Новости: 🍀 Объявляется набор в школу Рунической Магии и Мантики 🍀

  • 21 Ноября 2024, 12:02:28


Автор Тема: Замок  (Прочитано 897 раз)

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Замок
« : 28 Февраля 2020, 10:52:20 »
Замок — предмет, в традиционной культуре символизирующий замыкание и отмыкание. Замыкание замка как магический прием встречается в апотропеической, любовной и вредоносной практике и семантически сходно с завязыванием-развязыванием узла (ср. рус. загадку о замке: "Узелок-Кузьма — развязать нельзя"). В большинстве апотропеических и лечебных обрядов замок и ключ имеют аналогичную семантику, являются функциональными синонимами и во многих случаях выступают как взаимозаменяемые ритуальные предметы.

В апотропеической магии закрытый замок использовали для защиты объекта. Таким способом можно было символически закрыть доступ к охраняемому пространству. Чтобы потерявшуюся корову не тронул волк, закрывали замок, преграждая ему путь к скотине (бел.). То же проделывали и в первый день выгона скота, обходя его с замком (в.слав.) и приговаривая: "А замочэк замыкаю ат усяких врагоу" (в.бел.). В Юрьев день хозяин трижды обходил хлев с солью, освященной на Рождество, весами и замком и говорил: "Мой белый сыр солью солил, весами измерял, а замок охранял от злодея" (серб.). У русских дверь в спальне новобрачных запирали на замок, чтобы их не могли испортить. Чтобы не допустить в село эпидемическую болезнь, во время обряда опахивания закалывали вола и закапывали его в землю вместе с замком, закрытым на ключ. Считается, что никакая болезнь не сможет проникнуть в "закрытое" таким образом село (болг.). С этой же целью при эпидемии оспы вешали замок на дверях домов, где болезнь еще не появилась (рус.).

Замком "закрывали" самого носителя опасности, чтобы обезвредить его. В день первого выгона скота на пастбище в воротах клали открытый замок и замыкали его сразу же после того, как через него перейдет скотина, чтобы замкнуть волкам зубы (в.слав.). Пастух обходил стадо открытым замком, запирал его и прятал в недоступное место, считая, что таким способом закрыл зубы хищному зверю (в.слав., ю.слав.). В Михайлов день хозяйка запирала очажную цепь замком, а другая женщина ее спрашивала: "Что замыкаешь?" — "Волку пасть замыкаю!" (болг.). русских в первый день выгона скота выбирался человек, который изображал замок. Пастух спрашивал у него: "Замок, замок, разомкнешься ли?" На что получал ответ: "Раразомкнусь." — "Дай Бог, чтобы и у зверя не разошлись зубы до нашей скотины" (смоленск.). Если была необходимость переноса кросна из одной деревни а другую, на нее вешали замок, чтобы замкнуть зубы волку (з.рус.); если нужно было в Сочельник одолжить у соседа какую-либо вещь, при переносе из дома в дом ее замыкали замком (бел.) Чтобы опасный покойник не вставал могилы, его гроб обматывали цепью и замыкали большим замком (словац.) или клали его гроб в ноги покойному (укр.). В пинском Полесье закрытый замок клали в гроб родственники покойного, чтобы в семье больше было смертей, или повивальная бабка в гроб умершему ребенку, если в селе часто умирали дети, чтобы замкнуть смерть. Если муж ругал и бил свою жену, она должна была во  время стирки замкнуть рукава его рубашки на замок (з.укр.). В Сочельник хозяйка обматывала стол цепью и закрывала ее на замок, чтобы весь год языки ее недоброжелателей были замкнуты (з.укр.); с этой же целью ходили на суд с замком (рус.). Чтобы корова-первотелка не съела своего теленка, ей рог вешали замок (з.рус.). С помощью замка можно было поймать всех вештиц в селе, ночью обойдя кладбище, на котором собираются вештицы, с замком и ключом, а в воротах кладбища закрыть замок. Вештицы не смогут покинуть кладбище, пока не откроют замок (серб.).

Мотив закрывания на замок и ключ демонов, хищных зверей и пр. часто встречается в вербальных формулах: ср. пол. заговор на охрану скота: "Петр, Павел, возьмите ключи, замкните пасть лесной суке...", з.рус. заговор от волков: "Юрий-Ягорий, дай мне ключик и замок замкнуть Хаврунью и Хавра [волка и волчицу], замкнуть зубы и губы..." (брян.).

В медицинской практике замыкание замком символизировало замыкание болезни и применялось, в частности, при остановке различных кровотечений. Чтобы остановить сильное кровотечение из носа, держат замок так, чтобы кровь капала сквозь его дужку (рус.). В рус. заговоре на остановку кровотечения три ворона несут три золотых ключа и три золотых замка, чтобы замкнуть больному его рану.

В любовной магии замок замыкали, чтобы крепче привязать, приковать любимого или мужа и жену Друг к другу, сделать брак прочным, крепким. Для этого перед отъездом к венчанию в карманы молодым клали закрытый замок без ключа (бел.); открытый замок оставляли под порогом дома, а как только молодые переступали порог, кто-нибудь из домашних тотчас запирал замок, а ключ бросал в источник (в.слав.). Чтобы муж любил жену и не изменял ей, в первую брачную ночь молодая замыкала над мужем замок, а утром относила его на безвестную могилу (хорв.).

Этот же прием использовался и в хозяйственных целях — купленную корову заставляли перешагнуть через замок, которым запирают дом, тогда ее никто не сможет украсть (рус.). Скотину, выпуская на пастбище, прогоняют через замок, чтобы она не плутала и держалась дома (з.рус.).

Замкнутый на ключ замок отгораживает одно пространство от другого. Это свойство используется во вредоносной магии для того, чтобы поссорить супругов. Для этого нужно закрыть девять замков, имея в виду определенную женщину (босн.), или закрыть замок, а ключ бросить в колодец вместе с мылом — только когда мыльная пена снова станет куском мыла, а ключ отопрет замок, супруги будут вместе (болг.).

Закрывание замком символизирует закрытие женской утробы, а иногда и мужской силы. При насылании бесплодия брали лоскутки от венчальной одежды обоих супругов и закрывали их замком (серб.). В других случаях покупали, не торгуясь, новый замок и клали его с одной стороны ворот, а ключ с другой. Под порог, через который должны переступить молодые, клали могильную землю. Как только молодые переступали порог, колдун замыкал замок, а землю относил на могилу (серб.). Поэтому запрещалось в дом молодоженов вносить сундук с приданым, закрытым на замок, иначе молодая не сможет рожать (серб.). Если женщина сама не хотела рожать, во время венчания она держала закрытый замок под одеждой, а после бросала его в воду (серб,). В пинском Полесье ведьма, замкнув замок на свадьбе и бросив его в колодец, лишала молодого мужской силы.

В медицинской магии отмыкание замка и открывание всех запоров и дверей, открывание в церкви царских врат практиковалось во время тяжелых родов (в.слав., серб.), поскольку символизировало открывание женского лона, понимаемого как "ворота телесные". Ср. бел. заговор на легкие роды: "Божа маці до цэркаукі шла, залатыя ключы нясла, срэбныя замочкі адмыкала, царскія вароты адчиняла...". На этой семантике замка основан з.рус. обычай: перед венчанием невеста грызет церковный замок или ключ со словами: "Мне брюхатеть, а тебе прихоти носить".

Открывание замка применялось для излечения тяжелого больного в серб, обряде "отвараньа" [открывания], основанного на семантике освобождения, отделения больного от болезни или смерти. Лечение происходило на перекрестке или на безымянной могиле; знахарь связывал больного и здоровую девушку или больную и здорового юношу, трижды замыкал цепь замком и трижды его раскрывал, спрашивая здорового члена этой пары: "Принимаешь ли Бога и св. Иоанна, чтобы отомкнуть раба от гроба?". Тот отвечал утвердительно. После этого больной умывался наговоренной водой (серб.). В другом варианте обряда больного связывали цепью с покойником или надгробным крестом и закрывали цепь на замок. Тот, кто открывал замок, становился побратимом больного, т. к. "освободил" его от гроба (серб.). Подобный обряд совершали и в том случае, если умирал один из близнецов или одномесячников, чтобы умерший член пары не забрал живого с собой в могилу (серб.).

Отмыкание замка иногда имело семантику освобождения, выхода. Если в семье была девушка на выданье, на Юрьев день в доме отворяли все замки и запоры, чтобы она в этом году могла выйти замуж (серб.).

Замыкание замка могло служить символом магического закрепления желаемого результата. Ср. рус. обычай во время свадебного сговора класть под порог дома невесты незапертый замок с вложеным в него ключом. Как только жених переступал порог, сваха запирала замок и кидала его в реку, чтобы свадьба не расстроилась. Подобную семантику имеет т. н. закрепка — заключительные слова заговора типа "Словам моим ключ и замок" или: "Все ж сии обиходы и заговоры скотам ключ и замок" (рус.), произнесение которых призвано увеличить магическую силу заговора и неотвратимость его воздействия. Ср. обычай наговаривать свадебный заговор на замок, который после этого закрывали и везли с собой (рус.).

В слав. мифологических представлениях замочная скважина, наряду с окном, порогом, печной трубой и др. локусами осмысляется как контактная зона между этим и потусторонним миром. Через замочную скважину проникает в дом нечистая сила: вампир (ю.слав.), вештица (ю.слав.), змора (ю.слав., пол.). Напротив, если в хлеву замочная скважина сделана из сосны, ведьмы не смогут в нее пролезть (босн.). У русских девушки на святках спрашивают через скважину церковного замка о своей судьбе и на основе услышанных звуков толкуют свое будущее.

В фольклорных текстах закрывание ключом замка ассоциируется с коитусом, примером чему могут служить рус. загадки о замке и ключе типа: "На повети коло клети парень девку дрочит..." или: "Тычу, потычу, ночью не вижу, дайка, невестка, днем пощипаю".

У славян существуют поверья о травах и магических средствах, с помощью которых можно открывать любые замки. Это "разрыв-трава" или "лом-трава" (рус.), цветок папоротника (рус.), расковник (серб.), спориш (серб.), клевер с двумя или четырьмя листочками (серб.), палец убитого (пол.) и др.

Е.Е. Левкиевская

Замок и ключ — предметы быта, которыми пользовались, чтобы уберечься от воров. В то же время и замок, и ключ были символами замыкания ритуального, участниками многих обрядов.

В погребальном обряде замок клали в домовину или кидали в могилу, чтобы смерть не приходила больше в дом, не возвращалась. Замок закапывали вместе с больным скотом во время эпидемий, чтобы остановить (закрыть, замкнуть) мор.

Пастухи закапывали замок на пути стада перед первым выгоном, чтобы закрыть пасть хищникам. Во время свадьбы замок замыкали ключом и выбрасывали его в речку, чтобы брак был крепким навсегда. В свадебных песнях и присказках ключ и замок имеют эротическое значение.

Мотив замыкания использовался в магии. В народе верили, что ведьмы и колдуны могут замыкать дождь, воду в криницах, речь у человека, молоко у коровы и т. п. Вера в то, что замыкать можно словом и что древние волхвы, казаки-характерники, знахари умели это делать, прослеживается в заговорах. Довольно часто заговоры и заклинания заканчиваются словами: "Ключ и замок. Аминь".

Алексей Кононенко. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/klyuchi-i-zamki/182/zamok/2201/

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Re: Замок
« Ответ #1 : 25 Июня 2020, 15:02:20 »
В Черных ритуалах «Aминь» часто упоминают как замок. Если вас смущает такой замок то можно сказать:

"На веки вечные, бесконечные.Сотворено."
"Отныне и на века. Да будет так".

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3954
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Re: Замок
« Ответ #2 : 23 Июля 2020, 15:47:43 »
Любой практик замки  ставит, чтобы его работу не снимали.
На каждую работу желательно ставить свой замок -разработанный именно для данной работы и закреплять печатью, которая является гарантом завершенности работы перед силами и в тоже время оберегом как мастера, так и самой работы. 
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com