Новости: 🖤 Объявляется набор в школу гадания на картах Ленорман 🖤

  • 21 Ноября 2024, 11:45:48


Автор Тема: Гарпии и аналогичные существа в мифологии других народов  (Прочитано 945 раз)

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Гарпии и аналогичные существа в мифологии других народов

Во времена античности и Средневековья люди верили, что мир вокруг них полон магии, жизнью людей управляют боги, магические существа поджидают путника за каждым поворотом. Сказки, легенды, предания передавались от одного человека другому. Из-за такого способа передачи информации, многие факты претерпевали изменения, описания чудовищ каждый менял по своему усмотрению, делая их с каждым разом все более и более жуткими, опасными. В последствии, при сравнении мифов и легенд различных народов, особенно тех, которые в древние времена контактировали друг с другом, обменивались между собой товарами и информацией, можно было найти похожих по внешнему виду и зловредности существ.

Для начала, неплохо было бы изучить, кто же такие гарпии, где их можно было встретить и возможно ли их победить.

Гарпии, в переводе с древнегреческого - «похитительницы», «хищницы». Внешне это безобразные полуптицы-полуженщины. От человека у них осталась женская голова и грудь. Крылья и ноги у них от стервятника, когти на чешуйчатых пальцах рук и ног острые, загнутые, и, как ни странно, медные. Кожа у них мертвенно-серая, грязная. Гарпии все до одной тощие и всегда голодные, но умереть от голода и недостатка пищи они не могут, так как являются бессм ертными существами. Лицо гарпии некрасивое, старческое, покрытое нарывами и бородавками. Волосы на голове имеются – сальные, спутанные и довольно длинные. После себя они оставляли сильную грязь и зловоние. Чаще всего, в одной стае гарпий было не более пяти особей.

Гарпии также считались «псами Зевса». По его велению, они насылали штормы, бури ураганы. Боги отправляли их на землю для наказания неугодных или провинившихся людей. Чудовища отнимали и пожирали пищу, которую могли, другую портили так, что есть было уже невозможно, обрекая провинившегося на мучительную смерть от голода. Также, по велению Зевса гарпии охраняли вход в Тартар – бездну, куда Зевс отправил Кроноса и всех титанов. В других мифах Древней Греции, гарпии также сторожат сад, в котором растут золотые яблоки Гесперид.

Также, гарпий обвиняли в похищении людей, чаще всего детей, в появлении бурь, ураганов и водоворотов, в резких изменениях погоды. Гарпии, первое время, провожали человеческие души после смер ти в подземный мир.

Самыми известными гарпиями являются: Аэлла(вихрь), Аэллопа(вихревидная), Подарга(быстроногая), Келайно(мрачная), Окипета(быстрая). В одних источниках, гарпии обитали на Строфадских островах в Эгейском море, в других – жили в пещерах на острове Крит.

Ниже вы можете увидеть изображения некоторых из них:



В славянской мифологии тоже есть существа, похожие на гарпий. Вероятнее всего, они появились из-за того, что греки на своих кораблях достигали берегов Крыма, а оттуда дорогой «из варяг в греки» добирались до Киева, который в то время был столицей славянских городов.

Одним из таких является Алконост. Алконост в древних легендах описывается, как огромная птица, с головой прекрасной девы, изредка встречается как птица с головой и руками девы. На голове очень часто можно заметить сияние или корону, сделанную из золота. Оперение Алконоста яркое, пестрое, в легендах её связывают с зимородком, чье оперение особенно ярко и красиво. Это весьма логично, учитывая, что Алконост является птицей веселья, радости.

Под одной из древних картин, сохранившихся до наших дней, на которой изображен Алконост присутствует надпись: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас выявляет, тогда и самоё себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его теряет рассудок, забывает кто и откуда он, в некоторых случаях может и умереть.

Также, в некоторых источниках есть упоминание, что яйцо птицы Алконост, которое она откладывает в море, вызывает полный штиль на 7 суток, после чего Алконост забирает его и продолжает высиживать уже на земле.

Исходя из вышесказанного, попробуем сравнить Алконоста и Гарпий. Оба существа приближены к богам, вот только Алконост обитает возле «рая», а гарпии возле «ада». Далее, внешний вид их похож лишь частично – оба создания являют собой соединение человека и птицы. Вот только, гарпии «состоят» из частей стервятника, который с давних времен считался нечистой птицей, питался падалью и разносил болезни. Алконост же «состоит» из частей зимородка или райской птицы, которые символизируют радость, счастье и благосостояние. Ещё одна характеристика, которая объединяет и гарпию, и Алконоста является то, что они оба могут нести смерть, довольно мучительную; некоторым образом, оба существа могут влиять на погоду, особенно погоду на море и океане. Вполне возможно, что гарп ии были прототипом создания Алконоста, но люди, которые верили в хорошее и надеялись, что и в чудовище есть положительные качества, изменили гарпий на более положительных, создали Алконоста, а негативные качества отдали другому созданию.

Вот таким изображали люди Алконоста:



Другим таким существом является райская птица Сирин. В отличии от Алконоста, Сирин птица темная, посланница правителей подземного мира. От головы до талии Сирин - женщина божественной красоты, выше же - птица. На её голове короны не бывает, а вот нимб иногда появляется. Оперение этого существа темное, практически черное, сами перья – твёрдые и острые, могут сильно ранить. Голос птицы Сирин прекрасен, вот только услышавший его обречен на беды и несчастья, может умереть на месте или пасть без сил. Ничто в мире не может не дать человеку слушать песню Сирина, ибо такова сила гласа его – не отпускать обреченных от себя. Также птица Сирин помогает умершим душам найти путь в царство мертвых, где они будут оценены и отправлены в рай или ад.

В одной из легенд, прилетает в божественный сад птица Сирин, которая грустит и плачет. От слез её плоды в том саду становятся ядовиты, один укус их может нести смерть. После полудня в сад прилетает птица Алконост, которая радуется и смеётся. От смеха и росы, которая падает с крыльев Алконоста, все плоды начинают светиться и становятся лекарством от многих болезней. Сирин появился как одновременно и противник, и родственник Алконосту, являя с ним нечто неразрывное и взаимосвязанное, как солнце и луна, день и ночь. Возможно, с самого начала они и были олицетворением смены времени суток, так как днем плоды деревьев созревают, а ночью они вянут.

С гарпиями, у Сирина общего немного больше, чем у Алконоста. Сирин, как и гарпии является неким проводником душ, защитником царства мертвых. Также, Сирин и гарпии несут смерть своим присутствием, мучительную и неминуемую. Сирин, в некотором роде был предвестником беды и несчастий, что можно сказать и про гарпий.

Сирина люди представляли себе где-то так:



Ещё одно существо, приближённое к богам, встречается как в мифологии Персии, так и мифологии России. Гамаюн – это ещё одна райская птица, услаждающая слух людей своим пением. Гамаюн это вещая птица, посланник бога Велеса на земле. Также эта птица знает все тайны на свете, умеет видеть будущее и слышать то, что не слышно никому более. Изображалась Гамаюн птицей с женской грудью и головой. Считается, что если тень её падет на государственного деятеля, то карьера его закончена. В мифологии Персии эта птица наоборот, приносила сч астье и радость, реже – богатство.



С гарпией Гамаюн похож своей внешностью, вот только ни рук, ни ног у него нет. Также Гамаюн, по велению богов, мог приносить несчастья неугодным богам правителям или дворянам. Пением своим, в отличии от Сирина и Алконоста, он не убивает, а всего лишь завораживает и услаждает слух.

Подведя итоги, можно сказать, что чудовищ подобно гарпиям вславянской мифологии мало, их образы перетерпели существенные изменения, став куда более положительными и птицеподобными. Возможно, так случилось потому, что славяне были сильными оптимистами, и не хотели видеть вред в птицах, которые с давних времен приносили счастье и были символами добра.

Гамаюн выглядит приблизительно так:



Присутствуют существа, наподобие гарпий и в азиатской мифологии. В мифологии Азии такие существа более жестокие, чем в русской мифологии, и обладают некоторыми чертами, сходными с характером и поведением гарпий. Так, к примеру, в японских мифах и сказках можно найти упоминание про такое существо, как Тэнгу.

Тэнгу представляет собой мужчину огромного роста с красным лицом и носом, похожем на клюв птицы, крыльями ворона. Тело их покрыто перьями, а вместо пальцев на ногах и руках – когти. Часто одеваются в одежду отшельников, ходят по горным дорогам с посохами в руках. Тэнгу обладает огромной силой, легко способен победить смертных. Древняя форма тэнгу, до того, как на мифологию Японии стал сильнее влиять Китай, была жестокой и злой. Его целью была защита леса, его тайн от посягательств. Также, некоторые местные жрецы приносили ему жертву для того, чтобы он защищал их главное святилище от разрушения и случайных прохожих. Тех, кто нарушал границы его территории он разрывал на части, а семью того человека он уничто жал полностью, стирая даже память о нем. Селение, из которого такой человек был родом, тэнгу сжигал дотла.



Он похищал детей из ближайших сел, обучая их как своих помощников и учеников. Также он забирал с собой взрослых, заманивая их обещаниями силы и могущества. Изредка, он освобождал своих учеников, позволяя им вернутся к семье в родные места. Такие "счастливчики" очень сильно напоминали сумасшедших, на себя бывших походили они только внешностью. Также тэнгу слывут обманщиками, которые часто подстрекали людей к войнам и ссорам.

Также тэнгу похищали скот у населения, несли его в лес, где рвали на части и поедали. Особой «любовью» тэнгу пользовались слоны.

Тэнгу, в основном, селятся в старых больших деревьях с искривлёнными стволами, высоких и полых внутри. В одной из легенд люди решили уничтожить зловредного Тэнгу, и срубили сосну, в которой он жил. Тэнгу быстро умер, оглашая округу страшными воплями и криками.

Вот одна из историй, когда злобные Тэнгу несли вред драконам – символам жизни и плодородия, весьма почитаемым в Японии и Китае пытаясь засуху на землю принести:

В центре одного монастыря, размещенного высоко в горах, лежал маленький дракончик. Монахи его любили и почитали, считали его своим другом и советником. Он был из рода драконов Востока, которые могли вызывать дожди для полива обработанных полей, помогая таким образом получать хороший урожай. Дракончик помогал монахам, он не давал воде исчезать из колодца в засушливый период, не давал цветам и плодам в монастыре завянуть. Монах-садовник, который работал в монастыре был лучшим другом маленького дракончика; он всегда с ним здоровался, вел с ним неторопливые беседы.

В один прекрасный день, дракончик, разомлев на солнышке, заснул. Но был разбужен страшными звуками. Испугавшись, он попытался спрятаться за скалу, но не успел. Дракончик был схвачен железными когтями Тэнгу – жестокой птицы огня, которая взмахом крыльев насылала засухи на поля и леса, извечным врагом в одных драконов. Тэнгу унёс дракончика очень далеко, в бесплодную жаркую пустыню. Он, снизившись, сбросил дракона с огромной высоты прямо в расселину между скалами. После падения, дракончик был едва живой, от засухи и отсутствия воды он медленно умирал. Тэнгу же вернулся в монастырь, где хотел найти, чем бы поживиться. Там его поджидал монах-садовник, который догадался, что же случилось с дракончиком. Он бегал и кричал, размахивая кувшином для полива цветов, и, в конце концов, Тэнгу это надоело. Гигантская птица подхватила его и унесла в пустыню, где медленно утекали силы дракончика. Маг, чудом, остался цел и невредим после падения с высоты. Он увидел дракончика, и, в надежде, что ещё не слишком поздно, облил его водой из кувшина. Вода вернула силы дракону. Он увеличился в размерах, посадил монаха к себе на спину и полетел в сторону монастыря. Монахи с радостью встречали возвращение дракона. Молитвами, они сумели прогнать Тэнгу, сильно ослабив его. А дракончик до сих пор живет в том монастыре и помогает монахам.

Тэнгу, по своей силе и отношению к людям, очень похож на гарпий. Он также теоретически бессмертен, эго сила тянется к определенной стихии, хоть у гарпий эта стихия воды, а у Тэнгу – огня. Также Тэнгу, в некотором смысле, связаны с богами и религией, охраняют монастыри, алтари, спрятанные в лесах. Также тэнгу, как и гарпии, обладают сходной внешностью, за исключением того, что тэнгу является существом, созданным на основе частей тела мужчины и птицы, а гарпии – женщины и птицы.

Тэнгу представляли вот таким:



Существа, похожие на гарпий не внешностью, а своим поведением также присутствуют в азиатской мифологии. Ярким примером таких существ могут являться Гаки – демоны в буддийской религии. Эти существа очень похожи внешностью на гарпий – иссушение голодом, состоящие из кожи и костей. Они вечно голодны, никак не могут насытиться, но и умереть тоже не могут, так как являются бессмертными. Иногда гаки, если поблизости нет еды, убивают друг друга, пытаясь таким образом заглушить свой вечный голод.

Есть поверье, что в гаки можно превратится, если при жизни человек предавался чревоугодию или выбрасывал еду, которую ещё можно было бы есть.

Иногда гаки попадали в мир людей. После того, как они посещали некую страну, в ней начинался голод и многочисленные смерти. Умереть гаки могут, если выпьют воду, пролитую в храмах во время службы.

Вполне возможно, что на появление Тэнгу или гаку в мифологии Азии, гарпии не повлияли никак, но нельзя также исключать и тот факт, что древние греки очень много путешествовали, и именно их мифология стала основой для многих других. Гаки и Тэнгу могли быть ранее частями такого существа, как гарпии.

Исходя из всего выше сказанного, можно смело говорить про то, что древнегреческие чудовища, благодаря активным деятелям Древней Греции, смогли завоевать себе место и в культурах других народов. Если сопоставить некоторые факты, то приходишь к мысли, что или некоторые существа реально населяли нашу планету, или в древние времена люди обменивались информацией про культуру и мифологию своего народа куда активнее, чем теперь. В моей курсовой работе я рассмотрела гарпий, как одно из древнегреческих чудовищ, и нашла существа, похожие описанием или деяниями на них. Такими существами послужили Сирин, Алконост, Гамаюн, Тэнгу, Гаку.

Надеюсь, я смогла найти или изучить нечто новое и необычное для каждого.

Спасибо за внимание!


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/magicheskie-sushchestva-drevney-gretsii/323/garpii-i-analogichnye-sushchestva-v-mifologii-drugikh-narodov/6033/
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz

Гарпии - крылатые девы-стервятники из греческих преданий


"Как дуновение ветра, как птицы, на крыльях проворных

Носятся Гарпии эти, паря высоко над землею".
Гесиод «Теогония»

Родословная и характеристика гарпий

В «Теогонии» Гесиода  (VIII—VII века до н. э.) и «Мифологической библиотеке» Аполлодора (ок. 180 — после 120 г. до н.э.) или Псевдо-Аполлодора* гарпии (др.-греч. «похитительницы») относились к дочерям бога морских чудес Тавманта (сына Понта и Геи) и океаниды (дочери титана Океана и Тефиды) Электры. Гигин (ок. 64 г. до н. э. - 17 г. н.э.) в «Мифах» считал гарпий дочерьми Озомены. Валерий Флак Гай (ок. 87 до н.э. – ок. 54 до н.э.) в «Агонавтике» - дочерьми Тифона. Также существовали мнения, что гарпии были дочерьми Нептуна,  Борея и доолимпийскими божествами, сторожами Тартара.



В древнегреческих мифах гарпии изображены злобными крылатыми  существами отвратительного вида с головой,  грудью и бедрами женщины и телом птицы с крыльями грифов, длинными острыми крючковатыми когтями и вечно бледными от голода щеками. Изображения гарпий и сходных с ними сирен (они считались двоюродными сестрами) сохранились на надгробных стелах и античных вазах. Благодаря этим изображениям можно  судить, как выглядели  эти существа (по крайней мере, как  видели их древние греки).

Гарпии считались  одними из самых свирепых и уродливых персонажей греческой мифологии. Они внезапно налетали и исчезали, словно ветер, и похищали детей, людей или отнимали у них еду (по некоторым данным, похищали  человеческие души). Появляясь (особенно часто в грозу и ураган), гарпии распространяли нестерпимое зловоние, подобно хищным птицам стервятникам.

Гарпий боги посылали боги в наказание людям, провинившимся перед ними. Чудовища отнимали пищу у человека всякий раз, когда он садился есть и так длилось до тех пор пока человек не умирал от голода.



Гарпии – обитательницы Строфадских островов или Аида

Число гарпий в разных мифах колеблется от двух до пяти. Имена гарпий были следующими: Аэлла ("Вихрь"), Аэллопа  или Аэллопода ("Вихревая"), Подарга или Подарка ("Быстроногая"), Окипета ("Стремительная"), Келайно или Келено ("Мрачная").  От союза гарпии Подарги и ветра Зефира, согласно «Илиаде» Гомера  (прибл. VIII в. до н.э.) родились говорящие кони Ксанф и Балий Ахилла.
Чаще всего гарпий представляли в виде трёх сестёр – Аэллы, Окипеты и Келайно. По одним мифам, гарпии обитали на  Строфадских (Плотейских) островах в Эгейском море, по другим – жили в пещере на критской Дикте. Согласно «Энеиде» Вергилия (70–19 до н.э.), они жили в Аиде (Преисподней). Причем, их причисляли к самым опасным чудовищам подземного царства.

"В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ:
Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают,
Тут Бриарей сторукий живёт, и дракон из Лернейской
Топи шипит, и Химера огнём врагов устрашает,
Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают…
Вергилий, «Энеида»

Первоначально гарпии были богинями порывистого ветра, основной обязанностью которых было перемщение душ умерших в подземное царство. Гарпии считались виновницами ураганов, водоворотов и штормов, были ответственны за внезапную смерть и исчезновение детей. В «Одиссее» Гомера гарпиям приписывается похищение людей, пропавших без вести.

Гарпии – потомки прекрасных женщин. Что с ними стало?

В некоторых мифах говорится, что когда-то гарпии были прекрасными женщинами; в память о прошлом у них сохранились женские лица и груди. Гесиод называл гарпий крылатыми прекраснокудрыми богинями.

По некоторым авторам, все гарпии погибли. Согласно Гесиоду и Антимаху (V-IV в. до н.э.), они скрылись в гроте на горе Дикте на Крите. По Акусилаю (VI в. до н.э.), гарпии сторожат яблоки, по Эпимениду (род. в VII в. до н.э.), тождественны Гесперидам. Гарпий еще называли «псами Зевса» или «псами Юпитера», за то, что верховный бог приставил их к слепому прорицателю Финею.

Гарпии были очень похожи на своих двоюродных сестер сирен из греческих и славянских преданий – дочерей Форкия (Форкиса), а также на кимнар из индийских и индокитайских преданий и человеко-птиц инков.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".