Новости: 🍀 Объявляется набор в школу Рунической Магии и Мантики 🍀

  • 28 Марта 2024, 21:33:42


Автор Тема: «Молитва архангелу Михаилу» и «Сон Богородицы» в записях П.Г. Богатырева  (Прочитано 808 раз)

Оккультный Советник

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 857
  • Репутация: 1147
  • Оккультный Советник Оккультный Советник Оккультный Советник Оккультный Советник Оккультный Советник
  • Хозяин форума
    • Оккультный Советник
«Сон Богородицы» и «Молитва архангелу Михаилу», записанны П.Г. Богатыревым в с. Бавыкино Серпуховского у. Московской губ. в 1914 г.

«Сон Богородицы» оказался не менее объемным и интересным, по сравнению с уже опубликованными текстами. Богатырев в своей школьной тетради очертил контур рукописной тетради — получился прямоугольник со слегка закругленными краями 8,5+10,5 см — и указал простым карандашом: «Размер рукописи». Внизу черными чернилами начертал:
Описание: в начале помещены молитвы:

1) Кресту твоему; 2) Да воскреснет Бог (старообр.); 3) Молитва Пресвятеи Богородицы (старообр.) вроде акафиста; 4) молитва архангелу 1 и 2-ая.

«Похвала кресту ценилась в старину не за свою гимнологическую красоту и художественность образов, а за ту таинственную силу, которая по традиции соединялась с произнесением или хранением, чаще ношением на себе написанного текста Похвалы». Эта мысль подтверждается скопированной Богатыревым рукописью, чей небольшой размер позволяет носить ее в кармане или иным способом прикреплять к одежде.

«Сон Богородицы» — апокрифическое сочинение наподобие молитвы, появившееся на Руси на рубеже XVII-XVIII вв. Сегодня фольклористика обладает данными о широком распространении «Сна Богородицы» у христианских народов южной, центральной и восточной Европы: у белорусов, болгар, боснийцев, греков, итальянцев, македонцев, немцев, поляков, португальцев, румын, русских, сербов, словенцев, украинцев, хорватов.

К моменту копирования П.Г. Богатыревым «Сна Богородицы» уже были известны его ранние рукописные фиксации на итальянском (XIV в.), польском (1546), русском (1642), церковнославянском сербской редакции (вторая половина XVII - начало XVIII вв.) языках.

У славян одна из ранних записей «Сна Богородицы» сделана на польском языке в Летописце Иоахима Ерлича под 1660 г. — с указанием о записи протографа 25 августа 1546 г. Первая известная фиксация на русском языке находится в составе следственного дела о бывшем стрельце Афоньке Науменко (1642)

В Россию «Сон Богородицы» мог попасть в первой половине XVII в. из Польши через территорию Украины и/или Белоруссии. «Сон Богородицы» представлен в народной рукописной и устной традиции, принимает форму прозаического повествования, духовного стиха, народной молитвы (заговора). Он сохранился в сотнях списков XVII-XX вв., а в начале XXI в. продолжает бытовать в устной передаче и даже проник в Интернет.

В первой части говорится о том, как Богородица спала в Вифлееме, Иерусалиме или другом городе, в пещере, на скале и видела сон о предстоящих муках Иисуса Христа. И Сын Божий подтверждает, что материнское предчувствие сбудется.

Во «Сне Богородицы» один фрагмент, посвященный мучениям Христа, основан на канонических евангельских и апокрифических повествованиях о суде над Христом, распятии на кресте, мучениях, снятии с креста и последующем воскресении. В ряде вариантов развернуто повествуется о сошествии Христа во ад, победе над Сатаной, освобождении Адама и других обитателей ада. Такие подробности восходят к апокрифическому Евангелию от Никодима и другим текстам о сошествии Христа во ад, включая соответствующие литургические песнопения.

Во второй части «Сна Богородицы» обычно перечислены жизненные ситуации, в которых бывает полезен апокриф; для этого его надо многократно переписывать и распространять; и наоборот, если человек не поверит в целительную силу «Сна Богородицы» и пренебрежет им, его постигнет суровое наказание. Наиболее частотны призывы хранить текст «Сна Богородицы» дома, брать его с собой в путь, в суд и на войну, начинать с ним сев, прибегать к нему при родах, читать перед смертью и т. д.; в конце идет типичная для христианских текстов «закрепка» «Аминь».

В результате «Сон Богородицы» предстает универсальным оберегом, который призван защитить человека в самых разных обстоятельствах.

Когда «Сон Богородицы» находился в составе рукописного сборника, его обычно сопровождали апокрифические «Епистолия о неделе» («Иерусалимский свиток») и «Сказание о двенадцати пятницах». Именно такой состав апокрифов наблюдался в рукописных тетрадях П.Г. Богатырева из с. Бавыкино, но на данный момент известна лишь его первая часть.

В рукописи П.Г. Богатырева сообщается, что Богородица «спала еси во святом граде Иерусалиме иудейстем в марте в месеце в треттем часу дня». Март считается знаковым временем и упоминается уже в списке 1642 г.: «<...> рече Свитая Богородица: спала есми намаевсе во святом граде во Ефлиеме на марте месяце, унудив меня сон» [7, с. 31]. 25 марта по ст. ст. праздновалось Благовещение, когда архангел Гавриил явился к Деве Марии с вестью о скором рождении Иисуса Христа. На вторую половину марта -начало мая приходится христианская Пасха.

В рукописи П.Г. Богатырева приведены сведения о том, что Христос «приведен на гору Голгофу на трех древах — кипарисе и певке и кедре». При многократной переписке разными людьми текст оказался испорченным, и Богатырев копировал его уже в таком виде. Указан обычный состав древесины креста, как это часто встречается в фольклоре старообрядцев; представление о троичности использованных деревьев восходит к апокрифам о крестном древе, не отражено в канонических Евангелиях и напоминает типично фольклорный прием о тройственности предметов (объектов или субъектов) либо повторяющихся эпизодов (событий). В апокрифах о крестном древе обычно рассказывается о распятии Христа на кресте, сделанном из древесины трех деревьев: певги, кипариса и ивы или кедра. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля первое дерево — певг — трактуется как хвойное дерево, предположительно пихта.

В рукописи Богатырева «Сну Богородицы» предшествует «Молитва Архангелу Михаилу», относящаяся  к «молитвам общего содержания», однако обладающим «силой мистической». В тексте Богатырева нет «закрепки», обещающей всякие блага человеку (вплоть до отвержения души адом по смерти), который читает эту молитву. Предпологают, что редакторы печатных изданий молитвенников-требников специально пропускали это обещание. Следовательно, рукопись, скопированная Богатыревым, может восходить к книжной традиции.

Молитва известна по большей части в русских списках, а более поздние болгарские тексты также основаны на них. На Московской земле молитва зафиксирована в различных рукописных сборниках Троице-Сергиевой лавры конца XVI-XVII вв.

«Основной характер молитвы арх. Михаилу объясняется верой в специальные его дарования», указанные в списках «Каким святым от каких болезней и в каких случаях молиться»: «1) когда просыпаешься, б) когда идешь в суд, т. е. против всяких "соперников" и "супостатов"», а также в надписях на иконах. Важная роль архангела Михаила объясняется тем, что, согласно Библии и христианским легендам, он стал первым и главным противником дьявола-супостата и сверг его с небес.

«Молитва архангелу Михаилу» начинается обращением к Господу Богу некой «рабы твоей Матрены», что свидетельствует о владелице данного сборника. Еще дважды имя Матрены повторяется ближе к завершению молитвы и в ее конце. Вероятно, Матрена сама переписала с какой-то рукописи молитвы для себя, указав свое имя, либо попросила писаря составить для нее такой сборничек, если была неграмотна. Типовая формула — «рабу (-е) твоему (-и)» — предполагает такое же стандартное продолжение: «(имярек)», вместо которого каждый читающий молитву вставляет собственное имя (мужское или женское).
Тексты публикуются по современной орфографии, со знаками препинания, но с сохранением описок и специфических написаний многих слов.



Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/sny-bogoroditsy/192/molitva-arkhangelu-mikhailu-i-son-bogoroditsy-v-zapisyakh-p-g-bogatyreva/1184/
Услуги диагностики и обрядовой магии | Мой Кабинет | Мой сайт | Дзен канал 1 | Дзен канал 2 | okk.sovetnik@yandex.ru

Оккультный Советник

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 857
  • Репутация: 1147
  • Оккультный Советник Оккультный Советник Оккультный Советник Оккультный Советник Оккультный Советник
  • Хозяин форума
    • Оккультный Советник
Молитва архангелу Михаилу

Господи Боже велики царе безначальны, пошли, Господи, архангела твоего Михаила на помощь рабу (-е) твоему (-и) Матрены, Господи, от враг моих видемых и невидимых. Господи, Господи, велики архангеле Михаиле, излеи мира благаго на раба твоего Ма<т>рену. Господи, Господи, велики архангели Михаиле шестыкрылаты, первы княже и воевода небесных сил, херувим и всех святых Господи, архангеле Михаиле, хранителе неизреченныи, буди ми помощник во всех, во всех во обидах, в скорбех, // в печалех, в пустынях и на распутьях, и на реках, и на морях тихое пристанища. Избави мя, велики архангела Михаиле, от всякия прелести дьявольския, егда услыши мя, грешнаго раба (-у) твоего, Ма-
трену, молящегося тебе и призываещаго имя твое святое.

Ускори на помощь мае и услыши молитву мае, о велики архангеле Михаиле, победи вся противящиися мне силое честнаго и животворящаго креста Господня, молитвами пресвятыя Богородицы, святых аньгел и святых апостол, и светаго Миколы чудотворца и светаго пророка Ильи, и святых великомучеников Никиты, ЕвъЕвъстафия (sic) и преподобных отец и святых святителеи, мученик и мучениц, и всех святых небесных сил. Аминь

Со велики архангеле Михаиле, помози мне, грешному рабу (-е) твоеи (-му), Матрены, избави мя от труса, потопа, от огня, меча и от напрасныя смерти, и от всякого зла, и о<т> бури наносимыя, и от лукавого избави мя, велики архангеле Михаиле Господнь! Всегда ныне и присно во веки веком. Аминь.

Услуги диагностики и обрядовой магии | Мой Кабинет | Мой сайт | Дзен канал 1 | Дзен канал 2 | okk.sovetnik@yandex.ru

Оккультный Советник

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 857
  • Репутация: 1147
  • Оккультный Советник Оккультный Советник Оккультный Советник Оккультный Советник Оккультный Советник
  • Хозяин форума
    • Оккультный Советник
Сон пресвятыя владычецы нашея Богородицы и присно Девы Марии

Пресветая пречистая владычеца наша Богородица, мати Христа Бога нашего спала еси во святом граде Иерусалиме иудейстем в марте в месеце в треттем часу дня, и приде к неи Господь наш Исус Христос, истиный единородныи сын Божии, и рече матери своеи:
"Спиши ли, мати, мати (sic) моя, или не спиши?"

И возбудися она от сна своего, мати божия, и рече сыну своему Исусу Христу:
"Видела про тебе, Господа моего Исуса Христа, от жидов поиман, связан ужем железным и приведен во святы град Иерусалим пред Понтискаго Пилата игемона на одр судима и биенна, и светое лице твое оплеванно [из] и заушено*, по ланите ударинъ и по земли влекома, и палицами биша и жезлием суковатым, святое тело твое аки кора от дуба отпадаша, приведен на гору Голгофу на трех древах — кипарисе и певке и кедре, руце и нозе гвоздием пригвоздиша и тернов венец на главу твое святуе возложиша, и во уста желчие напоен бысть, в ребра твоя, твоя (sic) святыя копием прободоша, абие истече кровь и вода на исцелении (и или я) провославных и на очищения болящим, на спасения всему миру и душам православным, аки речная струя тече на земле и земля от крови обо-

* Заушено — краткое причастие от глагола «заушить, заушать» — отодрать за уши, ударить по уху, дать оплеуху (древнерусск., устар.).

грившися, тогда Никодим старец, Иоанн Богуслов пречистое тело твое со креста снял, и благообразны Иосиф плащеницее чистое обвив и во гробе нове положив, жидове на гроб положиша камень и стражеи поставиша римлень иудеев до тысечи человек.

А заутра рано приидоша ко гробу жены мироносицы помазати тело миром, узреша аньгела на камени седяща и ужашошася, глагола к ним аньгел:
"Что плачите, нетленного во тли, шедша в Галилее и тамо его узрите и проповедите учиником его, яко воста от мертвых, в трети день воскресе, всему миру дорова живот вечны, раздери рукописание адамово и видел: есть неки святы старец, всегда размышляше страдания Христово, того ради горце рыдаше, [явися] //явися ему Исус Христос, сказа ему: страдания вся от светаго великого четверга даже до погребения, а сам в выздыхании сердцем испусти ран Христос 159, порыван Христос 140 раз смертных ударении, принял Христос 91 рану в голени, принял Христос 65, 65 ран в ноги, принял Христос 12 ран, истече крови на пле<ч>и из Христа 3000, по главе прободоша Христа 1000 раз.

Возложен бысть венец терновы на главу твое святуе, спаде на земле, и земля бысть, за власы влачим по земли, ко кресту пригвожден, плевотин в лице принял Христос 83, падал на землие Христос 6 раз — тогда сонце померше и луна в кровъ <кровь> преврати-ся, небо и земля потресеся, церковная завеса раздрася, мертвыя из гробов восташа, и тма бысть по всеи земли от перваго чеса даже до дивятого."

И рече еи Господь наш Исус Христос, истинныи единородныи Спаситель всему миру: "О, мати моя возлюбленная, пресветая Богородица, Дева Мария! Воистинну не ложен сон твои праведен, но все сие збудится.

Аще кто в путь поидет и сон пресвятыя Богородицы с собою возметь, тому человеку на всяком месте будеть милосердие божие, путь ему чист и корыстен и радостен, и зло ему никто не сотворить — не еретик, не еретица, ни калдун, ни калдунья, и никто зла ему не сотворить, и гад его на земли не уязвить, на воинах от убиения, на лесу от заблуждения, от злого человека и от напрасныя смерти, в мори тишину, в торгах прибыль, на морях, и на реках, и на озерах тихое пристанища и поветрие, в беседе честь, и на судех превознесется.

Аще которыи человек сон пресвятыя Богородицы в дому своем в чистоте держить, хотя и неграмотнои, к тому дому не прикоснется ни огнь, ни тать, ни разбоиник, и никакое зло не прикоснется, нечисты дух не приближится, от грому и от бури наносимыя и от лукавого человека рабам и рабыням здравия, скоту приплот.

В дому женам бе<ре>менным сеи сон пресвятыя Богородицы = в дому своем в чистоте //держать да радить отроча лехко, избавить ее Господь Бог от всякия скорби и болезни, сказавши те слова: Исусе искрет мя (sic) и сохрани мя от всякого зла в день и в нощи, прошу тебе, Господа маего Исуса Христа, чрез муку твое святуе, которое ты претерпел за нас, грешных, о святыи Иоанн пророче и предтече Христов, которои крестил Исуса Христа в реце Иорданстей, и сохрани мя от огня, меча и от напрасныи смерти в час сеи. Сей сон бысть у гроба Господня, писан во Иерусалиме граде от назареиского царя иудеискаго. Аминь."

Аще которыи человек сон пресвятыя Богородицы при смерти своеи воспомнить и заставить // кого прочитать, тот человек милость мае будеть иметь при смерти ево, аз сам и мати моя пресветая Богородица и аньгели хранители возьмуть душу ево и донесуть до царства небеснова и отдадуть Авраму в раи. Всегда, ныне и присно и во веки веком. Аминь.

Во имя отца и сына и светаго духа аминь. А сие святое слово сосланно от самого Господа нашего Исуса Христа, освятивы посла на неприятеля великое мочь имеет. Кто хощеть его писать или читать или слушать, тот человек отпущения грехов получить.

Во имя отца и сына и светаго духа аминь. Во креста человек родися, крест водрузися, Бог прославися, сатана от всех предел и ярости отгнася и не бысть християне. // Здесь престоль пресвят поставлен во имя Господа нашего Исуса Христа. Четыре Еваньгелия, еваньгелист Марк, Лука, Матвеи, Иоанн Богуслов, человек духов, небесных сил, аньгел и архангел Гавриил, Михаил к робъ божиим <оставлен пробел примерно для двух слов> в Христовом месте Иерусалимском знамением. Ныне и присно и во веки веком. Аминь.
Услуги диагностики и обрядовой магии | Мой Кабинет | Мой сайт | Дзен канал 1 | Дзен канал 2 | okk.sovetnik@yandex.ru