Сонъ Богородицы и Приснодѣвы Маріи
"Во имя Отца, и Сына, и Св Духа. Аминь.
Сей сонъ Пресвятыя Богородицы, аще кто хощетъ, пусть читаетъ и слушаетъ со вниманіемъ и со многимъ усердіемъ, со слезами и сокрушеннымъ сердцемъ. Опочивала еси Пресвятая Богородица во святомъ градѣ Виѳлеемѣ Іудейскомъ. Спаситель всего міра рекъ Матери своей:
"О Мати Моя возлюбленная, Пресвятая Богородица! опочивала ты во святомъ градѣ Виѳлеемѣ Іудейскомъ, и что во снѣ видѣла, объяви Мнѣ!" И рече Ему Пресвятая Богородица: «О Сыне мой возлюбленный, Іисусе Христе! опочивала я во святомъ градѣ Виѳлеемѣ Іудейскомъ, марта мѣсяца 1 и 2 дня, и привидѣлся про Тебя сонъ весьма страшенъ и ужасенъ и зѣло печаленъ, и не могу во слѣзахъ проглаголати, ибо утроба моя по Тебѣ горитъ, и лютое оружіе въ сердце мое проходитъ. Объявляю вольныя Твоя страданія.
За семь дней до воскресенія Твоего воскресилъ друга своего Лазаря, за шесть дней до воскресенія Твоего, уѣхалъ съ учениками своими во градъ Іерусалимъ, и дѣти еврейскія стрѣчаху Тя, и постилаху ризы своя по пути, рекоша: "Осанна въ вышнихъ! благословенъ грядый во имя Господне! Осанна въ вышнихъ!" и за четыре дни до воскресенія Твоего, людіе совѣтъ сотвориша убитъ Тебя, и за три дни до воскресенія Твоего вливалъ Ты воду во умывальницу, препоясался лентіемъ и нача ученикамъ ноги омывати и отирати, и единъ изъ апостоловъ, именемъ Иуда, предалъ Тебя, Господа, жидамъ за тридесятъ сребренниковъ.
И пришедши пятьдесятъ мужей іудейскихъ, взяша Тебя, Сына моего, и облекоша въ ризу червленую, и повелѣша сплести терновъ вѣнецъ, и возложиша на главу Твою святую, и тростію по главѣ Твоей святой биша, и на лице Твое плеваша, и во уста Твои святыя желчію напоиша, и поруганъ быша; и одинъ рабъ Конфоилъ, родомъ латынецъ, стоялъ тамъ и удивлялся Твоему терпѣнію.
Жидове же рекоша: "Радуйся Царь Іудейскій!" и ко столбу Тебя привязаша, и много пречистыя крови Твоея истече на землю; отвязаша отъ столба, даша трость въ пречистыя Твоя руки, и поведоша къ Пилату, и рекоша: "Возьми, распни Его!" Пилатъ же не хотѣлъ распять его, и они жидове, возопиша: "Пусть кровь Его будетъ на насъ и на чадахъ нашихъ!". Пилатъ же повелѣлъ сдѣлать крестъ изъ трехъ древъ: кипариса, певка и кедра.
И поведоша Тебя, Сына моего возлюбленнаго, на гору Голгоѳу, и наложиша на Тебя крестъ, и Ты несе, и падоша на землю отъ убіенія жидовскаго. Идущаго человѣка изъ села, имя ему Симонъ, и Ты даша ему нести крестъ; и онъ принесъ и поставилъ на лобное мѣсто. И потомъ Сына моего возлюбленнаго, Іисуса Христа, на крестѣ распяша, руки и ноги гвоздями пригвозден (пригвоздиша), и повелѣша зрити на западъ. И одинъ изъ воинъ, рабъ Логвинъ, родомъ разычинъ, приступиша къ Тебѣ, и въ ребра Твои пречистыя прободоша, и абіе изъ ребръ Твоихъ пречистыхъ, истече кровь и вода на спасеніе роду христіанскому, и душамъ грѣшнымъ на спасеніе.
И тогда, Сынъ мой возлюбленный Іисусе Христе, Сынъ Божій, испустилъ духъ свой къ Богу Отцу и на крестѣ умеръ. И въ то время завѣса церковная разодрася на двое, отъ верхняго края и до нижняго, и земля потрясеся, каменія распадоша, и звѣзды съ небеси спадоша, и солнце померкло, и луна въ кровь приложися, и бысть тьма отъ шестого часа до девятаго по всей земли отъ страха Господня.
И они, жидовe, рекоша: "Мы сего Сына Божія чаяли за пророка". И съ Тобою распяша двухъ разбойниковъ: единаго одесную, а другого ошую страну. Единъ получилъ прощеніе за проглаголанье: "Помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіе Твое!", а другой за хуленіе погибъ.
На утро приде благообразный Іосифъ съ Никодимомъ, приступиша къ Понтію Пилату гемону и просиша тѣло Твое святое, и рекоша ему:
"О Пилате, даждь намъ тѣло Іисусово!" И Пилатъ отпусти тѣло Твое; и тако съ креста тѣло Твое снявше, честно и благоусердный плачъ испустили надъ тѣломъ, прелюбезный Іисусе, и тако, плащаницею чистою обвивъ и благоуханіями, во гробѣ новѣ положили; и они, жидове, на гробъ Твой желѣзные обручи наложиша, и печатію запечаташа, и камень великъ ко гробу привалиша, и стражею поставиша римлянъ и іудеовъ.
Въ полунощи бысть громъ великъ, и сниде ангелъ Господень съ небеси, и отвали камень отъ гроба, и ста при гробѣ. Тогда Сынъ мой воскресъ изъ мертвыхъ и разбойника воскресилъ, и послалъ въ рай съ крестнымъ знаменіемъ; и прежде всѣхъ самъ Сынъ Іисусъ Христосъ во адъ сошедъ, и въ то время Адамъ и со многими, и Ева свободися, клятва потребися, и смерть умертвися, и всему міру бысть великая радость. На утро пріидоша двѣ женщины, мироносицы Марѳа и Марія, сестры Лазаревы, ко гробу Твоему помазати тѣло Твое, купивъ драгоцѣнные ароматы, и въ сосудѣ мира и со многимъ плачемъ у гроба Твоего святаго весьма горько прослезися, и узрѣвъ ангела Божія, на камени сѣдяща.
И гласъ отъ него слышанъ бысть: "Что ищете живаго съ мертвыми? что плачете нетлѣннаго? идите въ Галилею, тамо проповѣдуйте ученикамъ Его и апостоламъ, яко воскресе Христосъ въ третій день." И тогда ангелы Божіи на облакахъ запѣли: "Христосъ воскресе изъ мертвыхъ" и проч. И радость даровалъ небесную силамъ, и всему роду христіанскому жизнь вѣчную, Іисусъ Христосъ, Сынъ Божій, со крестомъ сошелъ во глубину адову, врата и двери адскія крестомъ своимъ сломалъ, сатану сковалъ и заставилъ ангеловъ Божіихъ бить его безпрестанно оружіемъ крестнымъ, а изъ ада Адама и Еву и всѣхъ пророковъ освободилъ и рукописаніе Адамово раздра, разбойника прежде всѣхъ въ рай введе, и праведныя души съ разбойникомъ внидоша въ рай и вѣчный покой. И по воскресеніи Твоемъ, Ты, Сынъ мой и Боже, пришелъ къ ученикамъ, дверямъ затвореннымъ бывшимъ, и Ѳому увѣрилъ, показавши ему пречистыя ребра Твоя прободенныя, и потомъ Ты, Сынъ мой и Боже, изъ Виѳаніи, горы Елеонскія, по прошествіи четыредесяти дней, на небеса вознесеся со славою и въ десятый послалъ Духа Святаго на святыя Твоя ученики и апостолы, и отъ того часа бысть раздѣленіе языковъ странными глаголы и странными ученіи, повелѣніемъ Святыя Тройцы».
И рече Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Сынъ Божій: О Мати Моя возлюбленная, Пресвятая Богородица и Приснодѣва Марія! воистину рекла еси, и сонъ неложенъ, но праведенъ есть. Аще кто хотя и грамотѣ не знаетъ, а сонъ Твой спишетъ и будетъ въ домѣ своемъ въ чистотѣ имѣть, то къ тому дому не прикаснется никакая пакость, и отъ грома и молніи и отъ нечистаго духа сохраненъ будетъ, также и скотъ его отъ злыхъ звѣрей сохраненъ будетъ за сонъ Матери Моея и за страсти Мои Христовы. Аще кто въ путь пойдетъ или поѣдетъ, сей сонъ имѣть будетъ въ чистотѣ, то къ тому человѣку не прикаснется діаволъ и разбойники со злыми губительными дѣлами и отъ тѣлесныя болѣзни, напрасныя смерти и отъ меча посѣченія и смертоносныя язвы, и отъ звѣрей, и отъ всякаго зла сохраненъ будетъ во вся дни живота его. Глаголю вамъ, христіанамъ: аще который человѣкъ пойдетъ предъ царя или судей и сей сонъ при себѣ имѣть будетъ, тотъ человѣкъ осужденъ не будетъ: Архангелъ Михаилъ путь направитъ молитвами Богородицы. Глаголю вамъ, сынамъ человѣческимъ: аще въ домахъ господинъ дому, женѣ или дѣтямъ, рабамъ и рабынямъ, будетъ читать, то будетъ здравъ, и спасеніе будетъ душамъ ихъ; яко у Іакова, Израиля праведнаго, съ дѣтьми ихъ довольствія было по жизнь ихъ, такъ Богъ пошлетъ милость тѣмъ христіанамъ: по смерти избавлены будутъ муки вѣчной и огня неугасимаго, и поведены будутъ души ихъ во царство небесное. Аще въ которомъ домѣ жена беременна будетъ мучитися младенцемъ, сонъ же при себѣ имѣть будетъ или заставитъ кого прочитать, то родитъ чадо легко и будетъ счастлива во вся дни живота своего. Аще кто изъ христіанъ съ вѣрою кому хочетъ угодить - прочитаетъ или кого заставитъ, за то человѣка того душа введена будетъ въ царство небесное. Аще кто сонъ Твой, Мати Моя, переписываетъ и отъ дому до дому передавать будетъ прочитывать, за то избавленъ будетъ муки вѣчной и огня неугасимаго, и при смерти придутъ ангелы Божіи и возьмутъ душу честно отъ тѣла и принесутъ ко Мнѣ на благословеніе Божіе, оныя души посланы будутъ съ тѣми же ангелами, которыми приведены Авраамъ, Исаакъ, Іаковъ въ неизреченную радость, а въ Мое царство небесное и во прекрасный рай со всѣми святыми отцами. Симъ же премудрымъ словомъ Божіимъ закрѣпляю. Аминь. Подтверждаю Царю небесному. Аминь. Глаголю вамъ слово Божіе. Аминь. Всегда, нынѣ и присно, и вовѣки вѣковъ. Аминь аминь аминь*
* Варіантъ 1. "Аще который человѣкъ помираетъ и при смерти своей сонъ Твой, Мати Моя, при себѣ имѣть будетъ или заставитъ кого грамотнаго прочитать, то, хотя бы онъ имѣлъ на себѣ грѣховъ, какъ на древѣ листу, всѣ отпустятся ему, и будетъ того человѣка душа въ царствіи небесномъ со всѣми отцами. Аще кто сей сонъ Богородицы читаетъ съ вѣрою, то за чтеніе и слушаніе сего сна избавлены души ихъ отъ вѣчной муки, и, пришедшіе съ небесъ, ангели возьмутъ душу его честно и принесутъ на благословеніе къ престолу Моему, а по благословеніи посланы будутъ въ вѣчный покой со святыми ангелами. Аще кто сей сонъ Пресвятой Богородицы всякій день будетъ слушать со вниманіемъ и давать списывать, тотъ человѣхъ хотя бы имѣлъ грѣховъ на себѣ, яко песку въ морѣ, то всѣ отпустятся, и въ дому его счастіе будетъ всегда нынѣ и присно и вовѣки вѣковъ. Аминь. Аще который не вѣритъ сему божественному писанію - сну Пресвятой Богородицы, то будетъ отнынѣ и довѣка проклятъ."
Варіантъ 2. "Аще который человѣкъ сонъ сей Пресвятой Богородицы спишетъ и будетъ разсказывать постороннимъ людямъ, то сему человѣку грѣхи его отпущены будутъ. Аще который человѣкъ сонъ сей Богородицы при смерти своей воспомянетъ или прочтетъ, или же дастъ кому прочесть, а самъ съ вѣрою и вниманіемъ будетъ слушать, то Господъ сошлетъ ангела милостиваго по душу его, и тогда вынутъ душу его честно и вознесутъ навсегда и отдадутъ Аврааму, Исааку и Якову, во святой рай и со святыми праведниками, и предадутъ душу его и представятъ предъ престоломъ Господнимъ. Тогда душа его возрадуется и съ нею вся сила Господняь и покажутъ, гдѣ присутствуетъ Самъ Господь, Пресвятая Богородица и Архангелы Михаилъ и Гаврілъ, и всѣ святые; избавленъ будетъ отъ вѣчной муки и огня неугасимаго. Если же послушаетъ и приметъ къ себѣ отца духовнаго и исповѣдуетъ свои грѣхи, тогда ангелы возьмутъ душу его и отдадутъ св. Аврааму, Исааку и Якову".
Сей сонъ видѣлся Пресвятой Богородицѣ прежде состраданія Господа нашего Іисуса Христа и повѣдаша Сыну своему и Богу нашему. Господь намъ Іисусъ Христосъ заповѣдалъ: "никому не сказывать, какъ исполнится страданіе Мое, а сонъ Твой, Мати Моя видно будетъ".