Новости: Группа нашего форума ВКонтакте: Гадание • Магия • Руны | VK

  • 23 Ноября 2024, 10:57:17


Автор Тема: Об угодниках Божьих  (Прочитано 663 раз)

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 944
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Об угодниках Божьих
« : 19 Июня 2019, 12:30:45 »
Извѣстно, что изъ св. угодниковъ Божіихъ въ нашемъ отечествѣ воздается особенное чествованіе святителю Николаю, скорому и близкому помощнику въ бѣдахъ и скорбяхъ. Послѣ него, народъ питаетъ благоговѣйное уваженіе къ тѣмъ святымъ, отъ которыхъ, по вѣрованію народа, наиболѣе зависитъ его земное благосостояніе.

Мученики Фролъ и Лавръ — чествуются, какъ всегдашніе покровители лошадей, святой священномученикъ Власій— хранитель рогатаго скота, преподобный Зосима и Савватій— неизмѣнные споспѣшники въ занятіи пчеловодствомъ и хранители пчелъ. Кто не знаетъ, съ какимъ благоговѣніемъ и усердіемъ чествуется у насъ память свят. Николая. Въ рѣдкій воскресный и праздничный день въ церквахъ, особенно сельскихъ, не совершается молебствій этому святителю. Его имени посвящено множество храмовъ; его икона есть почти въ каждомъ домѣ; и на воротахъ домовъ въ селахъ и деревняхъ встрѣтите иконы по преимуществу свят. Николая.

Чествованіе этого святителя раздѣляется даже невѣрными. Извѣстно, напр., что мордвы еще до принятія христіанства почитали свят. Николая, по примѣру русскихъ своихъ сосѣдей. Празднество въ честь мучениковъ Фрола и Лавра совершается 18- го августа. Въ этотъ день не только сельскіе, по и городскіе жители приводятъ своихъ лошадей къ мѣстной церкви. По окончаніи литургіи, выносится изъ храма образъ святыхъ мучениковъ на площадь, гдѣ священникъ служитъ молебенъ, совершаетъ водоосвященіе и окропляетъ св. водою всѣхъ лошадей.

Кромѣ того, многіе изъ прихожанъ, по деревнямъ, приглашаютъ священно- церковнослужителей къ себѣ на домъ для служенія частныхъ молебновъ св. мученикамъ. Поселяне въ этотъ день остерегаются работать лошадьми и даютъ имъ совершенный отдыхъ, чтобы не накликать конскаго падежа; во многихъ мѣстахъ въ этотъ денъ хозяева выводятъ лошадей къ рѣкамъ и озерамъ, купаютъ ихъ въ водѣ, и потомъ завиваютъ лентами ихъ гривы въ косы,— но почему, именно, Флору и Лавру усвоено покровительство надъ лошадьми, и на какомъ основаніи пріурочены къ имени и дню Флора указанные обычаи— на это мы не находимъ никакого объясненія въ житіи этихъ св. угодниковъ.

Мало того, свящ. Димитрій Ростовскій прямо замѣчаетъ, что въ повѣствованіи объ этихъ угодникахъ рѣшительно нѣтъ никакихъ положительныхъ данныхъ для вышеуказанныхъ народныхъ вѣрованій и обычаевъ. Между тѣмъ извѣстно, что въ древней Руси на иконахъ, рядомъ съ ликомъ св. мучениковъ Флора и Лавра, часто изображались лошади, и въ древнихъ нашихъ „ Подлинникахъ" подъ 18- мъ числомъ августа о св. Флорѣ и Лаврѣ читаемъ даже наставленіе, что эти угодники должны быть не иначе писаны, какъ съ этими покровительствуемыми ими животными.


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/etnograficheskie-materialy/21/ob-ugodnikakh-bozhbikh/1213/

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 944
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Re: Об угодниках Божьих
« Ответ #1 : 19 Июня 2019, 16:34:31 »
Не находя въ житіи с в. Флора и Лавра прямаго указанія для объсненія помянутыхъ вѣрованій и обычаевъ, можемъ, однако жъ, думать, что начало обыкновенія обращаться къ этимъ святымъсъ молитвою о покровительствѣ рабочимъ животнымъ скрывается въ глубокой древности.

Священномученикъ Власій, по народному вѣрованію, есть покровитель преимущественно рогатаго скота; поэтому въ случаѣ болѣзни, особенно эпидеміи этого скота, народъ обращается съ молитвою непремѣнно къ священномуч. Власію. Въ день преполовенія св. пасхи въ селахъ служится ему общій молебенъ. Кромѣ сего весною, когда поселяне въ первый разъ выгоняютъ скотъ въ поле, икона св.Василія выносится изъ церкви, и подъ открытымъ небомъ поется сначала общій молебенъ Спасителю,или Божіей Матери, въ соединеніи съ молебномъ св. Власію; затѣмъ совершается водоосвященіе для окропленія водой собраннаго въ одно мѣсто домашняго скота.

Каждый домохозяинъ приноситъ на молебенъ свѣчу, а иные приносятъ въ храмъ коровье масло и кладутъ въ даръ передъ образомъ св. Власія. На иконахъ, изображающихъ этого святаго, рисуются внизу коровы и овцы. Простолюдины обращаются къ нему съ такою молитвою:

„ Св. Власій! будь счастливъ( т. е. дай счастье) на гладкихъ телушекъ, на толстыхъ бычковъ,— чтобы со двора шли— играли, а съ ноля шли— скакали" . Для предохраненія скота отъ несчастій, въ коровникахъ и хлѣвахъ ставятъ образъ Власія; съ этимъ же образомъ во время скотскаго падежа совершается торжественное изгнаніе коровьей смерти ( опахиваніе) . Вотъ что пишетъ объ этомъ суевѣрномъ обычаѣ о. I. Вигилянскій:„ суевѣріе простаго народа всегда любитъ дѣйствовать въ тиши и рѣдко выглядываетъ на свѣтъ Божій.
Долго я не подозрѣвалъ, чтобы обычай „ опахиваніе села" крылся и среди моихъ прихожанъ, какъ въ другихъ обществахъ поселянскихъ. Но„ прошедшимъ лѣтомъ ( 1870 г.) этотъ обычай, по поводу скотскаго падежа въ смежной съ моимъ приходовъ деревнѣ, открылся и между моими прихожанами. Я узналъ объ этомъ по случаю просьбы нѣкоторыхъ женщинъ отлужитъ для нихъ молебенъ св. Власію; при чемъ они объяснили, что молебенъ этотъ служатъ они вслѣдствіе опахиванія села.

И свѣчи, ладонь и деньги, какіе собираются на прикладъ во время этой неразумной процессіи, въ первый же воскресный день приносятся въ храмъ, гдѣ и заказывается молебенъ св. Власію. Съ большею вѣроятностію можно сказать, что этотъ святой мученик Власій до сихъ поръ олицетворяетъ собою въ сознаніи простаго народа древнягоязыческаго бога Волоса — покровителя домашняго скота, который
(богъ Волосъ) въ христіанскую эпоху замѣненъ у насъ св. Власіем, частію, быть можетъ, по созвучію, частію же и потому, что, какъ разсказывается въ его житіи, онъ былъ пастухомъ и однажды совершилъ чудо— заставилъ волка возвратить похищеннаго имъ у бѣдной вдовы поросенка.

Въ пензенской епархіи каждый пчелинецъ имѣеть на своемъ пчельникѣ икону преподобныхъ Зосимы и Савватія— соловецкихъ чудотворцевъ, какъ хранителей пчелъ и споспѣшниковъ самимъ пчеловодамъ въ уходѣ за ними. Въ народѣ существуетъ слѣдующее сказаніе о Зосимѣ и Савватіѣ:

„На морьѣ— океанѣ, на островѣ— курганѣ лежитъ камень алатырь отъ конца вѣка сего, и на томъ камнѣ сидитъ ангелъ и спасъ образъ съ ангелы и архангелы и съ Пресвятою Богородицею Божіею дѣвовладычицею Матерью Маріею, и вышніе помощники Божіи Изосимъ и Савватіи— соловецкіе чудотворцы. Посла ихъ въ Нарименскія горы за силою пчелиною поймати крапчика и матку и посадитн въ зезлъ свой: подите дорогою, будетъ за вами погоня, то вы бросьте зезлъ свой въ правую сторону.
То они посланники Божіи Изосимь и Савватиі— соловецкіе чудотворцы съ архангеломъ Гавріиломъ, по Божію повѣленію, пойдоша за силою пчелиною въ папа-рымскія земли, въ рымскія горы и пойдоша путьемъ къ западу и до востоку, и дошедъ они посланники въ ту землю, Изосимъ и Савватій— соловецкіе чудотворцы, поймали крапчика и матку и посадиша въ зезлъ свой и пойдоша путьемъ къ западу и до востоку.

Архангелъ Гавріилъ поднимаетъ отъ земли всю силу пчелиную. Какъ востокъ имай облацы поднимаются, такобы подымалась сила пчелиная и пошла за Изосимомъ и Савватіемъ— соловецк. чудотворцами силою небесною и Духомъ Святымъ. Идоша по надлежащимъ путьямъ, то учинилася погоня изъ невѣрныя земли, тогда архангелъ Гавріилъ повелѣлъ Изосиму и Савватію бросить въ правую сторону зезлъ и крапчика и матку возгнаніе дороги.

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 944
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Re: Об угодниках Божьих
« Ответ #2 : 19 Июня 2019, 16:47:50 »
То учинилася погоня, невѣрные догнаша и обыскаша по надлежащимъ путьямъ и тропамъ. И рече святый отецъ: милостивые посланники Изосимъ и Савватій-—соловецкіе чудотворцы, возмите жезлъ свой, благословите и оградите путь сей и дорогу крестомъ и жезломъ въ востоку и до западу и со западу до востоку. И приведоша крапчика, и матку со всею силою пчелиною и къ тому-жъ собору Божію и ко престолу Господню къ ножіямъ Святителю. И рече святый отецъ Изосимъ и Савватій: Господи! пришедъ еси по вашей седмицѣ по твоему повелѣнію, сохраненъ и помилованъ вашими святыми молитвами... И приведоша къ нозѣмъ твоимъ крапчика и матку со всею силою пчелиною. Куда, Господи, дѣвать и сажать? Господь же, благословивъ и освятивъ духомъ своимъ святымъ, и преда и Господь Изосиму и Савватію— соловецкимъ чудотворцамъ, и велѣлъ пустити отъ востока и до запада во всю россійскую землю, въ темныя лѣса, въ угодныя древа православнымъ христіаниномъ и ко мнѣ рабу Божіему (имя реку)."

Сказаніе заканчивается молитвою:
„Изосима и Савватія помилуйте своими молитвами меня, раба Божія, во дворѣ или въ лѣсѣ на пчельникѣ пчелъ молодыхъ и старыхъ, на выстановкѣ во всякомъ году, во всякомъ мѣсяцѣ, въ четверти и полчетверти".

По другому сказанію Зосимъ и Савватей были угодники Божіи й крѣпко молились Господу Богу; только во время ихъ жизни не было еще пчелъ на Руси православной. Вотъ Господь Богъ и открываетъ имъ въ видѣніи, что въ египетскихъ горахъ есть пчелы, гнѣздами которыхъ пользуются окаянные измаильтяне. По гласу свыше отправились туда. Набрали нѣсколько пчелиныхъ матокъ, заключили ихъ въ тросточку и пошли оттуда въ православную Русь, подкидывая впередъ тросточку. Между тѣмъ пчелы летѣли съ матками па воздухѣ". Измаильтяне, видя что пчелы стали оставлять ихъ горы и летѣть за Зосимомъ и Савватіемъ, погнались за ними. Угодники Божіи, отбросивъ отъ себя палочку съ маткими впередъ, при обыскѣ иямаильтянами, какъ не имѣющіе ничего съ собою, остались невредимы и благополучно пришли на св. Русь, принося съ собою пчелъ на пользу православнымъ, на украшеніе храмовъ Божіихъ и на жертву Богу свѣчей. Такъ Господь Богъ умудрилъ ихъ для святой и православной Руси.

Отсюда, быть можетъ, и тотъ общій отголосокъ всѣхъ пчеловодовъ, что отъ св. Зосимы и Савватія произошло и искусство сажать пчелъ въ ульи, чтобы удобнѣе пользоваться модомъ и въ оныхъ сохранятъ пчелъ отъ сильныхъ морозовъ въ холодномъ климатѣ. Очевидно, что обирая основа всѣхъ этихъ христіанско- миѳологическихъ легендъ, апокрифическая и древняя, общенародная.  Извѣстно, что наши святые въ древне- народномъ міровоззрѣніи замѣнили языческихъ героевъ и полубоговъ; въ міросозерцаніи нашихъ предковъ они являются съ полумиѳическимъ характеромъ. Дѣйствительно, обозрѣвая въ житіяхъ русскихъ святыхъ не мало фактовъ нашего средневѣковаго народнаго міросозерцанія, вращавшагося въ сферѣ природы и христіанства, мы примѣчаемъ въ немъ именно такое направленіе: святые изображаются то героями, то полубогами, поборающими силы демоническія, миѳическія, демоновъ водныхъ, лѣсныхъ, звѣрообразныхъ и т. п.

Преданія и мифы о древнихъ богахъ переносятся на Спасителя, Богородицу и святыхъ угодниковъ; суевѣрные обряды и чары обставляются предметами, освященными въ церкви; заговоры сливаются съ христіанскими молитвами, и рядомъ съ воззваніями къ стихійнымъ силамъ природы народъ призываетъ ангеловъ и святыхъ; языческія празднества пріурочиваются къ христіанскому календарю ...Но изображая однихъ святыхъ героями, полубогами, другимъ святымъ народное міровоззрѣніе усвоило дѣйствіе и разныхъ производительных силъ природы.

Вѣра народная сближала ихъ съ жизнію природы, представляла ихъ непосредственными устроителями, управителями жизни физической, напр, произрастителями плодовъ земныхъ, хранителями скота, птицъ, пчелъ и т. и. Народъ русскій представлялъ, что святые назначены бытъ ему помощниками въ борьбѣ съ стихіями природы, поддерживать его физическое, матеріальное благосостояніе, и ждалъ отъ нихъ чудесъ.

Пензенские епархиальные ведомости. 1880.