Новости: 🌼 Объявляется набор в школу Магического Травничества 🌼

  • 29 Марта 2024, 03:44:28


Автор Тема: Заговор (заклинание) трясовиц  (Прочитано 4608 раз)

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Заговор (заклинание) трясовиц
« : 04 Февраля 2019, 07:50:33 »
Аще кто сию молитву хощет читать за здравие тела от дияволиц сих и проклятых трясовиц, сице да творит и читает над главою болящего. И ты, снем крест с себя, и положи в приуготовленную воду в сосуде и глаголи сице:

"Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Аминь, аминь, аминь.

Окаянные трясовицы, заклинаю вас Господом нашим, Иисусом Христом, и Пречистою владычицею нашею Богородицею, и всеми святыми, святым архангелом Михаилом и преподобным Сисинием, и четырьмя евангелистами: Марком, Лукою, Матфием, и Иоанном Богословом.

Окаянная ты еси, Трясовица!
Окаянная ты еси, Медия!
Окаянная ты еси, Ярустушо!
Окаянная ты еси, Коркуша!
Окаянная ты еси, Коркодия!
Окаянная ты еси, Желтодия!
Окаянная ты еси, Люмия!
Окаянная ты еси, Секудия!
Окаянная ты еси, Пухлия!
Окаянная ты еси, Чемия!
Окаянная ты еси, Нелюдия!
Окаянная ты еси, Невия!

Побежите от раба Божия (имя). Аще не бежите, то пришлю на вас святого архистратига Михаила и преподобного отца Сисиния, и четырех евангелистов: Марка, Луку, Матфия, Иоанна Богослова. И дадут вам по тысяще ран. Отыдите, окаянные от раба Божьего (имя). Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь".

Дай воду пить болящему:

"Пьет раб Божий (имя), на здравие телесное купе же душевное. Аминь, аминь, аминь".

Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/o-likhoradkakh-tryasavitsakh/194/zagovor-zaklinanie-tryasovits/854/
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговор (заклинание) трясовиц
« Ответ #1 : 16 Апреля 2019, 10:27:11 »
Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878.

[От трясцы].
Писать по ровну на бумаги три имена: Анфака, Иугалы, Фатутей.
(Из старинного лечебника, доставленного свящ. А. Колчиным из села Пингишей, Холмогор. у.)

[От лихорадки, или дрожжалки].
Больной, если хватит силы, идет в лес, находит осину, кланяется ей и говорит:

«Осина, осина, возьми мою тресину, дай мне леготу!» После этого перевязывает осину своим поясом.
(Записал Е. Ивановский в Шенкурском у.).

[От лихорадки].
"На море на окияне, на острове на Буяне, лежит камень алтырь. На том камне сидят три старца с железными прутьями. Идуть к ним на встречу 12 сестер лихорадок. — Вы, куда идете грешния, окаянния, проклятия? — «Идем в мир, у людей кости ломать да силу вынимать». — Воротитесь грешния, проклятия, окаянния. — «Мы тогда воротимся, когда эти слова будут все знать, да по три раза в год читать». (Доставил Н. А. Иванов из г. Пинеги).

[От лихорадки].
"Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. При море Чермном стоит столб каменный и все тут стоят 4 евангелиста, Иоанн Богослов, Лука, Матвей и Марк, и Ангелы Христовы, сами зрят на море. И вышед из моря 12 жен сестр простовласых и окаянных видением и вопросиша их святые Отцы и Ангелы: что вы за жены окаянния видением? куда идете? Оне же отвещаша, что идем искати и мучити рода человеческа. Они же начаша их самих мучити и давати им по 300 ран по хребтам их. И начаша окаянния видением молиться: Господие, ослабите нам, и где заслышим имена ваша святия, то от того человека, раба Божия, бежим прочь за семь поприщ. И вопросиша их святые отцы и Ангели Христовы, что суть имена ваша?

Оне же окаянния сказаша имена своя: мы дщери Ирода царя, а зовут нас трясовицами, а имена наша: 1. Кашея, 2. Овена, 3. Каса, 4. Орыста, 5. Оледья, 6. Ломея, 7. Кашлея, 8. Горлея, 9. Пухлея, 10. Вертея, 11. Желтица, 12. Горница.

И рекоша им Святии Отцы и Ангели Христовы: с нами Бог, и где заслышите имена наша святия и молитвы Иисуса Христа, то от того человека, раба Божия, бежите прочь в крутия горы, на сем рабе Божием (имярек) Христово знамение, крест хранитель всея вселенния, крест красота церкви, крест царям держава, крест верным утверждение, крест Ангелам слава, крест демонам язва, крест прогонитель бесов, огневиц, трясовиц, и утренних костоломных жильных корчуньев, крест избавляет всякого человека верующого в него. Аминь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Рече Ангел Господень: Заклинаю вас, окаянных, грозными воеводами Михаилом и Гавриилом Архангелами и Святыми Апостолами и Евангелистами, Иоанном Богословом, Лукою, Матвеем и Марком, и преподобным Сисинием, всех огневиць, трясовиц и утренних костоломных жильных корчуньев, да не прикоснется с сему рабу божию (имярек). Аминь. Да воскреснет Бог (говорить до конца). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. В начале бе слово и слово бе к Богу и Бог бе слово. Сей бе искони Богу, вся тем быша, и без него ничтоже бысть, еже бысть. Аминь.

Крест хранитель всея вселенния, Крест красота церкви, Крест царям держава, Крест верным утверждение, Крест Ангелам слава, Крест демонам язва, Крест прогонитель бесов, огневиц, трясовиц и утренних костоломных жильных корчуньевь. Аминь.

О, великий пророче Предтеча и креститель Господень Иоанн и Святии Апостоли, Христовые Евангелисты, Иоаннь Богослов, Лука, Матвей и Марко, и Святии Архистратизи Божии Михайле и Гаврииле и Святии Козьма и Демьяне и Святии 9-ть мученик и преподобный отец Сесинии и все Святии, избавите сего раба божия (имярек), от всякой болезни, от лихорадки, огневиц, трясавиц и утренних костоломных жильных корчуньев и изжените из сего раба божия (имярек), изнутри и живота и сердца его. Аминь".

Стих сей прочитать трижды перед иконою над водой и потом этой водой вымыть больного и напоить и потом будето здрав.
Собр. П. С. Ефименком.

[От трясавицы].
а) Напиши на служащеи просфоре, дай ясти болному сию молитву.

"Во имя Отца и Сына, и Св. Духа. Яко же святий Аркадий укроти львы в пустыни, тако и ты, Господи, укроти трясавицу сию в рабе божием имя рек, всегда, ныне и присно, и во веки, веков, аминь".

б) Молитву вторую напиши на бумаге, которую, когда болящий выносит три дня, сжечь, и тот пепел выпить, растворя святою водою:

"Шедшу святому Сисению от горы Синайския, обрете бесица, имуща очи разжены и руце железны и власы верблюжие, и рече си святий Сисений: — где идешь нечистия душе и откуду еси? — Она же отвеща ему и рече: «аз иду юность женску иссушити, млеко остановити, а младенцы погубити, очи возвратити человеком, а другие родят глухи и неми, и погублю во чреве матернем.» Тогда помолися святий Сисений Господу Богу; и предста ему святий архангел Михаил, ухвати ее, вкова десною рукою своею, и рече ей: — аще ми не кленешися, не отидешь от руки моея, — она же клятся ему и рече тако: «мышца великого Бога и непоколеблемая, яко не имать ти солгати, да аще кто может изчитати дванадесят имен моих, не имам приближитись к тому человеку, ни к дому его, а имена моя: 1-е Вящица, 2-е Бесица, 3-е Преображница, 4-е Убийца, 5-е Елиня, 6-е Полобляющая, 7-я Имарто, 8-я Ария, 9-я Изедущая, 10-я Негризущая, 11-я Голяда, 12-я Налукия». И рече ей архангел Михаил: — заклинаю, проклятая сатано, Иисус Христом, Сыном Марииным, той изгонит трясавицу от р. б. им. и от дому его, молитвами и заступлением честних небесных сил, безплотних, и святия причистия преблагословенния Владичицы нашеи Богородицы и Приснодевы Марии и святого великомученика и победоносца Георгия и всех святых молитвами; оставися трясавица от р. б. им. Во имя Отцы и Сына и Св. Духа. Аминь".

(Списано П. С. Ефименком со старинной рукописи в Холмогорах.)
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговор (заклинание) трясовиц
« Ответ #2 : 16 Апреля 2019, 10:28:04 »
[Список о трясавицах].

Сей список на пользу всякому православному христианину от болезней трясавиц. Когда бывает у человека лихорадка, тогда надобно говорить над больным человеком трижды, и говорить в крещенскую канунскую воду, и крест или распятие в туж воду положить, и глаголя молитву сию:

"В пречестном святом Окияне море стоит столб, на том столбе камень, и на том камени святый отец Сисиний, и узре на море видение: возмутися вода до облак, изыдоша из моря 12 девок простоволосых и безпоясых, и видение их диавольское. И спросит у них святый отец Сисиний: — что вы за девы? — Они отвечают ему, окаянныи диаволе: «мы есть трясавицы, отца Филина, брата Иродова, дщери, которой снял главу вашего Иоанна Предтечи. И рече им отец Сисиний: — почто вы пришли и куда идите? — Они же реша: «из рода христианского людей мучити, аще кто зло творит и клевещет, безмерно упиваетса вином и обядается, заутрени просыпает, обедни прогуливает, мы тех добираемся и мучим немилостиво; они есть угодницы наши». И поча молится, Господу Богу и Отцу святый отец Сисиний: Господи, избави род христианский, сих диаволей. И послал Господь три архангела: Михаила, Сихаила и Акноса, и четырех евангелистов: Луку, Марка, Матфея, Иоанна Богослова; и повеле их окаянных мучити и бити трема прутами железными, по хребту и по чреву и по всему телу, и даша по три тысячи ударов на каждый день; они же возмолишася: помилуйте ны святия отец Сисиний и три архангела Михаил, Сихаил, Акнос, помилуйте род христианский и рече окаянныи диаволе: «Господи и угодниче божий! где мы вас заслышим, в котором городе или страны, то мы того города или страны станем боятся и побежим от вас за сто верст, и к тому человеку более не придем.» Испросив у них святый отец Сисиний и Михаил, Сихаил, Акнос, какия ваши имена окаянныи диаволе.

Они же реша: 1-я рече: имя мне Тресея. 2-я рече: имя мне Огния кипучая, как в печи смольнима дровами сжгу человека. 3-я рече: имя мне Недра, знобит человека, не может он и в печи согретися. 4-я рече: имя мне Ломея, ложиться на грудях и под грудями и збирает у человека утробу, всю перемутит. 5-я рече: имя мне Усма губилца, та ложится у человека в грудях, у сердца и находит хрепотой. 6-я рече: имя мне Оглухища, уши затыкает и голову ломит, ежели проминует год, тот человек навечно будет глух. 7-я рече: имя мне Томея; та человека так ломит, как буря сухое дерево. 8-я рече: имя мне Пухея, та у человека плечи и утробу пушит. 9-я рече: имя мне Желтея, тогда человек бывает желт, как в курином яйце желток. 10-я рече: имя мне Окоркуща, та всех злее и проклятее, избирает ручния и ножния жилы, влечет. 11-я рече: имя мне Гладея, та человеку в ночи спать не дает, беси приступают и с умом разделяют. 12-я рече: имя мне Невея, сестра большая и старшая трясавица, при усекновении честния главы Предтечи несла главу на блюде и всех зляе и проклятее, к которому человеку пристанет, тот не может жив быть. Молитва над болящим человеком подобает говорить в канун-крещенскую воду священнику или простому мирянину: Крест хранитель всея вселенния; крест красота церкве; крест царем державы, крест ангелом слава, а диаволам язва. Во имя О. и С. и св. Д., аминь.

Окаянния трясавицы заклинаю вас святым отцом Сисинием и тремя архангелами: Михаилом и Сихаилом Акносом и четырьми евангелистами: Лукою, Марком Матфеем, Иоанном Богословом. Ты еси окаянная Тресея, Ты еси окаянная Огния, Ты еси окаянная Недра, Ты еси окаянная Ломея, Ты еси окаянная Усма, Ты еси окаянная Оглухища, Ты еси окаянная Томея, Ты еси окаянная Пухея, Ты еси окаянная Желтея, Ты еси окаянная Окоркуша, Ты еси окаянная Гладея, Ты еси окаянная Невея, сестра большая и старшая трясавица, — заклинаю вас святым отцем. Сисинием и тремя архангелами Михаилом, Сихаилом и Акносом и четырьмя евангелистами, Лукою, Марком, Матфеем и Иоанном Богословом, и святыми бессребренниками Козмою и Дамияном, и страстотерпцем Георгием победоносцем, Димитрием мироточцем Артемоном священномучеником. И побежите вы окаянния дияволе прочь от раба или рабы божия (имя рек), и призову на вас святых отцов Сисиния и Михаила и Сихаила и Акноса и четырех евангелистов: Луку, Марка, Матвея и Иоанна Богослова, и начнут они вас мучити и бити прутами железными немилостиво и давати вам окаянным по три тысячи ударов прути железными на каждый день, во веки, аминь. И пей канун-крещенскую воду и глаголи молитву Исусову: Господи Исусе Христе, Сьне Бжий, помилуй мя грешного".

(Из старинной рукописи, доставленной помощником миссионера Батраковым, из с. Ухтострова, Холмог. у.).
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговор (заклинание) трясовиц
« Ответ #3 : 16 Апреля 2019, 10:30:03 »
[Молитвы от двенадцати трясавиц и лихорадк].

По обычном начале глаголем первее:

"За молитв святых отец наших, Господи Иисусе Христе, сыне Божие, помилуй нас, аминь. Тресвятое и по Отче наш. Господи помнлуй, 12. Слава и ныне. Приидите поклонимся Цареви нашему Богу, поклон. Приидите поклонимся Хр. Ц. и Б. нашему, поклон Приидите поклонимся и припадем к самому Г. Иисусу Хр. Ц. и Б. н., поклон. Молитва Кресту. Да воскреснет Бог и разойдуца врази Его..." (до конца).

а) Молитва на всяку немощь:
"Владыко Вседержителю, врачу душ и телес, смиряяй и возносяяй, наказуяй и паки исцеляяй, исцели раба твоего имярек, немощьствуща, посети милостию твоею, простри мышцу твою исполнену исцеления и врачбы, исцели его, восставляя его от одра немоши, запрети духу немощи, отстави от него всяку язю, всяку рану, всяку огневицу и трясавицу, аще в нем есть согрешение или беззаконие, ослаби, остави, прости твоего раба ради твоего человеколюбия. Ей Господи, пощади создание твое, во Христе Иисусе Господе нашем, с ним благословен еси с пресвятым и благим и животворящим твоим Духом и ныне, и присно, и вовеки, веков, аминь".

б) Молитва св. архангелу Михаилу:
"Господи Боже великий, царю безначальный, пошли, Господи, архангела своего Михаила на помощь рабу твоему имярек, и защити мя от враг моих, видимых и невидимых. О, Господень великий архангеле Михаиле, излей мира благого на раба твоего имярек. О, Господень великии архангеле Михаиле, демонов сокрушителю, запрети всем врагам борющимся со мною, сотвори их яко овцы и сокруши их яко прах пред лицом ветра. О, Господень великии архангеле Михаиле, первый княже и воеводо небесных сил херувимов и серафимов и всех святых, о, чюдный архангеле Михаиле, хранителю не изреченный, буди ми помощник во всем: в обидах, в скорбех и печалех, в пустынях, на морях и на реках, тихое пристанище; избави мя, великий архангеле Михаиле, от всякия прелести диявольския; егда услышиши мя, грешного раба твоего имярек, ускори на помощь мою и услыши молитву мою. О, великий архангеле Михаиле, победи вся противящияся мне силою честного и животворящого креста Господня и молитвами пречистия Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии и святых отец и архангел, и св. апостол, и св. пророка Илии, и св. Николы чюдотворца, и св. великомученик Никиты и Евстафия, и преподобного отца нашего Нифонта и преподобных отец и св. святителей и всех святых, аминь. О великий архангеле Михаиле, помози мне, грешному рабу твоему имярек, избави мя от труса, и потопа, от огня и меча, и от напрасния смерти; и от всякого зла, и от бури наносимия, и от лукавого избави мя, великий архангеле Михаиле Господень, всегда и ныне и присно и вовеки веков, аминь".

Аще кто сию молитву чтет на каждый день со усердием и со умилением, то аще преставления от жития сего, душу его и ад не приимет.

в) Молитва Господа нашего И. Христа от трясавиц и от всяких прич:
"Во святую и великую пятницу, егда распяша жидове Господа нашего И. Хр. С. Б., он же на кресте висяще и дрожаше, а жидове у креста Господня стояще и мучаху Господа рекоща Иисусу: «что дрожиши». Иисус же рече им: — дрожу ради великия немощи, студения трясавицы. — Иисус же Христос моляся ко Отцу своему глаголя: — Отче, молю тя о всех людях страсть мою поминающих и сею болезнию страждущих, избави их от тоя́, и сию мою молитву кто при себе носяще от всех трясавиц, да будет больным Иисус исцеление, грешным спасение, немощным избавление, и посем Иисус рече: — заклинаю вас окаянных трясавиц отцем моим святым Богом Саваофом и всем воинством ангел божиих, еще вас всех сестер дневних и нудящих раба б. имяр. и неимете никакия власти и не вредите его ничем; заклинаю вас окаянных трясавиц и дияволиц именем отца моего Господа Саваофа, отидите вы окаянии от раба божия имярек, и побежите дияволицы, заклинаю вас святым отцем Сисинием и св. архангелом Михаилом и ангелом Сихаилом и четырми евангелистами Матфеем, Марком, Лукою, Иоанном Богословом и егда на одре лежаще святый апостол Петр пред враты Галилейскими и той боля трясавицею студеною, и прииде к нему Иисус Христос, рече же Петру: о чем лежиши? Петр же отвеща ему: «Господи, болен есмь трясавицею студеною». Рече ему Иисус: — восстани, Петре, от трясавицы: — и воста Петр и помолись Господу Богу: «Господи Иисусе Христе, Боже мой, молю тя, даждь всем людям твоим такое же избавление от трясавиц молящихся святому отцу твоему».
Да аще кто сию молитву при себе носит или почасту прочитывать будет и востая рано и на тощее сердце пити будет освященную воду, той воистину от всех трясавиц избавлен будет вовеки веков, аминь "

г) "Во имя Отца и Сына и Св. Духа аминь. Заклинаю вас окаянных трясавиц и дияволиц Богом Вседержителем и Господом нашим Иисусом Христом и святым именем Его и святым архангелом Михаилом и ангелом Сихаилом и четырьми евангелистами Матфеем, Марком, Лукою и Иоанном и святым отцем Сисинием, и положи крест в воду недержанную и погружай крест трижды с молитвою воскресною: и давай пить болящему воду сию по многия утра на тоще сердце, проглаголывай сию молитву над водою тако: Ты еси трясея окаянная, отиди, Ты еси гнетея окаянная, отиди, Ты еси злобея окаянная, отиди, Ты еси гладея окаянная, отиди, Ты еси глущея окаянная, отиди. Ты еси ломея окаянная, отиди, Ты еси пухлея окаянная, отиди, Ты еси желтея окаянная, отиди, Ты еси неядея окаянная, отиди, Ты еси корчея окаянная отиди, Ты еси хрипущея окаянная, отиди, Ты еси плясея окаянная, отиди. Заклинаю вас окаянных святым Богом Саваофом и возлюбленным его сыном, Господом нашим И. Христом и всесвятым и благим и животворящим его Духом, и всеми небесными его силами, и святым архангелом Михаилом, и ангелом Сихаилом, и четырьми Евангелистами и св. отцем Сисинием, побежите вы окаянния трясавицы и дияволицы от раба Б. им. за 30 поприщ; аще не побежите, то приведу на вас окаянных св. архангела Михаила и ангела Сихаиза и четырех евангелистов, и начнут вас бити и мучити железными прутьями, дадут вам по 3 и 300 ран на день и прогонять вас и отженут окаянных трясавиц и дияволиц от раба Божия им. в землю мрачную, темную, непроходную и безводную, в землю кипящую и горящую огнем и жупелом, навфою и смолою, на нейже человек не обитает, а Бог един презирает, и заключат вас тамо в безконечния веки, веком, аминь".

д) Молитва заклинательная на трясавиц:
"В мире идущу святому отцу Сисинею и виде на горе синайстей столп огненный от земли и донебеси, и с того столпа изыдоша 12 дев простоволосых окаянных, и св. отец Сисиней вопроси их: — кто вы есте за жены окаяния волницы? — они же рекоша ему: «мы есть трясавицы, Ирода царя дочери» и глаголюще им св отец Сисиней: — вам окаянным волницам дня не велено выходить из моря и почто вы сами вышли без веления Божия — рекоша же они окаянии: «мы пришли в мир мучити род человеческий, аще кто в вас упивается вином или кто заутреню просыпает и Богу не молится часто со усердием, и праздника Божии не чтит, и блуд творит, не чист востает, и рано пьет, той нам есть угодник, того мы и мучим. Помолись св. отец Сисиней Господу Богу своему, дабы избавил от скорбей сей род християнский, от акаянных трясавиц и дияволиц.

Иисус Христос призва святого архангела Михаила и ангела Сихаила и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луку, Иоанна, повеле им бити их окаянных трясавиц и мучити железными прутьями, и даша им по 3 и 300 ран на день; окаяния же начаша молитися архангелу Михаилу и ангелу Сихаилу и 4-мя евангелистам св. Матфею, М., Л., И. вопиюще тако: Помилуйте ны рабы Христовы, оставите ны тако мучити, ибо мы побежим от сюду, от р. Божия имярек бежим в землю пусту непроходную и безводную, на ней же человек не обитает, а Бог един призирает и не возвратимся семо, и аще который человек в болезни сей имена ваши помянет и вас на помощь призовет и мы от того человека бежим и невозвратимся паки; и вопроси святый отец Сисиней: како есть вам окаянным имена? И рече ему 1-я: мне имя трясея, 2-я рече: мне имя гнетея, 3-я рече: мне имя злобея, 4: мне имя гладея, 5 рече: мне глущея, 6 рече: мне имя ломея, 7 рече: мне имя пухлея, 8 рече: мне у имя желтея, 9 рече: мне имя неядея, 10 рече: мне имя корчея, 11 рече: мне имя хрипущея, 12 рече: плясея, сестра их старейшая, коего человека поймаю, той жив небудет, аще ли тогда прилучится православный или священник, да чтет молитвы вышеписанния над главою болящого и потом налей в сосуд воды недержаной, и погружай свойкресть, его же носиши на персех, трижды, с молитвою воскресною, и давай пить болящему воду сию по многия утра и на тощее сердце Во имя О. и С. и св. Д. аминь."

(Списано П. С. Ефименком со старинной рукописи, доставленной крестьянином Дохтуровым из с. Закулы холмог. у.)

Материалы по этнографии русскаго населения Архангельской губернии, собранные П. Ефименком, ч.2 Народная словестность
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговор (заклинание) трясовиц
« Ответ #4 : 17 Апреля 2019, 13:22:14 »
"Под окном у меня, под наличником есть три меча, три святителя: есть Кузьма, и Демьян, и отец Симеон. И отправляются они в путь-дороженьку на сей день Господний, и попадае им навстречу двенадцать дев, все идут косматые, волосатые и беспоясые. Вот у них святые испрашивают: «Чьи вы дочери?» Отвечают они: «Мы дочери идоловы». — «А куда вы пошли?» — «А пошли мы людей губить, костей ломать и сыру землю глодать». А святые на них вынимают сабли вострые и ладят им головы (рубить). Они смолилися (взмолилися) им!: «Кузьма, и Демьян, и отец Симеон, не казните вы нас». — «Кто на день эту молитву читает, мы в тот дом не зайдем». Отныне и по веку и век до веку. Окнам — молитва, дверям — аминь, жоратку — молитва, заслону — аминь".

(Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Рубцово, 1962 г.)
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговор (заклинание) трясовиц
« Ответ #5 : 17 Апреля 2019, 15:02:36 »
[Заговор от лихорадок] 
Молитва Святого Праотца нашего Панфутия Тех трех младых девиц во сне виденныя. На воде студеницы, единицы, старомуши, треоуницы, воденицею расслабленныя, оусыпныя без трех младых девиц во сне виденныя.

"На горах Афонских стоит дуб мокрецкой; под тем дубом сидит Праотец Панфутий, с тремя надесятыми братьями; идоша к ним навстречу двенадцать девиц простопоясыя и простоволосыя. И рече Праотец Панфутий с тремя надесятыми братьями: «Что это к нам идоша навстречу?» И рече ему: «Есть мы царя Ирода дщери и идем на весь мир кости знобить и тело мучить». И рече Праотец Панфутий своим братьям: «Зломите по три прута, тем станем их бить по три зори утренних, по три вечерних». И да возмолятся двенадцать девиц простопоясыя и простоволосыя: «Ой, еси ты, Праотец Панфутий, да кто тебя на сей молитве помянет и к тому человеку век по веку не прикоснемся» От раба твоего имярек. Аминь. К сей же и вторая сия предписывается по одному слову: Т, т, м, д, в, с, в, Н, в, с, е, с, т, в, р, о, б, т, м, д, в, с, в, Н, г, а, с, д, м, п, т, д, с, п, П, с, т, н, б, и, к, н, н, д, д, п, и, п, И, р, п, П, с, т, н, б, Ч, э, к, н, и, н, И, р, е, Е, м, ц, И, д, и, и, н, в, м, к, з, и, т, м, И, р, п, П, с, б, 3, п, т, п, т, с, и, б, п, т, з, у, п, т, в, И, д, в, д, д, п, и, п. О, е, т, п, П, д, к, т, н, с, м, п, и, к, т, ч, в, п, в, н, п, О, р, т, имярек. Аминь".

Еще же отписуется по одному слову таковая и дается ему в руки: ч, д, з, т. Егда случится кому в сей болезни одержиму быть, то взять сего слабого, посадить напротив себя и не велеть ему ни с кем разговаривать; и взять белую четвертину, и положить также напротив себя, и поставить в заглавии кресты, и написать:
«Господи, благослови», и взглянуть на него три раз тихо и смирно, — первый раз пред начатием дела, а второй — на горах Афонских, а третий — при его имени, и начать писать молитву со всего усердия; и, написавши ю, велеть ему стать с места, также и самому встать, и прочитать емусию молитву, и просить у него креста на нем; ежели есть крест, то привязать ко кресту, а ежели нет, то взять нитку или шнур, обернуть вокруг шеи его и привязать сию молитву в три или шесть узлов с молитвою, и, привязавши, велеть ему Богу молиться, и сам также молись усердно и проси Бога и Праотца Панфутия о его исцелении; и взять освященной воды иерданской, а когда не случится, то взять чистой воды сосуд и погрузить крест и говорить три раз: «во Иердане крещающихся»; и положить отписанную бумажку по одному слову в сию воду и дать ему сию бумажку съесть, потом запить святой водой, три раз глотнуть, и лице и перс умыть, за сим велеть ему двенадцать поклонов класть за отпущение сей болезни, и сам с ним молись, и проси Бога и Праотца Панфутия, дабы он ю изгнал от него; и велеть ему двенадцать суток на себе сию молитву носить и объявлять сны, своему исцелителю каждый день утро и вечер по двенадцать поклонов класть; и не велеть ему воды холодной, пива и меду пить, рыбы, мяса, молока, огурцов, яблок есть и ничего ей угодного не употреблять, а делать ему то, что выше сказано,i Впрочем, по избавлении сей болезни, велеть ему молебен отслужить Праотцу Панфутию и не терять ему сию молитву до смерти своей.

Е. Прилежаев переп. из рукоп. сборника церковных молитв. Впервые опубликовал: ОГВ. 1871. № 21.

[Заговор от лихорадок]
Заговор двенадцати сестер царя Ирода. Болела она (девочка. — Т. К.), как по-нынешнему-то, малярией, а как по-здешнему, лихорадкой. А эта лихорадка по-старому, по-деревенски, — худоша, а худоши эти как будто были 12 сестер царя Ирода. Как раньше в деревне говорили, что эти сестры царя Ирода — это все болезни: желтуха, трясуха, не будем всех-то рассказывать. Все в деревне говорят про девочку: «Это худоша к ней пристала. Сходите, там бабушка Марфа знает хорошо от худоши». Раньше мало обращались к докторам, все больше к знахаркам. Вот постановили отец и мать сходить к знахарке. <...> Привели ее <...>. Марфа Ивановна начинает говорить отговор:

"Стану я, раба Божья Марфа, благословясь, пойду перекрестясь, отцом прощена, матерью благословлена, из избы дверьми, из сеней воротами выйду в чисто поле; попадает встречу двенадцать сестер царя Ирода. Говорит раба Божья Марфа двенадцати сестрам царя Ирода: «Куда вы пошли, двенадцать сестер царя Ирода?» Отвечали в ответ двенадцать сестер царя Ирода: «Пошли мы по белому свету людей имать, жилья тянуть, кости ломать, телеса земли-матери придавать». А я, раба Божья Марфа, говорю двенадцати сестрам царя Ирода: «Отойдите от рабы Божьей Анны, жилья ейных не тяните, костей не ломайте, телесов земли-матери не придавайте. Если не отойдете, я вас возьму в бутылку запру, в бутылку запру, я вас там засушу. Если этого вы не послушаете, я вас в лес снесу, в полонутрый пень складу, пень зажгу, я вас там сожгу. А если этого вы не послушаете, я вас в мешок складу, на печку кладу, я вас там засушу. Отойдите от рабы Божьей Анны, холодом ю не знобите, жарой не парите, костей не ломайте, телесов земли-матери не придавайте».

Надо двенадцать слов <раз> говорить, их двенадцать сестер.
зап. Г. Парилова, 1939 г., Первомайский поселок (п. Шальский), Пудожский р-н, Респ. Карелия
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговор (заклинание) трясовиц
« Ответ #6 : 23 Апреля 2019, 09:50:01 »
Особенно интересны верования и предания, живущие в нашем народе, о лихорадках. Название это происходит от глагола лихо радеть, то есть действовать в чей-нибудь вред, заботиться о ком-нибудь со злобным намерением, с лихостью; другие общеупотребительные названия: лиходейка и лихоманка от мануть – качать, махать (трясти); чеш. manoyti se – метаться; сравни: мановение, помаваю, манья – привидение в виде старой и тщедушной женщины, манить – лгать, обманывать, лихован, лихоманщик – злой, обманчивый человек. Лихорадок девять или двенадцать крылатых сестер; они обитают в мрачных подземельях ада и представляются злыми и безобразными девами: чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод, иногда даже слепыми и безрукими. Одна из них, старшая, повелевает своими сестрами и посылает их на землю мучить людской род «тело жечь и знобить, белы кости крушить». Второго января мороз или зима выгоняет их, вместе с нечистою силою, из ада, и лихорадки ищут себе пристанища по теплым избам и нападают на «виноватых»; на зоре этого дня предусмотрительные старушки омывают наговорною водою притолки у дверей, дабы заградить вход в избу незваным гостьям Поверье это условливается теми простудами и ознобами, которые так обыкновенны в холодную пору зимы.

Напротив, о весенних болезнях думают, что они запираются на зиму в снежные горы (ад) и сидят там до начала оттепелей; когда же солнце сгонит снег и отогреет землю, они вслед за вешними испарениями разбегаются по белому свету тощие, заморенные и с жадностью бросаются на неосторожных. Уже с 25 февраля, по замечанию поселян, опасно предаваться сну с раннего вечера: можно наспать лихорадку. Подобно Смерти и владыке демонов (Сатане), лихорадки сидят в подземных вертепах, заключенные в цепи, и вылетают мучить народ только тогда, когда будут сняты с них эти железные оковы, то есть весною.

В Калужской губернии рассказывают, что старшая и злейшая из сестер-лихорадок прикована к железному стулу двенадцатью цепями и в правой руке держит косу, как сама Смерть; если она сорвется с цепей и овладеет человеком, то он непременно умрет. То же предание у юго-западных славян прилагается к моровой язве: три сестры куги были заключены отцом своим – королем в тесные узы и томились в темнице, но впоследствии, будучи освобождены, разбрелись в разные стороны и доныне блуждают по свету[218]. Сбрасывая с себя оковы, лихорадки прилетают на землю, вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломить кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого; при полете своем она целует избранные жертвы, и от прикосновения ее уст человек немедленно заболевает; кому обмечет болезнь губы, о том говорят: «его поцеловала лихоманка».

По другим рассказам, лихорадка, прилетая ночью, называет спящих по имени; кто проснется и откликнется на ее зов, тот сейчас же захворает. Иногда она оборачивается соринкою или мухою, падает в изготовленную пищу и вместе с нею входит в утробу человека. Но если кто догадается бросить эту соринку или муху в печь, то лихорадка сгорит; а если вложить ее в яичную скорлупу и повесить в трубе – лихорадка будет страшно мучиться. В Тульской губернии уверяют, что шесть сестер уже погибли таким образом, а три и до сих пор рыщут по миру.
Боясь раздражить злобную, демоническую деву, простолюдин не всегда решится назвать лихорадку ее настоящим именем, а дает ей названия ласкательные, дружеские, с целию задобрить ее и отклонить от себя болезненные припадки; таковы названия: кума (кумаха), добруха, тетка.

Временный роздых, даваемый больному перемежающейся лихорадкою, народ объясняет тем, что у нее много дела и потому она переходит от одного человека к другому, возвращаясь к каждому из них поочередно – через день, через два или три дня; некоторые же уверяют, что в дни, свободные от пароксизмов, она предается сну. Постоянную, ежедневную лихорадку малорусы называют «трясця-невсипуха». Отсюда суеверные попытки переводить лихорадку с себя на первого встречного, даже на птиц, кошек и собак, в которых так охотно вселяются нечистые духи, или обманывать ее ложною надписью на дверях избы, что больного нет дома. Так поступают русские и чехи; последние пишут на дверях: «zemnice! (лихорадка) nechod’ k nam; Jenik (имя больного) neni doma, šel na hory». В Смоленской губернии во время скотских падежей надписывают на воротах, что на дворе нет ни коров, ни овец, ни лошадей.

Сибиряки советуют больному чернить свое лицо и одеваться в чужое платье, чтобы не быть узнану злою лихоманкою, когда она вздумает повторить свое посещение. Сверх того, чтобы избавиться от лихорадки, ее умилостивляют приношениями или прогоняют силою чародейного слова. Страждущие этим недугом выходят на то место, где, по их соображению, вселилась в них лихоманка, обсыпают вокруг себя ячневою крупою и, раскланиваясь на все стороны, произносят: «Прости, сторона – мать сыра земля! Вот тебе крупиц на кашу; вот и тебе, кумаха!». Обращение к земле знаменательно, так как в ее недрах заключен тот страшный мир, где царствует Смерть со своими помощницами – болезнями и пленниками – мертвецами. Белорусы на поминки («дзяды»), вместе с усопшими родичами, приглашают к ужину и лихорадку.
В высшей степени важным и драгоценным представляется нам заговор против лихорадок, занесенный во многие из наших старинных рукописей и до настоящего времени еще не забытый русскими знахарями:

«При море черном стоит столп, на том столпе камень, на том камне сидит святый отец Сисиний и зрит на море черное. И возмутися море до облак – изыдоша из моря двенадцать жен простоволосых, окаянное дьявольское видение». По некоторым спискам, жены эти исходят из огненного столпа, утвержденного на небеси. «И вопросиша их святый отец Сисиний: что есть злые жены зверообразны? Они же отвеща ему: мы – окаянные трясовицы, дщери Ирода, снявшего с Иоанна Предтечи главу. Вопроси святый отец Сисиний: почто пришли? – Идем в землю святорусскую род человеческий мучити – тело повреждати, кости ломати, в гроб вгоняти (или: кости крушить, жилы тянуть, самих людей огнем жечи); аще кто зло творит, опивается, объедается, обедни и заутрени просыпает, Богу не молится, тех мучим разными муками: они наши угодницы. Помолися Богу, святый отец Сисиний: Господи! избави род христианский от таковых диаволей. И посла Господь Михаила-архангела (вар. «ангела Сихаила») и четырех евангелистов, повеле их (трясовиц) мучити тремя (или семью) прутьями железными, давая им по триста ран на день».

Имена архангела Михаила и святых угодников нередко заменяются и дополняются другими; в одном списке семь святителей, и между ними Егорий Храбрый, Иоанн Креститель и святой Николай увидели двенадцать лихоманок, плавающих по морю и воздымающих бурю.

«Они же начаша молитися: святый отец Сисиний, Михаил-архангел, четыре евангелиста: Лука, Марко, Матфей, Иоанн! не мучьте нас; где мы заслышим, в котором роду прославятся ваши имена, и того роду станем бегать за десять верст. И вопроси их святый отец Сисиний: как вам, диаволи, имена?»
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговор (заклинание) трясовиц
« Ответ #7 : 23 Апреля 2019, 09:52:56 »
Лихорадки исчисляют свои названия и описывают те муки, которыми каждая из них терзает больного. Вот эти названия:

1. Трясея (тресучка, трясуница, в областных говорах: потресуха, трясучка, трясца от глагола трясти[240]), в старинных поучительных словах XV – ХVI столетий упоминается про «немощного беса, глаголемого трясцю».
2. Огнея или огненная: «…коего человека поймаю (говорит она о себе), тот разгорится аки пламень в печи», то есть она производит внутренний жар.

3. Ледея (ледиха) или озноба (знобея, забуха): аки лед знобит род человеческий, и кого она мучит, тот не может и в печи согреться; в областных наречиях даются лихорадке названия: студенка (от студа, то есть стужа), знобуха и подрожье (от слова «дрожь»).

4. Гнетея (гнетница, гнетуха, гнетучка от слова «гнет»; гнести – давить): она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита и производит рвоту.

5. Грынуша или грудица (грудея) – ложится на груди, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье.

6. Глухея (глохня) – налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего больной глохнет.

7. Ломея (ломеня, ломовая) или костоломка: «аки сильная буря древо ломит, такоже и она ломает кости и спину».

8. Пухнея (пухлея, пухлая), дýтиха или отекная – пущает по всему телу отек (опухоль).

9. Желтея (желтуха, желтуница): эта желтит человека, «аки цвет в поле».

10. Коркуша или корчея (скорчея) – ручные и ножные жилы сводит, т. е. корчит.

11. Глядея – не дает спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума.

12. Огнеястра и неве; есть испорченное старое слово «нава» – смерть или «навье» – мертвец, что служит новым подтверждением мифической связи демонов-болезней с тенями усопших. Невея (мертвящая) – всем лихорадкам сестра старейшая, плясавица, ради которой отсечена была голова Иоанну Предтече; она всех проклятее, и если вселится в человека – он уже не избегнет смерти.

В замену этих имен ставят еще следующие: сухота (сухея), от которой иссыхает больной, аки древо, зевота, блевота, потягота, сонная, бледная, легкая, вешняя, листопадная (то есть осенняя), водяная и синяя (старинный эпитет огня и молнии). Ясно, что с лихорадками народ соединяет более широкое понятие, нежели какое признает за ними ученая медицина; к разряду этих мифических сестер он относит и другие недуги, как, например, горячку, сухотку, разлитие желчи и проч. – знак, что в древнейшую эпоху имя «лихорадка», согласно с буквальным его значением, прилагалось ко всякой вообще болезни.

Тождество внешних признаков и ощущений, порождаемых различными недугами, заставляло давать им одинаковые или сходные по корню названия и таким образом смешивать их в одно общее представление злых, демонических сил; сравни: огнея – лихорадка и горячка, называемая в простонародье огневицею и палячкою; в некоторых местностях России вместо сестер-трясовиц рассказывают о двенадцати безобразных старухах – горячках; огники – красная сыпь по телу, золотуха – в областных говорах огника (огница) и красуха, изжога – боль под ложечкой. Эпитеты: красный, желтый, золотой – исстари служили для обозначения огня, и в заговорах лихорадка называется не только желтухою, но и златеницею. Сухота – имя, свидетельствующее о внутреннем жаре, сближает одну из лихорадок с сухоткою; белорусы называют чахотку – сухоты. Вслед за приведенным нами сказанием о встрече отца Сисиния с лихорадками предлагается самое заклятие:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа, окаянные трясовицы! заклинаю вас святым отцом Сисинием, Михаилом-архангелом и четырьмя евангелистами: побегите от раба Божия (имярек) за три дня, за три поприща; аще не побежите от раба Божия, то призову на вас великого апостола Сисиния, Михаила-архангела и четырех евангелистов: Луку, Марка, Матфея, Иоанна, и учнут вас мучити, даючи вам по триста[248] ран на день». К этой угрозе иные списки прибавляют, куда именно должны удалиться злобные жены: «…подите вы в темные леса, на гнилые колоды» или «в места пусты и безводны». Заговор должен быть прочитан священником, и затем больному дают испить воды со креста, произнося следующие слова: «крест – христианам хранитель, крест – ангелам слава, крест – царям держава, крест – недугам, бесам и трясовицам прогонитель, крест – рабу Божию (имярек) ограждение!».
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговор (заклинание) трясовиц
« Ответ #8 : 23 Апреля 2019, 11:09:53 »
Для сравнения приводим текст заговора, записанный в сборнике Сахарова:
«На горах Афонских стоит дуб мокрецкий, под тем дубом сидят тридесять старцев со старцем Пафнутием. Идут к ним двенадесять девиц простоволосых, простопоясых. И рече старец Пафнутий с тремянадесять старцами: кто сии к нам идоша? И рече (рекут) ему двенадесять девицы: есмь мы царя Ирода дщери, идем на весь мир кости знобить, тело мучить. И рече старец Пафнутий своим старцам: сломите по три прута, тем станем их бити по три зори утренних, по три зори вечерних. Взмолишась двенадесять дев к тринадесять старцам со старцем Пафнутием, и не почто же бысть их мольба! И начаша их старцы бити, глаголя: ой вы еси двенадесять девиц! будьте вы трясоницы, водяницы… расслабленные и живите на воде-студенице, в мир не ходите, кости не знобите, тела не мучьте… Заговариваю я раба Божьего (такого-то) от иссушения лихорадки. Будьте вы прокляты, двенадесять девиц, в тартарары, отыдите от раба Божьего (имярек) в леса темные, на древа сухие».

В других заговорах злые недуги с принедугами и полунедугами отсылаются в «окиан-море», в бездны преисподние, в котлы кипучие, в жар палючий, в серу горючую, во тьму кромешную, то есть в ад. Колючку грозит заклинатель заключить в недра земли, свербеж утопить в горячей воде, стрельбу залить кипучей смолою, огневицу заморозить крещенскими морозами, ломотье сокрушить о камень и так далее.

Малороссийские заговоры гонят лихоманок и другие болести в дебри, болота и пустыни безлюдные: «Вам, уроки, у раба Божого не стояты, жовтой кости не ломаты, червоной крови не пыты, серця его не нудыты, билого тила не сушиты; вам идты на мха, на темные луга, на густые очерета, на сухие лиса!»; «Пидить соби, уроки, на яры, на лиса дремучи, на степы степучи, де глас чоловичый не заходыть, дá пивни не спивають»; «Чи ти гнетуха, чи ти трясуха, чи ти водяна, чи ти витрова, чи ти вихрова… буду я тоби лице заливати, буду тоби очи выпикати, буду тебе молитвами заклинати, буду с христянськой вири висилати. Пиди соби, дé собаки не брешуть, дé кури не поють, де христянський голос не ходе».

Заговор на изгнание лихорадок, обращенный к святому Сисинию, упоминается уже в статье «о книгах истинных и ложных»; большая часть списков этой статьи принадлежит XVI и XVII столетиям, а древнейшая ее редакция, какая известна ныне, найдена в номоканоне XIV века. Здесь читаем: «Вопросы Иеремиа к Богородици о недузе естественем и еже именуют трясовици – басни суть Иеремиа, попа болгарского; глаголеть бо окаянный сей, яко седящу святому Сисинею на горе Синайскей – и виде седмь жен исходящи от моря, и ангела Михаила именует, и иная изыдоша седмь ангел, седмь свещ держаще, седмь ножев острящи, еже на соблазн людем многым, и седмь дщерий Иродовых трясцами басньствоваше, сих же ни евангелисты, ни един от святых – седми именоваша, но едина, испросившаа главу Предотечеву, о ней же яве есть, яко и та дщи Филиппова, а не Иродова». Это свидетельствует о южнославянском происхождении заговора; вместе с памятниками болгарской письменности проникло к нам и заклятие против лихорадок, составление которого приписывается попу Иеремии.

Как множество других апокрифических сказаний, так и заклятие Иеремии создалось под непосредственным влиянием древнеязыческих воззрений. Святые и ангелы, наказующие жен-лихорадок прутьями, заступили место древнего громовника и его спутников, которые разят нечистую силу молниями, или, выражаясь поэтическим языком, бичами, прутьями, и другим острым оружием; потому они восседают на каменном столбе, то есть в грозовом облаке, ибо камень (скала) и столб (башня) – метафоры облаков.

Сестры-лихорадки отождествляются в заговоре с теми стихийными демонами, с которыми обыкновенно сражался Перун: они исходят из (дождевого) моря или огненного столба (грозовой тучи), воздымают страшную бурю и разбегаются только от ударов (молниеносных) прутьев. «Простоволосые» и «простопоясые», то есть с длинными распущенными косами и в легких, свободно развевающихся по ветру (неподпоясанных) одеждах, они напоминают этими признаками облачных жен и дев; сверх того, им даются и крылья – эмблема быстрого полета облаков и вихрей.

В стремительных вихрях предки наши усматривали пляску духов и нимф, и в эпоху христианскую представление это было перенесено на Иродиаду, которая славилась некогда своими искусными танцами. Такое смешение тем более понятно, что сам демонический змей (Сатана) называется в народных сказках Иродом. В связи с этим девы воспаляющих и знобящих болезней были признаны дщерями Ирода и старшая из них стала обозначаться именем плясовицы.

В Орловской губернии больного купают в отваре липового цвета, а снятую с него рубаху он должен ранним утром отнести к реке, бросить ее в воду и промолвить: «Матушка-ворогуша! на тебе рубашку с раба Божьего (имярек), а ты от меня откачнись прочь!» Затем он возвращается домой молча и не оглядываясь. Согласно со стихийною природою жен-лихорадок, они прогоняются в океан-море (небо), в студенцы и болота (дождевые источники), в скалы и горы (тучи), в камыши и деревья (небесные рощи), в огонь и ветры – словом, в жилища водяных, леших, эльфов и нечистых духов. Несмотря на запрет статьи о книгах истинных и ложных, в самой иконописи до конца XVII века было распространено изображение двенадесяти трясовиц; они представлялись в виде женщин и нередко обнаженные, с крыльями летучей мыши, так как эта последняя служила символом ночи.

Отличительный характер каждой из них живопись обозначала разными красками: одна лихорадка – вся белая, другие – желтая, красная, синяя, зеленая (лесная) и т. д. В XVII веке, при значительных успехах техники, эти женские фигуры отличаются даже некоторым благообразием. Наверху, в облаках, видны ангелы, и между ними один, который направляет на трясовиц копье и хочет низвергнуть их в отверстую пропасть, а на пригорке – коленопреклоненный и молящийся святой Сисиний.

Грузины произносят следующий заговор против чесотки: «Гой ты, jelo-jelo (едучий), юродивый, бесприютный! откуда исходишь ты и куда входишь? – Исхожу я из черной скалы, вхожу в тело человека, обдираю плоть, гложу кости, пью кровь. – Нет, не позволю тебе войти в человека; раздроблю тебя на мелкие части, брошу в медный котел, раскалю его огнем и жупелом серным. Удались, отвяжись от раба Божьего (имярек). Аминь»

Афанасьев Александр > Славянские колдуны и их свита
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 925
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Re: Заговор (заклинание) трясовиц
« Ответ #9 : 25 Июня 2019, 10:13:13 »
От лихорадки (трясци)
Срезать понемногу ногтей с пальцев рук и ног, срезать крестообразно несколько волосков с головы, залепить всё это в воск пасхальной свечи (что втыкают в Пасху, когда святять), и завязав красной ниткой, прицепить к клешне живого рака, котораго затем пустить в воду. Лихорадка уплывёт от больного вместе с узелком.

Из "материалов по этнографии Новороссийского края", 1894.


В лихорадках служат молебны преподобному Марону, которого считают избавителем от этой болезни. Подходят 12 обеден под перенос (при головных болях подходят под перенос на литургиях), окуриваются оленьим рогом, подсушенными щучьеми жабрами, мелкою рыбой и украденным самым большим раком. Некоторые вешают на шею живого паука, посаженного в ореховую скорлупу. Другие, взяв горсть хлебных зерен,  ходят с ними к реке, и став к ней задом, бросают их через себя в воду, говоря:
"Вас (лихорадок) тут семдисить семь,-вот вам плата всем."
Этнографический сборник. - 1862

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2037
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Заговор (заклинание) трясовиц
« Ответ #10 : 15 Февраля 2020, 18:04:57 »
Отъ  лихорадки  (трясовицы,  кумухи).

Аще кто  сію молитву говоритъ больному человеку на  воду, постави  вь воду крестъ    Господень, пo  воду ходить до  восхожденія солнца и черпать внизь  пo  рѣкѣ;  съ  водою    идти—не  оглядываться;  раздавать больному пить  со креста.     

"Господи  Іисусе  Христе, Сыне  Божій, помилуй  мя грѣшнаго, раба своего  (имя  рекъ),  Господи,  благослови! 
На Черномъ мори стоитъ  посланъ  отъ  Бога  святъ  апостолъ  Сизиній  и  зритъ  въ  море;  и  возмутися  море до облакъ,  изыдоша  изъ моря  (на то)  десять  простовласыхъ  женъ,  окаянныхъ  видѣніемъ  діаволы  (овъ); онъ же  вопроси ихъ,  святы  апостолъ  Сизиній:  <Что  вы  за  жены,  окаянные  видѣніемъ  діаволы,  пришли  милостивою  Христовою?> 
Онѣ же реша  ему:  <Мы— жены  трясовицы  и послушницы  Ирода  царя  и  прочихъ  сихъ>. 
И  вопроси  ихъ  великій  святитель  Сизиній  и рече имъ:    <Почто есть, діаволы,  пришли  мучить  родъ  человѣческій,  главу  жечи  и  кости  ломить, и сердце  щипать?>   
<А  кто  много  безпрестанно  спитъ  и  ѣстъ,  не  молится,  и  кто  безъ  молитвы  Іисусовы  спать  ложится,  и  кто  молитвы  Іисусовы  не  творитъ  вставая,  не перекрестится,  и  кто  въ  праздники  Господни  блудъ  творитъ  и  нечистъ  ходитъ,  и  пьетъ, и ѣстъ  рано,  и  тотъ  нашъ  угодникъ.>   
И  возмолится  святы  апостолъ  великій  Сизиній Богу о  болящемъ  рабѣ  Божіемъ  (имя  рекъ):  <Господи,  Господи,  избави родъ человѣческій  сія  великія  болѣзни.» 

Господь  услыша  молитву  его  и  посла  святы  крестъ  ему  на  помощь  и  четырехъ  евангелистовъ  Матѳея,  Марка,  Луку, Іоанна:  <И учнутъ васъ  мучить,  тремя  пруты  желѣзными  бити,  даючи  вамъ,  ненависницамъ,    по  триста    ударовъ  на  день.>   
Онѣ  же  начаша  вопіти  великимъ  гласомъ  и  молиться:  <Святы  Христовы  архангелы,  еван-гелисты,  не  мучьте  насъ  и  отпустите  во  судбище  наше,  и  гдѣ ваше святое  евангельское  имя  заслышимъ,  имамъ (ы)  отъ  того  раба  и  человѣка  бѣжать,  отъ  роду  его  и  отъ  храмины  его и  никакимъ  кознямъ  не  прикоснемся  за  три  десять  поприщъ>.   
И  вопроси  ихъ  святы  великій    Сизиній  и  четыре  евангелиста:  <Что  ваши  имена?>  Окаянные  видѣніемъ  діаволы  рече:  <Мнѣ  есть имя  Трясся.  He  можетъ тотъ  человѣкъ  согрѣтися  въ  печи.> 
<Та  буди  проклята  самимъ  Госдодемъ  нашимъ  Іисусомъ  Христомъ  и  святыми  отцы.» 
Вторая  рече:  «Мнѣ  есть  имя  Огнея.  Какъ  разгорятся  дрова  смоленыя  въ  печи,  такъ  ражигаетъ во  всякомъ  человѣкѣ  сердце.> 
«И та буди проклята    самимъ  Господемъ  нашимъ  Іисусомъ  Христомъ  и  святыми  отцы.» 
Третья  рече:  <Мнѣ  есть  имя  Ледея.  Знобитъ  родъ  человѣческіяй  что  тотъ человѣкъ  и въ печи  не  можетъ  согрѣтися.> 
<И  та  буди  проклята    самімъ  Господомъ  Іисусомъ  Христомъ  и  святыми  отцы.» 
Четвертая  рече:    <Мнѣ  есть  имя  Гнетея.  Ложится  у  человѣка  no у  ребрѣ,  аки  камень,  здыхаетъ,  здохнуть  не  даетъ,  съ души сметываетъ. > 
<Та  буди проклята  самимъ Господемъ  нашимъ  Іисусомъ  Христомъ  и  святъми  отцы.> 
Пятая рече:  <Мнѣ есть имя  Хрипуша.  Стоя  кашлять  не даетъ,  у сердца  стоитъ,  душу  занимаетъ,  исходитъ  изъ человѣка съ хрипомъ.» 
<Та  буди проклята  самимъ  Господемъ  нашимъ  Іисусомъ  Христомъ.> 
Шестая  рече:  <Мнѣ  есть  имя  Глухая.  Та  ложится  у  человѣка  въ  головы  и  уши закладываетъ,  тотъ  человѣкъ  бываетъ  глухъ.> 
«И  та  буди  проклята  самимъ  Господемъ  нашимъ  Іисусомъ  Христомъ  и  святыми  отцы.»   
Седьмая  рече:  <Мнѣ  есть  имя  Ломея.  Ломитъ  у  человѣка  кости    и  главу,  и  спину,  аки  сильная буря сырое  дерево.» 
«И та  буди  проклята  самимъ  Господемъ  нашимъ  Іисусомъ  Христомъ  и святыми  отцы.>  Восьмая  рече:  «Мнѣ  имя  Унея.  Аки  выловицъ  плетима  испущаетъ  тець  и  кровь.»    <И  та  буди  проклята    самимъ  Господемъ  нашимъ  Іисусомъ  Христомъ    и    святыми  отцы.>   
Девятая  рече:  <Мнѣ  имя  Желтея.  Испущаетъ  на  человѣка  желчь,  въ  полѣ  желтокъ и  отдохнуть не  даетъ.» 
«И  та  буди  проклята  самимъ  Господемъ  нашимъ  Іисусомъ  Христомъ  и  святыми  отцы.» 
Десятая  рече:  <Мнѣ имя Коркуша.> 
«И  та  буди  проклята  самимъ  Господемъ  нашимъ  Іисусомъ  Христомъ и святыми  отцы.>  Одинадцатая  рече:  <Мнѣ есть имя Гледея>. «Та  буди  всѣхъ  проклятіе:  въ  нощи  спать  не  даетъ,  многіе  бѣси  къ  тому  человѣку  приступаются  и  съ  ума  его  сбрасываютъ,  и  спать  не даютъ:  на мѣстѣ  не  сидитъ.» 
«И табуди  проклята  самимъ  Господемъ  нашимъ  Іисусомъ  Христомъ и святыми  отцы.»  Двѣнадцатая  рече:  «Мнѣ есть  имя  Невея. Сестра  старѣйшая  трясовича  и  угодница  Ирода  царя,  наболящимъ  человѣкомъ  страшна;  та  усѣкнула  главу  Іоанна  Предтечи и  принесла  предъ  царя  на  блюдѣ.> 
«И  та  буди всѣхъ  проклятіе  самимъ  Господомъ  нашимъ  Іисусомъ  Христомъ  и  святыми  отцы.» 
Во  имя  Отца  и  Сына  и  Святаго  Духа,  аминь. Окаянныя  жены  суть  трясовицы.    Заклинаю  васъ  великимъ    архангеломъ    Михаиломъ  и  святымъ    апостоломъ  Сизиніемъ  и  четырьми евангелисты  Лукою,  Маркомъ,  Іоанномъ,  Матѳеемъ. 
Окаянная ты  еси,  Трясея;  окаянная  ты  еси,  Огнея;  окаянная  ты  еси,  Ледея;  окаянная  ты  еси,  Гнетея;  окаянная  ты  еси,  Хрипуша;    окаянная  ты  еси,  Глухая;    окаянная    ты  еси,  Унея;  окаянная  ты  еси,  Желтея;  окаянная  ты  ecи,  Гледея;  окаянная  ты  еси,  Невея,  сестра  старѣйшая!
Заклинаю васъ образомъ  Божіемъ  и  святымъ  апостоломъ Сизиніемъ, архангеломъ
Михаиломъ  и  четырьми  евангелисты  Лукою, Маркомъ, Іоанномъ,  Матѳеемъ;  бѣжати  вамъ  отъ  образа  Божія.  Призываю  на  васъ  архангела  Михаила  и  святаго  апостола  Сизинія  и пророка  Іоанна Предтечу и  четырехъ  евангелистовъ Луку, Марка, Іоанна,  Матѳея. Учнутъ  васъ  мучить,  дадутъ вамъ по тысячѣ  язвъ на  день. Во имя Отца  и  Сына  и  Святаго  Духа,  аминь. Крестъ  хранитель  всея  вселенныя, крестъ красота  церквамъ,  крестъ  ангеломъ    похвала,  крестъ  вѣрнымъ  утвержденіе,  крестъ  вѣрнымъ язвъ  исцѣленіе и  очищеніе,  крестъ  бѣсомъ прогнаніе, исцѣленіе. Всегда  и  нынѣ, и присно, и во вѣки вѣковъ, аминь". 

(Изъ старинн. травника  В.  А.  Яковлева).

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2037
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Заговор (заклинание) трясовиц
« Ответ #11 : 16 Февраля 2020, 10:27:22 »
Употребляется троякимъ образомъ: если  болъной грамотный, то долженъ, выучивъ наизусть, секретно читать пo  1З-ти разъ въ день, причемъ обязуется  клятвою хранить знаніе его въ  таінѣ; если болъной  неграмотный, то  надъ нимъ знахарь самъ читаетъ нѣсколько  разъ въ  денъ, взявь съ него клятву содержать слышанное въ  тайне, и, наконецъ, знахарь въ видѣ  амулета  вешаетъ на шейный крестъ больному бумажку, опять  при клятве не развертывать    ее,  a  пo  прошествіи урочнаго времени  больной возвращаеть  амулетъ  знахарю. Самое    пріобрѣтеніе этои таинственной бумаги весьма затруднительно.

"Во  имя  Отца  и  Сына  и  Святаго  Духа,  всегда,  нынѣ  и  присно,  и  во  вѣки  вѣковъ.  Аминь. Крестъ хранитель  всей вселенной.  Крестъ  красота  церковная.  Крестъ царей  держава.  Крестъ вѣрныхъ утвержденіе.  Крестъ  апостоламъ  слава  и  побѣда,  бѣсамъ язва.  Крестъ мученикамъ похвала и всѣмъ намъ помощникъ. Крестъ (имярекъ) рабу Божію  помощь, ангелу славу всегда соблюдаетъ. Крестъ трясавицы отгоняетъ. Крестъ рабу Божію (имярекъ)  утвержденіе его  способное. 0, крестъ пресвятой, будь и  съ нимъ, съ рабомъ Божіимъ  (имярекъ),  неложное  пособство.  Крестъ  Господень  тако  буди  и  съ  нимъ, съ  рабомъ  Божіимъ  (имя рекъ),  отнынѣ  и  до  вѣку! Небесныхъ  силъ  всѣ  воинства: вначати святой  и  великій  Іоаннъ  Пророкъ и  Предтеча,  Креститель Господень; а съ нимъ грядутъ святые  отцы: Зиновей, Филиппъ и Огафей, святые евангелисты: Марко,  Матѳей,  Лука  и  Іоаннъ  Богословъ, и всѣ  святые,  избавити его, раба  Божія, отъ злыхъ трясовицъ. Бысть  въ  Черномъ  морѣ  возмущеніе: изыдоша изъ моря тринадцать женъ, и  идутъ (просто)  по  водѣ, простоволосыя. Пошли онѣ  по горѣ. Вначати  противъ  нихъ  грядутъ  святые  отцы;  вначати  грядетъ  святой и великій  пророкъ и  Предтеча  Господень  Іоаннъ;  а  съ  нимъ  идетъ Зиновей, a съ нимъ Филиппъ и  Огафей, четыре  евангелиста:  Марко,  Матѳей,  Лука  и  Іоаннъ  Богословъ.  И  вопросиша  ихъ  святые  отцы: <Что вамъ  есть  имена?> 
И рекоша: <1)  Вефоя, 2) Ивуя, 3) Руньша, 4) Дофелея, 5) Снея, 6)  Мартуша, 7) Чадлея,  8)  Гтея, 9)  Хамноя,  10)  Кисленя, 11)  Знобица, 12)  Трясовица>.   
И святые  отцы  взяша  тринадесять прутій и начаша  бити  ихъ  и  мучить,  и  давать  по  тринадесяти  ранъ.  И  возмолятся  проклятыя  трясовицы:  <0, святой и  великій  Іоаннъ  Пророкъ, Предтеча  Креститель Господень,  и  всѣ  святые  отцы!  Аще  мы  услышимъ  имена  ваши  отъ  раба  Божія, мы бѣжимъ отъ него за тринадцать поприщъ>. 
(Пошехонск.  у.,  изъ  стар. рукоп. извл. А. Фенютинъ, Яросл. губ. вѣд. 1863  г.,  стр.  242.

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2037
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Заговор (заклинание) трясовиц
« Ответ #12 : 16 Февраля 2020, 11:44:15 »
"На  горѣ  Ѳаворстѣй, подъ  дубомъ  Мамврійскимъ  ту  сѣдяху  Сихаилъ,  Михаилъ,  и  ту  собрашася  вся  силы  небесныя,  ангели  и  архангели,  херувими  и  серафими,  а  идутъ  семь  дѣвъ  простовласы  и  безъ  поясъ,  и  они  имъ  молвятъ:  <Кто  вы  естя,  дѣвы?»  Они же рекоша:  «Дщери  есмя  царя  Ирода.>  <Гдѣ  идете?>    «Идемъ  въ  міръ  костей    человѣческихъ    ломити    и    тѣла  ихъ  томити.>    И  они  им  і  дали  по  тысящи  ранъ  желѣзны  дубцы  да  ввергли  ихъ  во  огненное  море.  «Не  дай  Богъ  вамъ  бывати  изъ  огненнаго  моря  ни  въ роду,  ни  въ  племени.» Собрашася  силы  небесныя,  аггели  и  архаггели  херувими  и  серафими,  отгнаша  отъ  раба  Божія  (имяі  рекъ)". 

(Изъ  ркпс.  Синод.  Библ.  No  481,  л.  170,  извл.  Ѳ.  Буслаевъ)

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2037
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Заговор (заклинание) трясовиц
« Ответ #13 : 16 Февраля 2020, 11:53:56 »
"На морѣ на  Океанѣ, на  островѣ на Буянѣ стоитъ сыръ дубъ, подъ тѣмъ сырымъ дубомъ сидитъ святой отецъ Пафнутій  съ тремя  братіями  и списки...  его  обрѣтоша  двѣнадцать  дѣвицъ,  двѣнадцать  се стеръ Иродовыхъ.  Речетъ  имъ  святой  отецъ: <Куда  вы грядоша, простоволосыя, безпоясыя и безобразныя?» Рекутъ ему  двѣнадцать  дѣвицъ,  двѣнадцать  сестеръ  Иродовыхъ:  «Ой еси,  святой отецъ  Пафнутій! Посланы  мы  отъ  Ирода  царя  въ  міръ православный тѣла ихъ трясти и кости  ихъ  мождати.»  Речетъ  имъ святой  отецъ: <Не пущу я васъ въ міръ православный тѣла ихъ трясти и кости ихъ мождати. Расколю я про васъ двѣнадцать прутьевъ желѣзныхъ, и стану я васъ наказывать по три зари утреннихъ и по три зари вечернихъ, каждый разъ по тысящи.» Рекутъ ему двѣнадцать дѣвицъ,  двѣнадцать сестеръ Иродовыхъ:  «Ой  еси,  святой  отецъ  Пафнутій!    Спиши  ты  имя  свое,  а где кто  въ которомъ домѣ имя твое помянетъ и прочитаетъ, къ тому дому не приступимъ, къ рабу
Божію (имярекъ).  Аминь". 

( г.Елатьма,  Тамб, г., зап. Ст.  Вѣнковъ).

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2037
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Заговор (заклинание) трясовиц
« Ответ #14 : 16 Февраля 2020, 12:00:14 »
Встану я, рабъ Божій (имя  рекъ),  благословясь, пойду, перекрестясь, изъ дверей въ двери,  изъ  воротъ  въ  вороты,  путемъ  дорогой  къ  синему  Окіану  морю.  У  этого  Окіана  моря  стоитъ  древо  карколистъ;  на этомъ  древѣ карколистѣ висятъ (сидятъ):  Козьма  и Демьянъ, Лука  и  Павелъ,  великіе  помощніки.  Прибѣгаю  къ  вамъ,  рабъ  Божій  (имя  рекъ),  прошу,  великіе помощніки,  Козьма  и  Демьянъ, Лука и Павелъ, сказать мнѣ:  для чего-же  выходятъ изъ  моря Окіана женщины простоволосыя,  для чего онѣ по міру ходятъ, отбываютъ ото сна, отъ  ѣды,  сосутъ  кровь,  тянутъ  жилы,  какъ  червь, точутъ черную  печень, пилами пилятъ желтыя кости и суставы? Здѣсь вамъ не житье, жилище, не прохладтце; ступайте  вы  въ болота, въ глубокія озера, за быстрыя рѣки и темны боры: тамъ  для  васъ кровати  поставлены тесовыя, перины  пуховыя,  подушки перяныя; тамъ яства сахарныя, напитки  медовые; тамъ  будетъ  вамь житье,  жилище,  прохладище—по  сей часъ, по сей день;  слово мое,  раба  Божьяго  (имярекъ),  крѣпко,  крѣпко,  лѣпко, по вся дни и ночи крѣпко. Аминь.

(Зап. В. Даль, Иллюстрація 1846 г.,  No 16, стр. 250).