Вотъ, напр., современная рукописная „молитва“, вращающаяся въ мещанской и купеческой среде:
„Есть на Μορе Черномъ столпъ каменный; на тотъ столпъ к. посланъ отъ Бога св. великий пророкъ Елисей изгнать изъ моря щитоша (?) 12 женъ простоволосыхъ, окаянныхъ, водяныхъ дьяволовъ. И вопрошаетъ Елисей; что есть это видение окаянныхъ дьяволовъ? Оне же рекоша: „Мы есть Трясовицы и угодницы царя Ирода. И вопроси Елисей: окаянные вы дьяволы, почто вы пришли? Оне же реша: пророче, мы пришли мучити, толкати, кости ломати, сердце и голову разжигати того человека, который много спитъ и, ложась. Богу не молится, или кто заутрени просыпаетъ и, вставши, не перекрестится, или кто въ праздникъ блудъ творитъ, или въ нищете ходить, какъ и угодникъ святой", — И возмолился Елисей о болящихъ: „Господи, избави родъ человеческий отъ всякия болезни". И услышалъ Богъ молитву его и прислалъ къ нему на помощь 4 евангелистовъ: Л., Мр., И. и М. И начали евангелисты трясавицъ мучити тремя прутьями железными, дающими по 300 ранъ въ день. Оне же начали, вопиюще великими голосами, молиться св. христовымъ угодникамъ, архангеламъ и евангелистамъ, не мучить ихъ и отпустить на судьбище ихъ: „Какъ заслышимъ мы имена ваши отъ человека, побежимъ отъ роду и племени его и отъ крови его и никакими кознями не прикоснемся къ нему“. — И вопрошаетъ Елисей: „Какъ ваши имена, окаянныя?“— Первая рече: мне есть имя Трясовица, отъ меня не можетъ человекъ согреться. Пророкъ и евангелисты проклята ее: буди проклята. 2-я рече: мне есть имя Огневица... Ледея... Забывающа... Хрипувита... Пухища... Истома... Костея... Желтея... Корчуша.. Гладея... Двенадцатая рече: мне есть имя на всехъ Яда, надъ всеми сестрами глава и всехъ более проклятая, угодница царя Ирода, усекшая главу Предтечи, принесшая ее на блюде“. И се прокляша пророкъ и евангелисты. — Убегайте вы, ненавистницы, отъ р. Б.: npиидутъ на васъ архангелы, Елисей, 4 евангелиста, будутъ васъ мучить 3 прутьями железными, давать по 800 ро- зогъ на день, приговаривая: „Ненавистницы рода христианскаго, не ходите вы къ р. Б., никакими муками его не мучайте, ни во главе его, ни въ сердце, ни въ утробе; ни въ тело, ни въ утробу не входить и кости разными муками не мучить“.
Нижеследующш заговоръ извлеченъ изъ старинной рукописи;
„Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь.— Крестъ хранитель всей вселенной, крестъ красота церковная, к. царей держава, к. воинственная победа, к. верныхъ утверждение, к. ангеламъ слава, а бесамъ язва, к. мученикамъ похвала и всемъ людямъ помощникъ, к. р. Б. N. помощь; к. трясавицы отгоняетъ! О крестъ пресвятый, буди и съ нимъ р. Б. N. О крестъ Господень, такъ буди и съ нимъ р. Б. N. отныне и до веку. Аминь. Небесныхъ силъ всевоинства, въ начале св. и великий Иоаннъ пророкъ и предтеча, Креститель Господень, а съ нимъ идутъ оо. Синовий, Фи- липпъ и Огафей, свв. евангелисты: М., М., Л. и И. Б. и проч. Bci свв., — избавьте его, р. Б. N., отъ злыхъ трясавицъ.— Бысть бо въ черномъ море волнение и большое возмущение, и тогда изъ моря изыдоша 12 Девицъ, простоволосыя. Пошли оне по горе, а навстречу къ нимъ идутъ свв. отцы Зиновей... Иоаннъ Богословъ и вопросиша ихъ свв. отцы: „Что вы за девицы?“—И рекоша те: „Мы есть все трясавицы, родныя сестрицы, христианский родъ мучительницы; отдася бо намъ человеческий родъ мучить“. Вопросиша ихъ свв. оо.: „Что вамъ имена суть?“ — И рекоша тии: Февея, Ивуя, Руниша, Дофея, Синея, Желтея, Чадлея, Гатея, Хампея, Кисленея, Знобица, Трясовица“. — Свв. оо. взяша дванадесять железныхъ прутий и начаша ихъ бити и мучити и давати но 12 ранъ. — Возмолишася проклятыя трясавицы: „О св. и великий Иоаннъ, прор. и предт., Кр. Гнь, и все св. отпустите насъ! Аще мы услышимъ имена ваши написанными где-нибудь, къ тому Mеcтy не прикоснемся".— Того ради и написаша сию клятву ихъ, да не прикоснутся р. Б. N. — Аминь“ ‘).
„Шелъ св. Абрамий путью и сынъ его Исаакий; нашли есину железа. Встретили ихъ 77 ирадовыхъ дочекъ. Абрамий говорит: „Куда вы идете?" — Оне же говорятъ: «Въ мире искушать людей“.— Абрамий говорить; „Исаакий (bis), возьми есину железа, разбей ихъ“. — Οни же говорятъ: „Абрамий (bis), не беи насъ, но кто твою заповедь будетъ знать, то мы десятаго бу- демъ брать". — Во имя Отца... Аминь. — Господи, спаси р, Б. отъ болезни. Громъ услышатъ и молнии все люди боятся и трепещутъ. Однако 77 ирадовыхъ дочекъ, созданныя, отъ рода Божия отыдоша во славу Троицы и ныне и присно и во веки вековъ. Аминь.— Отыдоша отъ нихъ,— возмутится вода, всколыхается море, изыдутъ изъ моря 12 девицъ; на встречу къ нимъ св. Пафнутий! Спрашиваетъ ихъ: „Что вы за люди?" — Оне ему говорятъ: идемъ въ миръ людей мучить и терзать. — То послалъ Пафнутий ихъ железомъ избивать, каждой изъ нихъ по 77 ранъ давать.— „Св. Пафнутии, помилуй насъ! Кто твою заповедь будетъ знать, то мы отъ того человека отойдемъ прочь въ дальний край.— И во веки вековъ. Аминь" .
„По край моря стоитъ столпъ каменный, на томъ столпе св. великий Исай. И возмутися море, и сташа на Μορе волны, и изыдоща 12 женъ простоволосыхъ. 'И вопроси ихъ св. в. Исай: „Что есте вы за жены?" — „Мы жены-трясавицы вышли мучить родъ человеческий: кто заутреню просыпаетъ въ середу и въ пятокъ блудъ творитъ, и во дни Богородицы нечистъ ходитъ,— и того человека мы имамъ мучити довольно". — Св. в. Исай помолися Господу Богу, и посла Господь Богъ 4 евангелистовъ: Л., Мр., М. и И. Б., и они начата бить техъ женъ дубцами зкелезными и даша имъ по 3 тысячи разовъ и по 3 тысячи ударовъ.· Оне же окаянницы возопиша: „Уже вы насъ не бейте, намъ милость свою покажите! Въ коемъ граде или въ коемъ роде имена ваша прославляютъ, и того града и того рода мы за семь поприщъ и за три дня будемъ бегать". — И вопросиша ихъ св. в. Исай и 4 евангелиста: „Что суть имена ваши?“ — Имена наши суть: Обыдея, Блудея, Ломота, Харкота, Хрипота, Пукота, Желтуха, Глухота, Сухота, Тресея, Невея, Греста и всемъ сестрамъ старейшая, что повелела отсещи главу Иоанну Предтече“.— Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй раба своего N.! Славу Отцу... Аминь".