Новости: 🖤 Объявляется набор в школу гадания на картах Ленорман 🖤

  • 21 Ноября 2024, 18:49:57


Автор Тема: Заговоры карел. Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. 1919  (Прочитано 1700 раз)

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Бубновский М. Заговоры карел // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. 1919. № 10 – 11 – 12. С. 221 – 223.

(№№ 1, 2, 3 записаны со словъ крестьянина Кучезеро, Кемскаго уѣзда Петра Сергѣева 65 лѣтъ, а №№ 4, 5, 6 – крестьянки той же деревни Василисы Афанасьевой 40 лѣтъ)

1. Отъ жары. Ежели человѣкъ ногу или руку ранитъ, и чтобы жаръ не зашелъ въ нутро, поступаетъ такъ: зоветъ къ себѣ колдуна. Идутъ съ колдуномъ въ баню, колдунъ впереди, больной позади. Колдунъ открываетъ жарко истопленную баню, становится одной ногой въ банѣ, другой на улицѣ – лицомъ къ дверямъ. Держитъ въ рукѣ вѣникъ и говоритъ: «Я – старшій, товарищъ мой меня старше, а ты паръ самый старшій». Послѣ этого колдунъ плюетъ въ щель между дверью и стѣной. Такъ три раза, потомъ заходятъ въ баню. Больной раздѣвается. Колдунъ опять говоритъ пару: «Я старшій, товарищъ еще старше, паръ еще старше». Послѣ этого колдунъ хвощетъ больного вѣникомъ.

2. Отъ обжога. Когда съ (отъ) огня есть боль, то надо взять съ (изъ) печи три угля и по три раза каждымъ углемъ нажимать на больное мѣсто. Потомъ положить угли на старое мѣсто и нѣсколько разъ повторить: «Бери свое, дай мое».

3. Какъ унимать жаръ. Пойдешь въ баню, такъ надо взять изъ вѣника вѣтку, отломить отъ вѣника три части и положить въ ротъ. Повторять въ банѣ надо: «Баня сладкой, жара желанной». Все время надо держать вѣтки (части) во рту, пока находишься въ банѣ. Когда пойдешь изъ бани, то эти вѣтки (части) выплюнуть къ ступенькамъ бани.

4. Отъ призора. Надо послѣ заката солнца взять съ трехъ прорубей воды и окатить той водой младенца и говорить: «Помилуй, Господи». Когда возьмешь воду въ посудину, то нужно примѣчать – шевелится ли вода въ посудинѣ. Если не шевелится, то надо вылить и налить другую<.> Шевелится вода, значитъ, больной поправится, не шевелится, - лучше не брать.

5. Отъ грыжи. Надо наговорить въ вино или въ постное масло и проводить нутрь. Взять маленько вина въ чашку и держать въ лѣвой рукѣ, а въ правую руку ножъ - остріемъ внизъ и омочить въ вино ножъ и стукать и говорить: «Заѣдай, загрызай всѣхъ тридевять грызей раба Божьяго (такого то)». Дѣлать три раза.

6. Отъ ночного вопля. Нужно придти къ больному ночью, чтобы никто не видѣлъ. Нужно повалить ночью мальчика или дѣвочку на порогъ, покрыть одѣяломъ и хвостать вѣникомъ и говорить: «Бѣсова бабка, ночная плакса, обери ночной вопль, ночные дристи, стяку, дай рабому Божьему младенцу (имя) денной спокой, ночной угомонъ».


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/etnograficheskie-materialy/21/zagovory-karel-izvestiya-arkhangelbskogo-obshchestva-izucheniya-russkogo-s/1102/
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры карелъ.
« Ответ #1 : 09 Апреля 2019, 08:15:08 »
7. Оберегъ для скота .
«Во имя отца и сына и святаго духа Аминь. Стону я рабъ Божи Петръ благословясъ и поиду перекресчусъ и зворота воротъ выиду я въ чистое поле умоесъ я чистои ключевой водои обратесъ я лицемъ на востокъ сонце и помолюсь я Господу Богу и Матери пресвятои Богородице и всемъ небезнымъ безпотнымъ силамъ Херувимамъ и Серавимамъ и Архангелу Гаврилу и Архангелу Михаилу и святымъ верховнымъ Апостоламъ Петру и Павлу святыми угодниками Христовыми Святителю Николаю Архиепископу Миропоклонику Чудотворцу и великомученику побѣдоносцу Егорю и великомученый Настасій святымъ великимъ мученикамъ Кирику и Улиту и безсмертника Христовыми Казни и деляни всемъ святымъ Христовымъ чтобы они просили у Господа Бога и матушку Пресвятой Богородицу мои крестьянской скотъ и крестьянской животъ эту будущи прекрасное лѣто отъ хижинаго звѣря и отъ лихого человѣка Аминь. Отъ хижинаго звѣря лва и лвини отъ чернаго бураго медвѣдя и медведичи отъ волка и волчихи и росомахи и всѣхъ прочихъ зверей.
Стоди казалисъ оне имъ при реке рекой при горѣ горой при лесе лесомъ при камэ камнемъ при изгородѣ изгородомъ при чистымъ мѣстамъ при траве травои Аминь.
Сеи породы крестиянскій скоты рогатаго и лошаденнаго и всякой породы вместе белыя и пегая и чернопегія дения чернопегия и чернобурыя и сѣропегия вороныя и бурыя гнедоватыя и рыжеватыя комогия и рогатыя новокупленныя ново резиденныя ново меныя Аминь Аминь Аминь».


"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры карелъ.
« Ответ #2 : 12 Апреля 2019, 01:58:29 »
Отъ глаза. «Позову я (Силы). По Кiевской дорогѣ, по золотому прогону, съ двенадцатью клѣщами, съ двенадцатью травами. Правую душу крещеную отпущу и освобожу cвоей семьи отъ думы и отъ глазу, съ загумёнковъ взади идущаго, навстрѣчу проходящаго, сквозь щели подсматривающаго, от большихъ, маленькихъ и среднихъ; черной крови, бѣлой крови, чернаго глаза и бѣлаго глаза. Кто завистливо посмотритъ, такъ тому большая заноза въ глазъ. Отпущу и освобожу правую душу человѣка.»
«Огуменок» - место для сушки сена около сараев и гумен.

Отъ золотухи. «Встану утромъ рано, раньше солнца восхода. Посмотрю я на солнце. На солнцѣ золотой пѣтушокъ— золотой клювъ. Клювомъ клюетъ, крыломъ чиститъ правую душу у Дуни крещеной. Да будет такъ, чтобы ногтемъ не оцарапали, чтобы кожа головная оставалась нечувствительной. И чтобы внутри не болѣло.»

Отъ бородавокъ.

Три раза завязть ниткой и сказать: «Бородавка на узелъ, узелъ в землю.»
-------------
Когда моют столъ и если со стола висятъ капли, вытирают бородавкой и говорятъ: «Какъ эти капли скоро я возьму отъ мучения, такъ и мои бородавки скорѣе пропадите.»

Заговоръ крови. «Охъ ты, желѣзо, бѣдняга, знаю я , откуда ты: изъ болота вытащено, изъ земли выкопано. Былъ кузнецъ Илмариненъ этотъ топоръ точилъ и проверялъ острый ли. Кость запру, мясо прижму, кровь закрою. Да не бурлитъ ручей, не каплетъ кровь.»
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры карелъ.
« Ответ #3 : 16 Апреля 2019, 16:10:34 »
Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец.

Заговор от разных болезней (призор, притка, оговор, худая дума и т. д.)
Вот говорят, что человек заболел, дак не пришло ли тебе, не пришло, там ты и не ругалась ли дак? Выходит человек утром, на утренней зорьке, или на вечерней — второй раз выходит. Где он подумал там что ли, плюнул ли, дунул. На колено станет, во все стороны кланяется: Простите меня, свято честно местечко, лес дремучий, пески сыпучие, болота зыбучие! Простите меня, грешную, где я дунула, где я плюнула, слово не оккуратно сказала. Простите меня, грешную. 
зап. Л. Крупина, 1967 г., Вирма, Беломорский р-н
--------------
На ветер: Встану я, раба Божия Марфа, благословясь, перекрестясь, из сеней сенямы, из дверей дверямы, из ворот в ворота, в чистое поле. В чистом поле есть озеро, в этом озере есть щука. Есть поживы железны, она заедает, она загрызает птицы, призоры, вечные переборы, все нечистые духи, и так же ты ее загрызи (там младенца ли, раба ли Божьего) птичьи призоры, естественны переломы от девки-чернокостки, от бабушки-поволостки, от приезжего, от прохожего молодца. Будьте, мои слова, крепки и емки. Замнитесь, заложитесь этыма замкамы. Аминь. 
 зап. А. П. Разумова, Е. И. Русакова, 1972 г., Колежма, Беломорский р-н, Респ. Карелия).

Заговор от призора

На призор: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Затем берут на реке в закрытое ведерко секретно «от людского глаза» воды, приговаривая: Река-девица, вода-кормилица, благослови водычки взять не ради хитрости, не ради мудрости, а для ради здоровьица раба Божьего (имярек); и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. После чего эта вода с берега реки приносится знахаркой в избу, ложится ею в печурок печки, а затем, когда все домочадцы улягутся на ночь спать, знахарка этою водой обливает больного.
Зап. И. М. Дуров, 1924 г., Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия

Заговоры от притки

На притчу: Утрення зоря Дарья, вечерня зоря Марина, свежа вода ключева по пенью шла, по коренью, мыла пенье-коренье, серо каменье. Так же смый с раба Божья прици-призоры, все уговоры, материны думы, отцовы мысли. Как на камешкý вода посыхает, так же посохни, истехни в руках и щеках, <с> легкого, печени, с ретивого сердца. Воймя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь, аминь! (Это три раза говоритце). Будьте, мои слова, крепкие, твердые, переговорние, недоговорние, замнитесь заложитесь ключамы-замкамы. Ключи в воду, замки, ключи в воду, замки ко дну.
 зап. Л. Крупина, 1967 г., Колежма, Беломорский р-н, Респ. Карелия

На прицю: Я, р<аб> Б<ожий> (имя), стану благословесь, пойду перекрестесъ, отцом прощен, матерью благословлен. Выйду в чисто поле; в том чистом поли стоит крест животворящей, за тым крестом животворящим есть златой камень; из под того златого каменя кипит ключ золотой. Из под того ключа золотого текет быстрая река. В той быстрой реки беру р<аб> Б<ожий> (имя) <воду> на р<аба> Б<ожьего> (имя), беру и наговариваю. Снимаю я с раба Б<ожьего> (имя) прици, призоры и лихие оговоры, и лихие глаза; снимаю отцову и материну думу; снимаю с бабы-черноголовки, с девки-желтоволоски; снимаю со всякого злого-лихого человека. Отойдите вы, урёки, лихие оговоры и лихие глаза; утулите и заледите все скорби и болезни. Не щипи и не боли ни в руках и ни в ногах, и ни в буйной головы у р<аба> Б<ожьего> (имя). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Зап. И. М. Дуров, 1935 г., Нюхча, Беломорский р-н, Респ. Карелия).

На прицю: Если человеку пристрело, то наговаривают в воду, которую следует выпить, а если в бане, то обдаться этой водой. Пришла притца ни от ветра, ни от солнца, от лихого человека. Ищет притча места, гнезда; пошла раба Божья (имя) к синему морю, к белому камню; там сидит старый человек матерый, во правой руки — глаз золоченый: плюет и дует вси прици, вси призоры заговаривает. Бытте, мои слова, крепко-накрепко, востро-навостро. Во имя Отца и Святого Духа. Аминь.
 зап. С. Г. Бахирев 23 июля 1935 г., Лапино, Беломорский р-н, Респ. Карелия.

На прицю: Пришла притца не от ветра, не от солнца, от лихого человека. Ищет прица места-гнезда на горы шатаевой, на зыбы зыбаевой. Пошла раба Божья к синему морю, к белому камню. Там сидит человек старый-матерый, во первой руки — глаз золоченый: шьет-пошивает все притци, все призоры, ветрены переломы. Аминь. 
 зап. С. Г. Бахирев 23 июля 1935 г., Лапино, Беломорский р-н, Респ. Карелия.

На притчу: Станет раб Божий (имярек), по утру и в вечерех, благословесь, умоется утренней зарей и вечерней, утрется белым светом; во лбу пекет красное солнце, в затылке светлый месяц, по косицам частыя мелкия звезды рассыпаются; пойдет из дверьми дверями, из сеней сеньми, из ворот воротами, выйдет далече в чистое поле, станет на четыре росстани, станет во всток лицем, на запад хребтом. Во встоке светит истинной Христос, на синем море — белый камень, на белом камне — белый человек, в белом платье, свет Георгий Храбрый; у Георгия света Храброго два молодца, два гораздо удалых-великих стрельца: один сын Симион, другой — Герасим, ходят со тугим луком, стреляют по сырому дубу. «Ой же вы, Семевон да Герасим! Не стреляйте по сыру дубу, стреляйте по приточным ранам, отстреливайте, откаливайте у раба божия и притчи, призоры, приточны оговоры, ветрены переломы, от черной печени, от ретивого сердца».
Зап. И. М. Дуров, с рукоп., 1913 г., Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия)

На причу: Станет раб Божий (имя), по утру и вечерех, благословясь, умоется утренней зарей и вечерней, утрется белым светом, во лбу пекет красно солнце, в затылке светлый месяц, по косицам частые мелкие звезды рассыпаются; пойдет из дверей в дверьми, из сеней в сеньми, из ворот воротами, выйдет далече в чисто полё, станет на четыре росстани, станет на восток лицем, на запад хребтом. Во востоке — истинный Христос, на синем море — белый камень, на белом камене — белый человек, в белом платье, свет Гегорей Храбрый; у Гегория — света Храбраго два молодца, два горазно удалых, великих стрельца: один сын Семион, другой — Герасим, ходят со тугим луком, стреляют по сырому дубу. «Ой же вы, Семион да Герасим! Не стреляйте по сыру дубу, стреляйте по прицям разным, отстреливайте, откаливайте у раба Божьего и прици, призоры, притоцины, притоцины-оговоры, ветрены переломы, от церной пецени, от ретивого сердца...» Дальше следуют ключевые слова, но их мне у колдуньи выпытать не удалось. Она говорит: «Я могу сказать ключевые слова только перед смертью тому, хто возьмется за это ремесло». — (Собиратель). зап. М. А. Тихонов, 1982 г., Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия.

"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры карелъ.
« Ответ #4 : 16 Апреля 2019, 17:19:35 »
Заговор от уроков и призоров
На уроки и призоры: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Стану я, р<аба> Б<ожья> (имя), благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьмы, из двора воротами и выйду на просторную улицу; стану на восток лицом, на запад хребтом; помолюсь и поклонюсь самому Господу Богу, Иисусу Христу, и матери Пресвятой Богородицы, и Троицы живоначальной. Стану я, р<аба> Б<ожья> (имя), под солнце красное, под луну небесную, под частыя мелкия звездочки, помолюсь и поклонюсь Георгию-великомученику по зари вечерней, а по утренней зори — Соломании. Нашлют трех мудрых мерзамских кобелев; они пожрут и поедят все уроки и призоры, и нечистые духи, и бросят в океан-море. Есть в окиане-море латырь-камень, и под латырем-каменем есть рыба щука: зубы железныя, глаза жемчужныя, пожрут вас, уроки и призоры, и нечистые духи. Ограда каменная, стена булатная. Ныне железный ключ и замок моим словам. Аминь.
Зап. И. М. Дуров, с рукоп., 1924 г., Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия

Заговор от призора
На призор: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. На море, на окиане, на острове на Буяне стоит латырь-камень. На том на камени, на том на латыри, сидят Климент — Папа Римский, Василей Кесарийской, тугой лук натягивают, калену стрелу накладывают, ко стрелы приговаривают: «Ты лети, стрелька, о коль скоро и борзо, толь бы скоро и борзо от раба Божьего (имярек) урёки и прикосы вон выходили; вострыма ножами вырезывали; краснó пришло, — краснó, прочь поди; синё пришло, — синё, прочь поди; белó пришло, — белó прочь поди, от бабы-сероволоски, от девки-черноволоски, от красного глаза, от русого волоса. Ключ в море, замок в роти, во веки веком. Аминь.
 Зап. И. М. Дуров, 1932 г., Сорока (Беломорск), Беломорский р-н, Респ. Карелия.

Заговор от дурного глаза
От дурного глаза: На море, на окиане, на острове на Буяне сидят Клеймонт Папаринский и Василий Лекаримский и тугой лук натягивают, коренну стрелу натягивают. Коль скоро летит коренна стрела, тольже скоро, прици, призоры, прочь выходите. Бело пришло, — бело, прочь поди; черно пришло, — черно, прочь поди; красно пришло, — красно, прочь поди, от девки-шимоловки, от бабы-простоволоски, от красного глаза, от русого волоса, от своей худой думы. Ключ в море, замок в роте. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Зап. Г. Цейтлин, Сума (Сумский Посад), Беломорский р-н, Респ. Карелия.

Заговор от сглаза
От сглаза: На море-окияне, на острове Буяне сидят Клеймон, Папа Римский, и Василий Лекаримский и тугой лук натягивают. Коль скоро летит коренна стрела, только скоро, прици, преузоры, прочь выходите. Бело пришло, — бело, прочь поди, черно пришло, — черно, прочь поди, от девки-шимоволоски, от бабы-простоволоски, от красного глаза, от русаго волоса, от своей худой думы. Ключ в море, рот на замок. И во веки веков. Аминь.
 зап. М. А. Тихонов, 1982 г., Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия.

Заговор от притки
На прицю: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Милостивый Михаил Архангел и Гавриил Архангел — небесные воеводы, махните своим Ангельским крыльям на р<абу> Б<ожью> (имя), уходись лом и щипота, чтобы кости не болели, жилы не щипало не в руках, не в ногах, не в буйной головы, не в ясных очах. Пристань, Боже, к сему нашему делу доброму, кто зло подумает на р<абу> Б<ожью> (имя), отдай слова назад, царю корения в землю, травы в лузи, завидает по темные лесы, дай, боже, р<абе> Б<ожьей> (имя) есть и пить на здоровье в новце месяце и в ветхи месяце, среди бела дня и среди темной ночи. Будьте, мои слова, крепки и емки, и сильны. Небо — ключ, а земля — замок. Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
 Зап. И. М. Дуров, с рукоп., 1924 г., Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия.

Заговор от дурного глаза
От дурного глаза: «От “дурного глаза” лечат следующим способом: берут кусочек материи, украденной у сглазившаго, или же несколько волос из его головы, если это удается достать, смешивают с мусором, взятым у порога квартиры больного, и с ладаном, кладут эту смесь в кадильницу и зажигают. Знахарка, раздувая кадильницу, обходит с нею несколько раз кругом больного и приговаривает тихонько:» Курю я, выкуряю я, все прици, призоры, лихие оговоры, ветренныи переломы и свою худую думу. Будьте, мои слова, крепки и емки. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
 Зап. Г. Цейтлин в 1913 г..

Заговор от разных болезней (призор, притка, оговор, худая дума и т. д.)
 Лягу раба Божья Марья благословясь, стану перекрестясь, пойду путем-дорогою во цисто поле, во цистом поле лазырь-камень. С под лазаря-камня выбегает триста воуцков и три воуйка. Тот поедае, другой покусае, все притци призоры, вспурены переломы. Тебя, окаящего, не велено ни сколоть, ни срезать; я тебя, окаящего, сколю и срежу. Сколю булатным ножом, закрещу крестным знаменем, из века в века, во веки веков, аминь. Примечание: заговор произносится, когда заболеет человек, а также при болезни скотины.
зап. Н. И. Савушкина, 1956 г., Сенная Губа, Сегежский р-н, Респ. Карелия.

Заговор от дурного глаза
От дурного глаза: А ежели с дурным человеком на дороге встретишься, не ходи, лучше вернись, или кукик ему за спиной левой рукой покажи, или под фартуком: «Вот тебе встреча». Ежели на пожню идешь, и худой человек встретишь, лучше не ходи, вернись, а то поранишь руку или ногу. Не судьба работать. Есть еще дурной глаз. Но, бывают дурными глазами серые, голубые не бывают; затрясутся все — ноги, руки, сказать надо: Как к железному тиглю ничто не пристанет: ни вода, ни огонь, так и ко мне. Бабушка пошепчет, да на третей ступени подпола обдаст.
зап. О. Зайцева, 1979 г., Центр. Кончезеро, Кондопожский р-н, Респ. Карелия).

Заговор от разных болезней (призор, притка, оговор, худая дума и т. д.)
Если болит нога или что-то, выходить на крыльцо или на берег, поклониться на четыре стороны и сказать: Водяной царь, водяна царица, земляной царь, земляна царица, домовой хозяин, домова хозяйка с малыми детушками, простите меня рабу Божию (имя) в чем я о вас худо думал. Опять поклониться на четыре стороны.  зап. Е. А. Белованова, 1938 г., Семеново, Пудожский р-н, Респ. Карелия).

Отпуск: чтобы человек не подумал плохо, и не пристала бы к нему болезнь. Дорогой хозяин, хозяюшка, с малыми детками, верными служанками, простите меня грешную. Лупила ты меня или я вас побеспокоила. Не вы на меня пошли, а я на вас пошла. Вы не подшутили, то простите меня грешную. В вас Бог боль простит. Больше так делать не буду. зап. Т. А. Бендь, 1979 г., Заозерье, Прионежский р-н, Респ. Карелия).

Заговор от разных болезней (призор, притка, оговор, худая дума и т. д.)
Стану я раба перекрестясь, пойду благословясь из избы дверьмы <...> из дверьмы в ворота, выйду в чисто поле, бежит тридевять волков-самоедов, покорюсь, помолюсь: «Волки, волки, куды побежали?» — «Побежали мы во те(м)ны леса крови пить». Покорюсь, помолюсь: «Волки, калены зубы, не бежите во темные леса, во сыры бора; пойте на Святую Русь к рабе Бож<ьей> (имя), отъедайте, доедайте, проглатывайте притчи, призоры, злые думы, лихие помыслы, людские переговоры».
 зап. Е. А. Белованова, август 1938 г., Семеново, Пудожский р-н, Респ. Карелия).

Заговор от призора
Призорны слова: Стану раба Божья благословясь, пойду перекрестясь, отчём прощена, матерью благословлена, выйду я в чистое полё, в чистом поле стоит листьвиця* от земли до неба. С этой листьвицы опущается сам свет истинный Христос: конем топчет, копьем колет, закаливает, заговаривает, вси придьте, призоры, витряны переговоры, людьские переломы, от девки от чумоволоски, от парня — русы волосы! Налети, сорока-вещебока, склюй у рабы Божьей Авдотьи всю лиху увечью с рук, с ног, с ясных оцей со всего стану человического. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь! * Лестница.  зап. Б. Е. Марголис, 1940 г., Рагнозеро, Пудожский р-н, Респ. Карелия).

От сглаза.
Вот бывает у человека такой нехороший, што он вот так посмотрит, ну всё, и больше ты ничо не увидишь. Куда ты пошёл, пути-дороженьки не будет. На рыбалку поедешь – рыбы не увидишь, в лес пошёл – ничего не наберёшь. Вот такие люди есть. [Что нужно сделать, чтоб уберечься от сглаза?] А вот многие так идут [показывает фигу] [И фигу показывают?] Ну фигу так вот. Фигой так держат. [На двух руках?] Да хоть на двух, хоть на одной. «Фиг вам, фиг вам, фиг вам». Вот, вообще, говорит – ничо не пристаёт – говорит. А потом ещё вот такие есть люди, там начинают што-то про тебя оговаривать или оговаривать, или што-ни желать тебе плохого, много же вот по злости такое. И вот, когда вот это люди говорят, дак ты должен сказать: «Возьми себе, что мне пожелал». И тогда вот эти ей слова к этому человеку, на кого она сказала, не переходят они, всё равно отдаются ей обратно.

Мы слышали, фигу можно показывать?] Ну, это ты если знаешь, что плохой человек… идёшь и назад себя вот так фигу. Вот так, либо в карман, чтобы не видели тебя. [показывает фигу, в которой большой палец находится между средним и безымянным]. Ну, и матюхáться ещё вдобавок надо. [ЕП: Вслух?] Зачем вслух. Нет. Зачем вслух? Надо, чтобы тебя не знали. «Пошла нá ***, пошлá нá ***, пошлá нá ***». Вот всё. Я так не матюхáюсь, а вам объясняю. Бывает, что иногда, знаешь, надо высказать.

От думы от оговора.
Встану благословясь, пойду перекрестясь из избы в сени, из сеней в ворота, стану на восток лицом, на запад хребтом, пойду в океан-море, в океан-море лежит синий колючий камешок, у синего колючего камешка лежит щука золотая, крылья перья золотые, она защипывает, закусывает синий горючий камешок. Я попрошу раба Божия (имя), закусие(так!), защипли у меня, у раба Божия (имя), худую думу, худые мысли, по мысли одумление [так!], презрение от кого к тебе пришло, от девки чернокосой, от бабы простоволосой, от сердца пришло, от старицы пришло, от девицы блудницы, откуда худо пришло, туда худо пойди. Как этот камень не подымается, так бы и не подымалися руки у раба Божия (имя) на рабу Божию (имя) век по веку, отныне до веку. Ключ и замок моим словам (Аминь 3 раза).
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры карелъ.
« Ответ #5 : 17 Апреля 2019, 02:40:06 »
От сглаза
[Чтобы тебя не сглазили, что нужно делать?] Как, я не знаю как... Это вот злая… шибко давно… и вроде мы дружно жили, а потом мужики заспорили так чего-то, один другого шлепнул, ак она годов двадцать уж на меня злится, уу, как бука такая. Ну, вот. Дак корову погоню, она у меня за коровой, а я ведь ни слова никакого не скажу, всё… [А что она делала?] А идет, палкой ее там или… всё нáпокость-то делает. Ну, вот. [Она со словами это делала?] Как же мне Зина учила меня: «Твои-то бы речи да на твои бы плечи». Вот как она худо-то говорит, вот тебе то-то, а она меня учила: «Твои-то бы речи да на твои плечи». [Это чтобы на нее все перешло?] Ага, ага.[<<]

[Каких слов нельзя говорить?] …оставишь, и всё дак: «ну, идите с Богом, купайтесь». Не говоришь, чтобы там что-то. Всё надо такие благородные слова говорить. [АТ: А каких слов особенно нельзя говорить?] Ну, пошёл… Ой, там, «чёрт бы тебя хватил», либо там, «леший бы тебя унёс да». Этого не надо говорить. Особенно вот на закате, вот в такое время, говорят, нельзя. И спать в такое время, говорят, нельзя. Потому что, вроде, на закат солнце, дак что-то тоже примечают, а… [АТ: А бывает такое, что кто-то скажет в сердцах «чёрт тебя возьми», и что-то потом?] Дак вот бывает иногда, но как-то надо сразу оговаривать себя: «прости меня, Господи» или что-то такое. [АТ: Вот мама моя всегда говорила: «тьфу-тьфу, чтоб не сглазить».] Да, вот это и у нас говорят. Или вот так что-то, и постучать по столу. Что-то скажешь иногда, «ой, у тебя там… Ой, у тебя как хорошú там парникú» […] И тут постучишь [стучит 3 раза по столу], чтобы не оговорúть самому себя [смеется]. [АТ: А у вас по столу так вот сверху стучат? У нас обычно снизу.] У нас дак вот так, по дереву. Например, кто-то придёт, и говорит: ой, у тебя надо же такие нынче яблоки, ой давай постучу [стучит 3 раза], чтоб тебя не оговорить. [АТ: А если вот ребёнка похвалят?] А ребёнка вот похвалят, дак всегда плохо. Вот я помню, и сама вот ребят растúла дак. Если только «ой, какой у тебя парень… мальчик-то какой хорошенький!» Ну, потом его не уложúть ни спать – ничего. Он всё плачет, ему всё чё-то плачет, и всё, что-то болеет и... Это тоже оговор вот такой же. [АТ: Ну, как вы считаете, это любой человек так оговорить может?] Нет, не каждый. А чтоб не оговорúть, дак маленьких детей всегда надо как вот мне бабушки рассказывали всё, что вот когда ростúла, что… Всегда надо сажей помазать вот зá ухом. Зá ухом взят, помазать вот зá ухом. Не на видном месте. Помазать, чтобы никакой… А особенно женщины тёмные, с чёрными глазами. Чёрные глаза тóжо. И карие. Говорят, они очень, это, влияют. У них такое биопóле, что вот могут… Это теперь мы стали грамотные – биопóля. Раньше старухи не понимали этого, говорили: «а, сглазили!» А теперь и по-культурному стали. А всё равно есть что-то [смеётся]. […] [АТ: В Андоме это называют «призор»...] Призóр, призóр – оговóр, да. [АТ: А призор и оговор это одно и то же?] Одно и то же. Оговоря́т и призóр тоже что-то придёт такое.
Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины.

Женщина была испорчена землей с кладбища. Старушка дала ей слова, отправила на кладбище с тем, чтобы она совершила ритуальные действия. Надо дождаться, когда будут хоронить женщину, вытереть лицо платком, закопать его в могилу и сказать слова:
"Я не в гости к вам пришла, а свою смерть принесла, где ее получила, туда ее и возвратила. А вы, покойники, спите крепким сном, спите, не вставайте, моú болеснь не возвращайте. Амин. Амин. Амин".
И сразу уйти с кладбища.

Если до зари умыться в Чистый Четверг и сказать:
«Смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело маются, всё Чистым Четвергóм смывается». Можно снять порчу и сглаз этими словами.

А вот чтобы молодцы любили и не обходили вниманием, надо так сказать… Когда умываешься на реке или под краном:
«Светел и красен Чистый Четверг, так и я, раба Божья Анна, для всех буду прекрасна. Аминь». Вот это действительно, помогает.

В Егорий… каждый год обхожу свой дом:
«Егорий Многомилостливый, Пятница Парасковья, все святые угодники, все святые отшельники, спасите и сохраните мой домик от грома гремучего, от огня падучего, от глаза завидучего. Во веки веков, аминь».

Это я в каждый год делаю шестого мая. Это Егорий Многомилостливый. Вот это, это я запомнила. У нас и мама так покойница всё делала.

Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры карелъ.
« Ответ #6 : 17 Апреля 2019, 05:25:47 »
От крови

Заговоры от ушиба (ураза), ран и щипоты

Кровь становить и <на щипоту>:
 Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Между церьквами, между алтарями убили жидовя Праведного Иова. У Праведного Иова не было ни крови, ни раны, ни опухели, не отекели, не щипоты, не болезни. Так же бы у р<абы> Б<ожъей> (имя) не было ни крови, не раны, не опухели, не отекели, не щипоты, не болезни. Бытьте, мои слова, крепки, емки и сильны. Небо и земля замок. Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
-----------------
От щипоты и <кровь становить>: Между двума столбамы поймали жидыги Святого идола, убили жидыги Святого идола. У этого идола не было ни раны, ни крови, ни опухоли, ни отеки, ни щипоты, ни ломоты. Так же у рабы Божьей Анны, щипота, не щипи, ураз, не ходи ни в жилы, ни в костьи, ни в суставе, ни в ребри. Во имя Отца и Сына и Святага Духа. Аминь. Буде во веки веков аминь. Будьте, мои слова, тверды, крепки, милостливы. В ключ и в камень отныне и до веку. Аминь, аминь. Когда кровь пойдет на поле, палец порежешь серпом, врача-то нет, так это кровь-то и ставится: «Кровь не теки».
----------------------
Ураз снимать: Стану благословесь и пойду перекрестесь, и выйду я в чистое поле. В том чистом поле есть огненная река; через тую огненную реку едет Дарья и Марья на сцоловой кобылы и на золотой кореты. Везут они золотую булавку и тянут шелковую нитку, и зашивают у р<аба> Б<ожьего> (имя) посеченую, досаженую рану, щёбы ета рана не щипела и не болела, и резвая кровь не текла. Ты, ураз, уходись, щипота, угомонись у р<аба> Б<ожьего> (имя). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
------------------
Кровь становить и <на щипоту>, когда посекут ли порежут: Стану раба Божья Анна, повалюсь благословесь, лягу перекрестесь из дверей в двери, из ворот в ворота в чистое поле. В чистом поле стоит, в чистом поле идет три девицы, три Марии, несут шелковую нитку; зашивают, замывают у раба Божьего досадную рану, щипоту наводят, леготу выводят, щипоту выводят, леготу наводят. Воймя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь, аминь, аминь.

Заговоры на останавливание крови

Кровь становить, когда порежешь руку ли ногу: На море, на окиане, на острове на Буяне лежит сер-горюч камень. На этом камне сидит два брата: Каéр, Лоéр. Ножами они резались, иглами они кололись, но кровь у них не бежала, и руды у них никто не видал, также у тебя раба Божья Ивана. Конь карь, кровь, стань. Конь карь, кровь, стань. Конь карь, кровь стань. Аминь.
---------------------
Против кровотечения из раны: Наговаривается на свежую рану от пореза или поруба топором: Лягу благословясь, стану перекрестясь; выйду из дверей в двери, из ворот в ворота; погляжу в чистое поле — едет из чистого поля богатырь, везет вострую саблю на плече, секет и рубит он по мертвому телу, не течет — ни кровь, ни руда из ефтово мертвого тела. Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

«Как кровь ставить»
: Стану раба Божья благословясь, пойду перекрестясь, из избы в избу, из сеней в сени, из дверей в двери, из ворот в ворота. Выйду в цистое поле. Еде богатырь по чистому полю на вороном коне. Секет и рубат мертвое тело. И с этого мертвого тела не текет ни руда, ни кровь. Сидит красная девица на золотом стуле, зишивает у раба у Божьего свежую рану маленькой иголкой, цистым шелком, и не текет у раба Божьего ни руда, ни кровь. Аминь.

«Кровь становить»: Ставала по утру ранешенько; выходила из дверей в двери, из ворот в ворота, из улицы в улицу, матерью прощена, отцом благословлена. Выходила в чистое поле, из чистого поля в поле. В чистом поле стоит конь карь, под ним человек стар, ты, рудá, стань; ты, железо, трать тридевять три жилы. В едину жилу шла сама Пресвятая Богородица, шла по золотому блюду, несла золотое перо, тем золотым пером помажет, рану зашивает, кровь постановляет, щипоту-ломоту отнимает у раба Божьего (имярек) из белого тела, из ретивого сердца, из костей, из мозгов и из суставов. Аминь.
-----------------------
Я, раб Божий Иван, <выйду> из дверей в ворота, из ворот в чисто поле. В чистом поле есть камень. На этом камне сидит девушка: пялышка точеные, иголка золоченая, сидит, вышивает, свежи раны зашивает, щипоту вынимает и кровь останавливает. И плюнет на это место крови. Три раза говорит и все.

«Кровь ставить»: Стану благословись, выстану перекрестись, пойду из дверей в двери в тисто поле. В тистом поли — злáтой камень, на злáтом камени — красна дивитя, иголотька золотая, нитотъка шелковáя: кровь ту зашиват, тоску-болезенъ отнимат во веки веков.

На кровь: На море, на океане, на острове Буяне стоит серый камень. На этом камне сидит красна девица, держит в руках иглу булатную, вдевает нитку шелковую, зашивает раны кровавые не ножом рубленым, не каким-нибудь инструмент<ом> Ты, булат, отстань, а ты, кровь, течь перестань. Будьте, мои слова, крепче булатного ножа и рысьего ногтя́. И потом три раза плюнуть. И кровь останавливается.

Останавливать кровь: Стану я, раба Божья Маланья, благословясь, пойду перекрестясь, выйду из дверей в двери, из ворот в ворота. Стану, выду в цистое поле, погляжу на синёё море, на синем мори — синей камень. На этом камени — Изоп-птица. Из Изоп-птицы выходит красная девица, выносит шелковую нитку, булавчатую иглу: у раба Божьего Митрофана рану зашивает, щипоту унимает, штобы кровь не текла, щипота не брала. Конь карь, руда*, стань. Сколько с каменя воды, сколько с мертвого руды, столько бы с раба Божьего Митрофана вытекло крови. Плюют три раза.

Источник: Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры карелъ.
« Ответ #7 : 17 Апреля 2019, 05:48:27 »
Заговор от зубной боли
Стану я, раб Божий (имя), благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьмы, из дверей воротами в чистое поле; стану на восток лицом, на запад хребтом, помолюсь и поклонюсь истинному Христу — царю небесному и тридневному Лазарю: «Тридневной Лазарь, пройди скрозь небо и спроси у мертвых: не болят ли зубы, не щипят кости, не двигаются жилы в поговори, на ветху и на новцу и на перекрой месяцу, днем под солнцем, а ночью под месяцем, под утренным и вечерным зорям». Святитель всем моим словам скрепительным и присно, и во веки веков. Аминь.

От зубной боли: Собака бежала, жава кровь бежала; собачка стала, жава кость <кровь?> перестала и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Ключ и замок, ключ и замок.

Зубы заговаривать: Я, раб Божий Иван, <выйду> из избы в двери, из дверей в ворота, из ворот в чисто поле. В чистом поле есть церковь. В этой церкви — Кощей Бессмертный. У этого Кощея зубы не болят и щеки не щемят, так же у раба Божья Ивана зубы не болели и щеки не щимили бы.

От зубной боли: В морозную темную ночь выйти на крылечко. Луна должна быть полная, чтобы и губы, и нос, и рот, и глаза видно было. Спросить у луны: — Луна, луна, откуда ты идешь? И представить, что луна отвечает: — За моря иду. — Луна, луна, у тебя зубы болят? — Нет, не болят! — Луна, луна, и у меня не болят! Плюнуть через левое плечо и уйти. Ходить три вечера подряд, и никогда зубы болеть не будут.

На зубную боль: Надо делать три тряпочки <...> белых: одна побольше, а други поменьше. Одну побольше сперва, другу поменьше, потом еще самую маленькую. И там который зуб болит, с того зуба кровь сбавить <...>. Три раза взять кровь с зуба и класть <...> на тряпочку. Ну и придти в лес — найти в лесях дерево, чтобы было бы дупло там — дырка. Туды в дырку эту тряпочку класть (хоть маленька дырочка — там небольши тряпочки надоть). И сверху надо другим забить туды, как, вроде, клинышек класть сверху. И надо сказать, что: Грызи эти деревянные корни, а не зубы, грызи деревянные корни, а не зубы, грызи деревянные корни, а не зубы. Во веки веков амин, во веки веков амин. Собиратель: Три раза надо это повторить? Исполнитель: Но, сказать еще аминь. «Грызи деревянные корни, а не зубы» — три раза надо так сказать и амин, амин, амин.

Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры карелъ.
« Ответ #8 : 17 Апреля 2019, 06:31:08 »
От вывихов, ушибов

На вывих руки: Месяц здравый, солнце красно, заря-зореница, заря красная девица, заря утрення, заря вечерняя, заря поздня вечерня, сама подойди, сама помоги, жилка в жилку, суставец в суставец, сустав на сустав, на место жилочку приставь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Буде во веки веков. Аминь. Дай, Господи, на здравие, на здоровье, на великую Божью милость рабе Божией. (

Заговор от вывиха (на жилку)
Сам Господь по межам ходил, по тропам ходил, не истряхался, не излихался. Так же у рабы Божьей не истряхайся, не излихайся, и жила в жилу, и сустав в сустав. Господи, Господи, рабы Божьей (там) все вечны призоры, все переломы, нечистая вышла вóвеки веки, аминь.

Заговор от перелома костей
Жар, и удар, и дума: вот откуль, лихо, пришло, — туды, лихо, поди, — жар, и удар, и прицища. Вот вси прицы, прицы, призоры, людскии переговоры и вся дума крепкая, вот сойдите проць с белого тела, с ретивого серця,с рук и с ног, и со всих суставов, с буйной головы, с бесцисленных волосов, с белыих бров, с ясных оцей, со всего раба Божьего. Во веки веков, амин. <Произносится> три раза.

Заговор от ушиба (ураза), ран и щипоты
От досадных ран, ушиба:
Стану раба Божья помолясь, пойду я перекрестясь из избы в избу, из сеней в сени, из дверей в двери, из ворот в ворота. Выйду во чисто поле, встану на восток лицом, на запад хребтом, помолюсь, поклонюсь самому Господу, самому Иисусу Христу — Царю небесному, самой Пресвятой Госпоже Богородице. Стану просить и молить раба Божья самого Господа Иисуса Христа — Царя небесного на посолань на помощь, на Господню великую милость. Станем бить, отбивать, отколачивать от раба Божия вси притцы, вси призоры, все людские оговоры, худу свою думу, худо помышление; и станем снимать с раба Божия досадные раны, суразные раны, тоску-щипоту, чтобы не болело, не щипало, не болезновало у раба Божьего, не давила бы сердце тоски-щипоты, на тело опухоли, со всех костей, со всяких болестей и со всех тридевять суставов. От девки-колотовки, от бабы-шелковолоски, от мужика, от еретика, от всякого злого, лихого человека. Аминь.
--------------------
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Святыи бессребреники Козьма и Демиан ходили по земли. Олово и медь сливали; коль крепко олово и медь сольется, столь крепко у р<абы> Б<ожьей> (имя) рана заростется в сорочи жилах, в сорочи составах; в семи жилах, в трех составах не щипи, не боли и на сердце тоски не предай. Аминь.

Кровь становить и <на щипоту>: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Между церьквами, между алтарями убили жидовя Праведного Иова. У Праведного Иова не было ни крови, ни раны, ни опухели, не отекели, не щипоты, не болезни. Так же бы у р<абы> Б<ожъей> (имя) не было ни крови, не раны, не опухели, не отекели, не щипоты, не болезни. Бытьте, мои слова, крепки, емки и сильны. Небо и земля замок. Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
-------------------
Между двума столбамы поймали жидыги Святого идола, убили жидыги Святого идола. У этого идола не было ни раны, ни крови, ни опухоли, ни отеки, ни щипоты, ни ломоты. Так же у рабы Божьей Анны, щипота, не щипи, ураз, не ходи ни в жилы, ни в костьи, ни в суставе, ни в ребри. Во имя Отца и Сына и Святага Духа. Аминь. Буде во веки веков аминь. Будьте, мои слова, тверды, крепки, милостливы. В ключ и в камень отныне и до веку. Аминь, аминь. Когда кровь пойдет на поле, палец порежешь серпом, врача-то нет, так это кровь-то и ставится: «Кровь не теки».

Ураз снимать: Стану благословесь и пойду перекрестесь, и выйду я в чистое поле. В том чистом поле есть огненная река; через тую огненную реку едет Дарья и Марья на сцоловой кобылы и на золотой кореты. Везут они золотую булавку и тянут шелковую нитку, и зашивают у р<аба> Б<ожьего> (имя) посеченую, досаженую рану, щёбы ета рана не щипела и не болела, и резвая кровь не текла. Ты, ураз, уходись, щипота, угомонись у р<аба> Б<ожьего> (имя). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

На кровь и <щипоту>: Шел Исус Христос возле моря. Наколол свою правую ногу. Не слышал он ни крови, ни раны, ни щипоты, ни болезни ни в руках, ни в ногах, ни в единой жилы, ни в едином сустави, ни в буйной головы, ни в ретивом серьце. И так бы у меня, раба Божия, <имя> ни шумело, ни болело, ни в руках, ни в ногах, ни в единой жилы, ни в едином сустави, ни в буйной головы, ни в ретивом серьце. Тьфу! Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь!

На кровь и <щипоту>: Встану я, раба Божья Анна, благословясь, пойду перекрестясь, матерью прощена, отцом благословлена. Пойду я из избы в двери, из сеней в ворота, посмотрю я в чистое поле. В чистом поле лежит белый латырь-камень. У белого латыря-камня стоит две трещи́ны. Возьму я эти три трещи́ны, ударю по белому латырю-камню, чтобы не было у рабы Божьей Марьи не боли, ни руды, ни болезни, ни щипоты, ни болело бы, не щипало бы, ни днем, ни ночью, ни утром рано, ни вечером поздно, ни в начале месяца, ни в середине месяца, ни в конце месяца. Отныне до веку век, по веку век. Аминь. Петрозаводского государственного университета, 2000. 276 с.

Харитонова И. И. сидела за столом, в руках у нее была катушка черных ниток. Нитку она держала втрое скрученной. Затем она подожгла и дым впустила в рану. При этом она повторяла: Надо спустить портного, чтобы спицы не было. Таким образом она лечила свою занозу.

Безымянным перстом перекрещивают рану: Как у этого безымянного перста рабы Божьей Клавдии нет имени, так и у этой боли рабы Божьей Агафьи пусть не будет имени. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь, аминь, аминь. <Повторяется> три раза.

Источник: Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры карелъ.
« Ответ #9 : 17 Апреля 2019, 13:08:56 »
Заговоры от ячменя 
Если будет ячмень на глазу или, как здесь называют, «песий сосук», или просто «писяк», то идут к бабке заговаривать. Та нажимает на «писяк» средним пальцем и говорит: Личминка, личминка, вот тебе кокуш, что знаешь, купишь; купи топорик, секи поперек... Эти слова бабка повторяет три раза.
-------------------
Против ячменя на глазу: Необходимо найти сучок на месте, которое не двигается (на половице, на плинтусе), сказать такие слова: Как сучок засох на дереве, так засохни и ячмень. Затем надо обвести три раза пальцем вокруг сучка и три раза вокруг ячменя и переплюнуть через левое плечо.

Песий сосок, кукишу, Што знашь, то и купишь. Купи топорок, Секи сам себя поперёк. Это-то я знаю. [Что при этом делать?] Ну так крестят ножиком с деревянной ручкой и говорят эти слова.

«Ячмень тоже вот этым пальцем <безымянным> обводишь глаз и вот эдак обведёшь глаз, по часовой стрелке обводишь… нет, его худо-то помню… нет, ячмень вот эдак кукишок <направляет кукиш в глаз>, обводишь да «Кукиш, кукиш, чего себе купишь? Купи топорок и руби себя поперёк». Вот эдак, обводишь вот эдак. Это меня всё старушки научили, мама да свекровка дак».
-----------------
А тогда так ставили (показывает фигу): ****ий сосок, Вот тебе копок. Три раза так поставят и поморгаешь и, говорят, он через ночь пройдёт, всё. (Показывают правой рукой)

Как лечили ячмень на глазу
А ячмень на глазу, так мне стыдно говорить. Ну, бывало этово в старые времена, дак старые... наши-то родители, бабушки да прабабушки да... вот сделают фигу: Сосок, сосок, Вот тебе копок, Съезди в ородок, Купи топорок, Секи пополам, Я тебе всё отдам. И так надо поговорить три раза. Ну не то штобы зáраз три разá. Можно на зáраз, а только если не проходит, дак опять снова. Вот запомните (повторяет текст). Да и это так тихóнько: тьфу, тьфу, тьфу! – сплюнешь. Вот это я за што запомнила от своих там бабушок да прабабушок да...

АВА рассказывала о различных заговорах, которые ей передала карелка]
АТ: (А как, интересно, подскажите нам) Дак всё, вот эти слова спецальные нада: как умыться, где умыться, как умыться.
ЯТ: (А она вам, что-то оставила) Ой, я ничево не писала (с сожалением).
АТ: (А что вы сказали, про умываться?) Дак, вот там, как надо умыться, тоже со словами. Вот.
АТ: (И тогда парни будут бегать?) Да.
АТ: (А вы не помните как это?) А вот этих я не помню. Как тоску снимать.
АТ: (А как?) Тоже. Вот тоже моются, вот этым, этой стороной рук.
АТ: (Какой стороной?) Тыльной.
Вот так вот: «Смываю, смываю, пенья, коренья, силу рук и уроки, человеческие наговóры. Аминь». Три раза. И вот этот, тоска вот сходит. Я это уже сама на себе испытала. Почему, потому что я, когда уехала в Петрозаводск, я всё время плакала по этой, по деревне. Ну вот. Приедут туда, скажут: «Ой, Антоновна не знаю, чё, Валя всё плачет, всё плачет». А я домой приехала, я с бухты-барахты. Мама говорит: «Что ж ты все плачешь?», - «А не знаю, мама, что я плачу. Плачу и плачу». Вот, мне тоже, значит так, и я после этого не стала вот так горевать. А ещё и так же моются и говорят: «Как в реке эти камни холодные, так штобы сердце такой-то рабой-то было холодно по такому-то – такому-то. Аминь». Видите, какие слова. Кровь. Вот у меня, вот здесь память. На руке. Я значит, што сделала. Мы оклеивали, это, квартиру. А я уже была в положении. И я вот так над дверями, мне надо было надрéзать эти, нóжницами. А нóжницы раньше были вот такие острые острыё. У меня голова закружилась. Я упала. Я вот тут себе разрезала и даже внутренняя вена была, вот кровь такая. Я и говорю: «Всё, уйдите от меня все» Я забрáлась в клодóвку, а там такие слова. Простые уж, больно очень маленькие, говорит: «Ворон лéтит, кость тащит, кость пала, кровь встала. Аминь». Вот три раза сказали, у меня вот эта рана вот так расщепéрилась во все стороны – крóви не было. Много слов. АТ: (А какие еще?) А каждый своими словами, вот мне много слов говорили, кто какие вот знает. А я вот этими всегда пользовалася. А там, значит, эти тоже какие ещё, такие... Каких слов. Ой (вздыхает), есть вот эти, детям вот там заговаривают грыжу, родимец, золотуху, слова. Их на грыжу 12 наговóров. И кто какими пользуется, вот. И значит эти... А. а одни слова у меня были такие, что вот именно мать могла сама это делать. Дак, я вот эти, эти слова всё женщинам давала, и женщин учила. Та значит, там пяткой заговаривала, слова говорила, и пяткой – проходила грыжа, я сама скоко раз к врачам ходила. АТ: (А как же вот это с пяткой-то, это как сказать нужно?) Да, а вот я не по... Это всё надо записано, штобы было. А щас, да тем более не пользуюся ничем, дак. (...) АТ: (Вот я говорю на глазу, вот знаете ячмень?) Ну. АТ: (Как вот делали, интересно?) Ха-ха-ха.. Тут интересно (смеется). Ха. Их много наговóров. А мне (смеется) нельзя говорить. АТ: (Ну скажите. Ничего.) Вот так кукиш берёшь. И говоришь: «Пёсий сосок (т.е.ячмень – ЯТ), вот тебе копок, вот тебе другое, ходи в лес, секи вдоль и поперёк. Аминь. Аминь. Аминь». Вот три раза такое (смеется). А потом ещё говорят. Тут одна меня учила, што: «У быка нет молока, а тебе чюстяк (это ячмень чюстяком называли), на моём теле места нет». Кто какие говорит. По дому ма... вот во единственный (раз – ЯТ), одни мамины слова запомнила, этот, вот когда, ну там мало ли кто тебя оговорúт или сам что-ни (т.е. что-нибудь – ЯТ) подумаешь. Полно же вот таких, што, ага, в одну минуту, о чем-то подумаешь, подумаешь,– и всё. Дак там говорится: «Камешки-думы, мысли матери, отцовы промыслы, откуль лихо пришло, – туда лихо пойди, от девки шумоволóски, от бабы-простоволóски, от мужика-еретикá, парня-ябедника, все прúцы, призóры, все вúтрины, баны, перегóворы от рабой такой-то отойдите, рабу такую-то здоровьем наградите. Аминь». (Смеется). Слышь, скоро я вас и колдовать научу. АТ: (Интересно, конечно.) Да. АТ: (А если вот ребеночек знаете, бывает не спит, кричит?) А не спит, дак вот бывает, полуношница сказывается. Она обычно вот так после 12-ти, после 12-ти до четырёх. А в четыре уже тихо будет. Дак. Если девочка, дак брали нитки, иголку и тряпочку, и вот на это на всё наговаривал: «Полунáя, полунóшница, вот тебе работа, всю ночь сиди, и шей!» А если не крещеный ребёнок, то говорят: «Сия божью младеню спать не мешай. И имя». А если крещеный, дак и, раб, эту «сия» не говорят. «Младене такому-то спать не мешай». А если мальчику вот это ложат, дак там ложат шило, дак кусок кожи, или чё-ни, ну и с таких вот. Вот. АТ: (Ну и помогало?) Ак помогает.. АТ: (Но у вас были такиие случаи, что вы ребенку сказали?) Да. Были. АТ: (А не расскажете про такой случай?) У меня были такие случаи, когда вот этот, родимец называли, эти. Родимец вообще у врождённого, у кажноого проходит, а у одной, вот у моей, у средней дочки, я сама видела, но в этот период надо штобы в квартире вот тишина, вот такая, тихо-тихо. Штобы тогда, и там тоже вот эти слова говоришь и накрываешь полотенцем, именно вот полотенце должно быть льняное, и она успокаивается, и вот проходит. Но не дай Бох, если только вызовешь врача, да как обычно сделают укол, это всё, этот уже погиб ребёнок. АТ: (А что за слова?) Так вот я не помню всех слов-то теперь. ЯТ: (Вот вы знаете, бывают бородавки, например на руках, а от них что-нибудь?) Бородавки. Бородавки, дак, обычно в этот, над бородавкой завязывают ниточку, вот так, узелок такой, так, и надо закапывать вот эту ниточку, под лестницу называлося, ну, под третью ступеньку, но так как тут у нас лестниц нет, дак можно её так куда-ни, и такие простые слова: «Как эта ниточка сгниёт, так у меня и бородавка отпадэёт. Аминь». Видите. Вот эти, которые вот эти божéственные, они все такие незлопамятные, нормальны слова, а когда уже вот с нечистью, ты там знаешься. Это уже хуже. Вот так.
Населенный пункт: Буракова

Источник: Материалы экспедиции в д. Авдеево Пудожского района Республики Карелия, 2004 г.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заговоры карелъ.
« Ответ #10 : 17 Апреля 2019, 15:28:38 »
[Заговор на сумасшедшего] Очерчивая троекратно ножиком сумасшедшего, знахарь читает над водой следующие слова: От Духа Святаго, от печати Христовой, от Спасовой руки, от честнаго креста, от Богородицина запечатного замка! Ангел-хранитель! Сохрани его душу! Укрепи его сердце! Враг-сатана, отступи от него, от раба Божия (имярек) А сам Исус Христос, приступи к рабу Божию (имярек). Запрестольная Мати Божья! Пресвятая Богородица! С раба Божия (имярек) сохрани и очисти всяку болезнь, всяку скорбь, всяку немощь, всяку нечисть бранных слов и своей лихой думы, притчи, уроки, переполохи, оговоры, одумы и призоры с раба Божия (имярек), с буйной головы, с ясных очей, с сахарных уст, с рук и с ног, и с могучих плеч, и с белых грудей, с ретивого сердца, с бурой печени, с легких и с селезня, с сорока жил, с сорока составов, с сорока жил подпятных, с головы да с тулова, с тулова в ноги, из ног в подошвы, а с подошев в сыру землю, на темные леса, за синие моря к богатому крестьянину не без отрыжки пива пить — во веки. Аминь. Ножик, которым троекратно очерчивается больной, кладется в изголовье. Водой, над которой бывает это шептанье, поят его и моют. Если он заснет, то советуется при этом не будить его, пока он сам не проснется. (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".