Новости: 🔔 Объявляется набор в школу гадания на картах Ленорман 🔔

  • 26 Май 2020, 05:28:11


Автор Тема: Молитвы к собиранию трав и наставление, как рвать травы  (Прочитано 40 раз)

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 543
  • Репутация: 478
  • Фрау Марта Фрау Марта
    • Share Post
«Молитвы к собиранию трав и наставление, как рвать травы» в рукописном сборнике М. Вельякова 1890-х гг.

Статья посвящена анализу рукописного сборника М. Вельякова (1890-е гг.), содержащего данные по ботанике и медицине, хозяйственную информацию (травники, лечебные и хозяйственные рецеп-ты, перечень книг по ботанике и проч.). В специальном разделе рукописи, озаглавленном «Молитвы к собиранию трав и наставление, как рвать травы», рассматриваются особенности сбора растений. Здесь приводятся канонические и неканонические молитвы, заговоры, а также описание ритуала сбора растений на Иванов день и «Подробное наставление, как брать травы». Для русских травников XVII–XVIII вв. выделение таких разделов не было характерным. Сборник М. Вельякова анализируется в контексте данных устной и рукописной традиции.

В отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранится сборник смешанного содержания. Это рукопись форматом в «восьмерку» (14,6×10,4 см), на 162 л., начало и конец не сохранились, писана скорописью, вложена в кожаный тисненый переплет большего размера. На л. 118 об. сохранилась владельческая запись: «Ход рыбы лещам мая 4, 12 и 20-го списал Иван Дмитриев Мехов 1874 г. в г. Рыбинске, а с его списка переписал М. Вельяков 1890 года июня 26-го дня в г. Рыбинске». Почерк этой записи совпадает с основным почерком рукописи. Таким образом, можно утверждать, что составителем и переписчиком сборника был некий М. Вельяков, проживавший или бывавший в Рыбинске (Ярославская губерния)

Состав сборника разнороден, но в целом его направленность можно определить как «ботаническую» и хозяйственную. В него входят травники, лечебные и хозяйственные рецепты, цены апте-карскаго склада, перечень книг по ботанике и проч.Предмет нашего интереса – раздел сборника Вельякова, специ-ально посвященный особенностям сбора растений и озаглавленный «Молитвы к собиранию трав и наставление как рвать травы»

Для традиции русских травников XVII–XIX вв. выделение такого специального раздела не было характерным. Обычно инструкции и словесные формулы на сбор растений приводи-лись в травниках в текстах о каких-либо конкретных травах, либо это могла быть одна общая формула на сбор любых растений.

Впрочем, в травниках XIX в. заметна тенденция к разрастанию перечней предписывавшихся при сборе растений молитв, а словесные формулы на сбор появляются там в тех статьях, где их раньше не было; появляются новые, неизвестные нам по ранней традиции тексты о растениях, для которых также приводятся формулы на сбор.

В сборнике М. Вельякова можно наблюдать высшую степень развития указанной тенденции. Раздел сборника, посвященный особенностям сбора растений, имеет следующий состав:
1) перечень канонических молитв;
2) описание ритуала сбора растений в Иванов день;
3) неканоническая молитва «как к траве приступать»;
4) «ответ» на траву рвать;
5) описание ритуала сбора растений «Подробное наставление, как брать травы»;
6) неканоническая молитва «на травы рвание и корение копа-ние»;
7) «Молитва общая травам» (это каноническая молитва перед началом всякого дела);
8) «Общий приговор трав».Таким образом, в разделе содержатся перечень молитв (№ 1), четыре текста заговоров и молитв на сбор растений (№ 3, 4, 6, 8), одна каноническая молитва (№ 7) и два описания ритуалов сбора (№ 2, 5). Рассмотрим особенности этих текстов.

Перечень канонических молитв
содержит следующие тексты: –утренняя молитва («За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь (поклон всегда поясной)»); –Иисусова молитва («Господи и Исусе Христе, сыне Божий помилуй нас»);


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/forum/travnik/190/molitvy-k-sobiraniyu-trav-i-nastavlenie-kak-rvatb-travy/2482/

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 543
  • Репутация: 478
  • Фрау Марта Фрау Марта
    • Share Post
–«Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь»;
–Молитва Пресвятой Троице;
–«Отче наш»;
–псалом 90 («Живый в помощи вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое Бог мой и уповаю на него…»);
–псалом 50 («Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…»);
–Символ веры;
–молитва перед началом всякого дела (на основе этой молитвы создан и вельяковский текст № 7 «Молитва общая травам»).

В травниках XVII–XVIII вв. специальных перечней молитв на сбор растений неизвестно. Указания на те или иные канонические молитвы встречаются лишь в текстах об отдельных растениях, упоминаются «Отче наш», «Аги Мариам», «Царю Небесный», «Господи, помилуй», псалом 50, Символ веры, «Во имя Отца и Сына и Св. Духа», Иисусова молитва, тропарь на Благовещение Пресвятой Богородицы «Днесь спасению нашему начаток», песнь Пресвятой Богородице «Богородице Дево, радуйся...». В единич-ных списках упоминаются также псалмы 90 и 108, Трисвятое. Будущую трансформацию традиции травников предвещает единичный текст об адамовой голове из тобольского списка XVIII в., предписывающий исполнить перед сбором растения це-лый комплекс молитв: Иисусова молитва, «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», «Отче наш», «Господи, помилуй» 12 раз, псалом 50, «Верую», «Богородице Дево, радуйся» и других, во многом сходных с комплексом православных утренних молитв.

Таким образом, в травниках присутствуют упоминания всех молитв из вельяковского перечня, за исключением утренней молитвы и молитвы перед началом всякого дела. В этой связи можно предположить, что перечень Вельякова создан преимущественно на данных травников. В то же время он включает в себя распро-страненные молитвы и псалмы, известные каждому православному. Как известно, в славянской народной культуре канонические молитвы нередко использовались в качестве универсальных апотропеев.

Особо популярны были «Да воскреснет Бог...», 90-й псалом, «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся...»


Неканонические молитвы и заговоры.

В рассматриваемом разделе сборника Вельякова имеется четыре таких текста, все они предназначены для чтения при сборе любых трав. Наиболее элементарна и вместе с тем традиционна структура текста № 8 «Общий приговор трав». Он содержит две формулы:

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 543
  • Репутация: 478
  • Фрау Марта Фрау Марта
    • Share Post
1) обращение к Богу и к матери-земле за благословением,
2) обращение к траве с просьбой, чтобы она была полезна имяреку и всем христианам.

Завершается заговор закрепкой «аминь» и указанием, что читать заговор следует троекратно.

Близкую структуру имеет и текст № 4 «Ответ на траву рвать». Он начинается с формулы обращения к священным персонажам и к матери-земле за благословением, затем следует замечание о необходимости читать при сборе псалом 90, далее опять следует обращение к матери-сырой-земле с просьбой дать траву «на помощь» имяреку.

Текст завершается традиционной заговорной закрепкой «Тому делу ключ и замок и десять печатей ангельских».

Новацией для традиции травников в этом тексте является перечень священных персонажей: «Иван да Марья, Иоаким да Анна, Адам да Ева». Более того, если вторая и третья пары – известные библейские персонажи, то имена Иван и Марья, хотя и восходят каждое к имени святого, но в данном контексте скорее напоминают о растении иван-да-марья.

Текст № 6 «Молитва на травы рвание и корение копание» содержит молитвенное вступление, мотив сотворения мира и обра-щение к священным персонажам за благословением на сбор трав и копание кореньев. Текст усложнен тем, что молитвенное всту-пление состоит из двух молитв («Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь» и Иисусова молитва), а формула благословения повторе-на дважды: сначала она адресована св. Николаю, а затем ангелам, угодникам и святителям.

В качестве закрепки выступает «аминь». Существенно, что этот текст имеет полную аналогию в травнике второй половины XVIII в. из собрания П.И. Щукина, т. е. не является поздней новацией. Но в щукинском травнике текст полнее, он продолжается обращением к матери-земле и завершается кратким славословием к Пресвятой Троице («Во имя Отца и Сына…»).

Наконец, текст № 3 «Молитва, как к траве приступать» являет-ся самым пространным. Он содержит:
–молитвенное вступление («Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь»),
–мотив сотворения мира,
–обращение к траве за благословением на сбор (с мотивом происхождения травы от земли и от неба),
–заклинание травы на пользу для имярека,
–мотив происхождения травы (от земного столпа, животворящего креста, от Бога, от земли), –обращение к матери-земле за благословением на сбор,
–повтор заклинания травы на пользу для имярека.

При сравнении структуры изучаемых текстов видно, что общим их элементом является обращение к священным персонажам и/или матери-земле с просьбой о благословении. Этот элемент не является новшеством, он характерен как для травников XVIII–XIX вв., так и (в несколько ином виде) для устной традиции, ср.:
«Господи, благослови меня сею доброю травою…» (травник посл. четв. XVII в.);
«Господи, благослови, и ты, Мать-сырая-земля, благослови сию траву сорвати» (травник второй четв. XIX в.);
«Небо – батька, Земля – матка. Матушка-Земля, отчего ты добра? Имей пользу для меня»
(полевая запись из Вологодской обл., 2000 г.).

Мотив обращения к траве и заклинания ее на пользу для имярека, встречающиеся в текстах № 3 и 8, характерны как для рукописной традиции, так и для фольклорной:
«Ты еси мать-трава травам всем <…> соблюди мя, раба Божия имярек, от дияволского мечтания, и пакости, и всех злокозненных навет их, и от супостат моих, зло мыслящих на мя, человека» (травник посл. четв. XVII в.);
«А ты, мать-трава, от Бога сотворена, от земли рождена быть мне, рабу Божию, на ползу
рабам и рабыням» (недатированный травник);
«Буди ты, трава молчан, на все пригожа»(олонецкий сборник заговоров, вторая четв. XVII в.);
«На что ты угодна, на что пригодна, на то я тебя и беру» (полевая запись из Горьковской обл., 1984 г.).

Мотив происхождения травы также известен и по устной, и по рукописной традиции, однако в обеих, как правило, происхождение связывается с Богом и землею:
«Ты еси мать-трава травам всем, от Бога сотворена и от земли рождена» (травник посл. четв. XVII в.);
«…от Бога зелие, от земли корение» (травник второй четверти XVIII в.);
« От земли трава, а от Бога лекарство» (травник второй четверти XIX в.);
«А ты, мать-трава, от Бога сотворена, от земли рождена быть мне, рабу Божию, на ползу рабам и рабыням» (недатированный травник);
« От бога травка, от земли корешок, от солнышка цветок. На что ты угодна, на что пригодна, на то я тебя и беру. Земля мати, благослови травку брати» (полевая запись из Горьковской обл., 1984 г.

Упоминание же «земного столпа» и «животворящего креста» известно пока только по тексту № 3 М. Вельякова. Мотив сотворения мира в формулах на сбор по травникам нам известен только по указанной выше рукописи П.И. Щукина: «Основание Божие, основал есть Господь Бог небо и землю всяким до-брым угодием».

Наличие его не только в тексте № 6, но и в тексте № 3, причем в несколько ином словесном выражении («Сам Господи, сам Иисусе Христос сотворил небо и землю, сотворил море, воду и всякия вещи»), можно толковать двояко: либо мотив был вставлен в текст № 3 под влиянием текста № 6, либо попал туда из каких-то иных источников. В целом появление этого мотива вполне оправданно, благодаря его наличию все растения соотносятся с актом творения мира, а сам факт их существования освящается божественным присутствием

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 543
  • Репутация: 478
  • Фрау Марта Фрау Марта
    • Share Post
Таким образом, в сборнике Вельякова на основе традиционных формул составляются более пространные тексты. Их структура в целом соответствует известным по более ранним спискам трав-ников молитвам на сбор всех растений: такие тексты начинаются зачином с молитвенным обращением к Богу, затем следует обращение к Матери-сырой-земле или к матери-траве.

Мать-землю или мать-траву, как и Господа Бога в зачине, просят о благословении и разрешении сорвать растение. Характерным элементом является и указание на будущее использование растения: «К чему мне надоб-но, к тому я и рву ее». Такие формулы встречаются уже в XVII в., например в заговоре на сбор травы молчан из Олонецкого сборника заговоров: «Буди ты, трава молчан, на все пригожа.

Однако у Вельякова, как мы видим, круг священных персона-жей значительно расширен: это не только Господь Бог, но и парные персонажи «Иван да Марья, Иоаким да Анна, Адам да Ева», св. Николай, ангелы, угодники и святители.

Инструкции на сбор растений.

Сборник Вельякова содержит две подробнейших инструкции на сбор растений. Первая (см. № 2) явно представляет собой компиляцию описаний ритуальных действий из текстов травников о разных растениях, что понятно, в частности, из фразы «и которая трава чем брать, сама ясно в своей описи пишет, а не всякая брать со всем вышеписанным».

Отдельные мотивы, пред-ставленные в этом тексте, имеют прямые аналогии в травниках. Так, Иванов день и день Аграфены Купальницы упоминаются в травниках как время сбора около 30 растений, приуроченность сбора ко времени суток характерна для более чем 20 растений травников.

О растении плакун в травниках прямо говорится: «бес тоя травы иныя никакия травы не рвутца, а хоша и вырвешь, помочи нет».Встречается в травниках и описание таких ритуальных дей-ствий, как заключение растения перед выкапыванием в круг (очерчивание, обсыпание) или пронимание его через различные предме-ты с отверстиями.

Аналогии в травниках есть и для других мотивов:

– выкапывать корень «по солнцу»: «А теребить ту траву, став против солнца лицем (орешик
, конец XVIII в.);

–следить, чтобы при сборе на растение не падала тень: «А как ея станешь имать, от солнца стени не наводи»( цемравная, конец XVII в.); –собирать светящиеся травы ночью: «Есть трава, имя ей левуппа, собою мала, в день ея не найдешь, искать ея в ночи, на ней два цвета: один желтой, другой красной – в ночи, что свещи, горят» (конец XVIII в.)

–использовать при сборе драгоценную ткань (правда, это не обязательно касается именно водных растений, как у Велья-кова). Так, траву полотая нива надо было брать чистыми ру-ками, омыть чистой водой и обернуть в чистую ткань; у травы верба обвить корень шелком, а поверх него «скорлатным ло-скутком, или аксамитом, или золотным каким, и несть лоску-том бархатным, или отласным, или камчажным» (XVII в.).

–быть чистым;

–некоторые растения в травниках рекомендовалось «закатать» в воск: «А носить тот цвет в чистом воску с собою ( сириндарх  херуз); «Кто цвет его носит при собе с воском в чистоте, того человека станут всякия люди любить, и покарятися ему»( адамова глава).

Единственный мотив, не имеющий аналогий в травниках XVII–XVIII вв., – это рекомендация собирать растения со све-чой или огнем. Этот мотив будет рассмотрен ниже, поскольку встречается также и во второй вельяковской инструкции на сбор растений.

Вторая инструкция на сбор растений озаглавлена «Подробное наставление, как брать травы» (см. № 5) и представляет значи-тельный интерес в контексте рукописной традиции, так как столь пространных и подробных описаний традиция травников XVII–XVIII вв. не знает. Перед нами описание магического ритуала сбора особых, вол-шебных растений, тех «которыя днем не можно видеть, а в нощи, как свеча горит».

Не исключено, что названия таких растений на-меренно табуированы в тексте.Наставление можно разделить на две части: предварительные магические действия на Пасху и совершение собственно ритуала в Иванову ночь. Подготовка к ритуалу начинается в Страстную суб-боту, когда нужно взять свечу и пойти на церковную службу. При этом человек, совершающий ритуал, должен выполнять некоторые условия: не оглядываться, ни с кем не говорить, стоять на службе «со страхом и трепетом», ни о чем не думать, но иметь «в устах своих молитву и усердие ко Господу».

Во время чина погребения следует зажечь свечу и следить, чтобы она не погасла во время всей службы. На следующий день с той же свечой следует прийти к самому началу пасхальной службы и перед крестным ходом вокруг церкви вновь зажечь свечу и следить, чтобы она не погасла. Потом вернуться в церковь и встать на то же место, где стоял прежде и с выполнением тех же условий, что и в субботу. После службы при-нести свечу домой и спрятать.

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 543
  • Репутация: 478
  • Фрау Марта Фрау Марта
    • Share Post
Следующий этап ритуала начинается в Иванов день. Нужно встать в полночь, взять три магических предмета: зажженную свечу с пасхальной службы, очищенную от коры осиновую палочку и чистое полотенце – и идти на место сбора трав. Обнаружив нужные травы, необходимо перетерпеть «страх и ужас», не оглядываться и не сходить с места.

Когда все пройдет, нужно стать на колени лицом на восток и обрывать поочередно листья с растения снизу вверх «по солнцу». Срывая листья, следует зажимать каждый лист отдельным пальцем, причем рвать нужно одним пальцем правой руки. Левой же рукой расстелить полотенце, на которое расклады-вать сорванные листья. Под конец полотенце сложить и завязать узлами по числу листьев.

На этом текст инструкции заканчива-ется, и остается ощущение, что он имеет дефекты. Так, о том, как именно используются свеча и осиновая палочка, остается только догадываться. Остается неизвестным и то, для чего предполагается использовать добытое с такими сложностями растение.Сходные (но не буквально) инструкции начинают появляться в травниках и лечебниках с XIX в., нам известно три таких примера, причем все они происходят из описаний папоротника (текстологи-чески это разные «папоротники», но во всех текстах речь идет, без-условно, о фольклорном образе папоротника).

Так, в статье травника Ивана Бирюкова второй четверти XIX в. о растении <па> порать черная рекомендуется пойти 24 июня (т. е. на Иванов день) в лес, найти папороть, очертиться около нее, постелить под нее белое полотно и держать крепко саму траву. Когда же она расцветет, то следует отрезать цветок и залепить его в воск. В это время будет очень страшно, но надо страх перетерпеть и не схо-дить с места до тех пор, пока не пропоют петухи.

Цветет же та папорать, у которой 12 листов, цветок находится снизу под листом и по-хож на цветок черемухи; когда он отцветет, на его месте будет будто пыль. Растение рекомендовалось использовать для поиска кладов.

В старообрядческом травнике конца XIX в. из собрания П.М. Мальцева есть описание растения папорт, цветок которого «огнекрасен, в блеску самыя маленькия точно искры или как свечи горят на маковке». Папорт цветет на Иванов день 33 минуты, и три минуты невидимо. Обладатель этого цветка станет всезнающим, ему откроются клады, мысли людей, понимание всех языков, свой-ства всех животных и растений. Отправляться на сбор папорта сле-дует, взяв крест, Евангелие или псалтырь и корень травы плакун.

Придя на место, следует очертиться крестом на три шага вокруг, прочесть определенные молитвы, положить крест и Евангелие по обеим сторонам от растения, сесть около него внутри черты и не отрываясь смотреть на него, чтобы не пропустить цветение – будут цвести три цветка как свечка. Как только отцветет, надо перекрестить эти цветы, проговорить над ними молитвы и зааминить, и привязать к корню плакуна. После этого надо дождаться «белого света или дня» – только тогда можно выйти из круга.

В 1861 г. А.Н. Афанасьевым были опубликованы избранные тек-сты из лечебника XIX века, среди них – и текст о волшебном растении черная папороть , которое цветет накануне Иванова дня в полночь, «точно как огонь горит и пылает». Чтобы добыть цветок черной папо-роти, надо взять в Васильев вечер (31 декабря ст. стиля) лучину, об-горевшую с обоих концов, в Светлое Христово Воскресение – огарок от свечи, с которой священник служил пасхальную службу, а также воск или огарок свечи от запрестольного образа Богоматери.

С этими предметами следует идти за папоротью, постелить под нее чистую бумагу или полотно, очертиться лучиной и ждать цветения, превозмогая страх. После цветения цветок упадет на полотно, его надо смести в одно место пером и залепить вместе с пером в воск, иначе его унесут нечистые. При сборе цветка надо читать молитвы, никому ни на что не отвечать и не оглядываться.

Обладатель цветка узнает, где лежат клады, обретет почет, сможет становиться невидимым и т. д. На наш взгляд, текстологически подобные тексты друг с другом не связаны, хотя и обнаруживают ряд общих мотивов. Их топика, в отличие от первой инструкции на сбор трав, связана не с рукопис-ной, но с устной традицией. По всей вероятности, каждый из этих текстов в отдельности создан на основе устных поверий о папоротнике, известных составителям указанных рукописей – сборника Вельякова, травника Ивана Бирюкова, травника собрания Мальцева и рукописи, имевшейся у А.Н. Афанасьева.

Не исключено, что более детальное сравнение этих рукописных текстов с фольклорными за-писями о цветении папоротника в будущем позволит проследить, к какой именно локальной традиции восходит тот или иной текст.* * *Таким образом, перечень канонических молитв из сборника Вельякова основан по большей части на данных травников и включает при этом преимущественно широко известные молитвы и псалмы. Неканонические молитвы и заговоры сборника Вельякова сконструи-рованы на основе традиционных для травников формул, но являются более пространными. Одна инструкция на сбор растений представ-ляет собой компиляцию описаний ритуальных действий из текстов травников о разных растениях. Другая же нехарактерна для травни-ков и восходит к устным поверьям о цветении и сборе папоротника.

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 543
  • Репутация: 478
  • Фрау Марта Фрау Марта
    • Share Post
Приложение

<2>Брать травы в Купальницу, в Рождество св. Иоанна Предтечи месяца Июня в 24-й день на вечери и в нощи и в утреннюю зорю и во весь день с травою матерею и царем Плакуном с молитвою. И украшать травы златом и серебром и пронимать сквозь злато и серебро или очертать златом и серебром. И которая трава чем брать, сама ясно в своей описи пишет, а не всякая брать со всем вышеписанным. Только обрывать корень у травы по солнцу. А стень солнечная и месячная назади бы была. А ходить чистому иметь весьма. А све-тящия травы брать, кои днем не можно видеть, а в нощи, как свеча горит. И те брать с воску яровой свечей и с огнем, и закатать в яровой воск. А в воде ра-стущия травы брать сквозь алое кармазинное сукно (л. 134 об.–135).

<3>Молитва, как к траве приступать

"Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь. Сам Господи, сам Иисусе Хри-стос сотворил небо и землю, сотворил море, воду и всякия вещи. Ты, трава, от земли корень, от неба цвет, благословися ты мне, трава, сорвать, повелися мне себе, рабу Божьему имярек. Я рву тебя, благословяся. К чему я рву тебя, к тому ты будь добра. А ты еси трава от земного столпа, от животворящаго креста, от Бога трава, от земли. Земля, ты еси мати, благослови плода твоего взяти и стояти праведнаго солнца для моего надобья. К чему мне надобно, к тому я и рву ее".

<4>Ответ на траву рвать

"Иван да Марья, Иоаким да Анна, Адам да Ева, Земля-мати, благослови плода своего взяти и стояти праведнаго Солнца.(Как траву рвать, говори псалом 90-й «Жив<ый> в помощи Вышн<е-го>», весь до конца прочитать).

Мать-сыра-земля, отпусти мне с даннаго власа сию траву на помощь рабу Божьему имярек. Тому делу ключ и замок и десять печатей ангельских".

<5>Подробное наставление, как брать травы

Во время Страстныя Субботы возьми свечу воску яровую и поди в церковь к завтрене за самой начал и стой в церкви на одном месте. Назад не оглядывайся и ни с кем не говорить, но со страхом и с трепетом. И ни об чем ни думать, токмо имей в устах своих молитву и усердие ко Господу. И во время погребения, когда будут свечи засвечать, то и ты сию свечу засвети и береги огнь сия свечи, чтоб не погасла, и стой до конца вся завтрени. Когда отъидет завтреня, то сию спрячь ее к месту.

И на утро день Светлова Христова Воскре-сения услышавши завтрени, немедля скорее спеши к завтрене за самой начал. И стоять павечерницу, и во время креснаго хождения сию свечу засветить и обойти по обыкновению, и при том беречь огонь свечи тоя, чтоб не погасла. И когда будут свечи гасить, то и ты такожде погаси ее в то время и спрячь ее. И вшедши в церковь, встать на место прежнее, идеже за павечерницею стоял.

Стой завтреню всю до конца, яко же в Субботу Страстную с места не сходить, и назад не оглядываться, и ни с кем не говорить ничего, и стоять со страхом и трепетом. И по отпении завтрени пришедши домой, спрячь свечу в удобное место до времени.И во время Рождества Иоанна Предтечи, Купальницы июня 24-го числа, когда травы брать должно, встать в полночь и взять свечу с молитвой  и засветить ее. И еще взять палочку мерою в поларшина из дерева осиноваго и ободрать с нее кожу. И еще взять с собою чистое полотенцо. И итти с теми ве-щами в путь свой, брать травы на правильность добраго места.

И усмотревши те травы, которыя днем не можно видеть, а в нощи, как свеча горит, и подошед-ши к ней, и преждепомянутую осиновую палочку и прежнюю свечу. И смотри что будет, и будет много страху и ужаса. И при сем страхе и ужасе не робеть и не страшиться, и назад не оглядываться, и с места не сходить. И по сем страховании, когда все минуется, пади на колени на восток и обрывай листочки от земли по стволу вверх по солнцу. И первый листок сорвать и зажать под ме-зинец, такожде и другой лист сорвать и положить под другой перст, такожде и 3-й и 4-й и 5-й.

А брать единым пальцем правой руки по ряду, под которым нет. И взять левой рукой полотенце разостлать, и класть листочки на полотенце по порядку, как под которым пальцем было, только пореже (?). И закрыть поло-тенцо с обеих сторон и перевязать узлами между каждым листочком узелок.

<6>Молитва на травы рвание и корение копание

"Во имя Отца и Сына и св. Духа. Аминь. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий наш, помилуй нас, грешных. Основание Божие, основа Господь Бог небо и землю всяким добрым угодием. Николае 3<аступник> (?), благослови своего угодия травы утеребить, корения укопать. Ангели Господни храните-ли, угодницы Божии, Святители Христовы, благословите: кой мне, рабу Бо-жьему имярек, травы утеребить, корения укопать. Аминь".

<8>Общий приговор трав

"Господи, благослови, и ты, матушка-сыра-земля, благослови сию траву рвати. И ты, трава, уродилась, ко всему пригодилась, для чего ты пользуешь, для того я, раб Божий имярек, в пользу для всех православных христиан и беру. Аминь".
Читать 3 раза.