Тогда был глас с небеси: "Имаши Ты пострадати за весь мир кровию своей искупити падшего Адама". Во всех Евангелиях моление Господа происходило ночью до появления стражников и об их поведении скупо сказано, что они попадали на землю после признания Христа. Обращение в рукописи Господа к Сыну во время молитвы, по сути, представляет своего рода толкование Отцом подвига Христа, тогда как в Евангелиях, объяснение идет от самого Спасителя. Различные конкретизирующие подробности списки "Сна" приводят при описании мучений Сына Божия:
"И тогда вси ученицы Твои разбегошася страха ради и единаго Тя оставиша, а они, окаянные жидове, связаша руце и нози Твои и на святую шею Твою цепь возложиша, и биша Тя дреколием и оружием, кто что имея в руках своих, и место то обагрися кровию. И поведоша Тя ко архиереом жидовским Анне и Канафе на двор и привязаша Тя к столбу, и биша Тя всю нощь по ланитом и по плещам, и в пречистое лицо Твое плеваху, и браду терзаху, и тростий главу Твою пробиша до мозгу, и два зуба избиша".
В списке из Шатровского собрания появляются добавления: "И воздаша ран 15 в ноги и в голени, 1329 прочих ударений прият, 1666 тростию по главе биюше ударение прият Господь, и неся крест на гору Голгофу, и падох на землю, и за власы подъемлющь, ударение прият 1976, и терноваго венца изложение, и крови истекшей 1976 капель, и о вериге гвоздей ко кресту, плевотин в лице 1376, плешами ударений прият 149...".
В цитируемом списке христианская притча о мученическом подвиге Христа сближается с судными делами о преследовании староверов. В процессе бытования «Сна» в поздней рукописной традиции происходит погружение текста христианского мифа в предметно осязаемый мир. Библейские события обретают социально-бытовое звучание, близкое к страданиям и испытаниям, которые выпадали человеку. В ответ на просьбу Христа рассказать о сне, Богоматерь отвечает: "...видела сон страшен и ужасен, и не могу Тебе во слезах проглаголати, утробою по Тебе уязвляюся, и люто оружие сердеце мое проходит, и объявляю вольныя Твоя страсти". Богородица в ответ на вопрос Сына "прослезися и рече..." , в списке из невьянского собрания отмечается, что Богородица "пробудися от сна своего, прослезися и рече Ему: "О сладчайшее чадо Мое милое, свет очей Моих!".
Богородица, испуганная видением распятия Сына, отказывается рассказывать ему об этом: "Видела я сон страшны(й) и жалобни(й) о Тебе, чадо Мое возлюбленное, отчего серце Мое трепечется и душа Моя извечает. Не могу, чадо Мое, Тебя наведеть... гортань Моя не отверзает, уста Моя не возглаголют".
Таким образом, апокриф играет роль народной Библии, указывая на главные наиболее драматичные события христианского мифа. Художественная уникальность памятника объясняется тем, что евангельские события подаются через восприятие Богородицы, читатель оказывается сопричастным страданиям Христа в контексте глубоких материнских переживаний, что делает памятник трогательно-лирическим в его первой части. Это были поиски народной богословской мысли. В народной среде создаются сборники, содержащие не один текст, а три или четыре различных варианта «Сна», повторяя структуру тетраевангелия. Владельцы рукописей с текстом видения отмечали сакральное происхождение текста: "А сия молитва взята в Цареградс у животворящего креста Господня нашего".
Осознание магической силы текста подчеркивается особым отношением не только к произносимому или написанному слову, но и к самой рукописи, содержащей памятник: "Аще кто сей Сон Твои богородичен при смерти своей прочитает и помянет, или кого заставит прочитать, или списывать и раздавать от дому и до дому читать, то хота имеет на себе грехов, аки песку в море и на древах листвии или звезд на небеси, и при исходе души своей покается чистым покаянием грехов своих, то все грехи ему отпустятся" . В ряде списков указывается, что человеку грехи отпускаются только за то, что он слушает "Сон": "Аще кто Сон Твои спишет или в дому своему держать будет, если грамотной читать будет по листу, а если неграмотной, то заставь прочитать кого-небуть. В праздничной день или во время богомоления со свечами, а си сонъ постав перед икону светую и будет Богу молится и взирает, и воспоминает с верою и любовию, и даст другим людям списать...
Кто стот Сон при смерти своей прочитает, тот получит отпучение грехов. Свят, свят, свят сон. Аминь". Сей Сон такую силу имать, аще кто его хочет читать и кто станет слушать, тому человеку на четыре дни отпущение грехов своих от Бога примет... "Аще же кто Сон Твой, Матери Моей, спишет, и носить будет въ чистоте, и читать всякой день или когда время позволит, и толковать тем людям, которые со вниманием хотят слушать, и читать всякий день, или когда время позволит, и толковать тем людям, которые со вниманием хотят слушать, то по смерти его пошлю ангела, и возмут душу его честно и отдадут на вечное блаженство".
В памятнике осознается обрядовое ритуальное применение "Сна", его чтение заменяет молитву и может быть использовано при таинствах: "Случилось этому человеку при путех, при дорогах, при темной ночи вместо поста и вместо святого исповедания, и вместо святого причащения. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь". В списке из Усть-Каменогорска говорится: «Аще тому человеку случится умереть в дому своем или в пути без отса духовнаго, а сей Сон Твои прочитает или кому дас прочитать, то во время кончины его не смеют прикаснут-са дьявольская сила». Апокрифическое видение парадоксальным образом оказывается между ритуальными жанрами письменности, употребляемыми во время обрядовой молитвенной практики, и заговором-оберегом, с функцией защиты человека и его природного и социального пространства.
Во второй части апокрифического видения перед нами не страдающий, а карающий Бог. Печальный плач Богородицы изменяется на грозные пророчества Христа, обращенные к тем, кто нарушает христианские правила и не соблюдает праздники. Словами Господа, обращенными к Богородице, связывается христианская легенда и судьба владельца рукописи: "О Мати Моя возлюбленная, Пресвятая Богородица, Дева Мария, воистену сон Твой неложен, и видение Твое страшное скоро сбудется".
Ощущаемая в тексте сакральность позволяла обращаться к нему как к словесному заклинанию, способному оградить человека от всяческих бед природного и социального характера. Однако этот текст не идентичен заговору. Произнося заговор, человек как бы проникает в ирреальный мир, верит, что, активно воздействуя на него словом, можно заставить потусторонние силы повлиять на реальность. Хранитель рукописи со "Сном" ничего не просит, переписывая или читая видение, он как бы попадает в хронотоп спасения Господом человечества от греха. И как Господь вывел Адама и Еву из ада, так и наличие текста способно уберечь человека от всех (какие только может придумать фантазия переписчика) бед и гарантировать спасение души.
"Сон Богородицы" предписывается использовать не от случая к случаю, а как превентивную меру - постоянно. В отличие от заговора, который всегда связан с конкретными запросами (болезни, охрана хозяйства или скота, социальные проблемы, личные отношения), апокрифическое видение предохраняет от всех неурядиц сразу и отдельно от особенно часто встречающихся ситуаций. Это была своего рода энциклопедия оберегов на все мыслимые случаи жизни. Вторая часть видения имела практическое предназначение, рукопись превращалась в амулет, который было необходимо либо хранить в доме, либо даже носить при себе, что отражалось на внешнем облике рукописей (малый формат, небольшой листовой объем). От каких же бед спасал "Сон". Идеалом средневекового человека является дом. Именно дом был средоточием личного и общего, жизни и смерти, счастья и беды, человека и рода. Рукопись с текстом памятника гарантировала для семьи "всякое изобилие и достаток, и между домашними в семействе любовь и согласие, а в скотоводстве же великая прибыль". К дому тому "не прикоснется никакой лихой человек, ни вор, ни разбойник, и злый дух никакого вреда чинить не возможет. А кто при себе носити в чистоте будет, то тому человеку везде на пути, и нигде, ни в каком месте не прикоснется диавол и злый человек ограбить его и истребить души его не возможет", "к тому дому не прикоснется огонь".