II. Д у х и.
Всѣмъ духамъ, населяющимъ лѣса, поля, воды, дома и проч., можно дать одинъ видь: всѣ части тѣла тѣ же, что и у человѣка; сверхъ этого они имѣютъ рога и хвостъ; ростъ 1 — 2 фута; волоса по росту, желтаго или чернаго цвѣта. Лѣшіе иногда прохожихъ сбиваютъ съ пути; такой заблудившійся человѣкъ только тогда освобождается изъ рукъ духовъ, когда приходить въ сознаніе о своемъ заблужденіи и три раза кре-
стится. Другой разъ лѣшіе, заблудивъ прохожихъ, заводятъ ихъ на свою свадьбу. Изъ разсказовъ такихъ заблудившихся видно, что на свадьбѣ у лѣшихъ совершаются тѣ же обряды, что и у крестьянъ: вѣнчаніе, танцы, стрѣльба, сборъ денегъ и проч. Но у нихъ роскоши больше, чемъ у крестьянъ. Если заблудившійся безъ оружія, безъ стали, то духи заставляют его все дѣлать: рубить дрова, таскать воду, танцовать и проч. Въ случаѣ отказа, духи бьют его, отчего тотъ болѣетъ неизлечимою болѣзнью.
Такъ какъ сталь обезсиливаетъ духовъ, то поэтому они лишены возможности владѣть иголкою и шить себѣ платья. Для свадьбы они лѣзутъ въ самые богатые сундуки людей н выбираютъ себѣ необхо-
димое вѣнчальное платье, и, совершивъ свадьбу, обратно кладутъ на мѣсто.
Для свадьбы же духи уводятъ изъ конюшенъ красиыхъ быковъ, закалываютъ, мясо съѣдаютъ,а кости, сложивъ какъ слѣдуетъ, обтягива- ютъ шкурою и вдуваютъ въ инхъ жизнь и опять обратно приводятъ въ
конюшню. Потому-то красные быки большею частью являются худыми. Тѣмъ же порядкомъ уводятъ изъ конюшенъ коней, только не для ѣды, а для ѣзды.
Водяные становятся могущественными и вредоносными по ночамъ. Поэтому если явится экстренная нужда въ водѣ ночью, слѣдуетъ итти за нею не одному, но компаніею, и забирать воду не прежде, чѣмъ перекре-
стившись три раза, произнеся имя св. Троицы.
Домовыхъ въ каждомъ домѣ столько, сколько душъ въ немъ. Съ ними слѣдуеть обращаться осторожно, чтобы не огорчить. Напр., слѣдуетъ помойную (отъ рукъ, ногъ, посуды) воду оставлять въ какой
нибудь посудѣ до утра и тогда выбрасывать, а не ночью,— потому что если эту воду выбросить ночью, то капли воды могутъ попасть въ домового; отъ этого домовой сердится и виновника избиваетъ; отъ избіенія,
какъ и другихъ духовъ, заболѣваютъ неизлѣчимою болѣзнію.
Когда теряють какую нибудь вещь и тотчасъ же начинаютъ искать и не находятъ, то говорить, что на нее духъ сѣлъ.
Бабка на родинахъ у лѣшихъ.
«Это было ночью, разсказываетъ старуха-повитуха. Я была въ постели и дремала. Слышу — зовутъ меня; я иду на зовъ; на мѣстѣ, откуда раздавался зовъ, ничего не было, но немного подальше слышу тотъ же
зовъ, иду за нимъ; наконецъ дошло до того, что я зашла въ лѣсъ и перешла воду (разъ переходить воду ночью, уже нельзя сообразить о томъ, что духи обманываютъ). Наконецъ я очутилась у беременной лѣ-
шей. Пристали ко мнѣ духи и говорить: — «если родится мальчикъ, ты будешь награждена очень щедро; если же родится дѣвочка, то ты будешь задушена».
Къ несчастью родилась дѣвочва. Но я не унывала: изъ воску искусственнымъ образомъ пополнила недостатокъ, чтобы дѣвочка казалась мальчикомъ. Лѣшіе новорожденную дѣвочку приняли за мальчика и наполнили полу моей рубашки червонцами въ награду. Дорогою вижу, что въ полѣ не червонцы, а чешуи отъ лука; все разбросала по дорѳгѣ, осталось до дому лишь нѣсколько штукъ и что же: эти червонцы дома оказались настоящими червонцами».
Учитель Чайкендскаго 2-классн. земск. уч-ща Фед. Ив. Джейрановъ.
Этнографич. обозрение 1900 №2