Новости: 🍀 Объявляется набор в школу Рунической Магии и Мантики 🍀

  • 21 Ноября 2024, 13:19:42


Автор Тема: Колдуны и колдовство в поверьях и суевериях мордвы  (Прочитано 1400 раз)

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3954
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
В мордовском народе поверья о колдовстве и колдунах в духовной культуре занимают не самое последнее место,  сохранив  свои  позиции  с  глубокой  древности  до настоящего  времени.  Нет  ни  одного  мокша-эрзянского селения или семьи, где бы в той или иной мере не боялись порчи, сглаза и т.д. Поэтому данная тема не могла остаться в стороне у этнографов и этнологов, изучавших это явление, например, в свете народной мед ицины. Отдельной какой-либо работы, посвящённой настоящей теме, нет. Вследствие этого накопленная информация вместе с новыми полевыми материалами позволяет не только более глубоко осмыслить ряд общих проблем, связанных с её происхождением в качестве самостоятельной формы общественного сознания, но и проследить эволюцию религиозной мысли.В поверьях и суевериях мокша-эрзянского народа колдуны – это люди, воздействующие сверхъестествен-ным  образом  на  природу  и  людей  со  злым,  реже – с  благим  умыслом. 

Слово  «колдун»  к  мордве  пришло отрусских. Прижилось оно в народе от того, что в эрзянском языке есть ему аналог: «кол» – «способный, одарённый, сильный». Хейки Паасонен в своём мордовском словаре приводит одно из значений этого слова – «злой колдун, чародей». Схожее значение имеют и однокоренные слова: коламс – «портить, повреждать, раз-рушать, портить колдовством, околдовывать»; колыця  – «портящий, повреждающий»; колавт  – «вызванная колдовством болезнь».По мордовским народным поверьям, колдуны (ведьмы) делятся на три категории – «от рождения», «учёных» и «случайных». Признак того, что новорождённый младенец является колдуном, – чёрные со светлой прядью глаз». С возрастом у таких людей появляется тяга к ворожбе и иным магическим манипуляциям.

«Учёный» колдун перенимает мастерство, «учится» чародейству от другого колдуна. Под влиянием русского  народного  христианства  мордва  усвоила  поверье  о  демоническом  источнике  колдовской  силы,  требующей перед инициацией отречения от Бога. «Случайными» колдунами становятся те, кто перенял колдовскую силу отколдуна не по собственной воле.

Так, например, умирающие ведуны передавали свою силу с помощью веника. Тот, кто брал его в руки, перенимал его силу и становился колуном. Чародей мог попросить человека под каким-либо предлогом взять его за руку и тем самым передать свои способности.

Способностей у колдуна не так много. Все они основываются на трёх составляющих:
1) сглаз (э. сельмеде-ма) – вера во вредоносное влияние людей с помощью слов или взгляда;
2) порча – вера, основанная на воз-можности передачи болезни, смерти, психического расстройства, расстройства дел с помощью магического обряда, наговора через предметы, пищу, воду и т.д.;
3) колдовские обряды, состоящие из символических дей-ствий и магических вербальных формул-заговоров.Сглазить, по представлениям мордвы, можно было как с помощью проклятий, например, «песокс педяк» (э. «чтоб ты умер», буквально «прилипни к песку»), «кедет коськест» (э. «чтобы руки отсохли»), так и с по-мощью похвал. В обоих случаях человек заболевал или случалось какое-нибудь несчастие. Особен-но подвержены этому дети.

Мордва определяет наличиепорч и у ребенка по соленому лбу. Поповерью, «ис-порченные» дети часто плачут, становятся капризными, вялыми, с трудом засыпают и плохо спят. По верованиям мордвы, колдуны могли сглазить не только человека и домашнее животное, но и хозяйствен-ный предмет: «Мордвины верят, что колдуны могут заговорить ружьё так, что сколько не стреляй – ружьё не выстрелит. Для того, чтобы оно выстрелило, нужно взять пять дробин и пять волосков щетины, раскусить дробины и вправить в них щетину. Если зарядишь ружьё такими дробинками, то уж никто не может загово-рить выстрела».

Порча – простонародная вера во вредоносное воздействие людей со сверхъестественными способностями для  наведения  смерти,  болезни,  неудачи  в  делах  или  отношениях  через  колдовские  обряды.  Мордовский народ выделяет несколько способов наведения порчи:

•через сглаз (м. Осудяма, э. Сельмедема) – суеверное представление о вредоносном влиянии людей, откоторого, якобы, болеют люди и животные, засыхают деревья, постигает неудача, наступают природные катаклизмы;

•с помощью заговоренных бытовых предметов (иголки, булавки, монеты, пуговицы и пр.) и так назы-ваемого науза – изготовленного колдуном предмета в виде клочка овечьей шерсти, спутанного с волосами, лоскутка одежды, птичьих перьев и т.д., через который передаётся вредоносное воздействие;

•сыпучих веществ, например, угля, земли, соли, злаковых и бобовых культур, продуктов питания;•воды, как наговоренной, так и использовавшейся для обмывания недавно умершего;•пущенной по ветру порчи;

•частей тела(волос, ногтей, крови), личных вещей объекта порчи (одежды), фотографии, следов («вынимание следа»);

•с помощью прикосновения.Чаще всего колдуны порчу насылали путём подсыпания сыпучих веществ под порог дома или подбрасыва-ния предметов на дорогу, по которой шёл объект порчи, например, во время свадьбы молодожёнам. Порчу наводят на фату и платье невесты, на стол, стул и т.д. Жениха портили, наступив ему на ногу или на пороге ударив его в плечо.

Среди мокша-эрзянского народа бытует мнение, что колдун не может не портить кого-либо; в противном случае он теряет свои сверхъестественные возможности, рискует заболеть или умереть. По поверью, нако-пившаяся неизрасходованная колдовская сила приводит к тяжёлой тоске. В подобных случаях колдуны могут «пустить» эту энергию по ветру или направить на перекрёсток дорог. Человека, заболевшего по этой при-чине, вылечить практически было не возможно.

По воззрениям мордвы, навредить с помощью колдовских обрядов можно и без непосредственного при-сутствия самого человека, например,используя часть его тела (обрезки ногтей, волос, кровь), личные вещи или заменителя человека – оставленного на земле следа. Так считается, если с левой стороны одежды челове-ка отрезать кусочек, произнести над ним соответствующий заговор, то, надев эту одежду, он заболеет. Иногда этого добивались, положив личные вещи жертвы в гроб с умершим. С появлением у мордвы фотографий этот колдовской обряд получил дальнейшее развитие. Для того чтобы нанести тяжкий вред человеку, фотографию объекта порчи клали в гроб кпочившему. Такой же тяжкий вред наносили, когда землю от следа человека за-капывали в могилу.

Мордва верила, что колдуны наводили порчу путём будто бы ничего не значащего прикосновения. «Погладит, например, такой человек по голове и она заболит». Высшей формой колдовского мастерства у мордвы считалось оживление неодушевлённых предметов, с помощью которых колдуны наводили смертельную порчу.Колдунов  также  можно  классифицировать  и  по  источнику  их  сверхъестественных  способностей.  

Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/mordovskaya-magiya/252/kolduny-i-koldovstvo-v-poverbyakh-i-sueveriyakh-mordvy/2479/
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3954
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Так, например, М. Гребнев пишет, что «мордва подразделяет их на два разряда: на летающих и не летающих. Не ле-тающие, по ея понятию, не настолько вредны, как летающие, потому что первые могут вредить только известным отдельным личностям, но превращаться в какое-либо животное они не могут, да и наука их колдованья произо-шла не от самого сатаны, а по наследству от отцов и дедов. Летуны же настолько близки и коротки с сатаной, что всякое злое дело в состоянии сделать».

Первых «не летающих» мордовский народ называл просто колдунами. К этой категории относили и мельников: «мельник водяной мельницы, как и у нас водится, ipso facto, колдун, так как он находится под особенным покровительством Ведь азоравы, которая держит ему настоя-щуюводу, спорит дело и т.д. Вследствие таких отношений мельника к былой богине, понятно, что он поль-зуется и у баб, и у девушек особенным почтением», – и пчеловодов: «Мордвины лечатся от болезней преимущественно у колдунов и ворожей, которых бывает у них множество. В особенности славятся своим ис-кусством и магической силою мордовки-ворожеи и мордва-пчелинцы, к которым и русские приезжают за сове-тами и иногда за десятки вёрст».

Особо искусные ворожеи, так же, как и колдуны, способны манипулировать нечистой силой и, соответ-ственно, причинять вред людям. Так, например, в с. Краснополье Алтайского района Республики Хакасия счи-тали, что при помощи заговоров знахарка или останавливает действие вредных сил природы, или наговаривает на другого что-нибудь вредное. В пос. Элизово Элизовского района Камчатской области колдунов относят кзнахарям, т.к. они могут как навести вред, так и его вывести. Обращение к текстам заговоров также убеждает в этом. Так, в двух заговорах-присушках читаем: «Масторава, Ведява, имена ваши называю, глазами своими меня увидьте, ушами меня услышьте! Семь чертей пошлите, семь чертей, чертенят!»; «К богу земли с просьбой обратился. Бог земли меня услышал, семь чертей мне послал». Последних из описания М. Гребнева «летающих колдунов» мордва называла ведунт.

Ведун-ведьма, колдун, колдунья, человек, связавшийся, по поверью народа, с нечистой силой. «Люди, находящиеся вблизких отношениях со злыми духами; колдуны, знахари и знахарки, могут принимать на себя образ вол-ков, собак, кошек, свиней и других животных; и теперь верят, что в глухую полночь ходят оборотни и пугают народ» . М. Е. Евсевьев пишет: «Ведун – человек. На ведуна учатся, есть такие знающие люди, ко-торые  обучают  на  ведуна.  Который  человек  научится  быть  ведуном,  от  ведовства  не  может  удержаться, вкаждую ночь отправляется летать. Выходит из трубы. Летит, словно огненный клок. Голова с человеческую голову, похожа на ковш. За ведуном остаются искры. Летает выше домов. При рождении ребёнка съедает, ко-торого (ребёнка – П. И.) ведун съест, тот ребёнок весь посинеет. Этот ребёнок уже не выживает, а иногда иродится мёртвый. И телёнка также может при отёле съесть».

Мордовская деревня полным-полна поверий об оборотнических свойствах колдунов. Наиболее ранними, видимо, следует считать те поверья, ко-торые повествуют о выходе души колдуна во время засыпания через рот в виде определённых существ, чаще ввиде «огненного змея», огненного клока, у которого «голова с человеческую, похожая на ковш».Согласно  усвоенному  от  русских  поверью,  мордва считает,  что колдун  перед  смертью должен передать свои знания другому человеку. Если желающих не было, то для этого, как отмечалось вы-ше, он передаёт кому-либо веник или другой предмет, а с ним и своё колдовство. В противном случае черти будут его истязать до тех пор, пока колдовской дар не будет передан преемнику.

По мордовским поверьям, во время кончины колдуна и при его погребении бывают буря, вихрь или непогода. Прах колдуна земля непринимает три года. После смерти чародеи, как и упыри у славян, могут вставать из могил.В связи с этим очень интересным является замечание М. Т. Маркелова: «У мордвы спущенный гроб ещё дважды поднимается, и лишь потом оставляется на дне могилы. Сохранилось указание, то если случайно гроб срывался и падал в могилу, то все испуганно бежали прочь и возвращались лишь через три дня, и тогда зака-пывали его, забивая даже кольями». И. Н. Смирнов дополняет: «Прежде чем поставить гроб на дно могилы, его трижды поднимают и опускают. Если при этой операции гроб срывается, погребающие приходят в ужас: умерший не хочет, очевидно, успокоиться в могиле и намерен блуждать по свету. Гроб наскоро за-брасывают землёй и бегут опрометью по домам. Переждавши три дня, родные являются на могилу с тремя осиновыми кольями, забивают их в лоб, сердце и в живот, и просят землю принять покойника, и не выпускать его».

Подобным образом обезвреживали и колдунов. Так, например, в с.Степная Шентала Кош-кинского района Самарской области после смерти в могилу колдуна вбивают осиновый кол – чтобы он отту-да никогда не вышел. В с. Дмитриевка Стерлибашевского района Республики Башкортостан ве-рят, что могилы колдунов в дырах, через которые он может выходить, поэтому в такие могилы забивают осиновый  кол.  Также  поступают  и  в  с.  Большая  Салба  Идринского  района  Красноярского края. В связи с этим заслуживает внимание погребение No 85 Усть-Узинского могильника (III-IV вв.), в котором, по мнению В. В. Гришакова, нарушение анатомического расположения костей носит ритуальный характер. «Судя по наличию в подобных захоронениях анатомического расположения нижних конечностей, первоначально погребённых помещали в могилу вытянуто на спине. При этом могильная яма оставалась  не  засыпанной  на  определённое  время  и,  по-видимому,  перекрывалась  древесным  материалом.

После тления мягких тканей над скелетом и некоторыми вещами совершался ритуал разрушения, а затем яма засыпалась землёй». В обезвреженных погребениях Ражкинского могильника (III-IV вв.) кости бы-ли разрушены лишь частично. Были сломаны черепа покойных и область груди. В V-VII вв. останки переме-шивались.  В  IX-XI  вв.  обезвреживанию  стали  подвергаться парные  погребения,  где  находились  взрослый иребёнок. Однако разрушению подвергался только костяк взрослого. Несколько меняется и способ обезврежи-вания: у погребённых отсекали кисти рук и стоп. Грудная клетка и череп оставались нетронутыми. В XI-XIII вв.разрушению подвергались все косные останки, кости сохранились лишь фрагментами. Таким образом, до сих пор в мордовском народе сохранились поверья и суеверия о колдунах. Их боялись и боятся. Но в определённых случаях к ним обращались как к существам, носителям сверхъестественных возможностей. 

Людей,  действовавших  силой  дьявола,  мокша-эрзянский  народ  наделял  оборотническими свойствами и считал их самыми могущественными чародеями. После крещения мордовского народа комплекс верований о колдунах стал дополняться русскими народно-христианскими поверьями и суевериями, что даёт питательную среду для дальнейшего существования этой стороне духовной культуры.

© И. Потапкин
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3954
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
ВЕДЬМА, персонаж демонологии, сочетающий в себе черты реальной женщины, обладающей сверхъестеств. способностями от природы или получившейих в процессе жизни, и демона. Самоназв. характеризует В. как «ведающую, обладающую особыми знаниями» (ведьмачить,  ведьмовать  означает  «колдовать, ворожить»). Сочетание в В. человеч. и демонич. начал может пониматься как наличие двух душ: обычной, человеч., и злой, демонич. По  воззрениям  мордвы,  В.  отличают от обычной женщины особые приметы — горб, хромота, бельмо на глазу  или  др. физич.  недостаток. Кроме того, у неё хмурый взгляд, воспалённые глаза, она не смотрит человеку в лицо. В. могли считать одинокую, неприветливую, со странностями женщину, живущую на краю селения.

В отличие от знахарок (по большейчасти пожилых женщин, занимающихся врачеванием) В. имеют более разнообразные способности и умения. Обладание ведовской силой может быть или врожд., получ. от матери - В., или приобрет. — от умирающей В .Согласно распростран. представлениям, за связь с нечистой силой В. наказывается трудной смертью: она не может умереть и страшно мучается, пока не передаст  кому-л.  свои  знания.  Поэтому, умирая, В. может наделить своими умениями ничего не подозревающих родственников,  знакомых  —  через  чашку, веник и др. оказывающиеся под рукой предметы.

В. умеет быстро передвигаться (летать) на палке, на хоз. утвари. В доме имеет  особую  связь  с  очагом, печью, обычно колдует возле неё.  Если опрокинуть у печи ухват, то В. потеряет способность колдовать, если же повернуть печную заслонку дужкой внутрь, то покинет дом и не сможет в него  вернуться. В. летает (вылетает из трубы) дымом, вихрем, а чаще — птицей. Вообще труба —излюбл. путь В. из дома и в дом.

В.  иногда  оборачивается иглой, клубком, мешком, копной сена. Однако чаще всего она принимает облик птицы (сороки), свиньи, лошади, кошки, собаки, а также стремительно катящегося колеса. В быличках В. представляется свиньёй или чёрной собакой. В виде свиньи она гоняется за прохожими, кусает их, рвёт на них одежду, а также сбивает с ног и катает по земле, не давая подняться до тех пор, пока не удастся ударить её чем-л. наотмашь, — тогда В. пропадает. В виде чёрной собаки она запрыгивает на человека и заставляет носить её до изнеможения по селению. В. колдует, оборачивается, летает или бегает в образе животных обычнов  сумерках,  вечером,  ночью,  чаще  в полночь.

Согласно поверьям мордвы, В. властна над разнообразными проявлениями бытия природы и человека. От неё могут  зависеть  урожай  и  неурожай, болезнь и выздоровление, благосостояние скота и часто даже перемена погоды. В. может напускать порчу на людей, преследуя их в образе животных, пугая, кусая и даже заедая и «заезжая», а также через ветер, воду, разные предметы и посредством прикосновения или взгляда. Область человеч. чувств (любви и нелюбви, привязанности и т. п.) традиционно считается особо подверж. ве-довству и открывает простор для действий В.

Только знающие и избр. В. не на ветер пускают заговорные слова, а закладывают  в  наговорённые  вещи, именно  в  то,  что  потом  будет  врачевать, успокаивать или утешать. В. могут  расстраивать свадьбы,  насылать порчу на новобрачных. В таких случаях,  чтобы  не  дать  В.  проникнуть  во двор и в дом, использовали различные обереги: рисовали на дверях кресты, в столбы ворот и косяки дома втыкали ножи, топоры, дверные щели затыка-ли крапивой или ветками сосны, берёзы, клёна. Если В. всё-таки удавалось проникнуть в дом, она вела себя очень беспокойно и не могла совершить задуманное. Мордва верила, что В. даже после смерти не успокаивается и по ночам навещает свой дом. Чтобы предотвратить такие посещения, её надо хоронить лицом вниз или пробивать осиновым колом её гроб. В мордов. нар. сказках в роли В. выступают Варда и Яга-баба.

КОЛДУН- по поверьям мордвы, человек с демонич. свойствами, получ. с рождения, от чёрта  или в результате договора с нечистой силой. Одним  из  способов  овладения  магич. знанием является получение его по наследству от умирающего К., к-рый перед смертью передаёт свою власть над подчин. ему нечистой силой др. лицу, чаще всего родственнику. Функции К. универсальны: ему приписывается возможность творить добро и зло  с  помощью  магич.  действий  и средств,  воздействуя  на  атмосферные явления, урожай, здоровье людей, брак, плодовитость скота и др. сферы жизни.

К.  обладает  умением  оборачиваться  в животных и  различные  предметы. Чаще всего он принимает образ чёрной кошки, собаки, лебедя, гуся и пр. Предполагалось,  что  нек-рые  К.  понимали язык змеи и в магически-колдовских целях могли превращаться в огненных змей. Мордва опасалась К., но в то же время относилась к ним с уважением и в экстр. случаях обращалась за помощью. К. делятся на сильных, или крепких, и слабых.  Первые  обладают  неогранич.способностями, они могут делать зло и исправлять содеянное. Вторые сильны лишь в отд. сферах (напр. могут приворожить юношу к девушке или наслать порчу на скот) и не могут исправить причинённое зло.

К. враждуют между собой, и это часто используется в борьбе с порчей, от к-рой избавляются с помощью др., более сильного К. По поверью, не все могут освоить колдовство, т. к. не выдерживают испытаний, связ. с нечистой силой. Однако иного пути нет. Они начинают «сохнуть», страдать и вскоре умирают, так и не постигнув этого знания (т. е. душа не может  предаться  нечистой  силе).  Чтобы люди не догадались, что этот человек —К.,  он  любыми  способами  старается скрыть себя (присутствует на праздниках, заходит в церковь и др.).В колдовской магии К. использует определённые  числа  (обычно  3  и  9):стручок с девятью горошинами, брош.перед повозкой с молодыми, якобы оста-навливал коней (счастья не будет). До сих пор число 7 используется в проклятиях, напр.: м. «Тук сисем сельхть модава» («Провались на семь саженей в землю»). Распростран. пожеланием недругу считался чирей — «с семью головами, боярскими кудрями», т. е. очень большой.

В заговорах-присушках вызывают на помощь семь чертей. К. насылает болезнь и смерть  на людей, прибегает к порче. Он «портит» людей взглядом. По поверью, если К. хотя бы раз в неделю кого-л. «не испор-тит», он теряет свою силу, может заболеть и умереть. Считается, что у К. накапливается  много  «чёрной»  энергии, поэтому он находится в сильной тоске. Если в это время поблизости нет человека,  то  К.  избавляется  от  неё,  «выпуская» на «ветер» или на перекрёсток дорог. Тех, кто получает такую порчу, вылечить практически невозможно. Происхождение мн. болезней мордва связывала с наговорами К. Он может наговаривать на хлеб и на напитки. Однако если на них дунуть, то наговор теряет силу.

По нар. представлениям, если наговор. вещи держать долго, то они превращаются в кровь. К. напускает порчу на человека по воздуху, через поцелуй, пищу и даже через табак. По поверью,  бельё,  унес.  ветром,  особенно вихрем (м. шары давол), получало  магически-колдовское воздействие,  поэтому его портили или закапывали. Во время сильного ветра  можно  было  заболеть «трясучей  болезнью»  или начать  испытывать  головокружение.  Это связано с тем, что вихрь считался игрой К. Для её остановки в вихрь бросали нож или произносили три раза:«Чур, чур, пусть тебя  сибирская  язва  возьмёт».  Неожиданный  по-рыв ветра в окно предвещает скорую  недобрую весть (обычно о смерти).

Самый большой вред К. наносит во время свадьбы, где может испортить даже собств. детей. Наиболее уязвимы для нечистой силы молодожёны. К. может наслать на молодую бесплодие, лишить молодого муж. силы, поссорить их. Как правило, К. наводит порчу при встрече (в дверях, воротах), ударяя человека рукой по плечу (контагиозная магия). Чтобы К. не причинил вред молодым, его обязат. приглашали на свадьбу и хорошо угощали.

В обязанности К. входили обеспечение благоприятного хода всей свадьбы, защита молодых от порчи др.К. Считалось, что волосы невесты во время  свадьбы  подвергаются  колдовству,поэтому их тщательно берегли (если К.удавалось состричь прядь волос невесты — её век «пропадал»). К. совершали колдовство обычно с распущ. волосами. Отрез. волосы было принято сжигать. Определённый  вред  К.  может  нанести ребёнку. Согласно нар. веровани-ям, К. мог «испортить» ребёнка как вовремя его внутриутробного развития так и после рождения.

Обычно рождение неполноценных, с явными физич. недостатками  детей, а  также отставание  в физич. и умств. развитии  объясняли действиями К. Большое  внимание на первом году жизни уделялось оберегам детей. По представлениям мордвы, вешать пелёнки считалось опасным, т. к.с ними может поиграть чёрт или К. и ребёнок будет плохо спать или заболеет. К. мог и исцелить ребёнка от болезни. Так, испуг у детей лечили, используя тень.

При лунном свете К. облизывал его лицо, затем плевал на его тень, произнося заговор о том, что тень безродная (у неё нет братьев, сестёр, близкого человека) и просил её взять испуг. На тень человека нельзя было наступать, запрещалось перешагивать через неё (заболеешь).

Поведение и быт К. имеют особыеприметы. Живёт он, как правило, уединённо; предпочитает днём спать, а ночью гулять, ходить в лес. Обычно в его доме имеются множество трав, высуш. змеиная голова, камешки и т. д. При разговоре  с  человеком  старается  не  смотреть прямо в глаза, а отводит взгляд в сторону или в землю; иногда говорит с людьми через дверь, не показываясь. К. отличают тихий голос, молчаливость, не-людимость,  манера  говорить  с  самим собой; глаза обычно карие, чёрные, иногда разного цвета. К. проницателен, читает чужие мысли, знает прошлое, настоящее и будущее; может найти потер. вещь, назвать вора, показать его изображениев воде и т. д.

Средством против К. считаются заговорыот ведунов. Наиболее распростран. предохранительными средствами являются игла, булавка, крест, молитва, крапива, к-рые всегда следует носить при себе; в этих же целях пришивают разные пуговицы.

Мимо К. полагается проходить молча, сомкнув большой и безымянный пальцы в кольцо-оберег; не следует отвечать на его вопросы, а при разговоре с ним нужно сжимать руку в кулак, просунув большой палец между указательным и средним. После похвал К. надо предотвратить сглаз, сплюну втрижды через левое плечо.

Чтобы избавиться от порчи, к К. необходимо обратиться с бранью, назвать или стукнуть в ответ по плечу более сильно, чем он сам. Чтобы лишить сил, его одежду протыкали иглой; на свадьбе стреляли из ружья, били в заслонки. У  мордов. народа  существовало множество магич. действий, имеющих функцию оберега дома от беды, чёрта, К.: в подпол с корнем закапывали куст рябины; в доме  переворачивали вверх ногами веник, кочергу, ухваты; втыкали в дверь нож; на стену вешали пучок трав,с орв. перед Ивановым днём; перед Кре-щением рисовали углем кресты на окнах и дверях; оставляли открытой в чугуне кипячёную воду для отваживания К.

Чтобы не было беды, хозяин должен был прикоснуться кочергой к входящему в дом в первый понедельник после Масленицы.  Ритуально-магич.  функцию  имела обувь, в частности лапти. В целях защиты дома от нечистой силы, К. их вешали на кол забора.

Особое отношение у мордвы было к печи. В ней совершали магич. действия, направл. против К. (сжигали «испорченную» им одежду), т. к., по поверью, огонь пожирал всё плохое. Важную роль играла печная труба. Мордва считала, что через неё в дом проникает смертельная опасность: влетают и вылетают черти, К. , душа покойника в виде огненного змея. В целях оберега от них во время совершения свадебных  обрядов и  родов принято было закрывать трубу. Охранительные  функции  мордва приписывала медведю.  На эрз. свадьбе сваха в образе этого зверя хлестала веником всех входящих в дом.

По нар. представлениям,  медведя  боятся  нечистая сила и К., поэтому, чтобы злые духи не могли проникнуть в конюшню, хлев и вредить скоту, мордва в старину держала в них черепа этого зверя. У кого таковых не было — заводили на двор и в конюшню живых  медведей,  когда  они появлялись в селении с поводырями. Мордов. население с целью защиты от К. совершало моления в честь нек-рых божеств.

Так, мордва-мокша на Ильиндень устраивала  праздник в честь покровительницы пасеки. В молитве её заклинали умножить ульи, защитить их от К., недоброжелателей и порчи. Эрзяне при крещении новорождённых совершали моление Верховному богу Нишкепазу, прося для ребёнка здоровья, счастья, оберега от дурного глаза и К.

Особое моление проводили в честь призрака умершего, привидения. Считали, что К. продаёт ему свою душу за то, что тот помогает ему в колдовстве. Говорили, якобы  когда  К.  произносит заговор, призрак никого не боится, его никто не может убить. Именем Бога подземного царства, покровителя покойных Масторати, К. мог проклясть человека.

Смерть К. тяжела и мучительна, т. к. за  его  душой  якобы  приходят  черти. Для облегчения смерти К. совершали нек-рые действия магич. характера: расстёгивали его одежду; открывали окно, дверь; поднимали матицу, чтобы душа могла выйти; соблюдали тишину, чтобы не спугнуть её. По нар. представлениям, в момент смерти с неба падала или гасла  звезда.  Умирающему  К.  эрзяне смазывали губы мёдом, полагая, что у него в это время горько во рту. Важно было вовремя покрыть лицо умирающего платком, т. к. считали, что тот, на кого он бросит последний взгляд, умрёт в текущем году. Кроме того, по традиции сразу же после смерти К. отрезали курице голову и бросали её на улицу со словами:«Вот тебе курица для загробной жизни». Могила К. легко узнаваема, поскольку земля на ней проваливается. В народе принято в такую могилу вбивать осиновый кол. До сих пор считается, что земля не принимает прах К. три года и всё это время его душа в тоске бродит по свету, не зная покоя. Как считает мордва, в загробном мире К. по горло горит в огне и варится в горшке со смолой.

Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com