[Заговор от грыжи]
"Господи Иисусе Христе, сыне божий! Во имя отца и сына и святого духа! Ста (стану? — Сост.) раб божий Абппидив, ве(выйду? — Сост.) на улицу, на ве(сти) (восточную? — Сост.) сторону, на вестой стороне есть пристол (престол), на том на пристоле сам Исус Христос, царь небесной, с громовой и молоньей и громовыми стрелами, и громом отбивает, и молоньеи ожигает, и стрелами отстреливает уроки злые, прокосы всяки, винокосы (валокосы?), кие киликеи всяки-перевсяки злы, лихие недуги, грыжи. Подите старому атаману на пяту, где состигите и постигите починника и урочника, завидника, еретика, клеветника, грыжника, икотника, ропотника. Как злой человек не может крови своей пить и мозгу своего (со)сать, чевь из утробы добыть, морской глубины проведать, земной широты, небесной высоты, всей земной окружности, такоже не мог ни меня, раба божия (имрек), ни злым конем, ни диявольским можением, ни бесовским помыслом".
[Заговор от белой грыжи и зубов]
"Стану я, раб божий, благословясь, Пойду перекрестясь, Из избы дверьми, Из двора воротами Во чисто поле — Путем дорогою По край синя моря. В синем море есть Святой божий остров; На святом божьем острове Святая божья церковь; В той святой божьей церкви Есть престол господен; На том престоле господне Есть священномученик Христов Антипа, Исцелитель зубной, И бессребреники Христовы Козьма и Дамиан. Помолюсь и поклонюсь раб божий (имрек): «Священномученик Христов Антипа И бессребреники Христовы Козьма и Дамиан! Исцелите скорбь и болезнь зубную И грыжу белую». И речет священномученик Христов Антипа: «Есть в той божьей церкви Адамово тело, Не слышит ли Адамово тело Звону колокольного, Пения церковного — В белом теле ходячей грыжи». И отвещает мертвое тело Адамово: «Я не слышу звону колокольного, Пения церковного — В белом теле ходячей грыжи, Тильной, жильной, пуповой, Суставной, становой, подкожной, Ушной, глазной, зубной... Так же раб божий (имрек) не слышал бы в себе, в белом теле, ходячей грыжи отныне и до века, век по веку веков, аминь!"
[От зубной болезни, и щипоты, и от грыжи]
Говори на соль трижды:
«Господи боже, Исусе Христе, сыне божий, помилуй мя, грешного, аминь! Во имя отца и сына и святого духа, аминь! Вечерняя заря Марья, утренняя Маримьяна, (уговори и утоли) у меня, у раба божия (имрек) сего, грыжи и щипоту, и зубную щипоту и костяную ломоту, и червия неусыпающие, и всякой болезни, и уразы телесные, и жильные, и костяные, и сердечные, отныне и до века и до второго Христова пришествия. Аминь! Млад молод месяц, у меня уговори и утоли, у раба божия (имрек), грыжи, и щипоты, и болезни, и уразы телесные и жильные, и зубную щипоту, и костяную ломоту, и грыжу, и червей неусыпающих, отныне и до века и до второго Христова пришествия. Аминь! Рече Каин брату своему Авелю: «Восстанет ли брат наш Авель от мертвых? И никако же не восстати брату нашему из мертвых»! Тако же бы и не чета сему рабу божию (имрек) ни грыжи и ни щипоты, ни болезни, ни уразу ни телесного и ни сердечного, ни зубные щипоты, ни костяные ломоты и грыжи, и червия неусыпающего отныне и до века и до второго Христова пришествия! И како же убитой мертвец Авель лежит от начала света и не чует в себе ни грыжи, ни щипоты, ни болезни и уразу телесного, ни жильного и ни костяного, и ни зубные щипоты, ни костяные ломоты, ни грыжи, ни червия неусыпающего, такоже бы у сего раба божия (имрек) ни грыжи, ни щипоты, ни болезни, ни червия неусыпающего отныне и до века и до второго Христова пришествия и суда. Аминь!»
Источник: Песни, собранные П.Н. Рыбниковым / Под ред. А.Е. Грузинского. Изд 2-е. В 3-х т. М., 1910. т. 3..
От грыжи.
( Передъ клиномъ, вбитымъ в стенную щель)
« Якъ етому древу не отростаць, не зелянець, на корани не стояць, и кораня не пускаци, и ветьцамъ(веткам) не махаци, так раба (имя)...(голове)не болець, косьци не ломиць, крыви (крови) не мяртвиць, яду не пусциць.»
(вынув клин)
«Якъ етому суку на корени не стояци, зялёнымъ ветьцамъ не махаци, и белаго корення у землю не пускаци, и белаго иверня (щепы) не ссыкаци, такъ етой (голове) не болеци, грызи не гуляць, не ходзиць, живота-сердца не тошниць. (Закусывая больное место сквозь тряпочку)
Уцекай, грызь, -у мене зубы рыссия, я цебе зьем!»
****
Есть на семъ свѣтѣ златое море, а въ томъ златомъ морѣ златъ теремъ, а въ томъ златомъ терему златая лѣствица, по той златой лѣствицѣ златой мужъ ходитъ; въ томъ теремѣ златая кровать, на той златой кровати златая перина, на той златой перинѣ златое изголовье. И ставаетъ златой мужъ со златой кровати, со златой перины и со златаго изголовья, емлетъ тридевять 39 ключей, и отмыкаетъ тридевять палатъ, и емлетъ тридевять мечей и сѣчетъ грыжу напущенную и родимную и пристрѣчную. Есть въ морской глубинѣ кить-рыба и пріѣдаетъ грыжу и болѣзнь у раба Божія (м). Сіи слова наговариваю ни на часъ, ни на недѣлю, ни на мѣсяцъ, ни на годъ, а на вѣкъ человѣческой сему рабу Божіему (м) на здравіе, а морю на славу, а мнѣ рабу Божію (м) на память, во вѣки вѣковъ, аминь. (олонецк)
****
Есть море-окіанъ; на томъ морѣ-окіанѣ есть островъ золотой; и на томъ золотомъ островѣ мужъ золотой; ѣздитъ мужъ золотой на своемъ золотомъ конѣ отъ востока и до запада, отъ сѣвера и до лѣта; и поднимается на небо на воздухѣ; и страститъ подъ собою землю и воду и людей худыхъ, вѣдуна и вѣдуницу, колдуна и колдуниху. Се азъ рабъ Божій (м) избиваю и исцѣляю грыжу и щепоту и всякій недугъ и всякую болѣзнь изъ сего раба Божія (м) въ кряжины и сучье и въ берега глубокіе. И какъ на семъ свѣтѣ утихли буйные вѣтры на синемъ морѣ, такъ бы утихла грыжа и щепота и всякой недугъ и болѣзнь у раба Божія (м); и будь на рабѣ Божіемъ (м) милость Божія, во вѣки вѣковъ, аминь.
*****
«Грыжа грызит (имя), ты раз – я два, ты два – я три, ты 3 – я 4, ты 4 – я 5, ты 5- я 6, ты 6 –я 7, ты 7 а я тебя съем совсем.»
*****
«Стану я, раба (имя), в сей день, благословясь, и пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из сеней в ворота, на мирскую улицу, из широкой улицы пойду в чистое поле, в чистом поле стоит синее море, в синем море лежит синей камень, из-под синего камня выбегает божия рыба-щука, середкой толста и носом востра, и пером высока, изо рта пламя машет, из ноздрей искры сыплет, из ушей дым встает; пламенем зажигает, искрами засыпает, дымом задушает грыжу у раба (имя), пуповую, паховую, яичну, поясничну, и утренную, становую, опухольною, мокрую и плотовую, чтобы не щемело и не болело двадцать четыре часа во единую минуту, во имя отца и сына и святого духа. Аминь.»