Веками копили народы мордовского края (мордва, русские, татары) свои методы лечения. С древних времён знали и использовали целебные растения. Леса мордовского края богата разнотравием. Более двухсот лекарственных трав использовал народ для своего лечения, но не рвал без счёта травы, берёг природу. Сложились столетние традиции правильного сбора трав. К примеру, мордва рвала траву, вставая против солнца, чтобы тень не заслоняла целебный цветочек. А ещё уходила подальше от села, чтобы не слышать крика петухов. Издревле самыми сильными считались травы, собранные в вечер Дня Аграфены-купальницы и утром на Ивана Купалу. Обычай сохранился и по сей день. Не пивши и не евши, отправляются старушки-врачевательницы в поля, луга и леса. Ищут там сорок трав – подорожник, ромашку, тысячелистник, боярышник – всех не перечислишь. С приговорами, да словами благодарности срывают бабки траву целебную. А потом готовят отвары, настойки и настои, экстракты, мази, масла, порошки, чаи, сборы, соки. У каждой свои секреты лечения.
Баня – непременный атрибут крестьянского быта. Она признавалась одним из самых радикальных средств при лечении различных заболеваний. В прошлом здесь принимались и роды. До настоящего времени знахари правят в ней мышцы, опущения внутренних органов. Во время простудных заболеваний долго парятся вениками, которые запасают летом после христианского праздника Троицы. В большинстве случаев веники готовят из берёзы. Для этого едут в лес, подальше от села и дорог, выбирают не молодую берёзку, срывают нижние ветки, чтобы листочки были тёмными. Сушат их уже готовыми вениками в сарае, на сушилах, или же в бане. Для этого связывают попарно и перекидывают через жёрдочку. Каждая семья готовит их по 35–40 штук.
В с. Новые Авгуры Кадошкинского района лечат в бане таким образом: знахарка ведёт в баню больную, которая ложится на полок раздетой, и, обмакнув пальцы водой, врачевательница брызжет с них на больную со словами: «Господи Иисусе! От волосу, от зуду, от банной притки. Будьте мои слова крепки!»
Весь текст повторяет до шести раз. После говорит три раза следующее: «Господи Иисусе! От волосу, от зуду, от щелоку, от банной притки, от думы, от свища. Будьте мои слова крепки». Когда повитуха парит младенца, то говорит такие слова: «Парила и правила сама Мать Пресвятая Богородица своими мягкими руками, шелковым веником раба Божьего младенца (имя) от щекотуна-полуношника, – вот тебе веничек, парься; не тронь, не шевели раба Божьего младенца (имя) ни днём, ни ночью, ни утром, ни вечером, ни утренней зарёй, ни вечерней зарёй, ни в которую пору; спи по ночам, расти по часам во всякую пору».
В с. Булгаково Кочкуровского района, чтобы вылечить детскую грыжу, водили вокруг грыжи сосновым пучком, приговаривая: «Грыжа пупковая, грыжа нутряная, выходи». В лечебной практике народных врачевателей мордовского края магические способы практиковались достаточно широко, и в основном это были заговоры.
При чтении заговора некоторые мордовки-знахарки применяют головёшки, уголь и др. А. И. Адаева от рожи легонько обтыкивает болезненное место палочками от сгоревшего во время грозы столба. А. С. Жингурова при заговоре воды опускает в неё древесные угли.
У татар широко был распространён обряд очищения больного от порчи с помощью окуривания. Для этого использовали дым от костра, зажжённого «живым огнём», полученным путём трения двух кусков дерева. Чаще использовали дым от подожжённых можжевеловых веток. Поджигали их ранним утром от первого огня в печи, окуривали больного, приговаривая: «Урок и сглаз прогоним». Затем остатки магических средств кидали в печь. Объясняли это тем, что дым и неприятный запах должны заставить болезнь покинуть тело больного. Нередко больного заставляли дышать дымом. При лечении грыжи знахарка в с. Старая Рябка Краснослободского района обводила опухоль угольком или же закопчённым камнем из бани, закрывала платком и как бы закусывала её. Шёпотом произносила заговор: «Как заря угасает, как солнце угасает (исчезает), ты так же угасни (исчезни)».
Большой очистительной силой наделялась вода, употребляемая как в простом, так и освящённом виде. В первом случае знахари читают над водой, которую приносит сама больная. Считалось, что воду для «наговаривания» надо приносить родниковую или ключевую. Использование воды родников и ключей в качестве целебных источников – это один из очень важных и рациональных методов в народной медицине.
Не зря употребление такой воды сопровождалось целым рядом особых приёмов. Например, взявший воду должен был донести её домой, ни разу не оглянувшись. У мордвы для лечения следовало взять только верхнюю часть воды, которая была якобы целебной. К этим источникам приносили дары, а на дно бросали деньги, серёжки, кольца. Ряд заболеваний, которые человек получал якобы от падения в воду, лечили на берегу реки. Для этого «...берут пирожок, ленточки, лоскуток холста, серьги, кольца, и всё это кладут на берегу, сами становятся на колени, кланяются хозяйке воды и просят о здоровье больной». После заговора опускают ленточки, серёжки и кольца в воду, а пирог и холст остаются у ворожеи.
Применялись и иные методы воздействия: обдувание больной части тела, поглаживание, накладывание рук и т. д. Так, А. С. Жингурова при лечении болезни «Кулэринь савт» (букв. «от рта умирающего») ножом осторожно дотрагивается крестообразно до определённых мест (точек) вначале желудка, потом кишечника, а затем груди. При лечении ячменя знахарка сплёвывает три раза через левое плечо. От любой наружней болезни (например, чирья) «...знахарка дует на больное место, плюёт через левое плечо и затем стучит монетой об пол».
Мордва Пензенской области грыжу лечили таким образом. Знахарка читала три раза заговор: «Что грызу, грыжу грызу, от века веков навек». При этом младший или старший ребёнок в семье у больного имитирует действия грызения грыжы и сплёвывает три раза. Иногда при этом использовали полотенце или платок.
В качестве средства надавливания служили различные пред-меты – точильный брусок, кожа, сухая лучина, сухая кость от нижней челюсти свиньи. У мордвы при вздутии живота, берут скалку, легонько ею надавливают и приговаривают 9 раз слова: «Да уйдёт на край дороги!».
По представлению татар «глазные» болезни могли быть насланы нечистым духом или вызваны испугом, «сглазом». Для предохранения от «козней нечистой силы» татары вешали на шею ребёнка или пришивали к его вороту монету, от «сглаза» на руку привязывали кусочек веточки можжевельника, или рябины, имеющие значение амулетов, наносили на лицо пятно чёрной или голубой краски.
В с. Пензятка и Черемишево Лямбирского района после рождения ребёнку от сглаза на лоб ставили углём точку, лицо мыли водой, взятой из родника, потом носили её по дому по кругу, так якобы выгоняли злых духов; от сглаза в с. Пензятка на груди к рубашке пришивали цветную пуговицу, чтобы злой человек сначала посмотрел не на ребёнка, а на пуговицу.
Детям для предохранения от сглаза, татары делали в прошлом на лицах черною или голубой краскою марушки – в том рассуждении, что, дескать, глаз взглянет, прежде всего, не на лицо, а на марушку и не подействует на здоровье ребёнка. Также ополаскивали дверную ручку или скобу водой, и, обмочив в воде полотенце, тёрли им лицо ребёнка. Наконец, чтобы никто не сглазил ребенка, привязывали ему кусочек можжевельного дерева».
В с. Старое Аллагулово Ковылкинского района и Татарская Пишля Рузаевского района сразу же после рождения ребёнку от сглаза на шею вешали в мешочке листок с молитвой из Корана («Аятел-Кэрси»), более взрослые носили на цепочке полумесяц от несчастных случаев и злых людей.
Обычно знахари не берутся за лечение всех недугов, а чуть ли ни по каждой болезни есть свои специалисты (от сглаза, рожи, грыжи, испуга, притки и др.). Есть даже «подходные заговоры», помогающие при решении какого-либо вопроса с начальством. Заговорами лечили недомогания, кожные болезни, заболевания уха, горла, носа, раны и травмы, болезни дыхательных путей и лёгких, болезни печени, гинекологические, мочевого пузыря и почек, детские, неврологические и психиатрические и даже инфекционные болезни.
Для проведения лечебных действий были определены дни, время суток и ориентация по сторонам света. У коми некоторые знахари выбирали для обрядов чаще всего среду и пятницу. Считалось, что наиболее успешным является лечение, проводимое в период убывания месяца. Согласно другим сведениям, заболевшего начинали лечить в ту фазу луны, в период которой его «испортили». У мордвы среди общих правил можно выделить то, что чтение заговоров происходит натощак и по лёгким дням (вторник, среда, суббота). При чтении некоторых заговоров важен не столько смысл, сколько способ и обстановка, при которых совершается обряд.
Так, у татар при лечении от споров, ссор и т. п. знахарка укладывала больного на кровать и около часа произносила шёпотом заговор. При этом водила по груди, животу больного вначале толкушкой, а потом ножом, легонько дотрагиваясь до этих мест. В других случаях придаётся большое внимание набору слов заговора, чтобы не забыть последовательности, заговоры читают по написанному на бумаге. Эти листочки очень бережно хранятся или около иконы, или под клеёнкой на столе – «под рукой».
Но, как правило, большинство заговоров знают наизусть. Знахари, как уже говорилось, всячески скрывали свои секреты, так как до сих пор считается, что рассказанный непосвящённому человеку заговор теряет свою силу. Такое отношение привело к тому, что многие заговоры и сопровождающие их обряды безнадёжно нами утрачены.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/mordovskaya-magiya/252/znakharstvo-narodov-mordovskogo-kraya/2480/