Млад месяц, золоты рога, царь-батюшка, вся вселенная — нам Царство небесное. Млад месяц, златы рога, не болят у тебя зубы, не ноют десны, так и у меня, рабы Божьей, не нойте зубы, не болите десны, днем при солнце, при месяце, при частых звездах, при утренней звезде Марье, при вечерней — Марианне, при полуночной — Ульяне, все двадцать четыре часа, все двадцать четыре минуты. Будьте, мои слова, крепки и лепки, отныне и до веку, их ветром не сдует и водой не снесет. (Архангельская обл., Вилегодский р-н, д. Выползово, 1974 г.)
Выйти на крыльцо и сказать: «Месяц, на том-то свете был?» — «Был». — «Мертвых видел?» — «Видел». — «У мёртвых зубы не болят?» — «Нет, не болят». Так же и у меня, рабы Божьей, Ирины, зубы, не болите век по веки и не до веки. Дунуть, плюнуть. Говорить три раза. (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Лутоши, 1969 г.)
Наговаривать на соль, сахар, луковицу: «Месяц-новец, на море бывал?» — «Бывал». — «Рабу Божию (имя) видал?» — «Видал». — «У нее не болят ли зубы?» — «Нет, не болят». — «У нее не щемят ли зубы?» — «Нет, не щемят». Чтобы век зубы не болели и не щемили у рабы Божьей (имя). Аминь. (Архангельская обл., Плесецкий р-н, д. Прилуки, 1964 г.)
«Месяц молодой, ты на море бывал, мертвых людей видал. Болят ли, нет — у мертвых людей зубы?» Так и у рабы Божьей Лидии не болели (бы). Мои слова — крепче булатного ножа. Аминь. Повторять три раза, смотреть на месяц. (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Меландово, 1969 г.)
Встану, благословясь, пойду, перекрестясь из дверей в двери, издверей в ворота, выйду в чистое поле. В чистом поле стоит церква, кругом — ограда. Я залезу на ограду и буду рыкать: «Покойнички, у вас не болят зубы? Не тянет олоков (десен) во веки веков?». Так бы и у рабы Божий Анны не болели зубы, не тянуло олоков, во веки веков. Аминь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Малое Конево, 1963 г.) -
Встану я, раба Божья, благословясь, пойду, перекрестясь, выйду из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду в чисто поле. В чистом поле стоит божий храм. У божьем храме зарыт младой покойник. «Не болят ли у тя зубы, не щемит ли косья, не пушит ли щек?» — «Нет, никогды у меня не болят зубы, никогды не щемит косья, никогды не пушит щек». (Архангельская обл., Приозерный р-н, д. Конево, 1962 г.) -
Стану я, раба Божья (имя), благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей дверьми, из ворот воротами, выйду в чистое поле, в широкое раздолье. В чистом поле, в широком раздолье есть Бобер-остров. Стоит на Бобер-острове Божья церковь, лежит мертвое тело. Спрашиваю я у этого мертвого тела: «Не боля(т) ли в роте зубы?» Отвечает: «Не боля(т)». Так бы не болели у рабы Божьей (имя) ни в какое время, ни в какую пору, ни в какой час, ни в какую минуту, ни днем, ни ночью, не ради хитрости, не ради мудрости, а ради великой Божьей милости. Тьфу, тьфу, тьфу. Сказать три раза на соль и положить на зуб. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Шелтомино, 1963 г.) - №1434.[<<]
Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, выйду я в чистое поле. В чистом поле лежит мертвое тело — не болит) лака (челюсти), не скомнут зубы. И так бы у меня, у раба Божья (имя), не болели бы лака, не скомнули бы зубы ни в какие дни, ни в какие часы, ни в какие минуты — ни днем по солнышку, ни ночью по месяцу, ни по утренней заре, ни по вечерней, ни по полуденной, ни по полуночной, ни по частым мелким (звездам?). Отныне и до веки веков. Аминь. Сказать на воду, на сахар, на горькое три раза. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Пожары, 1963 г.)
Стану я, раба Божья, благословясь, выйду, перекрестясь, из ворот в ворота, в чистое поле. В чистом поле лежит мертвое тело к западу лицом, к востоку хребтом. Не шевелит ни руками, ни ногами, ни буйной головой. Не болят у него зубы, не щемят щеки. Так бы и у тебя, раба Божья, не болели бы зубы, не щемили бы щеки. Отныне по веки, до веки. Аминь. (Архангельская обл., Кенозеро, д. Поромское, 1958 г.)
Стану я, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы в двери, из дверей в ворота, выйду в чисто поле. Там — две дороги, там — две росстани, там лежит гусарска мертвая голова. Спрошу я у гусарской мертвой головы: «Не болят ли у тебя зубы? Не щипит ли у тебя кости?» — «Не болят у меня зубы, не щипит у меня кости». Так и у тебя, рабы Божьей Елены, не болели бы зубы, не щипили бы кости. (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Мякурье, 1969 г.)
Взять постное масло и рукой натереть им десны, сказать слова и ложить больного спать и чтобы не разговаривал. Благослови, Господи, Иисусе Христе, во имя Сына и Святого Духа. Встану я, благословясь, выйду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду в чистое поле. Встречу два мертвых тела: «Не болят ли зубы?» — «Нет, не болят». — «Не болят ли десны?» — «Нет, не болят». Заговариваю раба Божья (имя), слово мое — крепко. Аминь. Три раза. (Архангельская обл., Приозерный р-н, д. Горки, 1961 г.)
Наговаривают на хлеб, на соль, на мясо и лук, положить их на больной зуб, а потом проглотить. Повторить три раза: Встану я, раба Божья, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, пойду в чистое поле. В чистом поле ездит на коне идол с острою саблей, сечет и рубит мертвое тело. И спрашивает у мертвого тела: «Не болят ли зубы, не болят ли губы, не болят ли кости, не болят ли ягодицы?» Отвечает мертвое тело: «Не болят зубы, не болят губы, не болят кости, не болят ягодицы». Так бы и рабы Божьей Марьи не болели бы зубы, не болели бы губы, не болели бы кости, не болели бы ягодицы. Отныне и во веки веков. Аминь, аминь, аминь. Тьфу, тьфу. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Бережная Дуброва, 1963 г.)
Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, со двора воротами, выйду в чистое поле. На синем море лежит мертвый Лазарь. Спрашиваю я у мертвого Лазаря: «Десны не болят ли, зубы не ноют?» — «У мертвого Лазаря зубы не болят, десны не ноют и щеки не ломит». Так бы у раба Божьего зубы не болели, десны не ныли, щеки не ломило, во веки веков. Аминь. (Архангельская обл., Верхнетоемский р-н, д. Запольки, 1969 г.)
Когда был жив святой бог Лазарь, у него зубы не болели, кости не щипели, в голове мозги не болели. Так же бы у рабы Божей зубы не болели, кости не щипели, в голове мозги не болели. Аминь. Аминь. Аминь. (Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Слуда, 1971 г.)
Грядет Царь с небеси, настрету ему четыредневный Лазарь. Лазарь был мертв, был из мертвых мертв, у мертвого не боля (ти) зубы, не ломит щек, не отрастает дикое мясо, так бы у раба Божьего (имя) не болели бы зубы, не ломило бы щек, не отрастало бы дикое мясо, не напускалась бы горящая кровь. Отныне по веку, во веку, во веки веков. Аминь. Наговорить на луковицу, масло. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Ошевенский Погост, 1962 г.) - №1445.[<<]
Стану я, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы в избу, изворот в ворота, в чистое поле, под восточную сторону. Под восточной стороне есть Антипа святой, Антипа зубной, великомученик. Я, раба Божья Мария, помолюсь и покорюсь Антипе святому, Антипе зубному, великомученику: «Не болят ли у тебя зубы, не ноют ли кости, не опухают ли колока, не подъедают ли черви коренья?» Отвечает Антипа зубной, великомученик: «Не болят у меня зубы, не ноют и кости, не опухают и колока, и не подъедают и черви коренья». Отныне и до веки. Аминь. Медок наскоблят с картофелины, наплюют, наговорят и в рот берут, или — на воду, умываются. (Архангельская обл., Красноборский р-н, д. Кузнечиха(Сеньковская), 1967 г.)
Что-нибудь положить на зубы со словами: Встану, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из Дверей в ворота. Выйду в чистое поле, в чистом поле — океан-море. По этому океан-морю — три дороги. По этим дорогам идут три брата: два брата Ипата, третий брат — зубной бог Антип. Я попрошу и помолюсь: «Зубной бог Антип, дай слов рабе божьей Анне зубных, мясных и костяных». Чтоб у рабы Божьей не болели зубы, не тускнули щеки, ни в какие часы и минуты, ни по утренней заре, ни по вечерней, ни по полуденной, ни по полуночной, отныне и до веку и во веки веков. Аминь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Малое Конево, 1963 г.)
Месяц — на небе, сер дуб — на земли, рыба кит — в воде. Когда они, три брата, сойдутся вместе, тогда перестанут болеть зубы у рабы Божьей Елены. Ключ — в море, замок — в поле. Аминь. (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Бычье, 1975 г.)
Когда зубы болят, глядя на полную луну, сказать: В поле — волки, в древе — черви, в море — камень, а когда сидят все три брата вместе, месяц полный, зубы болят. (Архангельская обл., Ленский р-н, д. Березняк, 1973 г.)
Червь ты, червь, зубнатый червь, не точи, не верти у рабы Божьей (имя) зубы, точи и верти в поле дупленастую березу. Можно наговаривать на сахар. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Резя, 1976 г.)
Встану я, раба Божия Катерина, благословясь, пойду, перекрестясь, из двери в двери, из ворот в ворота, выйду в чистое поле. В чистом поле — лютое море, в лютом море — лютый камень. Под лютым камнем у лютой щуки семьдесят зубов. Железные зубы не болят — и не сомкнули эти зубы. Так и у рабы Божьей Екатерины по ясной и к облачной погоде не болели (бы), не сомкнули зубы. Отныне на веку, отныне по веку, ключ и замок — на мои слова. Аминь. Наговорить на соль, на луковицу и положить ее на зуб. Лечь и не ходить на улицу. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Марковская, 1963 г.)
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина.