Новости: 🖤 Объявляется набор в школу гадания на картах Ленорман 🖤

  • 29 Марта 2024, 03:49:38


Автор Тема: Гадательные книги  (Прочитано 700 раз)

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2037
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Гадательные книги
« : 27 Февраля 2020, 10:20:30 »
Гадательные книги
Гадательные книги — памятники славянской книжности, служащие для предсказания будущего, определения судьбы. Гадательные книги — в основном переводные произведения, заимствованные православными славянами из Византии (и а меньшей степени с Востока), а славянами-католиками — из Зап. Европы. Генетическая связь славянских гадательных книг с древнееврейскими, арабскими, греческими предсказательными сочинениями — свидетельство их древности как книжного жанра.

Общие представления о славянских гадательных книгах дают индексы отреченных книг (ИОК) XIV—XVII вв., включающие перечень «богоотметных и ненавидимых книг». Некоторые гадательные книги, упомянутые в ИОК, до сих пор неизвестны (напр., Чаровник, Волховник). В ИОК вносились не только названия сочинений, но и названия суеверных примет, не связанных с определенными текстами (стенотреск, мышеписк, окомиг, ухозвон). Хотя гадательные книги представлены у славян относительно поздними списками (за исключением гадательных приписок к Псалтыри, известных с XI в., они не встречаются в рукописной традиции ранее XIII в.), появление гадательных книг правомерно рассматривать в русле формирования славянской переводной литературы (IX — первая половина X в.).

Выделяются две группы славянских гадательных книг:

 1.   прогностики — сборники предсказаний, примет с толкованиями относительно природных и физиологических явлений (Громник, Лунник, Трепетник и др.);
 2.  книги, гадание по которым сопровождалось выполнением определенных действий (бросанием жребия) или вычислительных операций (Рафли, Планетник, Зверинец, Sortilegia). С этой группой текстов связаны гадания по Псалтыри (гадательные приписки на полях, «Число псалтырьно», «Гадания царя и пророка Давида»). В то же время Псалтырь может быть инструментом гадания (аналогично могут быть использованы любые книги Священного Писания, чаще всего Евангелие).


Прогностики
Первая группа — прогностики в целом представляют более древнюю традицию. Распространялись из Византии в Болгарию и Сербию, далее к вост. славянам. Цель этих гадательных книг — на основании наблюдений над физическими явлениями сообщить о ближайшем будущем, выявить связь природы и человеческой жизни.

Громник — сборник предсказаний (о погоде, урожае, природных катастрофах, социальных потрясениях), суть которых зависит от того, откуда, когда, с какой силой прогремит гром. Учитывались также положение луны, ее фазы в момент грома. Гром в сентябре при «растущей» луне предвещает всем обилие и здравие, а царю — болезнь и погибель (сербский список XV в.). Статьи Громника отражали традиционные астрологические представления. Числа месяца связаны со знаками Зодиака, и значимость грома усиливалась, если явление происходило в день, зодиакальный знак которого совпадал со знаком месяца. Напр., в марте третий и четвертый дни — под знаком Овна; гром в эти дни — рати и тельесемь гибель, трусъ [землетрясение] будет, плоду погибель (сербский список XV в.). Указывалось, чего нужно беречься, чего нельзя есть в дни грома. Сначала Громник был указателем благоприятных и неблагоприятных событий. Поздние списки (XVIII в.) сохранили только неблагоприятные предсказания (отражение взгляда на гром как на гнев Божий). Старший список Громника — сербский, рубежа XIII—XIV вв. (сборник попа Драголя). Громник практически не отразил народных представлений о природе грома. С Громником связан Молнияник, где предсказания делались по вспышке молнии в определенные дни месяца. Напр., молния в десятый день мая предвещает голод, а в 15-й и 30-й дни ноября — добрую зиму и всякому житу изобилие (сербский список XV в.).

Лунник — сборник предсказаний о погоде, судьбе, здоровье человека в связи с различными фазами луны. Содержит статьи о влиянии луны на человека при его рождении; о влиянии луны на погоду, растения; о «добрых» и «злых» днях в зависимости от положения луны. Старейшие списки — первой половины XV в., большинство списков XVII в. Статьи строятся по единой схеме: обозначены библейские события, приуроченные к данному дню лунного месяца; для каждого дня даются приметы — «зол» он или «добр», земледельческие и медицинские советы, прогнозы для родившегося, заболевшего; указывается, сбываются ли сны, называются «злые» часы данного дня. Напр., в третий день луны родился Каин; той днь зол и лют велми; все события предвещают беду, неудачи; родившийся в день Каина обречен стать злодеем (русский список XVI в.). Русские Лунники XVII в. отдают предпочтение какому-либо одному виду прогнозов или хозяйственным советам, или предсказаниям судьбы. Лунник содержит статьи «О днях добрых и злых» (см. Дни добрые и злые) — таблицы-перечни неблагополучных или удачных дней на каждый месяц, причем рекомендации зачастую определялись не фазами Луны, а рассчитывались на 31 день, по числам солнечных месяцев. С XVII в. Лунники вытесняются другими астрологическими сочинениями и календарями. По восточнославянским спискам известен Лунник, содержащий указания о погоде, урожае различных культур, возможности эпидемий и эпизоотий в зависимости от дня недели, на который приходится январское новолуние. Этот тип Лунника сходен с Колядником.

Колядник — сборник предсказаний, суть которых зависит от того, на какой день недели приходится Рождество или Новый год. В основе гадания — античная (римская) традиция предсказаний, делавшихся в преддверии Нового года, в январские календы. Южнославянские списки — XIII—XIV вв., русские — XV в. От Громника текст Колядника отличается устойчивостью (меньший объем, неосложненность другими приметами). Тексты могут отражать местные особенности: сербский список начала XVIII в. называет день, относительно которого делается предсказание, — Коледа, Божикь. Рождество Христово. Некоторые дают предсказания политико-государственного характера; другие списки ограничиваются погодными и эпидемиологическими прогнозами. Последнис чаще встречаются в восточнославянских рукописных сборниках XVII в. (напр. на Русском Севере).

Трепетник
В основе гаданий — верование в вещее свойство непроизвольных движений человеческого тела. Впервые упоминается в ИОК XV в. Название известно с XVII в., ранее памятник характеризовался описательно: окомиг, ухозвон, мышца подрожит. Сохранилось большое количество южнославянских списков с конца XV в. (русских всего три). Печатные Трепетники в болгарской и сербской литературе — с XIX в. Наряду с Птичником, Путником, Сонником Трепетник входит в группу неастрологических сочинений. В народных гаданиях, которые, как и Трепетник, основываются на толковании движений человеческого тела, ярче, чем в Трепетнике, выражено противопоставление правый — левый, составляющее основу толкований. В древнесербских Трепетниках разграничение правой и левой сторон человеческого тела отчетливо проявляется лишь в поздних списках, причем о этих предсказаниях семантика признаков правый — левый обратная по отношению к основному значению — «трепетание» правой стороны тела прсдсказывает зло, левой — добро. Трепетник стал образцом, по типу которого народные приметы записывались и таким образом уравнивались в народном сознании с книжными. Трепетник стал основой для статей «о содрогании» в рукописных сборниках; вместе с народными приметами вошел в печатный свод «Миллион снов».

Лопаточник
Лопаточник описывает гадание о будущем по лопаточной кости овцы. Известен в единственном русском списке XVI в., входит в ИОК. Предсказания о браке, богатстве, нужде, мире, войне, судьбах правителей. С народными южнославянскими гаданиями по костям животных совпадают приемы толкования знаков на лопатке.

Физиогномика
Физиогномика — руководство для определения душевных качеств человека по физическому облику (чертам лица, цвету глаз, волос и т. д.). Отдельные главы, посвященные физиогномическим приметам, помещены в «Тайной тайных» и книге Рафли (фрагмент «Кто хощет татя познати»). Подобные руководства по физиогномике переводятся со второй половины XVII в. с западноевропейских языков.

Гадательные книги первой группы часто объединялись в рукописных сборниках.

Вторая группа гадательных книг
Процесс гадания по этим гадательным книгам предполагал предварительную подготовку читателя, знакомство с терминами, владение «алгоритмом» гадания, элементами эзотерических знаний.


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/raznoe/188/gadatelbnye-knigi/2181/

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2037
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Гадательные книги
« Ответ #1 : 27 Февраля 2020, 10:22:37 »
Книга Рафли
Такова книга Рафли (первоначально — Геомантия, от араб, raml — песок); впервые упоминаемая в Стоглаве и Домострое (середина XVI в.), она осуждается за то, что гадания по ней могут быть использованы для введення правосудия в заблуждение.

Первоначальный текст книги Рафли (руководство по гаданию и легенда о происхождении книги) переведен не позднее конца XV в. в Великом княжестве Литовском с арабского или еврейского языков. В 70-х гг. XVI в. текст отредактирован и дополнен псковским книжником Иваном Рыковим, включившим в гадательный трактат ряд текстов оккультного и календарно-астрономического характера, в том числе Колядник, Лунник и др., а также, возможно, самостоятельное сочинение со сходным принципом гадания «Аристотелевы врата». Русский текст книги Рафли (список рубежа XVII —
XVIII вв.) содержит версию геомантического гадания, известного в Византии, Зап. Европе, на мусульманском Востоке. Гадание осуществлялось на бумаге (возможно использование гадательных или игральных костей в «Аристотелевых вратах»). В основе — повторяемая операция простейшего гадания чет — нечет. Результаты определенным образом группируются, с ними производятся дополнительные вычисления. Гадающему предлагаются ответы на 72 вопроса (до 16 вариантов на каждый), освещающие различные аспекты хозяйственной, семейной, политической и правовой жизни. При пользовании книгой Рафли предписывалось чтение молитв «Трисвятое», «Отче наш», «Молитва Иисусова», Пс. 8.

Обхождение 12 месяцев (Зверинец — название происходит от зодиакальных знаков) — одна из наиболее значительных по объему славянских средневековых гадательных книг, известна только в восточнославянской рукописной традиции (два списка двух редакций); датируется не позднее XVI в. Может быть сопоставлена с книгой Рафли по широте диапазона задаваемых вопросов (жизнь, смерть, рождение детей, путешествия, торговля, наследство и т. п.). В рукописях отсутствует описание гадательных операций.

Планетник известен в русской книжности с XVII в. В основе — краткие иноязычные Планетники середины XVI в. В некоторых списках XVII — начала XVIII в. указывается польский источник книги (перевод 1677 г.), встречаются полонизмы. Очевидно, Планетник связан с западноевропейской астрологической традицией, но оригинал его неизвестен; русские Планетники имеют характер свода. Кратким Пламетникам середины XVI в. имеются соответствия в статье «Мци по римлянем» в Изборнике Святослава 1073 г. Печатные Планетники — с XVIII    в. (Ровин.РНК:2). Гадание предварялось вичыслением планети и знака зодиака гадающего с помощью числовых значений букв, составляющих имя гадающего и его матери (отца). В соответствии с вычисленной планетой предсказывались характер, внешность, занятие. В предсказаниях по знакам зодиака учитывалось рождение человека в определенную фазу луны; прогнозы давались для мужчин и женщин.

В славянской письменной традиции астрологические предсказания бытовали и в виде отдельных статей. Южнославянские старейшие планетные предсказания конца XIII — начала XIV в. (сборник попа Драголя).

Стоглав осуждал астрологические и гадательные книги: «...волхви и чародейники от бесовских научений пособие им творят, кудесы бьют в аристотелевы врата и в рафли смотрят и по звездам и по планитам гадают и смотрят дней и часов». ИОК XVI в. отмечает «другий звездочтец 12 звезд <...> в них же безумнии люди верующие волхвуют, ищуще дний рожения своего».

Sortilegia — западнославянские гадательные книги XIV—XVIII вв. Ответ в них находили, бросая жребий или по геомантическому принципу (ср. книгу Рафли). Каждая геомантическая фигура сопровождалась рифмованным толкованием. Гадали о здоровье, женитьбе, потомстве, ведении торговли, путешествиях.

Fortuna
На геомантическом принципе построено гадание по запрещенной книге Fortuna (начало XVII в., русский перевод — последняя четверть XVII в.). Списки и многочисленные переиздания (до 1822 г.) — свидетельство ее популярности. В Словении были распространены сходные книги предсказаний Sembiljine bukvice. В XVIIIв. в Польше Sortilegia вытеснены сборниками Kabala, Loteryka, основанными на представлениях о магическом значении чисел.

Псалтирь
Гадания по Псалтыри — частный случай гадания по священной книге (библиомантия); восходит к древнему способу гадания по письменному тексту вообще. Суть гадания по книге — толкование случайно найденного одного или нескольких стихов применительно к данным обстоятельствам. Первоначальный способ гадания — раскрывание книги наугад, истолкование значения первого слова или стиха на странице — впоследствии осложнился. Для определения страницы нож или иглу втыкали в разрез книги. Для облегчения гадания в Псалтирь вносились толковательные приписки или составлялась выборка с толкованиями. Применялись различные предметы (камешки, зерна), таблицы-указатели. Юж. и вост. славяне заимствовали гадание по Псалтири из Византии. Первое известие о гадании по Псалтири путем «вынимання словес» и их истолкования содержится в «Поучении» Владимира Мономаха (начало XII в.). Более сложный способ, связанный с геомантией, описан в Гадании пророка Самуила (сербские списки XV—XVII вв.): с молитвой взять Евангелие или Псалтырь, перекрестить книгу, задумать вопрос, раскрыть наугад и выписать последовательно первые буквы первых четырех строк. Таким образом составляется один из 16 «образцов», для которых приложены истолкования. Применение комбинаций «добрых» н «злых» букв сближает данный способ с гаданием по книге Рафли. Списки Псалтыри с гадательными пометами известны у православных славян с XV в. (с XVI в. количество их уменьшается). Гадательные приписки помещаются на полях (при начале каждого псалма) или представляют самостоятельный текст (Число псалтырьно), состоящий из номеров и начальных слов псалмов в сопровождении предсказаний (старший список в сербском сборнике попа Драголя). Гадание осуществлялось путем открытия книги наугад или метанием зерна или камешка на чертеж из концентрических кругов или спирали с номерами псалмов. Гадание по священним книгам не запрещалось в отличие от пользования гадательно-астрологической литературой.

Способы употребления священных гадательных книг
Способ употребления священных гадательных книг назывался гаданием, а не волхованием. Дальнейшее развитие гадания по Псалтыри трансформировало и способ гадания, и сами гадательные книги. Появляется собственно гадательная Псалтырь (Гадание царя и пророка Давида), текст которой содержал первые стихи псалмов и соответствующие гадания и истолкования. Перед гаданием читали молитву, книгу трижды поворачивали на голове гадающего.

В XVI в. в Польше появляются сборники гаданий по открытой наугад книге. Первая буква на открытом листе указывала строку (стих); зачитывался стих, помеченный этой буквой (особые варианты для мужчин и женщин). Эти рифмованные подборки аналогичны русским «костным розводам» и «гадательным книжкам» (Загадки царя Давида, Гадательная книжка Соломона царя), известным с ХVІ—ХVІІ вв.: по ним гадали с помощью троекратного бросания жребия; каждая цифровая комбинация сопровождалась толкованием. Традицию русских «гадательных книжек» продолжили списки «предсказаний» в народных рукописных сборниках (Русский Север, Полесье). Это своды нравоучительных сентенций, которые служат ответом на вопрос гадающего и сопровождаются цитатами из Священного Писания. Выбор ответа производится наугад или бросанием зерна на расчерченный лист. У семейских Забайкалья при святочных гаданиях использовались зернометки — листы с номерами и текстом. Бросая зерно, говорили: «Царь Соломон, скажи мне сущую правду» (Бол.КСЗ:60). Как гадательные книги могли быть использованы и сборники сентенций и афоризмов.

Народные гадания по Псалтыри сохраняют главным образом внешнюю сторону, текст Псалтири практически не используется. Гадание сопровождалось молитвой, в книгу вкладывали записки с вопросами, вставляли ключ, привязанный к книге. Держали ключ вместе с книгой на пальце; если во время чтения молитвы Псалтирь вращалась — хороший знак. Условившись о странице и строке, ставили Псалтирь корешком на темя гадающему, поворачивали три раза, раскрывали наугад (Белоруссия, Тверская губ.). С Псалтырью гадали для определения вора: если при чтении псалма книга сорвется с пальца (ее держат за ключ) — это знак невиновности подозреваемого (Московская губ.).

О. В. Белова, А. А. Турилов
СУЕВЕРНЫЕ И ГАДАТЕЛЬНЫЕ КНИГИ

В кодекс запрещенных книг занесены на ряду с апокрифами книги суеверного и гадательного содержания.
Эти книги суть следующие:

Громник
В этой книге изложены предвидения метеорологические, хозяйственные и политические, делаемые на основании того, в каком знаке зодиака загремит гром. Если, напр., гром загремит в знаке тельца (в апреле), то пшенице и четвероногим будет пагуба, в восточных странах будет голод, а в западных — недуги, царю, лютому для врагов, будет смирение, друг другу — заколение, в царских домах - радость; если гром загремит в знаке овна (в марте), то с востока будет тля, а рати и телесам — гибель.

Молниянин
В этой книге предвидения делаются на основании того, в какие дни ударит молния. Если молния ударит в 10-й день мая, то будет голод, если — в 20-й день июня, будет мужам скорая пагуба; если молния ударит в 19-й, 24-й и 29-й день августа, то восстанут брани многие и будет зима лютая.

Колядник
Колядник дает предсказания на круглый год о состоянии погоды, здоровья, урожая на хлеб, здоровья молодых и старых, мужчин и женщин и т.д. в зависимости от того, в какой день недели придется Рождество Христово. Если, напр., Рождество падет на воскресенье, то зима будет добрая, весна дождливая, жатва сухая, будет много меду и вина, юным детям пагуба, а скоту — падеж; если Рождество придется на понедельник, то зима будет добрая, весна ведреная, затем обильные дожди, всему миру обилие, великая смертность.

О часах добрых и злых
В этом сочинении указывается, какие из 24-х часов в сутки добрые и злые и средние. Первый и второй часы воскресенья — добры, третий — зол, четвертый — средний, пятый — добр, шестой — зол, седьмой — средний и т.д.

О днях добрых и злых
В этой книге указываются, какие дни месяца добрые, злые и средние. Первый день месяцы с утра — зол, второй — посреди зол, седьмой — весь зол и т.д. Указания этой книги заключаются таким наставлением: "Смотри, с испытанием исчисляй и познавай, в каком зодии (знаке зодиака) луна - добром, злом или среднем: если в добром, в таковый день можно все делать; если в злом — ничто же подобает творити".

О днях лунных
В этой книге указываются счастливые и несчастливые, относительно рождения человека и его занятий, лунные дни. Указания выводятся из совпадения данного дня с каким-нибудь библейским событием. Так, напр., в первый день луны был сотворен Адам; поэтому тот день для всего пригоден — купить, продавать, по воде плавать, сеять и садить, стричь волосы, которые отрастут тонко и гладко, кроить платье, строить дом; в этот день потерянное скоро отыскивается, недужный исцеляется, родившиеся мужского пола будут веселы, на все разумны, мудрые книжники, а женского пола — честны и верны своим мужьям. В третий день луны Каин родился; от всего надо беречься: не должно ни покупать, ни продавать, ни сеять, ни садить: если свадьбу сделать, скоро разлучатся. В четвертый день луны родился Авель; поэтому день этот добр на все: землю делать, по воде плавать, или храм строить, пир чинить, детей на учение давать. В четырнадцатый день луны смешались языки ц строителей столпа; в это день хорошо чинить глиняные сосуды, строить печи; кто родится в этот день, будет многолетен, язычен, образен на беседу...

Астрология и Звездочтец
В книгах с такими заглавиями излагаются указания на счастливые и несчастливые годы, объясняются знаки зодиака и счастливое или несчастливое расположение звезд и планет. Вот, что сообщается о двенадцати зодиакальных знаках: "Верзу седьмого небеси есть планитское коло (круг), идеже суть дванадесять нелестные (необманчивые) звезды, им же имена суть сии (перечисляются названия зодиакальных знаков). Сие дванадесять нарекутся звезды нельстивые, занеже не прельщают нас, якоже планиты, но паче знамения, без льщения от них бывают в мире; зодии глаголются, за еже жизненный путь имут всем человеком; домове нарукутся, занеже исходят и входят в них планиты." В другом месте говорится о небе, едином по существу, но девятеричном по числу: первое небо — по образу века, иже преже сотворения миру; второе — по образу века, иже по воскресении и суде; седмь других небес по образу седмих век мира; Вот пример предсказания на сентябрь, знак которого — ярем (весы), из "Звездочетца": "Зима не студена, ни тепла, весна добра, лето знойно, осень ведрена; аще увидиши 7 звезд, тогда будет красно и добро, и тишина велика; аще узриши 7 звезд, полным светом стояще, тогда будет всей земли потрясение, скоту рогату велик падеж; а кто родится в тое звезду, будет торговец, ростом средний, обычаем супруг, скуп, хитер и остроумен на всякое дело".

Волховник
Под "Волховником" разумеется книга, излагающая всякого рода приметы. Она распадается на следующие части:
а) "Воронограй" (приметы и гадания по крику воронов),
б) "Куроклик" (приметы по крику петухов),
в) "Птичник" (гадания по крику и полету птиц),
г) "Трепетник" (приметы по дрожанию мыщц или вообще частей тела),
д) "Сносудец" (сонник),
е) "Путник" (приметы о добрых и злых встречах),
ж) "Зелейник", "Травник", "Цветник", "Лечебник" (описание волшебных и целебных трав, заговоры против болезней).

Чаровник
Чаровник состоит из сказаний об оборотнях.

Книга Рафли
"Рафли" — астрономическая книга, в которой рассматривается влияние звезд на жизнь человека.