[Оборона скоту]
Во имя Отца и Сына и святого Духа, аминь! Стану я, раб божий, благословяся, лягу перекрестяся, одеюся светом, опояшуся светом-зорею, покрываюся облаками, обтыкаюся частыми звездами; стану на доброе место, ступлю в архангельские следы и пойду я, раб, в чистое поле, на восток лицом, на запад хребтом. Отрекаюся от сатаны и от диявола и предаюся вышнему творцу — самому господу Исусу Христу, Саваофу-богу, который сотворил небо и землю, луну и звезды, птицы и зверье, и всяких малых животов и крестьянских скотов и с красными, и черными, и белыми, и с комолыми, и с рогатыми, и разношерстными, и с розными копытами на сбережение и на сохранение, и вместо на случение, и ко двору на прихождение, а милому животу, крестьянскому скоту, на легкость, на здравие и божию милость и на живот.
Истинный Христос, богородица мати божия, святые честные бессеребреники Козьмы и Демьяне, Михаил-архангел, Гавриил-архангел, грозные воеводы небесных сил — Николай-чудотворец, Власий, епископ севастийский, чудотворец Флор и Лавер, Меркурий Смоленский, Аверкий Иерапольский, киевские и печерские чудотворцы Антоний и Феодосии, и вы, святые честные евангелисты: Марк, Лука, Иоанн и Матфей, херувимы и серафимы и вся небесная сила! Научите меня, раба божья Козьму, и помогите, и благословите слов говорити, огорода ставить, оборона чинить от черного зверя, от бурого зверя, от рыси и от росомахи, и от рыскучего волка и от ползучего гада, и от нашлого и от насланного зверя, и от туроку и от призора, и от падежу и от падчия силы, и от нечистого духа, и от колдуна и от колдуньи, и от ведуна и от ведуньи, от чернеца и от черницы, от бельца и от белицы, от скимняка, от скимницы, от попа-поповича, от дьяка-дьяковича, от мужика и от женки, от парня и от девки, от однозуба и (д)воезуба, от (т)роезуба, со стороны видящего и мимо идущего заговору и запрету. Милой живот, крестьянский скот, стой крепко в огороде и сей заговор, аки синей камень в синем море, аки черной камень в Черном море, аки арап-камень в Арапском море, аки окиян-камень в Окиянском море, стой крепко сего огорода и сей заговор кругом меня, раба божия (имрек), и кругом моего милого живота и крестьянского скота. И кто же на меня, раба божия, и на милой мой живот и на крестьянский скот думою подумает и мыслию помыслит, и тому человеку с окиян-моря вода выпить и камень поглодать; и кто же на меня, раба божия, и на милой мой живот и на крестьянский скот думою подумает и мыслию помыслит, и тому человеку детей своих приисть(приесть) и кровь ему припить; и кто же на меня, раба божия, и на милой мой живот и на крестьянский скот думою подумает и мыслию помыслит, тому человеку зубы со рта, очи со лба; и кто же на меня, раба божия (имрек), и т. д. помыслит, и тому человеку кругом окиян-моря лесы пощитать, фои (хвои) позобать; и што нисть (ни есть) на земле цари, и всем царям царь—огонь-царь, и жжет и палит, от меня, раба божия (имрек), и от милого живота и крестьянского скота, и жжет и палит белое тело, и черную кровь, и ретивое сердце, и кости, и жилы, и мозги жжет и палит; и как бы стекаются реки к окиян-морю с текучих гор и дремучих лесов, и со мхов и болот, и так бы стекался мой милой живот и крестьянский скот на глас трубн, сами с лесу дальнего божиею милостию, словами моими; и как сходится мир крещеный, народ божий, к звону колокольному, к пению церковному и ко отцу духовному, и так же бы стекался и сбегался мой милой живот и крестьянской скот на глас трубн из лесу домой божиею милостию и словами моими; и сколь крепко стоит на месте и сдержится в месте Синай-гора, и сколь крепко стоит на месте и сдержится в месте Вертеп-гора, и столь (сколь) крепко стоит на месте и сдержится в месте Афон-гора, и сколь крепко стоит на месте и сдержится в месте Фафер-гора, и сколь крепкой огород четыре горы и четыре страны — Палестинския и Ерусалимския, горы не рассыпаются и не роздвигаются, с места не подвигаются, и столь бы же крепко сей огород, и сей заговор кругом меня, раба божия, и кругом милого моего живота и крестьянского скота на сохранение и на бережение, наместо на случение, и милому животу и крестьянскому скоту на легость и на здравие, на божию милость, на плод и на живот. Истинный Христос, богородица мати божия, святые честные Козмы и Дамиян, Михаил-архангел и Гавриил-архангел, грозный воевода небесных сил Николай-чудотворец, Власий, епископ севастийский, чудотворец, Меркурий Смоленский, Аверкий Иерапольский, киевские и печерские чудотворцы Антоний и Феодосии, и вы, святые честные евангелисты: Марк и Лука, Иоанн и Матфей, херувимы и серафимы и вся небесная сила! Научите меня, раба божия Козьму, слов говорить, огорода ставить, оборона чинить от черного зверя, от бурого зверя, от рыси, от росомахи, от рыскучего волка и от ползучего гада, и от нашлого и от насланного, от уроку и от призору, от притчей и от падежа, и от нечистого духу, и от ведуна и от ведуньи, от колдуна и от колдуньи, и от попа и от дьяка-дьяковича, от мужика и от женки, от парня и от девки, и от однозуба, от (д)воезуба, от (т)роезуба, и от старца и от старицы, от скимника и от скимницы, и от постригощего и мимо идущего, и от всяких зверей земных и лесных, и от всякого зла человека и лиха супостата. Ставьте же вы, двенадесять апостолов, и кругом меня, раба божья (имрек), и кругом моего милого живота и крестьянского скота тын железный, ворота медные, вереи стальные в землю тридевять локоть от земли до небеси, от небеси до земли; и еще ставьте тын каменный, ворота железные, вереи медные в землю тридевять локоть от земли до небеси и от небеси до земли, от востока до запада, от запада до лета, от лета до севера; и еще ставьте тын сребреный, ворота медные в землю тридевяти локоть от земли до небеси, от небеси до земли, до севера на три поприща, на три версты, и замыкайте тридевяти ключами и тридевяти замками с огнем и пламенем и дымом, и отдайте те ключи богородице в седьмое небо, на престол господен, и она же, владычица, пресвятая богородица царица небесная, мати Христова, загради ризою нетленною, которую порождала и заграждала сына своего возлюбленного, господа нашего Иисуса Христа, во святом граде во Иерусалиме и во святой горе во Вертепе; и снесет Богородица свою ризу нетленную, Иоанн Предтеча и заградит крестом животворящим, и которым крестил господа нашего Иисуса Христа, и снесет свою ризу с крестом животворящим Иоанн Предтеча в седьмое небо.
[Божественный обход рогатого скота]
Во имя Отца и Сына и святого Духа, аминь! Стану я, раб божий пастырь, благословясь, пойду перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота, далече в чистое поле. Стану я на восток лицом, на запад хребтом. Помолюсь я, Раб божий, господу богу Саваофу, Христу, сыну божию, пречистой его богоматери-богородицы и присно девы Марии, Иоанну-пророку Предтечи и крестителю Христову, Михайле-архангелу — грозному воеводе небесных сил, святым апостолам Петру и Павлу, и святому Николаю-чудотворцу, и святому священному ученику Власию, епископу севастийскому, чудотворцу и святому преподобному Георгию, всей небесной силе, со умилением припадаю и молюся Вам. Пособите, помогите, благословите, на путь проводите меня, раба божия пастыря, с моим милым скотом, с крестьянским животом, с коровьим стадом, пасти от сего дня, во все теплое лето до белого снегу. Закройте, заградите, закрестите святыми своими божественными нетленными ризами ходячий (?) сей поскотине и меня, раба божия пастыря Иоанна, мой милой скот, а крестьянской живот, коров, быков, нетелей и малых подтелков, колматых, рогатых, кладенных и некладенных, доморощенных и вновь приведенных, черных, белых, пестрых, сивых и красных, и всяку разно-шерстну скотину, от черного зверя, от серого зверя, широколапого медведя и прикидня, насилочного пакостника, перехожего волка, волчихи, красные лисицы, черные соболихи, от рыси и росомахи, от великой змии, скорпии, от всякого злого человека, порченника и пыточника, и от всякия от патшия (падшия) силы, от падежу, от пострелу, от поветрия, от стретущего и постигающего, со стороны видящего, всякого разного чина людей. Закреплю я, раб божий пастырь Иоанн, заговорю свое вышеписанное коровье стадо вашими всесильными мольбами. Сколь твердо основание земное — двигнуться не может с места, и сколь крепок гроб господен на воздусе во святом граде Иерусалиме, и сколь крепок синий камень во окиане-мори — не крушится, не колется и не разгнется, столь крепок и жесток мой буди вышеписанной заговор кругом моего любимого стада, вышеписанной заговор век по веку, аминь, аминем заключается! О пресвятая госпоже, владычице богородице, как ты закрыла, заградила сына своего господа нашего Иисуса Христа во святом граде Вифлиеме иудейском от Ирода-царя безбожного, так ты закрой, загради, закрепи святой своей ризою нетленной ходячи (?) в моей поскотине, к осеку, по тропам, по угодьям, и меня, раба божия пастыря Иоанна, и мой милой скот, крестьянской живот, век по веку, аминь, аминем заключается!
О Пресвятой царю Господи! (Поставь) около моего вышеписанного коровья стада тын железной, другой булатной, третий медной, в четвертых стену каменную, глубиною три сажени в землю, вышиною тридевять сажень, проведи, господи, реку огненную глубиною до самыя бездны, повели, господи, те вышеписанные тыны и ту стену каменную замкнуть и заложить святому апостолу Петру златыми его ключами и снесть за престол под святую его одежду нетленную; как сего замка ключей не видеть, так же бы звери не видели моего любимого стада, кажися сие при лесе лесом, при горе горой, при камне камнем, при воде водой, аминь, аминем заключается!
О Пресвятый царю Господи! Пошли, господи, святого пророка Илию на огненной колеснице, с громом и молниею, со стрелою с кременной, чтоб изстрелить из моей поскотины всякого зверя. Пошли, господи, злых медицинских (меделянских) лютых кобелей с вострыми зубами, с железными когтями, чтоб прогнали из моей поскотины черных, диких, разных разнопомянутых зверей; медведей, медведиц. Подьте вы за синее окиян-море, на диком лесе; тамо вы ешьте зеленую траву, пейте болотную воду, ломайте и ворочайте пенье и колодье, и выискивайте дикое каменье, а у меня, раба божия пастыря, в моей поскотине вам ни питья ни яденья век по веку, аминь, аминем заключается!
Как собирается народ православной ко звону колокольному, к пению церковному или к отцу духовному, и как собираются Муравьевы дети к отцу своему, царю мурашу, со всех сторон, служат ему и слушают его всегда, и как стекаются быстрые реки и малые источники во славно окиан-море, такожде мой милой скот, крестьянской живот, любимое коровье стадо шли бы, плелися-вилися в одно место, стекалися на трубу мою, на покат солнца в новце и ветхе, на перекрое месяце, в меженныя дни, во всякое время из паскотины, из рек, из ручьев, из сенных покосов, со великаго места к домам своим, к хозяевам и хозяйкам, без обрядочно дружка от дружки не оставаючись, век по веку, аминь, аминем заключается.
Возьми у всякой скотины меж рогами шерсти и клади в воск, прочти эту книгу три раза, по солнцу и с образом обойди три раза, волочи за собою топор, — и так спусти, а воск зарой в землю, чтоб люди не видали и не знали.
Аще кто на меня, раба божия пастыря, и мой милой скот зло подумает, какой порчею, враждебною статьею, у того бы порченника и пыточника в тиме язык воротило бы, подколенные жилы рвало бы, скочили бы очи, со лба выпрянули бы, чтоб ему, порченнику и пыточнику, в день покою и в ночь усыпу не было, и до смертного его часу буди Господи во веки веков, аминь!
(Из старинной рукописи)
[Отпуск скота]
Во имя Отца и ына и св<ятого> Духа! Стану я, раб божий Иван, благословясь, пойду перекрестясь во святые темные леса (двух строчек разобрать нельзя) со светом Богородицей Марией. Спаси и освободи, помилуй милое мое стадо, крестьянской живот: одношерстные и двоешерстные кони и кобылы и малыя поскотя(ны), черныя и белыя, серыя и красныя теля, також и коровы черныя, и красныя, и пестрыя с малыми подтелками от всякаго чернаго зверя, медведя и медведицы широколапого, и волка рыскучаго и волчицы; и постави, Господи, около моего стада милаго и любимаго крестьянскаго живота (горы) каменныя, тын железный, столп огненный от земли и до неба. Спасите и помилуйте, Фрол и Лаврей, святый Егорей Храбрый, милыя кониныя и коровьи стада, кони и кобылы, и коровы и посоков и подтелков, а одношерстныя... белыя, и серыя, и красныя и пегих от дребей и болот, чтоб не потерялась ни едина шерстина и копыто от крестьянскаго милаго живота, любимаго скота; чтоб не могли ни колдуны околдовать, и ни еретики оеретичествовать, да никакой портененик испортил, ни еретицы; и кто подумает худое, пройди скрозь того стрела каленая от моего любимаго стада, крестьянскаго скота. Царю Давид, царю Ко(н)ст(ант)ин, царю Соломон! Спасите и сохраните конское и коровье мое стадо, милый, любимый крестьянский живот. Как царь Ко(н)ст(ант)ин ходил около своего воинства со крестом и сохранял свое воинство, также и около моего конского и коровьего стада, милаго крестьянскаго живота, ходил бы и сохранял бы со крестом от чернаго зверя, широколапаго медведя и медведицы, от сераго рыскучаго волка, волчицы, и от колдунов и от колдуний, от еретиков и от еретиц, и от портеников. И поставьте вы около моего стада, милаго крестьянского живота, горы каменные, столп огненный и тын железный. Зверь (?) моего голоса и моего следу, и как услыша (т) церковный звон, так бы и сбирались малое (милое) мое стадо на означенное место, где я сам живу, от темнаго лесу, и от дребей, и от болот, на всяку ночь все до единого — лошади и коровы, малые и большие, всегда, ныне и присно, во веки веков, аминь!
Тож
Ходить вкруг трижды и читать отпуск, сбирать со всякого и коня, и кобыл, и коров, посоков шерсти с головы, и с копыт овец ресать (резать) нектя не крести (?), положить муки помолой, все... вместо: шерсть, муку и нокти в одно место, от колоколов соскрести меди, тут же положить и испечь в мякушку. В том же месте от церковных колоколов соскрести меди, в мякушку спечь, смолоть, в тую мякушку закатать и воск; а рябиновое дерево то вырвать с корнем, около стада носить со отпуском... первое как посадить, и еще топор и ножик впереди себя, образ Егория и крест деревянный, изгон (?) деревянный носить в пазухе, около стада, рослел (росной) ладан, артус (?) и полушка медная держать при себе; после хождения рябина расколоть до конца... около и сквозь стадо пропустить воротами, а над воротами поставить (в) верх образ и крест изгон (?) по обе стороны, и замок-дугу положить на две стороны. Как скот пройдет рябинку, замок замнуть и снести в лес, положить в муравейник к отпуску, при себе держать. А которые кони будут... бегать и тех... свести в... где сам живет, став... (дальше разобрать трудно).
(из старинной рукописи)
Функция: скотоводческие
[Заговор-оберег при свадьбах]
...Меня, раба божия (имрек), во своя святыя руку (?) и всех тых тридесяти замков все мои ключе золотые, снес (?) тее мои ключи на вышнее во седьмое (небо?) и отдал тебе, господи, всемогущему и великому богу, а ты, господи, боже святый, у свои (?) архангела Михаила приняв вседержительную (вседержительною) крепкою десной все тыи мои ключи золоты, и положи ты, господи, на свой честный на вышний иже херувимския неподвижный престол под свою перину дорогую, и... ты, господи, сам на тую свою перину дорогую в сем часу... и на тыи мои ключи золотые на все, и не вынять тых моих... господи, никому... ни ко(л)дунам ни ко(л)дуницам, ни ведунам ни ведуницам, ни старцам ни старицам, ни черницам ни чернецам, ни попам ни попадьям, ни бельцам ни белицам, ни вдовцам ни вдовицам, ни каликам ни нищим, ни старым ни малым, ни чернокровым ни белокровым ни краснокровым, никому, никакому человеку — новобрачному сему или второбрачному, княгины (имрек) и его тысяцкому (имрек), и боярам его и дружкам, свахам и брюдгам, и конюхам и лошадям, всему поезду и добрым гостям, и гостьям званым-браным, и всем домашним стряпчим и поварам, сидячим дома и в людях и за столом, со всем поездом его, по земли пешь идучись, или на коне едучись верхом, или по водам едучись мимо многие грады жи... и пустые, большие и малые погосты и волости, и многие деревни, большие и малые, на море и на езерах, и на реках едучись в судах, мимо многие островы, большие и малые, или луды большие и малые, и по земли идучись на мхах, на гладких болотах, и лесах едучись, мимо многие древа большие и малые, и мимо великие щели и камения большие и малые, мимо едучись храмины пустые, ловецкие пашенные станы, на всяком месте и везде быть всем от всяких ненавистников и супостатов здавым (здравым) и сохранным, а на тых на всех моих на вострых тынах, которы ставлены ныне у меня, раба божия (имрек), около сего новобрачного князя (имрек), около всего поезду его, и конем его, и всякому дому его, и всякого милого живота его, всех добрых гостей его на всякой на вострой тынины железно (и) по го(ло)вы по колдуновой и ведуновой, и по колдунихиной, по ведунихиной, а еще на одной моей на большей на вотой (вострой?) на железной тынины быть головы ко(л)дуновой и виновой (ведуновой), ко(л)дунихиной и ведунихиной, и кудесниковой и кусницыный (кудесницыной), и кто будет каков злодей мой и супостат, портежник и ненавистник, колдун или ведун, или кудесник или портежник, или.... ведуниха или кудесница, на сего но.... (имрек), на тысецкого его (имрек) и н…жков, и на сваху, на брюдгу, и на к.... его, и на стряпчих, и на грепцов, и...... его, и на всякой милой живот его..... на хадучей, на всякых добрых гост... поезду его, начнет помышлять ка.... человек портить, старец или черниц, ил.... или белиц, или колдун или ведун или кудесн... богат или нищ, чернокров или краснокров или белокров, или старица или черница, или попадья или белица, или чернокрова или краснокрова или белокрова, или богата или нища, в очи или по за очи, или за столом седучись или встрету едучись, или за хоромины или за угла или стороны, поблизку и подалеку, за древа, зат (?) каменя смотрячись или мешь (меж) людьми стоя-чись, начнет бранить или бесчестить или портить, и того злого человека, злодея и супостата моего, на той вострой и на железной на большой тынины быть головы колдунов и ведунов и кудесниковой, колдунихиной и ведунихиной и кудеснициной впреть во веки вечный ....... злодеев моих всяких зломы.... супостатов моих всяких потре.... лдунов и ведунов и кудесников и.......... дуниц и кудесниц, и всяких лих ...... в, и в портежников, моих злодеев .... грозные всея небесные силы, воевода ....... Христов Михаил, ты всех моих cy...атов своим востым (вострым) и огненным мечом присекает, а конь его приедает (?), всегда ныне и присно и во веки веков, аминь! (Говорят надаглыми (над иглами?) и над...а на тые, без ушей, плюнуть трижды, и в замок плюнуть трижды, и замнуть).
Песни, собранные П.Н. Рыбниковым / Под ред. А.Е. Грузинского. Изд 2-е. В 3-х т. М., 1910. т. 3..