Считалось, что силу для своего колдовства колдуны получают или наследственно, или преемственно, или по договору с нечистой силой. Колдунов еще нередко разделяли на “вольных” и “невольных”: первые - это люди, которые стали колдунами по своей воле и для которых, по народному убеждению, уже нет спасения (так как они продали свою душу черту); вторые - это люди, которые стали колдунами против своей воли, например, люди, которым колдовскую силу хитростью передал умирающий колдун (но для таких невольных колдунов, по поверьям, возможно и покаяние, и спасение: их отчитывали священники и отмаливали в монастырях).
Наследственным колдуном становится человек, родившийся от женщины и злого духа, дьявола; внебрачный от третьего поколения внебрачных; ребенок, родившийся тринадцатым от 12-ти девок одного поколения; ребенок, проклятый матерью в утробе.
Согласно народным поверьям, природные колдуны бывают сильнее наученных; они также более милостивые и добрые, чем наученные, однако их труднее распознать и уберечься от них. Прирожденный колдун, по народному поверью, обычно знает всех ведьм: он управляет ведьмами, которые держат перед ним отчет о том, что они сделали; учит ведьм, а также вступает с ними в половую связь. Считалось, что прирожденному колдуну не могут навредить русалки и ведьмы; в некоторых местах верили даже, что он вообще может управиться с любым “нечистиком”.
Колдовской дар часто передается преемственно. Колдун передает его один раз в жизни, полностью или частично, обычно перед смертью; свою силу он передает члену своей семьи, а в случае отказа - всякому желающему. Обычно колдун “передает” свою силу через прикосновение, например, взяв преемника за руку. Если же не найдется желающего принять у него силу, колдуну приходится прибегать к хитрости: он схватывает за руку неосторожно приблизившегося к нему человека и словами “Нб тебе” совершает акт передачи. По этой причине даже самые близкие родственники в час кончины колдуна избегали к нему приближаться и брать что-либо у него из рук; даже если умирающий просил пить, ковшик с водой не передавали ему из рук в руки, а осторожно ставили так, чтобы он мог до него дотянуться. Так, в одном из рассказов умирающий колдун, стремясь поскорее передать свою силу, подозвал к себе оказавшуюся поблизости девушку и сказал ей: “На тебе!”, однако она, догадавшись, ответила: “Отдай тому, у кого взял!”; колдун застонал, заскрипел зубами, посинел весь, но тут вошла его племянница, и он сказал ей: “На тебе на память!”; она спроста приняла пустую руку, колдун тут же захохотал и умер, а племянница его вскоре начала колдовать.
Часто при передаче своей силы колдун пользуется неопытностью детей, неосторожно приблизившихся к умирающему или взявших у него из рук какой-либо предмет. Так, в одной из быличек деревенский колдун долго не мог умереть, так как никто не хотел принять у него его силу и взрослые, находящиеся в доме, избегали приближаться к постели умирающего; но тут в дом случайно зашел маленький мальчик, внук колдуна, который по простоте душевной подошел к деду, предложившему ему пряник. С пряником колдун и передал ему силу, и тут же умер, а мальчик тем же вечером начал жаловаться, что ему являются бесы и требуют работы; через три дня этот мальчик умер - его замучали бесы. Таким образом, по народному убеждению, хотя детям можно передать колдовскую силу, они не могут с нею справиться и часто вскоре после получения силы погибают.
Свою силу колдун мог передать и неодушевленному предмету: так, например, один колдун, который не захотел передать свой дар, “спустил” свою силу с веника в воду. Многие колдуны, не найдя себе преемника, “передавали” свою силу палке, которую бросали на дороге (чаще всего на перекрестках); к человеку, поднявшему эту палку, и переходила сила колдуна. В некоторых местах полагали, что колдун, желая отделаться от досаждающих ему чертей, велит им заламывать колосья ржи, а потом усаживает каждого черта в заломанный или перегнутый колос с тем условием, чтобы “всякий из них взошел в душу человека, как скоро кто дотронется до него”. Согласно поверьям многих мест, колдун, не найдя себе перед смертью преемника, передавал свою силу какой-либо вещи; первый, кто дотрагивался до нее, становился колдуном.
У славян было широко распространено поверье, что колдун может получить свое волшебное знание путем договора с нечистой силой. Сущность договора состоит в том, что при жизни колдуна нечистая сила снабжает колдуна помощниками, которым он обязан давать работу; по смерти колдуна, он сам послупает в распоряжение этой нечистой силы. Заключение договора обычно происходит при особой обстановке, в “нечистых” местах (в банях, на перекрестках и т.д.). Рассказывали, например, что желающий познать тайны колдовства должен ходить в течение нескольких дней на ночные зори к перекрестку дорог и там, вызвав сатану, отрекаться от Христа, Бога и царствия небесного, от родных, земли, солнца, луны, звезд; обещать веровать в духов тьмы (снимая при этом с шеи нательный крест и кладя его под правую пятку) и просить, чтобы черти помогли научиться колдовству. При этом он должен дать расписку кровью в отречении от Бога и всех небесных сил, и в полном повиновении Сатане; расписку эту он кладет себе на голову, после чего она исчезает - ее берет себе сам Сатана. Иногда считалось, что нечистый дух, с которым колдун заключает договор, берет расписку только с грамотных людей, а неграмотным велит кувыркаться до двенадцати раз через 12-ть (или через 3, 9 и т.д.) ножей, воткнутых в землю.
Считалось, что человек, желающий стать “виритником” (самым сильным колдуном, чары которого почти неизлечимы), должен проделать следующее: пойти в глухую полночь, лучше всего осенью под Семин день, к “росстаням” (распутью), где расходятся шесть дорог в шесть шести нечистых духов: князя тьмы Вельзевула, духа хитрости, духа лжи, духа болезни, духа сглаза и духа злобы. Встав посередине распутья человек должен вызвать одного из этих духов; когда дух явится, то желающий быть виритником должен повернуться на левой ноге и сказать: “Я желаю быть виритником; что мне для этого нужно сделать?” Нечистый учит его: “Сначала нужно принести на распутье в жертву неощипанного петуха со стоячим гребнем, которого нужно украсть у попа в то время, когда поп служит в церкви обедню; при этом петух не должен кричать”. Человек должен украсть петуха и в полночь опять явиться на распутье; при этом петух не должен закричать, так как, если петух запоет, черти разорвут человека на клочки. Взяв у человека петуха, нечистый разрывает его на шесть частей и разбрасывает их на шесть дорог, а человек в это время должен сказать: “Жертвую тебе, господин мой, слугу божию, делай с ним что хочешь, а я верный раб твой”. После этого раздастся оглушительный свист, визг и топот, шесть духов налетят на жертву и съедят ее, а потом исчезнут; после этого нечистый дух даст виритнику шесть петушиных перьев из хвоста, пережженных на адском огне, и прикажет съесть их. На следующую ночь виритник должен опять прийти на распутье и принести с собой овцу; ее нечистый также разорвет на шесть частей и разбросает по шести дорогам, а человеку даст съесть жареный овечий хвост.
На следующую ночь виритник должен принести с кладбища костей, принадлежащих его родственникам; эти кости нечистый растолчет в порошок и отдаст виритнику, чтобы он употреблял его, когда будет “портить”. Прежде всего виритник должен испортить этим порошком самого дорогого человека в своей семье; если же он пощадит его, то нечистый может погубить его самого. Затем виритник должен снова придти на распутье и принести свою рубашку; нечистый сожжет ее, затем сделает на левой руке человека разрез и, взяв крови, напишет условие, по которому человек отныне должен принадлежать ему душой и телом при жизни и по смерти, а в случае измены сгорит, как его рубашка. После этого нечистый возьмет золы от рубашки и засыпет ее в разрез на руке. После этого человек становится виритником.
Согласно многим поверьям, нечистая сила (дьявол) является колдуну два раза - при заключении договора и в момент смерти колдуна. При заключении договора она является чаще всего в человеческом образе, а при кончине колдуна иногда приходит за его душой в облике какого-либо животного (чаще всего коня или ворона).
При заключении договора колдун получает от дьявола помощников. Помощники у колдунов бывают разные: так, ими бывают черти, коргоруши, курдуши, кикиморы, нечистые покойники и т.п. Иногда помощники колдуна имеют вид животных, чаще всего черной кошки или черной собаки, жабы, змеи, барана. Нередко считалось, что колдун видит своих помощников в их подлинном облике, а для посторонних они остаются невидимыми или принимают вид черной кошки, собаки или неодушевленного предмета (палочки, соломинки). Белорусы считали, что бесы приходят к колдуну в виле маленьких человечков; подлинный их вид колдун узнает при своей кончине и по смерти. Своих помощников колдуны называют по-разному: “мальчики”, “хохлики”, “они”, “товарищи” и т.д. Живут помощники колдуна в разных местах: в лесу, в бане, в клети, в овине, в сараях, на гумне, но не в избе, так как там есть иконы. Свидание чертей с колдуном также происходит вне дома, обычно ночью, особенно под церковные праздники.