Новости: 🌼 Объявляется набор в школу Магического Травничества 🌼

  • 29 Марта 2024, 01:12:15


Автор Тема: "Молитва св. Сисинія"  (Прочитано 928 раз)

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
"Молитва св. Сисинія"
« : 23 Февраля 2019, 11:47:21 »
Въ  славянскомъ  индексѣ  отреченныхъ  книгъ  болгарскаго  попа  Іеремію  обвиняютъ  въ   томъ,  что   онъ   изолгалъ  или  выдумалъ  нѣкоторыя  басни: то  "Іеремія  попъ болгарский  из'лагалъ быль въ навѣхъ на Верзїоуловѣ  колоу. Это  выраженіе  до  настоящаго  времени  можно  считать  необъяснимымъ,  загадочнымъ,  несмотря на то, что  было  предложено  нѣсколько объясненій со стороны лицъ,  пользую­щихся  извѣстностію  въ  наукѣ.  Одни  думали,  что  подъ Верзіуловымъ  коломъ  нужно  разумѣть  Вельзевуловъ колъ, причемъ пред­лагали читать  бывь вместо быль, a  въ навѣхъ  объясняли среди мертвыхъ, на  томъ  свѣтѣ,  въ  аду,  на  колѣ  Вельзевула,  предполагая,  что  Іеремію  по  смерти  пронзили  коломъ,  какъ  упыря; или подъ  коломъ  здѣсь  разумѣли  не  колъ,  а  коло  въ  южнославянскомъ  значеній,  т.  е. въ  смыслѣ  собранія;  такимъ   образомъ   вышло  бы:  Іеремія  былъ  среди  навій,  т.  е.  злыхъ духовъ или въ Вельзевуловомъ собраніи. Отсюда въ навѣхъ    слѣдовало бы  истол­ковать  въ   значеній  демоновъ.

Наконецъ, акад. А. Н.  Веселовскій въ  недавно  на­печатанной  своей статьѣ:  Молитва  св.  Сисинія  и Верзилово  коло,  гдѣ  онъ  приводитъ новый матеріалъ для объясненія Верзилова  или Верзіулова кола, даетъ   новое   объясненіе   указанному   выраженію.   Свое  толкованіе   онъ   основываетъ  на  собственномъ  имени,  встрѣчающемся  до  сихъ  поръ лишь въ   двухъ   эѳіопскихъ   текстахъ;   по   нему,  это   имя  «рѣшаетъ   загадку,   связанную  съ  именемъ  Іереміи,  подробностію  приписаннаго  ему апокрифа.  На  «врзиномъ   колу»   хорватскаго    повѣрья,  гдѣ   обучается  грабанціяшъ - некромантъ,  пляшутъ  вилы.  Вилы—души   умершихъ,  нави;  замѣтимъ,  что  въ  болгарскомъ  повѣрьѣ   нави—злые  духи  женскаго   пола,  мучащіе  родильницъ,  какъ  и  новорожденныхъ  мучатъ  Γυλοΰ,  Вѣщица  греческихъ  и  славянскихъ    (Авестица   румынскихъ)   молитвъ   св.  Сисинія  —  Верзелія  соотвѣтствующаго  эѳіопскаго  текста.  Іеремія,  съ  именемъ   котораго   соединяютъ   славянскую   молитву   Сисинія,  былъ   въ   сонмищѣ  Верзелщ   на  Верзиловомъ  колу, среди  навій — вилъ;  такихъ  же  злыхъ  духовъ  опасныхъ  родильницамъ .  Ясно   отсюда,   что  вопросъ  о  Верзиловѣ   или  Верзіуловѣ   колѣ  под­нять  въ  послѣднее  время  акад.  А. Н.  Веселовскимъ,  благодаря  находкѣ  имени  Верзелія  въ  одной  эѳіопской  легендѣ-молитвѣ   св.  Сисинія,  подоб­ной   греческимъ,   славянскимъ   и  румынскимъ   апокриФическимъ  молитвамъ  на  отгнаніе  злыхъ   силъ  или  тресавицъ,  т.  е.  лихорадокъ.  Она  на­чинается  такъ:  «Во  имя  Отца   и  Сына  и  Святаго   Духа,   единаго  Бога;  во  имя  Бога  Создателя,  Живаго,  Всевѣдущаго. 





Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/o-likhoradkakh-tryasavitsakh/194/-molitva-sv-sisinya/972/
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Веселовский "Молитва св. Сисинія" (1895)
« Ответ #1 : 23 Февраля 2019, 11:49:10 »
«Молитва  св.  Сусенія  (Sûsenjôs),  чтобы  отвратить  недуги  отъ  дѣтей,  еще  находящихся   у  груди  матерей.   Она   помогаетъ   всякой  женщинѣ,  такъ  что  ея  дѣти  остаются  въ  живыхъ:   пусть   напишетъ  (эту  молитву)  и  носитъ  на  себѣ,  она   окажется  помощной   по  милости   Господа,  Вели-каго,  Благословеннаго. 

Да  спасетъ   молитва  и  благословеніе  святаго  вся­кую,  ее  (молитву)   носящую,  отъ   напад енія  демона  и  отъ  легіона,  отъ  рѣзи  и  боли  въ  животѣ,  отъ  удара   и  ломоты,  отъ  дурнаго  глаза  и  из-ступленія  (delirium),  отъ  случая  (accident)  и  полудницы  (the  devil  of mid­day heat),  отъ горячки  (typhus)  и  падучей, отъ воспаленія  (pleurisy)  и кровотеченія  (issue   of  blood),  отъ   призраковъ  и  чумы  (plague),  отъ  поноса  (cholera)  и  лихорадки,  отъ  колдуновъ  и  знахарей  и  вѣдуновъ  (metalmel-ters  and  falashas)  и  отъ  лома  въ  спинѣ  (sore  back),  и  отъ  всѣхъ  злыхъ  духовъ  и  людей,  приготовляющихъ   вредоносныя   зелья   (potions),  и  отъ  всѣхъ  нечистыхъ  демоновъ  да  спасетъ  и  поможетъ  (имя  рекъ)». 

Далѣе  повѣствуется  о Сусеніи, что  онъ имѣлъ жену  и  дѣтей  мужескаго  пола,  и  о  сестрѣ  его  Верзельи  (Werzeijâ),  которая  убила  его  первенца  и  убѣжала.  Жена  плачетъ.  Сусеній  на  конѣ  и  съ копьемъ въ рукахъ ищетъ сестру,  которую,   по  указанію   старухи,  и  находитъ   въ   саду,  въ  рощѣ,  окруженную  множествомъ  злыхъ духовъ.  Съ  помощію  молитвы  онъ  пріобрѣтаетъ  силу  надъ  своею  сестрою  и  пронзаетъ   ее  копьемъ  въ  правый  бокъ,  чтобы  умертвить  ее.  Она  же  провѣщалась  съ  громкимъ  воплемъ: 

«Господинъ  мой,  святой  Сусеній,  заклинаю  тебя  семью степенями,  сон­мами  архангеловъ:   Михаила  и  Гавріила,   Рафаила,   Суріила,   Садакьила,   Ананьила,   Фануила,  вѣчно  предстоящихъ   Господу,  Правителю  міра   на   вѣки  вѣковъ.  Я  съ  своей  стороны  не  буду  ходить  по  путямъ, гдѣ  обрѣ-таетея  имя  твое,  ни  въ  церковь  и въ  мѣсто,  гдѣ   люди  поминаютъ  его,  пусть  они  живутъ  тамъ   всегда  въ  спокойетвіи.  И  я  не  стану  приносить  вреда  тамъ,  гдѣ   читаютъ   твою  книгу,  и  никому,  кто  читаетъ  эту  мо­литву.  Будь  то  мужчина  или  женщина,   малое  дитя,  юноша  или  старикъ,  никогда   я   не  поврежу  имъ». 

За  этимъ  Верзелія  умерла,  а   Сусеній  вер­нулся  въ  Антіохію  къ  своей женѣ.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Веселовский "Молитва св. Сисинія" (1895)
« Ответ #2 : 23 Февраля 2019, 12:01:50 »
Проф.  Матовъ  указываетъ  на  рядъ  весьма   интересныхъ   болгарскихъ  данныхъ   о  навахъ, извѣстныхъ   еще  подъ   названіемъ наеяцщ  хунапи   ерменки, т. е.  о  духахъ,  которые   мучатъ  родильницъ   и   отнимаютъ  у  нихъ  дѣтей  до  крещенія,  а  также   и  о душахъ,  умершихъ  некрещеными,  которыя,  какъ  извѣстно,  носятъ  названіе  у  македонскихъ  болгаръ  кендо вмѣсто  чендо.   Этихъ  духовъ   онъ  сопостав-ляетъ съ  навъе,  мавъе,  мовье  мавки,  маши  и нейки у другихъ  славянъ.

Проф.  Веселовскій  склоненъ  думать,  что  Верзелія  могла   перейти  непосред­ственно  отъ  армянъ  къ  болгарамъ.  Но  устно   совершились   эти  переходы  или  путемъ  книжнымъ,  конечно,  сказать  трудно.  ПроФ. Веселовскій, высказывая  приведенное выше  объясненіе  выраже-нія  на колоу,  говоритъ, что  «эта  гипо­теза предполагаетъ существованіе какого-нибудь южно-славянскаго текста, съ именемъ  Верзиліи какъ  сестры  Сисинія и  до-славянскаго  оригинала  молитвы  съ  тѣмъ   же   или  сходнымъ  именемъ»,  а  оригиналъ,   по  нему, могъ   появиться  на  почвѣ  армянской.

Румынскій  текстъ  молитвы  св.  Сисинія  извѣстенъ  въ  румынской  письменности  большею  частію  подъ  именемъ  Сисоя.


"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Веселовский "Молитва св. Сисинія" (1895)
« Ответ #3 : 23 Февраля 2019, 12:17:39 »
РУССКІЙ   ПЕРЕВОДЪ.   

Молитва  св.  Сисоя.   Во  имя  Отца  и  Сына  и  Св. Духа. Я,  рабъ   Божій   Сисон,   сходя   съ   горы  Елеонской,   встрѣтилъ  Авесгрицу,  крыло  сатаны,  волосы  которой   были    длиною  до   пятокъ,   съ   огненными   гла­зами,   съ    дикимъ   взглядомъ,   съ    обезображеннымъ   тѣломъ;   шла   она   очень   криво.  И  встрѣтилъ  ее  архангелъ  Михаилъ,  воевода   ангеловъ;  и  ангелъ,   увидѣвъ  ее,  сказалъ  ей:  стой,  сатана,  со  страхомъ  Божіимъ.  Она  сразу  останови­лась  и  грозно  посмотрѣла на  ангела и  сказалъ  ей  ангелъ: тебѣ  говорю, сатана, нечистый  духъ,  чтобы   ты   мнѣ   сказала  со  страхомъ  Божіимъ,  откуда  идешь и куда  идешь,  и  какъ   тебя   зовутъ. 

А  она   сказала:  иду  съ  моимъ  большимъ  діавольскимъ  искусствомъ   видимымъ  н  невидимымъ,  такъ  какъ   я   услышала   объ   одной  дѣвицѣ  Марій, дочери  Іоакима  и  Анны,—что  объ  этой дѣвицѣ  извѣстилъ  архангелъ  Михаилъ  по  всѣмъ  городамъ  и  селамъ,   что  изъ  этой  дѣвицы  Марій  родится  Іисусъ  Христосъ  Назарянинъ,  царь   всего  міра,  и  иду  съ  моимъ  большимъ  діавольскимъ  искусствомъ,  видимымъ  и  невидимымъ,  чтобы  ее  повредить,  подобно  тому,  какъ  я  повредила   и   другихъ  женщинъ  до сего дня съ   моимъ   большимъ  діавольскимъ   искусствомъ   видимымъ   и   невидимымъ. 

 А  архангелъ  Михаилъ  сказалъ:  это  большое  діавольское  искусство  видимое  и  невидимое  ты  мнѣ  сообщи  вполнѣ   и   подробно.  И   схватилъ   онъ   ее   за   головные  волосы  и  билъ  ее  огненными  ударами,  и   пронзилъ   бокъ   ея   мечемъ   и  билъ  ее  больно  палками,  такъ  что  она  отъ  страха  сообщила  вполнѣ  и  подробно   свое  большое  діавольское  искусство  видимое  и  невидимое.  И  она   люто   кричала   и  умоляла,  чтобы  онъ  остановилъ удары, потому что  она  сообщитъ все  подробно,  говоря:

Я  оборачиваюсь  въ  муху,  я  оборачиваюея въ осла,  я  оборачиваюсь  въ  борзую  собаку,  я  оборачиваюсь  въ  паука,  я   оборачиваюсь  въ  козу  и  во  всѣ  привидѣнія  видимыя  и  невидимыя,  и  хожу  и  повреждаю   их(sic)  матерей,  когда   онѣ   беремены  ими и отнимаю  у  нихъ  дѣтеи,  и  оборачиваю  лица  ихъ  во снѣ,  когда  онѣ  спятъ,  и  больше  всего  я  приближаюсь  къ  тѣмъ,  которыя  портятъ  чужой  скотъ,  къ  тѣмъ,  которыя  чародѣйки,   къ  тѣмъ,   которыя  смотрятъ   (гадаютъ)  по  звѣздамъ  или  гадаютъ  на  воскѢ,  или на  хлѣбѣ,  или  на  оловѣ,  или  на  ситѣ,  или  на  щеткѣ,  или  на  бобахъ,  или  къ  тѣмъ, которыя  не  живутъ  по  правотѣ  съ  своими  мужьями,  или  къ  такой   дѣвушкѣ,  которая   беремена,  и   бьетъ  ее   по  всему  ея  тѣлу,  и  къ  тавимъ  я  приближаюсь   больше,  чѣмъ   къ  другимъ  чистымъ  женщинамъ,  и  у  меня  19-ть  именъ:

первое  Авестица,  2. Кадаръ,  3.  Саномія,  4. Надара, 5.  Кикоръ,   6.   Авиза,   7.   Ксарманъ,   8.   Стиха,   9.  Пуха,  11.  Злата,  12.  Глипина,  13.  Наевора,  14.  Boxa,  15.  Злая,  16.  Нержуца,  17.  Сестра,  18.  Дефка,  19.  Тія. 

Эти  мои  имена   ходятъ   и  повреждаютъ  женщинъ.  Но   гдѣ  находятся  записанными  эти  мои  имена,  туда  я  не  могу  приблизиться.  И  вотъ  я  даю  мою  запись  (т.  е. списокъ  моихъ  именъ)  тебѣ,  мучитель,  который  мучишь  меня,—  что  гдѣ   бы  ни  находилася  моя  запись,  у  кавого-бы  то  ни была  христіанина,  я  туда не могу приблизиться, какъ  только на  семь  миль, и  никакого  дѣла  въ  такомъ  домѣ  у  меня  нѣтъ,  а  также  нѣтъ  мнѣ  дѣла  и  ни  до чего  изъ  того,  что принад­лежало  бы тому  дому,  въ   которомъ  находилась   бы   эта   моя  запись   съ  этими  словами   моими.  И   сказалъ   ей-  ангелъ: 

вотъ,  я   повелѣваю   тебѣ   сатана,  не­чистый  духъ,  и   связываю   тебя  именемъ  Іисуса  Христа   Назарянина,  который  родился  отъ  святой  Дѣвы  Марій,  чтобы  ты  сатана,  нечистый  духъ,  не  прибли­зилась  къ  дому  Господню,  ни  къ  нему  (т. е.  имя  рекъ),  ни  къ  его  отрокамъ,  ни  къ  его скоту,  ни  къ  его имуществу,  ни  ко всему  тому,  что  считается   ему  принадлежащимъ  во  вѣки  вѣковъ.  Аминь. 

Б. Мелиоранский
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".