Новости: Группа нашего форума ВКонтакте: Гадание • Магия • Руны | VK

  • 21 Ноября 2024, 23:55:09


Автор Тема: Болезни  (Прочитано 726 раз)

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Болезни
« : 26 Февраля 2020, 14:05:59 »
Болезни — в народной культуре болезни являются результатом действия демонов болезней, нечистой силы, ведьм, колдунов, людей с дурным глазом, порчи и т.п.

Демоны болезни выступают преимущественно в антропоморфном виде. Чаще всего — в женском обличье, реже — в мужском или неопределенном (неясная фигура, некто); иногда — в зооморфном: собака, кошка, медведь, свинья, птица (огромная, черная, летающая по ночам, машет крыльями над домом, насылая болезнь); в виде гадов — мыши, змеи, ящерицы, каракатицы, лягушки, червяка, мухи, бабочки, летающей утки со змеиной головой и хвостом. Могут представляться паром, туманом, воздухом, мглой, облаком, дымом или быть невидимыми.

Антропоморфные демоны болезни могли принимать вид цыганки или вообще чужеземца, жителя соседнего села, незнакомого человека. Часто одна болезнь представляется в виде множества демонов, которые ходят по двое, по трое или в количестве 7, 9, 16, 27, 40, 77 и др. Могут по поверьям, находиться между собой в родственных отношениях: чаще — это сестры; у чумы и оспы есть ребенок, лихорадки — дочери царя Ирода.

Болезни получают собственные имена, обычно в соответствии с тем, источником какой болезни они являются, ср Тресея, Огнея, Ледея, Гнетея, Глухея, Ломея и др. Некоторые Болезни появляются с косой в руках (ср. Смерть, с луком и стрелами, со списком своих предполагаемых жертв, с платком, рассеивающим заразу, иногда — в сопровождении нечистой силы, животных (сов, филинов, летучих мышей). Они обходят села пешком, ездят в колеснице, летают по воздуху (в вихре, туче, облаке, на летучих мышах), могут ездить верхом на человеке. Болезни обитают на краю света, где земля сходится с небом, за морем, вблизи источников, у воды (ср. представления о воде как вместилище нечистой силы); в болотистых местах, в прудах, в колодцах, в пустынных местах, в темных лесах, в колючих кустарниках, вблизи старых деревьев, проникают в дом, в непокрытые сосуды и там живут. Иногда болезни поселяются в человеке навсегда — в его жилах, внутренностях, волосах и т.п. Приходя в село, Болезни останавливаются на окраине, расспрашивают о месте жительства своих жертв; проникают в село верхом на человеке (часто оседлывают его при переправе через реку); ходят по селу, помечая одни дома черными буквами, другие — красными; окликают под окнами хозяев по имени: кто откликнется, тот заболевает; поражают свои жертвы громким плачем, стрелами; отсекают голову косой; жалят людей, облизывают их или целуют, вызывая заболевание; садятся на спящих, душат их, дуют на них отравленным дыханием; напускают на людей злых духов, питаются мертвыми телами; иногда наказывают нечистоплотных хозяев (отравляют немытую посуду) и т.п. Чаще всего причиной Болезни считалось воздействие на человека мифологических персонажей как наказание за нарушение запретов, регламентирующих взаимоотношения между ними и человеком (за причинение вреда этим духам, за непредусмотренные контакты с ними, за вторжение в место их пребывания, повреждение их деревьев, за называние Болезней их настоящими именами и т.п.), запретов на определенные виды работ в праздники (за что человека могли наказывать и святые. Болезнь могла исходить также от некоторых природных явлений: от воды, тумана, росы, чаще всего — от ветра, вихря, от ядовитых испарений, возникающих при затмении солнца; от вредоносного лунного света.

Лечебная магия
Наиболее типичные способы избавления от болезни — ее сожжение (в том числе окуривание, бросание в огонь, высекание огня над больным), смывание (купание, обливание, опрыскивание); выбрасывание или удаление (когда вещи больного относят за границы села, спускают по воде, забрасывают в отдаленные места); передача болезни другому лицу, животному, растению (подбрасывание к чужому дому, на дорогу, скармливание скоту, забрасывание на дерево); отправка болезни на "тот свет" (подкладывание вещей в гроб к умершему); закапывание болезни в землю. Человека отделяют от болезни, протаскивая больного сквозь разного рода отверстия; расчленяют Болезни (разрубают предметы на много частей), рассыпают, развеивают по ветру; уничтожают болезни (топят, забивают); прячутся от болезней; отпугивают и изгоняют (шумом, стрельбой, битьем посуды, криком).

В лечебной магии распространены многообразные способы кормления духов болезней. Пищей одаривали для умилостивления, задабривания либо для того, чтобы отогнать, обезвредить, заманить болезнь в глухие места. У вост. славян для избавления от лихорадки, ночницы, "криксы" и др. специально пекли особые булочки либо варили зерно (использовали обычный хлеб, краюху хлеба с солью) и относили угощенье к болоту, топким местам, к лесу, в прибрежные заросли. С помощью пищи люди пытались выманить болезнетворного духа из больного, удалить его за границу жилого пространства. Например, при лечении колтуна поляки срезали его и закапывали в землю, а чтобы он не вернулся, давали "на дорогу" хлеб, сахар и монетку (жешов.). Приставшую к человеку длительную болезнь "отвозили из села" в телеге: стелили полотно, клали хлеб, вино, выезжали за границу села, перекладывали еду на землю, ждали некоторое время, "когда болезнь слезет", и быстро уезжали обратно (болг. Кюстендилско). У болгар обрядовый хлеб принято было специально печь при лечении разных заболеваний. Его смазывали медом, складывали вместе с орехами, сухими фруктами в новый холщовый мешок и выносили в соседнее село, где вешали угощенье на чужой забор или на дерево. Подобным образом поступали и белорусы при лечении лихорадки: семьдесят семь пшеничных зерен, предназначенных для сестер-лихорадок, завязывали в новое суровое полотно, туда же клали кусок хлеба с солью и как только у больного начинался приступ, вели его к ручью; там произносили заговор и перебрасывали узелок с едой через ручей.

Чтобы больному полегчало, пытались расположить болезнь подношением еды: делали "относ" ветровому духу или духу"хозяину" конкретного места, где — как считалось — приключилась болезнь. По рус. архангел, поверьям женщинакликуха угощала вселившуюся в нее "икоту" зерном, горохом, хлебными крошками, уговаривая ее поесть и не мучить больную. Готовясь к встрече чумы, оспы, которые якобы появляются на земле в определенные годовые праздники, болгары, чтобы умилостивить болезни, готовили для них "медовые калачи", пекли кур, накрывали стол с едой (см. Афанасий, Варвара).

Подношения в виде еды делались и по отношению к растениям, считавшимся ипостасью или местом обитания духов. У юж. славян заболевший "самовильской" болезнью ходил в поле искать растение, называемое самовила, и оставлял под его корнями хлеб, воду, сахар и чтонибудь из своей одежды (болг.). Сербы Лесковацкой Моравы в случае болезни носили на полонину для "самовилы" калач, испеченный особым образом (муку для него просеивали через перевернутое вверх дном сито); вместе с кружкой воды размещали еду на полотне у корней травы самовила. Приношения в виде хлеба, соли, зерна, воды, вина, меда и т. п. часто совершались в ситуации, когда больные ходили к деревьям "передавать" свои болезни (см., например, Боярышник, Бузина, Дуб и др.).

Одним из способов избавления от недугов была раздача специально испеченного хлеба соседям по селу. Так делали болгары в р-не Ловеча: когда ребенка одолевала оспа (шорка), мать готовила лепешку, мазала сверху медом и раздавала по куску всем соседям, при этом она говорила: "Возьми, шарка, этот мед, он слаще, чем наше дитя".


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/lechenie-zabolevaniy/116/bolezni/2148/

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Болезни
« Ответ #1 : 26 Февраля 2020, 14:07:33 »
Болезнь человека — состояние, воспринимаемое в народной культуре как результат действия демонов болезней, другой нечистой силы, ведьм, колдунов, людей с дурным глазом и т. п.

Названия болезней
Общее понятие болезни обозначается словами с корнями *хvоr-, *bolj-, *slab- или отрицательными дериватами *ne-mogtъ, *ne-dugъ, *ne-sъdorv-. Конкретные названия отражают способы номинации: по симптомам болезни — рус. желтуха, бледница, бел. рабуха, болг. шаруля; рус. грызь, огонь, ледиха, бел. трасца, укр. палячка, задих, с.х. тресавица, сушица, грозница, болг. суха болеет, бегавица и т. д.; по именам демонов — источников болезней — рус. полуношница, лихой, и т. п.; по способам насылання болезней — рус. сглаз, прикосы, укр. пристріт, +uroki; по названиям животных  рус. червь, лягушачий глаз, жаба и т. п.

Широко распространены названия-эвфемизмы — задабривающие: рус. добруха, тихонький, смиренник, с.х. добрац, добрарана, болт, добра, здрава, жива-здрава, медена-маслена и т. п.; уменьшительно-ласкательние: рус. оспица, болг. цветенцето, сипаничка и т. п.; почтительно-возвеличивающие: рус. божье, господа, князь, барыня, отражающие родственные связи: рус. мать, бабушка. сестра, болг. баба Шарка, милата майка, местоименние: рус. она, своя, болг. тя, оная и т. п.; безличные глагольные: рус. подвеяло, укр. напало, и т. п.; описательно-определительные: рус. не тебе будь сказано и т. п.

Демоны болезней
Демоны болезней выступают-пренмущественно в антропоморфном виде. Чаще всего — в женском облике, реже — в мужском или неопределенном (некто); иногда — в зооморфном: собака, кошка, медведь, свинья, птица (огромная, черная, летающая по ночам, машет крыльями над домом, насылая болезни), мышь, змея, ящерица, каракатица, лягушка, червяк, муха, бабочка, летающая утка со змеиной головой и хвостом. Могут представляться явлениями природы: паром, туманом, воздухом (вредоносными струями воздуха), мглой, облаком, дымом и т. п.; быть невидимими.
Антропоморфные демоны болезни могли принимать вид цыганки или вообще чужеземца, жителя соседнего села, незнакомого человека.

Внешний вид болезней
Внешний вид болезней: красивые молодые девушки, женщины с длинными волосами или старые уродливые бабы (бледные, худые, костлявые, аномально высокие, огромные), с длинными руками, когтями, оскаленными зубами, огненными глазами, одноглазые; лохматые, крылатые, легкие, как перо, или очень тяжелые; иногда с зооморфными чертами — клювом, бычьей головой, индюшачьими лапами, козьими или коровьими копытами. Закутаны в белую, черную или красную одежду (саван, длинную рубаху, покрывало, шаль), в руках платок, полотно (огромных размеров); иногда появляются босыми.

Часто одна болезнь представляется в виде множества демонов, некоторые ходят по двое, по трое или по 7, 9, 12, 27, 40, 77, 77 с половиной (эта половина считалась наиболее опасной, не поддающейся изгнанию), 99 (всего их может быть 100, но последнюю, самую опасную, неизлечимую, от которой нет лекарств, не учитывают при счете). Демоны болезней могут находиться между собой в родственных отношениях: чаще — это сестры (или брат и сестры), старшая повелевает младшими; у чумы, оспы есть ребенок; лихорадки - дочери царя Ирода (апокрифический мотив). В заговорах сестры имеют собственные имена: Тресея, Огнея, Ледея, Гнетея, Глухея, Ломея и т. д. Сестрами могут быть и разные болезни, напр., чума и холера. Некоторые болезни появляются с косой в руках, с луком и стрелами, со списком своих жертв, с платком, рассеивающим заразу, иногда — в сопровождении нечистой силы и животных (сов, филинов, летучих мышей и т. п.). Они обходят села пешком, ездят в колеснице, летают по воздуху (в вихре, туче, облаке, на летучих мышах); могут ездить верхом на человеке.

Места обитания болезней
Места обитания болезней: на краю света, где земля сходится с небом, за морем; вблизи источников, у воды; в болотистых местах, прудах, колодцах; в пустых местах, темных лесах, колючих кустарниках; вблизи старых деревьев; проникают в дом, в незакрытые сосуды и там живут. Могут поселяться в человеке навсегда — в его жилах, внутренностях, волосах н т. п. Антропоморфные существа, олицетворяющие болезни, способны превращаться в насекомых и животных (бабочку, муху, кошку, лошадь, корову, птицу), в предметы (соринку, клубок пряжи, соломинку), в явления природы (воздух, облако, синее пламя) или вообще исчезать, становиться невидимыми.

Характерные действия демонов болезней
Характерные действия демонов болезней: приходя в село, останавливаются на окраине, расспрашивают о месте жительства своих будущих жертв; проникают в село верхом на человеке (часто оседлывают его при переправе через воду); ходят по селу со списком в руках, разыскивая жертвы; сеют по селу заразу, бросая платок, взмахивая им; ходят по домам, отравляя незакрытое питье; обходят ночью село, помечая одни дома черными буквами, другие — красными; окликают под окнами хозяев по имени — кто откликнется, тот заболеет; поражают свои жертвы громким плачем, стрелами; отсекают голову косой; жалят людей, облизывают их или целуют, вызывая заболевание; мажут людей смолой; нападают ночью на детей, вызывая сильный плач; садятся на спящих, душат их, дуют или дышат на них отравленным дыханием; напускают на людей злых духов; питаются мертвими телами; иногда наказывают нечистоплотных хозяев (отравляют немытую посуду) и т. п.

Причины болезней
Причиной болезни чаще всего считалось воздействие мифологических персонажей (духов болезней, нечистой силы, духов умерших предков) как наказание за нарушение запретов, регламентирующих взаимоотношения между ними и человеком (за причинение вреда этим духам, непредусмотренные контакты с ними, вторжение в "их" локус, повреждение "их" деревьев, називание Б. нх настоящими имснами н т. п.), а также нарушение запретов на определенные виды работ в праздники, за что наказывали недугами также и некоторые святые.

Причиной болезни часто считалось проникновение (вползание, влетание) в тело человека во время сна, питья, еды некоторых видов пресмыкающихся, земноводных и насекомых (жаб, змей, ящериц, черепах, червей, мух и т. п.), в которых могли воплощаться духи болезни, а также укусы и прикосновения этих животных и насекомых (ср. следующее поверья: колтун образуется от прикосновения летучей мыши к волосам; заболеть можно, если наступить на гусеницу, проглотить кошачий волос, от дыхания или слюны ласки и т. п.). По народным представлениям, болезнь могла исходить также от природных явлений: от воды, тумана, росы, чаще всего — от ветра, вихря, ядовитых испарений, возникающих при затмении солнца; от вредоносного лунного света. Считалось, что солнце, луна, радуга способны наказать человека недугами за непочитание, оскорбление. См. также Порча.

Предвестием болезней, особенно эпидемий, считались разного рода природные аномалии (круги вокруг солнца и луны, их затмение; гром зимой; большой урожай плодов, ягод; появление множества насекомых и т. п.).

Профилактика заболеваний
Профилактические действия как охрана от болезней в период эпидемий: опахивание села, зажигание нового огня, разведение костров, изготовление обыденных предметов, приготовление обрядовых хлебов, предназначенных для духов болезни или для раздачи людям; действия, обманывающие болезни (напр., гасили свет в домах, чтобы болезнь прошла мимо, решив, что в селе ннкого нет).

Меры предохранения от болезней принимались, кроме того, по определенным календарным датам. Так, против детских болезней болгары отмечали день св. Щилиана (26.ХІ), против чумы — Чуминден (день св. Ефтима, 20.I), дни многих других святых могли соотноситься с другими болезнями. Для этих дней были характерны запреты на многие виды работ или на работу вообще; запрещалось есть определенную пищу и т. п.; выполнялись ритуально-магические действия. Помимо этого, по народным представлениям, в определенные дни недели важно было не заболеть, иначе болезнь будет продолжительной и/или смертельной.

Способы избавления от болезней
Среди многочисленних приемов народной медицины особое место занимают магические действия, символизирующее изгнание болезни. Они производились над больным или с его кровью, потом, волосами, ногтями, а также с вещами и предметами, которые осмыслялись как носители болезни (одежда или мерка больного; предметы, растения, плоды, которыми дотрагивались до больного места; зарубки на деревяшке по числу приступов болезни; записки с названиями болезни и т. п.).

Наиболее типичними способами, направленными на избавление человека от болезни, являются: сожжение болезни (в том числе окуривание, бросание в огонь, высекание огня над больным); смывание болезни (купание, обливание); вибрасывание и удаление болезни (отнесение вещей больного на границы села, сплавление по воде, забрасывание в отдаленные места); передача болезни другому лицу, животному, растению (подбрасывание к чужому дому, на дорогу, скармливание скоту, забрасывание на дерево); изгнание болезни на "тот свет" (подкладывание вещей больного в гроб к умершему); закапывание болезни в землю; отделение болезни от человека (протаскивание больного сквозь разного рода отверстия); расчленение болезни (разрубание предметов на части, рассыпание, развеивание по ветру); уничтожение болезни (потопление, символическое забивание, битье); прятание от болезни; отпугиванне и изгнание болезни (шум, стрельба, битье посуды, крик, внезапное обливание, использование веществ и пищи с резким неприятным запахом и вкусом).

Считалось, что можно избавиться от болезни также в результате задабривания и символического кормления болезни (выкладывание ритуальной пищи) или с использованием приемов обмана и оскорбления болезни (изменение своего облика, ритуальное обнажение). Для избавления от болезни используются средства вербальной магии (заговоры, формулы), содержащие те же мотивы отгона болезни, задабривания, оскорбления (брань, проклятия, угрозы). Реже практиковались способы лечения, связанные с символической заменой больного человека здоровым ("вторичное рождение", переименование, "продажа" и т. п.). См. также Медицина народная.