Ночницей, или полуночницей называется болезнь ребенка, признаки которой: бессонница, подошвы на ногах бывают блестящия, при этом ноги ребенка постоянно бывают в движении. Крестьяне думают, что эта болезнь происходит оттого, что мифическия существа, ночницы, щекочут детей под подошвы. По зоре носят ребенка по улице и, обращаясь к зоре, приговаривают трижды:
«Зоря-зоряница! возьми бессонницу, безугомонницу, а дай нам сон-угомон.»
(Записан в г. Холмогорах)// Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878.
[От ночницы, или полуночницы].
Берут ножки ребенка, складывают вместе, потом огарком спички чертят крест на крест вдоль и поперег, приговаривая: «Ариды и мариды, ариды и макариды, уймите и уговорите у раба божия N ночницу и полуночницу, чтоб она век не была и не щупала, век по веку и от ныне до веку. Будь мои слова крепки и Заговористы, и тем моим словам ключ и замок, во имя Отца и Сына и св. Духа.»
Записал Огородников // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878.
[От полуношницы].
Берут больное дитя на руки, подымают его вверх и трижды его ногами касаются матицы; при этом трижды плюют и приговаривают: «Во имя О. и С. св. Д. Полуношница Анна Ивановна, по ночам не ходи, рабой божьей N. не буди! Вот тебе работа: днем играй пестом да ступой, а ночью матицей, вовеки веков, аминь.»
(Записан в г. Холмогорах)// Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878.
[От ночницы].
В бане трут ноги ребенка о потолок и говорят. «Как эта матица с потолочинами спит и молчит, никогда не кричит, не ревет; так и самой ребеночек спал бы и молчал, никогда не кричал, не ревел.»
Записал Е. Ивановский // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878.
[От ночницы, для мальчика и для девочки]
а) Если ночницы безпокоят младенца мальчика, то берут нарочно сделанные стрелку и лучок и, втыкая в колыбель, приговаривают: «Вот тебе стрелка и лучок; играй стрелкой и лучком, а не нашим дитем!» б) Если больна девочка, то втыкают прялку, кудель и вертено под матицу, со словами: «Вот те прялка, кудешка и веретешко; пряди, а не дитем играй.»
(Записано в г. Холмогорах)// Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878.
[От ночницы, для мальчика и для девушки].
а) Больному мальчику кладут в ноги топор со словами: «Ночная полуночна, утрення полуутренна, денная полуденна, вечерня полувечерня, не тешься моим младенцем, на тебе топор, секи и руби, от моего младенца отойди; дай моему младенцу спать и молчать, уснуть, умереть.»
б) Если девушка, то кладут ей в ноги прялку с такими словами: «Ночная полуночна, утрення полуутренна, вечерня полувечерня, не тешься моим младенцем, на тебе прялку; сиди да приди (пряди), от моей девушки отойди».
Записал Е. Ивановский // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/lechenie-zabolevaniy/116/ot-nochnitsy-ili-polunochnitsy/1129/