Чем болели и как лечились люди, населявшие древнейшие государства? В чем они видели причину заболеваний и что делали, чтобы их избежать? Как они боролись (и боролись ли) с распространением инфекций и эпидемий? Попробуем ответить на эти вопросы на примере Древней Месопотамии, одной из первых цивилизаций в истории человечества.
Тексты медицинского толка — рецепты и предписания для больного — известны в Месопотамии с конца III тысячелетия до н. э., но основными источниками для изучения древнемесопотамской медицины являются не они, а медицинские документы из библиотеки новоассирийского царя Ашшурбанапала.
С одной стороны, это собственно медицинские (терапевтические) тексты, касающиеся диагностики, рецептуры, списков лекарственных ингредиентов и прогнозов течения заболевания. С другой — магическо-медицинские тексты, в том числе сборники заклинаний, ритуалов, молитв, а также справочники для специалистов, выясняющих причину болезни и ее возможный исход с помощью гадательных практик. Терапевтический и магический подходы считались одинаково полезными для больного и ни в коем случае не исключали друг друга: зачастую с одним и тем же пациентом работали и врач (по-аккадски asû), занимающийся физическими симптомами, и заклинатель (по-аккадски āšipu), старавшийся устранить причину недуга магическими средствами.
Идеал жизни, к которому стремился древний человек, можно описать формулой «достаток, здоровье, долголетие и легкая смерть на руках многочисленных родных», которые должны были позаботиться о его комфорте в загробной жизни. Здоровье и долголетие находились в руках богов, которые, разгневавшись, могли отнять их в любой момент. Для того чтобы привести божество в ярость, достаточно было умышленно или случайно нарушить одно из многочисленных социальных или религиозных табу. Считалось, что в таких случаях божество насылает болезнь своим прикосновением, поэтому такие недуги назывались «рука/прикосновение бога». Особо заразные болезни, быстро перераставшие в эпидемию, часто назывались «прикосновение Эрры» — по имени бога-разрушителя, который довольно быстро стал одной из ипостасей месопотамского бога смерти Нергала. Нередко боги посылали болезнь опосредованно, через демонов, которые в месопотамской традиции описываются как безымянные злые (реже добрые) духи. Демонов, которых мы знаем поименно, не так много. Самые известные из них — Ламашту, насылавшая болезни на младенцев и их матерей, и противостоящий ей Пазузу. Также наслать болезнь могли духи умерших предков, о которых плохо заботились (не совершали положенных жертвоприношений), и даже люди — колдуны и ведьмы.
Фигурка-амулет, изображающая демона Пазузу, оберегающего от болезней, насылаемых Ламашту. Месопотамия, VIII–VI века до н. э.
The Oriental Institute / The University of Chicago
Что же было делать человеку, которого схватила болезнь? Вот что говорят древние тексты — письма, гадания, заклинания, ритуалы, молитвы и, конечно, сборники рецептов и диагностические справочники.
1. Не нарушайте табу. Табу — это слова или действия, которые могут оскорбить конкретное божество. При этом нужно иметь в виду, что нарушение одного и того же запрета одного бога может оскорбить, а другого — оставить равнодушным. Один придворный в письме к царю сообщал о судьбе принцессы, которая нарушила табу и говорила гадости о своем отце: «[Принцесса] Шиматум злословила о моем господине. Из-за нее мой господин обращался к богу — бог моего господина настиг ее и покалечил ей пальцы. Кроме того, у нее не прекращаются припадки»
Табу варьировались от диетарных (нельзя есть определенную пищу в определенный день) до поведенческих (нельзя посещать определенные места или совершать определенные действия). Некоторые табу можно было нарушить случайно, по незнанию, например вступив в воду, в которой до этого кто-то мылся. Если больной не мог понять, какой из его поступков разгневал бога, он мог обратиться к заклинателю и пройти очистительный ритуал «от всего». Описание таких ритуалов и сопутствующие им заклинания содержатся в сборнике заклинаний «Сожжение» (по-аккадски šurpu). Во время ритуала заклинатель читал магический текст у огня, а его клиент в это время чистил луковицу (или срывал финики с ветки, или расплетал тростниковую циновку), а потом бросал ее в огонь, представляя, что его беды сгорают вместе с ней.
2. Изолируйтесь при эпидемии. Небольшой корпус писем, написанных в начале II тысячелетия до н. э., рассказывает о том, что происходило во время мора. Одно из них свидетельствует о том, что правитель следил за ходом эпидемии и отдавал приказы, призванные ее сдержать: «Касательно эпидемии, о которой мой господин писал мне: в Туттуле
есть заболевшие, но смертей немного. В Дуннумe… мор: за два дня умерло почти двадцать человек. Жители Дуннума покинули город и ушли в сторону горы Ласкум. Мубан и Манухатан, города в окрестностях Дуннума , в порядке, заражен только Дуннум».
Изоляция была единственным действенным способом приблизить момент, когда «рука бога устанет» и эпидемия сойдет на нет. Так, можно было либо приказать здоровым жителям покинуть зараженный город, либо выслать заболевших: «Я выделил 20 лодок, чтобы погрузить на них зараженных, но увидел, что их слишком много и лодки их не вместят. Тогда я выделил две грузовые баржи». В остальном можно было только ждать и запрашивать оракул о том, когда эпидемия пойдет на спад: «На десятый день месяца тирум я запросил оракул о том, можно ли хоронить мертвых, и бог ответил „да“. Те, кто остался, похоронили тела. На четырнадцатый день месяца тирум жрецы и певчие провели в городе очистительный ритуал».
3. Не контактируйте с больными. Жители Месопотамии знали, что можно заболеть при контакте с тем, кто уже болеет, поэтому потенциально заразных больных старались как можно раньше сажать на карантин. До нас дошло письмо с распоряжениями царя об изоляции одной из придворных дам: «Пусть эта женщина сидит в отдельной комнате, пусть к ней никто не входит! Если же, как я опасаюсь, отдельной комнаты не найдется, пусть эту женщину лечат до тех пор, пока оракулы о ее состоянии не станут неблагоприятными. Умрет она или выживет — в любом случае [другие] женщины заразятся этой [болезнью] симму». По поводу другой придворной дамы, заболевшей симму, распоряжения еще более строгие: «Пусть никто не пьет из чашки, из которой она пьет; пусть никто не сидит на стуле, на котором она сидит; [и] пусть никто не лежит на кровати, на которой она спит!» Возможно, нам тоже не следует забывать о пользе (само)изоляции во время вспышки заразной болезни.
Рельеф с изображением придворного, подносящего напиток Ашшурнацирапалу II. Месопотамия, 883–859 годы до н. э.
The Metropolitan Museum of Art
4. Позовите жреца. Врач, который знал имя божества, наславшего болезнь на его пациента, мог подключить к лечению жреца (для чтения молитв) и таким образом повысить эффективность лечения. Для этого можно было запросить оракул или же свериться с собранием диагнозов, попутно установив прогноз течения болезни, например: «Если лицо [больного] покрыто красными пятнами — „рука Сина“ ; он выживет». Для заклинателей тоже существовали тексты такого рода, но им предлагалось ориентироваться по приметам, которые они могли наблюдать при входе в дом больного. Собрание таких текстов называлось «Когда заклинатель входит в дом больного» и содержало приметы типа: «Если [заклинатель] увидел пятнистого быка, больного схватила Ламашту [или] его схватило проклятие. Он скоро умрет».
Дощечка-амулет, защищающая от богини Ламашту. Новоассирийское царство
Musée du Louvre
5. Попробуйте достать рецепт. Лекарства в Древней Месопотамии готовились в основном из трав и минералов, обработанных особым образом и смешанных в определенной пропорции. Получившийся лечебный порошок смешивали с жидкостью (для внутреннего применения), с маслом или с жиром (для внешнего применения). Известны как простые (однокомпонентные) так и сложные (до десяти ингредиентов) рецепты. Укус скорпиона, например, не требовал особых премудростей: «Если человека укусил скорпион, нужно намазать [место укуса] бычьей слюной, и он поправится». Серьезные проблемы требовали иного подхода: «Если у человека болит почка и он постоянно чувствует боль в паху; если его моча белая как у осла и со временем в ней появляется кровь, то такой человек болен болезнью муцу. Нужно вскипятить два сикля мирры и два сикля смолы растения baluhhu в двух мерах уксуса , остудить и смешать в равных пропорциях со [свеже]отжатым маслом. Половину смеси нужно ввести в уретру через медную трубку, вторую половину — смешать с качественным пивом и оставить на ночь. Он выпьет это натощак и поправится».
Как видно из писем, у каждого хорошего врача были свои, неизвестные другим рецепты: «Касательно трав против солнечной лихорадки от врача из Мардамана
и от придворного врача: я опечатал эти травы, собранные в горах, своей печатью и отправил [обоих] врачей в сопровождении Ла-гамаль-абума к моему господину. Мой господин уже пробовал лекарство от солнечной лихорадки [по рецепту] придворного врача. Я [же] пробовал и лекарство от солнечной лихорадки [по рецепту] врача из Мардамана, и оно подействовало».
6. Найдите магические материалы. В VII веке до н. э. не было человека могущественнее, чем царь Ассирии. Предпоследний ассирийский царь Асархаддон
(«царь земных царей», как писал о нем Брюсов) был не только выдающимся политиком и полководцем, но и серьезно больным человеком. Сохранилась его переписка с многочисленными врачами, гадателями и экзорцистами, в которой он запрашивает лекарства, способные облегчить его состояние, и оракулы о причинах и динамике своей болезни. Судя по описанию, его болезнь была хронической и периоды ухудшения перемежались с периодами ремиссии. Придворные врачи, в том числе личный врач царя Урад-Наная, так и не смогли поставить Асархаддону диагноз на основе его многочисленных симптомов: лихорадка, кожное воспаление, кровотечения, боль в ушах и др. Вот одно из писем Урад-Нанаи к царю: «Царь, мой господин, все время спрашивает меня: „Почему ты не можешь понять, чем я болею, и приготовить мне лекарство?“ <…> Пусть царь, мой господин, воспользуется средством для примочек [которое я посылаю с этим письмом], и, возможно, эта лихорадка покинет царя, моего господина. <…> Когда царю доставят перевязку, пусть его перевяжут крест-накрест, как делали до этого раз или два. <…> В мешочке я посылаю царю, моему господину, защитные магические материалы. Пусть царь наденет его на шею. Также я посылаю мазь. Пусть царь мажется ею, когда наступит резкое ухудшение». Современные исследователи склонны считать, что Асархаддон страдал синдромом Рейтера, то есть у него был реактивный артрит.
7. Закопайте у порога изображение собаки. Демоны также могли насылать болезни, обычно по приказу божеств, но иногда и по собственной воле (особенно Ламашту). Часто демоны действуют не в одиночку, а группами — например, злые демоны утукку, или семерка (демонов) (по-аккадски sebittu). Семерка демонов — «порождение неба и земли» — служила богу смерти Нергалу и исполняла его малоприятные поручения. Противостоять демонам можно было как с помощью заклинаний и ритуалов (если человек уже заболел), так и с помощью охранных амулетов (профилактика). Часто для защиты от злых духов и демонов применялись апотропейные фигурки — изображения, отгоняющие зло и не дающие ему проникнуть в жилище. В этой функции выступали изображения собак: их закапывали под порогом дома или помещали рядом. Вполне вероятно, что собаки — священные животные месопотамской богини врачевания Гулы — не только выполняли сторожевую функцию, но и служили своего рода амулетами от болезней.
8. Слепите из воска фигурку колдуна и сожгите на костре. Месопотамская магия не делилась на черную и белую в привычном нам смысле. Чтобы причинить человеку вред, ведьма или колдун использовали те же самые средства, которые пострадавший мог использовать для защиты от них. Ведьмы — большая часть текстов упоминает именно их — стремились обманом заставить богов навредить человеку, например наслать болезнь. Наведенное колдовство действовало до тех пор, пока жертва не проведет специальный ритуал и не откроет божеству глаза на происходящее. Самый известный ритуал, направленный на снятие колдовских чар, назывался предание огню (по-аккадски maqlû). Он проводился ночью и предусматривал чтение заклинаний над символическим изображением колдуна или ведьмы — фигуркой из воска, дерева, теста, глины или битума, которая затем сжигалась на костре.
9. Изгоните червя. Больной зуб, конечно, проще всего было вырвать, и наверняка в Месопотамии имелись люди, способные справиться с этой задачей, но в доступных нам текстах прямых указаний на практику удаления зубов нет. По представлениям жителей Древней Месопотамии, зубную боль вызывал червь, поселившийся у человека в десне или непосредственно в зубе. Одно из заклинаний содержит мифологическое вступление, рассказывающее о том, как червь — «порождение болота» — обратился к богам с просьбой назначить ему пищу. Когда боги предложили ему питаться сладкими фруктами, червь отказался и попросился жить в десне у человека, чтобы питаться его плотью и кровью. Неудивительно, что заклинание заканчивается словами: «Из-за того, что ты так сказал, о Червь, пусть бог Эа ударит тебя всей силой своей руки!»
Изгнать червя можно было как заклинанием, так и лекарством, которое нужно было особым образом нанести на зуб (инвазивные методики лечения в текстах не упоминаются): «Если у человека в зубе [завелся] червь, нужно растолочь растение [под названием] „испражнения моряка“ в [свеже]отжатом масле. Если болит зуб с правой стороны, нужно нанести [масло] на зуб слева, и [больной] поправится. Если болит зуб с левой стороны, нужно нанести [масло] на зуб справа, и [больной] поправится».
10. Не рассчитывайте на помощь хирурга. Сложно судить, было ли распространено в Древней Месопотамии хирургическое вмешательство. Текстов, которые упоминают процедуры, напоминающие указание на операцию, очень мало, и ни один из них не является собственно медицинским. Самый известный пассаж такого рода — несколько параграфов в законах Хаммурапи , посвященных манипуляции врача с больным глазом пациента. В отличие от других регионов Древнего Ближнего Востока, прежде всего Египта, свидетельств операций по трепанации черепа в Месопотамии также не обнаружено. Возможно, хирургическое вмешательство рассматривалось как крайняя мера: слишком высока была вероятность послеоперационных осложнений.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/lechenie-zabolevaniy/116/kak-pobeditb-boleznb/4935/