Семь линий кимбанды
Легионы эшу подразделяются на линии. Линии — это иерархии духов, с которыми мы вскоре познакомимся поближе; но с самого начала следует пояснить, что каждая иерархия составляет целую систему вложенных иерархий. Каждый без исключения эшу возглавляет свою собственную линию таинств и правит своими подчиненными духами. То же самое относится и к каждому без исключения дому эшу и тата. Например, в доме, который возглавляет Тата Эшу Морсего, образуется своя собственная иерархия, уникальная, хотя и схожая с другими по ряду параметров. Схожим образом, кимбандейро, работающий с определенной группой таинств — допустим, с целебными кореньями и врачеванием, — формирует для себя, по меньшей мере, особое королевство или даже особую линию духов-врачевателей, высшие места в которой будут занимать Эшу Курадор (Exu Curadôr, Эшу-Целитель), Эшу дас Матас (Exu das Matas, Эшу Лесов) и Эшу Пимента (Exu Pimenta, Эшу Острый Перец) как самые сведущие в этих областях. Иными словами, эшу, возглавляющий данный конкретный храм, почитается как король этого храма независимо от того, какое место он занимает в стандартной общей иерархии.
Ваш личный эшу — король вашей жизни и, следовательно, глава вашей личной иерархии духов. Иерархия видоизменяется в зависимости от того, каких именно эшу чтят превыше других в тех или иных храмах или террейро. Фактически, сами террейро можно рассматривать как отдельные области мира кимбанды, каждой из которых правит свой господин. Подходы к построению иерархии в мире эшу не менее разнообразны, чем социальные и религиозные организации в мире людей. Кроме того, следует иметь в виду, что иерархии не закреплены раз и навсегда в неизменном виде. Это подвижные структуры: время от времени статус эшу может меняться, подобно тому как у офицеров в армии время от времени меняются чины. Происходит это потому, что в легионы эшу постоянно вливаются все новые и новые духи, — и это обеспечивает организации в целом здоровую динамику. В итоге, вся система строится на динамичных и развивающихся отношениях кимбандейро с различными эшу и помба-жира, а эти отношения, в свою очередь, основываются на непосредственном общении с духами. Секрет иерархий кимбанды очень прост: каждый эшу и каждая помба-жира — король или королева своего собственного мира. На самом деле иерархии далеко не так важны, как личные отношения, которые служитель устанавливает с эшу. Но классическая иерархия может пригодиться в том случае, если работа с каким-нибудь определенным эшу не заладится. Тогда можно обратиться к вышестоящему эшу и попросить его навести порядок. Например, если возникли проблемы в работе с Эшу Каранголой (Exu Carangola), можно позвать на помощь Эшу Кавейру (Exu Caveira) или Эшу Транка Руаса (Exu Tranca Ruas), так как в стандартной иерархии они обладают более высоким статусом.
Еще один важный нюанс заключается в том, что у каждого эшу и каждой помба-жира есть свои собственные «дороги». Это значит, что наряду с Эшу Кавейра Душ существует Эшу Кавейра Перекрестков и так далее. Столь дробное членение позволяет точнее направлять и сосредоточивать силу эшу. Так, сила Эшу Кавейры в его естественной среде обитания, то есть на Кладбище, будет отличаться от его же силы в другом королевстве — например, на берегу океана.
Что касается королевств, то это еще один способ организации духов, с которыми работают в кимбанде. Выделяется семь королевств: Энкрузильядас (Encruzilhadas, Перекрестки), Крузейро (Cruzeiro, большой крест в центре кладбища), Матас (Matas, Поля/Дикие травы), Калунга (Calunga, Кладбище), Альмас (Almas, Души), Лирас (Liras, Лиры/Арфы) и Прайя (Praia, Побережье). Именно на этой классификации будет основываться каталог духов, которому посвящена последняя глава моей книги. Система королевств важна еще и потому, что эшу и помба-жира в ней предстают в своих изначальных ролях — как духи-хранители особых переходных точек (врат) и центров силы, встречающихся в природе. В системе линий мы имеем дело с духами-наставниками, а в системе королевств — с первозданными силами природы. Систему королевств желательно изучить как следует, потому что никакую операцию кимбанды невозможно провести без разрешения от того королевства, с которым мы работаем. Только после того, как будет получено соответствующее разрешение, эшу из других линий и королевств, необходимые для проведения операции, смогут приступить к работе. Как армия распределяет своих солдат и офицеров в зависимости от характера предпринимаемой экспедиции, так и воинство духов всякий раз формирует новые отряды в зависимости от поставленной перед ними задачи. Ранги духов в этом новом отряде во многом определяются характером конкретного тата и террейро и далеко не всегда соответствуют рангам в общей иерархии.
И, наконец, следует отметить, что в структуре линий важную роль играет мистическое число девять, поскольку у над семеркой эшу каждой линии стоят еще король и королева, открывающие и закрывающие линию. С аналогичным девятичастным членением мы встретимся и тогда, когда речь пойдет о структуре королевств.
Итак, рассмотрим семь традиционных линий кимбанды.
Первая линия
Линия Малей, во главе которой стоит Эшу Рей
Считается, что эта линия связана с практиками катимбо. В последнее время о ней поговаривают как о некоей школе черной магии — своего рода «темной стороне кимбанды». Цвета этой линии — черный, красный, темно-зеленый и золотой. Зловещая репутация, которую она приобрела в наши дни, не вполне оправданна, поскольку к линии Малей принадлежат некоторые из самых мудрых и благожелательных духов кимбанды. Но, с другой стороны, именно благодаря аристократизму и мудрости этих эшу получается так, что по линии Малей работать с киюмбами (т.е. «оболочками», «ларвами») безопаснее всего. Эшу этой линии ассоциируются с рептилообразными ночными духами и с теми звероподобными формами, которые иногда принимают души людей после смерти (некоторые люди после смерти превращаются в причудливых и ужасных существ). Утверждают, что линия Малей состоит из душ колдунов и ведьм. Но лично я нахожу основания полагать, что она восходит к протоафриканским линиям и к наследию мале (мусульман). Поэтому, с моей точки зрения, во главе ее стоит не Эшу Рей, как принято считать, а Эшу Марабо Старший. По мнению некоторых, из духов линии Малей состоит верховный совет эшу, а организована эта линия так:
1. Эшу Рей дас Сети Энкрузильядас (Exu Rei das Sete Encruzilhadas, Король Семи Перекрестков).
2. Эшу Марабо (Exu Marabô).
3. Эшу Мангейра (Exu Mangueira, Эшу Мангового дерева).
4. Эшу Транка Руас дас Альмас (Exu Tranca Ruas das Almas, Эшу Душ, Закрывающий Пути).
5. Эшу Тирири (Exu Tiriri).
6. Эшу Велудо (Exu Veludo, Эшу-Бархат).
7. Эшу дос Риос (Exu dos Rios, Эшу Рек) или Эшу дас Кампинас (Exu das Campinas, Эшу Равнин).
Помба-жира — Помба-жира Райнья дас Сети Энкрузильядас (Pomba Gira Rainha das Sete Encruzilhadas, Королева Семи Перекрестков).
Вторая линия
Линия Душ, во главе которой стоит Омолу
Эта линия работает с переходом душ с плана на план, и поэтому все эшу, принадлежащие к ней, в некоторых случаях могут рассматриваться как омолу, духи Кладбища. Цвета этой линии — красный, черный и белый. По этой линии ведется целительская работа, и влияние йоруба здесь выражено очень ярко. В частности, духам линии Душ часто подносят паде и амале[1], а также различные подношения-эбо белого цвета. Эшу Душ — превосходные наставники в искусстве медиумизма. В этой линии поддерживается тонкое равновесие между стабильными благожелательными силами, с одной стороны, и благожелательными силами более непредсказуемого характера — с другой. По этой линии можно работать тогда, когда мы хотим постичь таинства смерти во всех ее проявлениях. Линия Душ организована так:
1. Эшу Мирим (Exu Mirim, Эшу-Ребенок).
2. Эшу Пимента (Exu Pimenta, Эшу Острый Перец).
3. Эшу дас Сети Монтаньяс (Exu das Sete Montanhas, Эшу Семи Гор).
4. Эшу Ганга (Exu Ganga).
5. Эшу Каминалоа (Exu Kaminaloá).
6. Эшу Мале (Exu Malê).
7. Эшу Киромбо (Exu Kirombô).
Помба-жира — Помба Жира дас Альмас (Pomba Gira das Almas, Помба-жира Душ).
Третья линия
Линия Кладбища, во главе которой стоит Эшу Кавейра
Духи этой линии обитают на кладбище и предстают в образах черепов и скелетов. Их цвета — черный и красный с оттенками желтого. К линии Кладбища принадлежат живые мертвецы, ревенанты, вампиры и всевозможные ночные существа. В этой линии смерть проявлена в самой активной своей форме. Духи Кладбища могут быть злобными, агрессивно-сексуальными и опасными, но именно среди них находятся самые полезные помощники, когда нужно найти выход из безвыходного положения или устранить препятствие с пути. Работая по этой линии, важно соблюдать регулярные практики очищения и магического омовения, потому что операции, связанные с линией Кладбища, особенно притягательны для киюмб. Эта линия организована так:
1. Эшу Тата Кавейра (Exu Tatá Caveira, Эшу — Череп Тата).
2. Эшу Браза (Exu Brasa, Эшу Горящий Уголь).
3. Эшу Пемба (Exu Pemba, Эшу Священный Мел).
4. Эшу до Лодо (Exu do Lodo, Эшу Грязи).
5. Эшу Карангола (Exu Carangola).
6. Эшу Арранка Токо (Exu Arranca Toco, Эшу Корчеватель Стволов).
7. Эшу Паган (Exu Pagão, Эшу-Язычник).
Помба-жира — Помба-жира Райнья дос Семитериос (Pomba Gira Rainha dos Cemitérios, Королева Кладбища).
Четвертая линия
Линия Наго, во главе которой стоит Эшу Жерере
Эта линия считается одной из самых развитых. Она происходит из области Наго на границе Бенина и Нигерии. Ее цвета — черный и красный. Эшу из линии Наго покровительствуют магическим искусствам (в частности, вуду) и астральным путешествиям. Эшу Жерере (Exu Gererê) часто путают с Эшу Гангой (Exu Ganga), но в действительности его имя — это искаженное «жеже» (Gégé), как называют практику вуду в традиции кандомбле. Духов этой линии считают «гангами» (Gangas), то есть колдунами или знахарями. Они хранят тайны искусства вуду, восходящие к колдунам области Наго, и, в то же время, олицетворяют более «чистые» проявления религии йоруба. Духи Наго как покровители грубого конголезского колдовства считаются очень жесткими, требовательными и опасными.
1. Эшу Кебра Гальо (Exu Quebra Galho, Эшу, Ломающий Ветви).
2. Эшу Сети Крузас (Exu Sete Cruzas, Эшу — Семь Крестов).
3. Эшу Жира Мундо (Exu Gira Mundo, Эшу-Мировращатель).
4. Эшу до Семитерио (Exu do Cemitério, Эшу Кладбища).
5. Эшу Капа Прета (Exu Capa Preta, Эшу Черный Плащ).
6. Эшу Курадор (Exu Curadôr, Эшу-Целитель).
7. Эшу Ганга (Exu Ganga).
Помба-жира — Помба-жира Мария Падилья (Pomba Gira Maria Padilha).
Пятая линия
Линия Моссоруби, во главе которой стоит Эшу Каминалоа
Эта линия состоит из духов, способных влиять на умы и души людей, вызывать болезни и насылать безумие. Ее цвета — красный, черный и темно-синий. Те, кто работает по этой линии, нередко становится искусными сновидцами и гадателями. Линия Моссоруби сформировалась под арабским влиянием, и в ней играют важную роль образы воина и шейха. Кроме того, говорят, что она привносит в жизнь своих служителей азиатское влияние — например, элементы буддизма или религии бон. Этой линии родственна Помба-жира Роза Кавейра (Pomba Gira Rosa Caveira, Помба-жира Розовый Череп). Эти духи знают, как проникнуть в разум человека, чтобы навести на него безумие и морок; они умеют насылать рак и болезни крови. Что касается их иерархии, то, на мой взгляд, она слегка перепутана или просто изменилась со временем. Лично я бы передвинул на первое место по старшинству Эшу Морсего, за ним поставил бы Сети Портаса, за ним — Сети Сомбраса, а за ним — Дос Вентоса. Традиционная организация духов этой линии такова:
1. Эшу дос Вентос (Exu dos Ventos, Эшу Ветров).
2. Эшу Морсего (Exu Morçego, Эшу Летучая Мышь).
3. Эшу Сети Портас (Exu Sete Portas, Эшу Семи Дверей).
4. Эшу Транка Тудо (Exu Tranca Tudo, Эшу, Закрывающий Всё).
5. Эшу Мараба (Exu Marabá).
6. Эшу Сети Сомбрас (Exu Sete Sombras, Эшу Семи Теней).
7. Эшу Калунга (Exu Kalunga, Эшу-Кладбище).
Помба-жира — Помба-жира Мария Муламбо (Pomba Gira Maria Mulambo).
Шестая линия
Линия Кабоклос Кимбандейрос, во главе которой стоит Эшу Пантера Негра
Эта линия состоит из душ индейцев и кимбандейрос, сведущих в искусствах врачевания, наведения проклятий и оборотничества. Духи Кабоклос Кимбандейрос хранят знания о дикой природе и тайны магии кабокло. Их цвета — черный, красный, зеленый и белый. Нередко эти духи становятся личными наставниками тех людей, которых выбирают себе в попутчики. Предания гласят, что при жизни многие духи этой линии были склонны вредить и причинять боль другим людям, но после смерти превратились в помощников и целителей, хотя и сохранили, так сказать, ядовитое жало. Большинство из них обитают в лесах, и все они являются в обличье индейцев.
1. Эшу Сети Кашоэйрас (Exu Sete Cachoeiras, Эшу Семи Водопадов).
2. Эшу Тронкейра (Exu Tronqueira).
3. Эшу Сети Поэйрас (Exu Sete Poeiras, Эшу Семи Прахов).
4. Эшу дас Матас (Exu das Matas, Эшу Лесов).
5. Эшу дас Сети Педрас (Exu das Sete Pedras, Эшу Семи Камней).
6. Эшу до Шейро (Exu do Cheiro, Эшу Запаха).
7. Эшу Педра Негра (Exu Pedra Negra, Эшу Черный Камень).
Помба-жира — Помба-жира да Фигейра (Pomba Gira da Figueira, Помба-жира Смоковницы) и/или Сигана (Cigana, Цыганка).
Седьмая линия
Смешанная линия, во главе которой стоит Эшу дос Риос или Эшу дас Кампинас
Эта линия включает в себя не только эшу в строгом смысле слова, но и самых разнообразных злых духов и сущностей более грубого склада, которые могут пригодиться для агрессивной и вредоносной магии. Такие духи тоже могут становиться проводниками и наставниками для кимбандейро, но многие из них считаются ненадежными, поскольку пищей им служат разрушения, наваждения и хаос. Перечислить духов этой линии по именам невозможно, поскольку они приходят к кимбандейро особыми, личными путями. Любопытно, однако, отметить, что смешанная линия кимбанды — это не что иное, как переосмысленная «африканская» линия из классификации 20-х годов XX века: она представляется как совокупность бесчисленных духов, не поддающихся систематизации. Судя по всему, в нее входят на постоянных правах Зе Пелинтра (Zé Pelintra, Хосе-Плут) и духи кимбандейро из числа прету-велью.
Перевод с англ. Анны Блейз
Nicholaj de Mattos Frisvold (c)
[1] Паде — см. примеч. к главе II; амале — традиционное нигерийское блюдо, булочки из муки ямса и/или муки кассавы.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/kimbanda/360/semb-liniy-kimbandy/4836/