Новости: 🖤 Объявляется набор в школу гадания на картах Ленорман 🖤

  • 19 Апреля 2024, 09:58:07


Автор Тема: Гостец  (Прочитано 743 раз)

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2037
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Гостец
« : 27 Февраля 2020, 12:55:11 »
Гостец — так в народе называют ревматизм суставов. В заговорах он выступает в подобии злого духа, живущего в темных местах. Бывает как мужского, так и женского рода, переходит в человека разными путями. Поселяется в глазах, шее, в плечах или между плеч, в мышцах, груди, сердце, жилах, мозгах, животе, костях, коленях, руках, ногах — во всем теле. Представляли гостец темным, гибким и неотступным, как тень.

"…я говорил о болезни, которую они (казаки) называют гостец и какой часто болеют. Больные этим недугом (который называется во Франции "колтуном") целый год лежат без движения, словно парализованные, чувствуя сильную боль в нервах. Они неудержимо кричат от этого. Когда минет год, в какую-то ночь им так сильно потеет голова, что утром все их волосы склеены в клок и свисают одной широким прядью, как хвост трески; с этой минуты больной чувствует себя намного лучше, а спустя несколько дней выздоравливает, будучи в лучшем здоровье, чем перед недугом. Лишь волосы выглядят ужасно, нельзя их расчесать, а когда хотел бы срезать, то жидкость, которая выделяется сквозь поры на голове, за два дня стекла бы ему на глаза и он обязательно потерял бы зрение…" (Гийом Левассер де Боплан).




Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/lechenie-zabolevaniy/116/gostets/2182/

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2037
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Гостец
« Ответ #1 : 28 Февраля 2020, 12:31:53 »
Колту́н — болезнь кожи у лошадей (обычно под гривой) и у людей (на голове), при которой волосы спутываются и склеиваются в плотную массу.

Колтун — деятельность нечистой силы
КолтунКолтун в волосах восточные и западные славяне связывали с деятельностью нечистой силы. При этом колтуном называли не только свалявшиеся волосы, но и ломоту в костях, общую слабость. Чаще всего колтун представлялся как особое существо поселяющееся в человеке, но иногда считали, что его насылает домовой, демон или колдун. Поэтому избавление от колтуна в волосах, также как и средание залома, обнаруженного на поле, должно было сопровождаться особыми ритуальные действиями, которые нейтрализуют его вредоносность.

Название колтуна как болезни волос неоднократно связывается с мифологическими существами. Польскому kołtun ‘колтун’ родственно верхнелужицкое kołtk ‘кобольд, "краснолюдек"’. В кашубском языке слово pokas имеет значения ‘колтун’ и ‘злой дух’.

Завязывание узла как деятельность колдуна отражается не только в этом слове. Значения, связанные с магией, отмечаются и у славянских слов с корнем -уз- (как в словах узел, вязать). В диалектах отмечены слова наузить ‘колдовать, знахарить, заговаривать, нашептывать’, тверск. науза ‘в суеверных представления – средство от порчи, сглазу’, наузник ‘колдун, знахарь’, наузница ‘колдунья’. Отмечены древнерусские слова наузъ ‘узелок, талисман, который носят на шее, привязывают к руке и т. п. и которому приписывается свойство отгонять злых духов и тем самым предохранять от болезней и несчастья’ и наузникъ, наузница ‘тот, кто привешивает кому-либо талисманы, завязывает узлы с целью излечения или предохранения от болезни, сглаза, порчи’.

Завязывание волшебного узла упоминается в связи с князем Всеславом Полоцким (ок. 1029 – 1101), который в фольклоре предстает не только как богатырь, но и как могущественный колдун. В "Повести временных лет" говорится, что после рождения волхвы навязали ребенку на голову науз.

Колтун — мифическое существо
По другим поверьям, колтун — это существо, живущее в теле человека: в глазах, в шее, в спине, груди, в руках, ногах, в сердце, в жилах, мозгу, животе. Белорусы считали, что колтун есть у каждого, но проявляется он, если его раздразнить или если наслана порча. Демон, поселившийся в человеке, мстит колтуном, если ему не угодить, и он будет мучить человека всю жизнь. Колтун в поисках выхода из тела человека влезает в голову и поселяется в волосах, свивая их в ком. Обращаясь к колтуну, его следует называть ласковыми уменьшительными именами, например: "Мой колтунчик, не мучь меня" (пол.).

В народе колтун получил название гостец. Гостец — это злой дух, поселившийся в человеке. Если кто-нибудь оскорбляет его неумелым лечением, то гостец обращается в опасную и трудноизлечимую болезнь. Бытовало убеждение, что стрижка колтуна может вредно отразиться на здоровье человека — расстройством психики, слепотой и др.

Считалось, что колтун мог быть как мужского, так и женского рода: "заклинаю тя, гостец, самца и самицу". Мог поражать, то есть "помещаться" в разных частях человеческого тела, о чём свидетельствует заговор от него: "ани в бровах, ани в очах (глазах), ани в шее, ани в плечах, ани между плечей, ани в мышцах, ани в персях (груди), ани в сердце, ани в селезенке, ани в плюцах (легких), ани в жилах, ани в мозгу, ани в чреве, ани в костех, ани в естественных пределах, ани в коленах, ани в голенах, ани в руку, ани в ногу, ани во всем составе, ани во всем теле…".

Другие причины возникновения
Причиной появления колтуна может быть летучая мышь, вцепившаяся в волосы; птица, которая унесла вычесанные и брошенные человеком волосы и выстелила ими гнездо. По представлениям поляков и украинцев, Колтун сидит, притаившись в зарослях бузины, и может пристать к человеку, который проходит мимо; он появится у того, кто срубит бузину или отломит от нее ветку в недобрый час. Болезнь могла наслать ведьма, злой человек, злой дух, черти, бродяги, евреи, существа из чужого мира. Колтун возникал от испуга, переживаний, от тоски, бедности, грязи, от ветра и холода.

Избавление от колтуна
Для избавления от колтуна больного заговаривали на восходе или заходе солнца; окуривали, поили травами; использовали отвар омелы, питающейся, как и колтун, чужими соками. Колтун запрещалось срезать, его надо было распутывать по волоску или ждать, когда он сам отпадет. Пережигали каждый волосок раскаленными щипцами, серпом, куском железа или громничной стрелой; отбивали камнем на камне по двадцать волосков в день; отрубали топором. Для этого важно было правильно выбрать время и место: колтун удаляли при растущей луне или после полнолуния, в четверг на новолуние, в погожий день под вечер. Поляки считали, что колтун можно отрезать только раз в году — в Страстную пятницу перед ритуальным купанием в реке, произнося специальное заклинание. Срезав, колтун завязывали в тряпку вместе с монетой и хлебом, закапывали в муравейнике, под порогом дома; на перекрестке дорог, за границей села, под бузиной и в других местах, где обитают злые духи; прятали в дуплистых старых вербах, между балками на чердаке дома; сжигали, бросали в текущую воду. Несоблюдение правил срезания колтуна могло привести к слепоте, глухоте, потере рассудка, смерти. От колтуна охраняли всякого рода амулеты.

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2037
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Гостец
« Ответ #2 : 28 Февраля 2020, 12:32:15 »
Современность
Колту́н, или ковту́н (лат. Plica polonica; польск. Kołtun polski; укр. Гостець) — воспаление сальных желёз на голове, возникающее в результате нарушения условий гигиены, нерасчесывания, вшивости и т. д.

Вследствие обильного отделения (экскреции) сальных желез на голове, волосы слипаются в клубки, косички, неразделимые космы и образуют слипшуюся густую массу, похожую на войлок, в которых накапливается грязь, пыль и множество насекомых. Колтун устраняют стрижкой волос и последовательным лечением воспалительного состояния сальных желёз на голове.

В прежнее время считался особой болезнью, присущей некоторым местностям, в первую очередь Польше, некоторым районам Белоруссии, Литвы, Украины, и отдельным народностям.

Ношение колтуна должно было защитить от болезней и чёрта. В народном представлении происхождения колтуна (гостеца) связывалось также с наследственностью: "есть с родичов на потомство спадаючая" или чаще — с чарами, злым духом, который может войти в человека "из ветра … с холода, с работы или от сглаза, или с раннего рассвета, северного, вечернего, полуденного или с солнца, или мужских, или женских, или девичьих, или детских глаз".

Сверхъестественное значение, которое народом приписывалось колтуну, вероятно, и вызвало синодский указ 24 февраля 1722 года, которым предписывалось: "игуменам в монастырях затворников и ханжей и с колтунами никого не держать."

Колтун поражал, в основном, крестьянство и другие малоимущие слои населения, но встречался также и среди высших социальных классов. Самой заметной фигурой в истории был король Дании и Норвегии Кристиан IV (1577—1648). Его колтун имел форму косички, свисавшей с левой стороны головы, украшенный красной лентой. Придворные, как сообщается в исторических источниках, принялись носить такую же причёску, чтобы польстить королю.

Другие народности
Немало примеров магического использования узлов приводит известный религиовед Джеймс Джордж Фрэзер: "Вплоть до XVIII столетия в Европе считалось, что брак может расстроить всякий, кто во время обряда венчания запрет замок или завяжет на веревке узел, а затем выбросит замок или веревку. В 1718 году парламент города Бордо приговорил человека к сожжению живьем за то, что с помощью завязанных узлов он погубил будто бы целое семейство. В 1705 году в Шотландии за кражу заколдованных узлов были приговорены к смерти двое мужчин; некая женщина изготовила их для того, чтобы расстроить супружеское счастье семьи Сполдинг из города Ашинтилли. Вера в действенность подобных магических средств сохранилась в горных районах графства Перт до конца века. В этот период в приходе Лоджирэйт, что расположен между, рекой Туммель и рекой Тей, у жителей сохранялся обычай перед церемонией бракосочетания со всем тщанием распускать узлы на одежде невесты и жениха. С тем же предрассудком мы сталкиваемся в Сирии. Лица, помогающие жениху-сирийцу облачиться в брачные одежды, следят за тем, чтобы на них не был завязан ни один узел и не была застегнута ни единая пуговица. В противном случае враги смогут магическим путем лишить жениха его супружеских прав. Тот же страх распространен по всей Африке. Для того чтобы лишить жениха мужской силы, колдуну достаточно было завязать узел на платке, который перед этим он потихоньку приложил к какой-нибудь части тела жениха, когда тот садился на коня, чтобы отправиться за невестой. Считалось, что, пока узел на платке будет завязан, жених не сможет вступить в свои супружеские права. Дурное влияние узлов может проявиться также в болезнях и всякого рода напастях. Так, иногда колдун госов в Западной Африке, проклиная врага, затягивает на стебельке травы узел со словами: “Этим узлом я завязываю такого-то. Пусть на него обрушатся все беды! Пусть змея укусит его, когда он идет по полю! Пусть на охоте набросится на него прожорливый зверь! Пусть вода смоет его, когда он ступит в реку! Пусть во время грозы молния поразит его! Пусть кошмары мучают его по ночам!” <…> Когда в 1572 году в Сент-Эндрюз женщину, приговоренную к сожжению живьем за колдовство, подвели к месту казни, на ней обнаружили белую тряпку в форме воротника со множеством свисающих узловатых тесемок. Эту тряпку пришлось отнимать у нее силой, так как женщина явно пребывала в уверенности, что если на ней будет тряпка с узлами, то она не сгорит на костре. Когда тряпку все-таки отобрали, колдунья воскликнула: “Теперь я пропала!”".

В.В.Усачева