У каждой старой женщины в мордовском селе найдется дюжина рассказов о ворожбе и колдовстве, о ведунах и чародеях. Они поведают о том, как однажды под порог одного дома подбросили заговоренный узелок с пшеном, после чего хозяев стали настигать всякого рода неприятности. «В такой напасти только «содыця» поможет», - вынесут свой вердикт немало повидавшие в своей жизни бабушки.
«Содыця, содай» – так называла мордва людей, занимающихся врачеванием. Слово это дословно обозначает «знающий». Они могли растолковать сон, отгадать всевозможные приметы, могли предсказывать.
-Мордовский «содыця» – это не просто знахарь, но и маг, колдун, волшебник. Знахарством большей частью занимались пожилые женщины, которые имели опыт врачевания и к тому же применяли магические действия, - говорит известный историк, доктор исторических наук, профессор Николай Мокшин.
Мордовский «содыця» прибегал к магическим обрядам в разных сферах жизнедеятельности. Помогал человеку вернуть здоровье, охранял от «сглаза», улучшал хозяйственные дела и даже стремился помочь процессам, протекающим в природе. Особенно ворожба применялась в любовных и половых отношениях.
-Как известно, в прошлом браки у мордвы совершались большей частью по воле одних родителей, - говорит ученый, - Они стремились выдать дочь или сына по расчету, смотрели на брак, прежде всего с точки зрения экономической выгоды. Поэтому жених и невеста подчас до самого брака и не видели друг друга.
Обычно, молодые люди могли только мечтать о любимом человеке, рисовать в своем воображении некие черты. В реальной же жизни он или она были далеки от желанного образа. Кроме того, часто любовь одного к другому не находила ответные чувства. Все это заставляло девушку, а то и парня обратиться к ворожбе.
«Эждямо» – так назывался у мордвы обряд по присушке парня к девушке или девушки к парню. Он состоит в основном из словесного заговора. Знахарь читал его над тем, кто к нему обращался.
-Однако в любовной магии применялся и контактный тип, когда «привораживаемому» давали выпить наговоренный напиток, - продолжает раскрывать секреты ворожбы Николай Федорович, - во время экспедиции в одном из мокшанских сел мне удалось записать со слов местной ведуньи следующее: «Чтоб жених полюбил снова свою невесту или муж – жену, надо вытирать со своего тела пот, выжать платок в вино и дать жениху или мужу выпить натощак».
Вместе с тем часто пользовались и другим обрядом, который имел цель рассорить влюбленных, уничтожить любовь. Для этого использовалась «кельмевтема» - отстуда.
- Здесь также в ход пускались заговоры. Вот один из них: «На той стороне великой воды большое поле, посредине поля большая гора, вокруг горы зеленый луг, на горе ледяной холм, в том доме ледяная бабушка…, ледяной кисель она подала, этим киселем Ивана накормила, остудилось у Ивана сердце, залезает на печку не - согревается. Как от того киселя остыло у Ивана сердце, так пусть и от Марьи остынет его сердце, пусть не нагреется весь век». Обычно заговоры повторялись три раза. Часто в них встречаются слова «дуть» и «плюнуть». Язык мордовских приворотов ритмичен, многие из них выступают в стихотворной форме, что облегчает их запоминание, поэтому передаются из поколения в поколение.
По словам учеого, особая защита требовалась тем, кто сочетался узами брака. Суеверный по природе народ, всякое расстройство свадьбы приписывал действию душманов и нечистой силы. Душманами называли колдунов и чародеев. В отличии от знахарей и знахарок, лечивших болезнь, душманы наделялись свойством лишь причинять вред здоровью людей, насылать на них порчу, сглаз. Считалось, что они портят даже собственных детей. Они совершали магию над какими-либо предметами, принадлежавшими жертве колдовства. Это могли быть волосы, ногти, одежда, остатки еды и даже его след.
Считалось, что чародеи при виде свадьбы не в силах удержаться, чтобы не испортить молодых. Они дают им заговоренного пива, вина, еду или подбрасывают наговоренные предметы по тем местам, где должны пройти жених и невеста.
-Суеверному населению повсюду чудились козни душманов, - говорит Николай Мокшин, - Подозрительным людям, которые могли появиться на свадьбе, подносили специальный напиток, который якобы имел свойство «противоядия». Рьяно следили за тем, чтобы к молодоженам никто не прикасался.
Чтобы предохранить жениха и невесту от порчи, в их одежду втыкали иголки. Тогда колдун мог уколоть свои руки. Обряд этот здравствует и ныне.
В качестве оберега использовали и череп медведя, в ход шли даже его лапы. Полагали, что всякого рода нечисть боится хозяина леса. А те, у кого такой защиты не было, вводили в дома и дворы настоящих медведей, за что их владельцам платили большие деньги.
Считалось, что Мишкин устрашающий вид оберегал от всякой злой силы.
После свадьбы супруги очень боялись того, что у них не может быть детей. Бесплодие женщины считалось у мордвы большим несчастьем. Если молодая долго не рожала, то ходили к Ведяве(богине воды). Обычно из тряпок или муки делали куклу. Ночью ворожея с молодой шла на берег реки. Женщина с распущенными волосами падала ниц, а ворожея тем временем над ней шептала только ей известный заговор. После чего бросали в воду куклу, приговаривая: «Ведява, на вот тебе, а нам давай своего». Считалось, что это мордовское божество помогает не только при бесплодии, но и при родах может смягчить боль и защитить новорожденного. А отвечая на вопрос маленьких детей, откуда берутся дети, эрзяне и мокшане отвечали, что их дарит Ведява. Причем «Мальчика дарила», а девочку «Ведява бросала».
Будущей роженице запрещалось бить животных. Смотреть на калек, горбатых, ходить на похороны. Беременной не отказывали в желанной пище, ибо ребенок всю жизнь будет ощущать недостаток в этой еде.
-Что касается самих родов, то они проходили в бане. Здесь бабке-повитухе помогало божество бани. Перед самыми родами роженице давали выпить раствор соли, предварительно исполнивши над солью заговор, - объясняет этнограф, - Как только ребенок появлялся на свет, бабка клала ему под бок обереги: березовый прут или нож. Саму роженицу мыли водой, наговоренной на шестке от сглаза.
При трудных родах совершали ряд магических действ. Например, распускали у женщины волосы, снимали с нее серьги, развязывали на одежде узелки.
Новорожденного также старались уберечь от всего нечистого, от «дурного глаза». Надежным защитным средством считали огонь, угли, золу. Первые шесть недель ребенка старались не показывать чужим людям. Особенно боялись в это время от ведунов. До сих пор от старых людей можно услышать рассказы, как ведун «съедал» ребенка, который сразу становился синим. Он уже не выживал, а иногда уже рождался мертвым.
- Суеверное воображение народа наделяло колдунов и знахарей сверхъестественными способностями, - отмечает историк Николай Федорович Мокшин, - особенно сведущими и сильными чародеями слыли финские, карельские и мордовские колдуны и знахари.
©
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/mordovskaya-magiya/252/mordovskiy-sodytsya/2478/