Новости: 🖤 Объявляется набор в школу гадания на картах Ленорман 🖤

  • 21 Ноября 2024, 14:34:30


Автор Тема: Северо-белорусский сборник: Выпуск 1  (Прочитано 1483 раз)

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 944
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Из беседы с Невельской знахаркой Верой Нарбут

Заговор должен произноситься на одном дыхании и очень тихо –  « про себя». Длинный заговор,  конечно,  на одном дыхании произнести невозможно ,  тогда важно « не дохнýть от себя;  к себе – можно »
Самые простые заговорыпредставляют собой повтор одной-единственной формулы. Развернутые заговоры имеют сложную композицию и  включают в себя помимо основной формулы элементы повествования, призывы, обращения, просьбы, уговоры, угрозы и т. д. Краткие формулы характерны для знахарок -травниц, но могут встречаться и у «шептуний», лечащими исключительно заговорами. Заговоры же широкого назначения («ото всего») отличаются значительными размерами.

Обряды менее разнообразны, чем тексты, поэтому разным текстам соответствуют однотипные обряды. В то же время заговоры от одной и той же болезни у разных знахарей могут закрепляться за разными типа- ми обрядовых действий (см. таблицу).

Обряд так же важен, как и слово. Сила заговора – в единстве действия и слова.
Все лечебные заговоры рассматриваемой традиции можно свести к варьированному повтору одной модели: иди (указывается куда), вынь свои (боль, жар и т. д.), не вынешь – я выну (или обжалюсь тому-то), и будет тебе (…).

Зафиксированные обрядовые действия могут быть систематизирова-
ны следующим образом:

1) обходы с большей активностью ног («нужно больше ходить») либо
с большей активностью рук (крестообразные удары кнутом или прутом);
– очерчивание определенного участка пространства;

2) действия над больным местом:
– массаж контактный и бесконтактный;
– обмывание (натирание, смазывание) больного места предваритель-
но заговоренной водой (золой, землей, мазью);
– обмывание (натирание, смазывание) больного места, сопровождае-
мое заговором;
– поочередное очерчивание пальцем (мизинцем) больного места и сукá на доске;

3) закликание ветра;

4) заговаривание воды (золы, земли, мази);

5) письменная фиксация текста заговора, сопровождаемая его про-
изнесением;
– использование зафиксированного на бумаге текста заговора (раз-
рывание на части, сжигание или запекание в тесте).

Движения могут быть плавными, непрерывными, сглаженными, едва различимыми ( заговоры, нашептываемые на воду) или, наоборот, резкими, прерывистыми, четкими, рельефными. Они различаются направлением, амплитудой, силой, темпом (заговоры, сопровождаемые крестообразными ударами кнутом или кусанием больного места).

Окончание стиха (зааминивание и невербальный компонент) связано с преодолением инерции движения, его сменой.


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/lechenie-zabolevaniy/116/severo-belorusskiy-sbornik-vypusk-1/631/

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 944
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Re: Северо-белорусский сборник: Выпуск 1
« Ответ #1 : 25 Декабря 2018, 08:57:04 »
Кровь заговаривать

«Нá море-‘кияне, на острове Буяне ляжиць белый камень, на том белом камне – белая лáпина. На той белуй лáпине стояла отрáка (отроковица) божа раба (имя). Расколол тот камень на чатыре угла, – С тóго камня ни крови, ни боли, ни вопухоли.

О Господи мой, о Божа мой, укреплял Ты небо и землю, Укрепи так (имя) кровь подхрябётную кость.
По сей час, по мой поговор, на веки веков аминь этуй болезни.»


Во время чтения заговора поглаживть рукой вокруг раны «по солнцу».
Три раза пофукать, и тоже так… и три раза плюнутъ. На левую
рукý надо, не на правую, а на левую ўсяк.

Любой заговор знахарь повторяет трижды. После каждого раза (и после каждого стиха, если заговор включает в себя несколько стихов) три раза выдыхает: «Фу» – и трижды плюет через левое плечо (тьфу, тьфу, тьфу).

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 944
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Re: Северо-белорусский сборник: Выпуск 1
« Ответ #2 : 25 Декабря 2018, 08:58:42 »
От грыжи (напр, когда рука болит).

(На юге района под грыжей чаще всего подразумевают заболевание, в официальной медицине обозначаемое как пупочная грыжа; в  североневельской же традиции – наросты на суставе или кости).

1. Грызь-грызяница, красная дзявица не грызи (имя) косць и мясо, Идзи в чистое поле и грызи синий дуб и чёрную ольху. Отрака божей рабы (имя на доброе здоровье. По сей час, по мой поговор, на веки вяков амин етуй болезни.

2. «Помолимся, поклонимся Вечерней зари, ранней зари,  красному солнцу, ясному месяцу. По полю [русцю косцю] не ходзиць,| травы не зъедаць, воды не спиваць.
На синем море лежал златый камень, На златым камню сидзеў Исус Христос, держаў златы ключи в руках. Как мне тых ключёв не дзержаць, Так рабы (имя) век грызи не бываць. По сей час, по мой поговор,| на веки вяков амин етуй болезни».


Кусаешь... вот так, кусаць надо [показывает на своей руке]...Грызь-грызяница… [повторила заговор, кусая руку на каждое слово]. Одно смыслонесущее слово – одно движение (укус)

На местном диалекте звук «ж» произносится между [ж] и [з]:  от грыжи и от рожи: «грызь», «роза».

Пуп [боли в животе] заговаривать

...балесць такая, што балиць и балиць, – исць ничего нельзя... Дак пуп заговариваюць.

«Святой Абрамий, хвациць ходзиць, хвациць гостиць, – Собирай дзяцей су всих косцей, из-под жил, из-под пáжжил, С буйной голове, с белах рук и со скорых ног. По сей час, по мой поговор, на веки вяков амин етуй болезни.

...Живот труць вот так, су всих боков, на пуп, ўсё [круговыми движениями, по часовой стрелке, массирует живот ладонями].

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 944
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Re: Северо-белорусский сборник: Выпуск 1
« Ответ #3 : 25 Декабря 2018, 09:01:43 »
От боли, ломоты́ (от разных болезней)

Если болит живот, тело, кости, радикулит, спина, голова, зуб.

«Ишёў Исус Христос, Стаў на гору́ Сияньскую, видзиць – там варáчаюцца какие-то людзи. И сказаў Михаилу-архангелу:
– Михаил-архангель, идзи спроси, что они за людзи. Михаил-архангель пошёў спросиў, что они за людзи. Они сказали: «Мы людзи неспособные, мы: колóтные, ломóтные, студзёные, холóнные [= холодные], кашлю́тные,
кархóтные, листапáнные. Нас двенадцаць сестёр, тринадцатая – безымянная. Отец наш – Йирад, маць наша – Жунинка,В море нас родзила, с моря вывела, научила: По свету ходзиць, косци ломиць, тело сушиць».
Михаил-архангел пришёў и сказаў Исусу Христу:«Там людзи неспособные».
Исус Христос сказаў: – Идзи возьми триста тридзевяць прутóв, накажи их триста тридзевяць разóв, чтоб яны по свету не ходзили,| косци не ломили, цело не сушили.
Михаил-архангел пошёл ўзяў триста тридзевяць прутóв, Пошёў наказываць их триста тридзевяць разóв; А воны́ сказали: «Не наказывай нас».
Спиши эту молитву. Хто её будзець знаць, каждый дзень читать, От того мы отстанем: от человеку, и от рóду, и от поколения.
А я, вотрáка божья раба Вера, Приказываю вам идци в синее море:|
Гдзе вы родзились – там и проживайце. Отрáка божьей рабы Веры на доброе здоровье. По сей час, по мой поговор, на веки веков амин етой болезни.»

Над головой [речь шла о головной боли] говори, говори, да, а потом: «Фу-фу-фу, тьфу-тьфу-тьфу», яшшо снова говори. Понаговорила – обратно: «Фу-фу-фу, тьфу-тьфу-тьфу» – и яшшо говори, три раза по-
говори <...> пофукай: «Фу-фу-фу, тьфу-тьфу-тьфу», тогда:

«Амин, амин, амин етой болезни».

Выделенные слова произносить чуть громче, медленнее, тщательно выговаривая каждый звук.
Этот заговор, в отличие от предыдущих, можно рассказывать самому себе, остальные – должен произносить «посторонний». 3аговор имеет очень широкое применение – практически во всех случаях, когда нет специального; кроме того, – в сочетании со специальными, для усиления их действия (при особо тяжелом течении болезни).

При болях в спине больного укладывают через порог, распрямляя конечности, в форме косого креста. Бесконтактный массаж.
При радикулите: хлестать веником крест накрест, предварительно распаривая его в горячей солёной воде и обмакивая ненадолго в пресную холодную воду. Одно слово- одно движение.

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 944
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Re: Северо-белорусский сборник: Выпуск 1
« Ответ #4 : 25 Декабря 2018, 09:03:30 »
От рожи (или экземы)

«Ишёу Исус Христос пан через три пóли, и былó три рожи. Одна згибла, другая звяла, третья – совсем пропала. Целовáя, жиловáя, костянáя, урóчная, Боль-рожа, идзи в чистое поля, на сухи́й лес, на сухую папараць [= папоротник], в топýчее болото – Там краваци цясовые, там пярины пуховые. Там табе ночь ночевать, там табе век вековать. Отрáка божей рабы (имя) на доброе здоровье. По сей час, по мой поговор, на веки веков амин этой болезни».

– Три раза фукнуть, три раза плюнуть. {Вот эта раз… А ета ужо – если другей раз. Другий – эта ужэ другое. Я ўпéред вот ета знала, а патом после – во ета стала. А яшшо есць:

2. Заря вутренняя, Заря вячерняя, Предстань нá помощь отрáка божей рабы (имя). Рожа красная, рожа синяя, рожа чёрная, Сочешись, абаймись, и атчахь, и атравь в ету минуту. По сей час, по мой поговор, На веки веков аминь етой болезни».
Что «в поле былó три рожи» – вот так вот проговóришь этот стих, фукнешь, плюнешь, – тогда это как другей стих, что «Заря утренняя, Заря вячерняя...» [повторила второй стих], – и обратно: «Фу-фу-фу, тьфу-тьфу-тьфу».

Так вот три раза. И так вот вся.

Когда краснеет или синеет, распухает и болит какая-либо часть тела. Различают рожу красную и синюю (с нарывами), вторая считается более серьезным заболеванием. Заговор произносится над больным местом.

В некоторых версиях третьей называется рожа белого цвета, символизирующая здоровое тело:

«Ишёў Исус Христос по полю, нёс три розы: красную, белую и синюю. Синюю и красную розу ў зямлю’ зарываю, а белую... Михаилу оставляю… Чтоб Михаила тело было чисто и бело»

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 944
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Re: Северо-белорусский сборник: Выпуск 1
« Ответ #5 : 25 Декабря 2018, 09:05:42 »
От кругов (лишая)

«Здравствуй, круг, круг, лишай, Идзи к свиньям, а хошь – коням сена давай. Цéло очышшай. Я цебя с цела згоню, с места срушу, Чтобы цéло не болело и до веку былó бéло. По сей час, по мой поговор, на веки веков амин етуй болезни.»

Под «сухое» заговариваецца, просто так...
Водя пальцем поочерёдно вокруг сука и вокруг лишая.


От сглаза [заговаривается вода]

1.
"Царица-вадзица Христова, восточницка, кацилась, валилась с ўсходу и с западу, Мыла, аммывала што на пуци тваей табе пападала, крутые беряга, шэраи (серые) каменьня, белаи <...> кареньня, аммывала уроки-прароки у рáбы (имя). Очисци, оммый отрáка божей рабы (имя) от карего глаза, от синего глаза, от чёрнага глаза, от старых стариков, от седовы́х людзёв, от молодух молодых, от красных девушек...Очисциць и оммыцца отрáка божей рабы (имя).
2.
Уроки, идзице на синее моря. На синем море – огромный востров,той востров – зелёный сад. По саду парень с дзевицей гуляець, По золотому блюдечку сахарный яблачек катаець, уроки принимаець,| доныне доброго здоровья посылаець.»
Ну, нада тады фукнуць у пасудзину три раза и плюнуць на левую рукý.
Па сей час, па мой пагавор,| на веки вяков аминь етай балезни…

Тагда вот яшшо тут сцих – я кагда гаварю, кагда не гаварю:
3.
"О Госпади мой, о Госпади мой, о Боже мой, услышь меня па ета. Слава Твая и цьвярда, и кряпка, и вярна,Как зéмля цьвярда, как камень кряпка, как неба вярна. На веки вяков амин (етай балезни)".

Вариант первого стиха
(1а) Царица-вадица по марю гуляла, аммывала крутые биряга, шэрая каменьня, белая кареньня, аммывала уроки-прароки у рабы (имя):
Встрешные, пуперешные,| зáвис[т]ные, радас[т]ные,| и спéреди, и ззади, начны́е, палуначны́е, часавы́е, палучасавы́е.
Ат шэрага глаза, ат карега глаза, ат чёрнага глаза, ат синега глаза.  Ачысциць, аммый, предстань на памащь рабы (имя)".


Дальше повторила стихи (2)–(3).]