Новости: 🍀 Объявляется набор в школу Рунической Магии и Мантики 🍀

  • 21 Ноября 2024, 20:04:00


Автор Тема: Лечение рогатого скота  (Прочитано 877 раз)

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 944
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Лечение рогатого скота
« : 26 Июня 2019, 03:04:43 »
Народные представления о болезнях рогатого скота, их определение и лечение удобнее всего складываются в три отдела:
1) страдания органов чувств; 2) болезни внутренних растительных органов и 3) поранения и кожные страдания.

Обыкновенное воспаление глаз, случающееся от механических причин — толчков, ударов, пыли, излечивают, промывая глаза холодной водой. Известно, что запущенное воспаление глазного яблока, соединенное с язвинками, оставляет постоянное помутнение и даже бельмо. По народным же повериям, бельмо у скотины образуется в том случае, если хозяева ее вытирают вспотевшие окна по праздникам и воскресеньям. Бельмо лечат следующими средствами: задымают их чрез камыш, очищенный от пленок: солью обыкновенной и освященной, сахаром; также прикладывают к больному глазу яичный желток и сок дождевых червей.

От бельм шепчут:
1. «Господы, поможы мени, свята царыця небесна, стань мени на помочи первым разом и Божим часом сей день святый Господень вивторок; и вси святий, преподобии, богоносни, станьте мени на помочи рождений, благословений сирий коровоци, наший Мотроноци од сёго горенька, од оции болизни, од бильма. Буде се бильмо наспане, буде воно й наслане; буде воно й з трудив, испытене, изйидене и водяне и витряне и прозирне и навияне и нанесене и подумане и погадане и помыслене и вранишне и вденишне и вечирне. Буде се бильмо и чоловиче и жиноче и парубоче и дивоче, и стрит вне и супротывне и задавнене, занехаяне, и будеш ты, бильмо, неотчаяне; а я се бильмо шепчу и вышитую и выклыкаю и вызываю Божымы словамы, Божымы молытвамы и своимы сахарными устами од рожденои, благословенои сирой коровочкы, своей Мотроночкы Л се бильмо на дыкы степа, на дыкы болота высылаю, де люды не ходять, людьский глас не заходыть и сонце праведне не сходыть. Тоби, бильмо, в ней не стояты и ока не заступаты, сирой маеты не сушыть, в голову ии не быть, чыстого серия не тошнытъ, жовтои косты не ломытъ и по ей суставах не ходытъ и червонои крови не нудыть. И ты, бильмо, соби изступы, изийды, як туман по долыни, мороз на калыни, силь на води, щукарыба у води. И як воно все розийдется, так и ты, бильмо, изступы, изийды и посчезны, пропады!»
2. «Йшла Божая Маты через золотый мист, золотим ципочком пидпиралась. Оглянулась назад, бижыть тры собаки: одна сира, друга била, а третяя руда. Сира лызнула слёзы, руда крови, а била бильма».
3. «Господы, поможы, и пресвятая Богородица, станьте в помочи! Ишов сам И су с Хрыстос сриблым мостом, сриблым и золотым Ц~ипком подпирався. За ным йшло тры хорты: одын билый, другый сирый, третий чорный. Билый бильмо изгоня, сирый слезу утыра,
277
чорный чоловичкы дае. Я шепчу, одшиптую од сирой шерсты, од жовтои косты. Бильмо, бильмыще, полуда, полудыще!»
4. «Йихав Юрий, Мыколаив брат, на билому кони, держав сокола в руци, а за ным бигло тры хорты: одын чорный, другый рудый, третий билый. Сокил зорнув, чорный хорт сокола нагнав, рудый розирвав, а третий сирому волу бильмо злызав» .Слизывают и трижды плюют в глаз.
5. «Йихав святый Гурий на билому кони, и кинь спиткнувся. Стий, мий кинь добрый! Чого ты спотыкаесся, чого требуеш? Я требую, щоб се бильмо тут не було».
6. «Йихав билий цар на билим кони, на билим сидли в билий сорочий, в билий жилетци, в билих штанях, в билих и сапьянах. Я буду от бильма шептаты, Господа Бога прохаты. Мои слова, а Божа помоч».
7. «Йихав Воймен сывым конем, пид правым плечем сокола держав. Сокола впустыв и кров спустыв. За ным тры ведмеди йшло. Одын чорный, другый сывый, а третий билый. Чорный кров спустыв, а сывый полызав, а билый свит показав».Пред произнесением этого заговора нужно перекреститься.



Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/lechenie-zabolevaniy/116/lechenie-rogatogo-skota/1232/

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 944
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Re: Лечение рогатого скота
« Ответ #1 : 26 Июня 2019, 03:10:12 »
Для отклонения одной из причин описываемой болезни — опоя — приговаривают пьющей воду скотине: «Пыйте, волыкы, йорданську воду, не бийтесь опою. Сей день Божый — свята середа, будьте сыльни, здорови, як йорданська вода. Водыци напьеться, воно все й мынеться». В самой болезни шепчут и от урокив, главной ее причины, и от крови:

1. «Уси святи, станьте мени в помочи од велыкои немочи, од урокив шептать, Господь буде, маты Божа, маты Хрыстова помагать. Мои слова, Божа помич. И вы, врокы, врочыща! Вы стритени, вы зйидени, вы й подумани, вы й погадани, вы й невымовчени, вы и сказани, вы й задавнени, вы й спротывнени, вы й спрозорени, вы й витряни, вы й водяни, вы й хлопьячи, вы й дивчачи, и оступиться од коровы нарожденои, од ии риг, од ии ниг, од ии очей, од ии коровьячих плечей, од ии хвоста, од коровьячого стану. И тут нам не стоять и не гулять и парусив не пускать, веселого серця не нудыть, чорнои крови не пыть, жовтои касты не ломыть. Идить соби на далеки миста, на глыбоки ямы, куды витер не завив и сонечко не загрие, де гора з горою не сходытся».
2. «Йшла Божая Маты, изостривсь Исус Хрыстос. «Куды ты йдеш. Божая Маты?» «Пиду до скотыны шептаты. Я буду шептаты, а Господь буде помагаты: од его очей, од его плечей, од его печинок, од щырого серця, од голосу и од волосу, од товарячого стану. Ссылаю вас на болота, на черета, де люде не ходять, де дзвоны не дзвонять, де пивнячый глас не заходыть. Щоб вы там гулялы, буялы, жовтои косты не ломалы, червонои кровы не пылы и в голову не щылы и веселого серця не нудылы».
3. «Йшла Божа Маты, зострив Сус Хрыстос, став пытатьи «Куды ты йдеш, Божая Маты?» «Иду до скота шептаты. Од его косты, од рыжои маеты и од его очей и од его плечей. Изсылаю вас на черета, фа болота, де люды не ходять, де й дзвоны не дзвонять, де пивнячий *глас не заходыть».
4. «У мори стоялы тры столы заслони, за нымы сыдило тры паны. Та не вмилы воны ни шыты, ни прясты, ни жовтей жовтыть, ни билей билыть, та вмилы воны урокыурочыща одшиптувать и одмовлять и одганять од сирой шерстьи мужъщъки, жоноцьки, парубоцьки, дивоцьки, хлопячи, дивчачи, подумани, погадани, промовля-ли, прыговоряни, соньцови и витряни, наглядени и витром навивани,— то я вас (хішиптую и одмовляю: идить соби на мхи и на 'очерета».
5. «Йихав Юрий, Мыколаив брат, на дванадцяты быках, дванадцятьі жребьях и дванадцяты баранах до царыци Зосымовий на собрание. Як начали воны пить та гулять, начала я од крови шептать, став Господь милосердый помич давать. Туды я кров зсылаю, де скот не ремыгае и земли на роси не пахае; де дивка з парубком не стояла, косы не чесала. Куды християнський глас не заходыть, туды ся кров заходыть».
6. «Бигло два браты рятуваты, крови замовляты нерождений корови од ии косты и од ии маеты и од ии риг и од ии ниг, од коровьячого стану и од ии головы и довгого хвоста. И тут тоби не стояты и косты не ломыты, и коровы не нудыты, покорму не дбираты».
7. «Ишла дивка на камьяну гору; зустрила тры ричкы: одна камяная, одна писковая, а друга водяная, а третя кривавая. Пискова розсунулась, а водяна розлилась, а кривава по костях розийшлась. Од черной маеты, червонои крови».
8. «Я тебе одмовляю и я тебе одвертаю и я тебе замовляю: щоб ты тут не стояла и стачыны не забавляла».

Среди страданий пищеварительных органов часто встречается у скота раздутость брюха («як скотына обидмется»), т. е. увеличение желудка, преимущественно рукава (гитеп) от развивающихся во время пищеварения газов, случающееся от зеленого корма, смоченного дождем или обильной росой, особенно от клевера. Раздутие брюха, по народным наблюдениям, бывает и тогда еще, когда скотина наестся мокрых трав из семейств лютиковых и маревых, также веха (бех, виха, вомига. Одно из ядовитейших растений, встречающееся у тихих вод) или росистой травы, по которой лазил тарантул. Лечат больной скот приемами внутрь рассола изпод огурцов, мятого конопляного семени, освященного сала, горсти смолы; горло и рот мажут дегтем. Скотину гоняют сколько возможно долее, а если она, ложась, вздохнет или, облизываясь, достает ноздрей, то надеются на выздоровление. Убивают также оборотом руки (навыдли) паука и оборотом же руки бьют больную скотину, приговаривая: «Помилуй нас, Господы, и увесь твий мыр сохраны од усякои погыбели». Наконец прокалывают вздох швайкой, взамен троакара.
Заболевшую обыкновенным поносом заливают спиртом с солью, мятым пшеном, растертой свадебной шишкой, скотским пометом, квасцами, кирпичом, распущенными в воде, осьминой или двумя дегтя, а хвост перевязывают весильным гарусом (жычками).
От запора лечат рассолом, рассолом с олеей, олеей с мыльной водой, водкой с мылом, сыровцом с яйцом и дегтем и отваром сокирок.

Гораздо опаснее этих обыкновенных заболеваний желудочные колики, или резь (перелогы), соответствующие конскому чемеру и сояшницам у людей. «Як нападуть перелогы скотыну, то вона бьется, пада, качается, дрыга ногами. Воны бувають од крови, воды,з витру, з людей». Перелоги нападают и по особой причине: если скотина перейдет первая раньше даже, чем птица перелетит, то место, на котором каталось какоелибо животное, рождающееся слепым: собака, кот, заяц или волк. От перелогов дают внутрь льняное масло, вздохи мажут дегтем и больную скотину обвязывают штанами, также обводят ими трижды поперек животного от спины под животом; обводят и шапкой, а в селе Губском еще и котом таким образом. «Сирого ката, абы б не билого, треба укынуть у мшиок и перевернуть скотыни тричи кругом через спыну. Скотыни мынется, а кит не вдержытся. Той найдется, що его задушытъ». От перелогов шепчут так:

1. «Перелогы витряни и водяни, подумани, погадани, наслана! Я вас и вызываю, я вас и высылаю из его ниг, из его жовтои кости, из его червонои крови. Тоби тут не ходыты, косты не сушыты, червонои крови не ялыты. Пиды ты туды, де люде не ходять, де людський глас не заходе!»
2. «Перелогы, переложыщи! Витряни и огняни и прозирни. Вы испытени, вы изйиздени, вы истритени, вы й оступиться, вы й одкотиться од его костей, од его мастей, од его жыл, од его пажыл, од его восьмыдесяты сустав и од волового стану, од сирой мастыны, од нарожденои скотыны».

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 944
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Re: Лечение рогатого скота
« Ответ #2 : 26 Июня 2019, 03:14:40 »
3. «Господы, поможы! Мыколаю, угодныче Божый, рыжий скотыни! Йихав Кузьма и Демьян на гнидому кони и одлычив трыдевять колив, и трыдевять колив положыв, и скоро ти перелогы перебыв. Розийдитеся вы, перелогы, як витер в степу, а туман на води».
4. «Перелогы, переложыщи! Я вас вызываю и выкликаю од гнидой скотыны, я вас высылаю Иродови в ногы. Изойдить соби, изступить соби и посчезнить, пропадитъ у Ирода».
5. «Перелогы ходылы коло дорогы, а я ти перелогы на очерета, на болота, на попови ворота, а з поповых ворит — сатани в жывит».
6. «Сыдыть пип на покути, а дяк на лави, чорт на порози. Попови чачавыця, а дякови рукавъщя, а чортови перелогы — в его велыки рогы. Вин болотом затрясе и перелогы понесе из билои маеты, из жовтои косты, из семыдесяты суставив, з червонои крови».
1. «Иде пин, чытае, дяк замичае. Попови горщык, дякови каша, жыдови перелогы меж ногы».
8. «Йихало тры попы, а за нымы тры чорты. Одын каже: «Я буду од перелогив шептать», а другый каже: «Я буду розгонять», а третий каже: «Я буду помогать». А я вас всих розжену и сам поможу».
9. «Перелогы, логы, логы ишлы на лозы, а з лиз десь узявся ченець, завьязав перелогам кинець».

Разнородные поранения скота лечат следующим образом. Если ол сотрет себе шею дурно пригнатым ярмом или во время работы под дождь, то рану замазывают молоком или свиным смальцем; оборванные копыта (обирвани ратыци) залечивают салом, зажаренным на горячем железе (пидиску), дегтем и роговой мазью; растрескавшиеся ноги (подсед) смазывают также растопленным салом. Порезную или колотую рану засыпают коегде сушеной, стертой в порошок черепахой или так называемым земляным духом — растением, похожим на цикорий, всего чаще соком конопляного семени, сжаренного на углях в просверленном снизу горшке. Струящуюся из раны кровь стараются остановить такими шептаниями:
1. «Мыр тоби, сира корова! Хата твоя, а воля моя. Аминь, аминь, аминь. Я тебе кров замовляю и заговоряю, щоб ты не цянула и не капнула без мого видома; що я тебе шептала, я тебе заговорят Божымы словамы и молытвамы и своимы сахарными устамы».
2. «Ишла свята Пречиста з Киева и несла из рыз платочок рану затуляты и кров замовляты».
3. «Ишлы Божи старци по воду з золотыми видрами, золотымы коромыслами. Коромысла поламались, видра побылысъ, а вода розлъьчась. А в нарожденои скотыны кров унялась».
4. «Ишла красна дивыця з камяною дийныцею до камянои коровы. Колы з камянои коровы молоко побижыть, то тоди из рожденного сырого вола и кров побижыть».
5. «Ишла дивка калынова через калыновый мист та й стала, у нарожденои благословенной сирой коровы кров перестала».
6. «Сияла дивка рожу, рожа не зайшла, и кров щоб у нарожденои рыжои коровы не пиита».
7. «Ишлы тры чоловикы изза билои ричкы, лозу рубалы, лоза не зийшла, и кров щоб не пишла».
8. «Ишов баран через сынее море, оглянется — бижыть джерело. Скынув з себе руно и заткнув джерело».
Запущенную рану, в которой зародились черви, очистив от последних, мажут дегтем или роговой мазью и шепчут так: «Буе соби молодожин та держав девьять жин, од девяты до восьми, а од восьмы до семы, од семы до шесты, од шесты до пяты, од пяты до чотыри, од чотыри до тры, од тры до дви, од дви до однии, щоб не було в половой коровы Червяка ни одного»
«Казать так, щоб выговорыть не оддыхаючи, тоди на правий пяті окрутнуться, землю зпид пяты зирать и затоптать, де червы».

От змей заговаривают следующим образом:
1. Господы, поможы! Мыколай, святый угоднык Божий, и стань мени у помочи из усима святыми. В чыстим поли сынее море. У сыним мори стоить чорный явир, на явори соколове гниздо; в тому гнизди гадына Тетяна. Гадыно Тетяно! Зупыняй свои зросты, зупыняй их, выклыкай их: чорни, ряби, куци, слипи. Як не будеш зупыняты, буду тоби ризать зубы, губы й пагубы. И тут ядови не стояты, червонои крови не пыты, жовтои косты не ламыты, гнидой маеты не знобыты. И розийдыся ты, пухле, як витер у степу, а туман на води».
2. «На мори, на Дунай и на острови Кияни и там стояв дуб дупленатый, а в тому дуби гниздо, а в тому гнизди лежыть царыця Оленыця. Ты, царыце Оленыце! Закажы своему вийську, старому и малому, крывому и слипому, щоб Господь на помич дава».
3. «У поли потик, а в тому потоци стоить дуб гилюватый и лыстоватый, а на тому дубови гниздо, а в тому гнизди сыдыть гадына, царыця полова, а до ии прыйшла ще й друга. Годи тоби, гадыно царыце, тут сыдиты, ходим на осиянську гору каминя глодаты. Не пидеш ты каминя глодаты — буде тоби пры рыпици хвист одпадаты, а нарождений корови, буйвалыци, семирижныци буде опух опадаты».
4. «У лиси пид деревом грушою гниздечко йе, а в тим гниздечку тры гадыны сыдыть: одна ряба, друга полова, третя чорна. Ряба не дуже зла и полова не дуже зла, и высыплются у ней зубы од ии зла» «Застромить ниж у землю и гладить потим по опуху тим ножем».

Разнородные формы накожных страданий: лишаи, случающиеся у скотины, взошедшей на место, на котором до того качалась лошадь, парши и коросту — лечат частью однообразными средствами: больное животное моют отваром табака, а затем лишаи затаптывают гречаной золой (пазилками) или золой ивы; коросту мажут дегтем с синим купоросом, серкой и куриным пометом.




Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 944
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Re: Лечение рогатого скота
« Ответ #3 : 26 Июня 2019, 03:22:41 »
Так как главное назначение коровы в хозяйстве — доставление молока, то наибольшее число приемов и заговоров направлено к сохранению и увеличению последнего. С этою целью корову не гонят на водопой первые три дня, а поят водой, почерпнутой с особыми приемами. Хозяйка, идя за водой, замечает, нет ли на дорожке лежащих навкрест соломинок, а заметив, поднимает их и прячет, приговаривая: «Господы, благословы иты до колодязя!» Воду беруть из колодца непочатого, т. е. такого, из которого в о утро никто не брал еще воды, или из трех криниц, или из дб\х криниц и реки. Воду из последней нужно зачерпнуть против течения и сразу полное ведро, а не в несколько приемов.

Принесенную воду хозяйка ставит так, чтоб корова не видела, потом поит, обмывает вымя и кряж, приговаривая: «Мылосердия двери отверзы нам, Пресвятая Богородыця». Ведро принесенной воды ставят еще на ночь в восточном углу хаты и затыкают в это ведро нож, а на рассвете поят той водой корову.

При недостатке молока поят корову желтым буркуном (донником), собирая который, приговаривают: «Святый Оврам на се зилля орав, з усих дошив, з усих молний, з усих блыскавок росу сбирав и моий скотыни молочко прыбавляв».
К воде и колодцам обращены следующие заговоры:
1. «Добрыдень тоби, водо Тетяно, а земля Уляно! Прыбувай з круч, из гир, полив, з лисив, из ростокив, из потокив, щоб так до моей коровкы молоко прыбувало».
2. «Добрыдень тоби, водо Олияно! Видкиль вода прыбува з усих слоив, з усих краив, з усёго кориння, з усёго насиння, хай у моей скотыны и молоко так прыбува».
3. «Добрыдень тоби, колодязь Иване, а вода Уляна! Даєш водыци из креминня, из каминня, из гир, из долын, из джерел, щоб так народжений сирий коровци Господь послав из жыл, из пажыл».
4. «Здоров був, колодязь Авраме, и ты, водо Уляно! Прыбуваеть у тебе из ричок, из полуричок, из джерел, из слоив. Я прошу, щоб моий корови народжений, благословений прыбуло од Господа».
5. «Добривечир, колодязь! Дай воды набраты. Я буду воду браты и буду хлиб упускаты. Земля Уляно, водо Тетяно! Тут тоби негоже стояты, иды до мене половий шерсты дийва прыбавляты. Матер Божа на олывьяний гори, на прыданський земли там Исуса Хрыста зродыла и с того колодязя воду брала и святою водою облывала, Мыколаяугодныка, скоропомошныка прохала: «Поможы мени на престол рызы пидняты и врожденний, благословений половий шерсты дийва прыбавляты».
6. «Тры ричкы збигалось, тры зори скотылысь, тры янгола спустылысь, угору зори пидиймалы, збору прыбавлялы моий коровци».
Кроме количества молока очень важно также и качество его. Появление дурного, водянистого, кислого, синего молока, зависящее главным образом от дурного, кислого корма, одинаково приписывается народом порче и сглазу коровы, почему испортившееся молоко сдаивают в кувшины, смазанные освященным салом и окуренные ладаном, приговаривая: «Станьте на помощь, вси святий, щоб таке, як було, таке й стало». Точно так же и появление крови в молоке при воспалении вымени, случающееся от удара, простуды и корма, признается народом порчей, а именно перевязкой дойки волоском.

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 944
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Re: Лечение рогатого скота
« Ответ #4 : 26 Июня 2019, 03:25:23 »
Впрочем, кровянистое молоко появляется и в том случае, когда ласточка подлетит под корову. В первом случае необходимо отцепить волосок, заложив под него иголку, и в обоих случаях — окурить корову ладаном, внутрь дать осиновую серццевину, а испорченное молоко, сдоив, отнесть и вылить на воду со словами: «Де таке взялося, хай туды и иде», или закопать в землю — как в следующих народных рассказах.
1. «Як спорченс мою корову, то дид узяв оосколов осыновый килочок пополам и выняв серце и взяв ножыци. Проняв вин трычи попид выменем ножыцямы, тоди навкрест выстрыг волосся. Тоди вин положив волосся и серце роздилыв надвое. Одно завъязав у бумажку и велив дать у хлиби, а друге — щоб до ехид сонця положыла на покути и не дывылась до девьяты день. Як девять день выйшло, я пиита подывылась — нихтямы подряпано кругом так не узяла».
2. «У Касьяновой коровы стало молоко з кровью. Вин з жинкою повели ту корову на ярмарку продать. Приходить дид купувать: «Продай,— каже,— дядьку, сю корову». Жинка каже: «Купить, дидусю, корова дуже добра». А нащо ж ты продаєш, як вона добра?» «На те, що грошей треба». «Та не бреши, я бачу, нащо ты продаєш. А ты не пожалий, дидови купы пивкварты, то будеш йисты молоко». Ну, воны признались тоди дидови, як им случилось, що стало молоко з кровью у коровы. Дид поробив щось — незвисно, потим сказав: «Выведись ии за ярмарок, надоите два видра молока и закопайте у ямку. И прийдете додому, то ще видро надоите и те закопайте, и тоди держить корову, покы держатымется, нихто не спортыть».
От кровянистого молока шепчут: «Господы, благословы, Господы, поможы! Нарождений сирий коровци, жовтои косты, золотой шерсты у помочи статы, сии прозиры исциляты, сии прозиры уничтожат, и чоловичи, и жоночи. и дивчачи, и хлопъячи, и витровии, и сниговии, и ночнии, и полуночный, и помыслении, и погадани, и сострычены, ы супротывныи, и застужена, и стружени, и спрацёвани небесными сыламы. Благословы ий, Господы, прекраты ий, Господы, сии болизни, пошлы ий, Господы, во здравие».
Если на воспаленном вымени появились трещины, то их смазывают пеной парного молока, вершком сметаны или теплым бараньим жиром. При дальнейшем развитии болезни, осложненной появлением на вымени твердой опухоли (нежитя), принимают следующие меры. Нагревают брус и, положив в мешок, давят вымя; также придавливают его первыми штанами, сшитыми мальчикупервенцу, сохраняющимися в числе других лекарств; или хозяйка, став правой ногой на топор, подымает вымя вверх своей исподницей, приговаривая: «Тупор — тупорыщови и нежить — нежытыщеви». Мелом, которым писались кресты на «голодную кутю», очеркивают вымя и ставят посредине его крест. Затем подкуривают больную корову
разными предметами: страстною свечой, бывшей три года в церкви на Страстях, «смирным ладаном», ремезовым гнездом, вихтем, которым мажут доливку, приговаривая: «Ой ты, нежытъ, нежытыще! розийдыся, як туман по долыни», и наконец, устивкой из сапога правой ноги, бывшей в сапоге на Рождество, Новый год и Крещение.

От нежитя шепчут:
1. «Нежытъ, нежытяка, из витру усувается, брусом спасается. Нежытъ, нежытяка! Тут тоби не можна стоять! Брус брусяка и нежыть нежытяка! Брус брусяка выганяе нежыть нежытяку. Тут тоби не стояты, в вымья не шпыгаты и дийва не запираты! Од рыжои маеты, червонои крови; нежытьнежытяка, я тебе окружаю, я тебе брусом выганяю: тоби тут не стояты и вымья не затверждаты, пиды соби за дымами, за горячимы огнями. Тебе видсиля выкурюется, выгоняется, на сухе дерево изсылается».
2. «Нежытъ, нежытыще! И я тебе вышиптую, вызываю и выклыкаю. И ты тут щоб не селывеъ и не мистывеь, из прозору, из людей. И ты й подумала и ты й погадала, и грих тоби буде. Подумала й погадала и на скотыну ссылала».
Для сохранения удоя мало одних мер предупреждения и лечения болезней коровы; нужны еще некоторые особые хозяйственные приемы для того, чтобы молоко не уменьшалось. Так, например: нельзя давать лизать молока кошке или суке, вероятно, из опасения, что под ними может скрываться ведьма, а пролитое молоко нужно поскорее затоптать землей. Человек в обмен за полученное молоко должен дать корове кусок хлеба с солью, но отломленного, а не отрезанного ножом — иначе «урижется дийво».

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 944
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Re: Лечение рогатого скота
« Ответ #5 : 26 Июня 2019, 03:26:16 »
Сдоив корову, нужно три раза приотворить хатнюю дверь и за третьим только разом взойти в хату с ведрами молока. Нельзя хвалиться обилием молока. Нельзя брать кувшин пальцами: Не беры глечика пучками, а беры 'всею долонею, то буде й сбир у долоню». Нельзя скребти глечика  ножом —«урижется дийво», а коснувшись кувшина нечаянно ножом, следует начертить крест на земле тем же ножом. Самое главное условие хорошего сбора заключается в чистоте глечиков. В Лубенском уезде их выпаривают стружками, житной соломой, крапивой, щебцем глечкопаром (чистотелом), потом окуривают скорлупой освященного яйца, «щоб бильш вершка було».

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Re: Лечение рогатого скота
« Ответ #6 : 14 Августа 2020, 17:26:01 »
От болезни скота

Взять веник и говорить в него слова:

 «В сем селе, в сем дворе, сидит три жировика и лесовика и три отпадших силы. У меня, рабы Божьей Н., на эту отпадшую силу есть тридевять прутов, тридевять кнутов и тридевять булатных ножен. Я этими тридевятью кнутами и тридевятью прутами и тридевятью булатными ножами откаливаю, отбаиваю, отговариваю от избного, от печного, от дворового, от хлевного, от уличного, от водяного, от лесового, от баенного, от каменного, от нечистого духа, от отпадшей силы, от завидости, от переговору, от худых глаз, от своей думы во веки веков. Аминь, аминь, аминь».

Говорить слова три раза, после каждого раза плю-нуть три раза в веник. Веником хлопать по больному животному.