Новости: 🔔 Акция от Элины Зорич. Магическое послание ангелов 🔔

  • 05 Апрель 2020, 00:26:46


Последние сообщения

Страницы: 1 2 ... 10
1
Приложение

<2>Брать травы в Купальницу, в Рождество св. Иоанна Предтечи месяца Июня в 24-й день на вечери и в нощи и в утреннюю зорю и во весь день с травою матерею и царем Плакуном с молитвою. И украшать травы златом и серебром и пронимать сквозь злато и серебро или очертать златом и серебром. И которая трава чем брать, сама ясно в своей описи пишет, а не всякая брать со всем вышеписанным. Только обрывать корень у травы по солнцу. А стень солнечная и месячная назади бы была. А ходить чистому иметь весьма. А све-тящия травы брать, кои днем не можно видеть, а в нощи, как свеча горит. И те брать с воску яровой свечей и с огнем, и закатать в яровой воск. А в воде ра-стущия травы брать сквозь алое кармазинное сукно (л. 134 об.–135).

<3>Молитва, как к траве приступать

"Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь. Сам Господи, сам Иисусе Хри-стос сотворил небо и землю, сотворил море, воду и всякия вещи. Ты, трава, от земли корень, от неба цвет, благословися ты мне, трава, сорвать, повелися мне себе, рабу Божьему имярек. Я рву тебя, благословяся. К чему я рву тебя, к тому ты будь добра. А ты еси трава от земного столпа, от животворящаго креста, от Бога трава, от земли. Земля, ты еси мати, благослови плода твоего взяти и стояти праведнаго солнца для моего надобья. К чему мне надобно, к тому я и рву ее".

<4>Ответ на траву рвать

"Иван да Марья, Иоаким да Анна, Адам да Ева, Земля-мати, благослови плода своего взяти и стояти праведнаго Солнца.(Как траву рвать, говори псалом 90-й «Жив<ый> в помощи Вышн<е-го>», весь до конца прочитать).

Мать-сыра-земля, отпусти мне с даннаго власа сию траву на помощь рабу Божьему имярек. Тому делу ключ и замок и десять печатей ангельских".

<5>Подробное наставление, как брать травы

Во время Страстныя Субботы возьми свечу воску яровую и поди в церковь к завтрене за самой начал и стой в церкви на одном месте. Назад не оглядывайся и ни с кем не говорить, но со страхом и с трепетом. И ни об чем ни думать, токмо имей в устах своих молитву и усердие ко Господу. И во время погребения, когда будут свечи засвечать, то и ты сию свечу засвети и береги огнь сия свечи, чтоб не погасла, и стой до конца вся завтрени. Когда отъидет завтреня, то сию спрячь ее к месту.

И на утро день Светлова Христова Воскре-сения услышавши завтрени, немедля скорее спеши к завтрене за самой начал. И стоять павечерницу, и во время креснаго хождения сию свечу засветить и обойти по обыкновению, и при том беречь огонь свечи тоя, чтоб не погасла. И когда будут свечи гасить, то и ты такожде погаси ее в то время и спрячь ее. И вшедши в церковь, встать на место прежнее, идеже за павечерницею стоял.

Стой завтреню всю до конца, яко же в Субботу Страстную с места не сходить, и назад не оглядываться, и ни с кем не говорить ничего, и стоять со страхом и трепетом. И по отпении завтрени пришедши домой, спрячь свечу в удобное место до времени.И во время Рождества Иоанна Предтечи, Купальницы июня 24-го числа, когда травы брать должно, встать в полночь и взять свечу с молитвой  и засветить ее. И еще взять палочку мерою в поларшина из дерева осиноваго и ободрать с нее кожу. И еще взять с собою чистое полотенцо. И итти с теми ве-щами в путь свой, брать травы на правильность добраго места.

И усмотревши те травы, которыя днем не можно видеть, а в нощи, как свеча горит, и подошед-ши к ней, и преждепомянутую осиновую палочку и прежнюю свечу. И смотри что будет, и будет много страху и ужаса. И при сем страхе и ужасе не робеть и не страшиться, и назад не оглядываться, и с места не сходить. И по сем страховании, когда все минуется, пади на колени на восток и обрывай листочки от земли по стволу вверх по солнцу. И первый листок сорвать и зажать под ме-зинец, такожде и другой лист сорвать и положить под другой перст, такожде и 3-й и 4-й и 5-й.

А брать единым пальцем правой руки по ряду, под которым нет. И взять левой рукой полотенце разостлать, и класть листочки на полотенце по порядку, как под которым пальцем было, только пореже (?). И закрыть поло-тенцо с обеих сторон и перевязать узлами между каждым листочком узелок.

<6>Молитва на травы рвание и корение копание

"Во имя Отца и Сына и св. Духа. Аминь. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий наш, помилуй нас, грешных. Основание Божие, основа Господь Бог небо и землю всяким добрым угодием. Николае 3<аступник> (?), благослови своего угодия травы утеребить, корения укопать. Ангели Господни храните-ли, угодницы Божии, Святители Христовы, благословите: кой мне, рабу Бо-жьему имярек, травы утеребить, корения укопать. Аминь".

<8>Общий приговор трав

"Господи, благослови, и ты, матушка-сыра-земля, благослови сию траву рвати. И ты, трава, уродилась, ко всему пригодилась, для чего ты пользуешь, для того я, раб Божий имярек, в пользу для всех православных христиан и беру. Аминь".
Читать 3 раза.
2
Следующий этап ритуала начинается в Иванов день. Нужно встать в полночь, взять три магических предмета: зажженную свечу с пасхальной службы, очищенную от коры осиновую палочку и чистое полотенце – и идти на место сбора трав. Обнаружив нужные травы, необходимо перетерпеть «страх и ужас», не оглядываться и не сходить с места.

Когда все пройдет, нужно стать на колени лицом на восток и обрывать поочередно листья с растения снизу вверх «по солнцу». Срывая листья, следует зажимать каждый лист отдельным пальцем, причем рвать нужно одним пальцем правой руки. Левой же рукой расстелить полотенце, на которое расклады-вать сорванные листья. Под конец полотенце сложить и завязать узлами по числу листьев.

На этом текст инструкции заканчива-ется, и остается ощущение, что он имеет дефекты. Так, о том, как именно используются свеча и осиновая палочка, остается только догадываться. Остается неизвестным и то, для чего предполагается использовать добытое с такими сложностями растение.Сходные (но не буквально) инструкции начинают появляться в травниках и лечебниках с XIX в., нам известно три таких примера, причем все они происходят из описаний папоротника (текстологи-чески это разные «папоротники», но во всех текстах речь идет, без-условно, о фольклорном образе папоротника).

Так, в статье травника Ивана Бирюкова второй четверти XIX в. о растении <па> порать черная рекомендуется пойти 24 июня (т. е. на Иванов день) в лес, найти папороть, очертиться около нее, постелить под нее белое полотно и держать крепко саму траву. Когда же она расцветет, то следует отрезать цветок и залепить его в воск. В это время будет очень страшно, но надо страх перетерпеть и не схо-дить с места до тех пор, пока не пропоют петухи.

Цветет же та папорать, у которой 12 листов, цветок находится снизу под листом и по-хож на цветок черемухи; когда он отцветет, на его месте будет будто пыль. Растение рекомендовалось использовать для поиска кладов.

В старообрядческом травнике конца XIX в. из собрания П.М. Мальцева есть описание растения папорт, цветок которого «огнекрасен, в блеску самыя маленькия точно искры или как свечи горят на маковке». Папорт цветет на Иванов день 33 минуты, и три минуты невидимо. Обладатель этого цветка станет всезнающим, ему откроются клады, мысли людей, понимание всех языков, свой-ства всех животных и растений. Отправляться на сбор папорта сле-дует, взяв крест, Евангелие или псалтырь и корень травы плакун.

Придя на место, следует очертиться крестом на три шага вокруг, прочесть определенные молитвы, положить крест и Евангелие по обеим сторонам от растения, сесть около него внутри черты и не отрываясь смотреть на него, чтобы не пропустить цветение – будут цвести три цветка как свечка. Как только отцветет, надо перекрестить эти цветы, проговорить над ними молитвы и зааминить, и привязать к корню плакуна. После этого надо дождаться «белого света или дня» – только тогда можно выйти из круга.

В 1861 г. А.Н. Афанасьевым были опубликованы избранные тек-сты из лечебника XIX века, среди них – и текст о волшебном растении черная папороть , которое цветет накануне Иванова дня в полночь, «точно как огонь горит и пылает». Чтобы добыть цветок черной папо-роти, надо взять в Васильев вечер (31 декабря ст. стиля) лучину, об-горевшую с обоих концов, в Светлое Христово Воскресение – огарок от свечи, с которой священник служил пасхальную службу, а также воск или огарок свечи от запрестольного образа Богоматери.

С этими предметами следует идти за папоротью, постелить под нее чистую бумагу или полотно, очертиться лучиной и ждать цветения, превозмогая страх. После цветения цветок упадет на полотно, его надо смести в одно место пером и залепить вместе с пером в воск, иначе его унесут нечистые. При сборе цветка надо читать молитвы, никому ни на что не отвечать и не оглядываться.

Обладатель цветка узнает, где лежат клады, обретет почет, сможет становиться невидимым и т. д. На наш взгляд, текстологически подобные тексты друг с другом не связаны, хотя и обнаруживают ряд общих мотивов. Их топика, в отличие от первой инструкции на сбор трав, связана не с рукопис-ной, но с устной традицией. По всей вероятности, каждый из этих текстов в отдельности создан на основе устных поверий о папоротнике, известных составителям указанных рукописей – сборника Вельякова, травника Ивана Бирюкова, травника собрания Мальцева и рукописи, имевшейся у А.Н. Афанасьева.

Не исключено, что более детальное сравнение этих рукописных текстов с фольклорными за-писями о цветении папоротника в будущем позволит проследить, к какой именно локальной традиции восходит тот или иной текст.* * *Таким образом, перечень канонических молитв из сборника Вельякова основан по большей части на данных травников и включает при этом преимущественно широко известные молитвы и псалмы. Неканонические молитвы и заговоры сборника Вельякова сконструи-рованы на основе традиционных для травников формул, но являются более пространными. Одна инструкция на сбор растений представ-ляет собой компиляцию описаний ритуальных действий из текстов травников о разных растениях. Другая же нехарактерна для травни-ков и восходит к устным поверьям о цветении и сборе папоротника.
3
Таким образом, в сборнике Вельякова на основе традиционных формул составляются более пространные тексты. Их структура в целом соответствует известным по более ранним спискам трав-ников молитвам на сбор всех растений: такие тексты начинаются зачином с молитвенным обращением к Богу, затем следует обращение к Матери-сырой-земле или к матери-траве.

Мать-землю или мать-траву, как и Господа Бога в зачине, просят о благословении и разрешении сорвать растение. Характерным элементом является и указание на будущее использование растения: «К чему мне надоб-но, к тому я и рву ее». Такие формулы встречаются уже в XVII в., например в заговоре на сбор травы молчан из Олонецкого сборника заговоров: «Буди ты, трава молчан, на все пригожа.

Однако у Вельякова, как мы видим, круг священных персона-жей значительно расширен: это не только Господь Бог, но и парные персонажи «Иван да Марья, Иоаким да Анна, Адам да Ева», св. Николай, ангелы, угодники и святители.

Инструкции на сбор растений.

Сборник Вельякова содержит две подробнейших инструкции на сбор растений. Первая (см. № 2) явно представляет собой компиляцию описаний ритуальных действий из текстов травников о разных растениях, что понятно, в частности, из фразы «и которая трава чем брать, сама ясно в своей описи пишет, а не всякая брать со всем вышеписанным».

Отдельные мотивы, пред-ставленные в этом тексте, имеют прямые аналогии в травниках. Так, Иванов день и день Аграфены Купальницы упоминаются в травниках как время сбора около 30 растений, приуроченность сбора ко времени суток характерна для более чем 20 растений травников.

О растении плакун в травниках прямо говорится: «бес тоя травы иныя никакия травы не рвутца, а хоша и вырвешь, помочи нет».Встречается в травниках и описание таких ритуальных дей-ствий, как заключение растения перед выкапыванием в круг (очерчивание, обсыпание) или пронимание его через различные предме-ты с отверстиями.

Аналогии в травниках есть и для других мотивов:

– выкапывать корень «по солнцу»: «А теребить ту траву, став против солнца лицем (орешик
, конец XVIII в.);

–следить, чтобы при сборе на растение не падала тень: «А как ея станешь имать, от солнца стени не наводи»( цемравная, конец XVII в.); –собирать светящиеся травы ночью: «Есть трава, имя ей левуппа, собою мала, в день ея не найдешь, искать ея в ночи, на ней два цвета: один желтой, другой красной – в ночи, что свещи, горят» (конец XVIII в.)

–использовать при сборе драгоценную ткань (правда, это не обязательно касается именно водных растений, как у Велья-кова). Так, траву полотая нива надо было брать чистыми ру-ками, омыть чистой водой и обернуть в чистую ткань; у травы верба обвить корень шелком, а поверх него «скорлатным ло-скутком, или аксамитом, или золотным каким, и несть лоску-том бархатным, или отласным, или камчажным» (XVII в.).

–быть чистым;

–некоторые растения в травниках рекомендовалось «закатать» в воск: «А носить тот цвет в чистом воску с собою ( сириндарх  херуз); «Кто цвет его носит при собе с воском в чистоте, того человека станут всякия люди любить, и покарятися ему»( адамова глава).

Единственный мотив, не имеющий аналогий в травниках XVII–XVIII вв., – это рекомендация собирать растения со све-чой или огнем. Этот мотив будет рассмотрен ниже, поскольку встречается также и во второй вельяковской инструкции на сбор растений.

Вторая инструкция на сбор растений озаглавлена «Подробное наставление, как брать травы» (см. № 5) и представляет значи-тельный интерес в контексте рукописной традиции, так как столь пространных и подробных описаний традиция травников XVII–XVIII вв. не знает. Перед нами описание магического ритуала сбора особых, вол-шебных растений, тех «которыя днем не можно видеть, а в нощи, как свеча горит».

Не исключено, что названия таких растений на-меренно табуированы в тексте.Наставление можно разделить на две части: предварительные магические действия на Пасху и совершение собственно ритуала в Иванову ночь. Подготовка к ритуалу начинается в Страстную суб-боту, когда нужно взять свечу и пойти на церковную службу. При этом человек, совершающий ритуал, должен выполнять некоторые условия: не оглядываться, ни с кем не говорить, стоять на службе «со страхом и трепетом», ни о чем не думать, но иметь «в устах своих молитву и усердие ко Господу».

Во время чина погребения следует зажечь свечу и следить, чтобы она не погасла во время всей службы. На следующий день с той же свечой следует прийти к самому началу пасхальной службы и перед крестным ходом вокруг церкви вновь зажечь свечу и следить, чтобы она не погасла. Потом вернуться в церковь и встать на то же место, где стоял прежде и с выполнением тех же условий, что и в субботу. После службы при-нести свечу домой и спрятать.
4
1) обращение к Богу и к матери-земле за благословением,
2) обращение к траве с просьбой, чтобы она была полезна имяреку и всем христианам.

Завершается заговор закрепкой «аминь» и указанием, что читать заговор следует троекратно.

Близкую структуру имеет и текст № 4 «Ответ на траву рвать». Он начинается с формулы обращения к священным персонажам и к матери-земле за благословением, затем следует замечание о необходимости читать при сборе псалом 90, далее опять следует обращение к матери-сырой-земле с просьбой дать траву «на помощь» имяреку.

Текст завершается традиционной заговорной закрепкой «Тому делу ключ и замок и десять печатей ангельских».

Новацией для традиции травников в этом тексте является перечень священных персонажей: «Иван да Марья, Иоаким да Анна, Адам да Ева». Более того, если вторая и третья пары – известные библейские персонажи, то имена Иван и Марья, хотя и восходят каждое к имени святого, но в данном контексте скорее напоминают о растении иван-да-марья.

Текст № 6 «Молитва на травы рвание и корение копание» содержит молитвенное вступление, мотив сотворения мира и обра-щение к священным персонажам за благословением на сбор трав и копание кореньев. Текст усложнен тем, что молитвенное всту-пление состоит из двух молитв («Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь» и Иисусова молитва), а формула благословения повторе-на дважды: сначала она адресована св. Николаю, а затем ангелам, угодникам и святителям.

В качестве закрепки выступает «аминь». Существенно, что этот текст имеет полную аналогию в травнике второй половины XVIII в. из собрания П.И. Щукина, т. е. не является поздней новацией. Но в щукинском травнике текст полнее, он продолжается обращением к матери-земле и завершается кратким славословием к Пресвятой Троице («Во имя Отца и Сына…»).

Наконец, текст № 3 «Молитва, как к траве приступать» являет-ся самым пространным. Он содержит:
–молитвенное вступление («Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь»),
–мотив сотворения мира,
–обращение к траве за благословением на сбор (с мотивом происхождения травы от земли и от неба),
–заклинание травы на пользу для имярека,
–мотив происхождения травы (от земного столпа, животворящего креста, от Бога, от земли), –обращение к матери-земле за благословением на сбор,
–повтор заклинания травы на пользу для имярека.

При сравнении структуры изучаемых текстов видно, что общим их элементом является обращение к священным персонажам и/или матери-земле с просьбой о благословении. Этот элемент не является новшеством, он характерен как для травников XVIII–XIX вв., так и (в несколько ином виде) для устной традиции, ср.:
«Господи, благослови меня сею доброю травою…» (травник посл. четв. XVII в.);
«Господи, благослови, и ты, Мать-сырая-земля, благослови сию траву сорвати» (травник второй четв. XIX в.);
«Небо – батька, Земля – матка. Матушка-Земля, отчего ты добра? Имей пользу для меня»
(полевая запись из Вологодской обл., 2000 г.).

Мотив обращения к траве и заклинания ее на пользу для имярека, встречающиеся в текстах № 3 и 8, характерны как для рукописной традиции, так и для фольклорной:
«Ты еси мать-трава травам всем <…> соблюди мя, раба Божия имярек, от дияволского мечтания, и пакости, и всех злокозненных навет их, и от супостат моих, зло мыслящих на мя, человека» (травник посл. четв. XVII в.);
«А ты, мать-трава, от Бога сотворена, от земли рождена быть мне, рабу Божию, на ползу
рабам и рабыням» (недатированный травник);
«Буди ты, трава молчан, на все пригожа»(олонецкий сборник заговоров, вторая четв. XVII в.);
«На что ты угодна, на что пригодна, на то я тебя и беру» (полевая запись из Горьковской обл., 1984 г.).

Мотив происхождения травы также известен и по устной, и по рукописной традиции, однако в обеих, как правило, происхождение связывается с Богом и землею:
«Ты еси мать-трава травам всем, от Бога сотворена и от земли рождена» (травник посл. четв. XVII в.);
«…от Бога зелие, от земли корение» (травник второй четверти XVIII в.);
« От земли трава, а от Бога лекарство» (травник второй четверти XIX в.);
«А ты, мать-трава, от Бога сотворена, от земли рождена быть мне, рабу Божию, на ползу рабам и рабыням» (недатированный травник);
« От бога травка, от земли корешок, от солнышка цветок. На что ты угодна, на что пригодна, на то я тебя и беру. Земля мати, благослови травку брати» (полевая запись из Горьковской обл., 1984 г.

Упоминание же «земного столпа» и «животворящего креста» известно пока только по тексту № 3 М. Вельякова. Мотив сотворения мира в формулах на сбор по травникам нам известен только по указанной выше рукописи П.И. Щукина: «Основание Божие, основал есть Господь Бог небо и землю всяким до-брым угодием».

Наличие его не только в тексте № 6, но и в тексте № 3, причем в несколько ином словесном выражении («Сам Господи, сам Иисусе Христос сотворил небо и землю, сотворил море, воду и всякия вещи»), можно толковать двояко: либо мотив был вставлен в текст № 3 под влиянием текста № 6, либо попал туда из каких-то иных источников. В целом появление этого мотива вполне оправданно, благодаря его наличию все растения соотносятся с актом творения мира, а сам факт их существования освящается божественным присутствием
5
–«Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь»;
–Молитва Пресвятой Троице;
–«Отче наш»;
–псалом 90 («Живый в помощи вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое Бог мой и уповаю на него…»);
–псалом 50 («Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…»);
–Символ веры;
–молитва перед началом всякого дела (на основе этой молитвы создан и вельяковский текст № 7 «Молитва общая травам»).

В травниках XVII–XVIII вв. специальных перечней молитв на сбор растений неизвестно. Указания на те или иные канонические молитвы встречаются лишь в текстах об отдельных растениях, упоминаются «Отче наш», «Аги Мариам», «Царю Небесный», «Господи, помилуй», псалом 50, Символ веры, «Во имя Отца и Сына и Св. Духа», Иисусова молитва, тропарь на Благовещение Пресвятой Богородицы «Днесь спасению нашему начаток», песнь Пресвятой Богородице «Богородице Дево, радуйся...». В единич-ных списках упоминаются также псалмы 90 и 108, Трисвятое. Будущую трансформацию традиции травников предвещает единичный текст об адамовой голове из тобольского списка XVIII в., предписывающий исполнить перед сбором растения це-лый комплекс молитв: Иисусова молитва, «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», «Отче наш», «Господи, помилуй» 12 раз, псалом 50, «Верую», «Богородице Дево, радуйся» и других, во многом сходных с комплексом православных утренних молитв.

Таким образом, в травниках присутствуют упоминания всех молитв из вельяковского перечня, за исключением утренней молитвы и молитвы перед началом всякого дела. В этой связи можно предположить, что перечень Вельякова создан преимущественно на данных травников. В то же время он включает в себя распро-страненные молитвы и псалмы, известные каждому православному. Как известно, в славянской народной культуре канонические молитвы нередко использовались в качестве универсальных апотропеев.

Особо популярны были «Да воскреснет Бог...», 90-й псалом, «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся...»


Неканонические молитвы и заговоры.

В рассматриваемом разделе сборника Вельякова имеется четыре таких текста, все они предназначены для чтения при сборе любых трав. Наиболее элементарна и вместе с тем традиционна структура текста № 8 «Общий приговор трав». Он содержит две формулы:
6
«Молитвы к собиранию трав и наставление, как рвать травы» в рукописном сборнике М. Вельякова 1890-х гг.

Статья посвящена анализу рукописного сборника М. Вельякова (1890-е гг.), содержащего данные по ботанике и медицине, хозяйственную информацию (травники, лечебные и хозяйственные рецеп-ты, перечень книг по ботанике и проч.). В специальном разделе рукописи, озаглавленном «Молитвы к собиранию трав и наставление, как рвать травы», рассматриваются особенности сбора растений. Здесь приводятся канонические и неканонические молитвы, заговоры, а также описание ритуала сбора растений на Иванов день и «Подробное наставление, как брать травы». Для русских травников XVII–XVIII вв. выделение таких разделов не было характерным. Сборник М. Вельякова анализируется в контексте данных устной и рукописной традиции.

В отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранится сборник смешанного содержания. Это рукопись форматом в «восьмерку» (14,6×10,4 см), на 162 л., начало и конец не сохранились, писана скорописью, вложена в кожаный тисненый переплет большего размера. На л. 118 об. сохранилась владельческая запись: «Ход рыбы лещам мая 4, 12 и 20-го списал Иван Дмитриев Мехов 1874 г. в г. Рыбинске, а с его списка переписал М. Вельяков 1890 года июня 26-го дня в г. Рыбинске». Почерк этой записи совпадает с основным почерком рукописи. Таким образом, можно утверждать, что составителем и переписчиком сборника был некий М. Вельяков, проживавший или бывавший в Рыбинске (Ярославская губерния)

Состав сборника разнороден, но в целом его направленность можно определить как «ботаническую» и хозяйственную. В него входят травники, лечебные и хозяйственные рецепты, цены апте-карскаго склада, перечень книг по ботанике и проч.Предмет нашего интереса – раздел сборника Вельякова, специ-ально посвященный особенностям сбора растений и озаглавленный «Молитвы к собиранию трав и наставление как рвать травы»

Для традиции русских травников XVII–XIX вв. выделение такого специального раздела не было характерным. Обычно инструкции и словесные формулы на сбор растений приводи-лись в травниках в текстах о каких-либо конкретных травах, либо это могла быть одна общая формула на сбор любых растений.

Впрочем, в травниках XIX в. заметна тенденция к разрастанию перечней предписывавшихся при сборе растений молитв, а словесные формулы на сбор появляются там в тех статьях, где их раньше не было; появляются новые, неизвестные нам по ранней традиции тексты о растениях, для которых также приводятся формулы на сбор.

В сборнике М. Вельякова можно наблюдать высшую степень развития указанной тенденции. Раздел сборника, посвященный особенностям сбора растений, имеет следующий состав:
1) перечень канонических молитв;
2) описание ритуала сбора растений в Иванов день;
3) неканоническая молитва «как к траве приступать»;
4) «ответ» на траву рвать;
5) описание ритуала сбора растений «Подробное наставление, как брать травы»;
6) неканоническая молитва «на травы рвание и корение копа-ние»;
7) «Молитва общая травам» (это каноническая молитва перед началом всякого дела);
8) «Общий приговор трав».Таким образом, в разделе содержатся перечень молитв (№ 1), четыре текста заговоров и молитв на сбор растений (№ 3, 4, 6, 8), одна каноническая молитва (№ 7) и два описания ритуалов сбора (№ 2, 5). Рассмотрим особенности этих текстов.

Перечень канонических молитв
содержит следующие тексты: –утренняя молитва («За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь (поклон всегда поясной)»); –Иисусова молитва («Господи и Исусе Христе, сыне Божий помилуй нас»);
7
Лечение заболеваний / Re: От головной боли
« Последний ответ от Фрау Марта 04 Апрель 2020, 13:56:28 »
Заговор против опухоли во рту:

"Заря моя, зорюшка, заря вечерняя, как ты утихаешься, как ты улегаешься, пускай у Чада Божьего (имярек) зуб желанный утихается, улегается, с буйной головы, с ясных очей, с черных бровей, с ретивого сердца, с жил, с поджил, с суставов, с полусуставов.
Зубище, зубище, иди ты на дубище. Не пойдете на дубище, пойду к Господу Богу, к Михаилу Архангелу. Михаил Архангел возьмет острую  мечу, высечет, вырубит корень ваш вырубит с сучьем, с ветьем, с зеленым листьем. Как дубу не стоять, зелеными ветвями не махать, так этому зубу по костям не ходить, костей его не ломить, бровь его не томить. Во имя Отца и Сына и Святого Духа".
8
Чистки / Снятие негатива на три свечи
« Последний ответ от Фрау Марта 04 Апрель 2020, 13:47:32 »
Знахарка наливает воды в чашу, опускает в воду крест, ставит на блюдо три задденные свечи, молится, читая "Да воскреснет Бог", "Псалом Давида", "Отче наш", "Богородице дево" и другие молитвы.  Упомянутые молитвы она произносит громко, а затем говорит очень тихо следующие слова: " гроб да могила- третия кадило".
После молитвы бабка берет с блюда три свечи, из которой кадлой капает воск (по три капли), в наговоренную воду. Если эти капли, застынув, сойдутся друг с другом, то желаемый результат достигнут. Наговоренную воду она дает пить больному.

Во время наговаривания на воду, бабка накликает на колдуна проклятие, тоску и грусть " с синих морей, с зеленых лугов, с темных лесов, и с чистых полей".

© Источник- журнал "Этногр. обозрение, №1, 1896.
9
Мордовская магия / Re: Мордовские заговоры
« Последний ответ от Фрау Марта 04 Апрель 2020, 13:34:21 »
Перед обедом или отправляясь в дорогу, мордва молится:
"Вере Паз, покш Паз, кормилец,  олитик тоньць кисенек весиме тевинь кулыма, берень таркада, благгый причада, апара стречада, благгый сельмида, лиходейда, злодейда, апара ломаньда вант тоньц,  Венстак кедид, стявтык полыт стяда черчавек, пирень заборек."

"Верхний Бог! Большой Бог! Кормилец! Стой сам за нас во всех делах, от нгапастей и бед, от дурного преключения, от худой встречи, нехорошего глаза, лиходея и злодея, от недоброго человека, береги сам, протяни руку, подыми полу, заставь, и прикрой, и загради как забором."

Когда же на стол поставят все явства, то говорят, молясь перед иконою: "Вот печеный и сваренный хлеб с солью белыми руками, с добрым сердцем, вот каша в горшочке, сколько в нём крупин, столько нам добраго."

В церкви и в домах пред иконою святителя Николая, ставя свечу, молятся так:
"Микола милостивый, кормилец! Вот тебе ставлю свечу, смотри и защищай сам во всех делах".

При отъезде в путь молятся ещё так:
"Верхний Бог! Большой Бог! Питательный Бог! Кормилец! Сберегай сам когда в дороге ходим, встаём, ложимся во время дневного покоя и ночного сна! Вечерний и утренний Бог! При солнечном и месячном свете, от лихого человека, злодея недобромыслящего, от дурной притчи и нехорошей встрече, в добром здоровье возврати в дом, обереги сам. Просим и вас, отцы, матери, дедушки, бабушки, родственники и родственницы, вы на праведном свете просите праведного бога, когда мы имя ваше вспоминаем."
10
Мордовская магия / Знахарство народов Мордовского края
« Последний ответ от Фрау Марта 04 Апрель 2020, 12:20:06 »
Веками копили народы мордовского края (мордва, русские, татары) свои методы лечения. С древних времён знали и использовали целебные растения. Леса мордовского края богата разнотравием. Более двухсот лекарственных трав использовал народ для своего лечения, но не рвал без счёта травы, берёг природу. Сложились столетние традиции правильного сбора трав. К примеру, мордва рвала траву, вставая против солнца, чтобы тень не заслоняла целебный цветочек. А ещё уходила подальше от села, чтобы не слышать крика петухов. Издревле самыми сильными считались травы, собранные в вечер Дня Аграфены-купальницы и утром на Ивана Купалу. Обычай сохранился и по сей день. Не пивши и не евши, отправляются старушки-врачевательницы в поля, луга и леса. Ищут там сорок трав – подорожник, ромашку, тысячелистник, боярышник – всех не перечислишь. С приговорами, да словами благодарности срывают бабки траву целебную. А потом готовят отвары, настойки и настои, экстракты, мази, масла, порошки, чаи, сборы, соки. У каждой свои секреты лечения.

Баня – непременный атрибут крестьянского быта. Она признавалась одним из самых радикальных средств при лечении различных заболеваний. В прошлом здесь принимались и роды. До настоящего времени знахари правят в ней мышцы, опущения внутренних органов. Во время простудных заболеваний долго парятся вениками, которые запасают летом после христианского праздника Троицы. В большинстве случаев веники готовят из берёзы. Для этого едут в лес, подальше от села и дорог, выбирают не молодую берёзку, срывают нижние ветки, чтобы листочки были тёмными. Сушат их уже готовыми вениками в сарае, на сушилах, или же в бане. Для этого связывают попарно и перекидывают через жёрдочку. Каждая семья готовит их по 35–40 штук.

В с. Новые Авгуры Кадошкинского района лечат в бане таким образом: знахарка ведёт в баню больную, которая ложится на полок раздетой, и, обмакнув пальцы водой, врачевательница брызжет с них на больную со словами: «Господи Иисусе! От волосу, от зуду, от банной притки. Будьте мои слова крепки!»

Весь текст повторяет до шести раз. После говорит три раза следующее: «Господи Иисусе! От волосу, от зуду, от щелоку, от банной притки, от думы, от свища. Будьте мои слова крепки». Когда повитуха парит младенца, то говорит такие слова: «Парила и правила сама Мать Пресвятая Богородица своими мягкими руками, шелковым веником раба Божьего младенца (имя) от щекотуна-полуношника, – вот тебе веничек, парься; не тронь, не шевели раба Божьего младенца (имя) ни днём, ни ночью, ни утром, ни вечером, ни утренней зарёй, ни вечерней зарёй, ни в которую пору; спи по ночам, расти по часам во всякую пору».

В с. Булгаково Кочкуровского района, чтобы вылечить детскую грыжу, водили вокруг грыжи сосновым пучком, приговаривая: «Грыжа пупковая, грыжа нутряная, выходи». В лечебной практике народных врачевателей мордовского края магические способы практиковались достаточно широко, и в основном это были заговоры.

При чтении заговора некоторые мордовки-знахарки применяют головёшки, уголь и др. А. И. Адаева от рожи легонько обтыкивает болезненное место палочками от сгоревшего во время грозы столба. А. С. Жингурова при заговоре воды опускает в неё древесные угли.

У татар широко был распространён обряд очищения больного от порчи с помощью окуривания. Для этого использовали дым от костра, зажжённого «живым огнём», полученным путём трения двух кусков дерева. Чаще использовали дым от подожжённых можжевеловых веток. Поджигали их ранним утром от первого огня в печи, окуривали больного, приговаривая: «Урок и сглаз прогоним». Затем остатки магических средств кидали в печь. Объясняли это тем, что дым и неприятный запах должны заставить болезнь покинуть тело больного. Нередко больного заставляли дышать дымом. При лечении грыжи знахарка в с. Старая Рябка Краснослободского района обводила опухоль угольком или же закопчённым камнем из бани, закрывала платком и как бы закусывала её. Шёпотом произносила заговор: «Как заря угасает, как солнце угасает (исчезает), ты так же угасни (исчезни)».

Большой очистительной силой наделялась вода, употребляемая как в простом, так и освящённом виде. В первом случае знахари читают над водой, которую приносит сама больная. Считалось, что воду для «наговаривания» надо приносить родниковую или ключевую. Использование воды родников и ключей в качестве целебных источников – это один из очень важных и рациональных методов в народной медицине.

Не зря употребление такой воды сопровождалось целым рядом особых приёмов. Например, взявший воду должен был донести её домой, ни разу не оглянувшись. У мордвы для лечения следовало взять только верхнюю часть воды, которая была якобы целебной. К этим источникам приносили дары, а на дно бросали деньги, серёжки, кольца. Ряд заболеваний, которые человек получал якобы от падения в воду, лечили на берегу реки. Для этого «...берут пирожок, ленточки, лоскуток холста, серьги, кольца, и всё это кладут на берегу, сами становятся на колени, кланяются хозяйке воды и просят о здоровье больной». После заговора опускают ленточки, серёжки и кольца в воду, а пирог и холст остаются у ворожеи.

Применялись и иные методы воздействия: обдувание больной части тела, поглаживание, накладывание рук и т. д. Так, А. С. Жингурова при лечении болезни «Кулэринь савт» (букв. «от рта умирающего») ножом осторожно дотрагивается крестообразно до определённых мест (точек) вначале желудка, потом кишечника, а затем груди. При лечении ячменя знахарка сплёвывает три раза через левое плечо. От любой наружней болезни (например, чирья) «...знахарка дует на больное место, плюёт через левое плечо и затем стучит монетой об пол».

Мордва Пензенской области грыжу лечили таким образом. Знахарка читала три раза заговор: «Что грызу, грыжу грызу, от века веков навек». При этом младший или старший ребёнок в семье у больного имитирует действия грызения грыжы и сплёвывает три раза. Иногда при этом использовали полотенце или платок.

В качестве средства надавливания служили различные пред-меты – точильный брусок, кожа, сухая лучина, сухая кость от нижней челюсти свиньи. У мордвы при вздутии живота, берут скалку, легонько ею надавливают и приговаривают 9 раз слова: «Да уйдёт на край дороги!».

По представлению татар «глазные» болезни могли быть насланы нечистым духом или вызваны испугом, «сглазом». Для предохранения от «козней нечистой силы» татары вешали на шею ребёнка или пришивали к его вороту монету, от «сглаза» на руку привязывали кусочек веточки можжевельника, или рябины, имеющие значение амулетов, наносили на лицо пятно чёрной или голубой краски.

В с. Пензятка и Черемишево Лямбирского района после рождения ребёнку от сглаза на лоб ставили углём точку, лицо мыли водой, взятой из родника, потом носили её по дому по кругу, так якобы выгоняли злых духов; от сглаза в с. Пензятка на груди к рубашке пришивали цветную пуговицу, чтобы злой человек сначала посмотрел не на ребёнка, а на пуговицу.

Детям для предохранения от сглаза, татары делали в прошлом на лицах черною или голубой краскою марушки – в том рассуждении, что, дескать, глаз взглянет, прежде всего, не на лицо, а на марушку и не подействует на здоровье ребёнка. Также ополаскивали дверную ручку или скобу водой, и, обмочив в воде полотенце, тёрли им лицо ребёнка. Наконец, чтобы никто не сглазил ребенка, привязывали ему кусочек можжевельного дерева».

В с. Старое Аллагулово Ковылкинского района и Татарская Пишля Рузаевского района сразу же после рождения ребёнку от сглаза на шею вешали в мешочке листок с молитвой из Корана («Аятел-Кэрси»), более взрослые носили на цепочке полумесяц от несчастных случаев и злых людей.

Обычно знахари не берутся за лечение всех недугов, а чуть ли ни по каждой болезни есть свои специалисты (от сглаза, рожи, грыжи, испуга, притки и др.). Есть даже «подходные заговоры», помогающие при решении какого-либо вопроса с начальством. Заговорами лечили недомогания, кожные болезни, заболевания уха, горла, носа, раны и травмы, болезни дыхательных путей и лёгких, болезни печени, гинекологические, мочевого пузыря и почек, детские, неврологические и психиатрические и даже инфекционные болезни.

Для проведения лечебных действий были определены дни, время суток и ориентация по сторонам света. У коми некоторые знахари выбирали для обрядов чаще всего среду и пятницу. Считалось, что наиболее успешным является лечение, проводимое в период убывания месяца. Согласно другим сведениям, заболевшего начинали лечить в ту фазу луны, в период которой его «испортили». У мордвы среди общих правил можно выделить то, что чтение заговоров происходит натощак и по лёгким дням (вторник, среда, суббота). При чтении некоторых заговоров важен не столько смысл, сколько способ и обстановка, при которых совершается обряд.

Так, у татар при лечении от споров, ссор и т. п. знахарка укладывала больного на кровать и около часа произносила шёпотом заговор. При этом водила по груди, животу больного вначале толкушкой, а потом ножом, легонько дотрагиваясь до этих мест. В других случаях придаётся большое внимание набору слов заговора, чтобы не забыть последовательности, заговоры читают по написанному на бумаге. Эти листочки очень бережно хранятся или около иконы, или под клеёнкой на столе – «под рукой».

Но, как правило, большинство заговоров знают наизусть. Знахари, как уже говорилось, всячески скрывали свои секреты, так как до сих пор считается, что рассказанный непосвящённому человеку заговор теряет свою силу. Такое отношение привело к тому, что многие заговоры и сопровождающие их обряды безнадёжно нами утрачены.
Страницы: 1 2 ... 10