Для мордвы,впрочем как и для других земледельческих народов, земля представлялась женщиной, обладающей плодородной силой, производящей все необходимое для людей. Поэтому к ней старались относиться с чрезвычайным почтением, посвящая много жертвоприношений.
Во время этих жертвоприношений говорили, к примеру, так:
«Мастор-ава. матушка, масторонь стакань кирдиця, вана сынек-пурнавинек, тонь леметь кундасынек. варштак сюкпрянок лангс. Мез евештян — максык, мезе мердян — теик. Вештян шачи сюро..., шождыне-парыне шумбрань паро чине. Мастор-ава,матушка, мезе каятан лангозот, мезе виттян эзэзэть — ливтик.кастык. пештик. лездык!» (Мастор-ава. матушка, тяжесть земли держащая, вот пришли-собрались, твое имя вспоминаем, посмотри на наши поклоны. Что просим — дай,что скажем — сделай. Просим хорошего урожая..., дай хорошего здоровья. Мастор-ава. матушка, что бросаем на тебя,что сеем в тебя — подними, вырасти, наполни, помоги!).
Отдельные фрагменты верований в божество земли Мода-аву сохраняются до настоящего времени. И теперь еще встречаются люди, особенно из среды пожилых женщин, полагающими, что Мода-ава может, к примеру, наслать на человека болезнь. Так, в селе Иванцеве рассказывали, что когда человек упадет на землю, получит ушиб или заболеет, то нужно поклониться земле и просить у Мода-авы прощения: Мода-ава, кормилица. Модань кирди, дорогая. (Може т быть, ты ушиблась.Или рассердилась, прости.)
В селе Алькине в таком случае ходят к ворожее (содыцянснь), взяв с собой пшена, хмеля, денег и вина. Ворожеяи больной отправляются во время утренней или вечернейзари на перекресток дорог (к и рашков) , где ворожея произносит молитву о том, чтобы божество земли Мастор-ава простила заболевшего, сняла с него болезнь: «Мастор кирди азор-ава, утренняя заря Дарья, вечерняя заря Марья, Вишкадлей,Мокшадлей (названия алькинских оврагов.),простите болезнь (называется имя заболевшего.)».Затем ворожея и больной целуют землю три раза.
Больной уходит, ворожея бросает левой рукой через плечо принесенное в жертву божеству земли (узелок с пшеном, хмелеми пр.) и также уходит. Возвращаться домой надо не оборачиваясь В селе Налитове (ныне Пуркаеве) иногда после ушиба при падении старухи говорят: Масторонь кнрьди, корьмакай, Мастор-ава. тирякай, Мон прынь. тонть томбитннь, Тон монь томбимик. Прынь шумбрасто. Туян прост марто. Простимик Христа ради (Масторонь кирди. кормилица, Мастор-ава, дорогая, я упала, тебя ушибла, ты меня ушибла, падала здоровой, уйду прощеной, прости меня Христа ради). Генетически мордовская Мода-ава близка марийскому божеству Мланд-ава (мар. мланда — земля, ава — женщина, мать).
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/mordovskaya-magiya/252/mastor-ava-derzhatelbnitsa-zemli/2453/