Новости: 🔔 Добавлено множество новых, интересных и бесплатных мастер классов 🔔

  • 29 Марта 2024, 03:06:45


Автор Тема: «Сны Богородицы»  (Прочитано 1437 раз)

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
«Сны Богородицы»
« : 22 Мая 2019, 09:59:57 »
«Сны Богородицы» и богородский сон (фольклорные материалы из Юрлинского района Пермского края) // Живая старина. 2017. №2

В статье публикуются записи популярного апокрифа, зафиксированные в устном и рукописном бытовании в Юрлинском р-не Пермского края (2013-2016 гг.). Характеризуются обнаруженные жанровые формы (духовный стих, молитва, заговор) и их функции. В данной локальной традиции "Сон Богородицы" может функционировать в составе поминальной обрядности: он читается вместо канона по усопшим, исполняется в конце поминальной трапезы.

Нам удалось записать несколько текстов с распространенным апокрифическим сюжетом «Сон Богородицы" Эти тексты обладают различными жанровыми чертами, содержат разные мотивы, используются в разнообразных ситуациях. Подобная жанрово-функциональная вариативность типична для бытования этого апокрифа в народной среде, но в данном случае примечательны интенсивность функционирования и степень вариативности, обнаруживаемые на сравнительно небольшой территории.

В д. Пож записан «Сон Богородицы», имеющий форму духовного стиха (№ 1). От пожинцев его переняла жительница д. Пестерёва (фактически часть с. Усть-Зула) Анна Павловна Ефимова (Гуринова), 1932 г. р., чей вариант мы также публикуем (№ 2). Функционирование духовного стиха в обоих случаях сходно: его поют на поминках после окончания трапезы. Пожинские исполнительницы, и Анна Павловна известны в округе как знатоки народных традиций, их часто приглашают на поминки, и «Сон Богородицы» входит в актуальную часть их репертуара. В содержательном плане интересно типичное для юрлинских записей «Сна» упоминание среди крёстных Христа Егория Храброго и Параскевьи Девятой Пятницы; появление этой святой в сюжете, связанном с Богородицей и страданиями Иисуса, традиционно для народных религиозных текстов.

От А. П. Ефимовой записан и другой текст «Сна» — уже в форме неканонической молитвы (№ 3). По словам исполнительницы, она узнала ее «от добрых людей» и читает ежедневно как утреннее молитвенное правило. Непосредственно «Сну» здесь предшествует заговорный зачин. Интересно упоминание в тексте Саломеи Мироносицы — одной из жен-мироносиц, которая в Евангелии от Марка названа матерью Иакова и Иоанна (Мк 16: 1). Эта святая довольно редко фигурирует в заговорах, неканонических молитвах и других фольклорных произведениях.

Другой вариант молитвы (№ 4) записан в д. Сергеево от бывшего библиотекаря, краеведа Клавдии Петровны Гусевой, 1937 г. р. Она читает «Сон» перед сном, как учила ее мать: «Молитва чтобы спать, она говорила. Чтобы сон был хороший. Там фактически о гибели Христа, а чё сон, это я не знаю». В интервью К. П. Гусева дала краткий комментарий, как нужно правильно произносить некоторые слова: «Там ещё и произношение: “Крест небёсна высота…” Там “ё”-то не говорят, неправильно. Потом она [мать] ещё говорила: “жены вы, жены мироносницы”. Там масло, миро, мироносицы жены-то». В записанной от нее молитве обнаруживаются выражения, аналогичные тем, что и в тексте № 3 (например, в описании ада, который помимо грешников наполнен троелетными птицами)

В с. Усть-Зула была записана еще одна молитва на сюжет «Сна» (№ 5). Мария Иванова, 1932 г. р., вплоть до недавнего времени лечила детей с помощью традиционных магико-медицинских приемов, — показательно, что исполненный ею вариант сдвигается в жанровую область заговора (при этом в текст включаются современные реалии, например просьба «хранить от милиции и полиции»). «Сон» используется как вечерняя и утренняя молитва, также исполнительница читает его, когда нужно «ехать во путь, во дороженьку»

М.Иванова вспоминает, что в детстве этот текст переписывали по принципу «писем счастья»: «...если перепишешь это письмо 5 или 10 раз, будешь во святых. Вот переписывали эти письма ходили». Подобное бытование характерно для письменных вариантов «Сна Богородицы», где, как правило, содержится прямое указание на необходимость хранить, переписывать и читать текст. В данной молитве, как и в тексте № 3, упоминается Саломея, но уже другая — апокрифическая повивальная бабка, принимавшая роды у Девы Марии. Этот персонаж нередко встречается в текстах на сюжет «Сна Богородицы» и в заговорах; в обоих жанрах в некоторой степени прослеживается изофункциональность Богородицы и
бабушки Саломеи.

В прикамских заговорно-заклинательных текстах она также фигурирует в качестве целительницы детей, «хозяйки бани» и защитницы от опасных банных духов. Самый развернутый из «Снов» (№ 6) зафиксирован на востоке Юрлинского района. Он обнаружен в составе рукописной тетради коми-пермячки Нины Фёдоровой, 1940 г. р., которая переписала его у бывшей соседки, коми-пермячки Александры Флореско, а та — у одной из местных жительниц. Пожилая баба Шура читала его в качестве поминального канона на 40-й день после смерти, перед началом ритуальной трапезы: «Помолятся, почитают, потом за стол». Н. Фёдорова считает, что молитву полезно читать и вне обряда — «хоть раз в году». Текст представляет собой рукопись на 18,5 тетрадных листах. «Сон Богородицы» здесь смешивается с эпистолией. Помимо эпистолы в текст включается сюжет хождения Богородицы по мукам, рекомендации обращаться в трудных ситуациях к различным святым (любопытно упоминание в их числе ангела Разина),
указание на несчастные дни в календаре. Практика определения «счастливых» и «несчастливых» дней пришла в русскую традицию из византийских народных суеверий вместе с христианством; подобные перечни включались в популярные месяцесловы, астрологические тексты, календари и имели широкое хождение в народной среде.

В юго-западной части Юрлинского района тексты «Сна Богородицы» не обнаружены. Однако здесь записаны сравнительно развернутые комментарии о растении богородский сон; этот распространенный фитоним предположительно возник в народной культуре под влиянием популярного апокрифа. В д. Елога и окрестностях богородским сном называется гвоздика полевая —Dianthus campestris, которую используют как снотворное и успокаивающее средство (подобную функцию приписыва-ют и «Сну Богородицы»). Известны случаи, когда рукописный текст «Сна Богородицы» клали под подушку, чтоб сон был крепче; в Юрлинском районе нами зафиксирован случай, когда аналогичным образом используется высушенная трава "богородский сон".
В рассказе Зинаиды Кладовой, 1952 г. р., появляется этиологический мотив, связанный с этим растением (№ 7). Во фрагменте беседы с Валентиной Михайловной Копытовой, 1941 г. р., представлен пример приговора, с которым траву могли класть в кроватку к ребенку (№ 8).

Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/sny-bogoroditsy/192/sny-bogoroditsy/1179/
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: «Сны Богородицы»
« Ответ #1 : 22 Мая 2019, 10:09:57 »
Сон 1
"Пресвятая матерь, матерь Богородица, где спала жо, спала, спала-ночевала? Я спала жо, спала-а во Божьем доме, в Божьем доме спала, доме на престоле. Я ведь мало спала, много во сне видела. Со Святым-то Духом, Духом поношалась. И родила дитё-о да я Господнеё, и брала жо дитё-о во белы рученьки, во бумажные а да я во пестики, я ведь белы пелена, пелен-пеленала Да шелкОвым поясом, пояс-поясала. И брала жо дитё-о во белы рученьки, во бумажные а да я во пестики, и несла жо дитё-о да на Ердань-реку , на Ердань на реке я дитё крестила. А крестил-то дитё а Иван Креститель, а ведь крёстным был а Егорий Храбрый, а ведь крёстна была-а да Параскева,Параскева была-а Девята Пятница. А нечистые о да увидали, увидали они, о да набежали,они стали дитё-о лицо плевати, да желтым-то песком о глаза бросати. В небе звёздочка-а да воссияла, и вознесся дитё-о да на небеса, слезно плакала-а родима Мамонька.
Ты не плачь жо, не плачь, а родима Мамонька, скоро будет на земле-э большо моленье. Будут люди на земле-э Богу молиться, они будут тебя-а да прославляти, прославляти тебя-а да поминати. Оставляю на земле-э да три грешницы. Как первая была-а грешна грешница, из квашни спорину она убавляла, убавляла она-а да воровала, горе будет на земле-э да той грешнице, горе горькое, о смола кипучая. А вторая была-а грешна грешница, она с кумом-то блуды блудовала, блудовала она-а да согрешила, горе будет на земле-э да той грешнице, горе горькое, о смола кипучая. А третя я была-а грешна грешница, во утробе дитё она загубляла, загубляла она-а да задушала, горе будет на земле-э да той грешнице, горе горькое-э, смола кипучая.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: «Сны Богородицы»
« Ответ #2 : 22 Мая 2019, 10:18:50 »
Сон 2
"Пресвятая матерь Богородица, да где ты спала-ночевала? Да я спала жо, спала-ночевала да в Божьём доме, доме на престоле. Да я спала жо, спала не спала жо, да много, много во сне видела. Со Святым-то Духом я ведь поношалася, да родила я себе дитёночка, да брала жо я его на рученьки, да я брала жо, пелен-пеленала, да шёлковым я поясом вязала, да понесла жо я-а свою дитю да на реку-ту, на реку Ердану. Да крестил жо его-о Иван Креститель, да крестил жо его-о Егорий Храброй , а крёстна у его-о да Параскевья, да Параскевья-а была, а Девята Пятница. Да воссияла жо на небе звёздочка, да вознесся-а моё-то дитятко, моё дитятко-о на небеса-те. Да стала плакать Матерь Богородица. Да не плачь, не плачь, Матерь Богородица, да скоро будёт на земле моленицё, да скоро будут тебя поминати, тебя поминати, поминати-возвышати. Да оставила Матерь Богородица да на земле-то о да всё на матушке да три-те грешныё грешницы. Да кы первая была грешная грешница, да спорину с квашни убавляла,ой той грешной грешнице о смола жо-о тебе кипучая. А другая грешная грешница, да она с кумом блуду сучиняла, о грех жо, грешная грешница, да смола жо-о тебе кипучая. А третяя грешная грешница, она в утробе плод-от угробляла, да грех жо, грешная грешница, смола жо-о тебе кипучая.
А кормить она [Богородица] стала, увидали её неприятные. И стали бросать песком в глаза, Иисусу-то Христу, вот. И плевать в глаза. Вот это пропустила.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: «Сны Богородицы»
« Ответ #3 : 22 Мая 2019, 10:24:00 »
Сон 3
"Хрест духовный, хрест церковный, хрест спаситель, хрест хранитель, хресту мя ограждающа на сёдняшный день. Хрест по праву руку, хрест по леву руку, хрест на мне, хрест передо мной, хрест за мной. Хрест небесна высота, хрест земная широта, хрест морская глубина, хрест Исус Христос. Хрест Пресвятая Богородица, сон Богородицы.

— Пресвятая Богородице, где ты спала-ночевала?— Я спала-ночевала в Иерусулиме во городе, в Божьём доме на золотом престоле.— Мати ты моя, Мати, возлюбленная моя Мати, Пресвятая Богородице, какой ты сон видела?— Чадо ты моё, чадо, чадо ты моё дорогоё, сын ты мой возлюбленный, Исус Христос златейший, про тебя я сон видела чудный-престрашный, быдто тебя евреи поймали, посудивши водили, ко Пилате в палату приводили, на Егофую гору водили, на крест пригвоздили, руки-ноги растягавши, гвоздями пригвоздявши, терный венец одевавши, святое лицо оплевавши, по латинам (ланитам)ударявши, уксусом напоивши, копьём бок прободавши. Вышла кровь и вода ради грешников. На кресте Христос страдавши, со креста Христа снимали, пеленою пеленали, в новый гроб положили, плешеницей прикрывали, камнями придавляли, печать приложили, стражу постановили, солнце-месяц потемневши, часты звёзды потухли. Церковная завесь сверху донизу разорвалась, земля-матушка потряслась, тяжкие камни рассыпались, новы гробы отверзлись, многоправедные души скверзли. Мария Магдалина, Мария Яковлева, Соломея Мироносица жены ко Христову гробу подходили. Ангел сидяше на камне ясно глагомолеши: «Что вы плачете, нетленно бежите в Галелей, попроведуйте ученикам его: «Христос воскрёс, Господь воскрёс, ушёл Христос во в архив». Ад засокрушался, ад засуплекался, ад, не сокрушайся, ад, не суплекайся, ад, наполняйся нечистым духом, много-грешниками, троелетней птицей. Надевает Христос шёлковую ризу, и поезжает Христос по синему морю, суд его не судит, да хранит его Господь от огня и пламя. Кто бы эту молитву знает, перед смертью три слова запомнит, прилетят ангелы, выймут эту душеньку тихо и смирно на золотоё блюдцо и понесут эту душеньку на али на абраламово Господу Богу на поклонение. Аминь."
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: «Сны Богородицы»
« Ответ #4 : 22 Мая 2019, 10:25:53 »
Сон 4
"Крест земная широта, крест небёсная высота, крест сам Исус Христос, крест сон Богородицы.
— Где ты спала-ночевала?— Я спала-ночевала в Иерусалиме, граде, во Божьем доме на святом престоле. Видела честное видание, видела ясное видание, будто моё-то дитятко на пихте, на ёлке, на дереве кипарисе, руки-ноги протягавше, гвоздями прибивавши, вышла кровь пота потой, ради Господа спасения. Тут же прилетел Гаврила-ангел, он же головал, он благоловал: «Жены вы, жены мироносицы, кого вы живого в гробе ищете?» Ад, не супекайся, ад, не сукрашай-ся, будешь, ад, наполнен хитрыми и мудрыми людьми и троелетными птицами. Клали крест крестами, клали крепкую гробницу, закрывали крепкую плащаницу, солнце, месяц померкавши, земля-матерь потряхавши. Кто эту молитву при смерти три слова запомнит, три раза прочитает, прилетят ангелы Господни, возьмут эту душеньку тихо, смирно и плавно и понесут её к Исаку, к Аврааму на Божий суд. Аминь."
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: «Сны Богородицы»
« Ответ #5 : 22 Мая 2019, 10:28:05 »
Сон 5
Встаре матерь Мария из города из Ерусалима шла-приустала, легла-приуснула. Увидела страшный, но неложный сон. Будто Матерь Мария Христа Бога родила, бабушка Саломея Христа Бога принимала, шёлкову ризу надевала, шёлков пояс вязала, на престол сажала. Прилетели ангелы-архангелы, спасители-хранители, пасили-хранили. Также пасите и храните всю мою семейку, всю мою родню от злых-лихих лихорадов, злых-лихих супостатов, от безбожников, от беззаконников, спаси-храни во пути, во дороженьке ладом-чередом, спаси и храни от милиции и полиции. Дай всем доброго здоровья.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: «Сны Богородицы»
« Ответ #6 : 22 Мая 2019, 10:46:59 »
Сон 6.
Сон Присвятой Богородицы Влодычницы и присно девы Марии.


Отдыхали мы все в Ерусалимской огроде, тут пришёл Господь Бог Исус Христос, сказала ему присветая Богородица:
- Сын мой возлюбленый, в марте месяце я видела сон про тебя, страшный всем ужасный, как бы тебя, сына моего возлюбленого, жыды поймали и привели к потийскому священику Агеману, который обсудил тебя на крести розпять и привязать тебя на части дерева кедры и копаристе, заставили тебя нести крест, сделаный для тебя, на гору Рамнофту. Сняли жыды одежду с тебя и вызвали Пилата писти его, которого царя или не царя, сказали жыды роспял Исуса Назаринино царя индийского, Пилат, Пилат сказал: я не вижу в нем никокой вины, роспял по нашему закону, видя Пилат кровь не вынут руки выди перед народом в том что он не признает в нем вины. Тогда Исуса на крест положили, руки -ноги к кресту пригвоздили, на голову твою треновый венец возложили, уста твой желочью ни пошли один из войнов приступился к тебе, и копьем своим тебе ребра пробил, из ребра кровь струей потекла и вода воизцеление душам нашим грешникам тьма тогда была по всей стеной от шестого до девятого, сын мой из сил выбился и сказал в руце твой дух Богу и Отцу твоему тогда солнце затмилося, земля потреслась, камни расыпались, многие мертвыя из гробов поставали. тут возлюбленый сын мой предал дух свой, тут пришел благообразный стирец Иосиф, попросил позволение снять престное [крестное?] тело Исуса Христа, сняли с креста и плащницей обвили и в гроб положили, камень на гроб привалило, стражу поставили третий день по поручению послал ангел Господень отвалить от гроба камень, тут стража на землю по подала как пьяный обмертвеный, в этот момент сын мой из гроба воскрес, даровал живот вечный Присвятая Богороце и Исус Христос твой сын воистино приведен, если образ нестоящий [настоящий?] иметь будешь, то к этому дому ни какая беда не прикоснется, будет в доме твоем здоровье и благополучие.

Пойдешь в путь - "Сон присвятой Богородицы" с собой бери, плавающим в море такое пристанище не потопит, буря водная. Если перед смертью твоей кто прочитает или в гроб положит попросит этот "Сон Присвятой Богородицы", то придет к тебе Ангел с неба, унесёт эту душу к Аривню и Якову и господу нашему Исусу Христу. "Сон" сей Присвятой Богородицы перевел папа Римский, осветил, его грехи будут прошены тому кто этот "Сон" будет у себя держать, читать и переписывать, слушать его со вниманием Господь Бог сказал, через апостовов каждому этот "Сон Присвятой Богородицы" в каждом живет дому будет благодать Божья, если нет грамотных в дому, хоть раз в году заставлять прочитать "Сон богородицу", торговать поедешь- этот "Сон" бери с собой, у кого в доме не будет этого сна, тот не счастье великое ожидает почему в священом описании указывают каждому дому хозяину иметь этот "Сон святой Богородицы", а на этим домом не видимо матерь божья благодать божью покрывает этого хозяина и спинным своим покровом какой бы человек не был болен- тот будет здоровым и счастливым, беременой женщине сон этот нужно при себе держать, а то легко породит детеныша сохранит и помилует и избавиться от мук вечных тяжких грехов не иметь в доме сон Богородицы скотине счастья не будет, если же веления моего не будет исполнять, то буду морить вас голодом, бурею злым ветром, тогда настанут брат на брата, отец на сына, сын на отца, дочь на матерь, сосед на соседа, друг на друга, царь на царя, между вами будет великое кровопролитие пишу сон вам от ныне наказывать огнём и молнией напущу на вас саранчу и отправлю всю жниву, кто в это письмо будет верить и заповеди исполнять тому приподлежит царствие небесное.  Послушайте люди мое писание, я был в присвятой Верусалимской церкви был слышан с неба голос обращайтесь к людям в первом часу дня, спадёт с неба камень студён и тяжесть его не известно тогда патриархи и священики служили молебен три дня и три ночи на четвертый день этот камень развалили на двое в нем нашли этот "Сон Присвятой Богородицы", он был написон господом богом так раздумайте заповеди, я есть Господь Бог всем я вам пишу люди первое и последнее, а второе почему меня не слушаитесь, моему божественному писанию не верите, ибо зелье было лето зима это времено нодни житья окончаться крестом господним, будет царство небесное, а грешникам вечная мука. Праздники Христовые и воскресения праздновать, они даны человеку на покой и так же скотине, кто в воскресенье христовое работал собирал, себе на голову огонь вечный, я дал вам 6 дней работать, а на 7 день на покой, в среду и пятницу молиться, ездить в церковь молиться и раскаиваться в ваших грехах, в пятницу Бог сотворил первого человека Адама и в пятницу же Исуса Христа распяли жиды на кресте, в среду был совет у жидов, убить Исуса Христа, так роди Христа должны каждый в церковь ходить праздники праздновать нужно честно и не пьянствовать лю
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: «Сны Богородицы»
« Ответ #7 : 22 Мая 2019, 11:01:26 »
бить и почитать друг друга, нищим и убогим подавать милостину. Жду вашего отвращения от злых дел ваших, когда на голову никакая беда не прикоснется о муках приказания присвятой богородицы Михаил архангел покажет нам муку, где там грешны мучаются, где там прогрешная повёл Михаил Архангел деву Марию к дереву [зачеркнуто: жизненному] железному, ветки сдесь огненые за какие грехи сдесь мучаются спрашивоет Богородица при суде посылают людей праведных по правую руку не грешных, а грешников по левую. Привел Михаил Архангел Марию деву к реке огненной, тут люди стоят по колен в воде, эти люди, которые жили с чужими мужьями и жонами, люди, которые стоят по среди реки, те, которые матерей бранили и тратили, смеялись над сиротами, за это их плачь не ужалимый, люди, которые стоят по горло в воде, те, которые духов церковных не слушались, смеялись над ними.

Привел Михаил Архангел Богородицу к другой реке тёмной, эти жыды, которые христа мучали, растьяли на кресте, а каждые жиды перешли в христианство, тем дан царствие небесное, люди, которые стоят в огненой воде, те, которые перешли в другие веры, где бога хулили, подсмеивались, слушали обмана, Михаил привел Богородицу к другому месту червям те, которые люди не постовали в пятницу, и в среду, и посты не признавал,и причешались тело Исуса не принимали, попов не слушали, люди, которые ходят в церков в одеждах ризах, те люди были потриотки, священики мордополиты и весь почёт церковный. Они идут позаповеди божьей, соблюдают посты, люди, которые учили книги божественные, те заслужили царствие небесное, а где имеющему грамоту божества читающему сердце муками помышляющим, и привел Михаил архангел Богородицу к последним мукам. козёл, змей лютых сосут сердце человечье, эти люди были цари, мучались, издевались над народом, муки, где дьявол терзает тело человечье, эти люди разбойники разлучали жен с детьми, и зло учили, тогда разжигает прутья железные и прижигают тело человечье, и прослезилась Присвятая Богородица, о горе тому человеку, кто в церкви смеется, другим мешает. слушать не даёт, горе разбойникам пляшущим, кто слушает бешеную игру или сквернословие, те получают муку вечную, мучится быть в воде или плыть на коробле, вспомни Николая архангела светого в несчастном случае, когда воду станет пить в реке или дома вспомни архангела Елемея, когда идёшь этот "Сон Богородицы" с собой бери. Ещё вспомни Серафима Соловинкого чудотворца, они разделывают тех как жертву богу так и хозяину на прибыли спать ложись в спальне Михаила архангела хранитель твоего идешь дорогой вспомни архангела рафима входишь в дом вспомни Екатерину мученицу, на войну идти, вспомни Михаила архангела грозного, сам будешь в печали тоске прибеги к гончему Разину, куда поедешь выгружать жить на семена пахать, сеять, косить, молотить, берите с собой носить и поминать ангела Разина едите в незнакомый путь то помни [зачеркнуто: архангела Разина]архангела Гаврила Уриила при ненастий великом дела учинили, вспомни архангела Михаила и во имя отца и сына и всякого духа аминь.

Несчастные дни январь 18–25, февраль 8–16–17 март 1–5–31, июль 13–17, август 13–17 сентябрь 12–13–19–30 октябрь 11–14, ноябрь 7–8–17, декабрь 7–8, эти дни несчастные: кто заболеет, то редко выздоравливает, и дети родятся в эти дни не живут не живут. В этих днях есть совсемь несчастные дни 1 марта и 13 апреля бог несчастных духов согнал с неба, люди, которые родятся в эти дни, умирают, так вот говорил Исус Христос в праздничные дни не работать избегать грехов и проводить эти дни в молитве, чтобы поняли в церковь небесное. если это вы не-исполните, то я вас накажу голодом, морем, войной, огнём и судом, моим господь сказал, что мать встанет против детей, тогда я от вас откажусь за вину не правду вашу говорю вам молодым и старым ходить в церковь раскаиваться в своих грехах, а так же в своих ближениях, не осуждайте, не сердитесь, людям нуждающим помогайте, тот кто эту запись имеет или другим передает, то хоть бы и имел грехов столько. сколько в небе звезд, то и все грехи будут прошоны, кто не будет читать или передавать и писать другому задерживать у себя, тот будет проклят от Бога. Христос сказал, что всё нужно исполнять не счастье иметь не нужно письмо это избавляет от всяких грехов грабителей и меча неприятельского Господь Бог вам всех вас успокаивает, избавляет души вашей грешной

"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: «Сны Богородицы»
« Ответ #8 : 22 Мая 2019, 11:06:14 »
Иваны Купалы завтра будут, надо травы собирать. Ко речке сходить. Счас всякие травки можно собрать. Приди домой, ладаночек распусти, свечечку зажги. Для себя сдилай. Травки-те надо обязательно все собрать. Сон-Богородицу, урадницу, иван-чай, вот, пять-шесть травок. Сон-Богородицу — розовы цветочки. На сон грядушшой. ‹…› Вот,  дети не спят, эту травку сделашь, в головья положишь — ребёнок спит, и сутки может проспать.  Она знаешь, как хорошо, сон, богородской сон. А тожно её ещё позаваривать да попить — зелье хорошо.
 
Сон
«Где ты, мать, ходила, кого ты слухала? А мы слухали мамоньку родимую, чтобы спать да угомон держать. Пресвятая Мать Богородица, приди к нам ночку ночевать, две ночки ночевать, третью ночевать, а потом тожно и... не ночевать!..»
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: «Сны Богородицы»
« Ответ #9 : 23 Мая 2019, 15:47:21 »
«Cон Богородицы»: бытование в микролокальной традиции.

Статья посвящена современному бытованию популярного апокрифа «Сон Богородицы» на примере одной микролокальной традиции Юрлинского района Пермского края. Рассмотрение трех вариантов, записанных в пределах одного села, показывает неожиданно высокую степень разнообразия жанровых форм и их функционирования (в качестве молитвы, заговора и духовного стиха, исполняемого на поминках). В записях встречается вопросно-ответный и повествовательный зачин; фигурируют различные христианские святые, в том числе две разные Саломеи: мать апостолов и апокрифическая повитуха.

В ходе полевых исследований в Юрлинском районе Пермского края в 2013 г. было зафиксировано три фольклорных текста, содержащих известный апокрифический сюжет «Сон Богородицы». Записи сделаны автором статьи совместно с С.Ю. Королёвой; все они значительно отличаются друг от друга, несмотря на то что варианты бытуют на территории одного поселенческого куста.

 «Сон Богородицы» считается одним из наиболее распространенных в России сюжетов, функционирующих как в устной, так и в письменной форме, и реализуется в разных жанровых вариантах: «прозаической статьи, духовного стиха, песнопения, заговора» . Предположительно, данный сюжет проник в Россию к XVIII в. из Польши .

Два текста на сюжет «Сна Богородицы» (молитва и духовный стих) были записаны от одного информанта – Анны Павловны Ефимовой (Гуриновой), 1932 г.р., жительницы д. Пестерёва. Анна Павловна является «главой» местных женщин, которых приглашают «читать» на поминки.

Традиция проведения поминального обряда, была перенята этим информантом от жительниц д. Пож Юрлинского р-на (в свою очередь, входящие в состав обряда духовные стихи и причитания, по-видимому, были ранее заимствованы пожинцами из соседней д. Сергеева, от семьи со старообрядческими корнями). В интервью с жительницами Пожа, которых регулярно приглашают на поминки, они подтвердили, что А.П. Ефимова действительно переняла часть их духовных стихов, однако отметили, что она «неправильно» (слишком громко) их исполняет .

Духовный стих на сюжет «Сна Богородицы», который был записан от А.П. Ефимовой (Гуриновой), входит в репертуар традиционных произведений, исполняемых сегодня в основном на поминках. Предположительно этот текст в числе прочих был перенят ею от женщин из Пожа. В сборнике «Русские в Коми-Пермяцком округе», где представлены юрлинские материалы, присутствует подобный текст, записанный именно от жительниц этой деревни. Текст начинается традиционной для данного сюжета вопросно-ответной формой: «Пресвятая матерь Богородица / Да где ты спала-ночевала? / Да я спала жо, спала-ночевала / Да в Божьём доме, доме на престоле». Интересно, что среди «крёстных» Христа далее упоминаются Егорий Храбрый и Параскевья «Девята Пятница». Появление Параскевы Пятницы в тексте, связанном с Богородицей и страданиями Христа, является традиционным для народных религиозных текстов .

В записанном нами тексте опущена история распятия Христа. В стихе говорится только о том, как «увидали её неприятные. И стали бросать песком в глаза, Иисусу-то Христу», после чего младенец сразу вознесся на небо: «Да воссияла жо на небе звёздочка / Да вознесся-то да моё-то дитятко / Моё дитятко о на небеса те» .

Второй текст, записанный от А.П. Ефимовой (Гуриновой), определяется ею как «молитва»: по сообщению Анны Павловны, она читает ее в качестве ежедневного утреннего правила. Происхождение текста выяснить не удалось, информант отвечает, что узнала «от добрых людей» .

 Примечательно, что сходный вариант текста, записанный ранее от нее же, есть в сборнике «Русские в Коми-Пермяцком округе» (2008). Однако опубликованный и записанный нами варианты произведения совпадают не полностью. В более позднем тексте произошли изменения, появились новые формулы, отсутствовавшие в ранее зафиксированном варианте .

Так, в сборнике данный текст заканчивается следующими словами: «Надевает Христос шёлковую ризу и поезжает Христос по синему морю .

Прилетят ангелы, вымут эту душеньку тихо и смирно, и понесут эту душеньку Господу Богу на поклонение, аминь» [Бахматов 2008: 380].

В варианте, который был записан нами, текст расширился, добавились новые формулы: «Надевает Христос шёлковую ризу, и поезжает Христос по синему морю, суд его не судит, да хранит его Господь от огня и пламя .

Кто от эту молитву знает, перед смертью три слова запомнят, прилетят ангелы, выймут эту душеньку тихо и смирно на золотое блюдце и понесут эту душеньку на али на абраламово Господу Богу на поклонение, аминь» .

Кроме того, в сборнике данный текст определен как духовный стих, тогда как в интервью с нами информант говорила о нем исключительно как о молитве. При чтении ему предшествует зачин, характерный для заговоров:
«Хрест духовный, Хрест церковный, Хрест Спаситель, Хрест Хранитель, Хресту мя ограждающа на сёдняшний день. Хрест по праву руку, Хрест по леву руку, Хрест на мне, Хрест передо мной, Хрест за мной, Хрест небесна высота, Хрест земная широта, Хрест морская глубина, Хрест Исус Христос, Хрест Пресвятая Богородица».
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: «Сны Богородицы»
« Ответ #10 : 23 Мая 2019, 15:55:07 »
Третий текст был записан от другого информанта – Марии Николаевны Ивановой, 1932 г.р., жительницы с. Усть-Зула. Мария Николаевна не ходит на поминки. Она объясняет это отчасти неприятием авторитета А.П. Ефимовой (ряд информантов в Усть-Зуле с неодобрением относятся к ее «главенству» в исполнении поминального ритуала, поскольку в молодости она была известной плясуньей и вела, по их мнению, достаточно свободный образ жизни), а отчасти тем, что не знает духовных стихов .

 М.Н. Иванова – специалист в другой области традиционных практик: она «лечит» (в основном детей) с помощью народных магических приемов, поэтому большинство записанных от нее текстов были связаны с демонологией, «знающими» и защитой от порчи .

«Сон Богородицы» в ее личной обрядовой практике также функционирует как молитва, включенная в утреннее и вечернее правило, а также как «молитва на путешествие». В отличие от предыдущих вариантов, которые начинались вопросно-ответной формой, данная запись начинается с повествовательного зачина:

«Встаре матерь Мария из города из Ерусалима шла-приустала, легла-приуснула…». Информант знает этот текст с детства и указывает на его первоначальное письменное бытование – текст нужно было переписать определенное количество раз, чтобы он «охранял». Такое функционирование в целом характерно для «Сна Богородицы» (так, например, один из вариантов в сборнике А.Н. Пыпина содержит прямое указание на необходимость именно переписывания). В тексте, записанном от М.Н. Ивановой, имеются поздние вставки, связанные с современными социальными реалиями: «спаси и храни от милиции и полиции». В целом форма данной молитвы такова, что она может быть продолжена, исходя из потребностей читающего человека, поскольку завершает ее перечисление потенциальных опасностей, от которых нужно быть охраненным .

В двух из записанных нами молитв упоминается имя Саломеи, однако в контекстах, указывающих на разных персонажей библейской истории. Так, в тексте, записанном от А.П. Ефимовой (Гуриновой), говорится, как «Мария Магдалина, Мария Яковлева, Соломея Мироносица жены ко Христову гробу подходили». Очевидно, что здесь упоминается Саломея, которая являлась одной из жен-мироносиц, матерью Иакова и Иоанна [по Евангелию от Марка (16:1)]. Эта святая довольно редко упоминается в заговорах, неканонических молитвах и других текстах, несущих отпечаток фольклорного бытования.

 В тексте, записанном от М.Н. Ивановой, также присутствует Саломея: «бабушка Саломея Христа Бога принимала, шёлкову ризу надевала, шёлков пояс вязала, на престол сажала». В данном тексте имеется в виду уже другая Саломея – апокрифическая повивальная бабка, принимавшая роды у Богородицы. Этот персонаж нередко встречается в текстах на сюжет «Сна Богородицы», а также в заговорах. В обоих жанрах прослеживается своего рода изофункциональность «бабушки Саломеи» и Богородицы; в прикамских заговорно-заклинательных текстах она также достаточно часто фигурирует в качестве целительницы детей, хозяйки бани и защитницы от опасных банных духов. 

Несомненно, можно говорить о заговорной природе записанных нами «молитв», поскольку они основаны на апокрифическом сюжете, а также содержат в себе заговорные формулы. Отдельного внимания заслуживает и сам вопрос о соотношении заговоров и неканонических молитв в народной культуре. О принадлежности текстов к заговорам или молитвам говорило их функционирование: «фольклорные заговоры читались либо самим человеком, нуждающимся в помощи, либо другим человеком, в частности, вероятно, и знахарем. А вот обширную апокрифическую молитву от трясовиц читал священник, который по прочтении молитвы давал больному пить воду с креста» .

Однако на сегодняшний день церковные служители не используют неканонические молитвы, а носители традиции при произнесении текстов не различают формулы, пришедшие из канонического богослужения, и народные магические формулы. Вопрос об отнесении текстов к «словам»

(т.е. заговорам, как их называют информанты) или к «молитвам» зачастую решается носителями традиции в соответствии с функционированием данного текста. Так, даже канонические молитвы («Отче наш», «Богородица Дево, радуйся» и др.) могут использоваться в магических целях, тогда как апокрифические молитвы с элементами заговоров включаются в молитвенное правило и, соответственно, воспринимаются в народной культуре как молитвы .

Королёва С.Ю., Туманова О.С.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: «Сны Богородицы»
« Ответ #11 : 28 Мая 2019, 08:05:33 »
Исторія русской словесности, Part 1 И. Порфирьев

Сонъ Пресвятой Богородицы

Стихъ Сонъ пресвятой Богородицы составился изъ извѣстнаго подъ такимъ же именемъ прозаическаго Сказанія. Въ этомъ Сказаніи сначала говорится, что Пресвятая Богородица, въ мартѣ мѣсяцѣ, тридцатомъ числѣ, во святомъ градѣ Вифліемѣ спала и видѣла "сонъ вельми страшенъ и чуденъ про возлюбленнаго сына своего, про Іисуса Христа, царя небеснаго." Она видѣла, какъ Іисусъ Христосъ былъ преданъ жидамъ на распятіе, какъ былъ мучимъ, распятъ на крестѣ, погребенъ во гробѣ, чрезъ три дня воскресъ, и вознесся на небо. Когда проснувшись, Богоматерь объявила этотъ сонъ Спасителю, Онъ сказалъ ей: "Гой еси ты, Мати моя возлюбленная, пресвятая Богородице, Дѣва Марія. Доподлинно сонъ твой не ложенъ, что ты еси во снѣ своемъ видѣла про меня страсти, то все надо мною сбудется. Азъ на то отъ тебя родихся, и сошедъ отъ отца моего съ небеси, и смертію моею крестною спасти изпогибшій родъ человѣческій."

Спаситель далѣе обѣщаетъ благословить сонъ Богоматери, прославить и распространить въ мірѣ: "Благословлю твой сонъ, прославлю и пошлю его въ міръ человѣческій." За тѣмъ въ Сказаніи слѣдуютъ наставленія списывать и читать сонъ Богородицы: "кто сей сонъ спишетъ, и въ дому своемъ содержитъ въ чистотѣ, и домъ тотъ сохраненъ будетъ и помилованъ отъ лукаваго и отъ нечистаго духа."

Совѣтуется имѣть сонъ во время дороги, плаванія по водѣ, при бракѣ. "Во время болѣзни сонъ прочитать трижды и положить на голову больнаго".  Наконецъ, при смерти, "если отца духовнаго у раба Божія или у рабы не прилучится сію святую молитву прочитать трижды, положить умирающему на голову, и какъ разлучится душа отъ тѣла, то сей сонъ положить съ нимъ во гробъ и въ погребеніе въ землю, и ту душу адъ не пріиметъ, а встрѣтятъ ангелы, херувимы и серафимы, и вся небесныя силы, и понесутъ одесную престола славы Божія."

Въ нѣкоторыхъ спискахъ встрѣчаются еще такія обѣщанія: "пойдетъ тотъ, у кого есть сонъ Богородицы, предъ царя, и будетъ пожалованъ, и отъ Бога помилованъ, и на судъ осужденъ не будетъ... Аще пойдетъ въ бесѣду, возметъ съ собою сонъ, и въ бесѣдѣ будетъ почтенъ, и въ животѣ ему будетъ отъ меня великая благодать и милость, радость и утѣшеніе, здравіе и благополучіе, въ бесѣдѣ честь, при князѣ судъ милостивый и скорое оправданіе, и вездѣ всякое удовольствіе и гостепріимство, на чужой сторонѣ ласковое принятіе, и милость отъ чужихъ людей, и почтеніе, а на поляхъ большое изобиліе, и урожай во всякомъ его хлѣбѣ, и на лугахъ трава и покосы сухіе и счастливые будутъ.

Стихъ Сонъ Богородицы составляетъ сокращенное переложеніе этого Сказанія. Онъ начинается вопросомъ Спасителя: "Охъ ты, матушка Марія, Гдѣ ты спала, почивала?" Отвѣчая на этотъ вопросъ, Богоматерь разсказываетъ свой сонъ. Въ разсказѣ являются особыя подробности о мученіяхъ Спасителя, которыя взяты изъ "Стиха О страстяхъ Христовыхъ". Утѣшая Богоматерь, Спаситель говоритъ:

Не плачь моя матушка Марія, не одну я тебя покидаю.
Покидаю я тебя мати на Іоанна Богослова, на своего друга на Христова.

* При такомъ значеніи сна Богородицы понятнымъ становится, почему наши набожные крестьяне, даже тѣ, которые совсѣмъ не умѣютъ читать, стараются достать сонъ, и хранятъ его у себя на божницѣ за иконами, а нѣкоторые носятъ на шеѣ вмѣстѣ съ крестомъ.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: «Сны Богородицы»
« Ответ #12 : 28 Мая 2019, 08:09:17 »
Стихи о страстяхъ Христовыхъ

Основою Стиховъ "Страсти Христовы" послужили церковные стихи и пѣсни, которые поются въ великую пятницу и субботу. Особенно на нихъ отразилась пѣснь "Не рыдай Мене Мати". Въ стихахъ разсказывается кратко, согласно съ Евангеліемъ, исторія крестныхъ страданій и распятія Спасителя.

Когда Матерь Божія, говорится въ нихъ, узнала о распятіи Спасителя, притекла ко кресту и сначала горько плакала. "Увы мнѣ сыне сладкій, Іисусе, что терпиши муки безъ вины"
Утѣшая Богоматерь, Спаситель говоритъ: "Ой же ты, Мати моя Марія, не плачь, не плачь своей красы. Не плачь, не плачь своихъ ясныхъ очей. Того еси Мати не вѣдаешь, моя смерть- животъ вѣчный. Вѣрнымъ даю на спасеніе. Я въ третій день, матушка, воскрешуся. Я на небеса вознесуся. Впишу я твой ликъ на икону. Поставлю икону за престолъ Господень. Тебѣ будутъ Богу молиться. Тебѣ будутъ свѣчки становити. А меня Христа Бога величати."
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 925
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Re: «Сны Богородицы»
« Ответ #13 : 23 Июня 2019, 06:31:41 »
Сонъ Мати- Маріи
Ай же ты Мати-Марія, Пречистая Дѣва пресвятая! Гдѣ же ты ночесь ночевала? - Въ городѣ и въ Ерусалимѣ,во Божьей церквѣ за престоломъ. Страшенъ я сонъ въ сняхъ видала, будто я сына спородила, во свято крещенье крестила, во пелены пеленовала, Во пелены камчатыя, во пояса шелковые.
Кто бы мнѣ тотъ сонъ приразсудилъ? кто бы мнѣ тотъ сонъ приразсказалъ? Провѣщится младой юношъ. Юношъ сынъ возлюбленный: «Ай же ты, Мати Марія! Пречудная дѣва пресвятая! Самъ я этотъ сонъ приразскажу, самъ я этотъ сонъ приразсужу: быть мнѣ- ка, матушка, распяту, ко кресту пригвождену, въ руцѣ мнѣ гвоздье вколотятъ, въ нози мои гвоздьё забиваша, копіемъ бока у меня прободоша, тростью мою, матушка, главу убиваша, совсѣмъ меня, матушка, присрамляша, желчью меня напоиша.»

Восплачется тутъ Мати -Марія, Пречистая дѣва пресвятая, -« На кого же ты меня оставляешь?» «Оставлю я на брата на Іанна, на Іоанна брата Предтечу, на Крестителя тебя Господня. Въ третій я день, мати, воскресну, Самъ я по тебя, мати, буду, Самъ я изъ тебя душу выну, и спишу твой ликъ на икону.
Положу икону въ Божью церкву, въ Божію церковь за престоломъ, пойду -иконѣ помолюся, приду -иконѣ поклонюся. Во вѣки, матушка, прощуся, До свѣтла Христова Воскресенья.» Кто этотъ стихъ воспѣваетъ, избавленъ будетъ отъ вѣчныя муки.

Текстъ записанъ въ Арханг. Губ. въ дер Калгалакшѣ въ 110 верстахъ отъ Кеми.  Ср съ извѣстнымъ прозаическимъ апокрифомъ «Сонъ Пресвятой Богородицы».// Варенцовъ. Сборникъ русскихъ духовныхъ  стиховъ.