Новости: 🍀 Объявляется набор в школу Рунической Магии и Мантики 🍀

  • 23 Ноября 2024, 18:42:00


Автор Тема: Во что верили наши предки (по следам этнографических журналов 19 века)  (Прочитано 2520 раз)

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Для получения хорошего урожая хлеба находят необходимым соблюдать еще следующий обычай: в день засева хлеба ни один домохозяин не дает другому ни взаймы, ни за деньги, ни одного зерна или куска хлеба: нарушение этого условия может привести к неурожаю.
Чтобы предугадать будущий урожай, старший член семьи в ночь под новый год втыкает в снеге на гумне несколько колосьев разного хлеба, а утром смотрит: если на котором колосе окажется иней, тот хлеб в наступающем году должен уродиться. С этой же целью прибегают к другому обряду: в то же время в избе на столе расстилается чистая белая скатерть; если на ней утром появится какое-либо зерно, этот хлеб уродится обильно. Для разведения ягнят под новый год запирают тот хлев, в котором находятся овцы: если желают более белошерстных ягнят, то метлою, а двойнят разношерстных - вилами. Под новый год производятся гадания с другими целями. Желающие узнать долготу своей жизни после ужина кладут кусочки хлеба на окно; чьего куска утром не окажется, тот в этом году умрет, а остальные переживут его.

Невесты с целью узнать, в богатый или бедный дом выйдут замуж, подходят к плетню, перебирают пальцами все колья от начала его до конца и при этом приговаривают: "сусек, мешок"; если на последнем колу останется сказать слово "сусек" - быть в богатом доме, а "мешок" - в бедном. Чтобы узнать размер будущей семьи, выдергивают из одонья наугад колос и считают: сколько в нем окажется зерен, столько будет членов в семье жениха.

Под новый год считается большим грехом прясть; у нарушителей этого обычая дух Волосень, под видом костоеды, отъест палец, и из него выпадет нечистая кость. Этот же обычай строго соблюдается в течение всего года каждую неделю в день пятницы и накануне ее. Покровительницей каждой пятницы считается какая-то особенно чтимая "матушка Прасковея" (называемая так народом), которая своим непочетницам-бабам может засорить глаза куделью и намыкою от пряжи.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
В день Крещения Господня, после молебна на реке, купаются в реке раздетые с целью: больные - излечиться от болезни, а наряжавшиеся в маски под новый год - вновь перекреститься после принятия образа чорта и очиститься от греха.
День св. Касьяна (29 февраля) почитается особенно страшным: если он в этот день на кого взглянет, тот говорят сгибнет. Работы в этот день и накануне прекращают. У одного крестьянина, работавшего в праздник, рассказывают, Касьян убил корову.

Под Благовещенье огней в избах всю ночь не тушат: лучше уродится лен, иначе молния все повыжжет. Кто на Благовещение счастливо играл в орлянку, тот весь год будет выигрывать деньги в эту игру. Другого рода специалисты, воры, стараются аккуратнее стащить какую-нибудь чужую вещь в ночь под Рождество: после этого успех воровства считается обеспеченным, несмотря на самые рискованные предприятия на весь круглый год. Словом, каждый святой является покровителем того или другого ремесла или животного; так. например, покровителем коров считается Власиий, овец - Настасья, лошадей Фрол и Лавр, пчел - Зосима и Савватий, икона коих после молебна в день праздника святых становится на пчельник, а огурцов - Константина и Елены. День посадки огурцов называется "огуречным праздником"; в этот день служится молебен.

Плохая пора настала для колдунов: в деревнях стали находиться такие молодцы, которые обращают ни во что их знания и вполне гарантируют себя ит их чар. Средство от этого самое ничтожное - игла; она всегда носится при себе. Чтобы обессилить колдуна, достаточно продеть иглою его одежду. Считается возможным даже одурачить колдуна: достаточно только, проткнув иглу сквозь одежды, воткнуть ее ухом к верху в дверь того здания, куда вошел колдун: до тех пор, пока игла будет находиться в двери, он не может выйти из дома, несмотря ни на какие усилия.

Относительно загробной жизни крестьяне имеют такое представление, что их родственники после смерти, до истечения шести недель, продолжают невидимо пребывать в том доме, где жили, и даже пользоваться пищею. На основании этого предположения на ночь в доме всегда расстилается белая скатерть, на которой ставится кушанье, поедаемое за ночь покойником.

В.Бондаренко, 2 июля 1890 г. с. Осиновые Гаи, Кирсановский уезд. "Живая старина", 1890 г. № 1
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
С хозяйкой мы ведем длинные разговоры. Говорит больше она: рассказывает про “гулянки” и “бесёды”, передает деревенские сплетни. Часто говорим мы и про лесных и домовых духов, про злого баенника и про доброго овинянника. Сначала она избегала подобных разговоров; но когда я ей сама сообщила несколько разнообразных “страшных историй”, она стала откровеннее.

“Вон хоть господа и бают, нету того — а есть”, сказала она, вдруг сделавшись серьезной. — “Кто скотинку-то уводит, да кого и так заведет в лисях?” прибавила она таинственным полушепотом.

“Ведь вот что было со мной. Работали мы в лисях — я тогда еще за первым мужем была,[51]не большухой. Жарко было, страсть — я и выкупалась в лисях. Сделалось со мною что после этого, не знаю — разнемоглась я совсем. И к фельдшеру я уж ходила и к “бабушке” — тут ворошунья была одна — ничто не берет “Значить, говорит она мне, прощаться надо пойти”. Пошли мы с ней, значит, к тому самому месту, где купались. Велела она за собой говорить: “Царь лесовой и царица лесовая и лесовые малые детушки, простите меня, в чем я согрешила”. И как скажем, так и поклонимся с ней. А как в третий раз сказали, как зашумит что-то, словно выстрелил кто рядом. Уж после того лечить меня стала “бабушка” и вылечила”.

Чаще всего ее рассказы касались лесного царя. Неудивительно, что лес, обступивший со всех сторон олончанина — этот лес, в котором проводят почти все дни года крестьяне, будь-то на охоте или за работою на лядине, лес, полный таинственности, производит могучее впечатление на ум олончанина, держит в плену его фантазию. Вот как представляет себе мощного властителя леса пудожанин. Весь лес, говорят пудожане, принадлежит лесному царю, который живет в нем вместе с женой и детьми. Это такая же семья, как и человеческая, и на людей-то они похожи, только “почернее будут”. У лесного царя есть верные собачки, сопровождающие его всюду — маленькие и пестрые, которых, однако, редко можно увидать; есть и верные слуги, подчиненные ему — то лесовик или леший, ростом с дерево, и другие лесные духи, боровики и мо[52]ховики, отличающиеся от лешего только тем, что они меньше его ростом. Злой лесовик — враг крестьянина: он уводит у него скотину в лес, так что иногда и не сыщешь ее; он же сбивает с пути охотника, заводит в лесу ушедшую по грибы да по ягоды девушку. Собственно лесному царю не приписывают злобы, разве только в редких случаях, причем ясно смешение его с лесовиком. В большинстве случаев из рассказов пудожан явствует, что лесной царь “праведный”: даром никого не обидит. Он даже часто возвращает заблудившуюся скотину ее хозяину, хотя для этого и требуется соблюдение известного обряда. Живо переносит нас этот обряд в далекую эпоху язычества, напоминая нам жертвоприношение.

“Пропадет коли скотинка, говорили нам, вот что делают. Пойдут в лес, положат на перекрестке яйцо на левую руку от себя. А на яйцо наговорить должно: “кто этому месту житель, кто настоятель, кто содержавец, тот возьмите дар, возьмите и домой скотину спустите, нигде не задержите, не за реками, и не за ручьями, и не за водами” - отдаст”. “А бывают и такие, что знаются с лесовиком, и лесовик отдает им скотинку. Только уж грех-то великий. Тот, значит, и говорить с ним может, и увидать его. Пойдет он на перекресток, засвищет - а он тут и придет. Скажет можно ли отдать ее. Коли можно — завсегда отдаст”.

Отдать скотину является невозможным в том случае, когда она была “завещана”, т. е. обещана[53] лесному царю. Дело в том, что люди, знающиеся с лесовиком, при выгоне скота на пастбище, вступают в соглашение с ним. Лесовик обещает охранять скот от волков, медведей и росомах, но за то получает в дар две или три штуки из стада. Такой союз с лесным духом считается величайшим грехом и слова, посредством которых заключается он, хранятся в глубокой тайне.

Есть и другое, более употребительное, средство обезопасить свой скот. Это произнесение так называемого “отпуска” или особенного заговора, который составлен специально для сбережения стада. Этот заговор есть ничто иное, как молитва, в которой грубо смешиваются христианские идеи с языческими. Он читается при выпуске скота, и читающий его пастух обходит стадо с иконою. При этом берется также воск, делаются из него три шарика, в которые закатывается иногда немного шерсти от каждой скотины. Эти шарики прилепляются к иконе и иногда осенью по окончании пастьбы пускаются на воду. Глубоко чтятся “отпуски” крестьянами. Пастух иногда дорого платит за него сведующим лицам, и, получив его, тщательно сберегает.

Интересно, что то же жертвоприношение, которым стараются побудить лесного царя отпустить домой утраченную скотину, употребляется и в том случае, когда кто-либо заболеет в лесу. Меняют только несколько слов при жертвоприношения. “Вы дар возьмите, говорит заболевший, кладя на дорогу яйцо, а меня простите во всех[54]грехах и во всех винах - и сделайте здрава и здорова, чтобы никако место не болело, не шумело”. Итак, когда дело касается болезни, полученной во владениях лесного царя, не ограничиваются простым заговором, где призывается помощь Христа, Апостолов, Божей Матери и Святых или даже светлых мифических божеств, как например утренней зари, против злых духов “от лесовых, от боровых, от моховых и от витреного, и от уличного, и от водяного, и от баенного и т. д. и от всего нечистого духа и от непадшей силы”. Напротив, здесь стараются умилостивить лесного царя жертвою или “прощанием”, т. е. просьбой о прощении. Очевидно, что по верованиям крестьян, по крайней мере, в некоторых местностях, они имеют тут дело с высшим существом, которого они, однако, не признают за “нечистого духа” и за “непадшую силу”. Точно также всякая ворожея, берущая воду в лесу для лечения должна испросить на это позволение у лесного царя, иногда наряду с царем водяным и с царем земли. “Царь земной и царица земная, говорит обыкновенно берущая воду, и царь водяной, и царь лесной, благословите водушки взять не ради хитрости, не ради мудрости — для доброго здоровья раба Божья”.

Так глубоко чтут владыку леса пудожане. Века прошли, исчезли языческие божества, оставив лишь смутные намеки на свое существование в некоторых преданиях, в заговорах народа, — а культ лесного царя так же крепок, так же жив, как и прежде. Сохранению его без сомнения содействовала сама местность, в которой приходится жить пудожанам. Даже не во всех деревнях этого уезда он сохранился одинаково. Близость большого озера, занятия рыболовством тотчас меняют настроение жителей. Реже имея дело с лесом, они хранят культ его уже не так строго и склоняются больше к почитанию водяного царя, со стихией которого им приходится быть в более тесных сношениях. Так жители берегов большого Водлозера, которые занимаются преимущественно рыболовством, хранят в большей неприкосновенности культ водяного царя, о котором на небольшом Купецком озере ходит сравнительно мало рассказов.

Харузина В. На Севере 1890
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Самую северную часть Печорского края и побережья моря занимают самоеды. Деревни, в которых живет население Печорского края, расположены исключительно по берегам Печоры или ее притокам и изредка около озер. Мелкие села, деревни и поселки на юге Печорского края, по берегам Ижмы, Цильмы и Ухты, расположены среди чрезвычайно живописной, дикой и безлюдной местности.

Несмотря на благоприятную восприимчивую почву для просвещения, здесь, как нигде, как кажется, широко распространены остатки седой древности, как верование в реальное существование злых духов, нечистой силы и колдовства.

Колдун представляет неотъемлемую принадлежность печорской деревни. Церковная летопись Пустозерска указывает, что “суеверий, волшебства и колдовства здесь непочатый угол”. Всякий колдун, смотря по его силе, имеет в своем распоряжении известное количеству чертей.

Главный же вред от колдунов по всему Печорскому краю, по народному поверью, состоит в том, что они напускают на женщин “икоту”. Страдание икотой чрезвычайно распространено по всему Печорскому краю. Почти все женское население Печорского края заражено “икотой”, напоминающей по своей распространенности и характеру кликушество, сильно распространенное в 40- 60-х годах по всем центральным губерниям России. В Печорском крае оно тесно связано с верованиями населения в реальное существование сверхъестественных сил. Единственное средство избавиться от икоты, по мнению населения, это — обратиться опять к колдуну или водить одержимую по монастырям и церквам для отчитывания.

По исследованиям доктора С. В. Мартынова, икота характеризуется появлением отдельных приступов или припадков со столь разнообразными симптомами расстройства нервной системы, что нарисовать одну общую картину икоты нет возможности. После раздирающего душу крика женщина падает, как сноп, на землю, и с нею начинаются жестокие судороги, она с ожесточением рвет на себе волосы, ломает пальцы, скрежещет зубами, бьет ногами... Иной раз с отчаянными воплями больная хватается руками за грудь, корчится или, падая на колени, упирается лицом в подушку, крепко сжимая веки; иные бросаются на окружающих людей, бьют окна и посуду, бросают скамейки и стулья, испуская пронзительные крики — “ий”, “я-вай-я”, “ву-у-ой”, “ток-вак-й-й й”... Другие “икотницы” ругаются самыми неприличными словами. Очень часто они выкрикивают какие-либо необычайные требования и желания. Нередко больные непроизвольно смеются и плачут, издают дикие, отрывистые звуки или выкрикивают бессмысленные слова. При сильном развитии припадка женщина лишается языка и только глухо мычит; при менее сильной икоте она говорит, но не отвечает на предлагаемые вопросы; существуют и такие легкие формы, когда приступ ограничивается тем, что больная начинает необычайно громко и совершенно особым образом беспрерывно икать, но бывают и такие припадки, когда икотница приходит в экстаз и пророчествует, при чем больная говорит не от своего имени, а от имени сидящей в ней “икоты”, ибо, по верованиям как окружающих, так и самой больной, в ней сидит порча, или “икота”, напущенная злым колдуном, или “еретником”.

Распространение этой болезни исключительно среди женщин заставляет, конечно, предполагать существование именно в их жизни условий, располагающих к заболеваниям нервно-психического характера. Влияние глубоко вкоренившихся убеждений в существовании злых духов и нечистой силы, убеждений в происхождении болезней вследствие колдовства, в возможность насылать болезни и их исцелять, — все это в настоящее время разъяснено наукой. Существование женщин, одержимых злыми духами, в свое время было убеждением всех веков и всех народов, и не в столь далекое время стали устанавливаться более правильные взгляды на эти патологические явления общественной жизни, подламывающие женскую натуру. Остатки средневековой веры в колдовство, служащие источником истерических припадков женщины, до сих пор еще очень значительны в глухих местностях Печорского края, где население полно суевериями, наследственно передаваемыми из одного поколения в другое.

Но, кроме демономанических верований, на происхождение болезни должен иметь влияние и тот гнет семейного и общественного положения, в котором находятся женщины на Печоре. Уже девушкой она не связана естественными и нормальными отношениями с родной семьей, а является в ней лишь временной, нежелательной гостьей, от которой требуется скорейшей отработки потраченных на нее расходов. Со вступлением в чужую семью при выходе замуж, при чем личная воля и личное чувство девушки игнорируются, она попадает под гнет свекрови в мужа. На нее и ложатся тогда не только все чисто домашние работы по избе и скотному двору, но и все тяжелые полевые работы, так как все мужское население уходит на промыслы.

Кроме Печорского края, “икота” распространена и по всей Архангельской губернии, но число заболеваемых “икотой” по направлению с востока на запад значительна уменьшается.

А. А. Жилинский. Крайний Север Европейской России. 1919 г.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Верования Поморов

Бытовые верования поморского населения, так же как и севернорусского, к  XIX в. представляли  собой сложную картину. 

Вера в существование сверхъестественных существ при­родного происхождения— особенно  лешего и  водяного  — была свойственна всем жителям Беломорского побережья. Наиболее сильно она проявлялась у поморов Карельского, Терского и Поморского бе­регов, причем  представления об этих существах, их на­звания и приемы обережной магии против них были об­щими у  поморов этих районов и соседних с ними карел. Этому сближению способство­вало старообрядчество, объединявшее русских и карел и объяснявшее происхождение  различного рода вредонос­ных, нейтральных или покровительствующих людям сил («чертовщину»)  грехопадением  Адама и возникновением его воинства, расселившегося в природе и на крестьянском дворе.

Водяной, самая  популярная в Поморье фигура сверхъестественного происхождения, всегда  являлся человеку в безобразном виде, который изменялся в зависимости от воображения его видевшего: старый, черный, лохма­тый, голый, курчавый, с хвостом. Днем он обычно в воде, а вечером и ночью вылезает, сидит на берегу, на камне и чешет голову гребнем. У водяного есть жена — безобразная водяница, а  детей нет, и  поэтому он пытается соблазнять женщин.''
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Озерный (речной) водяной считался  довольно безо­бидным, но от него зависел успех промысла, поэтому  его нужно было заранее умилостивить — дарам и или словами. Водяной  любил подношения различного рода. У старообрядцев кормление водяного ограничива­лось бросанием в воду табака, сопровождавшимся бранью; табак и ругань как порождение «нечистого» должны были служить угодным ему подношением. Более широко бытовало  представление о неких усло­виях негласного договора водяного с  предками местных жителей, т. е. поддерживалась традиция в соблюдении особых правил поведения, состоявших из действий обережного характера, запретов — говорить об улове или показывать его, называть водяного, приглашать на лов посторонних и хвастать местами  лова.

Так, например, жители Терского берега говорили об Ольховских озерах: «Пока не знает никто — ловят, а  как прогово­рятся кому мужики, ну хоть кому похвастаются — так больше ничего и не уловить!  Все сетки спутает и  раз­бросает.  Отголоском  древних  заклинаний  и  оберегов на воде  явля­лись  различные  приговоры, обращение к  стихийным си­лам  —  воде,  ветрам, солнцу и к водяному, обычай петь или причитывать  во время лова. Наибольшая концентрация требовалась на морском лове, где царил сугубо по­морский  демон  — морской  сатан, всегда враждебный человеку, стремящийся помешать промыслу или отнять его и погубить всех промышляющих в Белом море.  Умилостивить сотана трудно, поэтому нужно вы­брать время, когда он спит, и хорошо знать все магиче­ские действия и запреты на море, с ним связанные; брать на судно ветку рябины, не бросать в море камня, окуривать ружье вересом.

Морской сотан  более всего был известен и вредил поморам, занимавшимся мурманским промыслом,  ходившим в Норвегию. Образ его в преданиях принимал  Ванька Нордкапский — злой  дух северных  морей, который стал заклятым  врагом поморов-мурманщиков после  того, как его обманула похищенная   им чужая жена-поморка.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Видимо, одной из ипостасей морского сотана являлся морской змей, рассказы о котором были  широко  распро­странены в поморской среде; нередко говорили о большом количестве змеев, появляющихся около  промысловых ста­новищ или судов, находящихся в открытом море. Легенды о  змеях были известны не  только русским, но и норвежским промышленникам мурманского промысла; спастись от него можно было только немедленным бегством на берег, а чтобы отвлечь его внимание, необходимо  бросить кусок  дерева  — весло  или палку, которые змей разорвет на куски. Особая роль в  борьбе с морскими змеями (червями) приписывалась святому  — покровителю  запад­ного Поморья  и  мурманских  промышленников  Варлааму Керетскому.

Среди мурманских промышленников бытовало также поверье о рачьем  царе — огромном  звере, лежащем на  дне океана между Новой Землей и  Грумантом и  повелевающем всеми морскими зве­рями.

Леший имел в Поморье различные названия: ле­шак, нечистый,  прохожий; шишко, окаянный, черт .   Образ  его был  антропоморфным  и  уродли­вым, но в нем он редко являлся людям. Обычно леший показывался  в  виде  знакомого мужика, странника, сол­дата  в  полной  амуниции или  зверя, чаще  всего  собачки, бегающей по лесу без  хозяина, лисы, черной кошки (мохната, черненька,  маленька, курцява).  Жена  ле­шего  — лешевица  —  некрасива  и  «необрядна»,  поэтому  он, как и водяной,  гоняется  за  красивыми  молодыми женщи­нами; особенно велика опасность искушения  им  жен, мужья  которых длительное время  находятся на  мурманских  промыслах.

На Поморском  берегу  считали, что у   лешего есть и  дети  — лешесики, которыми он  любит обмениваться  с  человеческими  детьми.  Лешему  приписывалась  масса  действий  —  длительное  «вождение»  по  лесу, порча  промысла, нападение («напущение») медведя  и  волка, сильный  испуг,  бабьи  грехи,  болезни  побывавшего  в  лесу ребенка,  так что человеку приходилось  быть начеку, чтобы  вовремя  разгадать  его  козни  и  уберечься.  Самым действенным оружием были христианские молитвы   и осенение  крестом—  либо  сами  по  себе,  либо в  соединении с действиями другого, более   древнего   происхождения, например:  сесть на шкуру  мехом  вверх  и  очертиться  3  раза кpyгoм; раздеться  догола,  встряхнуть одежду  и  снова надеть  наизнанку;  выстрелить  в  «привидившееся»  хлеб­ной  коркой.  Последнее  нам  кажется  чрезвычайно  инте­ресным,  тем  более  что  умилостивление  лешего  и  других духов  хлебом  и  вообще  представление  о  хлебе  как  защит­ном средстве  от всякого  рода  вредоносных  сил  было  в  силь­ной степени развито, например, у карел.  Олонецкие карелы  при рождении вешали ребенку на  шею амулет   с  цве­том  ржи для  привлечения  симпатий  окружающих;  стара­лись умилостивить  осиу,  стоя на коленях  с пирогами  около больного . Карелы   считали,  что  все  сделанное из  муки  —  святое,  поэтому,  встав  поутру,  карел , прежде чем  выйти  из  дому  или  начать  что-либо  делать,  съедал горсть  муки,  чтобы  отвести  нечистую  силу. 

Пропавшую  скотину   можно  было   якобы   вернуть, помянув ее, стоя перед  образом  с  куском  хлеба  в   руке, а потом  снести хлеб  в хлев. Н. Лесков  описывал  случай  (конец  XIX   в.), когда   «испорченный»   водяником   реки   карельский    кре­стьянин  ходил  к  нечистому  три  ночи  после  заката,  при­нося лепешки  с  кашей  и овсяные  блины. Весьма  сходно  с  этим  хожде­нием   описание   лечения  от  непонятной  болезни,   возник­шей   после   перехода   через  реку  у  жителя   д.   Пялицы
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
(Терский   берег),   одной  знахаркой , записанное Д . М.  Балашовым:  «Давай  теперь крынку муки да  масла чайную чашку. Взяла  эту  муку,  масла  налила в  муку  и  замешала  колом,  сделала  тесто, и 
взяла  нож  и пошла к  печке  —  шептала,   кудесила». С  лешим  можно  было  вступить  в  «деловые»  отношения на  краткий или  длительный  срок,  чаще  всего  это  было  до­ступно  охотникам  и  пастухам. Отношение  к  пастуху  как к колдуну было свойственно населению многих русских  областей (ср.  также к мельнику, пасечнику). Пастух вступал в  дружбу- сделку с лешим, одаривал его известным ему способом, давал отпуска скоту, обходил его с заклинаниями, заключая стадо  в  волшебный,  магический  круг, после  чего  из  стада  до  конца  сезона  нельзя  было  забрать ни  одной  скотины, иначе  «зверь  переведет»  остальных. Магическими  атрибутами  пастуха  являлись  труба,  рожок, хлыст. Поморы  Терского  берега,  доверявшие  пастьбу  своих оленьих стад  пастухам,  считали  их,  так  же  как  и  саамы,  колдунами, общающимися  с  духам и  природы  через  шаманов:  шаман сообщал  пастуху  все,  что надо  делать со скотом, а  тот  уже передавал  хозяевам  оленей. Эти  верования  разделяли  жившие  на  западном  Мурмане  норвежцы и  шведы:  швед- караульщик  на  западном  мурманском  становище  сообщил поморам,  что  однажды  видел  огромного  белого  человека, которого  он  не  смог  застрелить  и  потому  считал,  что  это
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
был кебун  —  слуга  дьявола,  которому  старые  лопари   до­веряли своих  оленей." Во  второй  половине  XIX —начале  XX   в.  в  тех  помор­ских  районах,  где  было  развито  скотоводство,  плата  па­стухам  была  очень  высокой,  причем  считалось,  что  полу­ченными   продуктам и   (хлебом,   яйцам и, маслом)   пастух делится  с  лешим .“  Но  в  целом  в  Поморье  ответственность пастуха  за  утрату   скота  носила  в  силу особого к нему  от­ношения  скорее  нравственный, чем юридический характер: например, на  Онежском  берегу  пастух  вообще  не  отвечал за  скот.  Во  всяком  случае  благодаря суеверным    воззрениям населения пастух всегда мог объяснить  пропажу скота  недостаточным  жертвоприношением  лешему,  т. е.  плохой  оплатой  самому  пастуху.

На Поморском, в некоторых северных  селах  Зимнего и Терского берегов имелись весьма неопределенные  пред­ставления  о болотной  бабе  —  хозяйке  тундры. Отголоски  древнего  поклонения  воде,  деревьям   (расте­ниям),  огню,  камням   можно  заметить  в  некоторых  прие­мах   очистительной, обережной   магии при  совершении  различных  обрядов,  в  народной  медицине (действия  и  заговоры ),  гаданиях;  характер  этих  верований отразился  в  обрядовом  фольклоре. Вода  занимала  важное  место  в  ряде
женских  обрядов, выступая  на  Севере  и  в  Поморье в  образе  «Ду­ная»,  причем  это  название  присоединялось  к  наз­ванию  местного  —  речного  или  озерного  водоема,  вода  из которого  служила  для  свадебного  омовения  невесты  в  баенном  обряде  и  в  утро  венца  (причитания),  исцеления  ребёнка и взрослого от различных недугов (заговоры), для гадания  о  судьбе. Разнообразные  ритуальные  функции  исполнялись при помощи  ветвей деревьев и кустарников, трав и злаков,  камней.  Характерно,   что   обрядовый фольклор сохраняет  представления славянского  мира   об  иной природной   зоне, поскольку в  нем  часты  упоминания  (в  виде формульных  мотивов) о  растениях,   не произрастающих в Поморье и  незнакомых  местному  населению  (кипарис,  вишня,  яб­лоня ,  виноград,  роза).  Конкретные  же  магические действия   основывались  на  местных   породах  деревьев   и трав:  сосновые,  еловые  ветви,  взятые  с  места  расставания, втыкались   над   воротами  и  дверьми   дома   для  благопо­лучного   возвращения   мужей  с  мурманского   промысла; дымом  горящих  ветвей (можжевельника)  окурива­лись промысловые  снасти и орудия  лова, лечебные травы использовались  в народной медицине. Архаичные  верования  в стихийные  и  природные  явле­ния прослеживаются  и  в  объектах  бытового  православия.

Известно, что  в  поморских  местностях,  так и  вообще  на  Русском  Севере  и  в  соседних  карельских  районах,  большую  роль  в  обрядово-религиозном  быту  играли часовни,  строившеся  на  берегу моря  или в лесу.  В  них происходили молебны на удачный промысел, произносились  обеты, отправлялись службы . Культовая  обстановка  часовен  свидетельствовала  о  сложном   религиозном   мировоззрении   местного  населения  — сочетании   христианских   и  внехристианских   представле­ний:  иконы,  увешанные  посвященными  полотенцами,  кусками  красной  материи, старинные  книги,  укра шенные  лебедиными  перьями  и  ветвями  деревьев. Многие  часовни  в  Поморье  строились  либо  вблизи  «свя­щенных»  деревьев,  либо,  по преданию , на  их  месте.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Среди  поверий,  связанны х  с  животным  миром были также поверья  о  птицах:  вещими считались кукушка и  сорока. Поморы  верили,  что  женщина,  слывшая  чародейкой,  кол­дуньей,  могла  оборачиваться  сорокой  и  улетать  за  море, принося  вести  о  промышляющих мужьях. Повсюду  в  Поморье  сущствовали  поверья  о  земных змеях-оборотнях.  В  большинстве  случаев змея,   встреченная  вне селения, считалась  опасной; ее называли змей,  дьявол,  нечистый:  за  убийство  такой  змеи отпускалось 40 грехов. В то же время  особый  разряд   пол­зучих  змей,  так  называемых жировых,  играл другую  роль в жизни человека;  такая  змея,  замеченная  на  улице или на  дворе, могла  принести  горе  или  радость.  Ползущая ко двору  змея  считалась  дворовым,  несущим  добро.

До  начала  XX   в.  в  Поморье  сохранялись  верования в  сверхъестественные  существа,  населявшие крестьянский двор. В каждом   доме   обитал домовой. Поморские  представления о  внешности  и  функциях  домового-дворового ничем не отличались  от  таковых  же  у русских  других  областей. Самые  неприятные  проделки домового, —  душение  во  сне  и  подмена младенца.  Последнее  происходило  в  том  случае, когда ребенка  долго  не  крестили  и  оставляли  одного  в люльке, даже  если  рядом  в  комнате  была  мать:  домовой похи­тит  ребенка  и положит  вместо  него омёныша  —  урода. Домовой имел  жену  и  детей.

Поморский  баенник везде  считался  очень злым, и в поморских районах именно его, а  не  домового  называли хозяином, считая его более опасным, а потому  и  более  важным существом. К началу  XX в. образы сверхъестественных существ крестьянского двора расплылись и слились  со  сверхъестественными  природ­ными  и  христианскими  персонажами, в первую очередь с лешим и чертом.   Вследствие   этого   утратилось   пред­ставление   об   охранительных   функциях  домового,  зато  вера во  вредоносные  силы  этого  обобщенного образа сохранилась: «Лешак  —  самый   страшный, нечи­стая сила, проклятый»;  некоторые  боялись  в  избе  оста­ваться:  вдруг  «черныша  (нечистого)  найдут». «Мать  боялась  до  уборной ходить; все ей чудился то поп в кафтане, то черт с багром».

В Поморье бытовали общие  представления о способах увидеть нечистую силу, о  ме­стах и  времени,   где с  ней  можно  вступить  в  контакт, обратиться за помощью,  —  баня,  хлев, росстань  в  полночь. Так,  гадание  на росстани считалось очень серьезным, верным и опасным.  Девушки, собираясь обратиться   к   нечистой   силе,  принимали   одновременно и  меры  предосторожности:  очерчивали  ножом  круг  (в ко­тором  они  находились),  и  втыкали  нож острием вверх, в  середине  круга,  клали икону изображением  вниз, чтобы нечистая сила могла подойти поближе, но в то же  время на икону ставили хлеб  и  соль. 

Состав и характер  заго­воров и молитв против различных  демонов и  болезней тоже был довольно   единообразным на всех поморских берегах, и разница заключалась лишь в количестве
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
известных населению  текстов и в их сохранности. При­ведём  пример  отражения  в  верованиях  сосуществования нечистой  силы  русского  и  иноэтничного  «происхождения» «...уговариваю я  раба  божия  Степана  ходимую и роди­мую  грыжу...и  все  портежные  урочные  слова  от русского портежа  и  от корельского  портежа  и  от финлядского портежа». 

Поморы  считали  возможным воздействие не­чистой силы нерусского   (карелы) и не православного (финны) происхождения. Особо  относилось население  каждого  села к  колдунам, т.  е.   имевшим  сношение  с  различными сверхъестествен­ными  силами,   могущими  при  их   посредстве влиять на жизнь   и   деятельность людей.   Враждовать   с   колдуном было  нельзя,  от  него  как  бы  зависела  вся  хозяйственная и бытовая жизнь крестьянина, бороться с ним можно было только при помощи  другого  колдуна, поэтому  за­ручиться  поддержкой  кого-либо  из них  было необходимо. По   убеждению   помора, власть колдуна была   наиболее сильной  в  период  промысла и  свадьбы.  Многочисленные рассказы  конца  XIX —начала  XX в.  о том,  как   колдуны «портили»  лов  соседа  или  другой  артели. 

Наиболее  рас­пространенные   способы   порчи   состояли   в   краже   чего- либо  из  дома  накануне  промысла  (вар.;  «выпросить  что- нибудь»)   или  из улова, повреждении  снасти   (вар.: подкладывание  или  привязывание  к  снасти  посторонних, порчащих предметов  —  камня,  палки), произ­водстве   определенных   действий   каким-либо   предметом жертвы ,   например   лопатой   соседа   зарыть   что-нибудь в   землю  с  приговором.  Им  приписывались,  кроме  особых  знаний,  исключительная  дейст- венная  сила  словесной  магии  и  передача  ее  по  наследству: «Отец  старшему  все  отдал,  а  мне  ничего  не  дал».  Ин­тересно,   что  сами  поморы  подчас  правильно  оценивали психологическую   основу,  благодаря  которой  человек  был сильно   подвержен  «порче»  или,  наоборот,  она  не   имела
над ним никакой власти: «Зверь на меня шел, а испор­тить  меня  не могли, так как  я не знал ничего.
Старики говорили,  кто  уже  начал  верить  в суеверия, то тому все больше  представляется.  Бывало  же портили  человека  так, что он и в море  переставал выходить». В то же время существовало  убеждение, что заправский ры­бак, на которого шла рыба, знал «петушиное   слово»: «Хоть  в лужу поставь  с  петушиным  сло­вом  сетку,  так  и  тут  попадет  рыба».

Колдунам   приписывалась значительная  роль на  свадьбах. Ни  одна  свадьба не совершалась без   приглашения  колдуна, который охранял  ее  от козней  нечистой  силы  и порчи другого колдуна,  выполнявшего волю  враждебно настроен­ных   односельчан,  чаще  всего  семьи  получившего отказ жениха  или  обойденной  невесты.  Тогда  свадеб­ное  действие  становилось ареной  борьбы  двух колдунов:  защищавшего  свадьбу  и  портившего  ее.

Дейст­вия  колдунов нередко  были  весьма опасными  и  предугадать  их было  трудно, так  как  они были  разнообразны:  колдуны  спускали  стрелы  (убивали), «крали» половые   органы,  изменяли   голоса   или головы участников  свадьбы  на  звериные  и  птичьи,  делали  людей невидимыми  и  даже   превращали  их в  оборотней. Жители  сел  приглашали   ради  такого  случая  из­вестных  своим  искусством  колдунов  из  других  местностей, особенно славились  карельские   кол­дуны. Если   же  это  было  невозможно,   то обращались к  «знающим»  старухам   и  старикам ,  которые давали «отпуска»,  т.  е.  совершали  ряд  предохранительных магических  действий  с  заговорам и  на  свадьбе.

Г. Бергштам.1983
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Верят  поморы в  домовых,  водяных, в  наговоры...  Тяжелый  кошмарный  сон  помора  объясняется  не  иначе, как  „душил  хозяин"— домовой.  Каждая  неудача  в  хозяйстве  приписы­вается  тому  же  „хозяину".  В  этих  случаях  прибегают к силе  „Креста" или  „Святой  Воды",  а  чаще  всего  к  колдуну,  который  помогает  наго­ворами.  Знахарство  сильно  распространено  в  Поморье. Знахари при  лечении  упо­требляют  в  качестве  медикаментов —  сахар,  корку  хлеба,  соль,  уголь и  т.  п.,  маскируя  якобы  целебное  значение  их  нашептываньем  и  при­читаньем;  при  некоторых  болезнях  они  пользуют  больных  исключительно заговором.  Форм  и  текстов  заговоров  у  знахарей  бесчисленное  множество, с  грубоискаженными  религиозными  оттенками: 

 „Стану  благословясь, пойду  перекрестясь,  из  избы  дверьми,  из  двора  воротами  под  восточну сторону.  Под  восточной  стороной  стоит  часовня.  В  этой  часовне  стоит Антипа  зубной  бог,  помолюсь  Антипе,  зубному  богу:  „Антипа,  зубной бог,  сходи  на  буево,  на  буеве  лежит  мертвый  мертвец,  спроси  у  этого мертвеца,  не  болят ли у него жилы, зубы, не  тоснут ли у него  скулы".

Ответил  мертвый  мертвец  Антипе,  зубному  богу:  „не  болят  мои  жилы, зубы, не  тоснут  мои  скулы “ Так бы  не  болели  у  больного  раба  (имя), не  болели  бы  жилы,  зубы,  не  тоснули  бы  у  него  скулы.  Аминь“.

Воск  кладется  на  зубы,  щепотка  соли,  растворенная в  воде,  выпивается, корка  хлеба  и  сахар  съедаются  натощак  рано  утром.

*Буево — открытое возвышенное место
**Тоснут – немеют
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Поморцы  издревле  участвовали  во  всех далеких  морских  плаваниях  по  необъятному  Студеному  морю,  берега которого  всюду  с  самых  отдаленных  времен  пестрят  обветшалыми  кре­стами  безвестных  русских  северных  мореплавателей.   

„Грядем  во  Имя Твое  Святое,  Спаситель  наш  Иисус  Христос  Сын  Божий,  в  путь.  Благо­слови  творение  Твое  и  помилуй;  во  дни  наши,  в  нощи,  в  полунощи  и во  все  24  часа,  всю  надежду  на  Тебя,  Господи,  уповаем,  и  в  случае наших,  от  морских  бурь  или  злых  людей  происходимых  бедствий  и  не­счастий,  пошли,  Господи,  Своего  Святителя  и  скорого  помощника  Ни­колая  Чудотворца  на  избавление  нас  грешных.  Аминь“— гласило  ста­ринное  расписание  мореходства  или— „Сие  мореходное  описание  соста­влено  вернейшим  порядком,  по  которому  мореплаватели  находят,  то-есть узнают  все  опасные  места  и  чрез  то  сберегают  жизнь  свою“ ...

В  уезде  до  сих  пор  часто  встречаются  старинные  книжечки,  на­писанные  по-славянски — „ сон  Богородицы “  и  проч.  Сильно  распростра­нено  также  знахарство  и  колдовство— „чернокнижье".  „Чернокнижье" обозначает  общение  с  нечистой  силой  и  держится  в  самой  строгой  тайне от  посторонних.  Маленькие  книжечки,  написанные  от  руки,  полны  все­возможных  заклятий  и  указаний  для  пользования  „Чернокнижием",  ко­торое,  в  большинстве  случаев,  принято  читать  в  бане,  как  главном месте  пребывания  нечистой  силы.  Часто  старики,  не  доверяя  молодежи своих  заветных  тайн  „Чернокнижия“  сжигают  книжечки  в  печке

Знахари.

При  кровотечениях  и  ранах  знахарь  туго  повязывает  последние, а  при  чтении  заговора  величает  больного  не  по  отчеству,  а  но  имени матери,  напр.:  „Иван  Марфич". Для  предупреждения  развития   водобоязни   знахари   прижигают места,   укушенные  животным,   раскаленным   железом  не­сколько  раз.  Водобоязнь  лечат  исключительно  заговором.  Для  этого берут  корку  хлеба  таких  размеров,  чтобы  можно  было  написать  на ней  слова  заговора.  Посредине  корки  ставится  чернилом  крест,  а  по сторонам  ее  „Ис.  Хр.“  и  „Н.  К .“  Когда  слова  заговора  написаны  на корке,  знахарь-заговорщик,  поставив  перед  иконами  зажженную  свечку, становится,  как  и  человек,  обратившийся  к  нему  за  помощью,  на  ко­лени  перед  образом  и  прочитывает  следующие  слова: 

„Во  имя  Отца,  и Сына,  и  Святого  Духа.  Аминь.  Арон,  Аарон,  Линор,  Етлинор,  Каклинор, Дельфин,  Дедельфинор,  Деа,  Деус,  Лицион,  Визион,  Вион,  Квион,  Реквион,  Калькаро,  Рокс,  Прекс,  Ирокс,  Веракс,  Тазас,  Салюс,  Деус, Менс...  Амен“ .
 „Боже,  в  помощь  мою вонмп"...  На  корке  приписывается также  и  день  святого.  Она  съедается  больным  натощак  в  течение  трех дней. 

Особенно  любимым  средством  лечения  среди  крестьянского  насе­ления  считается  кровопускание.  Болен  ли  кто  какой-либо  внутренней болезнью, суставным ли ревматизмом, или  общим  недомоганием,  сла­бостью,  он терпеливо ждет прихода мезенских  коновалов,  которые  по­сещают  самые отдаленнейшие  углы губернии  и,  кроме  прямых  своих обязанностей,  охотно пускают  кровь  у  людей.  Для  этой  цели  они имеют  маленькие  топорики,  которыми  делают  насечки  на  разных  частях тела,  и  выпускают по  нескольку  фунтов крови.  Лечат  знахари  и знахарки от  всех  болезней.  О  результатах  лечения  говорить  не  приходится.  По­моры  очень  любят  полечиться  и  пока  еще  не  состарились  и  оконча­тельно  не  ушли  от  всего  „мирского"  охотно обращаются  и  к  фельдше­рам. Спуск употребляется,  главным  образом,  от  „ порчи"  с „ глазом". 

А. Жилинский. Архангельская губерния 1919
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".