От проклятых болезней.
Стану я, раба Божия Александра, благословясь, пойду перекрестясь, из избы в двери, из ворот в ворота, под востошную сторону, под полуденную. Навстречу мне Исус Христос. Возмолюсь я, раба Божия Александра: «Батюшко Исус Христос, пособи мне от 12 сестер, от полуночных, от полуденных». — «Отойдите вы от раба Божья Демьяна, подойдите вы на моха, на болота, на пустые места, на Афонские горы, в темной лес!» Будьте мои слова крепки, крепче камня, крепче укладу. Положу я ключ-камень в окиян синее море, замкну вас крепким замком. Аминь.
Употребление: От проклятых болезней, а их всех бывает двенадцать, в Ярках дают «хинь». Дав сколько следует, по мнению лечащего больного, читают этот наговор один раз. Сколько бы раз не давали «хинь», каждый раз читают наговор.
От лихорадки.
Читается молитва «Да воскреснет Бог и расточат(ся) враги его и т. д.», потом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. От болезни лихорадочной, головной, сердечной, нутреной костоломной, знобучей, трясучей, поносной, сыпучей, неприимной водянки помилуй раба Божьего (имя больного)».
И так до трех раз.
Сперва берут осиновых сухих веток с листьями, заваривают в горячей воде, и на стакан этого навара наговаривают и дают больному выпить. При наговоре дверь запирают на защелку, на подполье кладут ухват и клюку наперекрестку. В стакан кладут с больного крест, предварительно привязав к нему в тряпке кусочек свиной бирьки (носу), и мешают вилкой.
От кровотечения.
Во имя Отца, едет старик с поля, под ним конь карь, раба Антона кровь не капь. Будьте мои слова лепки и крепки, крепче укладу, крепче серого камня. Замком ключ, замок в роте, а язык-ключ в окиян море. Аминь.
Употребление: Читают три раза над местом, откуда идет кровь. По прочтении три раза плюют на кровоточивое место.
От кровотечения.
Стану я, раба Божия Аграфена, благословясь, пойду перекрестясь из избы в двери, из ворот в ворота, под восточную сторону, под полуденную. Навстречу мне Иисус Христос. Возмолюсь я, раба Божия Аграфена: «Батюшко Иисус Христос, пособи мне кровь заговорить»: Кровь медная, ножик железный. Ни от быка молока, ни от серовика камня плоду, ни от фофана меду, и также от меня, рабы Божией Аграфены, не было бы ни крови, ни опухоли роду. Еще заключает меня царица Божия, небесная, стоит она на престоле во Киеве, Мать Пресвятая Богородица, и шьется она иголочкой булатной и ниткой шелковой. Иголочка сломается и ниточка урвется, так бы и у меня, рабы Божией Аграфены, кровь унимается. Как бы у моря ходит щука калуга, белая рыба, перья золотые, чешуя серебряная, зубы железные. Возмолюсь я, раба Божия Аграфена: «Матушка щука калуга, рыба белая, чешуя серебряная, зубы железные, не вей ты, повивай ты, из-под златыря камня ключ вынимай, у меня, рабы Божией Аграфены, кровь унимай». Будьте эти все мои слова, которые я договорила и которые недоговорила, и которые переговорила, слово в слово, передние на переде, задние на заде и середнее в середке. В чистое поле, в синее море и ключ с замком. Аминь.
Употребление: Употребляется как предыдущий.
*ни от фофана меду — фофан, простофиля и глупый человек, но здесь неясно, видимо, какое-то другое значение.
Кровь заговаривать.
Стану я, раб Божий Егор, благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из двора воротами, под восток, под восточную сторону. Под восточной стороной лежит камень белатырь, на том белатыре камне сидит Мать Пресвятая Богородица, у ней пряшенька золотая и веретешечко, сидит, прядет мотает, у меня, раба Божия Егора, кровь вынимает. Как из этого белого латыря камня кровь не канет, так бы у меня, раба Божия Егора, из белого тела кровь не канула. Будьте мои слова крепки и лепки, крепче-лепче булатного камня, задней на заде, передней на переде, говорены не договорены, будьте все вы сполна. Аминь.
От младенки.
Во имя Отца и Сына, от зубов, от волосов, от быстрых глаз, от стрешного, от поперешного, от беззубого, от двоезубого, от женого, от двоеженого, троеженого, от девки пустоволоски, от бабы долговолоски, от жены поперечины. Есть в Волге китай рыба. Как эту китую рыбу никто не может изловить, употребить, так бы там Гарвила никто не мог изловить и употребить. Все апостолы, все угодники, поставьте по старому по сырой земле ходить, по белу свету глядеть, от белого глазу, от серого глазу, от желтого глазу. Уроки-призоры, с ветру пришли, на ветер подите, с темного лесу, с быстрых рек. Как на престоле крест сохраняется, так бы и раб Гарвила от младенки, от уроков, от призору, от злых людей, от супостателей сохранялся, от своей лихой думы. Будьте мои слова крепки и емки. Аминь.
Употребление: Наговор читают по три раза зараз девять «девяток». При чтении дают пить стакан настоя «урошной травы» на воде, употребленной при обмывании икон.
От рожи.
Как у сердца сук сохнет, так бы у раба Ивана костова и мозгова, и жилова, и мясова, и сердцева, и лехкова, и печенна, и кровяна, и нутрянна, и реброва, и сустава, и скретышева, и спинова, и ногова, и перстова, и ногтова, и рукова, и плечева, и горлова, и шеева, и ротова, и деснова, и зубова, и языкова, и глазова, и ушова, и лобова рожа сохни. Будьте мои слова крепки и емки, заговорчивее. Зубы — замок, ключ в окиян море.
Употребление: Чертят вокруг сука на лавке, на столе или на полу, на бревне или на полени безымянным пальцем, предварительно вытертым насухо, в правую (по солнцу) сторону, и три раза говорят наговор. Потом вокруг больного места производят ту же операцию черчения и троекратного повторения наговора. Переходя второй раз чертить на суку, заменяют подчеркнутые в наговоре слова другими: «Как у сердца сук не расходится», читают три же раза. С этим же изменением в наговоре троекратно же читают, производя второе черчение около больного места. Затем снова, в третий раз, переходят к чертежу на сук, повторяя троекратно же, но по-старому, только чертеж делается не сплошной линией (чертой), а отдельными прерывистыми прикосновениями пальца (точками). По прочтении наговора делают на суку три креста теми же точками, три раза прикасаются к самому суку, три раза на него плюют. То же самое повторяют и на больном месте. Иногда чертят вокруг трех суков. Читается утром и вечером. Дневных два сеанса черчения называются «девяткой». Для полного излечения от рожи необходимо таких «девяток» девять. В случае, если черчение происходит не на одном, а на трех суках, то такое черчение в течение девяти дней называется «тридевять девяток»
*«девятка» — здесь Савельев А. А. «девяткой» называет два сеанса, проведенных за один день, утром и вечером, при этом получается, что за один сеанс наговор читался двенадцать раз.
«тридевять девяток» — черчение на трех суках в течение девяти дней, видимо, в этом случае за один сеанс наговор читали шесть раз.