Новости: 🔔 Акция от Элины Зорич. Магическое послание ангелов 🔔

  • 31 Март 2020, 14:06:39


Автор Тема: Причёты ко двунадесяти трясавицам (Евдокия)  (Прочитано 148 раз)

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1190
  • Репутация: 832
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
    • Share Post
Re: Причёты ко двунадесяти трясавицам (Евдокия)
« Ответ #15 : 27 Февраль 2020, 12:43:45 »
Гнетея
Гнетея (гнетуха, гнетуница, гнетуха, гнетучка, гнетхея) — персонификация болезни, лихорадки в облике наваливающейся на человека, "гнетущей" его женщины.

В заговорах гнетея — имя одной из лихорадок, "дщерей Иродовых" (см. Лихорадка): это четвертая дочь Иродова, которая "под ребрами разбивает утробу и сердце давит" (Арх.); гнетея "ложится у человека на ребра и взвивает утробу; а если кто хочет есть, пусть ест, только из души у того человека вон идет" [из заговора] (Влад.).

По поверьям разных районов России, подобное "гнетущее" существо вызывает заболевания разной тяжести: гнетница — легкая лихорадка (Нижегор., Самар.); гнетуха — перемежающаяся лихорадка (Новг.); "гнетущая лихорадка" (Пек., Смол.), гнетуница — изнурительная лихорадка (Вятск.). В Вологодской губернии гнетеница — болезнь вообще.

В Олонецкой губернии гнетеница (гнетка) — дух, давящий по ночам спящих, вызывающий кошмары, что дает основание соотнести его с гнетком, домовым (см. Гнетка).

М. Власова. Новая абевега русских суеверий. Иллюстрированный словарь 1995

Гнетеница, гнетница, гнетица, гнетея, гнетуница, гнетуха, гнетуха спящая, гнетучка, гнетхея — лихорадка; персонификация болезни.

«Гнетея, та буде всех проклятее: в нощи спать не дает, многое бесы к тому человеку приступают и с ума его сбрасывают и спать не дают — на месте не сидит» [из заговора]; «Заря-зарница… избавь раба Божия [имя] от летучки, от гнетучки <…> и от всех двенадцати трясовиц» [из заговора] (Сарат.).

Гнетея, гнетуха — персонификация болезни, лихорадки в облике наваливающейся на человека, «гнетущей» его женщины.

В заговорах гнетея — имя одной из лихорадок, «дщерей Иродовых» (см. ЛИХОРАДКА); это четвертая дочь Иродова, которая «под ребрами разбивает утробу и сердце давит» (Арх.); гнетея «ложится у человека на ребра и взвивает утробу; а если кто хочет есть, пусть ест, только из души у того человека вон идет» [из заговора] (Влад.).

По поверьям разных районов России, подобное «гнетущее» существо вызывает заболевания разной тяжести: гнетница — легкая лихорадка (Нижегор., Самар.); гнетуха — перемежающаяся лихорадка (Новг.); «гнетущая лихорадка» (Пск., Смол.); гнетуница — изнурительная лихорадка (Вятск.). В Вологодской губернии гнетеница — болезнь вообще.

В Олонецкой губернии гнетеница (гнётка) — дух, давящий по ночам спящих, вызывающий кошмары, что дает основание соотнести его с гнетком, домовым (см. Гнетка).

Власова Марина. Энциклопедия русских суеверий
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Элины Зорич | elinazorich@yandex.com

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1190
  • Репутация: 832
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
    • Share Post
Re: Причёты ко двунадесяти трясавицам (Евдокия)
« Ответ #16 : 28 Февраль 2020, 11:06:25 »
Знобея, знобея, знобиха, знобуха — лихорадка.

«Перемежающаяся лихорадка известна под разными названиями: тетка, студеная скорбь, холодуха, лихоманка, трясовица, знобиха» (Казан.).

Знобея — персонификация одного из болезненных состояний (это «женщина-лихорадка», «знобящая, холодящая» человека и т. п.)

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1190
  • Репутация: 832
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
    • Share Post
Re: Причёты ко двунадесяти трясавицам (Евдокия)
« Ответ #17 : 29 Февраль 2020, 17:36:02 »
Нутреная — лихорадка; персонификация болезни.

Жители юго-западной части Томской губернии верили, что «лихманок-теток» двенадцать; «двенадцатая из них — нутреная, давящая сердце, самая опасная».

Здесь же о нутреной лихорадке рассказывали так: «Лихоманки сидят на цепи и весною срываются. Раз оне шли в город полем, где мужик их подслушал: „Я немного помучу купца, да оставлю“, — сказала одна. А нутреная, злая молвила: „Я упаду купцу в кашу и задавлю его“. Мужик побежал и научил купца: когда в ложку с кашей упадет муха, завязать кашу в мешочек и повесить над дымником. Так купец и сделал. На будущий год, весной, идут тетки и говорят: „Я немножко человека помучу и оставлю, меня будут за это кормить и любить“. А нутреная заявила: „Я в этот город не пойду и к богатому не пойду; вишь, как меня замучили“» <Демич, 1894>.

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1190
  • Репутация: 832
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
    • Share Post
Re: Причёты ко двунадесяти трясавицам (Евдокия)
« Ответ #18 : 29 Февраль 2020, 17:59:42 »
Огневица, огнёва, огнёвица, огневая, огнёвка, огненная [болезнь], огнея, огния, огонь — горячка; лихорадка, скарлатина; болезнь в облике женщины, «жгущей и палящей» страждущего.

«Имя мне Огния кипучая, как в печи смольными древами сожгу человека» (Арх.); «В предупреждении заболевания горячкой носят в лес оброк лесовому и просят „укрыть от огневицы“» (Влад.).

Как очевидно из самого названия, огневица — заболевание, сопровождающееся сильным, «палящим как огонь», жаром: «Огнея или огнёва распалит человека или, как говорят, человек в огне горит, хотя ушат воды вылей, не утушает, при этом всякий сустав распаляется и ум затмевается. Сюда относятся горячки всех видов и внутренние воспаления» (Арх.) <Ефименко, 1877> (см. Горячка, Лихорадки).

Нередко огневицей именуется одна из двенадцати сестер-лихорадок. «В некоторых местах лихорадка зовется просто огнем, хотя под названием огневицы или огневой более известна простудная, воспалительного свойства горячка, которая еще в старину так называлась, как видно из следующего места „Царственной книги“ (1769 г.): „В то время грех ради наших посети немощью православного Царя нашего [Иоанна Васильевича], прииде огнь велий, сиречь огневая“» <Демич, 1894>.

Действенным средством от огневицы, горячки и прочих «опаляющих» болезней традиционно считался добытый особым способом (например, трением двух поленьев) огонь, именуемый древесным, живым, деревянным и т. п. — «таким деревянным огнем выгоняют иногда из дома горячку, разводя его перед окнами, и через этот же огонь проводят выздоровевшего от горячки, чтобы окончательно очистить его от болезни» (Волог.) <Попов, 1903>. В Новгородской губернии при появлении дома горячечного больного, среди поля, на заслоне, зажигается из лучинок огонь, через который проходят все здоровые (здесь «лечение подобного подобным» сопровождается очищением).

Согласно поверьям некоторых губерний России, огневицы (как и огонь) могли находиться в распоряжении лесового, коего просили «укрыть от огневицы».

В Костромском крае огневицей называли скарлатину, при появлении которой собирали всех детей деревни прощаться с умершими от нее <Смирнов, 1920>.