье». Заметимъ здесь, что для лечетя лихорадки народъ выбираетъ, по большей части, растенья острыя, противныя на вкусъ, съ сильнымъ запахомъ. Обыкновенно простолюдины внутреннимъ употреблешемъ такихъ средствъ стараются вызвать у больного рвоту или поносъ, что, конечно, понижаетъ повышенную температуру лихорадящаго.
Не довольствуясь такимъ действlемъ, народъ кладетъ некоторый острыя травы то на место пульса, то на пятки больныхъ, въ роде отвлекающаго средства. Предпославъ несколько общихъ замечаний, перейдемъ къ специальному описанию эмпирическихъ народныхъ противолихорадочныхъ средствъ.
Уже въ «Прохладному Бертоградгь» (1672 г.) мы читаемъ, что «ракъ отъ четыредневныя трясавицы уздравляетъ, равно какъ и перецъ съ виномъ, принимаемый внутрь». Въ травнике Ст. Гажтовта (ХТП в.) встречаются наставления: «Учинити пластъ съ кровавнику и съ бабкинымъ зельемъ, и съ уксусомъ, и съ масломъ деревяннымъ,. и то все вместо столочи, и прикладыватъ на жилы у рукъ и ногъ, коли кого лихорадка хватаетъ, и прикладывати за 2 часа Паучину (паутину?) съ сокомъ рожанымъ, на бабкиномъ листе, прикладывать на виски и жилы у рукъ и ногъ; и лихорадку застоновитъ». Изъ малорусскихъ домашнихъ лечебниковъ ХТШ в., изданныхъ А. Потебнею, мы узнаемъ, чемъ лечили лихорадку «Старо-светскlе помещики», родители Афанания Ивановича и Пульхерии Ивановны. «На фебру: Конского калу с пивом или з вином напитись, процедивши чисто, сточитъ: албо взять ложку пива, вина, оцту, оливи, солы шматокъ, змешать вкупе и перед бранем оное выпить; або взять коренья бобки зелля, оскромадить и добре покришить, на—дще и на ночъ исти всегда»
Лепехинъ повествуета, что въ Арзамасе, чтобы устранить жаръ, прикладываютъ ко лбу или ногамъ чеснокъ и лютикъ съ квашенымъ тестомъ, а отъ лихорадки дичатся свежимъ сокомъ молочая, принимаемымъ внутрь чарками.Калмыки противъ «холодной лихорадки» отрезываютъ у живой щуки хвостъ и капаютъ кровью рыбы на голову больного.
Малороссы Черниговской губ. употребляютъ въ перемежающихся лихорадкахъ («поганкахъ»)золототысячникъ, полынь, ирной корень, зернистый передъ съ водкою (во время озноба), нашатырь и «березовку» (спиртная настойка берёзовыхъ почекъ); въ простыхъ и простудныхъ горячкахъ малороссы применяютъ воду съ уксусомъ и селитрою, яблочный или грушевый квасъ, «головицу» (ржаная мука съ ладаномъ пополамъ, после брожения), настойку изъ цветовъ бузины, въ виде чая. Въ повальныхъ горячкахъ дается внутрь чистый дёготь.
Относительно полыни, весьма распространеннаго противолихорадочнаго и желудочнаго средства на Руси, не мешаетъ заметить, что растете это и въ Германии повсеместно употребляется отъ разстройства пищеварешя и отъ перемежающейся лихорадки. Вестфальские крестьяне, напр., принимаютъ отъ лихорадки по 2 чайныя ложки свйжевыжатаго сока, передъ ознобомъ.
Крестьяне Тамбовской губ. лечатся отъ лихорадки водкою съ нашатыремъ, настойкою полыни и трилистника.
Въ Пошехонскомъ уезде отъ лихорадки употребляютъ хину, черный передъ, по нисколько зеренъ, много разъ въ день, отваръ дубовой коры малыми дозами, цветы ромашки съ медомъ и сокъ мачихи. Отъ осеннихъ лихорадокъ лечатся здесь чеснокомъ, увеличивая приемы отъ 1 до 5 головокъ; даже когда болезнь окончится, все еще едятъ нисколько недель I—2 головки.
Водка, настоянная на бобовнике, золототысячнике и зверобое, по моему наблюдению, составляетъ необходимый застольный напитокъ малороссгйскихъ священниковъ. Водке приписывается целительное свойство, какъ отъ лихорадки, такихъ и отъ другихъ болезней.
Далее, въ Воронежской губернии, при лихорадке, принимаютъ отваръ корня аверьяна, или окуриваютъ имъ больного, пьютъ отваръ бобовника, а траву сыпуху прикладываютъ къ подошвамъ ногъ больного.
Знахари и ламы въ Селенгинске (Забайкальской области) пользуютъ отъ лихорадки сухою медвежьего желчью; около 1/4 золотника Ея разводятъ въ двухъ стаканахъ кипящей воды и даютъ пить, 6 разъ въ день, I—21—2 столовыя ложки, передъ во время пароксизма. Православное же население, отъ лихорадки, приготовляють такъ называемую Четверговую соль, поваренную соль, въ великий четвергъ, смешавъ съ яичнымъ желткомъ, кладутъ въ глиняный горшокъ и, закрывши его, ставятъ на раскаленные уголья и прокалываютъ до-красна. Соль принимаетъ серо-синий цветъ; запахъ и вкусъ Ея отзывается печеными яйцами. Принимаютъ эту соль, 3—4 раза въ день, по чайной ложке, съ водою, вне пароксизма. Не обходится здесь дело и безъ обкуривания: передъ больнымъ ставятъ сковороду съ горячими угольями, на которые положенъ кусокъ ремезова гнгьзда, а дымъ отъ горения больной вдыхаетъ; или этимъ дымомъ окуриваютъ все тело лихорадящаго передъ пароксизмомъ. Гнездо ремеза состоитъ изъ разныхъ пуховъ растительнаго и животнаго царствъ, но неизвестно, чемъ оно скреплено; отъ свежаго гнезда исходитъ бальзамический запахъ.
Въ Ярославской губ. лечатся отъ осеннихъ лихорадокъ чеснокомъ: сначала съйдаютъ по одной головке, потомъ по две и т. д. до пяти. Когда болезнь прекратится, едятъ еще несколько дней по одной головке.
Женщина-врачъ С. Крапивина, страдая жестокою перемежающеюся лихорадкою, лечилась, по совету одного татарина, горькимъ миндалемъ следующимъ образомъ:
Сначала она приняла утромъ одно зерно (целикомъ истолченное съ водою и сахаромъ), на 2-ой приемъ—среди дня—2 зерна, на 3-й день, вечеромъ,— 3 зерна и такъ дальше, увеличивая каждый приемъ однимъ зерномъ, чтобы на третий день дошло до 9 зеренъ заразъ. Остановившись на этой цифре, Крапивина принимала 3 дня по 3 такихъ приема, следовательно по 27 миндалинъ въ день; затемъ она сбавляла по одному зерну до одного, и лихорадка прошла совершенно. Хотя болезнь исчезла уже после первого приема девяти зеренъ, но татаринъ уверялъ, что, при прекращении лечения, лихорадка снова «чрезъ 7 дней» появится. После каждого прlема 9 зеренъ, Крапивина получала сильную испарину и крепко засыпала, а проснувшись чувствовала себя лучше. При лечении татаринъ советовалъ пить побольше молока и не употреблять только свежей рыбы, такъ какъ она, по его выражению, «всегда зоветъ» къ человеку лихорадку, особенно весною и осенью. Кр. лечила и другихъ такимъ способомъ.
Целый рядъ растителыгыхъ средствъ, употребляемыхъ народомъ отъ лихорадки, находимъ мы во второмъ издании прекрасного «Ботаническаго
Словаря» покойного Н. И. Анненкова, который при составивши своего словаря, пользовался, не только обширною литературою, но многочисленными письменными сообщениями со всехъ концовъ России. Такъ въ Малороссии «отъ пропасниц» употребляются Цветы ромашки -принадлежатъ къ самому общераспространенному лекарству при нервныхъ и перемежающихся лихорадкахъ. Заметимъ здесь, что ромашка составляетъ старинное средство, какъ въ России, такъ и въ Германии. И также ландышъ.
Мы видели раньше, что народъ часто лечитъ перемежающуюся лихорадку паутиной. Обыкновенно, собравъ чистую паутину, делаютъ изъ нея шарики въ лесной орехъ и принимаютъ—одинъ тотчасъ после приступа, а другой передъ нимъ. Въ Эриванскомъ уезде просто глотаютъ паутину.
Въ новейшее время изучается действте этого старинного народного средства протпвъ перемежной лихорадки и, на основаши 119 случаевъ, пришли къ еледующимъ заключениямъ:
1) Паутина (называемая имъ арахнидиномъ) всегда излечиваетъ болотную лихорадку.
2) Въ прхемахъ 2,0 для взрослыхъ и 1,0 для детей, она останавливаетъ болезнь со второго приступа.
3) Действуя медленнее хинина она не годится для злокачественныхъ лихорадокъ. 4) За то паутину удобнее принимать, ибо она безвкусна.
5) Возвраты при ней наблюдаются редко.
Въ Могилевской губ., при перемежайщейся лихорадке и горячке, пьютъ отваръ корня аира (горсть на стаканъ воды) и настой листьевъ бобовника,
весьма употребительнаго почти повсеместно. Далее, едятъ въ лихорадкахъ незрелые плоды сирени. Корень валерианы служить здесь средствомъ отъ лихорадки, а водный настой изъ цветовъ употребляется въ тифозной горячке. Отъ лихорадки же принимаютъ кору вербы, корень ландыша.
Въ Саратовскомъ уезде отъ лихорадки пьютъ настой цветовъ ландышей и полыни Население Кавказа и Поволожья давно уже пользуется отъ болотныхъ лихорадокъ обыкновенымъ подсолнечникомъ. Д-ръ Казачковъ обращаетъ внимате на это народное средство и приводитъ собственный наблюдения. Для внутреннягоупотреблеюя берется водочная настойка изъ цветовъ и ствола подсолнечника, или только изъ одного ствола. Въ бутылку, наполненную этими частями растения, наливаютъ водку и, закупоривъ всё, настаиваютъ 2 3 дня на солнце. Получается жидкость, похожая цветомъ на крепкий чай, съ запахомъ и вкусомъ подсолнечника, Взрослымъ даютъ по маленькой рюмке настойки 3 раза въ день. Самыя упорныя лихорадки, месяцами неуступавшия хинину, мышьяку и проч,, прекращаются въ течении 3—7 дней после приёмовъ крепкой настойки подсолнечника. Въ литературе существуете много указаний о целебномъ свойстве подсолнечника. Д-ръ Филатовъ сообщилъ въ Московскомъ ученомъ обществе о томъ, какъ онъ лечилъ двухъ собственныхъ детей. Для настоя берутъ сухой подсолнечникъ—цветы и стволъ. Лучше брать стволъ, когда толко подсолнечникъ начинаетъ цвести. Детямъ можно давать спиртную настойку 5—25 капель, передъ, во время и после пароксизма.
Вместо хины, въ домашнемъ быту нередко употребляются квасцы, это древнейшее врачебное средство, история котораго начинается еще съ отдаленныхъ перидовъ Египетской медицины. По моему мнению, квасцы слйдуетъ отнести къ той многочисленной группе лекарствъ, который заимствованы народомъ изъ рациональной медицины.
Въ заключение этой статьи, приведемъ для сравнения устное сообщение студента Кара-Стоянова о народномъ лечении лихорадки въ Болгарии,
где простолюдины принимаютъ передъ пароксизмомъ собственную тёплую мочу (2—3 столовыя ложки). Полагая, что надо лихорадку въ начали, выжить изъ тела утомлениемъ, больной болгаринъ носитъ какую-нибудь тяжесть до пота и усталости. Первый способъ напоминаетъ нами многия
протнвныя внутренния противолихорадочные средства русскаго народа, а второй можно отнести къ механическими приёмамъ, имеющими целью потрясти или изнурить больной организмъ.
Вотъ всё, что удалось нами собрать въ обширной литературе о русскомъ народномъ самоврачевании относительно того, какъ смотритъ наше простонародlе на лихорадочныя заболевания и чемъ ихъ лечитъ.