Суевѣріе на войнѣ
Если въ обыденной нашей жизни суевѣріе играетъ немалую роль, то на войнѣ, гдѣ рѣшается участь не одного, а цѣлыхъ сотенъ и тысячъ людей, оно пріобрѣтаетъ особое значеніе. Амулеты, всякаго рода заговоры и молитвы на войнѣ въ большомъ ходу. Я не разъ видѣлъ, какъ сѣдовласые полковники, ходившіе много разъ въ бой, передъ новой атакой старательно переписывали нелѣпую «молитву», присланную имъ неизвѣстнымъ полуграмотнымъ авторомъ съ тѣмъ, чтобы, какъ увѣрялъ авторъ «молитвы», избѣжать роковой развязки въ предстоящей атакѣ. Приведу здѣсь одну изъ такихъ «молитвъ», которую самъ получилъ по почтѣ передъ однимъ жаркимъ боемъ съ нѣмцами. Вотъ она:
„Молитва"
«Господи Исусе Христе тебѣ молится святый Боже святый безсмертный помилуй насъ все люди твоя, пречистый Крове твоя святый боже святый крѣпки святый безсмертный помилуй насъ всѣхъ людей твоихъ избави отъ всѣхъ мукъ и ныне и присно вовеки вѣковъ Аминь былъ слышинъ голосъ и говорилъ кто молитву получитъ тотъ будетъ спасенъ отъ бедствія это молитва эпископомъ прислана Іерусалимскомъ».
Далѣе авторъ письма дѣлаетъ (дословно) такое наставленіе:«получившіе молитву прочитайте разберите и напишите и разошлитѣ 9 писемъ которыхъ вы знаети на воине и не подписоваитесь свое имя и фамилія 9 день получите радость срокъ 3 дня кто это не здѣлаетъ того Господь подвергнетъ напастямъ какъ былъ одинъ богатый купецъ и не обратилъ вниманіе 9, 3 дня убили его любимаго сына друзья любите другъ друга».
Полагаю, комментаріи излишни. Я увѣренъ, что суевѣріе, вкоренившееся глубоко въ организмъ русской Церкви при самодержавіи, теперь съ объявленіемъ свободы должно исчезнуть.
Пензенские епархиальные ведомости. 1917, №22
Мнимое письмо I Христа.
Въ послѣднее время между простымъ народомъ распространено письмо, якобы писанное Господомъ Іисусомъ Христомъ. Письму этому придаютъ простолюдины большое значеніе; оно, будто бы, спасаетъ отъ огня, сохраняетъ отъ пуль на войнѣ; даже знаменитый полководецъ нашъ Скобелевъ, какъ недавно писалъ одинъ священникъ изъ казанской епархіи, спасался отъ пуль потому, что носилъ при себѣ письмо Господа Іисуса.
Мнѣ удалось достать двѣ копіи этого письма. Одну я получилъ отъ причетника, которому удалось достать ее съ великою трудностію. Другая попалась мнѣ случайно. Однажды я увидалъ бумажку, лежащую у образовъ въ домѣ крестьянина, и изъ любопытства развернулъ ее. Оказалось— эго копія съ письма Господа Іисуса. При распросѣ хозяина, откуда онъ получилъ это письмо, онъ отвѣтилъ, что ему подарено оно однимъ прохожимъ богомольцемъ. При чемъ этотъ богомолецъ объяснилъ подъ великимъ секретомъ его значеніе. Вотъ его содержаніе.
Молитва
„Письмо чудесное съ неба ниспосланное Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ. Писано собственной его рукой „золотыми буквами на Еврейскомъ языкѣ въ 12-ти вер. „села Городины въ Ланидоки со изображеніемъ креста. „Оно спослано семилѣтнему младенцу, который до этого „ничего не говорилъ"
Содержание сего письма:
„Я предписываю вамъ— чтите святый день Воскресенія, дѣлами благочестія въ оный занимайтесь, ибо я шесть дней назначилъ для вашего занятія, а седьмой для отдохновенія и для хожденія въ церковь Божію и для вспоможенія бѣднымъ. Если вы будете наблюдать это правило, то домы ваши и поля будутъ исполнены благочестіемъ, въ противномъ же случаѣ будете прокляты Мною, пошлю на васъ язву и голодъ, и жестокое душевное страданіе, въ знаменованіе моего гнѣва, поститесь 5-ть пятницъ и читайте 5 разъ „Отче нашъ" и „Богородицу" въ воспоминаніе моего страданія на древѣ креста для вашего спасенія. Сохраняйте сіе письмо, писанное Моею рукою и давайте его читать тѣмъ, кто васъ попроситъ.
Тѣ христіане, которые будутъ распространять его и тѣ, которые будутъ имѣть его въ домахъ своихъ и давать съ него копію желающимъ, благословлю ихъ навсегда; если они учинили столько грѣховъ, сколько звѣздъ на небѣ, грѣхи сіи будутъ прощены въ содѣланіи ихъ раскаянія, буду хранить ихъ на всѣхъ путяхъ, ни громъ, ни молнія, ни другія какія бѣдствія не постигнутъ ихъ. Аминь“.
Письмо это, какъ видно, происхожденія раскольническаго, потому что имѣетъ осьмиконечный крестъ. По всей вѣроятности, оно прежде обращалось среди раскольниковъ, придающихъ большое значеніе разнымъ писаннымъ тетрадкамъ; но въ настоящее время во множествѣ ходитъ между православными. Само собою, пастырю церкви, при случаѣ, не мѣшаетъ объяснить въ приходѣ о лживости этого письма, писаннаго, якобы, рукою Господа Іисуса. Если нашъ простой народъ доселѣ вѣритъ такимъ грамотамъ, какъ письмо Господа Іисуса, или „сну Богородицы", то это свидѣтельствуетъ о крайнемъ его невѣжествѣ. Воскресныя бесѣды, открываемыя священниками, конечно, лучше всего могли бы способствовать искорененію между простымъ людомъ этого и подобныхъ сему суеверій; къ сожалѣнію, эти бесѣды далеко не вездѣ еще открыты.
Сообщилъ священникъ А. Масловскій //Пензенские епархиальные ведомости. 1882. № 23