Новости: 🔔 Добавлено множество новых, интересных и бесплатных мастер классов 🔔

  • 28 Марта 2024, 14:50:13


Автор Тема: „Сон Пресвятой Богородицы" ПЕВ 1881  (Прочитано 1017 раз)

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 925
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Кто  не  знаетъ,  какъ  распространенъ  между  простымъ народомъ  такъ-называемый  „Сонъ  Пресвятыя  Богородицы". Рѣдкая  старушка  не  знаетъ  его  и  не  употребляетъ  для своихъ  цѣлей.  Иная  читаетъ  его  отходя  ко  сну, думая предохранить  себя  отъ  вражескихъ  искушеній; другая  заго­вариваетъ  имъ  червей  въ  скотинѣ  лѣтомъ;  третья читаетъ его  отъ  лихихъ  людей.  Представляю  здѣсь  „сонъ  Богоро­дицы"  изъ  тетрадки,  которую  я  случайно  досталъ  въ  домѣ одного  прихожанина.

Сонъ  Пресвятыя  Богородицы  и  Дѣвы  Маріи
„Опочивала  Пресвятая  Богородица  во  святомъ градѣ Виѳліемѣ  іудейскомъ  и  пріиде  къ  ней  Господь нашъ Іисусъ Христосъ,  и  рѣче  Ему  Пресв.  Богородица: 
-Сыне  мой воз­любленный,  Ісусъ  Христосъ,  спала  я  въ  мартѣ  мѣсяцѣ и видѣла  я  возлюбленнаго  Сына  моего  у  жидовъ пойманнаго и  осужденнаго,  на  крестѣ  распятаго,  крестъ  же  взяша  изъ трехъ  деревъ:  певки,  кедра  и  кипариса:  тогда  окаянные жиды  распати  тя,  не  милостиво  биша  цѣпію  желѣзною  и въ  руку  твою  святую  трость  даша  и  приведоша  на гору Голгофу,— на  лобное  мѣсто  и  гдѣ  крестъ погруженъ  быстъ, тогда  іудеи  ризы  подѣлиша  съ  тебя,  сняша и  разодраша и меташа  жребій, и  оставивша  тя  нага.  Тогда  іудеи  вскри­чали  на  Пилата: возьми,  распни  его, и глагола  имъ  Па­латъ:  кого  я  распну,  царя  или  кесаря?  Глагола  ему іудеи: распни  Ісуса  Назарянина,  царя  іудейскаго.  Глагола  имъ Пилатъ: я  не  обрѣлъ  въ  немъ  вины, распните его  сами. Глагола  ему  іудеи: по   закону  нашему да   распятъ  будетъ. И   видя  кровь неповиннаго,  умый  руцы свои.  И взяша тя воины  и возведоша  на  крестъ,  руце  и  нозе  ко  кресту пригвоздиша и  на  главу  твою  святую  терновъ  вѣнецъ  возложиша,  и  уста  твои  желчью  напоиша. 
Тогда одинъ воинъ приступи ко кресту,  не  милостиво  копьемъ своимъ въ ребра твои  святыя  прободоша,  изъ  ребръ  твоихъ  изыде  кровь  и вода  на  изцѣленіе душамъ  нашимъ.  Тогда бысть  тьма по всей  вселенной отъ  6-го  часа  до 9-го, и  возсія  солнце, и бысть  свѣтъ  тогда. Тогда  Сынъ  мой  возлюбленный  на крестѣ  изволилъ умрети;  въ  руце  твои  предаю  духъ  мой. Тогда  солнце затмися,  луна въ  кровь  обратися, земля потрясеся,  камни  распадеся,  церковная  завѣса  раздрася отъ  верхняго  края  до  нижняго,  и тогда возлюбленный Сынъ мой  предаде  духъ  свой  святый.  А  на  утро  пріиде  благо­образный  Іосифъ съ   Никодимомъ,  и  выпроси  у Пилата пре­чистое  тѣло  твое  со  креста  сняти,  плащаницею чистою обвиша  и  во  гробѣ  новѣ  покры и  положи.  Тогда  іудеи  на гробъ  желѣзныя  обручи  возложиша  и  печатьми запечаташа, и  ко  гробу  твоему  камень  великъ  привалиша  и  стражу приставиша.  Въ  третій  день полуночь бысть и  сниде  съ небеси  Ангела  Божіи, посланные  отъ  Бога,  отвали  камень отъ  гроба.  Тогда  стражи падоша на землю, яко пьяни умертвиша  ихъ.  Тогда  возлюбленный  Сынъ  мой  воскресъ  изъ мертвыхъ,  сошедъ  во  адъ,  Адама  и  Еву  воздвигъ,  и  адъ разруши,  и  вся мертвыя  воскреси,  и  даровавъ животъ вѣч­ный.   
И  рѣче ей   Господь  Ісусъ  Христосъ:
-О  мати  моя возлюбленная  Пресвятая  Богородица,  во  истину  Сонъ  твой праведенъ".

За  тѣмъ  слѣдуютъ  наставленія  о  пользѣ  „сна“.
„Аще  кто  сонъ  твой  въ  дому  своемъ  имать,  къ  тому дому  и  человѣку  не  прикоснется  діаволъ, ни огонь,  ни вода, никакая  злая  напасть,  и  будетъ  въ  томъ  дому  здравіе  и благополучіе.
Аще  кто  пойдетъ  въ  судъ, и  сей  сонъ  при  себѣ  имѣть будетъ,  къ  тому  человѣку  никакое  зло  не  прикоснется;  во всемъ  пути  его  будетъ  благополучно. А  плавающимъ  по  морямъ  водная  буря  не  потопитъ.
Аще  кто  при  смерти  своей  сей  сонъ  помянетъ,  или прочитаетъ, тогда  придутъ  Ангелы  Божіи  и  возьмутъ  душу его и  понесутъ  къ  Аврааму  въ  рай.  А  сей  листъ  бысть  у гроба  Господня,  во  градѣ  Іерусалимѣ.
Папа  римскій  освятиши  его  брату  своему  королю  про­тивъ  непріятеля  и  сей  листъ  такую  имѣетъ  силу:  аще  кто хощетъ  его  читать,  или  переписывать,  и  кто  его  со  вни­маніемъ  слушаетъ,  и  тотъ  человѣкъ  будетъ  избавленъ  муки вѣчной.
Аще  въ  которомъ  дому  будетъ  жена  беременна,  и  сей сонъ  имѣть  будетъ,  то  она  легко  дѣтище  породитъ  и  со­хранитъ  ее  Господь  отъ  муки  и  скареднаго  духа."

Въ  той  же  тетрадкѣ  есть  еще  слѣдующія  наставленія православнымъ  христіанамъ:
„Послушайте  людіе  мои,  оста­вите  вы  злыя  дѣла  творить,  воскресеніе  Христово  и  праз­дники  Господни  почитайте.  Ибо я  вамъ  далъ  шесть  дней работать,  а  седьмой  день,  воскресеніе Христово,  на упокое­ніе. А ежели  повелѣніе  мое  не  будете исполнять, то  сошлю на  васъ  гладъ  и  моръ,  и  буду  васъ  морить  злымъ  повѣ­тріемъ,  и  тогда  востанеть  царь  на  царя,  король  на  ко­роля,  отецъ  на  сына,  дочь  на  мать,  братъ  на  брата, другъ на  друга,  и  будетъ  между  вами  великое  кровопролитіе,  и пищу  отъ  васъ  отыму. 
Еще  буду  васъ наказывать огнемъ  я молніемъ,  и  пущу  на  васъ  птицы  съ  желѣзными  носами, которыя  поядятъ  сердца  ваши  лукавыя. А  кто  моему  Божественному  писанію  не  будетъ  вѣрить, тотъ  человѣкъ  да  будетъ  мною проклятъ,  А  кто  будетъ вѣрить  писанію  и  заповѣди  мои  соблюдетъ,  тотъ  человѣкъ, если  имѣетъ  грѣхи,  яко  звѣзды  на  небѣ,  всѣ  грѣхи   ему простятся,  и  царстіе  небесное  получитъ.  Аминь".

Наконецъ,  въ  тетрадкѣ  сообщается  свѣдѣнія  о  мукахъ, показанныхъ архангеломъ  Михаиломъ Пресвятой Богородицѣ:
„Приведе  Михаилъ  Архангелъ  Пресвятую  Богородицу  къ мукамъ.
1-я  мука—желѣзному  древу,  а  листвіе  на  немъ  огнен­ное,  тутъ  многіе  людіе  мучатся,  кто  мужа  съ  женою  раз­лучилъ,  и  блудъ  сотворялъ.
2-я  мука—гдѣ  наполнено народомъ,  которыя по воскрес­нымъ днямъ  идолослужили  и  блудъ  творили.
3-я  мука—желѣзныя  палаты,  и  тамъ  народы  мучатся, которые  судъ  неправеденъ  творили  и  праваго  обвиняли.
4-я  мука—рѣка  огненная,  которая  течетъ  отъ  востока до  запада,  тамъ  народъ  посреди  пламени  мучится,  дѣти отцовъ  и  матерей  бранили,  отроки  съ  дѣвицами  блудъ творили.
5-я  мука—рѣка  темная,  тамъ  визгъ  и  плачъ, тутъ  му­чатся жидови,  что  Христа  распяли.
6-я  мука—рѣка  огненная,  тамъ  въ  бѣлыхъ  ризахъ  пат­ріархи,  митрополиты  и  священники,  и  весь  причтъ церков­ный  мучатся  за  неисполненіе  заповѣдей  Господнихъ.
7-я  мука— черви  неусыпающія,  тамъ  многіе  народы му­чатся,  которые  постовъ не почитали, тѣла и крови  Христо­вой  не  почитали.
8-я  мука— къ  зміямъ  лютымъ, скрежатъ  зубами  тѣла человѣческія, которыя милостыни не творили.
9-я  мука—къ зміямъ  лютымъ,  сосутъ лица человѣческія, которыя не поклонялись святымъ  иконамъ.
10-я  мука— къ діаволамъ, точатъ тѣла человѣческія,  кото­рыя  были  чародеи  и  разбойники.
11-я  мука—къ діаволамъ, рогами  желѣзными проницаютъ тѣла  человѣческія,  которыя  Бога  забыли, идоламъ служили.
12-я  мука—къ аду  преисподнему, которые Бога хулили и зло мыслили.

Въ этихъ мукахъ выражены  воззрѣнія  народныя на муки и  на  грѣхи  человѣческіе. Каждому грѣху  соотвѣтствуетъ извѣстное наказаніе въ адѣ. Одному огненное  пламя,  другому  желѣзныя  палаты,  третьему  зміи люты.  Въ  самомъ  перечисленіи  грѣховъ  замѣчается  также особенность;  нѣтъ  вовсе  грѣховъ  внутреннихъ,  душевныхъ, каковы, напр, зависть, гордость, осужденіе и проч.,—народъ считаетъ  эти грѣхи  маловажными, но  ставятся  на  видъ исключительно  грѣхи великіе,  чувственные. 

У  простаго народа, напр., проглотить  въ  постный  день каплю  мо­лока  признается  величайшимъ грѣхомъ, въ  которомъ на исповѣди  непремѣнно каются.  Мнѣ  не  разъ  доводилось слышать  такого  рода признаніе въ грѣхахъ: „нѣтъ, батюшка, какіе  на  мнѣ  грѣхи", но  потомъ,  какъ  будто  нечаянно, вспомнитъ:  „вотъ,  окаянная,  и  забыла  великій  грѣхъ: кор­мила  я  маленькаго  въ  пятняцу и  проглотила  кашку  молошную".  Вообще, простой  народъ  заботится  болѣе  о  на­ружномъ  выполненіи  предписаній  церкви,  но  относительно внутренняго  богопочтенія  имѣетъ  самое  смутное  представ­леніе.

Свящ. А. Масловскій. Пензенские епархиальные ведомости. 1881 №2

Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/sny-bogoroditsy/192/son-presvyatoy-bogoroditsy-pev-1881/1210/

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 925
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Re: „Сон Пресвятой Богородицы" ПЕВ 1881
« Ответ #1 : 19 Июня 2019, 03:30:04 »
Вотъ  другая варіація „Сна", приведенная  въ  отчетѣ  свящ.  Р— го: 

„Богъ  салововъ  со­держатель  нашъ,  содержалъ  небо  и  землю,  отъ  неба  и земли  родился  Адамъ  и  Ева,  отъ  Адама  и  Евы  Акимъ и  Анна,  отъ  Акима  н  Анны  мать   пречиста  Богородица, Дѣва  Марія.  Спасалась,  сохранялась въ  городѣ Іерусалимѣ, спала  почивала  у  Христа  на  престолѣ,  подъ  нетлѣнными пеленами,  съ  ангелами,  съ  архангелами,  со  всей  силой  не­бесной. 
Привидѣлся  ей  сонъ  страшенъ  и  ужасенъ:  родила Христа—для  своей  души  спасенье—нетлѣнными  пеленами пеленала,  шолковымъ  поясомъ   вязала,  отъ  жидовъ  Его сохраняла;  жиды  Его  ловили  на  тѣхъ  горахъ  сіонскихъ, на трехъ  деревахъ  купарисовыхъ;  рученьки,  ножиньки  распинали,  желѣзными  гвоздями  прибивали,  на  головушку  терновъ  вѣнецъ  надѣвали,  изъ  бочинька  въ  бочинько  копьемъ копьепь  протыкали,  руду—воду  пускали.  Эта  руда— вода нашимъ  душамъ  на  спасенье,  на  сохраненье. 
Кто  этотъ сонъ  будетъ  читать  вставаючи,  ложаючи,  тотъ  будетъ  спа­сенъ  и  сохраненъ  отъ  огня,  отъ  пламени,  отъ  змѣя  лету­чаго,  разсыпучаго,  отъ  колдуна,  отъ  колдуницы,  отъ  ере­тика,  отъ  еретицы,  отъ  бабы  неродицы,  отъ  мужика   безбородицы,  отъ  дѣвицы  простоволосицы". 
И  женщины,  за­мѣчаетъ  о.  Р—кій,  читаютъ  эту  молитву  и  вставаючи  и ложаючи".

Пензенские епархиальные ведомости. 1881. № 17

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: „Сон Пресвятой Богородицы" ПЕВ 1881
« Ответ #2 : 02 Июля 2019, 07:42:15 »
"Смоленский этнограф". Сборник, часть 4, 1903

11а
Сонъ Богородицы.

"На поли Яни, на гаре Сияни, перядъ атцомъ Микылаимъ, Мати Марея ни спала, ни дремала, пра Суса Христа у ва cне видала, какъ Суса Христа жиды брали, жиды брали, кануру (корону) снимали, капьёмъ серца прабивали, гарючую кров разливали. Соника заходить, Мати Мария Суса Христа за ручку водить, повела ина яго в вячерню, зъ вячерни в вутреню, зъ вутрени въ абедню, зъ абедни на шпАтерь (на прогулку), зъ шпатера на синё моря. На синемъ мори бялой каминь, на бяломъ камни пристоль, на пристоли Сусъ Христосъ, пришов к няму Пётра-Павелъ:
—«Божжа мой, жалую тибе!»
—Када ты мине жалуишъ, иди ты по всяму свету, па всяму свиту и па всяму миру, закажи старымъ, малымъ, старымъ, малымъ, хромымъ, сляпымъ, штобъ яны етыть сонь знали, рана в утрени читали:
Скольки на неби звездъ, на лясу листу, у мори пяску,— столька будить гряхов атпуску!"
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: „Сон Пресвятой Богородицы" ПЕВ 1881
« Ответ #3 : 02 Июля 2019, 07:48:55 »
11б
"—0хъ ты, Мать наша, Матушка Марея, иде ты сяе ночку начувала?
—«Начувала я ночку в гарадочку, а в тымъ у гради Русалими, а в тымъ у святымъ у сабори, а на тымъ на святымъ на пристоли. Нямножичка я первый сонь заснула,— Дивнёшинький сонь мне саснився:
Што у маемъ чреви Христосъ нарадився. Ну ня быть жа Христу што живому, быть жа ему, Христу, распятомъ, што на тэй жа горе на Сияньский, што на тымъ жа на древе купариси, што за тэй за народъ християньский".
Заплакала Матушка Марея, заплакала Дева Прысвитая:
—0хъ, ты. Сынку мой, сынку, Царь Нябесный, какъ мне видить тябе, сынку, распятога! Каба мы съ табой, Сынку, были святы! Охъ ты, Сынку мой, Сынку, Царь нябесный, за што муку сяе принимаишъ, панапрасну святу кров праливаишъ? Ты съ кимъ мяне, Сынку, пакидаишъ, каво на дазоръ свой аставляишъ?»
—Ни плачь, Матушка Марея, ни слязи свайго красныга личка, ни вскорьби свайго рятивыга сердца,—
Ни адну, тябе, Матушка, пакидаю: пакидаю тябе съ Святымъ Духымъ, сы Святымъ Ианымъ Бугусловымъ,
нарикаю табе, Матушка, на Сына. Сажди, мыя Матушка, мала время, пака я всяе муки атмучуся, Я за ету ва веру християнську. У мяртвыхъ, Матушка, спалажуся, изъ мяртвыхъ, Матушка, васкресну у тридневныя васкрисення, и на небу узнясуся изъ грозными хурувимами, изъ страшными сирахвимами, и на неби абсялюся, и на землю, Матушка, спущуся, самъ тваю душу изъ тела приму, симъ твае мощи успакою, спишу твой ликъ святэй на иконахъ, паставлю твой ликъ святэи в сабори, и па всихъ пу цирьквахъ, пу пристолахъ. Будуть къ табе люди прихадити, будуть ярыя свечи станавити, зимнэя паклоны аткладати,
Тябе, Мать Марея, упрашати, Мяне, Суса Христа, праславляти. Будить Ангылъ сядеть на пристоли, будить крыльлимъ сваимъ трипитати."
(От старухи Федосьи Сиваёвой).
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: „Сон Пресвятой Богородицы" ПЕВ 1881
« Ответ #4 : 02 Июля 2019, 10:07:22 »
11в
Cветъ Мати Mapiя Просвитая, съ-вячоръ Мати спачивила, нямнога Mapia пpiycнулa, больше таго в ва cне видала:
—Што здаётца, што я сына спарадила, да в белы пелены спеленила, силковымъ паясомъ увивала,
залатымъ крястомъ закрещала. Хто мой сонъ етыть разгадаеть и хто мой сонъ расчитаеть, дастаёнъ iонъ будить Госпыду Богу».
Ионъ, Христосъ, а-речаеть ей:
—Мати Пресвятая, не Речи свои сонъ никому: Я самъ етытъ сонъ давно знаю:
Што быть мне, Матушка, спойманнымъ и запроданнымъ,— запрадасть мяне Иуда беззаконный тымъ явреямъ нехрящённымъ за тридевять сяребреникыв, у томъ доме запаведеннымъ и за тайныю вячерию!»
Тады яны взяли яго за тайныю вячерию,  и пувяли Суса Христа на муку; и на древе яго  руце распинали,
и гваздёмъ-капьёмъ яго прабивали, въ главу тарновый венецъ воскладали и кров изъ яго праливали.
Тады Мати Мария заплакыла слезна:
—«Сыне мой вазлюбленный! На што ты крестъ-муку бальшую принимаешъ, понапрасну святую кров праливаешъ? Съ кимъ Мати Марию пакидаешъ, каму на дазоръ аставляешъ?»
А ионъ рячилъ ей:
—Светъ Мати Mapiя Пресвятая! Не принявши муки, не быть святому, не праливши крови, не быть разгрешныму!»
Тады Мати Марея, Пресвятая Багародица наша:
—«Съ кимъ мане пакидаешъ, каму на дазоръ аставляешъ?»
—Пакидаю я тябе не ядину, и со святымъ Иванымъ Багасловымъ, нарицай, Мати, Ивана сваимъ сынымъ,
сваимъ сынымъ, маимъ братымъ. Пакуль съ муки атмучуся, всехъ грехов смертныхъ аттерплюся, пакудь маё тело со креста сыйметца, въ новымъ гробе спалажусь,  плащаницыю пакрыюсь, на третий день, Матушка, васкресну, васкресныя будить васкресеньня,— Тады, Матушка, явлюся и кь мащамъ прикладуся,
Тады съ Матушкый попращаюсь и слажу твой ликъ на икону, на икону на древе кипариснымъ, паставлю икону в церькви Божьей, в церькви Божьей, у сабори, передь царскими варотами, передъ чудовными абразами: будуть туды миряни прихадити, каноны, прасворы принасити, низки паклоны атбивати,тябе, Пресвятая Богородица Мати, величати, Мяне, Исуса Христа, праславаяти!
Сонъ Багародицы хто запоминаеть и хто воспеваеть, въ царстве небесном пребываеть, раю пресветлага увидаеть; и в том доме ать агня, ать памору, Гасподь Богъ избавляеть, Пресвятая Богородица сама в доме пребываеть. И славимъ тябе, Христе Боже, вяликыя тваё похождэние, и бољше таго—претярпение! Аминь.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: „Сон Пресвятой Богородицы" ПЕВ 1881
« Ответ #5 : 02 Июля 2019, 10:12:29 »
11 г
В славнымъ горыди в Русалими, у тэй церькви, у сабори, што и была на пристоли, а нямножичка Мати спачивала, а придвидився Мареи привустрашный сонь и привчудный. Съ таго жъ то время Мать Марея забременела, а нямножка паносу пынасила, а нямножка, ни мала—сорыкъ нядель, Ангильскимъ параждениимъ парадила Дева Марея себе чаду— Исуса Христа, Царя нябесныга; у белыю пялену пилинали, шавковымъ паясомъ савивали, и, кажитца, яго жиды ввяли, а и кажитца, яго мучить стали:
На тэй жа гаре на Сияньский надь тою рякою Йирданню, а на тымъ жа на древе купариси, тамъ жа яны яго распинали, распинали яго, мучить стали, гваздёмъ руки прибивать, на галаву вянецъ ускладать, капьёмъ яму сердца прабивать, да гарючую кров разливати. Таты жъ заплакала Матушка Марея, Заплакала Дева Прысвитая:
—Сынку мой, сынку узлюбленный, Сынку мой, сынку, Царь нябесный! Безвинную ты муку принимаишъ
и гарючую кров разливаишъ, а съ кимъ ты мяне, Сынку, пакидаишъ?»
А iонъ жа ей гаворить:
—Ни плачь, мыя Матушка рыдная, ни взрывай сваё сердца ритавоя, ни 'бливай сваё личинька бялоя:
Ни адну я тябе, Мати, пакидаю: пакидаю тябе съ Пятромъ-Павлымъ, еще, Мати съ Иванымъ Бугусловымъ:
Пачитай, Мати, Ивана Бугуслова, уместа свайго Сына, майго брата. А я жъ, мыя Мати, съ эстый муки праславлюся, да на нибиса узнясуся, а злажу свае мощи в плащаницу, палажу я свае мощи у сабори на пристоли, пирядъ чудными абразами: будуть жа къ нам люди прихадити, малебны, абедни закупляти,
будуть ярыя свечи приносити, и низкия паклоны аткладати, а насъ съ табою, Мати, праславляти.
И славимъ Тябе, Христе Божа нашъ!

 
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".