Введение.В своей работе мне хотелось бы рассмотреть такое существо как вендиго. В разных культурах и вселенных вендиго выглядят немного по-разному, обладает различными силами и способностями (в том числе магическими). Но чаще всего он остается смертельно опасным врагом, от которого в лучшем случае надо иметь защиту (в том числе психологическую устойчивость), а в худшем (не максимально, в этом случае тебя съели) знать что тебя ожидает после “инфицирования”. Поскольку Аргемона стоит на своеобразном Перекрестке миров, то есть допускает в себя многие вселенные (дом для многих существ), плюс, служит местом откуда можно путешествовать в другие миры, для нас особенно актуален вопрос взаимодействия с различными существами (тем более, когда они опасны и достаточно распространенными).
Хочется напомнить, что вендиго - это существа связанные со смертью, убийствами и и.п., поэтому и в содержании работы будет встречаться достаточно жесткие описания, колдографии и видеоряд.
Часть 1. Общая информация о вендиго.Вендиго (виндиго) - темный дух-людоед, впервые появившиеся в мифологии индейского народа Алгонкины. Изначально представлялся как символ неутолимого голода и голодной зимы, а затем стал служить предостережением против любых излишеств человеческого поведения.
В ходе исследования, я пришла к выводу, что образ вендиго весьма разнообразен. Это может быть злой дух, который проникает в тела голодных людей, извращая их и порабощая. Или самостоятельное существо, вроде оборотня, грозное и опасное, передающее свою “болезнь” через укус. Соответственно меняется и описание вендиго, его поведение, внешний вид, способности, хотя общая “канва” сохраняется. Рассмотрим подробней.
По легенде древнего народа, вендиго можно стать по собственной воле. Когда на родное племя нападают враги, и, кажется, нет пути к спасению, лучший воин племени заключает сделку с духами леса. Он отдает им свою душу и те превращают его в жуткое чудовище, сильное, быстрое и ловкое, против которого не устоит ни один враг. Когда опасность позади, “обращенный” воин уходит в лес, где окончательно принимает облик вендиго. С этого момента соплеменники начинают за ним охоту, так как вендиго - это существо окончательно утратившее разум и желающие только убивать и пожирать.
По второй версии вендиго тесно связан с магией. Если человек увлекается темной магией, то он немнуемо превратиться в вендиго. Шаманам древних племен (занимающимся темной магией) также приписывали способность обращения в вендиго. Только в отличие от обычных людей, у них была власть возвращать своей прежний человеческий облик. На мой личный взгляд, смешивание шаманизма и темной магии (в ее современном понятии) не совсем корректно, потому что шаманизм не просто магическое действо - это религия. Т.е. особое мировоззрение, которое отличается от привычного разделения мира на светлую и темную части. Если рассматривать шаманизм с точки зрения христианства, то сама база шаманизма - камлание (вхождение в транс и общение с духами) и вселение духа “в себя”, уже при желании может быть приписана к темной магии и одержимости (духом).
По третьей версии, обычный человек может сам стать вендиго, для этого достаточно сильного желания и следования простой инструкции.
1. Долго голодать.
2. Когда голод станет невыносимым надо отправляться в лес.
3. Вендиго сам найдет тебя. Если не сожрет, то сделает себе подобным (через укус).
4. В заключение надо отведать человечины, чтобы преобразоваться внешне и обрести новые навыки (ночное видение, когти и т.п.)
Ну и наконец, самая последняя и популярная версия превращения в вендиго - вынужденный каннибализм. Нередки ситуации, когда люди остаются один на один со своим голодом. Это может произойти как в закрытых наземных обиталищах, как в случае североамериканских индейских плен (отрезанных от большого мира на многие месяцы), так и на водных просторах (корабли без пищи или плоты после крушения). Прибавим к этому заблудившихся в лесу и переживших катаклизмы. Человек человеку еда, а через пару недель и полноценный враг - вендиго.
Теперь обсудим внешность монстра. Тут, как и в случае заражения, нет одного эталона. Все описания сходятся в одном - это существо очень худого телосложения (несмотря на то, что постоянно ест).
Тело может быть полупрозрачным, почти невидимым.
Или плотным, хорошо видимым и лысым.
Или покрытым белой шерстью.
Выше человеческого роста или вовсе огромный.
В обязательное наличие - острые зубы и, порой, когти (или чрезмерно длинные пальцы). Иногда можно встретить упоминание о сердце изо льда.
Пахнет вендиго не важно, как труп на последних стадиях разложения.
Обитает в построенных под землей логовах или в заброшенных шахтах. Перед зимой может делать запасы, развешивая их на деревьях или пряча в специально выкопанных ямках. Иногда в логове находится стратегически важный запас - пленники. Если он подходит к концу, вендиго вынужден выходить на охоту.
Этого монстра часто приравнивают к хитрой кошке, которая любит поиграться с добычей, прежде чем сожрать ее. Но если кошка понемногу изматывает, покусывает, подбрасывает и придушивает уже в разгаре охоты, то вендиго играет в самом начале.
Если как-нибудь зимой ты заплутаешь в лесах Северной Америки - не кипеши! Людей там плотно насыпано, выйдешь на кого и от холода-голода не помрешь. Только не кипеши. Особенно если в лесу начнешь слышать странные звуки - не кипеши! Станешь кипешить и нервно оглядываться по сторонам - ты попал. Сразу покажется, что ты видишь какое-то мельканье, тебе покажется, что за деревьями кто-то или что-то перемещается так быстро, что глазу не уследить… Спустя какое-то время мельтешение утихнет. А потом, когда вендиго рявкнет тебе прямо над ухом, ты поймешь, что он просто подбирался к тебе поближе.И ты рванешь…Ты прыгнешь в свой последний забег.7-th letter from Mr.McGrogan
Вендиго по каким-то причинам не сразу нападает, даже удостоверившись в беспомощности жертвы. Он может часами красться за путником, пока тот, рано или поздно, не начнет что-то подозревать. Прислушиваться, оглядываться. Вендиго любит запугивать. Мелькать среди деревьев быстрой темной тенью, издавать странные звуки, свистеть как ветер. Даже человек с крепкими нервами не выдержит и кинется бежать. И именно тогда, как правило, вендиго нападет.
Какое заключение мы можем сделать по сложившемуся образу вендиго, учитывая внешность, повадки и способы “становления”? (С точки зрения объективного ученого, который пытается найти объяснение появлению тех или иных вещей, не используя магическую подоплеку).
Самый ранний образ - это телесное воплощение идеи голода и холода (который косвенно этот голод провоцирует). Белая шкура, характерная для животных зимних краев также намекает на то, что существо тесно связано с зимой, снегом и холодным временем года. Порой вендиго даже изображают в виде чудовища сделанного изо льда.
Умение “нагнетать” обстановку, которым якобы владеет вендиго - это скорее всего психологический надрыв, который происходит с человеком, который переживает муки голода. У него начинаются слуховые и зрительные галлюцинации.
По поводу агрессивности и собственно пожиранию себе подобных. Я обратилась к работе "Голод и психика" профессора Д. Б. Франка в которой он отмечает состояние голодающих (выводы сделанные на основе голода 1920 года). Первые заметки о голодающих: "Понимание быстрое и живое. Память не представляет изменений... Обнаруживается склонность к грезам наяву". Спустя время: "В голове пустота... Мимика отсутствует, лицо принимает окаменевшее, несколько грустное и пугливое выражение... Исчезает брезгливость, в пищу употребляются тошнотворные вещи, не вызывая отвращения... Исчезает связь между близкими и родными". Также доктор описывает характер преступлений голодных людей - "немотивированность, жестокость, бесцельность". Уровень преступности в холодных краях вырос на 700 (!) процентов. В заключение профессор Франк делает выводы о последствиях долгого голодания: “ изменения психики от голодания обнаруживают тенденцию стать длительными…”. То есть человек вполне может стать сумасшедшим каннибалом даже без вмешательства магических сил.
Прежде чем мы сделаем итоговые выводы о вендиго, предлагаю рассмотреть еще два важных аспекта.
Первый. Культурный синдром (психоз) вендиго (Wendigo psychosis), распространенный среди людей из алгокинских племен. При этом заболевании у человека появляется страх превратиться в монстра-людоеда (обычно на фоне плохого питания). Он хочет убивать и порой пожирать себе подобных. Некоторые исследователи утверждают, что данное расстройство надуманное и используется людьми для оправдания своих жестоких действий или намерений. В племенах, подозреваемые на “одержимость вендиго” обычного убивались соплеменниками.
Второй аспект обширней и посвящен идеи одушевления очень некомфортных, бедственных положений (в нашем случае голода и холода) и придания им антропоморфного вида.
Данная идея не отличается оригинальностью, хотя, если мы обратимся к архаичным культурам, то увидим, что чаще очеловечивали не голод, как монстра, а плодородие, как бога. Вполне логичное решение. Голод для людей был неконтролируемым и неподвластным событием (магическим), наравне с засухой и наводнением. Он находился на “высших планах”, которыми заведуют боги. А из этого вытекает главная идея - боги этим голодом могут управлять. И происходит разделение: одни боги от этого магического голода могут избавлять, а другие - им карать.
Римская мифология. Фамес - богиня-олицетворение голода. Паупертата - богиня голода и бедности.
Греческая мифология. Лимес (Лима) – богиня, олицетворявшая голод и голодную смерть. Эфон (Этон) - персонификация голода. Имя Эфон, по Ферекиду, носил также орёл, который пожирал печень Прометея.
Эрра – древнешумерский бог голода и болезней (“Эпос о Гильгамеше”).
Кроме богов были еще монстры, духи и демоны, появление или свойства которых были связаны с голодом. В мифологии Греции это были Гарпии, крылатые существа в женском обличии. В поисках пищи вылетали они из своих гнезд и нападали на ближайшие деревни, движимые проклятием вечного голода. В японской мифологии, люди заморенные голодом до смерти превращались в Ицумаден - огнедышащих химер, уничтожающих все на своем пути. Также в Японии есть гаки - вечно голодные демоны, в которых после смерти превращаются те, кто обжирался или выбрасывал вполне съедобную еду. Если гаки попадали в мир людей, то становились людоедами. Изображались как очень худые люди - "кожа да кости". Гаки соответствуют Претам из буддийской космологии. Это тоже вечно голодные духи, но выглядят они как горящие деревья с горлом толщиной с игольное ушко и с брюхом размерами с гору. В хантыйской мифологии духа голода звали - Паям-лунг, а в белорусском и литовском фольклоре ему соответствовал Сербай (имел человеческий облик).
Интересно, что даже в относительной современности, люди, испытывая страшный голод, возвращаются к идеи антропоморфности голода.
Иллюстрация дореволюционного времени.
В 1908 году русский писатель Леонид Андреев написал запрещенную цензурой пьесу "Царь-голод", где голод также представляется человеком, с порывистым характером и революционными идеями.
“Царь Голод (топнув ногою, кричит гневно). Так уничтожьте их! Я ненавижу машины! Они лгут, они обманывают, они порабощают вас. Разбейте их.
Голоса. У них пушки!
Царь Голод. Так отнимите их!
Первый рабочий. А кто будет управлять? Мы не умеем, царь!
Царь Голод (полный бешеного гнева, вдруг кричит властно, в безумии).
Молчите! (И когда все стихает, он говорит напряженно сквозь зубы, еле сдерживая клокочущий гнев.) Безумцы! Пушки нужны им, а не вам. Отнимите их только, и они станут бессильны и кротки, как домашние животные, они будут плакать и молить вас о пощаде.
Голоса. Это правда.
Царь Голод. Отнимите пушки – и к вам на службу придут инженеры и ученые, и вы станете господами земли!
Голоса. Это правда!
– Нет, это ложь. Братья, готовится новое предательство!
– Нет, это правда.
Царь Голод. К бунту, дети мои! На улицы! Ломайте машины, режьте ремни, заливайте котлы – на улицы! К бунту, дети мои! Вас зовет великий и несчастный Царь!”
Итак, давайте подведем итог по вендиго.
Вендиго представляется нам в трех вариантах - это дух, который овладевает человеком и совершает с ним страшные метаморфозы, либо болезнь (ака проклятие), которую можно “подхватить”, если увлекаться темной магией и пожирать людей, либо самостоятельный вид монстра. Каждый вариант имеет оригинальный внешний облик, сильные/слабые стороны, места обитания, способы противостояния и прочее, что мы и рассмотрим в следующих главах.
Часть 2. Образ виндиго в литературе.Одним из первых про вендиго написал английский писатель и путешественник, ведущий автор-мистик и классик литературы ужасов Алджерон Блэквуд.
Повесть “Вендиго” (1910 год).
В повести рассказывается о зловещих приключениях охотников. Они, надеясь найти оленей, разбивают основной лагерь в одном из канадских лесов и чтобы охватить бОльшую территорию, разделяются на две самостоятельные группы и отправляются в путь. Дефаго и Симпсоном (наши персонажи) переплывают озеро, устраивают личный лагерь и в первый же вечер становятся свидетелями “нечто”.
“Когда Дефаго добрался до середины третьего куплета, Симпсон ощутил нечто необычное - и его мысли сразу улетели куда-то далеко-далеко. В голосе певца что-то странным образом переменилось. Прежде чем юноша успел понять, что случилось, его уже охватило беспокойство; он быстро взглянул на Дефаго: тот, все еще продолжая петь, буквально пожирал глазами ближайшие кусты, будто заметил в них что-то невидимое для Симпсона. Голос его стал слабеть, снизился до шепота и вовсе иссяк. В тот же момент, словно учуявший добычу охотничий пес, Дефаго вскочил на ноги и выпрямился, жадно втягивая ноздрями воздух - короткими, резкими вдохами, быстро поворачиваясь из стороны в сторону, и наконец сделал «стойку» в направлении озера, к востоку. Это было странное, подозрительное и одновременно крайне впечатляющее действо. Симпсон наблюдал за происходящим с трепетом в сердце.- Боже мой! Как ты меня напугал, приятель! - воскликнул он наконец, тоже вскочив на нога и уставившись через плечо проводника в густой мрак. - Что там? Что тебя встревожило?Дефаго резко повернулся к юноше; лиловато-синий оттенок на его лице уже сменился землисто-серым.- Разве я сказал, будто что-то услышал или почуял? - произнес он медленно и подчеркнуто выразительно, со смутным протестом в странно изменившемся голосе. - Я просто огляделся, и не более того… Вечно ты спешишь с расспросами, отсюда и твои постоянные промахи…”Заглядывая вперед, мы можем классифицировать произошедшее событие как первый этап превращения. Человеку необходимо почувствовать зов Вендиго (возможно увидеть) и все, он уже превращен. Но возникает вопрос, почему же второй мужчина не поддался на “чары” монстра? Во-первых, он его точно не видел, а во-вторых… дальше узнаем. Но, прежде ознакомимся с отрывком, в котором впервые упоминается Вендиго.
“- Но, ради бога, объясни, что такое это Вендиго? - поспешно, с раздражением спросил Симпсон.- Да нет, ничего особенного… Это всякие бездельники, как выпьют лишнего, начинают голову всем морочить - дескать, там, - он мотнул головой в сторону севера, - живет какой-то огромный зверь, больше любого из обитающих в лесу… Судя по следам, быстрый как молния… Считается, что не больно-то хорошо человеку встретиться с ним, - вот и все!”Ночь уже накрыла лес своим темным одеялом и охотники уходят спать. Спят они в одной палатке и это позволяет Симпсону увидеть дальнейшие этапы превращения Дефаго в Вендиго.
“И вдруг что-то пронзило трепещущее сердце Симпсона: источник странного звука находится в самой палатке, совсем рядом с ним; он повернул голову, чтобы лучше слышать, и убедился окончательно, что все это происходит не далее как в двух футах от него. Юноша явственно различил человеческий плач. Лежа на своей постели из лапника, зарываясь лицом в сбитое комком одеяло, чтобы заглушить рыдания, горько и безутешно всхлипывал в темноте проводник Дефаго.- Дефаго! В чем дело, Дефаго? - быстро и страстно зашептал Симпсон, стараясь придать своему голосу наивозможнейшую мягкость. - Что мучает тебя?.. О чем ты тоскуешь?Ответа не последовало, но всхлипывания прекратились. Симпсон протянул руку и коснулся тела проводника. Тот даже не шевельнулся.- Ну что, ты проснулся? - снова спросил Симпсон, подумав, что Дефаго плакал, наверное, во сне. - Ты не замерз?Он заметил, что ничем не прикрытые ноги проводника высовывались за пределы палатки. Приподнявшись с постели, юноша натянул на них свободный конец своего одеяла. Тело Дефаго вместе с постелью из веток оказалось почему-то сильно сдвинутым к выходу из палатки. Опасаясь разбудить компаньона, Симпсон не решился переместить его на прежнее место.С точки зрения обывателя мы не видим ничего странного. Да и Симпсон просто решает что Дефаго расплакался во сне. Странному перемещение тела Дефаго и высунутым из палатки ногам он не придает значения.
“Впоследствии, описывая произошедшее, Симпсон сказал, что почувствовал какое-то грубое, насильственное действие, совершенное кем-то посторонним; оно заставило его проснуться и осознать, что Дефаго сидит рядом, выпрямившись в постели, весь пронизываемый дрожью. Теперь Дефаго не плакал, но весь трепетал, как лист на ветру, и эта дрожь передавалась Симпсону через одеяло, покрывавшее их обоих во всю длину тел. Казалось, Дефаго инстинктивно жался к товарищу, в ужасе отшатываясь от чего-то неведомого - того, что, по всей видимости, таилось у самого выхода, вблизи полога палатки.И почти тотчас же - едва ли не в самую минуту пробуждения - глубокое безмолвие раннего рассвета было нарушено каким-то необычным звуком. Он возник неожиданно, без той тонкой вибрации воздуха, что, как правило, предупреждает слух о приближении звука, и был невыразимо ужасен. Впоследствии Симпсон определил этот звук как голос - возможно, человеческий, хриплый и в то же время жалобный, мягко рокочущий где-то совсем близко, у самого входа в палатку, и, казалось, не у земли, а высоко над головой; он заключал в себе потрясающую мощь и в то же время странную пронзительность и чарующую сладость. Он состоял из трех отдельных, отстоящих друг от друга во времени нот или выкриков, удивительным образом рождающих противоестественное, но вполне узнаваемое сходство с именем проводника: «Де-фа-го!»Еще прежде, чем этот голос умолк, вновь канув в великую бездну безмолвия, Дефаго, сидевший бок о бок с Симпсоном, затрепетал всем телом и с каким-то жалобным, невнятным криком вскочил на ноги. В неистовом порыве он, словно сослепу, налетел на шест, поддерживающий верх палатки, сотряся ее сверху донизу, и широко, будто желая объять как можно больше пространства, расставил руки, одновременно нетерпеливо выпутываясь из одеяла, которым были прикрыты его ноги. На какое-то мгновение он остановился перед выходом из палатки - темный силуэт на бледном зареве рассвета, - а затем с бешеной, немыслимой скоростью, прежде чем Симпсон успел протянуть руку, чтобы остановить его, пролетел стрелой наружу - и бесследно исчез. В тот же миг - столь ошеломляюще быстро, что даже первые звуки его голоса показались замирающими где-то в неимоверной дали, - он издал громкий, мучительный, полный ужаса вопль, одновременно исполненный безумного ликования и восторга:- О! О! Мои ноги… Они горят, они в огне! О! О! Какая страшная высь! Какая дикая скорость!..”Дефаго обуреваемый страшными порывами сбегает в лес, а Симпсон, совершенно не понимая что происходит, но не желая терять друга, отправляется за ним вслед. Он находит следы Дефаго, но рядом с ними находятся еще одни, гораздо крупней и пахнущие чем-то отвратительно-сладковатым. Симпсон двигается по этим следам, и с удивлением и ужасом отмечает, что расстояния между человеческими отпечатками стали удлиняться, будто Дефаго не шел, а прыгал, а затем и вовсе какое-то время летел. Через время, Симпсон понял, что следы “зверя” обрели красноватый оттенок, а вот следы Дефаго… неуловимо изменились и стали почти копиями звериных. Еще спустя пару метров следы исчезли и не известно чтобы предпринимал Симпсон, если бы Дефаго сам не “вышел на связь”.
“Высоко над головой послышался плачущий, до странности тонкий и заунывный, приглушенный неимоверной высотой и расстоянием голос проводника Дефаго. Звук этот низвергнулся на Симпсона с притихшего зимнего неба как гром, разящий безжалостно и наверняка. Ружье выпало из его рук и ударилось о мерзлую землю. На миг Симпсон замер словно в столбняке, застыв каждой клеточкой тела; затем сделал несколько шагов вперед и, инстинктивно ища опоры, прислонился спиной к ближайшему дереву, безнадежно опустив руки и утратив какое-либо подобие порядка в мыслях и в душе. Это было самое сокрушительное ощущение из всех, какие ему когда-либо доводилось испытывать в жизни; мозг и сердце юноши опустели, словно их продуло жестоким нежданным сквозняком.- О! О, мои ноги!.. В них огонь!.. Они горят!.. О, какая безумная высота!.. - доносился с неба умоляющий о пощаде, мученический, летящий из немыслимых далей голос. И вдруг все стихло, словно звуки голоса утонули в безмолвии дикой, ко всему прислушивающейся лесной глуши.Симпсон почти не контролировал своих действий, ясно осознавая только одно: когда неожиданно для себя юноша принялся метаться из стороны в сторону, искать, звать, спотыкаясь о камни и древесные корни, безумно, неуправляемо рваться куда-то, - он рвался к нему, к Зовущему!...”Тут мы видим занимательный момент. Симпсон подается на чары Вендиго, но лишь отчасти и в дальнейшем у него не происходит превращения. Мужчина возвращается обратно в лагерь, но на пути ему все кажется, что рядом кто-то есть. Его смущают звуки, видения, даже тени внушают какое-то чувство опаски. Придя в лагерь, он разводит костер и всю ночь сидит у него, с ружье в руках. А утром собирается и уходит в основной лагерь. Прибыв туда, он в “фильтрованной форме” рассказывает о случившимся друзьям, и те вместе с ним возвращаются к покинутому “мини-лагерю” у озера. Конечно, первые мысли, которые озвучивают товарищи, это то, что Дефаго постиг острый приступ безумия. Ему что-то померещилось, что что-то зовет его к себе, вот он и побежал в лес. Симпсон, все более и более собираясь с храбростью, выдает всю информацию которую он знает: о ночном плаче, о рассказе о Вендиго, о странном запахе “остром и едком, словно исходящим от льва” и прочем-прочем. Один из спутников, доктор Кэскарт, услышав о Вендиго, говорит: “Когда кто-нибудь из индейцев сходит с ума, всегда говорят, что он, дескать, “видел Вендиго”. Также, он, под поддержкой охотника Хэнка, рассказывает подробности легенды о Вендиго.
“- Что ж, легенда сама по себе весьма причудлива, - после долгого молчания произнес доктор, продолжая разговор просто для того, чтобы нарушить паузу. - Но ведь, по правде сказать, Вендиго не что иное, как олицетворенный зов ветра, который слышат лишь очень немногие, - слышат на собственную погибель.- Во-во, - откликнулся вдруг Хэнк. - И когда услышишь такое, ни в чем не усомнишься. Ведь обращаются прямо к тебе и называют тебя по имени.- Это иносказание весьма правдоподобно, - отметил Кэскарт, вглядываясь в окружавшую их темноту, - ведь Голос, как утверждают, напоминает все наводящие тоску лесные звуки: шум ветра, шорох падающей воды, звериные крики и прочее в том же роде. И стоит поддавшемуся слабости человеку услышать Такое - ему, считай, конец! Самые же уязвимые места жертвы этого наваждения - ноги и глаза; ноги, как вы понимаете, страдают из-за их стремления к неустанному странствованию, глаза - из-за жадности к наслаждению красотой. Бедняга на бегу развивает такую скорость, что у него начинают кровоточить глаза, а ноги сжигает жар.Доктор Кэскарт продолжал тревожно вглядываться в ночной мрак. Голос его снизился до едва слышного шепота.- Потому и говорят, - добавил он, - что Вендиго сжигает ноги своей - жертвы; очевидно, это происходит из-за их сверхъестественного трения о почву, вызванного неимоверной скоростью передвижения, - так они и горят, пока вовсе не отпадут, а на их месте не отрастут новые, как у самого Вендиго.- Но ведь ноги даже не касаются земли, - медленно, намеренно растягивая слова, произнес Хэнк, - человек летит так высоко, что ему кажется, будто это звезды обжигают его. Только иногда Вендиго делает тяжелые, длинные прыжки, пролетая над вершинами деревьев, а потом швыряет свою жертву с высоты на землю подобно тому, как морской ястреб швыряет пойманную рыбешку, чтобы убить ее, прежде чем съесть. Однако в отличие от ястреба Вендиго избрал себе самую что ни на есть никудышную пищу - мох! - Хэнк натянуто рассмеялся. - Пожиратель мха - вот он кто такой, этот Вендиго! - и проводник обвел возбужденным взглядом лица собеседников. - Да, пожиратель мха! - повторил он, сопроводив свои слова целым каскадом самых замысловатых, какие только мог изобрести, ругательств.”.В этом отрывке мы получаем еще кусочек ценной информации. Теперь точно известно как превратиться в Вендиго. Нужно быть несчастным избранным который “услышит” персональный зов Вендиго. Не совсем понятно что значит “поддавшийся слабости”. Может это человек слабый характером или просто временно угнетенный и духовно раздавленный. Во всяком случае, мы точно узнали, что для превращения нужен не только “акустический” контакт (услышать призыв) но, важно и угнетенное душевное состояние. А теперь вспомним что Симпсон, находясь именно в этом состоянии, захотел присоединиться к “Зовущему”. Но ведь Дефаго его не звал, почему тот захотел к нему присоединиться? Я допускаю такое объяснение. Голос Вендиго сам по себе обладает магическим, порабощающим эффектом (магия голоса). Но действует он лишь на людей в упадническом состоянии. Если не было произнесено имени, то и ”обращения” не произойдет. Тут же отметим характерное поведение жертвы. “Обращенный” ведет себя почти не отличимо от обычного, хотя может выглядеть немного заторможено и сильно напугано. У “мнимо обращенного” кардинально меняются желания. Он бросает все свои дела и начинает активно рыскать в поисках “Зовущего”.
Кроме психологического аспекта, мы касаемся вопроса тела: стершихся ног и кровоточащих глаз. Тут мы видим обыгрывание идеи голода, который воплощает “классический” Вендиго - голода физического. Вендиго Алджерона Блэквуда испытывает голод другого рода - голод (а, точнее, жажду) странствий и жажду красоты. И ничего о пожирании людей. Только пожирание мха.
Вернемся к нашим охотникам. Они не находят следы Дефаго, поэтому решают заночевать рядом с озером. Ночью никто не спит. Они тихо переговариваются, до тех пор, пока один в приступе, то ли страха, то ли ярости, не выкрикивает имя Дефаго в темноту. Следует небольшая сцена, в которой герои слышат разнообразные лесные звуки, не характерные для ночного леса, в том числе громкие, отчетливые шаги, а затем к ним на поляну выходит Дефаго собственной персоной. Он заявляет что его кто-то звал, и его даже принимают обратно. Заматывают в одеяло, усаживают поближе к огню, дают еду и виски, и все это, пытаясь не замечать отвратительный запах, который он стал распространять. При этом, все отмечают что выглядит Дефаго откровенно отвратительно.
“Впоследствии, перебирая в памяти обрывки тех давних, темных и ужасных впечатлений, Симпсон утверждал, что в облике новоявленного Дефаго было больше животного начала, нежели человеческого, что черты его имели странные, неправильные пропорции, дряблая кожа на лице и на руках отвисала расслабленно и вяло, как если бы ее до того долго мяли и растягивали. Не менее мерзким показался Симпсону и голос этого отвратительного существа, назвавшегося Дефаго”.Дефаго, после небольшого допроса признается что видел Вендиго, был с ним. И возможно сказал бы больше, но тут Хэнк отмечает как сильно изменились ноги Дефаго “Посмотрите на них - они же изменились, они огромные. Боже, какие огромные!”. Дефаго встает, сбрасывает одеяло, заявляет что его не смогли спасти (это был упрек или его действительно могли спасти?), а затем слышится звук подобный завываниям ветра и Дефаго сделав пару неуклюжих шагов невероятно быстро скрывается в темноте. И, кажется, все уже потеряно. Охотники собираются и уплывают в основной лагерь, но там снова находят Дефаго! Он, с набитыми за щеку кусками мха, ползает вокруг костра, пытаясь его разжечь. Как выясняется, Дефаго почти полностью лишился разума и памяти. Он не смог рассказать где был и что делал, а просто называл себя “проклятым пожирателем мха” и жаловался на боль в ногах (что было не удивительно, так как они были сильно обморожены. Под глазами также были заметны следы недавнего кровотечения). Дефаго прожил еще несколько недель и умер с концом зимы. Возможно, всем жертвам Вендиго отмеряется срок в пару недель, а может они живут именно до конца зимы, так как по легендам Вендиго - дух не только голода, но и зимы. Интересен момент и с мхом, почему именно его пожирает Вендиго? Мне кажется, это была именно литературная замена человеческому мясу и идеи агрессии направленной на все живое. У Алджерона Блэквуда Вендиго - дух леса. Он говорит через шум ветра, шелест листьев и скрип веток.
Возможно кушает мох. При этом он явно “сквозит” в наш мир, так как оставляет следы на снегу Первой реальности (нашего мира) и его можно увидеть (в темном быстром мельтешение). Вселяясь в тело человека, он дает ему сверхспособности, которые могут являться гипертрофированными желаниями нормального человека - жажда путешествий и красоты. Грубо говоря, наделяет тем, что в теории могло его “оживить” - вернуть радость бытия, плюс, одновременно служило бы (как не странно) защитой от самого Вендиго. После нескольких дней скачек по лесу, дух опустошает человека. Именно на этом этапе у нас “бОльшая смерть”, которая лишь неизбежно ведет к смерти меньшей и окончательной - физической. Для меня все это выглядит как “наказание” или “проклятие”. Только не за занятие темной магией, а за расточительное отношение к жизни, к ее упущению, к меланхолии, апатии. Жалуешься что вокруг нет ничего хорошего? Вот держи показательный экспресс-курс. Расплачиваться на выходе из леса (зимы), жизнью.
А теперь перейдем к Говарду Лавкрафту, который называл Алджерона Блэквуда своим учителем. Сам Говард Лавкрафт также писал про вендиго, но данный персонаж у него был возведен в ранг Древнего бога. Древние боги в истории автора представлялись могущественными существами, возможно ровесниками Вселенной, обитающие в других звездных системах или вообще за пределами нашего измерения. Боги имеют собственные магические силы и несмотря на удаленность от Земли, могут влиять на земные дела (но только при определенных астрономических условиях и с помощью поклоняющихся им земных последователей - культистов). Воплощение Вендиго - Древний бог Итхаква - “Бегущий ветер”, “Бог холодной тишины”, “Бог белого затмения”, “Дух - поедающий людей”. Древний, которого изгнали на дальний Север, обладающий силами повелевать холодом и снежными бурями. Выглядит как огромный человекоподобный силуэт на фоне темного неба. Приближение Итхаквы знаменует ледяная буря и резкое похолодание. Ему поклоняются жители северных областей планеты (Сибири, Аляски), задабривая человеческими жертвами. По легенде, Итхаква охотится на людей в снежных бурях. Позже их находят мертвыми, лежащими в таких позах, будто они упали с огромной высоты. На их лицах запечатлен дикий ужас, а некоторые части тела могут отсутствовать. Кстати, культисты Итхаквы не подвержны холоду - это подарок их бога. В свободное от охоты время Итаква периодически входит в отношения со смертными женщинами в надежде получить потомство, которое помогло бы освободить еще больше Древних богов.
Как видим, концепт разработанный Лавкрафтом относительно темных существ весьма сильно отдаляет их от привычных “земных прототипов”. Поэтому и сравнивать их не хочется, больно они отличаются. Безусловно мы видим общую канву - существо обитающее на Севере, обладающее магическими силами, охотящееся и скорее всего пожирающее людей. Но если бы не было прямого указания на то, что это именно Вендиго, я бы возможно на него не подумала. Итхаква - разумное существо, с глубокой историей и личными интересами, а не просто одержимый инстинктами демон или чудовище.
У “Короля ужасов” Стивена Кинга мы также встречаемся с образом вендиго.
В книге “Кладбище домашних животных” центральным местом сюжета является кладбище индейцев, на котором властвует злобный дух Вендиго. Он дает магическую силу кладбищу и все похороненные на нем оживают.
Джуд улыбнулся.- Микмаки верили, что это волшебное место, - сказал он. - Весь этот лес, от болота к северу и востоку. Они хоронили здесь своих мертвых. И другие племена знали про это - пенобскоты говорили, что в этих лесах полно духов. Позже про это много болтали торговцы пушниной. Думаю, кое-кто из них видел на болоте блуждающие огни и принял их за духов.Джуд опять улыбнулся, а Луис подумал: «Это совсем не то, о чем ты думаешь».- А потом и сами микмаки перестали сюда ходить. Один из них сказал, что встретил здесь Вендиго, и земля испортилась. Они тогда очень испугались… Во всяком случае, так рассказывал мне этот старый пьяница Стэнни Б. - мы так называли Стэнли Бушара, - а он что не знал, то придумывал.Луис, который знал только то, что Вендиго - это, кажется, дух северной страны, спросил:- Ты тоже думаешь, что земля испортилась?Джуд улыбнулся - во всяком случае, губы его растянулись.- Я думаю, что это опасное место, но не для кошек или собак. Поэтому иди и похорони твоего кота.Но, есть небольшой нюанс, похороненное существо будто теряет свою настоящую душу, превращаясь в нечто иное: медлительное, холодное, тупое, с мутным взглядом и небольшой раскоординация движений.
”
- Вот-вот, - сказал Джуд. Он зажег новую сигарету. Руки его немного дрожали. - И моя мать увидела меня, в белье, и закричала мне: «Забери своего пса, Джуд! Забери, пока он не запачкал занавеску!»Тогда я позвал его, и сначала он не шел, как будто не узнавал своего имени, и я уже подумал, что это вовсе не Спот, а просто похожий пес…- Да! - воскликнул Луис.Джуд кивнул.- Но когда я позвал его второй или третий раз, он пошел. Он не мог идти прямо, а весь шатался, едва не свалился с крыльца, а когда я дал ему похлебки, накинулся на нее, как волк. Тут я впервые испытал страх, потому что понял, что случилось. Но я стал на колени и обнял его - все-таки я был очень рад, что он вернулся. И он облизал мое лицо, и…Джуд допил пиво и продолжил:- Луис, его язык был холодным. Будто к твоему лицу прикасалась дохлая рыба.Какой-то момент они оба молчали. Потом Луис сказал:- Продолжай.- Он поел, и потом я принес старую ванну, которую мы держали специально для него на заднем крыльце, и вымыл его. Спот всегда не любил мыться; обычно мы купали его вдвоем с отцом, и к концу были мокрыми с ног до головы, а сам Спот выглядел виноватым - собаки умеют делать такой вид.Но в тот день Спот сидел в ванне совсем смирно. Он не шевелился. Мне это не понравилось. Это было как… мыть кусок мяса”.“
- Большинство становились просто… чуточку тупыми… медлительными… чуточку…- Чуточку мертвыми?- Да. Чуточку мертвыми. Словно они были где-то… а потом вернулись… но не совсем.”Кроме животных на кладбище хоронили и людей. Но “возвращенные” кошки и собаки были относительно безобидные, хоть мертвые и вонючие, а вот люди… В них словно вселялся злой всезнающий дух. При общение с другими людьми “восставший” мог сказать такое, что никто не знал. И все его слова и выданные “секреты” были направлены только на принесение горя. Например, одному человеку он сказал что его жена не верна, а другому - что он нечист на руку. Первый избил свою жену, а второго уволили. Откуда “возвращенный” мог все знать? Не понятно.
“Но он, Тимми, говорил только плохое про них. Как будто хотел, чтобы мы помнили одно зло потому, что он сам был злом… и знал, что мы опасны для него. Тот Тимми Батермэи, который ушел воевать, был обычным, добрым парнем, может, только чуть хулиганистым. Но то, что мы видели тем вечером, при свете заходящего солнца… это был монстр. Может, это был зомби, или диббук, или как там их еще называют. Может, у таких, как он, вовсе нет имени, но микмаки знали, кто это, не важно - было у него имя или нет.- Что? - в оцепенении спросил Луис.- Они говорили, что это Вендиго, - сказал Джуд.”Интересно, что и говорить “восставший” мог разными голосами, как своим, так и других, давно умерших людей (то есть тех, которых он точно не мог знать и слышать). Визуально такие люди продолжали походить на зомби - медленные, неуклюжие и холодные. Причем какие-то были просто ехидные и злобные, а другие хватались за оружие и убивали всех подряд. Не совсем ясно, питались ли они человечиной, но, возможно они пили кровь.
Тут, на мой взгляд, мы имеем очевидно погибшее тело и злого духа, который в него вселялся. От каких-то определенных значений зависело то, каким будет в итоге оживленный человек или животное, просто инертным или же супер-злобным. Добавим и магические способности, которым владел дух, типа всезнания и умения пародировать голоса.
А теперь перейдем к разделу современной подростковой литературы.
Рик Янси и его серия “Монстролог”. Мы “захватим” только одну книгу цикла - “Проклятье вендиго”.
В книге вендиго имеет очень много имен и прозвищ: “Мшистый рот”, “Lepto lurconis”, “Аутико”, “Атсен” и т.д.
“- А что такое Lepto lurconis, доктор Уортроп? - спросил я.- Я уже говорил тебе - это миф.- Да, сэр. Но о каком именно существе идет речь?- Тебе надо подучить классические языки, Уилл Генри, - упрекнул он меня. - Его формальное наименование Lepto lurconis semihominis americanus. Слово «lepto» - из греческого. Оно означает «худой» или «ненормально тонкий», истощенный. «Lurconis» на латыни означает «обжора». Итого получается «голодный обжора». Остальное, «semihominis americanu», я думаю, ты можешь расшифровать сам.- Да, сэр, - сказал я. - Но что именно оно собой представляет?Он помолчал. Глубоко вздохнул. Провел рукой по своим всклокоченным после сна волосам.- Голод, - выдохнул он.- Голод?- Особенный голод, Уилл Генри. Тот, который никогда не утоляется.- А какой голод никогда не утоляется? - поинтересовался я.- Оно несется по ветру, - сказал монстролог, устремив взгляд своих темных глаз куда-то вдаль. - В абсолютной тьме дикой природы страшный голос зовет тебя по имени, голос проклятого желания из безысходности, которая уничтожает…Я затрепетал. Он никогда раньше так не говорил. Я смотрел, как его взгляд шарит по потолку, видя нечто такое, что мне увидеть было не дано.- Его называют Атсен… Дьену… Аутико… Виндико. У него десяток имен в десятке разных земель, и оно старше, чем горы, Уилл Генри. Оно ест, и чем больше оно ест, тем голоднее становится. Оно умирает от голода, даже когда обжирается. Это такой голод, который не утоляется. На алгоквинском языке его имя буквально означает «тот, кто пожирает все человечество». Ты молод, - сказал монстролог. - Ты еще не слышал его зова. Но с того момента, как оно тебя узнает, ты будешь обречен. Обречен, Уилл Генри! От него не уйти. Это терпеливый охотник, он перенесет все невзгоды, чтобы напасть, когда ты этого меньше всего ожидаешь, и когда ты окажешься в его ледяной хватке, надежды на спасение больше не будет. Оно поднимает тебя на запредельные высоты и бросает в невообразимые глубины. Оно крушит твою душу, оно рвет пополам твое дыхание.”Джон Чанлер друг монстролога Пеллинора Уортроп пропал во время поисков существа похожего на вендиго. Доктор Уортроп категорически отрицает существование вендиго и когда спустя время, находит своего друга (больного и истощенного) у племени индейцев кри, он лишь отмахивается от их предупреждений, что внутри больного скрывается вендиго.
“
- Я скажу тебе, монстролог Уортроп. Ларуз, он приводит ко мне твоего друга. «Он охотится за аутико», - говорит он. И я говорю твоему другу: «За аутико не охотятся; аутико охотится. Не смотри в Желтый Глаз, потому что, если ты посмотришь в Желтый Глаз, то Желтый Глаз в ответ посмотрит на тебя». Твой друг не слушает моих слов”.Как выясняется, друг с помощником отправились на поиски аутико. Но помощника убивают, разрывают на куски, и частично поедают вырванное сердце. А вот Джону Чанлеру удается каким-то образом выжить, но он заболевает.
“Уортроп опустился на колени перед бессознательной жертвой и оттянул ему веки, чтобы рассмотреть глаза. Они были налиты кровью, чуть желтоваты и неспокойны, зрачки то сжимались, то расширялись, пульсируя, словно маленькие черные сердца. В сером свете под кронами деревьев казалось, что его лицо совсем лишено красок, белая, как бумага, и такая же тонкая кожа туго обтягивала его щеки и лоб, челюстные кости вдавливались в плоть, выпирая, как большие костяшки пальцев. Губы были опухшие и ярко-красные, непристойно смешные по контрасту с бледной кожей, из трещин на них толщиной с волосок сочился молочно-желтый гной.Доктор провел пальцами по густым песочно-светлым волосам. От его прикосновения оторвались целые мягкие пучки. Легкий ветерок с озера подхватил несколько прядей, и они полетели в лесной сумрак, кружась, как семена одуванчиков.Кряхтя от натуги, монстролог высвободил мужчину из кокона старого одеяла. Он был раздет до нижнего белья; оно свободно болталось на его истощенном теле, но я ясно видел проступавшие под ним ребра. Уортроп поднял одну костлявую руку и прижал пальцы к запястью. Когда доктор убрал пальцы, вмятины остались, как остаются следы от ног на мокром песке.”Доктор определяет это состояние как сильное обезвоживание, истощение, желтуху и возможно отказывающую печень. Плюс небольшую лихорадку. Тут и далее, доктор 100% уверен что нет никакого вендиго, нет синдрома и нет чудовищ (несмотря на то, что он сам монстролог и привык иметь дело с теми еще тварями).
Так, компания состоящая из четырех человек: доктора Уортропа, его ученика Уилла, их проводника и больного и невменяемого Джона Чанлера отправляется в обратное путешествие (от индейцев). Но в пути их застает сильная буря, потеря припасов (а следовательно и наступление голода), и все большее схождение с ума. Они видят желтые глаза, которые якобы зависают в темноте над нескольким метрами над землей. Слышат вой ветра, в котором распознают некую магическую силу - зов. Затем происходят трансформации с Джоном Чанлером. Если вначале он лежал почти “мертвым грузом”, то затем стал проявлять признаки активности: пытался сбежать из палатки или же нападал на на людей, пытаясь выжрать из них кусочек.
“Костлявые пальцы схватили меня за руку. Луковицеподобная голова на несколько дюймов приподнялась с хвойной подстилки - широко открытые глаза плавали в мерзкой желтой жиже, алые губы, налитые свежей кровью, окаймляли раззявленный рот, из которого исходила тошнотворная вонь разложения, - и Джон Чанлер заговорил со мой на гортанной невнятице, непонятными мне словами. Он, словно тисками, схватил и тянул меня за руку. … В тот же миг рот захлопнулся, и он меня укусил. Меня пронзила боль. Я уверен, что закричал, хотя точно не помню. Меня захлестнули боль и ужас от страшного пустого взгляда этих желтых глаз; когда ему на язык попала моя кровь, животная паника в глазах тут же сменилась холодной невозмутимой осмысленностью, одновременно звериной и человеческой.Я уперся свободной рукой в его впалую грудь и изо всех сил дернул другую руку, срывая кожу от костяшек пальцев до самых ногтей. Ладонь выскочила изо рта, вся покрытая кровью и желтой слюной. Я слышал, как моя кровь булькает в его горле, а потом он ее проглотил, при этом бешено дернув своим огромным кадыком.Он потянулся ко мне. Я отполз, сунув раненую ладонь под мышку и схватив другой рукой револьвер доктора, хотя даже при всей своей панике я не смог себя заставить целиться в него”.“
У входа в палатку стоял Джон Чанлер. Его длинные тонкие голые ноги были широко расставлены, костлявые руки висели, на тощем лице внимание приковывали желтые глаза они как будто горели внутренним огнем и шокировали ощущением узнавания - узнавал не он, а я, поскольку я уже видел пару точно таких же глаз, плывущих в лесном мраке.Его рот отвис, распухшие губы, порванные непрестанно клацающими зубами, блестели от крови. Ею пропитался весь перед его нижней рубахи. Капли крови, как слезинки, висели на его бороде.Уортроп с пораженным криком вскочил на ноги. Забытая винтовка упала на землю. Он сделал маленький нерешительный шаг в направлении своего друга.- Джон?Чанлер не ответил. Он не двинулся с места. Казалось, он что-то разглядывал вверху деревьев. Его голова, непропорционально большая по сравнению с исхудавшим телом, немного склонилась набок, словно он к чему-то прислушивался - или что-то слушал. Его горло издало мерзкое бульканье, как грязный источник, поднимающийся из вонючих глубин.Потом это несчастное создание, в котором на протяжении многих дней едва теплилась жизнь, которое моему хозяину пришлось нести на руках, как новорожденное дитя, которое две недели ничего не ело, вдруг уморительно замахало руками и ногами, с поразительной скоростью проскочило мимо нас, прыгнуло на три фута над костром и со звериным рыком рвануло в чащу. Доктор бросился за ним, яростно бросив через плечо: «Уилл Генри!» … Уортроп повалил Чанлера на спину и навалился на извивающееся тело друга.- Это я, Джон, - задыхаясь, выговорил монстролог. - Пеллинор. Это я. Пеллинор. Пеллинор!- Нет! - простонал Чанлер в ответ. Его толстый язык мучительно пытался выговорить слова. - Должен идти… Должен… ответить”.Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/legendy-i-mify-raznykh-narodov/310/vendigo/6034/