Новости: Группа нашего форума ВКонтакте: Гадание • Магия • Руны | VK

  • 29 Марта 2024, 03:21:06


Автор Тема: Крест  (Прочитано 810 раз)

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2037
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Крест
« : 28 Февраля 2020, 14:00:58 »
Крест — один из древнейших сакральных знаков в мировых мифопоэтических и религиозных системах; главный символ христианства (является также монограммой имени Христа); культовый предмет, имеющий сакральные и апотропейные функции.

В народном орнаменте крест называется "божьим знаком" (макед.); крест и его разновидность (свастика) выступает как солярный знак; так наз. "гаммический крест" (свастика) в рус. народной вышивке и резьбе символизирует свет (солнце) и, соответственно, плодородие; в Словении и Черногории солнце и крест рисовали в Сочельник на воротах. Крест также представляет собой геометризованный вариант мирового древа или древа жизни (ср. образ так наз. "процветшего креста"),

Крест как символ центра
В укр. космогонических легендах говорится, что земля (центр мироздания) покоится на двух рыбах, лежащих крест-накрест. У юж. славян традиционно ставили крест в центре села. При закладке дома втыкают в центре березку или рябину, которые имеют крестообразную форму листьев, или водружают деревянный крест (рус.). В качестве креста осмыслялся печной столб (центральная опора крыши, которая при соединении с потолочными балками образует крест), ср. в рус. свадебной песне: "Не молитесь-ка богу нашему, / Наш бог вас не помилует! / Помолитеська чудному кресту, / Чудному кресту — печному столбу!"

Крест как сакральний знак
Использование изображений креста в ритуальных целях, ношение нательного креста символизируют причастность к определенной конфессии; напр,, сербы различают христианский крест (часни крст) и "народный" крест (пагански крест). В христианской традиции известны различные типы крестов; Т-образный ("тау-крест"); "крест св. Андрея" с диагонально расположенными перекладинами; "латинский" (равноконечный, но чаще с удлиненной вертикальной перекладиной) и "греческий" (равноконечный, иногда с расширениями на лопастях) крест. У юж. славян крест латинского типа встречается на надгробиях, прялках, в орнаменте (Сербия, Босния, Герцеговина, Черногория, Македония, особенно часто — Далмация), но в целом преобладает кресты греческого типа (на надгробиях, прялках, пасхальных яйцах, обрядовых хлебах, над входом в дома). Равноконечный крест как княжеский знак встречается на документах (договорах) с XII в. В ю.слав. письменных источниках кресты в качестве пограничных знаков упоминаются с XI в. Межевой знак в виде креста представлен на т. н. "Двинских камнях" — гранитных валунах из Виленской губ. (Живописная Россия. Литовское и Белорусское Полесье. Минск, 1994:9). Один из наиболее ранних у славян ритуалов клятвы или приведения к присяге — целование креста.

В народной традиции проявляется отношение к кресту как к святыне. Нельзя указывать на крест рукой (только движением головы или глаз): протянутую руку сведет судорога или на ней появятся раны (бел.). Детям запрещалось играть с крестом, это могло привести к смерти их родителей (пол.).

Знаком креста отмечались предметы, наделяемые в традиционной культуре сакральным статусом, почитаемые или опасные места. Вырезали крест на бадняке; во время горения сторона с крестом должна была находиться сверху (хорв.). Крест делали ножом на нижней стороне каравая перед его разрезанием (пол.). Крест ставили возле очага, на границе села, на перекрестке, в поле, под деревом (у юж. славян крест ставили рядом с записом — почитаемым общиной деревом — или вырезали крест на дереве). В доме полагалось хранить крест из тиса (серб.), ср. молитву для оберега дома: "Крест в дом, крести, Боже, это место..."

Календарная обрядность
Как основной обрядовий атрибут крест выступает в ритуалах, приуроченных: к Крещению — Водосвятие (погружение креста в иордань), вывешивание украшенных цветами и зеркальцами крестов на внешних стенах домов, над колодцами и источниками (гуцул.); Вознесению или Юрьеву дню — обходы сел с крестным ходом, иногда с целью вызывания дождя (болг. кръсти, покръсти: ср. названия участников обряда — болг. кръстоноше, серб, крстоноше); Троице; дню Ивана Купалы (св. Яна) — сжигание креста, сделанного из разбитых бочек (сев. Словакия). На Воздвижение (укр. чесный хрест, болг. кръстов ден, серб, крстовдан) скот мазали дегтем, изображая при этом знак креста (серб.); говели, чтобы не болела поясница (болг.; омонимия кръст —  крест и поясница, крестец). На Средокрестье выпекали печенье в виде креста, используемое в дальнейшем при первом выгоне скота, при засевании, при гаданиях об урожае и судьбе (в.слав.). Для обрядовых целей крест изготавливали из липы, орешника, рождественской соломы, рождественского полена, колосьев, теста, глины.

Погребальная обрядность
Крест выступает как один из основных знаков погребальной обрядности; в народных верованиях фигурирует как символ смерти. Гадая о судьбе больного, ставят ему на голову миску с водой и льют туда воск. Если воск застынет крестообразно, больной умрет, если свернется в шарики — выживет (бел.). Если щепки от горящей лучины упадут крестообразно, то в доме скоро будет покойник (бел.). Ср. обычай складывать поленья в печи крестообразно в "задушки" (пол.). Если человек находил орех, в сердцевине которого был "крест", это предвещало ему смерть (словен.).

В с.зап. Болгарии крест изготавливали одновременно с гробом; на "том свете" крест становится конем, а гроб — седлом, и покойный мог переправиться через заросли терновника. Умирающему в руки давали медный крест (рус.). В Закарпатье на грудь покойному клали крест из соломы, который потом заменяли крестом, принесенным из церкви. На покойника надевали только медный, кипарисовый или восковой крест (рус.). Крест, который несут перед погребальной процессией, должен быть покрыт холстом, иначе "мяртвец на тым свети будя голый ходить" (могилев.). Когда тело опускают в могилу, душа человека садится на могильный крест (закарпат.).

Продуцирующая символика креста
В Болгарии на Богоявление (6.I) бросали крест в воду и вылавливали его: если крест обледенел, это предвещало здоровье людям и урожайный год. У русских перед новогодним ужином на стол насыпали в виде креста и круга семена различных культур (курск.). Изготовленный из бадняка крест бросали в первую засеянную борозду; крестили тесто, чтобы злаки росли в поле; сажая курицу на яйца, помечали каждое знаком креста, чтобы вылупились цыплята (серб.). Крест из освященной в Вербное воскресенье или на Вознесение зелени втыкали в первую борозду или на границе поля; при этом молились о хорошем лете (словен.). Начиная сев, бросали зерно через железный (серебряный) крест и говорили: "Пусть пища (урожай) будет крепкой (адоровой), как крест" (болг.).Чтобы удался хлеб, перед выпечкой делали крест из теста на дверях (Метохия). Колядники вставали на пасеке в круг на колени и топориками изображали на снегу крест, чтобы роились пчелы (укр.). Украинцы Воронежской губ. весной закармливали первый раз пчел медом, смешанным с истертой в порошок лобной костью щуки (эта кость имеет форму креста). Если женщина хотела забеременеть, она надевала фартук с несколькими вышитыми крестами (макед.). Когда у женщины происходили выкидыши, супруги тайно шли к упавшему придорожному или могильному кресту, поднимали его, трижды читали "Отче наш" и "Богородицу" и целовались, обняв крест, после чего клали или вкапывали его на прежнее место (бел. полоцк.).

Апотропейные свойства
Значение креста как оберега тесно связано с символикой закрещивания — нанесения знака креста на различные предметы или его символического изображения (крестное знамение), см. Закрещивать. Осеняли себя (или объект, на который направлено действие) крестным знамением, начиная или заканчивая работу, выходя из дома, отправляясь в путь, садясь за стол, отходя ко сну. Крест изображали: мелом в доме и на хозяйственных постройках в канун Крещения (о.слав.); громничной свечой на Сретенье или страстной свечой в Страстной четверг (в.слав., пол.); чесноком в день св. Люции или на Вознесение (чеш., словац.); кровью жертвенного ягненка в день св. Георгия (болг., серб.); тестом в Игнатов день или на Голодную кутью в доме, на домашней утвари, хозяйственных посторонках (макед., болг., укр.): дегтем на воротах (дверях) в Страстной четверг или во время эпизоотии (рус.) и т. п. Начиная жатву, серпом выжинали в поле крест (словен.). Крест-накрест складывали первые сжатые колосья (пол.).

Для оберега дома и двора изображали крест тестом, мелом, дегтем на воротах или над дверями (о.слав.). Крест, начерченный на пепле, не позволял вештицам собираться около очага (серб.). Соломенный крест, вывешенный на двери и окна на Богоявление, защищал дом от ведьм и вампиров (серб.). На Крещение утром до восхода солнца бросали в колодец деревянный крест, выловивший его вешал крест в хлеву или на воротах, и ведьма не могла войти во двор и навредить скотине (бел. Полесье).

Чтобы уберечь от ведьм скот, животным давали хлеб с запеченными в него крестом из головешек от пасхального костра (пол.). Кресты из веток освященной в Страстную неделю зелени или из веточек пасхальных "пальм" бросали в колодцы или закапывали на поле для защиты воды и посевов (чеш., пол.). Оберегая зерно от полевых вредителей, в основание скирды крестообразно клали два снопа (бел.). В мышиные дни болгары насыпали крестообразно землю во всех углах дома, таким образом "залепляя" мышам глаза (пловдив.). Утром в Юрьев день выжинали на ниве знак К. в качестве оберега от ведьм, в этот день отбирающих урожай жита (пловдив.).

На Рождество, обвязывая ножки стола цепью крестообразно и замыкая цепь замком, изгоняют из дома нечистую силу (з.укр.). Крестом отпугивают демонических существ и зверей, встреча с которыми опасна или сулит несчастье: черта, вампира, русалку, волка, зайца и др. Чтобы унять бурю, поднимающуюся во время смерти и похорон колдуна, в его могилу сначала опускают осиновый крест, а затем гроб (витеб.). Как защита от ходячего покойника выступает крест в обычае "печатать" гроб: делают с четырех сторон заступом крестики на свежей могиле, "штобы померший в повноч и в повдень ни выходив оттулитьки" (могилев.). Ср. "печатание" могилы в погребальном обряде, когда аналогичное действие исполняет священник.

Чтобы уберечь ребенка от сглаза, сербы зашивали крест в пеленки или одежду, проводили крестом по лбу и лицу: "Беги, как дьявол от креста"; болгары пришивали к чепчику младенцев крестовидную кость из головы карпа (ею же лечили детскую бессонницу и заговаривали опухоли у детей); македонцы рисовали на лбу ребенка кресты синей краской, которую мать носила на шее в скорлупе ореха во время беременности, или умывали и поили ребенка "крещеной водой" (кръстена вода), в которую предварительно погружали крест, принесенный паломниками из Святой Земли. Как оберег на свадьбе выступали заколотые крестнакрест булавки на одежде молодых (рус.).


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/raznoe/178/krest/2218/

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2037
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Крест
« Ответ #1 : 28 Февраля 2020, 14:01:29 »
Крест как защита от града и дождя
В Сербии, чтобы "отвернуть" градовые тучи, на границе села ставили освященные деревянные кресты; делали крест из бадняка и хранили его под стрехой, а при появлении тучи размахивали крестом и говорили: "О, не иди чудо на чудо, здесь есть большее чудо, здесь есть крест от Божича"; крестики из прутьев лещины втыкали в землю, под крышу дома и хлева. Крест из веток пасхальных "пальм" затыкали за стреху от грозы; крест из обгоревших в пасхальном костре ветвей устанавливали на поле как защиту от молнии (пол.). Во время грозы крестообразно складывали во дворе хлебную лопату и кочергу или другую утварь (о.слав.). В вост. Словакии считали, что в дерево, на котором вырезан крест, не бьет гром. Чтобы остановить дождь, делали крест из соли (с.вост. Болгария).

Крест и моровые поветрия
Крест как защитное средство от эпидемий устанавливали на перекрестках дорог или на границе села (укр., бел.). По свидетельству из Галиции, во время холеры жители, совершив обход своего селения, закопали за околицей четыре осиновых креста. При моровом поветрии в Родопах делали маленькие кресты из плюща и носили их на голой груди как оберег; такие же кресты ставили над всеми дверьми.

По окончании снования одна из ткачих трижды крестообразно ударяла топором в землю, чтобы это место стало безопасным для людей и скота (босний.). В головах брачной постели вешали крест для защиты молодых (Рус. Север). Четыре креста, установленные (изображенные) вокруг человека, заменяют магический круг (серб.). Клад, зарытый вместе с крестом, считается "чистым" и не может достаться черту (Закарпатье).

Крест в магии и гаданиях
Пропавшую в лесу корову возвращали, поставив на перекрестке три рябиновых креста; при этом, пятясь назад, произносили заговор (Новгород.). Отнимая урожай с чужих полей, ведьма (житомамница); раздевшись догола, обходила ниву крест-накрест и обрывала колосья с четырех сторон поля (болг.). Чтобы в добытом ведьмой молоке и масле завелись черви, нужно крестообразно посыпать кострой крестец скотины и углы хлева (бел.).

При насылании порчи плотники ударяли по первому бревну крестообразно и, задумывая кому-либо вред, говорили: "Гак! нихай будиць так!" (бел.). На Крещение, когда священник уходил, окропив хату святой водой и нарисовав на стене крест, хозяйка стирала этот крест и обводила мелом черту вокруг дома для того, чтобы у нее куры неслись, а у соседей нет (чернигов.).

Чтобы получить в свое распоряжение духа-обогатителя (помощника для меткой стрельбы), охотник должен был выстрелить в крест (Закарпатье). В Лесковацкой Мораве считали, что если в поле была убита змея (дух-покровитель), то необходимо поставить на этом месте деревянный крест, чтобы предотвратить смерть хозяина.

В Краковском воев., чтобы приворожить девушку, на перекрестке разводили костер из уложенных крест-накрест палочек и живьем сжигали летучую мышь; ее пеплом посыпали девушку. Желая добиться любви мужа, женщина должна была положить в платок, которым связывают ноги мертвецу, воск с крестом, бывшего у покойника в руках, и щепку с могильного креста; все это зашивалось в рубаху мужу (Подолия). У вост. славян распространено наговаривание любовного заговора на кольцо или нательный крест (рус.). Нательный крест кладут под подушку, чтобы приснился жених (нижегород.). Гадая о женихе в день св. Андрея, девушка перед сном складывала свой пояс крестом и клала под голову со словами: "Живу в Киеві на горах, / Кладу хрест в головах; / З ким вінчатись, з ким заручатись, / З тим і за руки держатись" (винниц.). При гадании о замужестве на Еньовден (24.VІ) девушки клали в котелок наряду с другими предметами крест, "чтобы была здоровой пища и сено" (вост. Фракия). Во время рекрутского набора вырезали из верхней корки свежеиспеченного хлеба крест и бросали его в воду; если крест утонет — гадающий пойдет в солдаты (бел.).

Крест в народной медицине
Осеняя больного крестным знамением, говорили: "Где крестом перекрещено, там и излечено" (серб.). При заговаривании проводят крестообразно по полу у порога и по больному месту, крестят змеиный укус, рану и т. п. Крест выстригали на шерсти скота от болезни бедреница (серб.). Медный крест, с которым ходили святить пасху, прикладывали к больному месту при коликах (укр.).

Типы крестов
Различные по функциональному назначению типы крестов так или иначе воплощают все указанные символические значения. В то же время виды крестов (обетные, надгробные, придорожные, нательные), выступая в различном ритуальном и обрядовом контексте, выявляют различные семантические оттенки данного символа в народной культуре.

Нательный крест — неотъемлемый атрибут христианина, который человек получал при совершении таинства крещения и с которым не расставался всю жизнь. Помимо креста-тельника, в рус. крестьянской среде бытовали также наперсные кресты, носимые поверх одежды на массивных цепочках или бисерной тесьме. Являясь репрезентантами своих владельцев, кресты иногда разделялись на "мужские" (прямые или расширяющиеся книзу) и "женские" (заостренные книзу) (рус. Владимир.).

Обмен нательными крестами составляет часть обрядов кумления или побратимства (рус. крестовое братство); ср. былинные и сказочные мотивы: богатыри обмениваются крестами, конями и платьем; обмен крестами-тельниками с мертвецом приносит герою богатство. "Крестовыми" братьями становились иногда убийца и его жертва; в случае нечаянного убийства виноватый кланялся покойнику, просил у него прощения и менялся с мертвым крестами (орлов.).

Нательный крест надевали на чучело "кукушки" в обряде "крестить кукушку" (рус.). С помощью нательного креста знахарь определял характер болезни (вологод.) и судьбу больного: если опущенный в воду крест почернеет, человек умрет; крест больного ребенка с молитвой о выздоровлении навешивали на часовенный крест (владимир.). Потеря нательного креста предвещала несчастье или внезапную смерть (владимир.).

Нательный крест часто носили в сочетании с амулетами-оберегами (звериный зуб, коготь, наперсток, воск от пасхальных свечей, трава Петров крест, змеиная голова и т. п.). Апотропейная функция нательного креста выражена в названиях типа чертогон (архангел.). Человек, снявший с себя крест, становится уязвимым для нечистой силы: купальщика водяной утащит под воду (в.слав.); моющегося в бане мог задушить или "запарить" банник (рус,); на спящего нападают ведьмы-вештицы (вят.); человека без креста могут до смерти защекотать русалки (в.слав.); как оберег от русалок используются два креста — один вешается на грудь, другой на спину (орлов.); ходячий покойник старается сорвать крест со своей жертвы (новгород.).

С помощью нательного крест можно вернуть в мир проклятых или обмененных детей — достаточно накинуть крест им на шею (ср. архангел, быличку о проклятой дочери, которая спаслась от лешего только потому, что держалась рукой за крест-тельник). Шутовки и русалки при встрече с людьми кричат: "Дайте крест, навек вашей буду!", "Дайты хрестык!" (харьков.). Матери, имевшие умерших некрещеными детей, на Троицу раздают чужим детям 12 крестиков, чтобы "выхрестыть и ввесты в царство" своих (укр.). Нательный крест может заменяться символическим изображением креста. Души некрещеных детей, летая в виде птиц, "просят креста"; чтобы они успокоились, нужно осенить их крестным знамением и дать имя (укр., бел,). Некрещеных детей хоронят в местах, где их могут "крестить" люди: под порогом — "ходим — ногами крест делаем"; под перелазом через плетень, чтобы шагающие через них хрестились (укр.).

Отказ от нательного креста при контакте с нечистой силой или при гадании равнозначен осквернению икон, распоясыванию, выворачиванию одежды (ср. расположение креста ниже пояса в костюме ряженого — хорв.; надевание креста на спину при вызывании дьявола — Рус. Север). Без креста кланялись овину и благодарили за сохраненный урожай (рус.). Желающий стать колдуном снимает крест и кладет его под пяту (рус., укр.). Крест снимают, призывая лешего, банника, черта (рус.). Избавиться от домогательств лешачихи можно, надев на нее крест и отстегав рябиновой веткой (пинеж.).

Нательный крест, добытый из старой могилы, надевали при лечении лихорадки, испуга, нервных болезней (рус.); он мог заменить икону или Евангелие при заключении договора (бел.). Нательные кресты — один из распространенных видов обетных приношений (см. Обет).

Могильные кресты (особенно антропоморфные конструкции) выступают как субстатут покойника (см. Надгробие). Крест должен, согласно верованиям белорусов, как можно более точно обозначать не только возраст, но и пол погребенного; самые большие кресты ставились на могилах стариков, маленькие — на могилах детей. "Женские" кресты отличались толщиной. В Шумадии кресты на могиле ребенка одевали в его одежду. В Полесье на кресты на женских могилах вывешивали фартуки. У вост. славян могильные кресты украшали также полотенцами (ср. трансформацию этого обычая в одном из типов каменных з.укр. надгробий, имитирующих дубовый крест, обвязанный полотенцем). В Сербии (Шумадия), чтобы вернуть человеку здоровье, связывали его ногу или руку с крестом на безымянной могиле (который осмыслялся в данном случае как своеобразный "побратим" больного), а если у него был умерший родственник-"одномесячник", то с крестом на его могиле.

На могилах самоубийц, ведьм, колдунов не ставили крест (рус., укр., полес.; это, в частности, грозило засухой). На могилы "порочных женщин" вместо креста полагали "кладки" — лежачие кресты, сделанные из сломанного дерева, или уложенные крестообразно камни (витеб.). Не ставили кресты на могиле первого умершего ребенка, чтобы могила "осталась неизвестной" и в семье больше не умирали дети (серб., Неготинская краина).

Во время засухи вырывали крест с могилы висельника или утопленника, разбивали или бросали крест в воду (укр., полес.). В Сербии крест с безымянной могилы опускали в реку со словами: "С неизвестной могилы крест, с неизвестной горы дождь". Человек, стоящий за могильным крестом (или сидящий на нем), становится невидим для ходячего покойника или ведьмы (укр., рус.). Чтобы наслать болезнь на человека, в его след вбивали щепку от могильного креста (словац.). Если под порогом девушки зарыть кусок могильного креста, она не выйдет замуж (закарпат,). Три гвоздя из креста с могилы двоедушника, вбитые в дорогу, вызывают несчастья, а если крест с такой могилы зарыт посреди двора, вся семья вымрет в течение года (закарпат.). Под могильный крест девушка закапывала связанные в узел куски своей одежды и одежды парня, которого хотела приворожить (словац.).

Во время приступа лихорадки больной должен был бегать вокруг могильных или придорожных крестов, при этом на бегу хватаясь зубами за их грани (бел.). При лечении от испуга использовали мох с креста на могиле человека, у которого нет родственников (р-н Пинска).

Придорожные, памятные, поклонные, обетные, обыденные кресты имеют статус местных святынь (см. Культовые места, Обыденные предметы). Их функции — оберегать посевы от града (серб.), селения от болезней и засухи (в.слав.), указывать места погребения "заложных" покойников (например, на перекрестках дорог или на возвышенностях), места провалившихся храмов и зарытых кладов.

Обетные (обыденные) кресты устанавливали жители села, члены семьи, часто тайно, по ночам; на них вывешивали приношеним — рушники, платки и т. п. К подножию придорожного креста мать клала больного "сухотой" ребенка и просила об исцелении: "Крыжу милостиві / Дай цела на косци! / А ни даси цела на косци — / Прыми до своей милосци!" (бел.).

С памятными крестами в народных рассказах связаны мотивы: чудесного явления (ср. предания о "явленных" иконах), за которым следует постройка часовни или церкви; наказания за осквернение креста (попытки перенести крест с почитаемого места, поместить в баню, в ригу или уничтожить его караются болезнью).

Почитаемые кресты могли восприниматься как антропоморфные существа (в Гдовском у. С.Петербургской губ. рассказывали о том, как большой крест разъезжал верхом на коне вслед за свадебными поездами; почитаемый на Гомельщине крест под названием "каменна божа мацер", внешне напоминает человеческую фигуру; ср. укр. название придорожного креста — хвигура).

Всем указанным типам крестов приписывалась исцеляющая сила: для лечения болезней использовался мох, растущий на кресте, щепки, осколки креста, а также вывешенные на кресте приношения (например, страдающие глазными болезнями вытирали глаза рушниками, висящими на обыденном кресте) и вода, которой обмывали крест.

Придорожные кресты могут быть также местом сборов нечистой силы. Согласно поверью из Подолии, ведьмы, чтобы похитить звезды с неба, мерх ногами влезают на крест, стоящий на перекрестке.

О. В. Белова

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2037
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Крест
« Ответ #2 : 28 Февраля 2020, 14:02:03 »
Образ и наименования
Знак креста образует, новую группу графем в системе латышских орнаментальных элементов. В народной терминологии его чаще всего называют "крест", но встречаются и обозначения "солнышко". Формы начертания его несколько различаются. Знак креста распространен как в простейшем виде (в узорах венков, варежек, перчаток, рубах, сакт, деревяннойутвари), так и в соединении с кругом, полукружием и другими знаками. Как и зигзаг, крест выступает самостоятельно и в качестве знака второго порядка: делит пространство и организует вокруг себя другие знаки. Крест или два креста делят круг насегменты (что часто трактуют как лучи солнца или спицы колеса). В косой крест встраивают треугольники и шевроны. Ряд соединенных косых крестов образует одновременно ряд ромбов (в узорах подвязок, поясов, манжет рукавиц и носков).

В орнаменте чаще всего встречаются кресты прямой, наклонный (косой) и с перекрещенными концами (по Е. Бине т.н.  "мечевой крест", и "огненный крест").

Бытование знака на славянских территориях
Один из древнейших в мировой орнаментике, мотив креста был широко распространен в орнаменте палеолита Европы, в Восточной Прибалтике известен с позднего палеолита. В этот период часто встречаются ряды наклонных крестов на роговых и костяных предметах и в керамике.

Косой крест— один из самых значительных орнаментальных символов балтов. Как показывают исследования В. И. Кулакова иМ. Е. Смирновой, этот знак часто наносился на декоративные пояса и культовую керамику древних пруссов, и был связан с культом божества Перкунаса (Перуна). Он почти не подвергался репризности.

В позднем железном веке распространяются крестовидные подвески, в том числе и в качестве символов христианства. Прямой и наклонный кресты широко используются в декоре украшений и оружия. В украшении  появляются усложненные варианты креста — крест с отростками, двойной крест (соединение креста и квадрата). Крест встречается в текстиле XI-ХIV вв. С эпохи средних веков его употребление уменьшается.

Крест — наиболее распространенный вид намогильных знаков (на взморье, на могилах рыбаков распространены намогильные знаки в виде трапеции, сердца, диска, овала, листа, "елочки", стилизованных зооморфных и анторопоморфных фигур.

Обычай вырезать на живом дереве (обычно на березе или сосне) кресты в ходе похорон сохранился до наших дней в ряде мест. "Когда покойного везли на кладбище,похоронная процессия останавливалась на дороге у известного дерева, и кто-нибудь вырезал ножом на коре ствола крест, чтобы душа покойного не приходила назад в дом".

Г. Эныньш заметил, что деревья с крестами обычно находятся на середине дороги от жилого дома на кладбище, и очень часто — на местах древних, археологических захоронений. Крест вырезали со стороны дороги, сторона света при этом не имела значения. Такие деревья часто называли "пограничными". "Говорили, что душа приходит до того места, где крест вырезан, дальше нет...".

Косой крест вырезали на основании лопаты для выпечки хлеба; "крест наносили также на тесто, когда его замешивали,накладывали, чтобы квасилось".

Кресты, а также некоторые другие знаки, наносились на хлеб. Это были как отдельные косые и прямые кресты, кресты с перекрещенными концами, так и ряды крестов, выдавливаемые пальцем, деревянной лучиной или ключом на поверхности буханки. Эти знаки, их нанесение и заговоры, произносимые при этом, имели охранительный и благопожелательный смысл.

Этимология знака
Существуют различные версии происхождения и значений креста. Согласно А. Миллеру, крест это "форма простейшего разрешения задачи орнаментального порядка" — простейший двухмерный знак, заполняющий поверхность предмета и переходящий в ромб. Если придерживаться мнения, что орнаментальные знаки произошли от изобразительных символов, то цепочку косых крестов в палеолите можно рассматривать как ограду для животных в охотничьей магии. Для эпохи неолита существует несколько версий трактовки креста.

М. Гимбутас полагает, что в неолите Юго-Восточной Европы знак косого креста с шевронами в двух противоположных междукрестиях является эмблемой Великой богини и отображает пару дождевых облаков.

А. Голан пишет, что крест в неолитической религии — символ бога преисподней и земли. На этом же основана трактовка креста как символа четырех сторон света. Универсально представление о том, что мир (страна) состоит из четырех частей, покоится на четырех столпах. На материале латышского орнамента, однако, трудно говорить о кресте как символе четырех сторон света; скорее он воплощен в знаке ромба (квадрата), в том числе в соединении ромба и креста.

Чтобы крест стал символом сторон света, его лучи должны быть векторами, исходящими из центра. В орнаменте этот центр чаще всего увеличен до ромба или круга.

Оригинальна гипотеза А. Бобринcкого, согласно которой крест и свастика первоначально являлись графическими символами летящей птицы.

Казнь на кресте, распространенную у индейцев Америки и у древних римлян, А. Голан трактует как первоначальное жертвоприношение богу земли.

Хорошо известна связь креста с огнем (так, например, русское крестьянин от слова крес — "огонь" — означало "огнищанин").

В. А. Даркевич пишет, что первоначально форма креста имитировала древнее орудие для добывания огня, вследствие чего она стала символом огня земного и небесного. При этом символ"крест в круге" можно считать обозначением сочетания неолитических символов неба (круг) и земли (крест). В Древнем Египте и Ассирии это был знак "города" и "военного лагеря", по егоформе закладывались города.

Начало солярной символики креста А. Голан относит к середине II тысячелетия до н. э. в Вавилонии. Известен миф о солнце, поднявшемся в небо в виде огнедышащей птицы. Возможно, это и отражало произошедшую в неолите инверсию, возвышение "мужского" божества до неба и низвержение "женского" с небес на землю. Позднее кольцо, диск и крест стали символизировать преимущественно солнце.

Восприятие скрещения часто двояко: от священного до проклятого. Вспомним о перекрестке, который в большинстве культур носил амбивалентный характер, часто понимался как место полуночных бесовских сборищ.

Смысловая поливалентность креста хорошо прослеживается на латышском материале. Так, у латышей есть поверье, что если четыре человека, здороваясь, случайно подадут друг другу руки крестообразно, то для молодых это означает, что будет свадьба, для старых — похороны .

Семантика знака
Четырехконечный крест, видимо, был лишь одной из графических разновидностей знаков, называемых у латышей "крест". Среди исследователей нет единого мнения по поводу того, каквыглядел т. н. крест лиетувена, неперсонифицированного злого духа — оберег от нечисти и колдунов: он мог быть и пятиконечным, и шестиконечным, и восьмиконечным, есть указания на семи- и девятиконечный. Не исключено, чтоего форма, собственно говоря, и не была установлена: известно только, что для того, чтобы он обладал магическими свойствами, его необходимо было начертить одним движением руки, не разрывая линию (ср. представления о "узловом узоре" в статье о ромбе). Некоторые фольклорные источники указывают, что крест лиетувена с большим количеством лучей обладает бoльшей силой, чем четырехконечный.

Крест рисовали углем и выцарапывали на пороге и дверях жилого дома и хлева, на спинах, рогах и копытах домашнего скота ("чтобы его не объезжала нечисть"). Чаще всего это делали в дни календарных праздников — вечером под Рождество, накануне Нового года, утром в весенний Юрьев день, вечером накануне дня Яниса, в Великую Пятницу перед Пасхой, а также во время свадьбы и похорон:  "Колдуны, кудесники — жениха провожатые, / На дверях крест выбили, соль бросили в огонь".

При постройке жилого дома крест вырезали на первом углу сруба, позднее — на стенах и кроватях: "Выбивать, выбивать дверной крест мечом — выбивать чертей, выбивать завистников, / Выбивать ведьм, выбивать счастье внутрь, несчастье наружу";  "Ударять крест-накрест железным мечом, / Чтобы завистники спотыкались у сестрицыных ног".

На рябиновой ветви вырезали три креста и клали ее под порог хлева. Из рябиновой ветви делали кресты лиетувена, которые использовали как магические предметы для защиты от нечистых духов — в дни календарных праздников их клали около дверей всех построек и закапывали на пашне. Представления об охраняющих свойствах рябины были распространены по всей Латвии; возможно, они были связаны с пятиконечным крестиком на рябиновых ягодах как охраняющем знаке.

Крест в поверьях чаще всего выступает как знак охраняющий, оберегающий, несущий святость, счастье и спасение: "Дочь Солнца по морю шла в позолоченных туфельках. / Горько плачет сын Диевса, стоя на бережку, / Протягивает золотой крест, чтобы (та) не погрузилась на дно".

  Широко распространен в латышских народных песнях мотив высечения воином, охраняющим свою землю, креста на дубе. Впроцессе свадебного ритуала дружка, ведущий молодых по усадьбе жениха, высекает мечом кресты на воротах, двери дома, клети, конюшни, хлева: "Выбивай, братец, золотой крест на двери, до которой дошел, / Чтобы (мне) ножки не сжечь в луже из слез!".

На свадьбе братья невесты "крестообразно" ездят на конях поновому подворью сестрицы, чтобы та "не заблудилась темной ночкой": "Поезжайте крестами, братцы, по подворью сестрицы, / Чтобы сестрица не заблудилась, ходя темной ночкой".

На караваях перед выпечкой чертят кресты — четырехконечные, кресты лиетувена; в Восточной Видземе — т. н. "перекрещенные кресты" (четырехконечные кресты, с перекрещенными концами).

"Крестами" украшали комнаты перед праздниками:  "Крестамиувита, крестами проскачена, / Крестами выделана эта комнатка".

Крест отождествляют со звездой:  "Крестами растут корни дорог, крестами — звезды на небесах, / Боком едут сыновья Диевса, крестообразно бегут кони".

Четырехконечный крест, концы которого завершены горизонтальными перпендикулярными черточками, в некоторых областях (например, в волостях Казданга и Нигранде в Курземе) считался "знаком смерти", и его советовали нигде не употреблять, чтобы не причинить вреда (однако, см. на пряслице — Таб. XVII, 8).

На местные поверья и обычаи, связанные со знаком креста, постепенно накладывался христианский пласт. Крестики-подвески как христианские культовые знаки известны в употреблении на территории Латвии с IX в., они носились часто вместе с местными культовыми символами, нанизывались на ожерелья.

В целом, весь комплекс представлений о кресте и обрядов, сним связанных, в том числе, обычай наложения креста, следует считать имеющими двойственную мотивацию благословения, защиты, предохранения (происходящими как из местной традиции, так и из христианского культа).

"Я смолола утреннюю порцию зерна, ни креста не наложила. / Наложи, Боженька, золотой крест, на последнюю горсточку"  — мукомольная песня; "Три речки, три сестрички, бурно текут вечером; / Наложи, Боженька, золотой крест, ни капельки не течет"  — заговор против кровотечения.

"Крест налагаю. Богу молюсь, въезжая в подворье жениха: / Крещено мое тело, подворье жениха некрещеное".



Крест — "знак знаков", который с доисторических времен служил охранительным символом почти во всех культурах мира. Скандинавы, например, изображали молот Тора, бога войны и грозы, в виде Т-образного креста. Крест также был атрибутом богов Ассирии, Персии и Индии. У американских индейцев он представлял как человека, так и четыре стороны света и четыре ветра. Для алхимиков крест был символом четырех элементов: воздуха, земли, огня и воды. Встречались также такие трактовки символа креста, как "здоровье", "плодородие", "бессмертие", "союз духа и материи".

Комбинации из двух пересекающихся прямых линий представляет собой древнейшую и наиболее распространенную разновидность мистических знаков. Практически повсеместно крест считается символом огня и света. Исследователи мифологии видят в нем стилизованное изображение двух кусков дерева, применявшихся в древности для добывания огня. Эзотерики наделяют крест богатой палитрой мистических значений. В частности, он считается символом священного Центра Земли (Рене Генон), символом распространяющегося света истины (Кроули); символическим изображением Адама Кадмона у розенкрейцеров, символом четырех сторон света, а следовательно, всего земного мира, а также символом Святой Троицы (три "ветви" креста трактуются как Отец, Сын и Дух Святой). У Уильяма Б лейка крест — символ величайшей жертвы со стороны Христа, но у него к кресту пригвожден змей материализма.

Конечно, все эти значения на были присущи кресту изначально, а возникли в процессе истолкования этого символа с точки зрения вновь возникших мистических теорий. Известно, что христиане не считали крест "своим" знаком до середины IV в. Тем не менее крест прежде всего выступает символом Христа, его распятия, христианской веры и Церкви. Он является не только средством насилия и атрибутом страдания, но и ключом к излечению и жизни. Где бы христианство ни утверждалось как религия, крест становился и неотъемлемой частью церковной обрядности, и главным символом в искусстве, архитектуре и во многих других областях, включая флаги и геральдику.

Конечно, крестная казнь была языческой греко-римской традицией, но благодаря Христу крест стал для христиан "символом силы и власти Христовой".

После признания христианства Константином Великим и особенно с V в. крест стал изображаться на саркофагах, светильниках, шкатулках и других предметах, заменяя ХР-монограмму, до того времени бывшую отличительной эмблемой раннего христианства. В Средневековье его употребление еще больше расширилось. Он стал символом власти Церкви и в этом качестве использовался рыцарскими орденами, включался в изображения гербов и помещался на хоругвях.

Общий план церквей также повторял его рисунок. Но существуют два главных типа креста – латинский и греческий, – особенности которых повлияли на типы архитектуры обеих Церквей. Латинский крест представляет собой образ человека с распростертыми руками и являет прямой образ Страстей Христовых. Это так называемый crux immissa, вертикальная ось в котором пересечена горизонтальной линией на 1/3 от своей длины. В греческом же кресте горизонтальная ось пересекает вертикальную посередине, образуя квадрат — crux quadrata.

Крест является также атрибутом святых: расцветший крест — Антония Падуанского, с потиром — Бонавентуры, с лилией — Екатерины Сиенской, с дароносицей — Клары, со свитком — пророка Иеремии, с пальмовой ветвью — Маргариты Антиохийской и т. п. Два горящих жезла, перекрещенные наподобие Андреевского креста, были эмблемой Пьеро Медичи с девизом: "В юности любовь обжигает до глубины души".
Материал креста также выступает существенным элементом символизма. Золотой крест означает просвещение, серебряный – очищение, крест из других металлов — смирение, а деревянный — символ устремления.

В. Телицын "Символы, знаки, эмблемы"