Новости: 🖤 Объявляется набор в школу гадания на картах Ленорман 🖤

  • 22 Ноября 2024, 06:13:10


Автор Тема: Псалмокатара  (Прочитано 2622 раз)

Оккультный Советник

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 895
  • Репутация: 1147
  • Оккультный Советник Оккультный Советник Оккультный Советник Оккультный Советник Оккультный Советник
  • Хозяин форума
    • Оккультный Советник
Псалмокатара
« : 31 Января 2019, 17:49:12 »
Псалмоката́ра (греч. Ψαλμοκατάρα —  «проклятие псалмами» от греч. ψαλμός — «псалом» + греч. κατάρα — «проклятие») — богослужебный чин анафемы, бытовавший в практике греческой Православной церкви в XIII—XVII столетиях.

Известна по греческому Номоканону 1528 года и рукописному сборнику 1542 года, описанных на русском языке А. И. Алмазовым в 1912 году.

Псалмокатара представляла собой разновидность Божьего суда и применялась в отношении преступников ( как церковных — еретиков, так и уголовных), скрывающихся от правосудия.

Целью псалмокатары было не только полное отлучение проклинаемого от Церкви и предание его в руки Диавола, но и призвание на него и его имущество всевозможных прижизненных пагуб («Да будет он все лета жизни его на земле страдая и трясясь, как Каин… И в его жилище да не будет обретён благой день, но да будут — имущество его, а также, что имеет и что сделает, во всяческую погибель…»).

Считалось, что проклятый по чину псалмокатары «спустя несколько дней — и чернеет, и вспухает, и расседается, и подпадает гневу Божию». Кроме того, при псалмокатаре возносилось моление «да не разсыплется тело» проклинаемого, чтобы он после смерти не подвергся тлению, сохранив безобразный вид, что в греческих народных представлениях делало его сродни вурдалаку.

В случае искреннего раскаяния проклятого было возможно разрешение от проклятия, совершаемое по последованию, аналогичному самой псалмокатаре, но с произнесением других молитв и формул.

Чинопоследование

«Классическая» псалмокатара совершалась в храме, причём для её совершения требовалось семь священников.

Очевидно, такое число священников, задействованных в чинопоследовании псалмокатары, является реминисценцией на церковное таинство елеосвящения, для совершения которого, как известно, в православной традиции требуется такое же количество священников. Если елеосвящение в православном понимании есть врачевание, то псалмокатара, напротив, рассматривается как поражение болезнями и невзгодами. Также вероятно, что указанное число священников связывается с числом основных Даров Святого Духа, которых тоже семь (дух Господень, дух премудрости, дух разума, дух совета (рассудительности), дух крепости, дух ведения и дух благочестия (или страха Божия)). Каждый священник, участвующий в псалмокатаре, лишает, таким образом, проклинаемого одного из даров Св. Духа.

Перед псалмокатарой совершается Литургия. Затем священники в облачении выходят на середину храма. При этом обувь с правой ноги переобувается на левую и наоборот, а одежды священников надеваются наизнанку — здесь очевидны влияние народных верований, а также символизм, подчёркивающий исключительный характер псалмокатары и её назначение, противоположное общим целям христианского богослужения). В центре храма должны быть приготовлены сосуд с уксусом (уксус было принято вливать в сосуд во время Великого входа), негашёная известь и семь смоляных свечей чёрного цвета.

Затем известь «в объёме одного яйца» кладётся в сосуд, священники берут зажжённые свечи, и начинается само последование.

Последование заключается в прочтении каждым из семи священников определённого отрывка из Псалтири и т. н. «тропаря Иуды», то есть 4-го антифона последования Страстей в Великую Пятницу («Днесь Иуда оставляет Учителя и приемлет диавола, ослепляется страстию сребролюбия, отпадает света омраченный. Како бо можаше зрети, Светило продавый на тридесятих сребреницех? Но нам возсия Страдавый за мир, к Нему же возопиим: пострадавый и сострадавый человеком, Господи, слава Тебе. Днесь Иуда притворяет благочестие и отчуждается дарования, сый ученик бывает предатель; во обычном лобзании лесть покрывает, и предпочитает Владычния любве, несмысленно работати сребролюбию, наставник быв соборища беззаконнаго; мы же имуще спасение Христа, Того прославим»).


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/psalmy/373/psalmokatara/810/
Услуги диагностики и обрядовой магии | Мой Кабинет | Мой сайт | Дзен канал 1 | Дзен канал 2 | okk.sovetnik@yandex.ru

Оккультный Советник

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 895
  • Репутация: 1147
  • Оккультный Советник Оккультный Советник Оккультный Советник Оккультный Советник Оккультный Советник
  • Хозяин форума
    • Оккультный Советник
Re: Псалмокатара
« Ответ #1 : 31 Января 2019, 17:50:37 »
Зачитывается семь фрагментов Псалтыри (каждый священник зачитывает по фрагменту) следующих псалмов:

Первое чтение

Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя. Приими оружие и щит, и востани в помощь мою. Изсуни мечь, и заключи сопротив гонящих мя. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая. Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их. Да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняя их: яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей. Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объимет и, и в сеть да впадет в ню. Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его.
— Псалом 34, стихи 1-10

Второе чтение

Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его. Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведех, вопрошаху мя. Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей. Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится. Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах, яко плача и сетуя, тако смиряхся. И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах, разделишася, и не умилишася. Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими. Господи, когда узриши? Устрой душу мою от злодейства их, от лев единородную мою. Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю Тя.
— Псалом 34, стихи 10-19

Третье чтение

Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящии мя туне и помизающии очима. Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху. Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши. Видел еси, Господи, да не премолчиши. Господи, не отступи от мене. Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою. Суди ми, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне. Да не рекут в сердцах своих: благоже, благоже души нашей, ниже да рекут: пожрохом его. Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом моим, да облекутся в студ и срам велеречующии на мя. Да возрадуются и возвеселятся хотящии правды моея, и да рекут выну: да возвеличится Господь, хотящии мира рабу Его. И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей.
— Псалом 34, стихи 19-28

Четвёртое чтение

Боже, хвалы моея не премолчи, яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася, глаголаша на мя языком льстивым, и словеси ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне. Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся, и положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое. Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его. Внегда судитися ему, да изыдет осужден, и молитва его да будет в грех. Да будут дние его мали, и епископство его да приимет ин: да будут сынове его сири, и жена его вдова: движущеся да преселятся сынове его и воспросят, да изгнани будут из домов своих. Да взыщет заимодавец вся, елика суть его, и да восхитят чуждии труды его. Да не будет ему заступника, ниже да будет ущедряяй сироты его.
— Псалом 108, стихи 1-12

Пятое чтение

Да будут чада его в погубление, в роде едином да потребится имя его. Да воспомянется беззаконие отец его пред Господем, и грех матере его да не очистится. Да будут пред Господем выну и да потребится от земли память их. Занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога, и умилена сердцем умертвити. И возлюби клятву, и приидет ему, и не восхоте благословения, и удалится от него. И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его, и яко елей в кости его. Да будет ему яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется. Сие дело оболгающих мя у Господа и глаголющих лукавая на душу мою. И ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя. Избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце мое смятеся внутрь мене.
— Псалом 108, стихи 13-22

Шестое чтение

Яко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся, стрясохся яко прузи. Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради. И аз бых поношение им, видеша мя, покиваша главами своими. Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей, и да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еси ю. Прокленут тии, и Ты благословиши, востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится. Да облекутся оболгающии мя в срамоту, и одеждутся, яко одеждею, студом своим. Исповемся Господеви зело усты моими, и посреде многих восхвалю Его, яко предста одесную убогаго, еже спасти от гонящих душу мою.
— Псалом 108, стихи 23-31

Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя, иже помыслиша неправду в сердце, весь день ополчаху брани, изостриша язык свой, яко змиин, яд аспидов под устнами их. Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя.
— Псалом 139, стихи 1-4

Седьмое чтение

Скрыша гордии сеть мне, и ужы препяша сеть ногама моима. При стези соблазны положиша ми. Рех Господеви: Бог мои еси Ты, внуши, Господи, глас моления моего. Господи, Господи, сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани. Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся. Глава окружения их, труд устен их покрыет я. Падут на них углия огненная, низложиши я в страстех, и не постоят. Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление. Познах, яко сотворит Господь суд нищым и месть убогим. Обаче праведнии исповедятся Имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим.
— Псалом 139, стихи 5-14
Услуги диагностики и обрядовой магии | Мой Кабинет | Мой сайт | Дзен канал 1 | Дзен канал 2 | okk.sovetnik@yandex.ru

Оккультный Советник

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 895
  • Репутация: 1147
  • Оккультный Советник Оккультный Советник Оккультный Советник Оккультный Советник Оккультный Советник
  • Хозяин форума
    • Оккультный Советник
Re: Псалмокатара
« Ответ #2 : 01 Февраля 2019, 11:46:40 »
Псалмы 34, 108, 139 опасны тем, что Вы не должны радоваться несчастьям тем, на кого читаете, иначе потом это падет проклятием на Вас и на Род. И от этих вещей потом чистить, ну, практически невозможно.
Видя потом мучения врагов многие по панибратски этак заявляют: "Бог все видит и воздает..." забывая о том, что Бог видит и их тоже с их же гнилью, радующимся, пускай и заслуженным, мучениям других людей, особенно мучениям детей-внуков этих самых врагов. Порадовались мучениям детей у врагов - ждите, что и с Вашими обойдуться в дальнейшем не лучшим образом.
Услуги диагностики и обрядовой магии | Мой Кабинет | Мой сайт | Дзен канал 1 | Дзен канал 2 | okk.sovetnik@yandex.ru

Оккультный Советник

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 895
  • Репутация: 1147
  • Оккультный Советник Оккультный Советник Оккультный Советник Оккультный Советник Оккультный Советник
  • Хозяин форума
    • Оккультный Советник
Re: Псалмокатара
« Ответ #3 : 01 Февраля 2019, 12:01:23 »
Псалмы, которые следует читать с большой осторожностью.

Псалмы 6, 34, 54, 78 - хорошенько подумайте прежде чем применять для врагов, потому как может ударить по себе.

Псалом 68 - просьба вообще вычеркнуть из книги жизни врагов.

Псалом 108 применяется лишь в случае реальной угрозы жизни... если вас хотят убить и у врагов есть все средства. Если же это не так, но вы просите проклятие у Бога на головы врагов... а вдруг у Бога на этот счет свое мнение?  И все что Вы просите для врагов, посыпется на Вашу голову. Бог справедлив и воздаст всем по заслугам, ПО ЕГО собственным меркам.

Это один из самых серьезных псалмов. Хорошо подумайте, прежде чем его читать. Наказание врагов, но помимо этого еще идут и испытания к читающему. Врагов накажут, но и вас тоже.

Псалом 15– это умножение скорбей тем, кто молится чужим богам, и о вразумлении себя. Вообще это отчитка от нехороших мыслей. Если вы занимаетесь магией и призываете «темных», то это вы молитесь на вразумление себя же от чужих богов. Имейте это в виду, навредите себе же.

Псалом 72 -  направлен на себя же: когда зависть и заблуждение не дают спокойно жить.

Псалмы читаются по схеме 3-5-7-9-12-40
Услуги диагностики и обрядовой магии | Мой Кабинет | Мой сайт | Дзен канал 1 | Дзен канал 2 | okk.sovetnik@yandex.ru

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3954
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Re: Псалмокатара
« Ответ #4 : 16 Декабря 2019, 05:36:40 »
Стоит обратить особое внимание на Псалмы №№ 34, 108, 139. Они опасны тем, что Вы не должны радоваться несчастьям тех, на кого читаете, иначе потом это падет проклятием на Вас и на ваш Род. От этих вещей потом очиститься практически невозможно.

А то бывает так: видя мучения своих врагов многие люди с ухмылкой, этак, заявляют: "Бог все видит!  Бог всем воздает!..." забывая на минуту о том, что Бог видит также и их самих, с их же гнилью, радующимися, пускай и заслуженным, но мучениям других людей, а особенно мучениям детей-внуков этих самых врагов. Порадовались мучениям детей у врагов - ждите, что и с Вашими детьми могут обойтись в дальнейшем не лучшим образом!
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Отец Серафим

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 353
  • Репутация: 540
  • Отец Серафим Отец Серафим
Re: Псалмокатара
« Ответ #5 : 16 Декабря 2019, 09:13:44 »
Если кому интересна эта тема, рекомендую книгу:
Александр Иванович Алмазов, Проклятие преступника псалмами (Psalmokatara)
К истории суда Божиего в Греческой Церкви. Одесса

Для справки: Алмазов Александр Иванович (1859–1920) – российский историк церкви, канонист, литургист, автор ряда трудов по православному богословию и богослужению. В работе «Проклятие преступника псалмами» Алмазов издал и проанализировал три редакции своеобразного греческого чина проклятия преступника и молитвы разрешения его от клятвы.

А вот ещё одна статья из моей копилки в тему:

КРИТИКА:   
А.  И.  Алмазовъ.  Проклятіе  преступника  псалмами    (Ψαλ-μοχατόρα).
Къ  исторіи суда  Божьяго въ  Грече­ской  церкви.  Одесса. 1912.  Стр.84.

Перу автора настоящаго изслѣдованія, извѣстнаго своими трудами литургико каноническаго  содержанія, профессора  Новороссійскаго  уни­верситета  А.  И.  Алмазова,  принадлежитъ  длинный  рядъ  ранѣе  вышедшихъ  въ  свѣтъ  весьма  цѣнныхъ  сочинѳній,  написанныхъ  имъ  главнымъ  образомъ  на  основаніи  изучѳнія  греческихъ  литургико-каноническихъ  рукописей. 

При  занятіяхъ  этими  рукописями,  А.  И.  Алмазовъ  ознакомился,  между  прочимъ,  съ  двумя  памятниками  „отлучательнаго"  моленія  или  послѣдованія, матеріаломъ  для  молитвенныхъ  формулъ  котораго  обяза­тельно  служили  псалмы. 

Бываютъ  случаи,  когда,  за  недостаточностью  фактическихъ  данныхъ,  судъ  лишенъ  возможности  съ  точностью  установить  истину  по  разсматриваемому  имъ  дѣлу. Вмѣстѣ съ  тѣмъ,  и  устанавливая  истину,  судъ  однако,  иногда  ставится  въ  невозможность  воздать  должное  пре­ступнику  и  вообще  правонарушителю,  за  сокрытіемъ  послѣдняго.   
По­требность  и  въ  подобныхъ  случаяхъ  такъ  или  иначе  —  и  достигнуть  истины,  и  осуществить  правосудие,  какъ  извѣстно,  въ  давно  минувшіе  дни  породила  вѣрованіе  въ  целесообразность  примѣненія  здѣсь  различныхъ  формъ  такъ  называемаго  „суда  Божьяго".   

Съ  церковной  точки  зрѣнія,  и  для  тѣхъ  случаевъ,  когда  правонарушитель  отсутствуетъ  въ  наличности  и  совершенно  скрылся,  мыслима  вѣроятная  возможность  —  и  обличать  его,  и  воздать  ему  должное  способомъ  исключительнымъ,  хотя  нѣсколько  и  напоминающимъ  другія  церковный  формы  суда Божь­яго  въ  тѣсномъ  смыслѣ,  но  только  болѣе  общаго  характера.  Такимъ  способомъ  могло  пониматься  моленіе  Церкви  объ  открытіи  преступника,  но  только  моленіе,  спеціально  назначенное  для  такой  цѣли.   

И  несомнѣнно,  въ  практикѣ Греческой  церкви  примѣнялся  та­кой  способъ.    Практиковался  онъ не въ видѣ простого моленія объ открытіи  преступника, но въ связи съ  провозглашеніемъ  отлученія  его  отъ  Церкви,  a  точнѣе  —  въ  связи  съ  проклятіемъ  его  Церковью.  Вмѣстѣ  же съ  этимъ  проклятіемъ  возносилось  и  пламенное  моле­ние  о  жесточайшемъ  и  всеобъѳмлющемъ  наказаніи  преступника и о поражѳніи его  всяческими,  внутренними  и внѣшними,  недугами,  которые  свидѣтельствовали  всѣмъ  о  немъ,  какъ  о  преступнику  и  невольно  вызывали  бы  его  на  самообличение  и  самообъявленіе  о  совершенномъ  имъ  преступномъ  дѣяніи. 

По  уставу  послѣдованія,  помѣщеннаго    въ  первомъ    памятникѣ,    для  его  совершенія,  требуется  пригласить  семь священниковъ,  которые  должны  совершить  литургію. По  окончаніи  литургіи,  они  должны  выйти  въ  облаченіи  внутрь  (на средину)  храма.    Здѣсь  приготовляется тарелка,  въ которую  наливается  „хорошій  уксусъ", а  вокругъ ея  ста­вится  семь  смоляныхъ  свѣчей.  Послѣ  того  въ  тарелку  кладется  кусокъ  негашеной  извести  въ  объемѣ  одного  яйца,  надъ  какимъ  составомъ  и  должно  читаться  все  положенное  въ  послѣдованіи.   

Требованіе  здѣсь  свѣчей  смоляныхъ,  которыя  по  цвѣту  черныя  и  составляютъ  прямую  противоположность  обыкновенно  употребляемымъ  въ  церкви  восковымъ  свѣчамъ  —  бѣлымъ,  —  отчасти  можетъ  быть  объяснено  мрачнымъ  и  печальнымъ  назначеніемъ  относящегося  сюда  обряда.    Скорѣе же  здѣсь  исходили,  повидимому,  изъ  того  представленія,  что  подлежащій  проклятію,  какъ  предаваемый  во  власть  діавола,  тѣмъ  самымъ  становится  участникомъ  его  царства,  царство  же  это  —  адъ  —,  по  средневѣковымъ о немъ  представленіямъ  —  мѣсто,  гдѣ грѣшники  подлежать  мученіямъ,  между  прочимъ,  и  въ  кипящей  смолѣ. 

Что  же  касается  до  употребленія  смѣси  изъ  уксуса  и  негашеной  извести,  то на  умѣстность  примѣненія  ихъ  привело  химическое  послѣдствіе  такого  смѣшенія,  —  такъ  называемся  —  бурная  реакція.  При  ней  разложеніе  извести,  подъ  воздѣйствіемъ  уксусной  кислоты,  производить  кипѣніе,  сопровождаемое выдѣленіемъ  газовъ,  а  въ  результатѣ  остается  густая  и  очень  клейкая  масса,  какъ  указаніе  на  „вязаніе"  властью  Церкви  совершившаго  преступленія.

Затѣмъ,  всѣ  священники  берутъ  въ  свои  руки  по  одной  горящей  свѣчѣ  и,  по  обычномъ  началѣ,  совершаютъ  послѣдованіе. Роль  каждаго  священника  въ  этомъ  совершеніи,  согласно  уставу,  несложная,  и  именно  —  каждый  изъ  нихъ  по  очереди  произноситъ  предназначенную  для  него  часть  псалма  и,  сверхъ  того,  произноситъ  такъ  называемый  „тропарь  Іуды".    Когда  всѣ  семь  священниковъ  исполнять  это,  тогда,  —  говорить  уставь,  —  „да  отлучать  и  да  творятъ  отпустъ,  тарелку  же  да  перевернуть  вверхь  дномъ  и  въ  такомъ  видѣ  да  оставятъ  ее  внутри  церкви". 

По  редакціи того  же  послѣдованія,  помѣщеннаго  во  второмъ  па­мятнике, съ  надаисаніемъ, это  послѣдованіе  отлученія  прежде  всего  неразрывно  связано  съ  совершеніемъ  полнаго  цикла  суточнаго  общественнаго  богослуженія,  путемъ  нѣкотораго приспособленія  къ тому  службы этого  круга и введенія въ ихъ  содержаніе  особыхъ  чтеній  и  дѣйствій.  Къ  литургіи,  и  по  этой  редакціи,  предписывается  приготовить  чистаго  уксуса  и  чистой  извести,  новый  сосудъ,  семь  же  смоляныхъ  свѣчей  и  пять  просфоръ  прѣсныхь,  свалянныхъ  „двигая  ру­кою  взадъ  и  впередъ".  — 

Ударъ  въ  било  къ  литургіи  долженъ  дѣлаться  лѣвою  рукою;  совершая  же  литургію  священникъ  надѣваетъ  обувь  съ  правой  ноги  на  лѣвую  и  обратно  и,  сверхъ  того,  облачается  „во  всю  священническую    одежду    наизнанку"  .  .  .    При    совершеніи  литургіи  предлагается    еще  на  выборъ,  —  „когда  поминаешь  мертвыхъ,  если  хочешь,  чтобы  онъ  (отлучаемый)  померь,  —  помяни  и  его  въ  ряду  мертвыхъ,  если  же  желаешь  ему  жить,  —  помяни  его  въ  ряду  живыхъ". 

Въ  результатѣ  часто  бывали  случаи,  когда  подъ  вліяніемъ  угрызеній  совѣсти  отлученный  обнаруживалъ    себя  и  заявлялъ  о  своемъ  искрѳннемъ  раскаяніи. На  подобные  случаи  само  собою  открывалась  необходимость  въ  актѣ  снятія  проклятія,  —  въ  актѣ  церковнаго  разрѣшенія  отъ  отлученія. 

Возникаетъ  вопросъ,  по  какимъ  же  мотивамъ  отдавалось  столь  исключительное  значеніе  именно  Псалтири.    Объясняется  это,  по  со­вершенно  справедливому  мнѣнію  профессора  Алмазова,  тѣмъ  всеобщимъ  почитаніемъ,  какимъ  пользовалась  Псалтирь  въ  прежнее  время  и  ка­кимъ  пользуется  и  теперь  у  религіозныхъ  людей.  Остается  еще  вопросъ  —  что  предполагалось  реальнымъ  послѣдствіемъ  примѣненной  къ  кому  либо    „псалмокатары" ?   Первая  редакція  по  этому  вопросу  говорить  такъ:  „когда  человѣкъ  совершить  грѣхъ  и  принялъ  сію  псалмокатару,  то  спустя  нѣсколько  дней  —  и  чернѣетъ,  и  вспухнетъ,  и  разсѣдается,  и  подпадаетъ  гнѣву  Божію"

И только кто сознается въ преступномъ своѳмъ дѣяніи, по его разрѣшеніи,  „вновь оздравѣетъ". Такимъ образомъ, въ связи съ примѣненіемъ  „псалмокатары" существовала  вѣра  въ то, что  подпавшій ей по­ражался неизлѣчимымъ недугомъ, рѳзультатомъ  котораго  должна  быть  ужасная  смерть.

Этого  мало. Въ  виду того,  что  одновременно  съ  проклятіемъ  возносилось  моленіѳ  —  „да  не  разсыплется  тѣлои  прокли-наемаго,  конечнымъ  результатомъ  примѣненія  „псалмокатары"  счита­лось  еще  и  то,  что  тѣло  умершаго  подъ  нею  не  предается  тлѣнію,  сохраняя  безобразный  видъ. Отсюда,  наконецъ,  подпавшій  проклятію  мыслился  по  смерти  такъ  называемымъ  „вуркулакомъ",— существомъ, которое  могло  приносить  всяческій  вредъ  и  вѣрованіе  въ  дѣйствитель-ное  бытіе  котораго  чрезвычайно  сильно  было  укоренено  (да  имѣетъ  мѣсто  и  теперь)  у  всѣхъ  грековъ. 

Сочиненіе  профессора  А.  И.  Алмазова  прѳдставляетъ  несомнѣнный  интересъ  для  лицъ  занимающихся  вопросами  литургики и каноники.  Желаемъ его  автору  полнаго  успѣха  въ  его  плодотворной  научной  дѣятельности. 
Профессоръ  М.  Красноженъ.
«Да будут с нами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Иисуса Христа, Отчего Сына – в истине и любви.» 2-е послание Иоанна