Новости: Группа нашего форума ВКонтакте: Гадание • Магия • Руны | VK

  • 19 Апреля 2024, 19:44:30


Автор Тема: Залом  (Прочитано 655 раз)

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2037
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Залом
« : 28 Февраля 2020, 10:50:51 »
Зало́м (в.-слав. завитка, закрутка, запертенъ, кукла, венок и т. п.) — пучок скрученных, сломанных или связанных узлом колосьев в житном (реже овсяном), а также льняном, конопляном поле; способ вредоносной магии, производимой ведьмами и колдунами (см. также Пережин).

Из растений колдуны всего более вредят хлебу, отлично понимая, что, уничтожая крестьянские поля, они причиняют величайшее несчастие не только отдельным лицам, но целым крестьянским общинам. Чаще всего чародеи прибегают к так называемому залому, или закруткам (иначе «куклы»).

Залом представляет собой очень спутанный пучок стеблей еще не сжатого хлеба, надломленных в правую и левую сторону, закрученных в узел вместе с золой и присыпанных у корней солью, землей с кладбища, яичной скорлупой и распаренными старыми зернами. Если зола взята из печи одного хозяина, то залом сделан с расчетом нанести вред ему одному, предвещая различные бедствия: пожар, падеж скота и даже смерть. Последствием таких закруток неизбежно является полный неурожай на всем поле.

Крестьяне убеждены, что если они и успеют предупредить или ослабить козни колдунов на испорченных полосах, то все-таки выросший хлеб не будет «снопаться», то есть его будет расходоваться в семье гораздо больше обычного среднего количества, так что придется раньше времени покупать хлеб на стороне. Сверх того, с зачурованной десятины зерно получается легковесное и по количеству наполовину не сравняется с соседними. Такой хлеб ни один хозяин поля не решится пустить для домашнего потребления, а постарается поскорее продать его на сторону.

Кроме дурного качества зерна, залом имеет еще ту особенность, что с ним чрезвычайно трудно бороться: что бы ни делали хозяева зачу-рованного поля, как бы ни вырывали и ни жгли залома, но загаданная беда непременно сбудется, если не отслужить молебна с водосвятием и не попросить самого священника вырвать крестом всю закрутку с корнем. Правда, кроме священника, во многих местах хлебородных губерний возлагали еще надежды на опытных стариков и даже на ловких знахарей.

Кроме заломов, равносильным или едва ли даже не большим несчастием следует считать так называемые прожины (или прорезы). Это не недочет в снопах или в копнах, а та дорожка во ржи в вершок шириною, которая проходит с одного края загона до другого и по которой все колосья срезаны. Срезают их жучки и черви в то время, когда рожь в цвету, и потому, конечно, никаких следов человеческих ног по сторонам никогда не замечается, а, напротив, стенки ржи бывают даже приметно гуще, чем в других местах той же хлебной полосы. Но крестьяне объясняют это явление тем, что колдун, делая прожин, стоит в это время обеими ногами на двух иконах, как на лыжах, и ведет дорожку, как колесо катит.

Когда опытные хозяева замечают прожин,то зовут священника и подымают иконы, придавая между ними большое значение «Святцам» (иконе Двунадесяти праздников с Воскресеньем в середине). Священник идет по прожину с крестом и кропит по сторонам святою водою.

Если же эти меры предосторожности не будут приняты, то результаты прожина скажутся, и надежды на урожай не оправдаются: на корню по всему полю рожь как будто бы хороша, то есть соломой велика и зерном прибыльна, но как только сжали ее, привезли на гумно и начали молотить, то сейчас же стали замечать, что вместо пяти или четырех мер с копны вышло лишь по две, а то и по одной чистого зерна.

Одни при этом толкуют, что затем колдуны и прожин делают, чтобы переливать зерно в свои закрома (пятую часть со всего поля); другие объясняют беспричинною злобою и желанием всем хозяевам полного недорода.
* * *
Залом известен у восточных славян (кроме русского Севера) и в пограничных р-нах Польши (Подлясье). С помощью залома, по народным верованиям, можно отнять урожай, погубить скот, навлечь болезнь (особенно ломоту рук и ног, головную боль, колтун) или даже смерть на хозяина поля и его близких. Вредоносный эффект залома обусловлен характером действия над колосьями (кручение, ломание, связывание) и сопровождающими его вербальными формулами (заговорами) и наступает при условии непосредственного контакта с заломом, поэтому во время жатвы залом старались обойти и затем обезвредить.

Временем наведения порчи посредством залома является период цветения злаков, а также ночь на Ивана Купалу, у русских — Семик перед Троицей; делать залом надо было ночью или в предрассветный час, раздевшись догола и втайне от всех. В рус. духовных стихах залом причисляется к самым тяжким грехам: "Еще душа Богу согрешила: / В соломах я заломы заламывала" ("Стих про душу великой грешницы" Стихи духовные. М., 1991).

Виды залома отражены в их названиях: делая залом, пучок стеблей переламывали, наклоняя колосья к земле; для завитки брали две соседние горсти стеблей, перевивали их и дугой загибали кверху; в закрутке колосья скручивались в жгут и завязывались узлом (при этом колосья пригибались к земле). Существовали и другие формы: в Мозырском Полесье связывали пучок стеблей в круг; в других местах Белоруссии, напр. в Минской губ., четыре горсти растущих колосьев переламывали у основания, а верхушки пригибали к центру, перевив их; четыре колоса перегибали и затыкали в землю верхушками (Стодоличи Гомельск. обл.); заламывали колосья в сторону усадьбы того, кому хотели навредить (Речицкое Полесье). Магическое число колосьев ("тры раз по дэвъять колоскоу") связывали красной ниткой, делая завивку в Гомельском Полесье. Ср. сходную конструкцию пожинальной бороды.

По отдельным свидетельствам, для усиления вредоносности следовало рядом с заломом закопать кость животного, крашеное яйцо; в польском Подлясье в залом старались вложить нитку из одежды адресата магии либо его волосы, ногти и т. п.; под залом сыпали золу, землю с кладбища, яичную скорлупу и т. п. (Брянщина).

Реже залом делали во льне и конопле; в огороде (на стрелках лука, на ботве моркови и т. п.); в траве на покосах; в снопах или соломе в амбаре. В польских письменных источниках (XVII в.) говорится, что "злые люди чаруют, делая завитки в соломе или на скотских хвостах". Те же названия залом и завитка давались и подброшенным в дом недруга с целью порчи связанным вместе клочку шерсти, угольку, тряпке и т. п.

Обезвреживание залома обычно поручалось знахарю, который с помощью специальных приемов и слов устранял опасность.
Лишь кое-где разрешалось срезать залом самой жнице или хозяину, однако с соблюдением мер предосторожности. Например, в Гомельском Полесье, в с. Челющевичи завитку срезали серпом, не прикасаясь к ней рукой, а затем в полдень или в полночь несли ее к реке и бросали туда, где "крутит вода", т. е. в водоворот. В с. Стодоличи говорили, что завитку должен срезать тот, кто жнет, но сделать это левой рукой и "навотлиу", т. е. в левую сторону, а затем сжечь ее на развилке дорог в первую неделю новолуния или там же закопать я идти домой не оглядываясь. Если же залом вмазать в печь, то виновник порчи непременно придет в дом и будет "жариться" на огне; залом также подвешивали в печной трубе: "пусть чаровник так почернеет, как завитка". В тех же краях, на Мозырщине, залом бросал в воду знахарь вместе с камнем, чтобы тот, кто хотел навести порчу, сам утонул; залом также клали в чью-нибудь могилу, чтобы виновник умер.

Чаще всего залом сжигали тут же, в поле; при этом прикрывали его дырявым горшком или осиновыми щепками от дерева, сожженного молнией (Минск. губ.); огораживали осиновыми колышками, бросали на него пук соломы и поджигали (Волынск, губ.). Русские крестьяне выдергивали залом из земли с помощью расщепленного осинового кола или кочерги (Тул., Орлов. губ.). Роль знахаря мог выполнять священник, который читал специальную молитву (у униатов существовал особый церковный ритуал сожжения залома), вырывал залом, обернув руку епитрахилью и сжигал (Гомельщина). Еще одним способом защиты от залома было привязывание заломленных колосьев к колесу, чтобы того, кто сделал залом, так скрутило, как крутится колесо, или подбрасывание залом в дорожную колею, под ворота с той же целью (Гомельщина),

Вместе с тем кое-где устранения залома было недостаточно, и поле, с которого сняли залом, считалось испорченным; урожай с него не брали для домашнего употребления, а продавали на сторону (Пошехонье).

Вербальная магия использовалась как при наведении порчи, так и при обезвреживании залома. По народным верованиям, степень опасности залома зависит от произнесенного при заламывании колосьев проклятия ("не выжынай завитку — заговорена"; "в завитке заключено заклятие" — полес.). Во время завивания залома "лихой человек" громко выкрикивал проклятие ("Хваробу тваеи худоби!"; "Хваробу табе и у тваю семью!") или звукоподражанием обозначал, на кого насылается несчастье: если порча насылалась на скот, то "мычали, как корова, хрюкали, как свинья" и т. п.; если же проклятья предназначались людям, то подражали плачу ребенка или стонам больного (там же). Несчастья могли адресоваться не только тому, кто сожнет залом, но и тем, кто будет молотить колосья и есть "испорченный" хлеб: "Хто буде жать, того буде таскать; хто буде малатить, того буде калатить; хто буде ести — той буде на стенку лезти" (волын.).

Для избавления от опасности следовало не просто вырвать и уничтожить залом, но и "отговорить", "отшептать" его, т. е. снять или отвернуть проклятие. В заговорах "от залома" заговаривающий отсылает заключенные в заломе беды на голову того, кто сделал залом ("...лих цалавек по межом ходзіу, да залом ломіу по цёплым ночам, по холодным росам. А пошли яму, Божа, на смерць, на болесць, а на куту ляжаць; яму хлеба ня зъисць. воды ня пиць, а у могиле быць" — смоленск.); желает, чтобы действия по уничтожению залома обернулись для него бедой ("Нехай так того чоловика, которий зробив закрутень, роскидае господарка, як я роскидаю закрутень"); призывает на помощь высшие силы ("Исус Хрыстос золотым мечом завиток вырывае и етые слова золотым мечом назад отсылае и его на той свет загоняе" — Речицк. у. Минск. губ.)

Л. И. Виноградова, С. М. Толстая


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/raznoe/217/zalom/2200/

Mystic

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 278
  • Репутация: 146
  • Mystic
Re: Залом
« Ответ #1 : 13 Мая 2021, 06:42:12 »
Залом нужно заговаривать так. Возьми образ Николы Чудотворца, ступай в рожь, рано, до солнца, а как солнце взойдет, ты к закату встань, да на образ гляди и заговор говори:

«Николай Чудотворец и Святой Божий! И помилуй нас от худого, от лихого, от злого. Николай святой по межам ходит да рожь растит по теплым ночам, по утренним зорям, а лихой человек по межам ходил да залом ломил по теплым ночам, по холодным росам. А пошли ему, Боже, на смерть, на болезнь, на куту лежать, ему хлеба не есть, воды не пить, а в могиле быть. А рабе Прасковье здоровой быть, Николаю святому молебен служить».
Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет.

Koshkajust

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 149
  • Репутация: 91
  • Koshkajust
  • Безумству храбрых - гробы со скидкой!
    • Koshkajust канал Ютуб
Re: Залом
« Ответ #2 : 13 Мая 2021, 16:16:29 »
А рабе Прасковье здоровой быть, Николаю святому молебен служить».
И выдрав залом с кореньем, схоронить его в безымянной могиле:
Тебе тут, зло насланное, лежать, умирать, крутиться, к тому, кто послал, воротиться. А рабе Прасковье здоровой быть, Николе святому молебны служить.
И зааминить.
Только не руками залом хватать, а либо серпом поддеть с землей, либо веревкой обвязать и дернуть.
- А дураков, матушка, не сеют и не жнут, оне сами родятся... и роятся.