Въ пользу причта поступаетъ все, что лежало на гробѣ, а на гробъ кладутъ холстъ, мужское и женское верхнее платье, иногда овчины. Нерѣдко похороны происходятъ безъ отпѣванья священникомъ, хоронятъ сами крестьяне, а отпѣваніе и панихида бываютъ въ церкви, послѣ похоронъ черезъ нѣсколько недѣль. 0 душахъ самоубійцъ думаютъ, что онѣ идутъ къ діаволу. "Душу дьяволу отдалъ". Есть поговорка о самоубійцѣ "чорту баранъ"
На могилу самоубійцы сыплютъ нѣсколько пшеничныхъ зеренъ, и наблюдаютъ издали, если птица не клюетъ, то не надо и поминать покойника, исключая Дмитріевой да Всѣхъ Святыхъ, когда покупаютъ крендели и пряники, и раздаютъ людямъ а богатые раздаютъ яйца. (Одно яйцо стоитъ 40 поклоновъ). Если же видятъ, что птица клюёт зерна, то кидаютъ ихъ и потомъ на могилу въ продолженіе года и даже двухъ, сколько не напостынетъ. Разсказываютъ, что одинъ самоубійца являлся во снѣ, и просилъ не поминать его, потому что отъ этого онъ опускается глубже, говорилъ, что ихъ шестеро носятъ сатану на головѣ а подошвы ихъ сосутъ.
Вѣрованiя
Въ этой главѣ я намѣренъ изложить то? что мнѣ самому извѣстно? или что я собрать относительно воззрѣній вологодскихъ крестьянъ на міръ физическій и духовный. Космографическія понятія народа остаются тѣ же, какими они были двѣсти лѣтъ тому назадъ. Школа не дала въ этомъ случаѣ крестьянину ничего. Если учитель толковалъ ему, что земля и луна имѣютъ видъ шара и обращаются вокругъ солнца, планеты не звѣзды, что звѣзды -солнца, что облака- паръ, что молнія -слѣдъ электрической искры, то во первыхъ, если это и было сказано, то бездоказательно, не демонстрировалось ни приборами, ни рисунками, а во вторыхъ забыто тотчасъ же выходѣ изъ школы, такъ какъ у насъ крестьянскій мальчикъ по выходѣ изъ школы прерываетъ съ ней всякія сношенія, и ничего не читаетъ, такъ какъ книгъ взять негдѣ.
Когда обращаешься къ крестьянину съ вопросами относительно устройства вселенной, онъ весьма затрудняется дать какіе нибудь опредѣленные отвѣты. Очевидно, онъ серьезно не задавался подобными вопросами, и никто этихъ вопросовъ въ немъ не подымалъ. Если станешь записывать все, что скажетъ каждый, относительно неба, свѣтилъ небесныхъ, земли и разныхъ физическихъ явленій, то почти невозможно сдѣлать всему одинъ сводъ. Не только въ разныхъ уѣздахъ и волостяхъ, но и въ одной и той же деревнѣ существуютъ разныя понятія о физической природѣ, и иногда совершенно противоположныя одно другому. Общихъ, или даже широко распространенныхъ теорій и почти не существуетъ. Земля признается плоскостью, небо опрокинуто надъ нею въ видѣ свода. Земля велика и края ея сходятся съ небомъ, думаютъ, что она все прибываетъ, ростетъ. Землю держатъ три кита. На землѣ материки и океаны- моря. На материкахъ разныя царства. Границы между ними -стѣны, частоколы, вообще что нибудь высокое и твердое, черезъ что ни перейти, ни переѣхать безъ разрѣшенія нельзя. Положеніе Россіи, какъ на землѣ, такъ и относительно другихъ царствъ, пространство ея, климатъ, населеніе, и проч совершенно неизвѣстны, можно сказать никому.
Солнце и мѣсяцъ ходятъ вокругъ земли, куда солнце дѣвается на ночь, а мѣсяцъ на день, никто сказать опредѣленно не можетъ. О звѣздахъ самыя смутныя и сбивчивыя понятія. Дождь, градъ, снѣгъ, падаютъ изъ облаковъ, облака -массы въ видѣ киселя, иногда они падаютъ на землю и ихъ находятъ. Тихій вѣтеръ происходитъ отъ дуновенія ангеловъ, а бурный отъ дьявола. Всякія, такъ сказать, ненормальныя явленія природы: бури, вихри, метели, гроза. градъ. ливни, появленія кометъ, метеоровъ, сѣверныя сіянія, круги около солнца -все это дѣйствія таинственныхъ злыхъ, рѣдко добрыхъ духовъ.
Надъ міромъ царитъ Богъ Господь. Онъ является иногда людямъ въ видѣ странника, сѣдого старика. Божественныхъ существъ, добрыхъ духовъ, могутъ видѣть вообще тѣ только, кто этого достойны по своей праведной жизни или исключительнымъ несчастіямъ. Землю Богъ сотворилъ вмѣстѣ съ сатаной, Богъ взялъ въ ротъ немного земли, тоже сдѣлалъ и сатана. Богъ дунулъ и у него стала ровная земля, сатана дунулъ и у него образовались горы. Богъ сотворилъ человѣка изъ земли и вдунулъ въ него душу. Однако у турокъ и евреевъ души не признаютъ. Это псы отъ нихъ псиной и пахнетъ. Другіе же признаютъ въ нихъ душу, но называютъ ее поганой. У животныхъ тоже отрицаютъ душу. У нихъ паръ а не душа. Душа человѣка помѣщается въ сердцѣ, а исходитъ изо рта.
Относительно кончины міра утверждаютъ, что конецъ ему будетъ въ третьей тысячѣ. До страшнаго суда долженъ появиться на землѣ антихристъ. Двѣнадцать дѣвокъ послѣдовательно родятъ двѣнадцать незаконныхъ младенцевъ, послѣдній изъ нихъ и будетъ антихристъ. Тогда вспыхнетъ общая война, изсякнутъ всѣ воды, и всѣ клады выйдутъ на поверхность. Люди будутъ искать воды вездѣ, но не найдутъ, а найдя клады, пойдутъ отъ нихъ прочь и скажутъ: тьфу, проклятое злато!
Потомъ загорится земля, и тогда всѣ люди умрутъ, и души пойдутъ въ рай или въ адъ, а земля станетъ пуста. Богъ и другіе добрые духи обитаютъ въ раю. Рай- садъ вѣчно зеленый, находится на небѣ, адъ же подъ землей. Въ раю ничѣмъ не кормятъ, да и ѣсть тамъ не захочется, потому что тамъ духъ т. е. запахъ хорошъ, какъ въ саду. Въ аду же грѣшники горятъ въ огнѣ и кипятъ въ смолѣ. Начнется адъ отъ Давидова дома въ старомъ Іерусалимѣ, тутъ спускъ въ него. Рай сторожитъ апостолъ Петръ, адъ же дьяволъ Солча, или иначе адскій зажигатель. Ангелы имѣютъ видъ человѣка, только съ крыльями и одѣты въ бѣлыя одежды. Сотворилъ ихъ Богъ изъ камня. Объ этомъ разсказывается, такъ Сатана и Богъ родные братья. Однажды идутъ они дорогой, и увидѣли камень, а на немъ два молотка. Богъ взялъ одинъ молотокъ, ударилъ въ камень и изъ него вылетѣлъ ангелъ, сатана ударилъ другимъ молоткомъ- и изъ камня вылетѣлъ дьяволъ. Потомъ Богъ опять ударилъ, и у него опять вылетѣлъ ангелъ, а у сатаны опять дьяволъ. Сатана разсердился и сталъ ударять шибче и чаще, у него начали вылетать по пяти даже больше дьяволовъ разомъ. Оттого и дьяволовъ больше, чѣмъ ангеловъ.
По другому толкованію, согласно Библіи, дьяволы -отверженные ангелы. Каждая падучая звѣзда -это отверженный ангелъ, обращенный въ дьявола, и падающій съ неба на землю. Въ началѣ, когда первые непослушные ангелы были изгнаны изъ рая, они стали падать на землю, тѣ, которые упали на дворы домовъ, стали домовыми, въ воду- водяными, въ лѣсъ -лѣшими. По полу своему ангелы- женщины, также и серафимы, а херувимы -мужчины.
Клясться именемъ Бога -большая клятва, но право считается выше солнца. Это самая страшная божба. Виды же божбы слѣдующіе: ей Богу! передъ Богомъ! на то те Христосъ! на то те Микола! на то те Истинный! вотъ те Истинный! Будь я проклятъ! правалиться мнѣ на этомъ мѣстѣ! лопни мои глаза! выдь душа!
Дьяволъ съ цѣлымъ легіономъ своихъ ангеловъ, чертей- страшнѣйшій врагъ человѣка. Бороться съ нимъ представляетъ едва преодолимую задачу, такъ какъ иногда и крестное знаменіе, и самая важная охранительная молитва "да воскреснетъ Богъ" не дѣйствуютъ. Потому раздражать дьявола -значитъ идти на вѣрную погибель. Благоразумный человѣкъ долженъ всячески стараться жить съ дьяволомъ въ мирѣ, и если не угождать ему- за это опять послѣдуетъ наказаніе отъ Бога- то во всякомъ случаѣ, задабривать его всѣми позволительными средствами. Извѣстны случаи, что дьяволу ставятъ свѣчи, извѣстно и то, что въ церкви гдѣ -нибудь да нарисованъ дьяволъ, наконецъ и то, что нѣкоторые богомазы на загрунтованной доскѣ пишутъ сперва изображеніе дьявола, и когда это изображеніе высохнетъ, снова загрунтовываютъ и уже на этомъ второмъ грунтѣ изображаютъ угодника.
Дьяволъ имѣетъ привычку гадить въ воду. Если не покрыть сосуда съ водой, или не перекрестить его, дьяволъ или войдетъ въ воду, или нагадитъ въ нее. Впрочемъ, крестъ вѣрнѣе всякой крышки. Дьяволъ говоритъ: я не могу обмыться ни въ рѣкѣ, ни въ колодцѣ, ни даже въ лужѣ, потому что Спаситель освятилъ воду, а обмоюсь на столѣ, если тутъ стоитъ вода, а не то въ прѣсномъ молокѣ. У кого нѣтъ рѣсницъ тотъ считается чортомъ, или во всякомъ случаѣ, весьма подозрительнымъ человѣкомъ, такъ какъ у нехорошаго нѣтъ рѣсницъ. Подозрительными считаются и люди прихрамывающіе, потому что дьяволъ, какъ извѣстно, прихрамываетъ. Съ дьяволомъ можно заключить всякій договоръ. Договоръ этотъ можетъ дать красоту, богатство, но безусловно, требуется подписать его своею кровью.
Чтобы избавиться отъ выполненія такого договора, надо отстоять въ церкви три ночи, не оглядываясь назадъ, и не смотря по сторонамъ. Привитіе оспы, и ставленье банокъ припоравливаются къ договору съ дьяволомъ. Умирающій отъ оспы помираетъ въ христовой ризѣ, пятнышки же, остающіяся на кожѣ послѣ привитія оспы, антіева печать.
У всякаго человѣка есть свой ангелъ -хранитель, но и дьяволъ не покидаетъ человѣка ни на минуту. Ангелъ стоитъ по правую его сторону, дьяволъ по лѣвую. Если какой -нибудь шамокъ (соринка) попалъ въ кушанье, нельзя бросать ее на полъ, въ особенности на правую сторону, потому что можно попасть въ ангела, точно также и плевать направо большой грѣхъ. Дьяволъ, если вздумаетъ шутить, то шутки его всегда очень злыя и вредныя, подчиненные же ему чертенята народъ молодой, постоянно шалятъ и шутятъ, но шутки ихъ не приносятъ особаго вреда человѣку. Столбъ пыли, вихрь, подымающійся на дорогѣ производится дьяволомъ, который начинаетъ вертѣться и подымаетъ пыль. Если въ такой столбъ бѣгущій по дорогѣ или по полю бросить ножъ, то ножъ окажется въ крови.
Опытъ этотъ однако, очень опасенъ, такъ какъ раненый дьяволъ непремѣнно отмститъ. Если наклониться и взглянуть на такой столбъ между ногъ, то можно увидѣть дьявола. Въ иныхъ мѣстахъ думаютъ, что въ каждомъ вихрѣ заключены мужчина или женщина, которые запрокляты. Если крикнуть "Вызы Вызы!", вихрь становится злѣе, но если закричать "натолку чесноку, да въ с- ку зобью!" то вихрь совершенно взбѣленится, и можетъ надѣлать бѣдъ, напр, кинуться на домъ и сорвать крышу, сломить дерево или оборвать съ него всѣ листья, повалить всю рожь въ полѣ...
Въ Кадниковскомъ уезде разсказываютъ, что на Новый годъ чортъ выгоняетъ коровъ пастись къ устью какой нибудь рѣчки, и если обойти это мѣсто съ иконой, то чортъ хотя и выскочитъ и коровы разбѣгутся, но двухъ трехъ все таки можно успѣть захватить. Коровы эти какія нибудь хватанныя или проклятыя. На перекресткахъ черти собираются и играютъ въ бабки, или бьются на кулачкахъ, любятъ тоже собираться на колокольняхъ, а въ жаркую пору дня забираются подъ густыя нависшія вѣтви большихъ елей, гдѣ темно и прохладно, въ городахъ собираются на чердакахъ и часто поднимаютъ бѣготню и драку, и если войдутъ съ огнемъ, то они обращаются в кошекъ и разбегаются.