Новости: 🍀 Объявляется набор в школу Рунической Магии и Мантики 🍀

  • 23 Ноября 2024, 15:53:18


Автор Тема: Печорский край  (Прочитано 537 раз)

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Печорский край
« : 30 Марта 2019, 14:55:54 »
Нигде,  кажется,  не  распространены  столь  широко такие остатки  седой  древности,  какъ  верование  въ  реальное  существование  массы  злыхъ  духовъ,  нечистой силы, порчи, сглаза, оговора  или  колдовства,—какъ  на Печоре. И нигде, пожалуй, нетъ  такого  разнообразия  суеверныхъ  и  фантастически-нелепыхъ  средствъ  лечения  болезней,  какъ  здесь.

Колдуны и еретницы.

Колдунъ  представляеть  неотъемлемую  принадлежность печорской  деревни  и,  какъ  выражается  церковная  летопись Пустозерска,  „суеверий,  волшебства  и  колдовства здесь непо­чатый  уголъ“, а священникъ о. И. Михайловъ  въ  своей  статье („Епархиальныя  Ведомости"  1901 г.)  свидетельствуеть: „всевозможныхъ  cyeверий  и  предразсудковъ  среди  населения —великое  множество,  и  описывать  ихъ  въ  подробностяхъ  я нахожу  здесь  затруднительнымъ“. 

Всякий  колдунъ,  смотря по  его  силе,  имееть  въ своемъ распоряжении известное коли­чество  чертей:  у  иного  ихъ  бываетъ  по  паре,  но  бываетъ  и десятка  по  два,  а  у  некоторыхъ  и  сотъ  до  двухъ.  Если  кто желаеть  обучиться  у  колдуна  его  искусству,  то  тот,  на­учивши  способомъ,  о  которомъ  сказано  въ  другомъ  месте, отдает  ученику  въ  его  распоряжение  частичку  чертей,  а «если  обучение  происходить  еще  задолго  до  смертнаго  часа учителя,  то  после  его  смерти  все  бесы  передаются  новому колдуну.  Въ  существование  чертей  можно  убедиться  и  воочию.  Такъ,  одинъ  крестьянинъ  въ  с.  Усть-Кожве,  желая ихъ  посмотреть,  обратился  съ  просьбою  къ  колдуну, у кото­рая  бесовъ  было  много.  Пошли  въ  баню.  Колдунъ,  нагово­ривши,  что  надо,  и  почитавши  въ  черной  книге,  говорить: „смотри  черезъ  мое  левое  плечо въ озеро на  воду".  Смотрелъ тотъ  и  увиделъ разные огоньки—зеленые, желтые,  красные...Что  было  дальше,  онъ  не  могъ  объяснить, потому что сильно испугался  и  убежалъ  домой.  Нередко  колдуны  крадутъ  изъ тела  матери  ребенка,  и  этимъ,  по  преимуществу, занимаются колдуньи.  Ночью  является,  и всегда черезъ трубу, „еретница“ съ  распущенными  волосами  и  блюдомъ  въ руке, на которомъ лежитъ  ножъ.  Иной  разъ  мать  даже  видитъ,  какъ  ерегница вырезаетъ  ребенка,  но  ничего  не  можетъ сделать и даже пошевельнуться  не  въ  состоянии. Вынутаго  ребенка  колдуны жарятъ  и  кушаютъ,  а  также  имъ  обкармливають  того,  кого хотягъ  испортить.  То  же  самое  делаютъ  со  скотомъ  и  кра­дутъ  у  коровы  еще  не  родившаяся  теленка,  набивая вместо него  веники,  тряпки  и  т.  п.,  завернувши  все  въ  синюю,преимущественно, нанковую  тряпку.

Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/etnograficheskie-materialy/21/pechorskiy-kray/1089/
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Печорский край
« Ответ #1 : 30 Марта 2019, 15:34:32 »
Напускание икоты.

Главный  же  вредъ  отъ  колдуновъ  по  всему Печорскому краю это то,  что они напускаюсь на  женщинъ  „икоту", примеровъ  этому  безчисленное  множество и при томъ съ  точными указаниями  местъ,  лицъ  и  времени  происшествия. Такъ, одна женщина ходила за  во­дой,  споткнулась  и  сказала  „о, лембой съ тобой!“  (т.  е. чортъ съ тобой!),  и  въ  нее вскочила  икота:  рветъ  на  себе  волосы, кусается,  царапается, бьется  такъ, что трое-четверо сильныхъ мужиковъ  не  держатъ.  Только  недели  черезъ  2 —3,  когда пригласили колдуна,  всячески  ухаживали  за  нимъ,  угощали и  поили,  онъ  согласился  снять порчу.

Въ Сульскомъ выселке пустозерской  волости  въ 1902 г., колдунъ, увидавъ, какъ однаженщина  употребляетъ  духи,  попросилъ  ихъ  у  нея.  Раздра­женный  отказомъ,  онъ  напустилъ на нее такую икоту, которая пила  бы  духи,  и  передававший  этотъ случай торговецъ утверждаль, что когда онъ  предложилъ  пришедшей  за  духами покупательнице  вопросъ,  для  чего ей духи, сидевшая въ ней икота  вдругъ страшнымъ голосомъ завопила: „ духи буду пить, духи буду пить, давай духовъ“... и пила духи действительно. Очевидецъ разсказываетъ также,  какъ  въ с. У.-Цыльме колдунъ попросилъ  женщину  дать ему водки, и когда  она не дала, онъ поставилъ на стаканъ пальцы  и  что-то проговорилъ. Раздались  изъ  стакана  разные голоса, кричали,  бранились, визжали...  и  посадилъ въ хозяйку  колдунъ  такую  икоту, которая бы  ела неочищенныя головы куропатокъ. И ела, где только находила,—въ грязи и на  улице.

„Дикость.

Кроме икоты, о которой подробнее будетъ сказано ниже, колдуны напускаютъ также и  „дикость“: напр.,  одинъ па­рень, окончивъ науку у колдуна, испортилъ  свою  сестру такимъ  способомъ. Поставилъ въ сенцахъ  заколдо­ванную  вершу и говорить: „принеси-ка мне квасу". Она вышла въ сени, а  тамъ порча: очутился  испугъ, верша  по­казалась за покойника. Вбежала она въ избу, кричитъ  „Артамонычъ  у  насъ  въ  сенцахъ!“  Артамонычъ  съ  неделю  какъ умеръ. Стала  девушка безумной и все  лето дичала—бегаетъ кричитъ:  „беленкия,  красненькия,  синенкия", — рветъ  на себе одежду, складываетъ и поетъ песни.  Отецъ съ матерью были люди богобоязненные, возили  ее по монастырямъ, отецъ съ кнутомъ  рядомъ  стоить, грозить и заставляетъ молиться, служили все молебны объ изгнати нечистаго духа муромъ изъ  трехъ церквей,  давали  и  делали  все,  что нужно до самой осени,  пока  девушка  не  поправилась. Колдунъ  можетъ  также  напустить  и  разныя  болезни—лишаи,  прыщи,  грыжи,  ветряную,  костяную,  мок­рую...  и  другия  страдания.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Печорский край
« Ответ #2 : 30 Марта 2019, 17:35:00 »
Верования въ нечистую силу и способы предохранения отъ порчи.

Вера въ существование всякой нечистой  силы  очень  распространена. Напр., въ  баню  можно  ходить  только въ свое  время: обыкновенно идутъ сперва мужики, потомъ  бабы,  а  после бабъ  никто уже не ходить, потому  что моются  въ  бане  черти или, какъ въ ижемскихъ селахъ этотъ сортъ чертей называется  „гуреньки“.  Въ  подтверждение  приводился  фактъ, что во время  нашего  пребыватя  въ  У.-Цыльме,  одинъ  старикъ  пошелъ  въ  баню,  и  черти  его  тамъ задавили на-смерть. Легче всего, испортить во время свадьбы,и  для  предохранения  отъ  этого  въ  Кулеме,  напр., молодымъ надеваютъ  подъ  платье  сеть.  Предполагается, что для того, чтобы  порча подействовала,  дьяволъ  долженъ  развязать  все узлы  сети,  и  чемъ  больше  ихъ  будетъ,  темъ  это  сделать труднее. Съ тою  же предохранительною  целью  вкалываютъ девять  булавокъ  въ  платье  невесты,  но  такъ, чтобы ихъ совсемъ не  было  видно.

Заговоры и заклинания.

Для предохранения отъ колдовства существуетъ много  заговоровъ  и заклинаний, принаровленныхъ къ разнымъ случаямъ: отъ  „нечистаго  духа", отъ  „сглазу" и  „испуга", отъ  „окаяннаго  дьявола“,  „волшебника и волшебницы";  „кол­дуна  и  колдуницы",  „ведуна  и  ведуницы",  „порчельника" ,„лихоглазаго",  „ лихозубаго",  „богоотступника",  „лихошерстнаго",  и  пр.  Они  имеютъ  тотъ  же характеръ,  что  и  заго­воры  отъ  болезней,  о  которыхъ  говорится  дальше,  и  содер­жать  смесь  языческихъ  молитвъ  съ  призывашемъ  имени Божьяго, его угодниковъ и ангеловъ, которые  гоняются грозно за  нечистыми  духами,  убегающими  на  свои старыя, на прежние  жилища  подъ  скрипучее  дерево  или  подъ холмъ.

„Стану  я,  рабъ  Божий,  благословясь,  пойду перекрестясь, изъ избы  дверьми,  изъ  двора  воротми,  въ чистое поле, поклонюсь помолюсь  Господу  Иисусу  Христу  и  святымъ  архангеламъ  и ангеламъ  Михаилу  и  Гавриилу,  шестикрылымъ херувивамъ и серафимамъ  и  евавгелистамъ:  Матвею,  Марку, Луке, Иоанну Богослову,  какъ  васъ  боится  демонская  сила,  и  какъ  смущаетъ  небесная  стрела  молния  и  громъ,  такъ  бы  мои  заго­воры  и  приговоры  были  бы  сильны  и  крепки,  и  какъ  наши родители  въ  земле  лежать,  не  чуютъ  звона колокольнаго, ни пения церковнаго, и стоялъ бы крепокь сей заговоръ во всякое время  до будущаго  века.  Аминь “.

 „Стану я, рабъ Божий,  благословясь,  пойду  перекрестясь  изъ  избы  дверьми, изъ двора  воротами  въ  чистое  поле  подъ  утренней  зарей  къ истинному  Богу  Саваофу  и святымъ  Архангеламъ Михаилу и Гавриилу  и  Евангелистамъ  Матвею,  Марку,  Луке,  Иоанну Богослову, создай  Господь  грозную  тучу, каменную, темную, огненную  и  пламенную.  И  спустилъ  Господь  царя  грома  и царицу маланию, царь громъ грянулъ, царица малания огненное пламя  спустила,  молния  осветила,  раскакалась,  разбежалась и сколь она грозно  и  пылко,  и ярко,  и приничиво  дьявола изгоняетъ и  нечистаго  духа  демона  и  мамонта  насыльнаго  и нахожаго у меня—раба  Божия  изъ  двора изгоняетъ, а какъ бы раба  Божия  Георгия  проклятый  дьяволъ  и нечистый  духъ демонъ  и  мамонтъ  насыльный  и  нахожий устрашился и убоялся,и  всякие  нечистые  духи  раскакались  и  разбежались  и  восвояси,  водяной  въ  воду,  а  лесной  въ  лесъ  подъ  скрипучее дерево,  подъ  корень и ветряной подъ  кустъ, и подъ  холмъ, а  дворовый  мамонтъ  насыльный  и  нахожий  и  проклятый дьяволъ,  и нечистый  духъ  демонъ на свои, на  старыя,  напрежния  жилища,  и  какъ  Господь  умудрилъ  слепцовъ,  меня и  на  нечистыхъ  духовъ  также  трепетны  были бы нечистые духи отъ меня,  раба  Божия. 

И  какъ  наши родители въ земле лежать, не чуютъ звона  колокольнаго,  ни  пения  церковнаго, и такъ бы и  мои  заговоръ  и  приговоръ  сталь бы крепокъ и  силенъ  во всякое  время  до будущего века  во  веки. Аминъ“.

Это  смешение  христианскихъ  понятий съ  поэтическими воззрениями  славянъ на природу повторяется и въ колдовскихъ заговорахъ, съ тою  лишь  разницею,  что обращение  уже  на­правлено къ злой силе, и къ  такимъ  христианскимъ обычаямъ, какъ  ограждение себя крестнымъ знамениемъ  или хождение обычнымъ путемъ  черезъ дверь — отношение  отрицательное. Вотъ, напр., заговоръ  на  раздоръ,  который колдунъ  наго­вариваеть на  воду  или  на  съестное. 

„Стану я  не благословясь, пойду не перекрестясь  изъ  избы не дверьми, изъ воротъ не  въ  ворота,  выйду  подпольнымъ  бревномъ и дымнымъ окномъ въ чистое поле. Въ чистомъ поле бежить река чер­ная,  а по тое реке черной ездить чортъ съ чертовкой, а водяной съ водяновкой,  на одномъ на челне сидятъ, въ одно весло не  гребуть, одной  думы  не  думаютъ  и  советъ  не  советуютъ. Такъ  бы  рабъ  Божий  Александръ съ рабой Божией Натальей на одной бы лавке не сидели, одной  бы  думой не думали, одного  бы совета не советывали. Собака бела, кошка сера,—одинъ змеиный духъ. Ключъ и замокъ словамъ моимъ".

Впрочемъ, и въ колдовскихъ заговорахъ нетъ иногда нужды отрицать имя  Божие или крестное знамение,  и  этотъ переходъ отъ языческихъ молитвъ къ христианскимъ виденъ въ заговоре на такое уже не столь нечистое дело, какъ „присушивание“.

 „Стану я, раба Божия  Надежда, благословясь, пойду, перекрестясь, изъ дверей  дверьми, изъ воротъ въ  во­рота. Выйду на широкую улицу, поклонюсь, покорюсь утрен­ней  заре. Выйду я, раба  Божия  Надежда въ чистое поле;  въ чистомъ поле  стоитъ печь кирпичная, топятся дрова сосновые жарко и палко, такъ  у  раба  Божия  Владимира  сердце горело и кипело о  рабе  Божией  Надежде, такъ не могъ рабъ Божий Владимиръ ни жить, ни быть, ни часу часовать, безъ  рабы Божией Надежды и ночи ночевать, ни думы думать, ни хлеба и соли кушать, ни воды пить. Такъ бы  горелъ сердцемъ рабъ Божий  Владимиръ о рабе Божией Надежде, такъ ни быть, ни жить безъ рабы  Божией  Надежды, какъ днемъ по солнцу, по ночамъ—по частымъ мелкимъ звездамъ, которыхъ  слова недоговорныя будьте послухомъ, помогомъ, будьте слова крепки и забористы.  Аминь“.

При  этомъ надо взять следъ отъ ноги присушиваемаго и вынутую землю  сушить въ  мешечке; по мере высыхания земли,  сохнетъ отъ любви и испорченный.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Печорский край
« Ответ #3 : 30 Марта 2019, 17:47:32 »
Отношение къ больнымъ.

Относительно другихъ сторонъ жизни на Печоре,  могущихъ  иметь  влияние на состояние здоровья, следуетъ отметить то, что здесь большею  частью  къ  заболевшему  члену  семьи относятся  внимательно,  заботливо  и  стараются  облегчить  его страдания,  какъ  могутъ  и  умеютъ:  прогонять для него баню, попарятъ,  натрутъ  саломъ,  уложатъ  и  напоятъ  пуншемъ изъ горячаго  чая  съ  водкой,  а кто  можетъ,  то и съ ромомъ, ставятъ  горчишники  или  спускаютъ  испорченную кровь, приставляя  для  этого  рожки  и  просекая  потомъ  имеющимся для  этого  инструментомъ,  нередко,  правда, и очень  тупымъ. Больного угощаютъ пряниками, киселями,  а  соседи,  нередко  издалека,  приносятъ что-нибудь вкусное,  уговаривая ласково больного  отведать:  „покушай,батюшка,  я  тебе  здоровья  принесла".

С. Мартыновъ. Печорский край. 1905
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".