Новости: 🍀 Объявляется набор в школу Рунической Магии и Мантики 🍀

  • 18 Декабря 2024, 04:52:44


Автор Тема: От переполоха  (Прочитано 861 раз)

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3965
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
От переполоха
« : 08 Мая 2019, 10:07:14 »
От переполоха (из старинных источников)

Общее недомогание - нервное возбуждение, пучение живота  и т.д. , известное под названием переполоха, лечится присеканием топором у порога хаты 12 палочек из веника.

От переполоха ещё и "завирчуют": приглашенный знахарь измеряет ниткой длину больного, ширину по протянутым в стороны рукам, и голову в окружности. Срезает ногти на руках и ногах, часть волос на голове. Всё это, вместе с ниткой, которой произвождились измерения, знахарь запихивает в дырочку, просверленную в "глухому конци" дверной лутки, и сверху забивает осиновым колышком. При этом читает заговоры о том, чтобы болезнь больше не мучила "билого тила, жовтой кости, очей и всих суставов". Болезнь, снятая с больного, заверченная и заколоченная осиновым колышком, не должна больше вернуться.

Этнограф. обозрение, 1891, №4

*****

Прыстрит
Прыстрит и переполох лечатся вместе. Переполох- больной по ночам бросается во сне, кричит, вскакивает с кровати, боится заглянуть в тёмную комнату. Прыстрит-если к этому присоединяется лёгкий озноб, постоянная зевота и головная боль. Чем сильнее симптомы, тем неохотнее знахарка соглашается лечить, так как она должна вызвать прыстрит на себя. Заговор следующий:

"Вызываю прыстрит из ёго головы, з очей, из рук, из ниг, с семыдесяты жыл и з семыдесяты суставив, и вызываю, и выкликаю: батькив, материн, чоловичый й жиночый, парубочый й дивочый, хлопьячый й малый дивчачый (дытячый), витряный и водяный, полуношный и полуденный, и вечерний и вранишный, и зайиденый, и запытаный, и недбаный, подуманый и погаданый, и прысланый и насланый от лыхих людей, и лихих помыслив,- иди соби легенько, техенько на гниле колоддя, де пивни не спивають, де глас хрыстиянськый не заходе".

Знахарка омывает лицо и руки больного свяченой водой, в которую набросыны три-девять угольков. Воду эту лекарка приготовляет перед шептаньем, и шепчет над нею "Отче наш" или "Богородицу". Бросая в воду угольки (из наскоро разведенаго огня на прыпичку) три раза по девяти, считает так: не раз, не два, не три и т.д. до девяти, потом второй и третий раз. Во время шептанья от прыстрита воду ставят на голову больного (или на грудь, если он лежит) и проводят навкрест по воде свяченым ножом.
м. Дмитровка, от бабы Побилкы.

Из "материалов по этнографии Новороссийского края", 1894.

*****

Заговоръ отъ "прыстріта" (глаза).
Бабуся, придя во дворъ больного, предварительно вынимаетъ изъ стрѣхи "повитки", т.е. сарая, или просто изъ плетня заостренный колышекъ, затѣмъ входитъ въ хату, молится на иконы, низко кланяется хозяевамъ и, наконецъ, приступаетъ къ больному. Осѣнивъ себя и «недужнаго» крестнымъ знаменіемъ и слегка прикалывая его то въ одномъ, то въ другомъ мѣстѣ колышкомъ, бабуся шопотомъ приговариваетъ:

«Прыстрытъ, прыстрище! Я жъ тебе вызываю, я жъ тебе выклыкаю, я жъ тебе выговариваю, изъ твоихъ очей, изъ твоихъ плечей, изъ твого носа, изъ твого рота, изъ твого билого тила! Тутъ тоби не стояты, тутъ тоби не лежаты, жовтои кости не ломаты, билого тила не сушыты! Иды соби на очерета та на болота, де
пивни не спивають, де собакы не лають, де дивкы косы не мають! Тамъ тоби стояты, тамъ тоби лежаты, жовту кисть ломаты, билое тихо сушиты! Я жъ тебе вызываю, я жъ тебе выклыкаю, я жъ тебе выговарюваю."

Этнограф. обозрение №3 1890

Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/lechenie-zabolevaniy/116/ot-perepolokha/1168/
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Re: От переполоха
« Ответ #1 : 21 Мая 2020, 15:09:38 »
Страхъ, испугъ.

Если эта болѣзнь была вызвана порчей, то снимайте ее выливанiемъ воска. Лейте расплавленный воскъ въ миску съ ключевой водой и дѣлайте это надъ головой, надъ животомъ и надъ колѣнями больного. Послѣ этого выбросьте весь расплавленный воскъ въ рѣку или закопайте его въ безлюдномъ мѣстѣ.

****
«Зимой ли, осенью, весной ли, лѣтом черезъ три моста, шли три брата-кузнеца. Одинъ бѣлъ бѣлой, второй чернъ черной а третiй рыжъ рыжой. Заходили братья во три кузницы, ковали три ключа, три прута, да три серпа. Тремя ключами испугъ отпирать, тремя прутами страхъ изгонять, тремя серпами всѣ уроки и прикосы, отъ живого тѣла раба Божія (имя) отсекать."

****
Знахарь обрезает «навкрест» несколько волосков ( с макушки) и ногти больного (на пороге), приговаривая:
«Я переполохъ одбираю одъ нарожденої, молитвяної Гапки, одъ їи рукъ, одъ їи ногъ, одъ їи очей, одъ їи глави, одъ русої коси, одъ білого лыця і одъ щырого серця. І теперь я цей переполохъ на червону нытку збираю і на очерета і болота я ёго ссылаю одъ нарожденої»'’

Затем волосы и ногти баба перевязывает красной ниткой и замазывает в глухой конец дверей/в дверном притолоке (на высоте роста больного), приговаривая:

«Якъ въ сёму глухому концю дверямъ не одчыняться, так переполохові не обзываться. Я жъ ёго осыковымъ коломъ забываю і своїмы устамы заклынаю. А цёму домові всёму амінь».

В заключение знахарь трижды плюет.

*****
От “переполоха” “завиртуют”. Знахарь измеряет суровой ниткою длину больного, ширину — по протянутым в стороны рукам, голову — в окружности, завязывая каждый раз узелок; срезывает ногти на руках и на ногах и часть волос на голове. Все это вместе с ниткою, которою производились измерения, знахарь запихивает в дырочку, просверленную в глухом конце дверной лутки, и сверху забивает осиновым колышком. (Дырочка д.б. на высоте роста больного. ). При этом читает заговор:

„Якъ сему глухому концю дверямъ не одчыняться, такъ переполохови не обзываться. Я жъ éго осыновымъ коломъ забываю и своимы устамы заклынаю. А цему домови всему аминь“

«Как этому глухому концу дверей не открываться, так переполохам не обзываться. Я ж его осиновым колом забиваю и своими устами заклинаю. А всему этому дому аминь».
Болезнь, снятая с больного, заверченная и заколоченная, больше не возвращается.

Как вариант:
Перевязать обрѣзки волосъ и ногтей больного красной ниткой и замазавъ ихъ въ глухой конецъ дверей.

****
«Ти переполох-переполошище, чи ти названий, чи ти насланий, чи ти чоловічий, чи ти жіночий, чи ти парубочий, чи ти дівчачий, чи ти дитячий, чи ти собачий, чи ти кошачий, чи ти свинячий, чи ти гусячий, чи ти курячий?! Тут тобі не стояти, раба (имя) білого тіла не сушити, жовтої кості не ломити, червоної крові не пити, серця сердешного не нудити. Поки ж ти не стояв у (имя), — поти я тебе не визивала, не викликала і не ссилала! Я ж тебе визиваю, я ж тебе викликаю і ссилаю!
Зійди ж, переполох-переполошище, з (имя) на очерета, на болота, на великі лози! Там тобі буть і пробувать і розкоші розкошувать, де люди не ходять, де кури не бродять, — там тобі буть і пробувать! Там комлики кочують, столи застила­ ють, мед-вино кружають, з (имя) переполоху бажають! Там тобі буть і пробувать, там тобі камень глодать, у глибокому морі воду пить, а в великому лісі дерево точить. Згинь, переполох-переполошище, з (имя), як слина з рота счеза, пропада, щоб так це все лихо згинуло, пропало, ісчезло.»  1886 року.

*****

Переполоше-переполошіще, страшний чоловіче! Батьків ти, матерін, дідів, бабин, сестрин, братів, шляховий, вітровий, громовий, дивний, пристрітий, прозірний, курячий, гусячий, собачий, волячий, жаб’ячий, перепелячий, ящерячий, котячий!”

Після цього вистрижи у дитини волосся навхрест на голові, зміряй ниткою рост, теж навхрест, тоді візьми воску з страшної свічки, закачай те волосся і нитку в віск і засунь в глухий одвірок, а свяченою вербою забий. Тоді кажи далі:

“Переполоше-переполошіще! Отсікаю тобі головище і зубище, і лапище, і хвостище, щоб ти тут не стояв, червоної крові не пив, рабу (имя) серденька не в’ялив!”

Тричі плюнуть назад, а тоді ростопить воск в черепочку, налить в миску холодної води і держать її над головою больного: однією рукою держать миску, а в другу взять черепочок з воском і, виливаючи переполох, вишіптувати далі:

“Я тебе визиваю, я тебе викликаю – з головоньки, із очей, із плечей, із рук, із ніг, із живота, із поперека (из усов, хвоста, цвет шерсти)! Отступись, розійдись за димами, за вітрами от раба (имя)”. 1913

*****
Выливание воском в три этапа: на новолуние, на полнолуние, и «на ущерби, последняя четверть». В процессе каждого «выливания» трижды читался заговор:

«Испуг водяный, витряный, млыновый, громовый, подуманый, погаданый, мужычий, жыночий, дивочий, парубочий, вступлыный, собачий, тут тоби ны бувать, паруса ны пускать, чирвоной крови ны сушить, щирого серця ны томыть. Иды на очэрэта, на болота, на тэмни лиса, дэ горы высоки, дэ долыны глыбокы, на быстри ричкы. Иды ы ны зацыпыся, ны за брыдыну, ны за скотыну, ны за людыну. Иды, сгынь, пропады! Дэ цэрквы ны звонять, дэ витры ны виють, дэ люды ны ходять, сгынь, пропады! На тэмны леса, сыни моря, дэ козак топором ны рубае, дивка косу ны заплитае. Сама я помогаю, сама я испуг удаляю ( мочовый пузырь закрыпляю, речи, сон у норму восстановляю). Иди себе на зла, на болотˊа. Тут тебе не бывать с сегодняшнего дня. Аминь»

А затем следовал заговор:

«Зори-зорьницы, вечерняя, полуночная, святые сестрицы, сымите испуг с раба (Имя), её белого тела, алой крови, жёлтой кости, семидесяти семи жил, суставов, живота, кишечника, рук, ног. Идите на диких зверей, на лохматых зверей, на того, кто прыслал. Моё слово отныне до веку. Аминь».

В процессе чтения заговора и выливания лекарь производил закрещивание посуды с водой и воском ножом

По форме вылитого воска определяли, чего испугался больной. По окончании последней процедуры «выливания» измеряли суровой ниткой рост. Затем на пороге отмеряли этой ниткой расстояние от пола по длине дверной рамы, со стороны «зависив», проверчивали буравком отверстие, закладывали эту нитку и залепляли отверстие последним восковым «вылывком».

****
Возьмите длинную красную нить и завяжите на одномъ ея конце узелъ. Измѣрьте этой нитью ростъ больного и отмѣтьте его вторымъ узломъ. Затѣмъ прикажите больному развести руки въ стороны и приложите нить вторымъ узломъ къ среднему пальцу его правой руки, а свободнымъ концомъ — къ среднему пальцу лѣвой. Отмѣтьте этотъ размѣръ третьимъ узломъ и произнесите:
«Тремя узлами отмеченъ, тайнымъ словомъ излѣченъ».

Послѣ этого просверлите въ глухомъ дверномъ торцѣ небольшую дырочку и вложите въ нее эту нить. Забейте дыру деревянной пробочкой или сухимъ сучкомъ и произнесите:
«Какъ этому глухому краю двери не отворяться, такъ и переполоху у раба Божьяго... (имя) болѣ не отворяться, на вѣки вѣковъ въ дырѣ оставаться».

или

Потом сжечь эту нитку на огне, про себя прошептав: «Как эта нитка горит, так и все хворости пусть у раба (имя)сгорят!»

*****
Налив в миску непочатой воды:
«Здравствуй, вода Ульяна, и земля Татьяна, я пришла до тебе воды набрать и здоровья попытать».

Затем выливают туда расплавленный воск и говорят:
«Вылывайся, переполох, на дорогы, на очерета, на болота, на пустии миста, де люды не ходят, человичий глас на заходе, и батькивский, и матерыньский; денной и ношной, полунощный, дидовский, бабивський, крылящий, трепетащий, до (имя) ны доступыть, и крови ны побушувать, и кости ны зломыть, пыщи ны отбыть,  билого тила ны стрывожыть. »
(Выливъ растопленное олово въ воду): „Выходы, переполохъ, съ головы, съ косты, съ мозку, съ русыхъ волосъ, съ билого лыця, съ твоёго серця, я тебе заклынаю на очеретахъ и на болотахъ, на густыхъ лыстахъ, де люды не ходятъ и чоловичый гласъ не заходе“

*****
«По полям, по долам, по зеленым лугам и по желтым пескам, и по быстрым рекам ходил раб Божий (имя). Как желты пески пересыпаются, как быстры реки переливаются, как с зеленой травы вода скатывается,  так  с  раба  Божьего (имя) и исполох скатывается, с буйной головы, с ретивого сердца,  с  ясных очей, с кровяных печеней и со всего тела белого.
Исполохи и переполохи, нечистые духи! Отойди, отвались от раба Божьего (имя), не майте, не мучьте, ни утром рано, ни среди белого дня, ни темной  ночью. Из леса пришли, подите все в лес, из воды в воду, от девки-беловолоски, от женки-долговолоски, от мужика - от речника, от заводника,  от  призорника, Там соли усолье. Подите все туда. Идите, где веира не вянут (ветра не веют), где  люди  не заглянут, под пень, под колоду, в болота зыбучи, в болота седучи,  где  на конях не ездят, пешеходы не ходят, у грубы ручьи, за реки быстры, за темны леса. Идите все туда, костей не ломите (имя), жилы не тяните (имя).  Тьфу»

Взять кусочек хлеба и водить им над головой по часовой стрелке, приговаривая. Читать три раза, а затем скормить хлеб (причем это должен сделать сам больной) собачке или птичкам. Лечить три дня.

*****
«На сінім моры камень ляжыць, на том камні баба сядзіць. Яна ні ткаха, ні праха, толькі ўмее зляк і нежысць лячыць. Прымоўны, прыгаворны, падасны, радасны, жаласны, прыстрэчны, прысмешны, падкідны, падлітны, ветрам наносны, сабачы, жаночы, дзявочы ўгаварваць ад Вольгі ўраджонай, хрышчонай з ачэй, з плячэй, з жывата, з румянага ліца, з сініх жыл. Тут табе не стаяці, касцей не ламаці, цела не пушыці, ліца не сушыці, холадам не знабіці, голадам не марыці, гарачкі не рабіць, крыві не халадзіць. Тут табе не ўчынацца ні сходам, ні маладзіком. Паньскае у ярмолку бярыся, цыганьскае пад плашч бя-рыся, папова ў рызы чапіся, мужчынскае ў шапку бярыся, жано-чае пад чапец бярыся, парабоцкае ў кудры віся, дзявоцкае ў косы ўпляціся, кацячае ў лапкі ўбярыся, сабачае пад хвост бярыся.»

*****
«У тебе , ляче, у тебе,  переполоше, чортові ноги , воскова голова,  велика борода. Чортові ноги поломну, воскову голову розіб’ю,  велику бороду одірву...”

*****
Испуг, я тебя выливаю, я тебя выкликаю на воск, на воду, на огонь. Выйди, выступи на воск, на воду, на огонь с лица, с головы, груди, спины, с сердца, живота, рук, ног, двадцати пальцев, семидесяти двух суставов. Головы не крути, костей не ломи, сердца не суши, живот не коли, с лица все сними. Аминь. Аминь. Аминь.»

****
Поставить больного на порог и три раза обойти его по кругу, с топором или ножом в руках, отсекая страх, как заговор есть такой вариант - "Что секешь?» - «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю".

****
Знахарка мочалом меряет на пороге ниткой ребёнка. -Чего ты делаешь? –Спускаю испуг, переполох. (3 раза спускает и говорит это). Потом связывает мочало и получается круг. Потом этот круг продевает с головы на ребёнка опять.-Что делаешь?- Снимаю испуг, переполох. (И всё дальше повторяет). Потом на пороге рубит топором. - Что делаешь (рубишь)?-  Рублю испуг, переполох. (И опять повторяет). Потом изрубленное мочало жгла на шестке. Что жжёшь? - Жгу испуг, переполох. (И всё снова говорит. По 3 раза всё). (Вятка)

****
Если испугают дитя, говорят слова, замеривают. Начинают с головы. Взять нитку и начинать от темя (держа нитку вертикально, опуская вдоль позвоночника к пяткам.( Меряю я раба Божия переполохи....), разрубание (Если переполох навели на ребёнка, возьми мот пряжи, руби его на пороге и говори: « Рублю-перерубаю шорох, переполох, урок...). И сжигание. (Взять кудель длиной с больного, и вроде плести её в другуюсторону, в обратную, а потом сжечь).

*****
Больного сажают на пороге и крестообразно топором обрубает около него порог. Затем, также крестообразно, постригши, обрезает ногти на руках и ногах, которые вместе с волосами заворачивает в паклю. Затем, пробуравивши в двери наравне с головой больного дыру, заставляет воткнуть туда сделанный свёрток и забивает осиновым колом.

*****
Возьмите кусочек хлеба и водите им над головой по часовой стрелке, приговаривая заговор от испуга.Читать необходимо три раза, а затем скормить хлеб (причем это должен сделать непосредственно сам больной) собаке или птицам. Повторять ритуал требуется три дня.

*****
Ляк шаптать.
Узять, змѣряць ниткой голову, тулово, руки, ноги, уси суставы рябешачка, завярнуть у ильляную трапочку житный крайчикъ съ солькой, обвязаць етой ниткой, и погладзиць по головцы, по тулову, по усимъ цѣлу, посьли йци на ростаньки, поклонитца, не ксцясь, три разы, покласць тамъ, на хресьняхъ, на ростанькахъ, хлѣбъ и сказаць. ???

«Обращение к Силам: станьтя уси на помочь Ляк шаптать.
«И вышептую яго и счосаваю и женьсiй и музскiй, и дявоцкiй, и паробоцкiй, вѣтровый, земляный, водяный, коньскiй, коровяччiй и свинный и овеччiй, гусиный, куриный, собаччiй и кошаччiй. И ссылаю тябе, лякъ: забяриця лякъ бабы у чапцы, мужчыны у шапки, дзѣвки у косы, хлопцы у магерки, вятровый на вѣтяръ ляти, зямляный на землю упади, водяный на водѣ плыви,- коню у ноги, корови у роги, свиннѣ у животы,  овечцы у копиты, кошцы у пячонки, собацы у головки, гуси у дюбки, курицы у лапки. И няситя на моха, на болота, на крутыя горы, дѣ вѣтяръ не вѣя, и люди не ходять, пѣвни не пяють, вовки ня виють. Тамъ чорный волъ по горѣ ходя, росу оббивая, -тамъ увесь лякъ пропадая.»

****
Испуг ликвидировался при помощи какого-либо предмета с последующим его уничтожением. Напр, перенесение болезни на нитку, сжигаемую якобы вместе с болезнью. Нитку сжигали, закапывали в землю, помещали в стенах дома. «Можно передать болезнь в какой-либо предмет и через него – лицу, воспользовавшемуся этим предметом, этой вещью»
Как снимать переполохи? Ниточку из кудели сделать и мерить руки, ноги – вдоль и поперек (и рост, и сбоку, и сзади) и приговаривать: «Не рабу Божью (имя) меряю, а с рабы Божьей (имя) уроки, переполохи снимаю, отныне до веку веков. Аминь.»  А потом нитку надо в трех местах перестричь и в печь бросить.  Действия такого типа называли мерянием. Три раза пронести над дымом. Потом пепел сдувать в печь. Нужно так делать три раза три дня в любое время.

****
Способом избавления от испуга,  было выворачивание одежды наизнанку: это действие применялось и в целях защиты от вредоносных сил.